УДК 613.84-057.875:301
И. Г. Лаврова, Ю. М. Орлов, Э. В. Малая
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ НА КУРЕНИЕ, СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА, ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ НА НИКОТИНИЗМ СТУДЕНТОВ
I ММИ нм. И. М. Сеченова
Ннкотинизм молодежи стал массовым явлением и изучение определяющих его факторов представляет важнейшую проблему социальной гигиены и профилактической медицины. При изучении причин курения у лиц молодого возраста недостаточно принимались во внимание социально-психологические факторы и психология личности, в частности подражание, стремление казаться взрослым, действие моды, потребность в общении и др. Нам неизвестны работы, в которых влияние этих факторов исследовалось бы с применением современных психологических методов. Поскольку курение является в первую очередь одним из видов социального поведения человека, важно изучать причины никотинизма в социально-психологическом аспекте. Знание их даст возможность разработать воспитательные профилактические мероприятия, уменьшающие вероятность ннкотинизма у подрастающего поколения и внести определенный вклад в борьбу с курением.
Для исследования нами выделены следующие социально-психологические характеристики личности студента: психологическая установка (ат-титюд) к курению, уровень потребности в общении (аффилиации), техника общения и социометрический статус. В связи с этим также рассмотрены половой диморфизм и время пребывания в студенческой группе.
Под аттитюдом понимают установку, состояние готовности к определенному виду деятельности или поведения, с помощью которой удовлетворяется та или иная потребность. Нами разработан вопросник, позволяющий категоризиро-вать студентов на лиц с положительным и отрицательным аттитюдом к курению. Каждому присуждался индивидуальный балл но аттитюду к курению (АК), представляющий собой сумму ответов на вопросы в соответствии со специально разработанным ключом. Шкала содержит 15 баллов. Удельный вес каждого вопроса оценен методом экспертов (табл. 1). Чем больше респондент набирает баллов, тем больше его аттитюд. Мы разделили респондентов на 2 группы: с положительным и отрицательным АК: от 5 до 15 баллов — положительный, от 0 до 4 — отрицательный.
Уровень потребности студента в обшенин оценивали с помощью вопросника, разработанного на кафедре педагогики и медицинской психологии. Вопросник представляет собою систему те-
стов, направленных на определение потребности в общении. Разделение студентов на группы с высокой и низкой аффилиацией осуществляли & соответствии с нормами теста.
Уровень техники общения студентов измеряли с помощью методики, разработанной на той же кафедре Н. Д. Твороговой и Ю. М. Орловым. Шкала уровня техники общения — результат взаимных экспертных оценок студентами признаков личности, характеризующих технику общения. Шкала содержит 28 признаков коммуникативной деятельности студента в группе, и на ее основе были выделены группы студентов с высокой и низкой техникой общения.
Статус студента в группе оценивали с помощью общепринятой в социальной психологии социометрической процедуры. В качестве основы для социометрического выбора были предложены-следующие вопросы: 1) с кем из группы Вы бы обязательно поделились волнениями о своем успехе? 2) с кем бы Вы не стали делиться переживаниями об успехе? 3) с кем из группы Вам было бы приятнее всего посидеть вечером за чашкой чая (кофе)? 4) с кем Вам было бы неприятно посидеть за чашкой чая (кофе)?
Таблица £
Вопросник для оценки АК
№ п/п Вопрос Удель-ныП вес Ключ
1 Нравится ли Вам, когда ку- 1 Да
рят окружающие? 0 Нет
2 Отрицательно ли Вы реаги- 0 Да
руете, когда курят в Вашем 2 Нет
присутствии?
3 Можете Вы предлагать лю- 2 Да
дям закурить? 0 Нет
4 Понравилось бы Вам курение 1 Да
Вашего ближайшего друга? 0 Нет
5 Понравилось бы Вам курение 1 Да
Вашей ближайшей подруги? 0 Нет
6 Если Вам предложит заку- 3 Да
рить Ваш ближайший друг или
приятный для Вас человек,
Вы закурите? 0 Нет
7 Согласны Вы с мнением, что 0 Да
курение снижает умственную 1 Нет
деятельность?
8 Раздражает ли Вас пребыва- 0 Да
ние в накуренном помещении? 2 Нет
9 Являетесь ли Вы активным 0 Да
пропагандистом вреда курения? 2 Нет
Таблица 2 Влияние аттитюда на никотиниэм студентов
Количество студентов
Группа Аттитюд всего % куря- % неку-
щих рящих
Мужчины Положительный 80 87,5 12,5
Отрицательный 24 42 58
Женщины Положительный 84 71 29
Отрицательный 84 13 87
В нашей схеме исследования зависимой переменной являлся никотинизм студентов, которые подразделены на 2 группы: курящие и некурящие.
Полученные данные свидетельствовали об определяющем влиянии аттитюда на курение студентов. Среди лиц с положительным АК оказалось 79 % курящих, а среди лиц с отрицательным — только 19%- Различие очевидно и факт воздействия аттитюда на никотинизм несомненен: процент курящих в 1-й группе в 4 раза выше, чем во 2-й (Р<0,01). В характере влияния аттитюда на курение отмечены половые различия: у женщин оно больше, чем у мужчин (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что у мужчин положительный аттитюд лишь вдвое увеличивает вероятность быть курящим по сравнению с отрицательным (соответственно 87 и 42%), а у женщин — более чем в 5 раз (соответственно 71 и 13%). Это позволяет считать, что борьба с никотиниз-мом прежде всего должна быть направлена на изменение ЛК. Следует использовать социально-психологические закономерности изменения ат-титюдов, требующих комплексного воздействия на личность и его установочную сферу, а не прибегать только к устрашению, что делает в настоящее время медицинская пропаганда. Необходимо учитывать, что методы устрашения, порождая конфликт, создают тревожность, обусловливающую повышение никотиномании.
АК в свою очередь испытывает влияние очень важной переменной — социометрического статуса. У мужчин с высоким социометрическим статусом вероятность иметь положительный АК на 18% больше, чем у лиц с низким статусом, а у женщин — только на 4 %. что является статистически незначимым (табл. 3).
Данные табл. 3 позволяют считать, что лица мужского пола с высоким социометрическим статусом могут быть отнесены к группе повышенного риска в отношении никотинизма. Уровень техники общения и потребности в нем (аффилиа-ции) существенно не влиял на АК. Социометрический же статус оказывал влияние не только на АК. но и на никотинизм студентов и зависел от пола. У мужчин с высоким статусом вероятность быть куряшим больше на 10%, чем у имеющих
Таблица 3
Влияние социометрического статуса студентов на АК
Количество студентов
Уровень социо- % с поло-
Группа метрического % с от-
статуса всего житель- рицатель-
ным АК ным А К
Мужчины Высокий 41 88 12
Низкий 63 70 30
Женщины Высокий 91 52 48
Низкий 77 48 52
низкий статус (соответственно 83 и 73 %), у женщин заметных различий не обнаружено.
Общепринято мнение о том, что курение является одним из путей удовлетворения потребности в общении (аффилиации), т. е. средством поддержания коммуникации. Может показаться преувеличенным влияние потребности в аффилиации на курение, если рассмотреть данные в целом, без дифференциации обследованных по полу и периодам общения. Согласно нашим данным, вероятность быть курящим у лиц с высокой и низкой потребностью в аффилиации различна: у мужчин она составляет соответственно 83 и 75 %, у женщин — 46 и 37 %, причем с увеличением длительности пребывания в группе влияние потребности в общении на никотинизм еще больше усиливается. Так, у обучающихся на I курсе среди лиц с высокой потребностью в аффилиации курящих 73%, а среди пятикурсников — 93%, т. е. количество курящих в этой группе увеличилось на 28 %. Среди женщин численность курящих, имеющих высокую потребность в аффилиации, возрастает за 5 лет обучения на 70 % (32 % на I и 54 % на V курсе).
Процесс курения следует рассматривать как один из существенных элементов техники общения между людьми. Можно предполагать, что у лиц с высокой техникой общения вероятность быть курящим значительно больше. Однако в целом различие между группами студентов с высокой и низкой техникой общения незначительно (58 и 53%). Влияние данного показателя на никотинизм зависело от времени пребывания студента в группе. На I курсе такое влияние более значимо, чем на старших курсах. Так, у первокурсников техника общения увеличивает вероятность быть курящим на 15% (10 и 85%), причем различий между мужчинами и женщинами в этом отношении не выявлено. Поскольку курение является существенным элементом техники общения, то его профилактика и борьба с ним должны основываться на модификации деятельности общения, выработке других стандартов межличностного взаимодействия.
Выводы. 1. Курение порождается характером человеческого общения, которое, вырабатывая АК, усиливает никотинизм, создавая психологическую зависимость, которая впоследствии перерастает в физиологическую потребность.
2. АК оказывает наибольшее влияние на нико-тинизм студентов. Поэтому изменение АК является главным путем профилактики никотинизма и борьбы с ним, это требует специального изучения контролируемых факторов, влияющих на формирование и изменение АК-
3. Во влиянии на никотиннзм АК, техники общения, уровня потребности в аффилиации, социометрического статуса и периода обучения в вузе наблюдаются половые различия, в связи с чем
необходим специфический подход к профилактике никотинизма у мужчин и женщин.
ЛИТЕРАТУРА Орлов Ю. М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. — В кн.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974. Творогова II. Д. Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения студента. Автореф. дне. канд. М., 1977.
Поступило 13.10 80
УДК 613/. 14(477.61/.62)
В. Д. Ванханен, Н. В. Гринь, О. А. Л четкое, А. П. Селиванов, А. А. Сохин, А. А. Шатала, Г. Ф. Брага, Л. Э. Жислин, А. К. Руденко
И. Я. Листопад
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ДОНБАССА1 (К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ ДОНЕЦКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. М. ГОРЬКОГО)
Донецкий медицинский институт им. М. Горького основан 1 ¿/VI 1930 г. Это первый медицинский вуз, созданный на Украине после Великой Октябрьской социалистической революции.
Общепризнаны достижения донецкой школы гигиенистов в разработке актуальных проблем гигиены Донбасса и подготовке санитарных врачей и эпидемиологов для страны. На его базе проводились IX Украинский съезд гигиенистов и санитарных врачей, заседание Центральной учебно-методической комиссии по гигиене Главного управления учебных заведений Минздрава СССР и другие мероприятия союзного и республиканского масштаба.
В 1932 г. в институте создана первая кафедра гигиенического профиля — кафедра экспериментальной гигиены, преобразованная в дальнейшем в кафедру общей гигиены. Основал и возглавил кафедру проф. Л. И. Майзельс (1932— 1953), затем ею руководил проф. А. А. Малькоз (1953—1964), а с 1964 г. — проф. О. А. Ластков.
В первые годы сотрудники кафедры занимались изучением условий труда и питания шахтеров, металлургов и промышленных рабочих. В этот же период стали развертываться исследования в области гигиены водоснабжения и санитарной охраны водоемов Донбасса. Результаты изучения санитарного режима и загрязнения промышленными сточными водами Северского Донца, Кальмиуса, Торца, Крынки, Бахмутки и других водохранилищ были положены в основу генеральной схемы водоснабжения и канализации Донбасса и Криворожья. Совместными усилиями гигиенистов и санитарных врачей под руководством Украинского института коммуналь-
1 Доложено 19/ХП 1980 г. на научной конференции, посвященной 50-летню Донецкого медицинского института им. М. Горького.
ной гигиены были решены кардинальные проблемы санитарного благоустройства городов и рабочих поселков Донбасса. Материалы этих работ обобщены в опубликованном 1935 г. двухтомном труде «Донбасс, его санитарное изучение и оздоровление» (А. Н. Марзеев и соавт.).
В 1938 г. в институте открывается кафедра социальной гигиены, которая в 1940 г. становится кафедрой организации здравоохранения, а в 1966 г. — кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения. Научные изыскания постоянно направлены на развитие проблемы «Социальная гигиена, организация и управление здравоохранением» с учетом краевой специфики промышленного региона Донбасса. Изучено состояние здоровья трудящихся ведущих отраслей промышленности Донбасса. В практику работы органов здравоохранения внедрены усовершенствованные формы экспертной оценки эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений в плане снижения трудовых потерь. С 1967 г. кафедра занимается вопросами, касающимися заболеваемости лиц, занятых в коксохимической и металлургической промышленности.
Особенно бурное развитие получила гигиеническая наука после открытия в институте санитарно-гигиенического факультета (1953) • и создания на его базе профильных гигиенических кафедр (1957—1958).
Одной из первых с 12/1II 1957 г. начала функционировать кафедра гигиены питания, организатором и первым руководителем которой была доц. А. М. Чистякова. С 1968 г. кафедру возглавляет проф. В. Д. Ванханен.
2 Санитарно-гигиенический факультет организован в 1939 г., однако в связи с началом Великой Отечественной войны и временной оккупацией Донбасса немецко-фашистскими войсками профильных гигиенических кафедр не было.