Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В МЕДИА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ И СОЗНАНИИ СЕРБОВ, ЧЕРНОГОРЦЕВ И ХОРВАТОВ В ПЕРИОД С 2014 ПО 2023 ГОД'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В МЕДИА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ И СОЗНАНИИ СЕРБОВ, ЧЕРНОГОРЦЕВ И ХОРВАТОВ В ПЕРИОД С 2014 ПО 2023 ГОД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ России / медиа / технологии формирования имиджа государства / дискурс-анализ / массовый опрос / Сербия / Черногория / Хорватия / image of Russia / media / technologies for the formation of the image of the state / discourse analysis / mass survey / Serbia / Montenegro / Croatia

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Домбровская Анна Юрьевна, Марияна Шундич

Представлены результаты анализа трансформации контента о России и ее внешней политики в медиасреде стран бывшей Югославии в период с 2014 по 2023 год и отображение образа России в сознании современных граждан Сербии, Черногории и Хорватии. Исследование осуществлено с применением методики дискурс-анализа сообщений традиционных и новых медиа, а также массового кросс-национального опроса сербов, черногорцев и хорватов об отношении к России и ее внешней политике в период с 2014 по 2023 год. Выявлены тенденции изменения доминирующих психосемантических приемов формирования имиджа России в национальных медиа стран бывшей Югославии в течение последних десяти лет. Показаны тенденции перехода от превалирования приемов рациональной аргументации к доминированию эмоциональной стереотипизации и искажению фактов в конструировании образа России и ее внешней политики в медиаконтенте стран бывшей Югославии. Представлены базовые итоги обработки опросных данных, свидетельствующих о рассогласовании между доминирующими дискурсами, отражающими негативные смыслы в отношении России, и наличием заметной доли граждан Сербии, Черногории и Хорватии, демонстрирующих позитивные установки по отношению к России и ее внешней политике. Показаны факторы, влияющие на формирование образа РФ в сознании сербов, черногорцев и хорватов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF RUSSIA'S IMAGE IN THE MEDIA OF THE COUNTRIES OF THE FORMER YUGOSLAVIA AND IN THE MINDS OF SERBS, MONTENEGRINS AND CROATS IN THE PERIOD FROM 2014 TO 2023

The results of the analysis of the transformation of content about Russia and its foreign policy in the media environment of the countries of the former Yugoslavia in the period from 2014 to 2023 and the reflection of the image of Russia in the minds of modern citizens of Serbia, Montenegro and Croatia are presented. The study was carried out using the methodology of discourse analysis of messages from traditional and new media, as well as a massive cross-national survey of Serbs, Montenegrins and Croats on attitudes towards Russia and its foreign policy in the period from 2014 to 2023. The trends of changes in dominating psychosemantic techniques of forming the image of Russia in the national media of the countries of the former Yugoslavia over the past ten years have been revealed. The trends of the transition from the prevalence of rational argumentation techniques to the dominance of emotional stereotyping and distortion of facts in the construction of the image of Russia and its foreign policy in the media content of the countries of the former Yugoslavia are shown. The basic results of the processing of survey data are presented, indicating a discrepancy between the dominant discourses reflecting negative meanings towards Russia and the presence of a significant proportion of citizens of Serbia, Montenegro and Croatia demonstrating positive attitudes towards Russia and its foreign policy. The factors influencing the formation of the image of the Russian Federation in the knowledge of Serbs, Montenegrins and Croats are shown

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В МЕДИА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ И СОЗНАНИИ СЕРБОВ, ЧЕРНОГОРЦЕВ И ХОРВАТОВ В ПЕРИОД С 2014 ПО 2023 ГОД»

УДК 32.019.51 001: 10.24412/2071-6141-2024-1-125-140

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В МЕДИА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ И СОЗНАНИИ СЕРБОВ, ЧЕРНОГОРЦЕВ И ХОРВАТОВ В ПЕРИОД С 2014 ПО 2023 ГОД

А.Ю. Домбровская, М. Шундич

Представлены результаты анализа трансформации контента о России и ее внешней политики в медиасреде стран бывшей Югославии в период с 2014 по 2023 год и отображение образа России в сознании современных граждан Сербии, Черногории и Хорватии. Исследование осуществлено с применением методики дискурс-анализа сообщений традиционных и новых медиа, а также массового кросс-национального опроса сербов, черногорцев и хорватов об отношении к России и ее внешней политике в период с 2014 по 2023 год. Выявлены тенденции изменения доминирующих психосемантических приемов формирования имиджа России в национальных медиа стран бывшей Югославии в течение последних десяти лет. Показаны тенденции перехода от превалирования приемов рациональной аргументации к доминированию эмоциональной сте-реотипизации и искажению фактов в конструировании образа России и ее внешней политики в медиаконтенте стран бывшей Югославии. Представлены базовые итоги обработки опросных данных, свидетельствующих о рассогласовании между доминирующими дискурсами, отражающими негативные смыслы в отношении России, и наличием заметной доли граждан Сербии, Черногории и Хорватии, демонстрирующих позитивные установки по отношению к России и ее внешней политике. Показаны факторы, влияющие на формирование образа РФ в сознании сербов, черногорцев и хорватов.

Ключевые слова: образ России, медиа, технологии формирования имиджа государства, дискурс-анализ, массовый опрос, Сербия, Черногория, Хорватия.

Растущее информационное противостояние РФ и Запада, значимость совершенствования работы в сфере преодоления негативных эффектов когнитивных манипуляций, ориентированных на создание деструктивного и стеореотипного имиджа РФ в сознании граждан стран мира, и ряд других факторов актуализируют заявленную тему. Одной из ключевых мишеней таких манипуляций становятся национальные аудитории стран, имеющих общие с Россией культурно-исторические корни, в частности, государств бывшей Югославии. Целью западного информационного давления служит формирование негативного восприятия гражданами Сербии, Черногории и Хорватии внешней политики РФ для получения одобрения населением мер против РФ, в том числе т. н. «отмену России».

Исходя из этого, отметим, что важной практической задачей служит разработка мер противоборства информационным операциям Запада в отношении имиджа России, обоснование и реализация технологий формирования конструктивного и позитивного имиджа РФ в сознании граждан стран бывшей Югославии. Это обеспечит российское информационное присутствие в общем для западных стран медиапространстве.

Теоретическую основу исследования составили труды исследователей, позволяющих анализировать категорию «образа социального объекта в сознании индивидов» в терминах, родственных механизмам формирования политических дискурсов: Т. ван Дейка [1], Э. Лаклау [2], Д. Лакоффа, Ш. Муффа [3], М. Фуко [4] и работы представителей т. н. «франкфуртской школы», особое место в трудах которых занимает анализ процесса формирования прессой «ложного сознания» (Т.В. Адорно [5], Л. Ловенталь [6], Г. Маркузе [7], Э. Фромм [8], М. Хоркхаймер [5]).

Эмпирический дизайн исследования составили следующие методы сбора информации:

- дискурс-анализ материалов, отражающих имидж России, 30 крупнейших медиа, включая три ведущих государственных медиа Сербии, Черногории и Хорватии - Radio and TV Serbia, Radio and TV Montenegro, Radio and TV Croatia: 1000 публикаций с марта 2014 г. по апрель 2024 г., отобранных с учётом релевантности и дискурсивности публикаций (выборка целевая, критерии отбора: соответствие теме исследования и содержательность материала);

- кросс-национальный опрос в формате онлайн-анкетирования граждан «Образ России и российской внешней политики в сознании аудитории медиа стран бывшей Югославии», проведенный автором среди 1067 жителей стран бывшей Югославии (644 гражданина Сербии, 363 гражданина Хорватии и 60 граждан Черногории) с апреля по июнь 2023 г. (выборочная совокупность репрезентирована по численности населения Сербии, Хорватии и Черногории, а также по полу и возрасту граждан стран бывшей Югославии), ошибка выборки составила 3 %.

Результаты исследования. Для балканских медиа характерна неоднородность медийных контекстов и существенная диверсификация технологий конструировании имиджа России. Наиболее весомым фактором формирования имиджа РФ в СМИ стран бывшей Югославии служат исторические предпосылки взаимоотношений этих государств с Россией и степень интегрированности этих стран в западноевропейскую политику и западноевропейское экономическое пространство. В Сербии наиболее интенсивно используется такая технология создания позитивного имиджа РФ, как фрагментация, которая представлена в нескольких контекстуальных фреймах: в конструировании образа России как оплота сохранения традиционных человеческих ценностей; утверждении образа России как страны, бросившей вызов американской гегемонии и неоколониальной мировой системе. В официальных медиа Черногории и Хорватии абсолютно доминируют технологии конструирования негативного имиджа России: искажения фактов (чаще всего о потерях среди мирных жителей и ведении военных действий) и примитивизации (упрощения и смещения акцентов с реальных причин начала специальной военной операции).

Выявлена существенная разница между приемами формирования имиджа России в официальных и неофициальных медиа, в информационное пространство которых активно вовлечены сербы, черногорцы и хорва-

ты. В Сербии при относительно объемной репрезентации российского информационного присутствия (около 20 % от всего массива медиа-материалов об РФ) в официальных СМИ, а следовательно, значительной представленности позитивных коннотаций о России и российской политике, в неофициальных медиа (социальных онлайн-сетях) существует явное превалирование контекстов, поддерживающих западноевропейскую сте-реотипизацию агрессии внешней российской политики. Примечательно, что на фоне абсолютного доминирования в официальной прессе Черногории и Хорватии негативных по отношению к России контекстов в неформальных социальных медиа довольно интенсивно развиваются дискурсы, показывающие Россию с позитивной стороны: дискурсы «Россия - борец с неоколониализмом», «Россия - спаситель мира от нацизма», «Россия - защитница русского мира».

В период с 2014 по 2024 год наиболее влиятельными информационными поводами для формирования имиджа РФ в медиа стран бывшей Югославии служили такие триггеры-события, как Евромайдан (массовая многомесячная акция протестов, длившаяся с конца ноября 2013 г. по февраль 2014 г.); признание Россией независимости Донецкой и Луганской Народной Республик, поддержка Российской Федерацией этих республик в их защите от нападения вооруженных сил Украины; воссоединение Крыма с Россией в марте 2014 г. и провозглашение независимости Донецкой народной республики (ДНР) и Луганской народной республики (ЛНР); резкое обострение на российско-украинской границе в апреле 2021 г.; объявление о проведении специальной военной операции России на Украине (СВО) 24 февраля 2022 г. Данные триггеры предопределили два периода в формировании имиджа России в медиа стран бывшей Югославии: 20142021 гг. (период преобладания рациональной аргументации) и 2022 - 2024 гг. (период доминирования эмоциональной стереотипизации и искажения фактов).

Период преобладания рациональной аргументации (2014-2021 гг.) характеризовался взрывным ростом публикаций о России в медиа, охватывающих аудиторию стран бывшей Югославии, и постепенным снижением интереса к российской теме вплоть до конца 2021 г.; период связан с превалированием риторики, наделяющей Россию статусом оккупанта и провокатора ситуации на Юго-Востоке Украины, а центральными речевыми паттернами служили «Аннексия/оккупация/незаконный захват Крыма», «Пророссийские сепаратисты Донбасса». При этом выявлено доминирование технологий влияния рационального характера, упор делался на попытку разумной аргументации в формировании негативного имиджа РФ.

Период доминирования эмоциональной стереотипизации и искажения фактов (2022-2024 гг.) начался с максимального экстремума, обозначающего объем медиаматериалов о России в связи с началом специальной военной операции на Украине и отличается ужесточением риторики в отношении России, попыткой сконструировать образ РФ как террористического государства, ответственного за многочисленные жертвы среди мир-

ного населения Украины. Особенностью этого периода служит превалирование иррациональных технологий манипуляции массовым сознанием (приемов эмоционального воздействия), применяемых медиа, нацеленных на национальные аудитории стран бывшей Югославии. Данные технологии были призваны сместить внимание сербов, черногорцев и хорватов с истинных причин специальной военной операции России на иррациональное восприятие стереотипизированных и искаженных фреймов, нацеленных на смещение внимания с объективных обстоятельств на иррациональные объяснительные модели, ориентированные на негативизацию имиджа России.

Рациональная аргументация для конструирования негативного имиджа России использовалась довольно часто, как в период с 2014 по 2021 год, так и в период с 2022 по 2024 год. Аргументы о кризисе в мире «из-за внешней политики России» видны в следующих нарративах медиа-сегментах СБЮ: «Членство Украины в НАТО - всего лишь предлог для вторжения России - ни одна страна, у которой есть территориальные споры, не может вступить в НАТО, и ни Франция, ни Германия, ни Италия не собирались снимать вето с членства Украины в НАТО - несмотря на то, что Рада (Украинский парламент) внесла конституционные изменения, в которых членство в НАТО и ЕС было обозначено как национальная цель».

В течение периода с 2014 по 2024 год в медиа, таргетированных на граждан бывшей Югославии, применялись различные технологии формирования имиджа России, представленные в структурной операционализа-ции настоящего исследования. Проанализируем специфику использования этих технологий в медиа, ориентированных на сербов, черногорцев и хорватов.

Эмоциональную стереотипизацию следует признать преобладающей технологией формировании отрицательного имиджа РФ для периода с 2022 по 2024 год. Стереотипное восприятие того, что россияне не ценят человеческую жизнь и готовы ради завоевания новых территорий жертвовать своими людьми и гражданами других стран показано, в таких нарра-тивах:

«...на «финише» своего правления Путин не жалеет ни финансов, ни человеческих ресурсов для ведения войны, которая может стать трагедией для всего человечества <... > Путин — циник, готовый массово убивать российских солдат, но всегда расчётливый».

«Путину сегодня нужен хаос, чтобы получить то, что он хочет из этой грязной и мутной воды. И они хотят не проиграть в Украине».

Эмоциональная стереотипизация, конструирующая положительный имидж РФ, в ряде случаев характерна для неформальных социальных медиа стран СБЮ, в следующих нарративах проявляется защитническая и спасательная миссия России:

«Это война Христа и Антихриста, а Запад - это Антихрист. Путин победит».

«Идея восстановления Российской империи была ключевой целью Путина на протяжении почти 25 лет фактического правления. Путин называет этот процесс «восстановлением российского суверенитета», которое должно произойти за счет потери суверенитета стран-соседей Российской Федерации».

Одной из наиболее весомых позиций во всем массиве нарративов о России в медиа СБЮ служат материалы, созданные с помощью технологии искажения фактов для формирования отрицательного имиджа России. Европейский совет неоднократно осуждал неизбирательные нападения России на гражданское население и гражданскую инфраструктуру и вновь заявил о необходимости соблюдения международного гуманитарного права. Лидеры ЕС подчеркнули, что Россия, Беларусь и все те, кто несет ответственность за военные преступления и другие наиболее серьезные преступления, будут привлечены к ответственности за свои действия в соответствии с международным правом.

Та же технология искажения фактов предопределяет возникновение дискурса «российской угрозы», которая проявляется в таких нарративах, как «Россия представляет собой самую большую угрозу миру и стабильности в Европе».

Переходя к результатам массового опроса граждан Сербии, Черногории и Хорватии, отметим, что отношение граждан бывшей Югославии к России и ее внешней политике следует признать отчасти результирующей влияния информационных потоков официальных и неофициальных медиа. Выявлена корреляция между предпочтением гражданами СБЮ определенных типов медиа и их восприятием России и российской внешней политики. Граждане СБЮ (в значительной мере хорваты и черногорцы), ограничивающиеся узким набором источников информации о России и выбирающие официальные медиа, чаще принадлежат кластеру «граждан, в сознании которых сформирован деструктивный и стереотипный образ России». Вместе с тем также эмпирически установлено рассогласование между официальной риторикой об РФ властей стран бывшей Югославии, представленной в медиа, и наполненностью сознания значительной доли граждан СБЮ, предпочитающей широкий круг источников информации об РФ, включая неформальные социальные онлайн-сети. Это выражается в сфор-мированности в сознании этой заметной части сербов, черногорцев и хорватов конструктивного и адекватного образа России и российской внешней политики.

Основным результатом опроса служит кластеризация граждан бывшей Югославии по типу восприятия образа России и ее внешней политики в период с 2014 по 2023 год. Кластеризация осуществлена методом K-means кластерного анализа в программе IBM SPSS Statistics 26.0 с применением всех переменных структурной операционализации опросного инструмента.

Результаты кластеризации показаны на рисунке.

Соотношение кластеров граждан бывшей Югославии, имеющих разное восприятие России и ее внешней политики периода

2014 - 2023 гг., %

Согласно рисунку сербы более часто выражают позиции, которые позволяют причислить их к кластеру конструктивно и адекватно относящихся к РФ и ее внешней политике. Напротив, хорваты и черногорцы гораздо в меньшей степени позитивны по отношению к России. Градус поляризации мнений и дифференциации по типам восприятия РФ существенно выше в Сербии, где наименьшая разница между долями граждан, положительно и негативно оценивающих российскую внешнюю политику (см. рисунок).

В таблице представлены характеристики всех выявленных кластеров жителей стран бывшей Югославии.

Кластеры граждан государств бывшей Югославии, выделенных по типу отношения к России и ее внешней политике последних 10 лет

Параметры кластеризации Кластер 1. Конструктивное и адекватное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет Кластер 2. Нейтральное и неопределенное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет Кластер 3. Деструктивное и стереотипное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет

Интенсивность проявления интереса респондентов к внешней политике России периода 2014 -2023 г. Высокая Низкая Средняя

Продолжение табл.

Параметры кластеризации Кластер 1. Конструктивное и адекватное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет Кластер 2. Нейтральное и неопределенное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет Кластер 3. Деструктивное и стереотипное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет

Широта поиска информации опрошенными о внешней политике России периода 2014-2023 г. Большое разнообразие источников, включающее печатную прессу, электронные медиа и цифровые социальные сети; официальные СМИ и неформальные онлайн-сообщества, имеющие как проазападную, так и пророссий-скую идейные платформы; Vijesti, CDM, Sputnik, Nova S, N1, RTCG B92, Portal Analitika Однообразие источников поиска информации опрошенными о внешней политике России периода 2014 -2023 гг., включающего лишь официальную печатную прессу и часть электронных медиа Предпочтение пабликов и ак-каунтов Insta-gram (57,2 %) и FaceBook (22 %) как источников для поиска информации о России и ее внешней политике

Уровень доверия официальной прессе Низкий (43 % представителей этого типа не доверяют в той или иной степени официальным медиа и еще 45,3 % не могут определиться с тем, заслуживают ли СМИ доверия) Средний Высокий или средний

Продолжение табл.

Параметры кластеризации Кластер 1. Конструктивное и адекватное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет Кластер 2. Нейтральное и неопределенное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет Кластер 3. Деструктивное и стереотипное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет

Оценка респондентами действий РФ на международной арене периода 2014-2023 года Позитивная или нейтральная Нейтральная или негативная Негативная

Отношение представителей данного кластера к оказанию гуманитарной помощи Украине Нейтральное или неопределенное Позитивное или индифферентное Позитивное

Отношение опрошенных, принадлежащих к этому типу, к оказанию военной помощи Украине Негативное Позитивное или индифферентное Позитивное

Отношение респондентов к введению санкций против России, затрагивающих национальные интересы их государств Отрицательное Позитивное или индифферентное Позитивное

Оценка опрошенными феномена «отмены русской культуры» и всего российского Критическая Позитивная или индифферентная Позитивная

Окончание табл.

Параметры кластеризации Кластер 1. Конструктивное и адекватное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет Кластер 2. Нейтральное и неопределенное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет Кластер 3. Деструктивное и стереотипное восприятие России и ее внешней политики последних 10 лет

Степень осознания анализируемым кластером роли России как оплота сохранения традиционных морально-нравственных ценностей Высокая Отсутствует Отсутствует

Уровень понимания этими респондентами роли России как страны, бросившей вызов американской гегемонии и мировой неоколониальной системе Существенный Низкий Низкий

Степень осознания важности роли России как страны, возглавившей борьбу с существующим в мире неонацизмом Высокая или средняя Низкая Низкая

Осознание существования объективных и оправданных причин специальной военной операции РФ на Украине Присутствует Отсутствует Отсутствует

Анализ открытых ответов респондентов, относящихся к кластеру, конструктивно и адекватно воспринимающих РФ, о причинах специальной военной операции РФ на Украине показывает существенную репрезентацию в их ответах дискурса оправданности этой операции, ее необходимости и справедливости принятия решения о ее проведении. Среди наиболее типичных нарративов, рефлексирующих эти позиции, перечислим следующие:

«НАТО приблизилось к российской границе, угрожает территориальной целостности России» (мужчина, 48 лет, Республика Сербия);

«РФ просто защищает свой суверенитет» (мужчина, 56 лет, Республика Сербия);

«Россия защищает православие на Украине» (женщина, 63 года, Республика Сербия);

«Россия освобождает свои же территории, которые присвоила Украина» (мужчина, 49 лет, Республика Сербия);

«Россию достало поведение Запада на Украине, специальная военная операция - это демонстрация того, что Путин не хочет вести политическую игру по чужим правилам и показать миру, что трогать Россию нельзя» (мужчина, 51 год, Республика Сербия);

«Причина СВО - насилие и издевательство над русскими на Украине!» (мужчина, 51 год, Республика Сербия).

Помимо представленных в этих нарративах причин СВО, названных опрошенными гражданами бывшей Югославии, в их свободных ответах звучали такие резоны, как недопущение дальнейшего вмешательства во внутреннюю политику России, предотвращение провокации и развязывания войны в мусульманских субъектах РФ и в азиатских государствах постсоветского пространства, долговое рабство, навязанное гражданам Украины и России, различные генетические эксперименты, проводимые над населением, стратегическое преимущество в случае европейского нападения на Россию, политическая и пропагандистская деятельность Ватикана против православия и православного народа, культивирование Западом нетрадиционных ценностей, угрожающих духовно-нравственным устоям российского общества, работа иностранных агентств по социальной деконсолидации России, защита ресурсов, нефтепроводов, газопроводов. Отметим особую позицию, высказанную частью граждан бывшей Югославии:

«Судьба России, если бы не было специальной военной операции, была бы такая же как Югославии - медленно разорвали бы их на части» (респонденты из Сербии).

В соответствии с данными опроса к кластеру «Конструктивно и адекватно воспринимающих РФ и российскую внешнюю политику» принадлежит наиболее значительная доля сербов в сравнении с аналогичными значениями, характерными для черногорцев и хорватов (см. рисунок).

Комментируя некоторые характеристики кластера граждан бывшей Югославии, нейтрально или неопределенно воспринимающих РФ, отме-

тим, что их нейтральная оценка оказания военной помощи Украине объясняется их сторонней позицией, нежеланием активно включаться в анализ такой необходимости. Индифферентное отношение респондентов данного кластера к введению санкций против России может быть продиктовано неосознанием объективных и действительных причин экономического кризиса в странах Европы. Амбивалентность оценки этим типом респондентов феномена «отмены русской культуры» и всего российского связана с тем, что, с одной стороны, данному профилю опрошенных свойственна поддержка этой меры стран Евросоюза в связи с одобрением ее как способа «не пополнять военный бюджет России», с другой стороны, есть понимание бессмысленности и негативных последствий для европейских граждан следовать курсу политической элиты западных стран, называемому «No Russia» («Нет России»).

Анализируя часть позиций, высказанных представителями кластера, негативно (деструктивно и стереотипно) воспринимающих Россию и ее внешнюю политику, подчеркнем, что их позитивное отношение к оказанию военной помощи Украине объясняется убежденностью в «агрессивных и захватнических планах» России после окончания специальной военной операции на Украине. В совокупности с такой характеристикой информационного поведения данного типа респондентов, как ограниченный круг новостных источников, редуцированный к официальной прессе, такая убежденность в новых военных планах РФ очевидно служит производной от нарративов официальных медиа, зависимых от западной новостной повестки.

Наиболее типичные и индикативные нарративы представителей ана-лизруемого кластера о причинах СВО отражают дискурсы «беспричинного вооруженного нападения России на Украину»:

«Мы наблюдаем агрессию России на Украине» (мужчина, 35 лет, Хорватия);

«Это всё экономические причины: Украина - страна богатая, есть польза для России, деньги, поэтому это не СВО - а настоящая вероломная война!» (мужчина, 42 года, Черногория);

«СВО - это прикрытие имперских планов России, конечно, главная цель - завоевание чужих территорий!» (мужчина, 26 лет, Хорватия).

Ключевые итоги исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на существование системной работы медиа стран бывшей Югославии по стереотипизации и негативизации восприятия внешней политики РФ, существует заметный кластер граждан этих государств, которые выражают в целом позитивное (конструктивное и адекватное отношение) к России и ее внешней политике. Среди социально-демографических характеристик этих опрошенных - пожилой возраст, принадлежность к феминной гендерной группе, образованность, относительно невысокий доход.

Особо отметим, что молодые сербы, черногорцы и хорваты демонстрируют меньшую заинтересованность в получении информации о российской внешней политике, чем представители других возрастных групп

(коэффициент корреляция по Пирсону 0,564**). Вообще существование довольно весомой части населения государств бывшей Югославии, игнорирующих контент об украинском кризисе (более 31 % опрошенных), отражает явление избегания чрезвычайно подогретой и ангажированной темы, а также моральной усталости жителей этих стран от данной темы.

Тенденция к отстраненности от информационной повестки, связанной с украинским кризисом очевидно имеет психо-социальную составляющую, в первую очередь, для тех сербов, черногорцев и хорватов, которые нацелены на интериоризацию официальной позиции Брюсселя по данной теме. Нереализуемость планов Евросоюза о стратегическом поражении России неизбежно вызывает тревожность и страхи опрошенных, а в сумме с отрицательными социально-экономическими эффектами украинского кризиса - финансовой и военной помощи Украине, даже депрессивных состояний. Вполне очевидно появление бессознательной психологической защиты в виде дистанцирования от дистрессирующей информации.

Примечательно, что ТВ-каналы служат для значительной доли сербов, черногорцев и хорватов важным источником новостей о российской внешней политике (более 46 % от числа всех респондентов). Вполне очевидна и выявленная корреляция пребывания в информационной среде телевизионных каналов с возрастом респондентов (коэффициент корреляции по Пирсону 0,754**). Анализ свободных ответов респондентов пожилого возраста показывает, что тема украинского кризиса - это тема, отраженная в интенциях об ухудшении условий жизни, повышении платежей за коммунальные услуги, а также в нарративах о борьбе с нацизмом. Отметим, что такие социальные ориентации и мнения опрошенных могут быть серьезным ресурсом для профильных российских организаций России, с позиций развития адекватного и основанного на фактах (в отличие от стереотипов и предубеждений) отношения граждан стран бывшей Югославии к российской внешней политике.

Психосемантическим ресурсом в этом процессе могут стать специальные приемы формирования материалов о России, продвигающие такие ее роли, как «союзник, разделяющий ценности и взгляды сербской, черногорской и хорватской наций», а также «ценный партнер для стратегического взаимодействия с государствами бывшей Югославии». По данным эмпирического анализа, с первой возможной ролью России согласны не более 5% опрошенных, а второй - не более 12 %.

Исследование свидетельствует о том, что наиболее оптимистично настроены в отношении перечисленных ролей РФ по отношении к странам бывшей Югославии жители Косово. Около 15 % косоваров верят в нормализацию взаимоотношний между Россией и всеми балканскими странами, между тем албанцы наиболее пессимистичны в этом отношении - 46 % граждан Албании считают, что украинский кризис приведет к еще более негативному отношению Запада к России, 41 % сербов разделяет такую же убежденность, то есть никакие позитивные роли для РФ, с точки зрения этих опрошенных, невозможны на данный момент.

Интересен тот факт, что на фоне этих депрессивных настроений и скептицизма в отношении нормализации взаимодействия Запада и РФ 77 % граждан бывшей Югославии ожидают дальнейший экономический спад в своих государствах, 63 % обеспокоены отсутствием энергетической независимости, 35 % встревожены усугублением финансовых проблем, 21 % - ухудшением ситуации с социальными и политическими разногласиями в обществе, 14 % респондентов озадачены проблемами замедления интеграции в ЕС и 23 % опасаются нового притока беженцев. Подчеркнем, что все аспекты фобий в свободных ответах респондентов помещены в контекст нарративов о восприятии внешней политики России.

Заключение

Гибридный эмпирический дизайн, включающий дискурс-анализ медийных публикаций о России в традиционном и цифровом национальных сегментах стран бывшей Югославии, анализ онлайн-сетевых потоков об РФ с применением специальных сервисов в этих секторах СМИ и массовый опрос граждан Сербии, Хорватии и Югославии обеспечил получение следующих итогов.

Во-первых, в результате исследования изменений содержательных характеристик имиджа России в медиапространстве стран бывшей Югославии выделены два периода, рэперными точками которых служат ключевые события-триггеры, повлекшие трасформацию психосемантических приемов формирования имиджа РФ в медиасегментах стран бывшей Югославии: с 2014 по 2021 год и с 2022 по 2024 год.

В период с 2014 по 2021 год наиболее дифференцированными в смысловом отношении были нарративы о России в медиа Сербии. Эти медийные тексты содержали как позитивную, так и негативную модальность по отношению к имиджу Российской Федерации: «Россия как страна, защищающая свои интересы и противостоящая глобальному Югу», одновременно с этим: «Россия как страна-изгой, находящаяся под постоянным гнётом западных санкций», «Россия как страна-агрессор, мечтающая о восстановлении Российской Империи или СССР», «Нелегальность присоединения Крыма в контексте независимости Косово». Черногорские официальные медиа этого периода были едины и последовательны в распространении однозначно деструктивных стереотипов в отношении российской внешней политики: «Россия как страна-агрессор и манипулятор, окутавшая всю Европу сетью своих шпионов», «Россия как страна, использующая православную церковь в своих интересах для продвижения своей политической позиции».

Однако в неофициальной прессе Черногории, а также на ресурсах платформ социальных медиа дискурсы о России были не столь однобоки и, помимо известной ангажированной позиции об «агрессивной и захватнической сущности» внешней политики РФ, Россия зачастую была репрезентирована как страна, ориентированная на защиту национальных интересов и имеющая на это право.

В медиа Хорватии анализируемого временного периода тотально доминировали негативные смыслы и значения о Российской Федерации: «Россия как страна, аннексировавшая Крым в нарушении норм международного права», «Россия как страна, провоцирующая эскалацию напряженности в Европе и во всем мире», «Россия как противник стран НАТО, ЕС и цивилизованного Запада».

Во второй период - временной интервал, датированный началом специальной военной операции РФ на Украине и по настоящее время - в сербских медиа значительных изменений в содержании имиджа России не произошло, и для них также характерно противостояние позитивных и негативных коннотаций, которые создаются с применением приемов рационального воздействия: рациональной аргументации и верификации.

Начиная с 2022 года конструирование имиджа России производилось преимущественно за счет технологий иррационального влияния, что связано с объективными обстоятельствами невозможности применить рациональную аргументацию для объяснения национальным аудиториям стран бывшей Югославии причин продолжения военной помощи Украине в условиях невыполнения ожиданий, связанных со стратегическим поражением РФ и на фоне усиления санкционного режима в отношении России, совмещенного с параллельно нарастающими катастрофическими эффектами этих санкций для всех стран Европы, включая страны бывшей Югославии. Иррациональное воздействие (с применением эмоциональной стерео-типизации, примитивизаци и ценностного подчинения), нацеленное на аффективное реагирование аудитории в ущерб рациональным доводам, - тот механизм манипуляции общественным мнением, который стал ведущим для медиа стран бывшей Югославии в настоящее время.

Значимым результатом исследования стало выявленное рассогласование между превалирующими в медийном сегменте стран бывшей Югославии дискурсами о России и интенциями заметной части граждан этих государств о России и ее внешней политике. Массовый опрос жителей Сербии, Черногории и Хорватии показал, что значительная часть сербов и несколько меньшие доли хорватов и черногорцев заявляют о конструктивной оценке действий России на международной арене. Этому кластеру балканских граждан свойственно предпочтение разноплановых источников информации, включающих, помимо официальной прессы, разнообразные цифровые ресурсы, в том числе платформы социальных медиа. Эти бал-канцы признают объективность и значимость мер, которые РФ предпринимает для защиты русскоязычного населения в Украине, принимает роль России как геополитического актора, противостоящего неоколониализму современного «коллективного Запада» и содействующего развитию многополярного мира.

В то же время весомая часть граждан стран бывшей Югославии, предпочитающая узкий спектр официальных медиа для получения информации о России и отражающих фактически полностью лишь правительственную риторику в отношении Российской Федерации, относится к кла-

стеру балканских жителей, стереотипно воспринимающих внешнюю политику РФ. Значимыми с практической точки зрения (для разработки пред-писательных мер) служат также такие выявленные факторы конструирования имиджа РФ в сознании граждан стран бывшей Югославии, как образование, социально-профессиональный статус, доход и возраст: чем выше образование, чем более квалифицированный труд, чем ниже доход и чем старше граждане Сербии, Черногории и Хорватии, тем менее стереотипные и ангажированные позиции они выражают по отношению к России и ее внешней политике.

Список литературы

1. Тойн А. ван Дейк. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» , 2013. 344 с.

2. Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy: Toward a Radical Democratic Politics (2nd Edition), 2001. 217 p.

3. Lakoff G. and Johnson M. Metaphors We Live By. University of Chicago Press, 1980. 242 p.

4. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.

5. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.; СПб: Медиум, Ювента, 1997. 312 с.

6. Lowenthal R. Social Change and Cultural Crisis. New York: Columbia University Press, 1984.

7. Маркузе Г. Критическая теория общества. Избранные работы по философии и социальной критике / Герберт Маркузе; пер. с англ. А.А. Юдина. М.: АСТ: Астрель, 2011. 382 с.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2011. 288 с.

Домбровская Анна Юрьевна, д-р социол. наук, проф., an-doc@yandex.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Марияна Шундич, аспирант, marijana.sundic9@,gmail.com, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

REPRESENTATION OF RUSSIA S IMAGE IN THE MEDIA OF THE COUNTRIES OF THE FORMER YUGOSLAVIA AND IN THE MINDS OF SERBS, MONTENEGRINS AND CROATS IN THE PERIOD FROM 2014 TO 2023

A. Yu. Dombrovskaya, M. Sundic

The results of the analysis of the transformation of content about Russia and its foreign policy in the media environment of the countries of the former Yugoslavia in the period from 2014 to 2023 and the reflection of the image of Russia in the minds of modern citizens of Serbia, Montenegro and Croatia are presented. The study was carried out using the methodology of discourse analysis of messages from traditional and new media, as well as a massive cross-national survey of Serbs, Montenegrins and Croats on attitudes towards Russia and its foreign policy in the period from 2014 to 2023. The trends of changes in dominating psycho-

semantic techniques offorming the image of Russia in the national media of the countries of the former Yugoslavia over the past ten years have been revealed. The trends of the transition from the prevalence of rational argumentation techniques to the dominance of emotional stereotyping and distortion of facts in the construction of the image of Russia and its foreign policy in the media content of the countries of the former Yugoslavia are shown. The basic results of the processing of survey data are presented, indicating a discrepancy between the dominant discourses reflecting negative meanings towards Russia and the presence of a significant proportion of citizens of Serbia, Montenegro and Croatia demonstrating positive attitudes towards Russia and its foreign policy. The factors influencing the formation of the image of the Russian Federation in the knowledge of Serbs, Montenegrins and Croats are shown.

Key words: image of Russia, media, technologies for the formation of the image of the state, discourse analysis, mass survey, Serbia, Montenegro, Croatia.

Dombrovskaya Anna Yuryevna, doctor of social sciences, professor, an-doc@yandex.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Marijana Sundic, postgraduate, marijana.sundic9@gmail.com, Moscow, Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 316 DOI: 10.24412/2071-6141-2024-1-140-147

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Д.О. Воронцова

Представлен анализ генезиса термина «социальная адаптация» с точки зрения биологизаторского и поведенческого подходов к его рассмотрению зарубежными и отечественными исследователями.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, биологизаторский подход, поведенческий подход.

Адаптация сопровождает человека с момента рождения и на протяжении всей жизни, а общество с момента его становления и на всем пути его развития. Именно непрерывность, мультивариантность, многосубъект-ность и многопредметность позволяет социальной адаптации оставаться актуальной для рассмотрения. Впервые термин «адаптация» (от лат. adaptatio - приспособление) был употреблен немецким физиологом Г. Аубертом в рамках изучения реакций живых организмов на изменение степени освещенности [1]. В свою очередь, французский зоолог Ж.Б. Ла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.