Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ВОЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ФРГ НА ПОСТЪЮГОСЛАВСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПОЛИТИКО-ВОЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ФРГ НА ПОСТЪЮГОСЛАВСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / БАЛКАНЫ / СЛОВЕНИЯ / ХОРВАТИЯ / БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА / КОСОВО / СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ / ЧЕРНОГОРИЯ / СЕРБИЯ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунов Филипп Олегович

С начала 1990-х годов ФРГ была активным внешним участником формирования постъюгославского пространства, применяя на этом направлении как разноплановый политико-дипломатический, так и военный инструментарий. Демонстрация дееспособности Германии на Балканах способствовала тому, что страна постепенно вернула себе роль региональной державы и начала продвигаться к положению полновесного глобального игрока. В настоящей статье основное внимание сосредоточено на динамике и результатах развития двусторонних контактов ФРГ с балканскими региональными игроками в политико-военной области в 2010-е годы. В данной связи анализируется практическая значимость увеличения числа балканских стран в составе НАТО и запуска Конференции по Западным Балканам. Раскрываются роли Словении и Хорватии как фокусных региональных партнеров Германии. Сравниваются подходы ФРГ к урегулированию вооруженных конфликтов в Боснии и Герцеговине, а также в Косово. Показываются трудности, с которыми столкнулась германская дипломатия на пути обеспечения сближения этих региональных игроков с Евро-Атлантическим сообществом. В этом контексте рассматривается позиция официального Берлина по урегулированию «македонского вопроса» и показывается растущее понимание германским руководством значимости существенного улучшения отношений с Сербией для упрочения стратегических позиций Германии на Балканах. Описывается посредническая и координирующая роль ФРГ в налаживании неофициальных контактов между официальным Белградом и Косово, подчеркивается значимость «переговорной связки» канцлер А. Меркель - президент А. Вучич. Отмечается готовность Германии принять тактику разноскоростного сближения государств постъюгославского пространства с ЕС и НАТО. Делается вывод о том, что основной тактической задачей ФРГ на данном направлении в настоящее время является обеспечение вхождения всех государств региона в состав Евро-Атлантического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL-MILITARY DIMENSION OF THE FRG FOREIGN POLICY IN THE POST-YUGOSLAVIAN SPACE

Since the early 1990 s, Germany has been playing an active role in shaping so-called the post-Yugoslavian space, using a diversified political, diplomatic and military tools. Demonstration of Germany’s abilities in the Balkans contributed to the fact that the country gradually regained its role as a regional power and began to move towards the position of a full-fledged global player. The article focuses on the dynamics and results of the development of bilateral contacts between the FRG and the Balkan regional actors in the political and military field in the 2010 s. In this regard, the practical significance of increasing the number of Balkan countries in NATO and launching the Conference on the Western Balkans is analyzed. The roles of Slovenia and Croatia as focal regional partners of Germany are revealed. The author compares FRG’s approaches to the settlement of armed conflicts in Bosnia and Herzegovina and in Kosovo and shows the difficulties faced by German diplomacy in bringing these countries closer to the Euro-Atlantic community. In this context, the position of the FRG in the settlement of the «Macedonian issue» is examined and the growing understanding by the German leadership of the importance of a significant improvement in relations with Serbia for strengthening the strategic positions of Germany in the Balkans is revealed. The author describes the mediating and coordinating role of Germany in establishing unofficial contacts between official Belgrade and Kosovo and emphasizes the importance of the «negotiation link» between Chancellor A. Merkel and President A. Vučić. It is noted that Germany demonstrates the readiness to accept the tactics of multi-speed rapprochement of the states of the post-Yugoslavian space with the EU and NATO. The article concludes that, at the present, the main tactical task of the FRG in the post-Yugoslavian space is to ensure the integration of all states in the region into the Euro-Atlantic community.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ВОЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ФРГ НА ПОСТЪЮГОСЛАВСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Б01: 10.31249/аре/2021.02.09

Трунов Ф.О.1, 2021

Политико-военное измерение внешнеполитического курса ФРГ на постъюгославском пространстве

Аннотация. С начала 1990-х годов ФРГ была активным внешним участником формирования постъюгославского пространства, применяя на этом направлении как разноплановый политико-дипломатический, так и военный инструментарий. Демонстрация дееспособности Германии на Балканах способствовала тому, что страна постепенно вернула себе роль региональной державы и начала продвигаться к положению полновесного глобального игрока.

В настоящей статье основное внимание сосредоточено на динамике и результатах развития двусторонних контактов ФРГ с балканскими региональными игроками в политико-военной области в 2010-е годы. В данной связи анализируется практическая значимость увеличения числа балканских стран в составе НАТО и запуска Конференции по Западным Балканам. Раскрываются роли Словении и Хорватии как фокусных региональных партнеров Германии. Сравниваются подходы ФРГ к урегулированию вооруженных конфликтов в Боснии и Герцеговине, а также в Косово. Показываются трудности, с которыми столкнулась германская дипломатия на пути обеспечения сближения этих региональных игроков с Евро-Атлантическим сообществом. В этом контексте рассматри-

1 Трунов Филипп Олегович - кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН (1 trunov@mail.ru). 194

вается позиция официального Берлина по урегулированию «македонского вопроса» и показывается растущее понимание германским руководством значимости существенного улучшения отношений с Сербией для упрочения стратегических позиций Германии на Балканах. Описывается посредническая и координирующая роль ФРГ в налаживании неофициальных контактов между официальным Белградом и Косово, подчеркивается значимость «переговорной связки» канцлер А. Меркель - президент А. Вучич. Отмечается готовность Германии принять тактику разнос-коростного сближения государств постъюгославского пространства с ЕС и НАТО. Делается вывод о том, что основной тактической задачей ФРГ на данном направлении в настоящее время является обеспечение вхождения всех государств региона в состав Евро-Атлантического сообщества.

Ключевые слова: Германия, Балканы, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Косово, Северная Македония, Черногория, Сербия, урегулирование.

С момента объединения Западной и Восточной Германии (1990) внешняя политика ФРГ проводилась под знаком неуклонного стремления к укреплению позиций страны на мировой арене. Германская сторона последовательно продвигалась от положения «политического карлика», характерного для Боннской республики в период «классической» холодной войны, к роли региональной державы, а с начала XXI в. - полновесного глобального игрока. «Стартовым полигоном» для этого продвижения стало балканское направление. Демонстрируя в Балканском регионе готовность и способность к активному и разноплановому использованию политико-дипломатического и военного инструментария (до боевых форм включительно), ФРГ приняла на себя функции одного из внешних модераторов политической архитектуры возникавшего постъюгославского пространства. Тем самым германская сторона показывала свою международно-политическую правосубъектность как игрок, расширяющий зону своей деятельности за пределы традиционной зоны ответственности НАТО. Так, использование люфтваффе в военно-воздушной операции Североатлантического альянса против Югославии 24 марта - 10 июня 1999 г. во время косовского военно-политического кризиса стало одним из очевидных

указаний на трансформацию Боннской республики с ее строго лимитированной ролью на мировой арене в Берлинскую республику, внешняя политика которой сегодня ассоциируется с реализацией державных амбиций. В XXI в. ФРГ стала активно применять опыт, приобретенный на балканском направлении в деле использования политико-дипломатического и военного инструментария, на других региональных направлениях - прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке и Сахеле.

Привело ли наращивание усилий на других направлениях к снижению удельной значимости постъюгославского пространства во внешней политике ФРГ? С точки зрения автора, ответ на данный вопрос является отрицательным. В тактическом плане официальный Берлин с начала 2000-х годов постепенно, но при этом существенно (в 10 раз и более по сравнению с первоначальными объемами) снижает свой собственно военный вклад в урегулирование вооруженных конфликтов в Балканском регионе (что выглядело вполне логичным в силу значительного уменьшения риска возобновления в этой зоне активных боевых действий). Стратегически же интерес германской стороны к упрочению своих позиций как внешнего гаранта обеспечения стабильного и безопасного развития постъюгославского пространства не только не снизился, но, напротив, возрос. Прямым продолжением предшествующей линии официального Бонна / Берлина на активизацию деятельности Североатлантического альянса на постъюгославском пространстве стала внешнеполитическая деятельность ФРГ, осуществлявшаяся в этом регионе с конца 2000-х годов: поддержка увеличения числа балканских государств в составе НАТО и ЕС; запуск переговорного формата Конференции по Западным Балканам (с 2014 г.); попытки качественной перестройки германо-сербских отношений.

Задача представленной статьи - исследовать динамику политико-военных связей Германии с государствами и государственными образованиями на постъюгославском пространстве в середине - второй половине 2010-х годов. Для этого представляется необходимым охарактеризовать тот «багаж», который накопила ФРГ на балканском направлении за предшествующую четверть

века. Основные методы исследования - ивент-анализ и компаративный анализ.

Вопросам политики ФРГ на постъюгославском пространстве традиционно уделялось большое внимание как со стороны зарубежных, прежде всего германских, специалистов [Bendick, 2004; Calic, 2007; Elsässer, 2007], так и со стороны отечественных ученых [Павлов, 2005]. Вместе с тем по сравнению с временным отрезком 1990-2000-х годов, последующее десятилетие оказалось в значительной степени «в тени» с исследовательской точки зрения.

Утверждение ФРГ в роли внешнего модератора политической архитектуры постъюгославского пространства

Официальный Берлин стал уделять пристальное внимание Балканскому региону уже в первые месяцы после образования единой ФРГ, начав с реализации «прецедентной дипломатии». Эта формула означала политическое признание возникавших на постъюгославском пространстве политических субъектов независимыми государствами и установление с ними дипломатических отношений, действуя на опережение по отношению к партнерам по Евро-Атлантическому сообществу. Так, 19 декабря 1991 г. кабинет Г. Коля / К. Кинкеля признал независимость Словении и Хорватии и принял решение об установлении дипломатических отношений с обоими вновь возникшими государствами, в то время как на уровне ЕЭС такое решение было принято лишь 15 января 1992 г. [Zeittafel.., 1993, S. 17]. Тем самым германская сторона обозначила свои первоочередные страновые приоритеты, сохранившиеся на длительную перспективу, и продемонстрировала готовность к весьма активному использованию своего политико-дипломатического инструментария.

С 1992 г. в число фокусных направлений внешней политики ФРГ на постъюгославском пространстве вошло боснийское направление: в ноябре 1992 г. официальный Берлин признал независимость Боснии, несмотря на разрастание вооруженного конфликта на ее территории и неопределенность итоговых контуров границ. Германская сторона избрала курс на поддержку хорватской части населения Боснии и стала оказывать ей разностороннюю поддержку прежде всего в борьбе с ополченцами из Респуб-

197

лики Сербской (РС). Так, 30 августа - 20 сентября 1995 г. ВВС ФРГ приняли участие в военно-воздушной операции НАТО «Deliberate Force», направленной на подрыв военного потенциала боснийских сербов (см.: [Plenarprotokoll 13/48.., 1995]). В ходе мирных переговоров на базе США в Дейтоне германская дипломатия (в лице В. Ишингера и М. Штайнера) сыграла исключительную роль в объединении усилий хорватов-католиков и боснийцев-мусульман против боснийских сербов. Германия стала одним из государств, принявших Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, согласованное в Дейтоне 21 ноября 1995 г., подписанное в Париже 14 декабря 1995 г. и де-факто ставшее конституцией данного государственного субъекта. Таким образом, ФРГ приняла на себя функции одного из внешних гарантов территориальной целостности (т.е. недопущения сецессии РС) и безопасности Боснии и Герцеговины (БиГ). Впоследствии Германия принимала активное участие в работе Руководящего комитета по выполнению Дейтонского соглашения; при этом она направила значительный контингент (с первоначальным «потолком» численности в 3 тыс. военнослужащих) в состав IFOR / SFOR - сил НАТО по поддержанию мира в БиГ [The Bundeswehr.., 2009, p. 64-67].

Соответственно, уже в первой половине 1990-х годов определился основной принцип внешнеполитической деятельности ФРГ по формированию политической архитектуры постъюгославского пространства: поддержка независимости бывших югославских республик (т.е. их выхода из состава союзной федерации) при недопущении их дальнейшего дробления, что, в частности, показывал пример БиГ.

Из данного правила было сделано лишь одно исключение, но весьма значимое: ФРГ выступила в защиту обособления края Косово в составе Сербии, а затем и признания его независимости. В ходе косовского военно-политического кризиса 1998-1999 гг. ФРГ заняла очень жесткую позицию в отношении официального Белграда, требуя полного вывода югославских войск из Косова с заменой их международным миротворческим контингентом (под эгидой НАТО) и предоставления Косову широчайшей автономии (что, в частности, нашло отражение в так называемых «Рамбуйских

соглашениях») (см.: [Романенко, 2002, с. 514-572; Юго-Восточная Европа.., 2007, с. 275-297]). При этом германская сторона неоднократно подчеркивала готовность оказать силовое давление на югославскую сторону [Plenarprotokoll 13/248.., 1998]. Интересно, что в «косовском вопросе» линия вновь пришедшего к власти правительства Г. Шрёдера / Й. Фишера (коалиция СДПГ и Союза 90 / «Зеленые») по отношению к официальному Белграду оказалась даже жестче, чем прежняя линия отправлявшегося в отставку кабинета Г. Коля / К. Кинкеля: в отличие от Франции и Италии, Германия не была склонна к поиску компромиссов [Примаков, 2001, с. 155-156]. По мнению автора, ключевой причиной столь жесткой позиции в косовском кризисе, как и последующего участия ФРГ в военно-воздушной операции НАТО против Югославии, было стремление официального Берлина продемонстрировать дееспособность ФРГ как утвердившейся региональной державы. По завершении бомбардировок (продолжавшихся с 24 марта по 10 июня 1999 г.) в состав сил KFOR, развернутых на основании резолюции № 1244 Совета Безопасности ООН, были направлены значительные наземные силы бундесвера (с первоначальным «потолком» численности контингента в 8,5 тыс. военнослужащих). Как и силы IFOR / SFOR в Боснии, международные силы KFOR выполняли широкий спектр задач по поддержанию мира - «разведение» сторон конфликта, разоружение комбатантов вне регулярных формирований, охрана населения, патрулирование, разминирование, а также оказание содействия в восстановлении значимых социально-экономических объектов [The Bundeswehr.., 2009, p. 71-74]. Одновременно МИД ФРГ принимал активное участие в работе Контактной группы по Косову, отстаивая сохранение исключительно широких автономных прав края (см.: [Bericht.., 2010, S. 23-24]).

В 2001-2003 гг. ФРГ направляла миротворческие континген-ты в состав четырех сменявших друг друга миссий НАТО, действовавших в зоне вооруженного конфликта на территории Македонии [The Bundeswehr.., 2009, p. 54]. При этом во время операции «Amber Fox» по разоружению комбатантов иррегулярных формирований (прежде всего сепаратистов из числа албанского мень-

шинства) ФРГ впервые стала играть роль «рамочной нации» в деятельности многонациональных сил [Varwick, 2007, S. 771].

Таким образом, в 1990-е - начале 2000-х годов официальный Бонн / Берлин, последовательно продвигаясь с запада на восток, от Словении и Хорватии в сторону Македонии, играл роль внешнего гаранта безопасности и территориальной целостности вновь возникавших на постъюгославском пространстве независимых государственных субъектов. На данном этапе, завершившемся в 20062009 гг., ФРГ постепенно утверждалась в роли внешнего модератора новой политической архитектуры. В течение этого этапа Словения вступила в НАТО и ЕС (2004) и стала полноправным членом данных организаций в рамках их восточноевропейского расширения. Таким образом, в восприятии истеблишмента стран Запада, в том числе Германии, Словения, с одной стороны, оказалась географически обособленной от территории Западных Балкан, а с другой - вышла в авангард процесса сближения постъюгославских республик с Евро-Атлантическим сообществом, выступая в роли своеобразного «образца» для других региональных игроков. В 2006 г. Черногория по итогам референдума вышла из состава «малой» Югославии (Государственного союза Сербии и Черногории), тем самым окончательно завершив начавшийся еще в 1991-1992 гг. при активной поддержке ФРГ процесс распада бывшего югославского пространства на суверенные союзные республики. Стоит отметить, что в ходе подготовки референдума по вопросу о независимости Черногории официальный Берлин стремился предельно дистанцироваться от него. Причина тому - планируемое перспективное улучшение отношений с Сербией, без чего дальнейшее упрочение политико-военных позиций ФРГ на Балканах представлялось весьма проблематичным. Тем не менее новым «раздражителем» в сербско-германских отношениях стала поддержка официальным Берлином независимости края Косово от Сербии (с последующим признанием Косова в качестве государственного субъекта). 17 февраля 2008 г. власти Косова провозгласили его независимость, а уже 20 февраля 2008 г. кабинет А. Меркель / Ф.-В. Штайнмайера принял решение установить с Косовом дипломатические отношения (см.: [Bericht.., 2010, S. 23-24]).

Особенности внешнеполитической линии ФРГ на постъюгославском пространстве

Какой была общая конъюнктура двусторонних связей официального Берлина со странами постъюгославского пространства, сложившаяся к середине 2010-х годов? Условно в ней можно выделить три блока. Первый - достигший высокого уровня взаимодоверия диалог с Хорватией и Словенией. Второй - взаимоотношения с субъектами, пытающимися (с разной степенью успешности) перейти к постконфликтному этапу государственного строительства - Боснией и Герцеговиной, Косовом, Северной Македонией. Наконец, третий блок - взаимоотношения с Черногорией и - особенно - с Сербией, которая до середины 2010-х годов была в значительной степени выключена из «архитектуры» постъюгославского пространства, выстраивавшейся при участии Германии и ее партнеров по Евро-Атлантическому сообществу.

При этом, если в 1990-2000-е годы, параллельно с развитием двусторонних контактов, ФРГ активно участвовала в работе различных переговорных форматов по урегулированию вооруженных конфликтов на Балканах (Руководящий комитет по выполнению Дейтонского соглашения, Контактная группа по Косову), то с начала 2010-х годов начался поиск схемы нового многостороннего механизма, который можно было бы преобразовать в площадку для «суммирования» диалогов на региональном уровне. Таким механизмом стала Конференция по Западным Балканам, впервые проведенная с участием большинства региональных игроков 22 августа 2014 г. в Берлине [Konferenz.., 2014]. Символично, что работа данного переговорного механизма именовалась также «Берлинским процессом» (см.: [Pressekonferenz.., 2018 a]), что подчеркивало важность той роли, которую продолжала играть ФРГ в качестве внешнего модератора архитектуры постъюгославского пространства.

Значимый вклад в обеспечение развития данного процесса внесло использование еще одного политического инструмента -дипломатических турне А. Меркель по странам Балканского региона. Так, поездка канцлера 8-10 июля 2015 г. по маршруту Албания - Босния и Герцеговина - Сербия [Reise der Bundeskanzlerin..,

2015] прошла в соответствии с системой внешнеполитических приоритетов ФРГ на Балканах. В частности, визит в Албанию, в числе прочего, засвидетельствовал поддержку официальным Берлином независимости Косова (учитывая традиционную близость Косова и Албании), но не прямо, а опосредованно - для «сглаживания» негативного восприятия этого факта в Сербии. Затем А. Меркель посетила БиГ, где встретилась с представителями организации «Матери Сребреницы» [Reise der Bundeskanzlerin.., 2015], тем самым выразив осуждение по отношению к действиям сербских ополченцев в ходе вооруженного конфликта 1992-1995 гг. Наконец, в завершение поездки, канцлер прибыла в Белград. С одной стороны, это свидетельствовало о растущей удельной значимости сербского направления в системе двусторонних контактов Германии на Балканах. С другой стороны, официальный Берлин посылал Сербии четкий «сигнал» о том, что не будет пересматривать основы своей стратегии на постъюгославском пространстве, в том числе - свою линию на жесткое лимитирование политических возможностей сербских меньшинств, особенно в Боснии и Герцеговине и Косове. Не менеее политически значимым был и визит А. Меркель в Македонию 8 сентября 2018 г., состоявшийся в преддверии референдума об изменении временного названия этой страны, а де-факто - также с учетом перспективы ее интеграции в евро-атлантические институты [Pressekonferenz.., 2018 а].

Диалог Германии со Словенией и Хорватией

Формально взаимоотношения ФРГ со Словенией и Хорватией не содержат каких-либо «проблемных узлов». Вступление Хорватии в НАТО (2009) и ЕС (2013), осуществленное при активной поддержке Германии, не только увеличило количество балканских стран - участниц евро-атлантических институтов, но и позволило официальному Берлину сменить своего фокусного партнера на постъюгославском пространстве: вместо Словении таковым постепенно становилась Хорватия. Так, формально декларируя равноудаленную от обеих сторон позицию в рамках спора о разделе территориальных вод в акватории Пиранского залива, на деле

Германия оказывала официальному Загребу существенную поддержку: давление ФРГ стало значимым фактором в снятии претензий, имевшихся у Словении и мешавших Хорватии присоединиться к евро-атлантическим институтам. Кроме того, Хорватия (в отличие от Словении, не позиционирующей себя как западнобал-канское государство) не просто вошла в число стран - участниц Конференции по Западным Балканам, но и стала основным региональным партнером Германии в работе данного механизма.

В настоящее время оба игрока - как официальная Любляна, так и официальный Загреб - признают за ФРГ роль «старшего партнера», демонстрируя согласие с Германией практически по всем вопросам международной безопасности - в частности, по урегулированию вооруженных конфликтов на востоке Украины, в Сирии, Ираке, Ливии [Pressekonferenz.., 2018 b; Pressekonferenz.., 2019]. При этом объемы их реального двустороннего сотрудничества как в политико-дипломатической, так и в военной области сравнительно невелики. Так, по линии Североатлантического альянса ФРГ участвовала в деятельности комитета по повышению компетенции Центра передового опыта НАТО в Словении (профиль центра: тактика ведения боевых действий в горах). По линии ЕС ФРГ и Словения совместно участвовали в деятельности трех проектных комитетов на базе программы PESCO (по повышению эффективности военно-тренировочной деятельности; выстраиванию военно-логистических цепочек; увеличению мобильности войск). В работе двух последних комитетов принимала участие и Хорватия [Permanent.., 2019].

Взаимоотношения Германии с балканскими странами, стремящимися перейти к постконфликтному этапу государственного строительства (Босния и Герцеговина, Косово, Северная Македония)

В случаях Боснии и Герцеговины и Косова официальный Берлин, существенно снизив уровень своего военного присутствия на их территории (в случае БиГ - вплоть до фактического «обнуления»), активно использовал политико-дипломатический инструментарий для сохранения территориальной целостности данных субъектов - прежде всего для пресечения возможных попыток

сецессии со стороны сербских меньшинств. Обязательным условием окончательного урегулирования существующих региональных проблем Германия считала обеспечение максимально полного сближения данных государственных субъектов с Евро-Атлантическим сообществом. Отправной точкой этого процесса стало подписание Боснией и Герцеговиной и Косовом соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС с перспективой вступления в Европейский союз и Североатлантический альянс.

В случае Косова основные трудности были связаны с неготовностью признать статус Косова как государственного субъекта со стороны некоторых стран - участниц ЕС и НАТО, для которых проблемы возможной сецессии являются весьма актуальными (Испания, пытающаяся разрешить «каталонский вопрос» и «баскский вопрос», а также Румыния, действующая с учетом чувствительности «приднестровского вопроса» для Молдовы). Соответственно, Косово подписало соглашение о стабилизации и ассоциации с ЕС 27 июня 2015 г., однако по состоянию на начало 2020-х годов оно не было даже ратифицировано.

В Боснии и Герцеговине трудности с подготовкой соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС имели прежде всего внутренний характер и были связаны с сопротивлением представителей Республики Сербской. В декабре 2005 г. германский дипломат К. Шварц-Шиллинг, готовившийся занять пост Верховного представителя по Боснии и Герцеговине (от Руководящего комитета по выполнению Дейтонского соглашения), заявил о близкой перспективе полного урегулирования конфликта в Боснии и Герцеговине и формального демонтажа механизма опеки Евросоюза над БиГ [Schwarz-Schilling, 2005] (в 2004 г. миссия НАТО SFOR была трансформирована в миссию ЕС ALTHEA). Босния и Герцеговина подписала соглашение о стабилизации и ассоциации с ЕС в 2008 г., однако вплоть до 2015 г. страны Запада, игравшие ключевую роль в работе Руководящего комитета по выполнению Дейтонского соглашения, не предпринимали никаких шагов по суверенизации БиГ. Причина этого - сопротивление РС, противившейся ратификации соглашения, что стало главным препятствием для выполнения дейтонских договоренностей [Drucksache.., 2010]. Лишь в 2015 г.

документ был ратифицирован. К такому итогу привело сближение стран Запада с Боснией и Герцеговиной, опосредованно оказавшее большое влияние на отношение к соглашению об ассоциации с ЕС в Республике Сербской.

Во второй половине 2010-х годов ключевыми приоритетами внешней политики ФРГ в отношении официального Сараева были сохранение территориальной целостности БиГ, расширение ее связей с ЕС, а также получение ею индивидуального плана по вступлению в НАТО [Pressekonferenz.., 2018 d]. Существенной проблемой, препятствовавшей решению данных задач, оказалось масштабное миграционное давление на территорию БиГ в 20152016 гг.: через боснийские земли пролегала «балканская тропа», по которой массы беженцев, а также мимикрировавших под них боевиков передвигались из зоны сирийско-иракского вооруженного конфликта в страны ЕС. Это привело к обострению социально-экономических проблем в БиГ и способствовало новому повышению уровня недовольства в Республике Сербской по поводу сближения официального Сараева с Евро-Атлантическим сообществом. На пике миграционного кризиса помимо предоставления дополнительной официальной помощи развитию прорабатывалась возможность развернуть в БиГ группировку сил и средств под эгидой НАТО; также увеличилась частотность переговоров на высшем уровне: так, 24 июня 2016 г. А. Меркель прибыла в Президиум Боснии и Герцеговины, чтобы детально обсудить комплекс мер по поддержке страны [Bundeskanzlerin Merkel.., 2016]. В целом к началу 2020-х годов германо-боснийские отношения вновь вернулись на траекторию роста, хотя проблемы, в том числе связанные с учетом интересов РС, остаются - прежде всего в латентных формах.

В Косове, в отличие от БиГ, миграционное давление ощущалось не столь сильно: этому способствовало присутствие на территории Косова миссии KFOR, включающей контингент бундесвера, который совместно с австрийским контингентом комплектовал батальон (до начала 2010-х годов - бригаду) «Юго-Запад» [KFOREinsatz..., 2017]. Фактически силы KFOR выполняли в том числе функции пограничной стражи, тем самым существенно усиливая боевой потенциал косоварской армии. Помимо сдерживания по-

токов беженцев миссия KFOR прилагала значительные усилия, чтобы не допустить рост недовольства среди сербского меньшинства в Косове, не согласного с выходом края из состава Сербии. Недовольство не переросло, однако, в массовые волнения не только благодаря присутствию контингента KFOR, но и благодаря сближению Сербии с Германией, в процессе которого ФРГ стремилась, в частности, сподвигнуть официальный Белград вступить в контакт с косоварским руководством. Активно и последовательно поддерживая Приштину, Германия тем не менее согласилась на вхождение Косова в число стран - участниц Конференции по Западным Балканам лишь в апреле 2019 г., т.е. спустя почти четыре года после ее создания. По мнению автора, ФРГ «оттягивала» введение Косова в данный переговорный формат, делая Сербии в этом вопросе уступку (хотя и небольшую), поскольку была заинтересована в максимально скором и полном подключении официального Белграда к работе конференции. И лишь после того, как была пройдена «точка невозврата» в данном процессе, в число стран - участниц Конференции по Западным Балканам было введено Косово. Однако это не стало «раздражителем» в отношениях ФРГ с официальным Белградом, будучи в полной мере скомпенсировано интенсификацией двусторонних контактов на высшем уровне.

В случае Северной Македонии (официальное название до 12 февраля 2019 г. - Бывшая Югославская Республика Македония) ФРГ, пристально следившая за дискуссией о принятии страной постоянного названия, последовательно поддерживала идею об окончательном решении «македонского вопроса». В процессе дискуссии Германия стремилась оказывать влияние на греческую сторону (особенно после ухода А. Ципраса с поста премьер-министра) с целью урегулирования политического конфликта с официальным Скопье в вопросе о названии страны [Pressekonferenz.., 2018 а]. Соответственно, официальный Берлин весьма позитивно воспринял итоги референдума 30 сентября 2019 г. о принятии страной наименования «Республика Северная Македония». ФРГ всемерно способствовала последующей интеграции Северной Македонии в евро-атлантические институты и поддержала ее

вступление в НАТО (27 марта 2020 г.), положительно оценивая тенденцию к увеличению числа балканских государств в составе Альянса.

«Узкие места» диалога Германии с Сербией. Фактор Черногории

Фактор исторической памяти (причем весьма негативной) неизменно играл существенную роль в германо-сербских отношениях. В ХХ в. Германия дважды - в ходе Второй мировой войны (балканская кампания вермахта 1941 г. и последующая оккупация Югославии) и в 1999 г. - использовала свой военный потенциал в сугубо наступательных целях против сербских войск и населения. Именно Сербия оказалась в наиболее проигрышном положении в процессе формирования постъюгославского пространства, который проходил при активном участии ФРГ; официальный Белград весьма болезненно воспринимал как распад Югославии в целом, так и боснийскую и - особенно - косоварскую его составляющие. Однако если в 1990-2000-е годы линия на фактическое «выключение» Сербии из заново выстраиваемого балканского регионального ландшафта казалась официальному Берлину необходимой и логичной, то в 2010-е годы ситуация изменилась. Германский истеблишмент осознал, что новая архитектура постъюгославского пространства не будет достаточно прочной, если Сербия не примет на себя функцию одной из ее опор (или, как минимум, подпорок). Поэтому важными компонентами новой внешнеполитической линии ФРГ по отношению к Сербии стали: отсутствие новых «раздражителей» (с 2008 г. - отсутствие новых сецессий Югославии / Сербии), поддержка прихода к власти в самом Белграде политиков нового типа, а также демонстрация привлекательности сближения с Евро-Атлантическим сообществом на примере Черногории.

Здесь следует отметить, что в отношениях ФРГ с Черногорией изначально отсутствовали какие-либо серьезные «проблемные узлы». ФРГ поддержала вступление этой балканской страны в НАТО (2017), а также сближение официальной Подгорицы с Европейским союзом, чему способствовал, в частности, и тот факт, что в октябре 2008 г. Черногория признала независимость Косова / Ко-совы. Официальная Подгорица стала участницей Конференции

207

по Западным Балканам с момента ее учреждения (2014) [Konferenz.., 2014]. Тем не менее к началу 2020-х годов практические объемы германо-черногорской кооперации в политико-военной области по-прежнему весьма незначительны: военно-техническое сотрудничество, а также взаимодействие в военно-тренировочной сфере под эгидой НАТО имеют сугубо «точечный» характер.

Что же касается смены элит в Сербии, то здесь основное внимание следует обратить на исходное наличие переговорной связки А. Меркель - А. Вучич, которая возникла еще в период пребывания последнего на посту главы правительства (2014-2017) и приобрела еще большее значение после того, как он занял президентский пост (с 1 июня 2017 г.). А. Вучич, будучи последовательным сторонником евро-атлантической интеграции, не только поддержал присоединение Сербии к Конференции по Западным Балканам (2014), но и приложил все усилия к тому, чтобы на этой переговорной площадке Сербия начала играть более активную роль [Kanzlerin Merkel.., 2019]. С февраля 2017 г. при посреднической, а де-факто координирующей роли ЕС начались неофициальные контакты между Сербией и Косовом, что в Берлине было воспринято с особым удовлетворением [Pressekonferenz.., 2017]. Убийство в Косове сербского политика умеренных взглядов О. Ивановича в январе 2018 г. резко затормозило данный процесс. Стремясь его реактивировать, А. Меркель провела специальные переговоры с А. Вучичем в феврале 2018 г. [Pressekonferenz.. , 2018 c].

К началу 2020-х годов германский истеблишмент вплотную подошел к заключению неформальной «стратегической сделки» между Сербией и ЕС: Сербии предлагалось признать независимость Косова де-факто и как минимум частично де-юре в обмен на гарантии со стороны ЕС по поводу сохранения социокультурных и экономических связей сербского меньшинства в Косове с исторической родиной. В единой связке со «сделкой» рассматривалось вступление Сербии в Европейский союз (базой для этого было соглашение об ассоциации с ЕС, подписанное в 2008 г. и вступившее в силу в 2013 г.) с долгосрочным сохранением внеблокового статуса в смысле отношений с НАТО.

А. Меркель не раз подчеркивала осознанную готовность Германии к разноскоростному сближению государств постъюгославского пространства с Евро-Атлантическим сообществом. Для «сверки часов» по данному вопросу использовалась Конференция по Западным Балканам, в деятельности которой официальный Белград при президенте А. Вучиче играл весьма активную роль [Kanzlerin Merkel.., 2019].

В данной связи весьма показателен следующий факт: в 2018 г. Сербия закупила у ФРГ партию ударных и вспомогательных вертолетов (а также комплектующих к ним); тем самым объем импорта военной продукции из Германии в Сербию увеличился до 105,5 млн евро, или более чем в 200 раз (!) по сравнению с 2017 г. [Bericht.., 2019, S. 73]. Соответственно, Германия впервые стала одним из крупных поставщиков вооружений для сербских вооруженных сил. Тем не менее даже на этом фоне вероятность выхода официального Белграда и ЕС на «стратегическую сделку» в реалиях начала 2020-х годов остается достаточно низкой.

•Jc-Jc-Jc

Уже на первом этапе реализации своей стратегической линии на постъюгославском пространстве (1991 - вторая половина 2000-х годов) ФРГ достигла существенных успехов в формировании выгодной для себя политической архитектуры. Однако успех в основном был достигнут на страновом уровне. Соответственно, задача сведения воедино всех внешнеполитических линий в отношениях с западнобалканскими странами стала реализовываться на втором этапе (с конца 2000-х годов, для чего использовались: подписание соглашений о стабилизации и ассоциации с ЕС, вступление в ЕС, вступление в НАТО балканских стран (в 2004-2020 гг. в Альянс вступили четыре региональных игрока), Конференция по Западным Балканам и углубление двусторонних связей. При этом резкое наращивание соответствующих усилий наблюдалось между 2014 и 2018 гг. В целом к началу 2020-х годов Германия сумела занять достаточно прочные политико-военные позиции на постъюгославском пространстве, однако «точка невозврата» в деле

превращения ФРГ в органичного внешнего гаранта региональной подсистемы безопасности будет пройдена только после качественной трансформации отношений официального Берлина с Сербией в увязке с окончательным урегулированием вооруженных конфликтов в Боснии и Герцеговине, а также в Косове.

Литература

Павлов Н.В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. - М. : Наука, 2005. - 410 с.

Примаков Е.М. Восемь месяцев плюс... - М. : Мысль, 2001. - 238 с.

Романенко С.А. Югославия, Россия и «славянская идея»: Вторая половина XIX - начало XXI в. / Институт права и публичной политики. - М., 2002. - 624 с.

Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен / под ред. А.А. Язьковой. - М. : Весь мир, 2007. - 352 с.

Bendick A. Der Konflikt im ehemaligen Jugoslawien und die Europäische Integration. -Wiesbaden : Verlag für Sozialwissenschaften, 2004. -348 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im Jahre 2018 (Rüstungsexportbericht 2018) / Bundesministerium für Wirtschaft und Energie. - Berlin, 2019. - 112 S.

Bericht der Bundesregierung zur Zusammenarbeit zwischen der Bundesrepublik Deutschland und den Vereinten Nationen und einzelnen, global agierenden, internationalen Organisationen und Institutionen im Rahmen des VN-Systems in den Jahren 2008 und 2009 / Bundeskanzleramt. -Berlin, 2010. - 108 S.

Bundeskanzlerin Merkel empfängt das Dreier-Staatspräsidium von Bosnien und Herzegowina / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2016. - 24.06. - Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/bundeskanzlerin-merkel-empfaengt-das-dreier-staatspraesidium-von-bosnien-und-herzegowina-751968 (Date of access - 29.12.2020).

The Bundeswehr on operations: Publication to mark the 15 th anniversary of the first parliamentary mandate for armed Bundeswehr missions abroad / Federal ministry of defense. - Berlin, 2009. - 120 p.

Calic M.-J. Krieg und Frieden in Kosovo / / Handbuch zur deutschen Außenpolitik / S. Schmidt, G. Hellmann, R. Wolf (Hrsg.). - Wiesbaden : Verlag für Sozialwissenschaften, 2007. - S. 475-479.

Drucksache 17/1374: Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten Marieluise Beck (Bremen), Volker Beck (Köln), Viola von Cramon-Taubadel, weiterer Abgeordneter und der Fraktion Bündnis

90/Die Grünen / Deutscher Bundestag, 17. Wahlperiode. - Berlin, 2010. -13.04. - 8 S.

Elsässer J. Kriegslügen: Der NATO-Angriff auf Jugoslawien. - Berlin : Kai Homilius Verlag, 2007. - 200 S.

Kanzlerin Merkel zur Westbalkan-Konferenz: Gesprächskontakte verbessern, Spannungen überwinden / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2019. -30.06. - Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/ kanzlerin-merkel-zur-westbalkan-konferenz-gespraechskontakte-verbessern-spannungen-ueberwinden-1641954 (Date of access - 29.12.2020).

KFOR-Einsatz der Bundeswehr: Weniger Soldaten im Kosovo / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2017. - 22.06. - Mode of access: https://www.bun desregierung.de/breg-de/suche/weniger-soldaten-im-kosovo-442354 (Date of access - 29.12.2020).

Konferenz der Staaten des Westlichen Balkans in Berlin / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2014. - 22.08. - Mode of access: https://www.bundesre gierung. de/breg-de/suche/konferenz-der-staaten-des-westlichen-balkans-in-berlin-753800 (Date of access - 29.12.2020).

Permanent Structured Cooperation (PESCO)'s projects: Overview / European Council. - Brussels, 2019. - 12.11. - 23 p. - Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/media/41333/pesco-projects-12-nov-2019. pdf (Date of access - 29.12.2020).

Plenarprotokoll 13/48: Stenografischer Bericht / Deutscher Bundestag, 13. Wahlperiode, 48. Sitzung. - Bonn, 1995. - 30.06. - S. 4013 C-4019 C.

Plenarprotokoll 13/248: Stenografischer Bericht / Deutscher Bundestag, 13. Wahlperiode, 248. Sitzung. - Bonn, 1998. - 16.10. - S. 23127 D-23137 В.

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Ministerpräsidenten der ehemaligen jugoslawischen Republik Mazedonien, Zaev, in Skopje / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2018 a. - 08.09. - Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bun deskanzlerin-merkel-und-dem-ministerpraesidenten-der-ehemaligen-jugosla wischen-republik-mazedonien-zaev-1524438 (Date of access - 29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Ministerpräsidenten der Republik Kroatien, Andrej Plenkovic, in Zagreb / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2019. - 18.05. - Mode of access: https://www.bundesre gierung. de/breg-de / suche/ pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-ministerpraesidenten-der-republik-kroatien-andrej-plenkoviс-1612740 (Date of access - 29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Ministerpräsidenten der Republik Slowenien, Marjan Sarec, im Bundeskanzleramt / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2018 b. - 12.10. - Mode of access: https://www.

bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-ministerpraesidenten-der-republik-slowenien-marjan-sarec-1537860 (Date of access - 29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Premierminister von Serbien, Aleksandar Vucic, in Berlin / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2017. -14.03. - Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-premier minister-von-serbien-aleksandar-vucic-842550 (Date of access - 29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem serbischen Präsidenten Aleksandar Vucic, im Bundeskanzleramt / Bundeskanzleramt. -Berlin, 2018 c. - 27.02. - Mode of access: https://www.bundesregierung. de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-serbischen-praesidenten-aleksandar-vucic-846130 (Date of access - 29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Vorsitzenden des Ministerrates von Bosnien und Herzegowina, Denis Zvizdic, im Bundeskanzleramt / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2018 d. - 13.08. - Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-vorsitzenden-des-ministerrates-von-bos nien-und-herzegowina-denis-zvizdic-1510382 (Date of access - 29.12.2020).

Reise der Bundeskanzlerin: Westbalkan auf dem Weg in die EU / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2015. - 07.07. - Mode of access: https://www. bundesregierung.de/breg-de/suche/westbalkan-auf-dem-weg-in-die-eu-440410 (Date of access - 29.12.2020).

Schwarz-Schilling Ch. EUFOR-Mission auf Jahrzehnte angelegt: Interview // Deutschlandfunk. - Berlin, 2005. - 16.12. - Mode of access: https://www.deutschlandfunk.de/schwarz-schilling-eufor-mission-auf-jahr zehnte-angelegt.694.de.html?dram:article_id=62760 (Date of access -29.12.2020).

Varwick J. Nordatlantische Allianz / / Handbuch zur deutschen Außenpolitik / S. Schmidt, G. Hellmann, R. Wolf (Hrsg.). - Wiesbaden : Verlag für Sozialwissenschaften/GWV Fachverlage GmbH, 2007. - S. 763-778.

Zeittafel vom 12.9.1990 bis 20.12.1990 // Deutsche Aussenpolitik nach der Einheit 1990-1993: Eine Dokumentation herausgeben vom Auswärtigen Amt. - Bonn, 1993. - S. 13-27.

DOI: 10.31249/ape/2021.02.09 Trunov Ph.O.1, 2021

Political-military dimension of the FRG foreign policy in the post-Yugoslavian space

Abstract. Since the early 1990 s, Germany has been playing an active role in shaping so-called the post-Yugoslavian space, using a diversified political, diplomatic and military tools. Demonstration of Germany's abilities in the Balkans contributed to the fact that the country gradually regained its role as a regional power and began to move towards the position of a full-fledged global player.

The article focuses on the dynamics and results of the development of bilateral contacts between the FRG and the Balkan regional actors in the political and military field in the 2010 s. In this regard, the practical significance of increasing the number of Balkan countries in NATO and launching the Conference on the Western Balkans is analyzed. The roles of Slovenia and Croatia as focal regional partners of Germany are revealed. The author compares FRG's approaches to the settlement of armed conflicts in Bosnia and Herzegovina and in Kosovo and shows the difficulties faced by German diplomacy in bringing these countries closer to the Euro-Atlantic community. In this context, the position of the FRG in the settlement of the «Macedonian issue» is examined and the growing understanding by the German leadership of the importance of a significant improvement in relations with Serbia for strengthening the strategic positions of Germany in the Balkans is revealed. The author describes the mediating and coordinating role of Germany in establishing unofficial contacts between official Belgrade and Kosovo and emphasizes the importance of the «negotiation link» between Chancellor A. Merkel and President A. Vucic. It is noted that Germany demonstrates the readiness to accept the tactics of multi-speed rapprochement of the states of the post-Yugoslavian space with the EU and NATO. The article concludes that, at the present, the main tactical task of the FRG in the post-Yugoslavian space is to ensure the integration of all states in the region into the Euro-Atlantic community.

1 Trunov Philipp Olegovich - Ph.D. in Political Sciences, Senior Researcher INION RAS (1 trunov@mail.ru).

Keywords: Germany, Balkans, Slovenia, Croatia, Bosnia and Herzegovina, Kosovo, North Macedonia, Montenegro, Serbia, settlement.

References

Bendick A. (2004). Der Konflikt im ehemaligen Jugoslawien und die Europäische Integration. - Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften. - 348 S.

Bericht der Bundesregierung zur Zusammenarbeit zwischen der Bundesrepublik Deutschland und den Vereinten Nationen und einzelnen, global agierenden, internationalen Organisationen und Institutionen im Rahmen des VN-Systems in den Jahren 2008 und 2009. (2010) / Bundeskanzleramt. - Berlin. -108 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im Jahre 2018 (Rüstungsexportbericht 2018). (2019) / Bundesministerium für Wirtschaft und Energie. - Berlin. - 112 S.

Bundeskanzlerin Merkel empfängt das Dreier-Staatspräsidium von Bosnien und Herzegowina. (2016) / Bundeskanzleramt. - Berlin. - 24.06. -Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/bundes kanzlerin-merkel-empfaengt-das-dreier-staatspraesidium-von-bosnien-und-her zegowina-751968 (Date of access - 29.12.2020).

The Bundeswehr on operations: Publication to mark the 15 th anniversary of the first parliamentary mandate for armed Bundeswehr missions abroad. (2009) / Federal ministry of defense. - Berlin. - 120 p.

Calic M.-J. (2007). Krieg und Frieden in Kosovo // Handbuch zur deutschen Außenpolitik / S. Schmidt, G. Hellmann, R. Wolf (Hrsg.). -Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften. - S. 475-479.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Drucksache 17/1374: Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten Marieluise Beck (Bremen), Volker Beck (Köln), Viola von Cramon-Taubadel, weiterer Abgeordneter und der Fraktion Bündnis 90/Die Grünen. (2010) / Deutscher Bundestag, 17. Wahlperiode. - Berlin. -13.04. - 8 S.

Elsässer J. (2007). Kriegslügen: Der NATO-Angriff auf Jugoslawien. -Berlin: Kai Homilius Verlag. - 200 S.

Kanzlerin Merkel zur Westbalkan-Konferenz: Gesprächskontakte verbessern, Spannungen überwinden. (2019) / Bundeskanzleramt. - Berlin. -30.06. - Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/ suche/kanzlerin-merkel-zur-westbalkan-konferenz-gespraechskontakte-verbes sern-spannungen-ueberwinden-1641954 (Date of access - 29.12.2020).

KFOR-Einsatz der Bundeswehr: Weniger Soldaten im Kosovo. (2017) / Bundeskanzleramt. - Berlin. - 22.06. - Mode of access: https://www.bundesre

gierung. de/breg-de/suche/weniger-soldaten-im-kosovo-442354 (Date of access - 29.12.2020).

Konferenz der Staaten des Westlichen Balkans in Berlin / Bundeskanzleramt. - Berlin, 2014. - 22.08. - Mode of access: https://www.bundesregie rung.de/breg-de/suche/konferenz-der-staaten-des-westlichen-balkans-in-berlin-753800 (Date of access - 29.12.2020).

Pavlov N.V. (2005). FRG's foreign policy in postbipolar world [Vneshnyaya politika FRG v postbipolyarnom mire]. - Moscow: Nauka. - 410 p.

Permanent Structured Cooperation (PESCO)'s projects: Overview. (2019) / European Council. - Brussels. - 12.11. - 23 p. - Mode of access: https: //www.consilium.europa.eu/media/41333/pesco-projects-12-nov-2019.pdf (Date of access - 29.12.2020).

Plenarprotokoll 13/48: Stenografischer Bericht. (1995) / Deutscher Bundestag, 13. Wahlperiode, 48. Sitzung. - Bonn. - 30.06. - S. 4013 C-4019 C.

Plenarprotokoll 13/248: Stenografischer Bericht. (1998) / Deutscher Bundestag, 13. Wahlperiode, 248. Sitzung. - Bonn. - 16.10. - S. 23127 D-23137 В.

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Premierminister von Serbien, Aleksandar Vucic, in Berlin. (2017) / Bundeskanzleramt. -Berlin. - 14.03. - Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-premiermi nister-von-serbien-aleksandar-vucic-842550 (Date of access - 29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Ministerpräsidenten der ehemaligen jugoslawischen Republik Mazedonien, Zaev, in Skopje. (2018 a) / Bundeskanzleramt. - Berlin. - 08.09. - Mode of access: https://www.bundesregierung. de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bun deskanzlerin-merkel-und-dem-ministerpraesidenten-der-ehemaligen-jugosla wischen-republik-mazedonien-zaev-1524438 (Date of access - 29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Ministerpräsidenten der Republik Slowenien, Marjan Sarec, im Bundeskanzleramt. (2018 b) / Bundeskanzleramt. - Berlin. - 12.10. - Mode of access: https://www.bundesre gierung.de/breg-de/ suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-ministerpraesidenten-der-republik-slowenien-marjan-sarec-1537860 (Date of access - 29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem serbischen Präsidenten Aleksandar Vucic, im Bundeskanzleramt. (2018 с) / Bundeskanzleramt. - Berlin. - 27.02. - Mode of access: https://www.bundesregie rung. de/breg-de/ suche / pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-serbischen-praesidenten-aleksandar-vucic-846130 (Date of access -29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Vorsitzenden des Ministerrates von Bosnien und Herzegowina, Denis Zvizdic, im Bundeskanzleramt. (2018 d) / Bundeskanzleramt. - Berlin. - 13.08. - Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-vorsitzenden-des-ministerrates-von-bos nien-und-herzegowina-denis-zvizdic-1510382 (Date of access - 29.12.2020).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Ministerpräsidenten der Republik Kroatien, Andrej Plenkovic, in Zagreb. (2019) / Bundeskanzleramt. - Berlin. - 18.05. - Mode of access: https://www. bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-ministerpraesidenten-der-republik-kroatien-andrej-plenkovic-1612740 (Date of access - 29.12.2020).

Primakov E.M. (2001). Eight months plus... [Vosem' mesyatsev plyus...]. -Moscow: Mysl'. - 238 p.

Reise der Bundeskanzlerin: Westbalkan auf dem Weg in die EU. (2015) / Bundeskanzleramt. - Berlin. - 07.07. - Mode of access: https://www.bundesre gierung.de/breg-de/suche/westbalkan-auf-dem-weg-in-die-eu-440410 (Date of access - 29.12.2020).

Romanenko S.A. (2002). Yugoslavia, Russia and the «Slavic Idea»: Second half of the XIX - early XXI century [Yugoslaviya, Rossiya i «slavyanskaya ideya»: Vtoraya polovina XIX - nachalo XXI v.] / Institute of Law and Public Policy. - Moscow, 2002. - 624 p.

Schwarz-Schilling Ch. (2005). EUFOR-Mission auf Jahrzehnte angelegt: Interview // Deutschlandfunk. - Berlin. - 16.12. - Mode of access: https:// www.deutschlandfunk.de/schwarz-schilling-eufor-mission-auf-jahrzehnte-ange legt.694.de.html?dram:article_id=62760 (Date of access - 29.12.2020).

South-Eastern Europe in the era of dramatic changes [Yugo-Vostochnaya Evropa v epokhu kardinal'nykh peremen]. (2007) / A.A. Yaz'kova (Ed.). - Moscow: Ves mir. - 352 p.

Varwick J. (2007). Nordatlantische Allianz / / Handbuch zur deutschen Außenpolitik / S. Schmidt, G. Hellmann, R. Wolf (Hrsg.). - Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften/ GWV Fachverlage GmbH. - S. 763-778.

Zeittafel vom 12.9.1990 bis 20.12.1990. (1993) // Deutsche Aussenpolitik nach der Einheit 1990-1993: Eine Dokumentation herausgeben vom Auswärtigen Amt. - Bonn. - S. 13-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.