Научная статья на тему 'Влияние психологических травм детства на процесс обучения и коммуникации курсантов'

Влияние психологических травм детства на процесс обучения и коммуникации курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологические травмы детства / психотравмирующие ситуации / посттравматическое расстройство / курсанты образовательных учреждений МВД / учебный процесс / межличностная коммуникация / psychological traumas of childhood / traumatic situations / post-traumatic disorder / cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs / educational process / interpersonal communication

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елизавета Михайловна Гончарова, Сабина Алексеевна Борисова

Одной из основных причин возникновения психологических отклонений и заболеваний является − психологические травмы детства. В статье рассматриваются вопросы влияния психологических травм детства на процесс обучения и межличностную коммуникацию курсантов, так как в силу специфики их будущей профессиональной деятельности к ним предъявляются повышенные требования, в том числе относительно психологического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елизавета Михайловна Гончарова, Сабина Алексеевна Борисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of psychological traumas of childhood on the process of training and communication of cadets

One of the main causes of psychological deviations and diseases is the psychological trauma of childhood. The article discusses the impact of psychological traumas of childhood on the learning process and interpersonal communication of cadets, since due to the specifics of their future professional activities, they are subject to increased requirements, including regarding the psychological state.

Текст научной работы на тему «Влияние психологических травм детства на процесс обучения и коммуникации курсантов»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-39-41 EDN: https://elibrary.ru/BJJSKF NIION: 2018-0077-3/23-343 MOSURED: 77/27-024-2023-03-542

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Влияние психологических травм детства на процесс обучения

и коммуникации курсантов

Елизавета Михайловна Гончарова1, Сабина Алексеевна Борисова2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 goncharova_e_79@mail.ru

2 sabina.borisova.2001@bk.ru

Аннотация. Одной из основных причин возникновения психологических отклонений и заболеваний является - психологические травмы детства. В статье рассматриваются вопросы влияния психологических травм детства на процесс обучения и межличностную коммуникацию курсантов, так как в силу специфики их будущей профессиональной деятельности к ним предъявляются повышенные требования, в том числе относительно психологического состояния.

Ключевые слова: психологические травмы детства, психотравмирующие ситуации, посттравматическое расстройство, курсанты образовательных учреждений МВД, учебный процесс, межличностная коммуникация

Для цитирования: Гончарова Е. М., Борисова С. А. Влияние психологических травм детства на процесс обучения и коммуникации курсантов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 39-41. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-3-39-41. EDN: BJJSKF.

Original article

The influence of psychological traumas of childhood on the process of training and communication of cadets

Elizaveta M. Goncharova1, Sabina A. Borisova2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 goncharova_e_79@mail.ru

2 sabina.borisova.2001@bk.ru

Abstract. One of the main causes of psychological deviations and diseases is the psychological trauma of childhood. The article discusses the impact of psychological traumas of childhood on the learning process and interpersonal communication of cadets, since due to the specifics of their future professional activities, they are subject to increased requirements, including regarding the psychological state.

Keywords: psychological traumas of childhood, traumatic situations, post-traumatic disorder, cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, educational process, interpersonal communication

For citation: Goncharova E. M., Borisova S. A. The influence of psychological traumas of childhood on the process of training and communication of cadets // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):39-41. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-3-39-41. EDN: BJJSKF.

От продуктивности деятельности сотрудников органов внутренних дел напрямую зависит уровень общественной безопасности и общественного порядка, благоустройство граждан и защищенность их прав и законных интересов. По этой причине деятельность сотрудников органов внутренних дел имеет особую социальную значимость. Вместе с тем выполнение их

служебных обязанностей связано с высокими рисками, в том числе для жизни и здоровья, следовательно, несение службы отличается повышенной психологической нагрузкой. При таких условиях в процессе кадрового отбора большое внимание уделяется именно психологическим качествам будущего сотрудника [1, с. 57].

© Гончарова Е. М., Борисова С. А., 2023

№ 3 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Тема обусловлена тем, что в современных условиях к подготовке курсанта предъявляются все более высокие требования к интеллектуальным и психическим качествам человека, поэтому он должен быть более стрессоустойчивым и морально подготовленным для выполнения различного рода задач.

Давайте теперь перейдем к понятию Детская психотравма, разберем подробно виды и методики. Детская психотравма - это одна из ключевых тем в психотерапии. Американские ученые обнаружили связь между ранними детскими травмами и психическими и физическими заболеваниями, возникающими уже в подростковом и зрелом возрасте.

Проблема в том, что подсознание присутствует всегда. И те непроработанные травмы, которые человек получил в прошлом, все еще могут играть на подсознании и влиять на жизнь в настоящем. Это может быть связано с тем, что повреждение может быть настолько сильным, что психика в этот момент не справляется с ним, и действуют защитные психологические механизмы, позволяющие сдвинуть, подавить или отделить мощный груз эмоций. В то время полностью восстановиться не удалось.

Посттравматическое стрессовое расстройство является одним из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, которая возникает как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое событие, способное вызвать общий шок практически у каждого человека.

Существует два типа направленной коррекции:

- сюжетные ролевые игры;

- психодрамы [2, с. 7].

В раннем возрасте, когда ребенок только формирует свою личность и неокрепший, неподготовленный к психологическим ситуация мозг, необходимо максимально ограничивать ребенка от стрессовых ситуаций. В полной мере этого не получится сделать, так как стрессовые ситуации преследуют ребенка практически по всюду (в детском саду, школе, в секциях и личных увлечениях). Но родители могут оградить ребенка, который может воспринять какой-либо конфликт между родителями на свой счет.

Психологические травмы детства затрагивают почти всех, на одних она может иметь незначительное влияние, а на других - серьезная проблема, приводящая к психическим расстройствам. Такие люди часто страдают депрессией, застенчивы и замкнуты, им нелегко наладить отношения и добиться успеха в карьере.

Психологи полагают, что психотравмирующие ситуации, пережитые человеком в детстве, имеют непосредственное воздействие на его взрослую жизнь, так как на травму всегда следует эмоциональный отклик, который может проявиться как сразу, так и спустя большое количество лет.

Как упоминалось ранее, психологическая устойчивость и уравновешенность являются неотъемлемыми качествами личности сотрудника органов внутренних дел. Уже на этапе поступления будущие курсанты проходят специально разработанные тесты на определение

их психофизиологического состояния и выявления качеств, несовместимых со службой в полиции, и факторов риска. Данные тесты помимо прочего включают в себя вопросы, касающиеся семьи и детства. Тем не менее, наличие психологических травм детства не является безусловным основанием для признания кандидата непригодным, поскольку, как говорилось ранее, психотравмирующие ситуации могут по-разному отразиться на дальнейшей жизни человека. В процессе обучения курсанты регулярно проходят тестирования, с помощью которых можно отследить динамику их психики и на ранних стадиях выявить отклонения [1, с. 58].

Психологические травмы детства являются одной из основных причин возникновения психологических отклонений и заболеваний. В нашей работе рассматриваются вопросы влияния психологических травм детства на процесс обучения и межличностную коммуникацию курсантов, так как в силу специфики их будущей профессиональной деятельности к ним предъявляются повышенные требования, в том числе относительно психологического состояния.

Психотерапевты советуют установить контакт со своим «Раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком понимают весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий вызывать проблемы во взрослой жизни. В процессе психотерапевтической работы появляется причина отсутствия помощи - травма, которая в детстве уменьшилась вдвое. В таких случаях специалист помогает работать с психологической травмой и предлагает пациенту возможность решения проблем для устранения негативных эмоций и возвращения к полноценной жизни.

Существует несколько программ по реабилитации психологических травм, которые могут помочь курсантам и их родителям справиться с ними. Наиболее широко известные методы, которые используют психологи:

1. Техника пустого стула.

2. Схема-терапия.

3. Десенсибилизация и обработка движения глаз.

«Техника пустого стула» - техника, при которой

курсант может представить себе, что находящийся на пустом стуле человек является для него авторитетным либо значимым, который спровоцировал психотравми-рующее событие. Курсанту предлагают озвучить свои эмоциональные состояния и чувства, тем самым проработав свою травму. После чего он сам садится на этот стул и от имени того человека, которого он представил, отвечает на свои вопросы. Таким образом, возможно вновь пережить сложную ситуацию, но под наблюдением и с поддержкой психотерапевта. То есть он уже увидит эту ситуацию с двух сторон и поэтому пути ее решения будут уже более различные. Так же эту технику можно проводить и одному (наедине с самим собой).

Схема-терапия исходит из того, то что многочисленные отрицательные когнитивные состояния зарождаются в предыдущих экспериментах, также дает модификации, разрешающие препятствовать отрицательным идеям, а также действиям снабжая их и изменяя подобным способом требуемые перемены в действии лица.

40

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Эмоциональные потребности приняты у нас с раннего возраста. Более того, большая часть данных нужд больше в целом чувствуются непосредственно в раннем возрасте.

«Десенсибилизация и обработка движением глаз» - данная методика используется в ситуациях, когда у человека проявляется посттравматическое стрессовое расстройство, что позволяет скорректировать либо вообще избавиться от реакций на эмоциональную травму. При выполнении данного упражнения ведущий помогает курсанту представить пережитые травмирующие ситуации и просит охарактеризовать возникающие внутренние переживания, при одновременном движении рукой или каким-то предметом (указкой) перед его глазами. Так, если простым языком, то ДПДГ представляет собой метод переработки негативных переживаний посредством физиологических механизмов.

Особые методы, которые помогут курсанту разобраться с психологической травмой детства, может выдвинуть для себя и он сам. Это обусловлено тем, что каждый из нас индивидуален, да сами травмы похожи между собой, но обстоятельства, при которых они образовались, разные и поэтому и реакция на них тоже другая.

Главное, чтобы курсанты не оставались с этими травмами «один на один» и понимали, что им всегда могут помочь специалисты в этом деле и конечно же не без поддержки близких для него людей.

Работа психологов с курсантами крайне важна, так как обучение в ведомственных вузах МВД России отличается от обучения в гражданских учебных заведениях, поскольку с момента поступления курсант становится сотрудником полиции, и вся его деятельность строго регламентирована законодательными, ведомственными и внутренними актами.

Процесс обучения построен на императивных методах, а система представляет собой иерархическую структуру с определенной подчиненностью, специальными средствами поощрения и наказания. В таких условиях особенно важным является обеспечить психологическую адаптацию курсантов к новым условиям и резкому переходу от стадии детства к взрослой жизни. Данный процесс может даваться нелегко многим людям,

но особые трудности возникают у курсантов с детскими психологическими травмами. Психологи указывают, что у людей с психологическими травмами детства могут случаться периоды, в которые они как бы переживают те же эмоции, которые испытывали во время пси-хотравмирующей ситуации. Изменение условий жизни, связанное с новым статусом курсанта, также может стать источником данного процесса.

По этой причине необходимо обеспечить раннюю диагностику возможных психологических отклонений у курсантов и должную психологическую работу, которая необходима не только для нормализации их эмоционального состояния, но и для их психологической подготовки к выполнению служебных обязанностей [1, с. 60].

Список источников

1. Борисова С. А. Влияние психологических травм детства курсантов на учебный процесс и межличностную коммуникацию // Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи : Сборник научных трудов Всероссийская научно-практическая конференция, Москва, 22 февраля 2022 года / Составитель

A. А. Базулина. Москва : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им.

B.Я. Кикотя, 2022. С. 57-60.

2. Коломыльцева М. А. Влияние детских психотравм на стратегии поведения ребенка : автореф. вып. квалиф. работы бакалаврской работы. Саратов, 2020. 15 с.

References

1. Borisova S. A. The influence of psychological traumas of cadets' childhood on the educational process and interpersonal communication // Prevention of aggression and destructive behavior of youth : Collection of scientific papers All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, February 22, 2022 / Compiled by A. A. Bazulin. Moscow : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot', 2022. Р. 57-60.

2. Kolomyltseva M. A. The influence of child psy-chotrauma on child behavior strategies : abstract. issue. qualification. bachelor's degree work. Saratov, 2020. 15 p.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 09.03.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.