Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-49-53 EDN: https://elibrary.ru/CTWPYX NIION: 2018-0077-3/23-345 MOSURED: 77/27-024-2023-03-544
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
О применении методов произвольной психической саморегуляции курсантами Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя на занятиях по огневой подготовке
Любовь Николаевна Костина1, Виктор Анатольевич Болдарев2, Артур Алексеевич Егоров3
1 2. 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Раскрываются основные теоретическое подходы к произвольной психической саморегуляции как профессионально-психологическому действию, включенного в состав профессиональной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Приводится описание и результаты формирующего эксперимента, проведенного на занятиях по огневой подготовки с курсантами первого года обучения Московского университета МВД России. Подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что применение курсантами методов саморегуляции перед выходом на огневой рубеж может повлиять на эффективность стрельбы за счет приведения их психоэмоционального состояния в оптимальное.
Ключевые слова: произвольная психическая саморегуляция, курсанты, психоэмоциональное состояние, огневая подготовка, саморефлексия
Для цитирования: Костина Л. Н., Болдарев В. А., Егоров А. А. О применении методов произвольной психической саморегуляции курсантами Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя на занятиях по огневой подготовке // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 49-53. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-3-49-53. EDN: CTWPYX.
Original article
On the application of methods of arbitrary mental self-regulation by cadets ofihe Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' in fire training
Lyubov N. Kostina1, Viktor A. Boldarev2, Artur A. Egorov3
1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The main theoretical approaches to arbitrary psychic self-regulation as a professional-psychological action included in the professional performance of employees of internal affairs bodies are revealed. The description and results of a formative experiment conducted in the fire training classes with cadets of the first year of study at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia are given. The hypothesis put forward was confirmed that the use of self-regulation methods by cadets before entering the firing line can affect the effectiveness of shooting by bringing their psycho-emotional state to the optimum.
Keywords: arbitrary mental self-regulation, cadets, psycho-emotional state, fire training, self-reflection
For citation: Kostina L. N., Boldarev V. A., Egorov A. A. On the application of methods of arbitrary mental self-regulation by cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' in fire training // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):49-53. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2023-3 -49-53. EDN: CTWPYX.
© Костина Л. Н., Болдарев В. А., Егоров А. А., 2023
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Осуществление в образовательных организациях МВД России огневой подготовки как неотъемлемой части профессиональной подготовки сотрудников нашло отражение в ст. 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»: «сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» [1]. Закрепленное ст. 23 того же закона право сотрудников полиции применять огнестрельное оружие для охраны общественного порядка и обеспечения безопасности, в т. ч. для противодействия в случае вооруженного нападения на сотрудников [1], продолжительная физическая и эмоциональная напряженность, правовая ответственность за принимаемые решения и совершаемые профессиональные действия в повседневных и особых условиях требуют от сотрудников проявления стрессоустойчивости. Поэтому актуальность темы определяется необходимостью использования психологических технологий, в частности, методов саморегуляции сотрудниками органов внутренних, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния и сотрудников полиции на занятиях по огневой подготовке. Преподаватели огневой подготовки образовательных организаций МВД России, отмечая признаки негативных эмоциональных состояний у курсантов на огневом рубеже, должны помогать им справится с тревогой, страхом, стрессом и т. п., чтобы курсанты выполнили уверенно и успешно упражнение, т. е. поразили цель.
Так называемые профессионально-психологические действия с позиции психолого-феноменологического подхода (Н. Р. Битянова, В. А. Данилов, М. Г. Дебольский, А. И. Папкин, И. Б. Пономарев, А. М. Столяренко, В. П. Трубочкин, В. И. Черненилов и др.) и концепции операциональной психологической структуры действия сотрудников органов внутренних дел раскрыты через операциональные психологические единицы и включены в структуру профессиональной служебной деятельности. В структуру этих профессионально-психологических действий сотрудников органов внутренних дел, которые, по мнению А. М. Столяренко, носят вспомогательный характер и направлены «на решение психологических задач и осуществляются психологическими средствами и приемами» [6, с. 285], входит произвольная психическая саморегуляция. Более того, в рамках культурологического подхода обладание сотрудниками органов внутренних дел навыками психической саморегуляции и самоуправления поведением включены в психологическую культуру и наряду с профессиональным опытом [4, с. 71], что обеспечивает решение оперативно-служебных задач, в т. ч. в ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия. Обобщение теоретико-практических исследований Н. А. Берн-штейна, В. П. Зинченко, Гримака, А. С. Ромена, А. Ю. Федотова и др. и опыт практического применения психологами органов внутренних дел Российской
Федерации методов саморегуляции (Э. Джекобсона, И. Шульца, Х. Алиева и др.) в работе с сотрудниками органов внутренних дел позволяет рассматривать психическую произвольную саморегуляцию сотрудников органов внутренних дел как вербальное и образное самовоздействие, направленное на формирование комплекса произвольных и непроизвольных реакций организма сотрудника, связанных с оптимизацией его приспособления к изменяющимся условиям профессиональной служебной деятельности.
Анализ проведения занятий по огневой подготовке курсантов первого года обучения показывает, что это профессионально-психологическое действие первому году обучения не сформированы. Этот факт закономерен, поскольку до поступления в образовательную организацию навыки саморегуляции у обучающихся формируются как правило стихийно. Оперантное или викарное научение, применяемое учителями и родителями, приносит определенные плоды в виде неосознанной регуляции собственным состоянием и поведением. С таким своеобразным психологическим «багажом» абитуриенты поступают в образовательные организации МВД России, которых начинают обучать применению огнестрельного оружия. Такое стихийное и порой неосознавамое применение отдельных приемов саморегуляции в жизни, учебной и/или служебной деятельности не приносит ощутимых результатов.
Материалы и методы. Учитывая это и опираясь на опыт ранее проведенного пилотажного исследования, было принято решение о проведении формирующего психолого-педагогического эксперимента. В качестве экспериментальной группы была выбрана учебная группа курсантов (она же выступила в качестве контрольной) в количестве 23 человека первого года обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Гипотезой выступила предположение о том, что применение курсантами методов саморегуляции перед выходом на огневой рубеж может повлиять на эффективность стрельбы за счет приведения их психоэмоционального состояния в равновесное (оптимальное).
В рамках формирующего эксперимента были поставлены следующие задачи: 1) ознакомление курсантов с методами и приемами саморегуляции, которые нужно знать с подробным разъяснением особенностей их воздействия на психику, личность и поведение; 2) наглядная демонстрация методов и приемов произвольной психической саморегуляции, особенностей и алгоритма их практического применения перед выходом на огневой рубеж; 3) в процессе применения и дополнительной тренировки (во время тренинга и в самостоятельной работе) подбор того или тех методов и приемов, которые лучше всего помогут (или уже помогают) курсанту регулировать собственные эмоции и поведение, в наибольшей степени способствуют приведению их в оптимальное психоэмоциональное состояние, обеспечивают уверенное поведение во время стрельбы и попадания в цель; 4) научить курсантов осознавать и оценивать (т. е. рефлексировать)
применение этого метода и его влияние на эффективность стрельбы, сопоставляя с результатами выполнения упражнений на занятиях по огневой подготовке. В этой связи стоит отметить, что экспериментальная работа проводилась под пристальным вниманием преподавателя, на что обращает внимание А. Ю. Федотов, указывая на «усиленный надзор и руководство морально-эмоциональным состоянием в повседневной деятельности и в процессе выполнения профессиональных задач» [5, с. 21].
На первом этапе формирующего эксперимента были зафиксированы результаты стрельбы курсантов из пистолета Макарова ПМ. Кроме того применялись методы исследования: 1) включенное наблюдение и беседы во время занятий по огневой подготовке, с помощью которого фиксировались признаки проявления и изменения психоэмоционального состояния курсантов до выполнения упражнения и по его окончании; по необходимости оказывалась помощь курсантам в коррекции состоянии; 2) предварительное тестирование при помощи включенного наблюдения и следующих методик: 1) САН (В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошнико-ва) - опросника, с помощью которого оценивались три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение; 2) опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССП - 98» (В. И. Моросановой), который направлен на оценку уровня общей саморегуляции, самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью как регуляторных предпосылок успешности овладения деятельностью (в нашем случае, стрельбы из огнестрельного оружия). Подчеркнем важность применения данного опросника, процитировав В. И. Моросанову, которая отмечала, что сущность его заключается в анализе результатов «диагностики функционирования индивидуальной саморегуляции и ее включающего показатели программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности» [3, с. 47]; 3) мини-отчеты об использованном методе и/или приеме саморегуляции, результатах попадания в цель, саморефлексия психоэмоционального состояния по окончании занятия, а также в созданном групповом чате Telegram, которые курсанты размещали после каждого занятия по огневой подготовке.
На данном этапе участники эксперимента были ознакомлены с методами и приемами саморегуляции (нервно-мышечной релаксацией, аутогенной тренировкой, визуализацией, идеомоторной тренировкой, дыхательной гимнастикой, позитивным самовнушением), каждому представилась возможность применить их. Во время инструктажа и в процессе проведения эксперимента было акцентировано внимание курсантов на том, что эти методы и приемы направлены на расслабление организма и его мышц, высвобождение отрицательных эмоций, восстановление физиологического и душевного равновесия в складывающейся
стрессовой ситуации на огневом рубеже. Так, нервно-мышечная релаксация помогает максимально расслабить определенные мышцы; аутогенная тренировка - снять «мышечные» зажимы, визуализация - яркое представление зрительного образа «Я стою на огневом рубеже, ноги чуть согнуты в коленях, спина наклонена вперед, к мишени. Я уверенно стреляю и попадаю в цель». Идеомоторная тренировка - дополняет визуализацию, возвращает концентрацию внимания, а также метод сенсорной репродукции образов призваны снять у сотрудников органов внутренних дел психоэмоциональное напряжение. Она позволяет после команды «Огонь» представлять курсанту отдельные движения и действия, напряжение/расслабление отдельных мышц, например, плеча, локтя, кисти ведущей руки, пальцев обоих рук, указательного пальца - при стрельбе («Мысленно прокручиваю в голове и визуализирую отдельные действия: ноги чуть согнуты и расслаблены в коленях, спина наклонена вперед; отстегиваю кобуру большим и указательным пальцем, вытаскиваю пистолет, у меня напрягаются мышцы руки... Я это ощущаю, затем.... Я мысленно, визуально и мышечно подготовил себя к стрельбе!»). Дыхательная гимнастика с помощью глубоких вдохов и выдохов способствует разрушению страхов и стрессов, обеспечивает приток кислорода в крови, расширяют разум, сосредотачивает его на выполнение упражнения; позитивное самовнушение - это вера в свои действия и успех, повторение позитивных, коротких мыслей или простых утверждений, которые позволяют справиться с эмоциональным напряжением («Чувствую себя уверенно... Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке! Я выполню упражнение и достигну поставленной цели»). Внимание курсантов обращается на запоминание состояния уверенности, мобилизованности, собранности, готовности к выполнению упражнению, что позволит им достичь поставленной цели.
В часы самоподготовки с курсантами проводился дополнительно психологический тренинг, где подчеркивалось, что стрельба из огнестрельного оружия отличается повышенной опасностью даже в рамках проводимого занятия по огневой подготовке, поэтому методы и приемы саморегуляции призваны снять психоэмоциональное напряжение и тем самым повысить результативность стрельбы. Цель тренинга заключалась в выборе курсантами наиболее подходящие и эффективные, позитивно влияющие на результаты стрельбы.
На втором этапе формирующего эксперимента, который продолжался в течение двух месяцев, курсанты непосредственно на занятиях по огневой подготовке и перед выходом на огневой рубеж целенаправленно под руководством преподавателя выполняли выбранные ими методы и приемы саморегуляции, добиваясь приведения себя в оптимальное состояние перед выполнением упражнений. После каждого занятия курсантам предлагалось отрефлексировать процесс приведения себя в состояние готовности к стрельбе, сопоставить это состояние с результатами выполнения
ЕСКИЕ НАУКИ 51
упражнения, попадания в цель. В созданном групповом чате Telegram курсанты после занятий по огневой подготовке размещали мини-отчет, указывая использованный метод или прием саморегуляции, результаты попадания в цель, саморефлексия психоэмоционального состояния и результатов стрельбы.
На заключительном этапе формирующего эксперимента было проведено последующее тестирование по выбранным методикам, зафиксированы результаты стрельбы, т. е. попадания в мишень, проанализированы мини-отчеты.
Результаты. Включенное наблюдение, результаты бесед, саморефлексии и мини-отчетов показали, что курсанты на занятиях по огневой подготовке применяли следующие методы и приемы саморегуляции: 15 чел. - аутогенную тренировку, в т. ч. 3 в сочетании с позитивным внушением, 8 чел - идеомоторную тренировку в сочетании с визуализацией.
Сравнительный анализ данных опросника САН с помощью t-критерия Стьюдента показал, что значимо возросли средние показатели по всем шкалам: «самочувствие» (с 3,42 - до эксперимента до 6, 41 - после эксперимента, t эмп. = 10,74), «активность» (соответственно с 3, 24 до 6,06, t эмп. = 10,16), «настроение» (с 3,91 до 6,54, t эмп. = 9,79), что свидетельствует об улучшении состояний курсантов до благоприятного, которое обеспечивает выполнение упражнений на огневом рубеже. Эти данные подтверждаются и результатами стрельбы: средний балл попаданий в цель до начала эксперимента - 18,8 %, по окончании эксперимента - 79,2 %. Статистически значимые изменения зафиксированы по шкале «общий уровень саморегуляции» опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССП -98» (В. И. Моросановой). Полученные данные свидетельствуют о то, что курсанты экспериментальной группы самостоятельно планируют деятельность и поведение, могут организовывать работу по достижению цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
Полагаем, что использование курсантами на занятиях методов саморегуляции в определенной степени повлияли на указанные изменения по результатам тестирования и попаданий в цель при выполнении упражнений. Дополнительным подтверждением тому служит анализ мини-отчетов, согласно которым курсанты отмечают: «Аутогенный метод буду систематически использовать теперь, он мне помогает расслабиться и снимает тревогу в момент стрельбы....», «Я ощущаю себя уверенно после того стал использовать идеомоторную тренировку...»; Проверил на себе, что всегда можно взять под контроль свои эмоции, достаточно просто сказать «Я спокоен», и что важнее поверить в это...; «Стрельба прошла максимально сосредоточенно и спокойно. Аутогенная тренировка помогла поддержать идеальное для меня состояние, ... у меня получается достичь отличного результата и держать нормативы стрельбы под контролем» и др. Стоит отметить, что в мини-отчетах почти половины курсантов (1 0 человек) встре-
чается проявление проактивного копинга, поскольку они планируют применение понравившегося им метода в стрессовых ситуациях, что косвенно подтверждает развивающий эффект и вклад в формирующийся стиль саморегуляции: «Буду в любой другой стрессовой ситуации использовать позитивное внушение...»; «Стал увереннее, и не только в стрельбе, теперь не страшно будет и в других ситуациях...», Теперь ощущаю свое идеальное состояние, буду его опять создавать, когда будет надо... » и т. п.
Что касается саморефлексии непосредственно по окончании занятий по огневой подготовке, то как показывает наблюдения, чаще всего курсанты это делали самостоятельно, но были и те, кто обменивались в группе самооценками, получая дополнительную похвалу как со стороны преподавателя за успешную стрельбу, так и со стороны одногруппников.
Обсуждение. Анализируя полученные результаты стоит не только говорить и подтверждении выдвинутой экспериментальной гипотезе. Особо хочется остановиться на развивающих результатах проведенного эксперимента. Речь идет не только об упомянутых позитивных изменениях в саморегуляции и состоянии курсантов по результатам тестирования и результатах выполнения упражнений, а также проявлении про-активного копинга. Внимание привлекает установка на саморазвитие, которая появилась у курсантов экспериментальной группы в связи с применением саморефлексии и мини-отчетов. Целенаправленное организованное преподавателем огневой подготовки осмысление и описание курсантами своего психоэмоционального состояния, сопоставление с результатами стрельбы, уровня готовности и уверенности, а также сравнение с ранее полученными на предыдущих занятиях результатами и состоянияем, способствовало особой атмосфере и полисубъектных отношений с обучающимися в новой образовательной среде, которую можно назвать «развивающая образовательная среда».
Таким образом, на основании изложенного, отметим в очередной раз психоприкладной характер технологии произвольной психической саморегуляции применительно к условиям огневой подготовки курсантов образовательной организации МВД России. Формирующий эксперимент, который кроме традиционной тренировки навыков саморегуляции с помощью индивидуально выбранных курсантами методов и приемов с последующим их применением на этапе, предшествующем выходу на огневой рубеж, в совокупности с саморефлексией психоэмоционального состояния, сопоставлением с результатами стрельбы и мини-отчетами, способствовал подтверждению выдвинутой гипотезы, а также создал дополнительный развивающий эффект для курсантов и преподавателя, субъект-субъектных отношений между ними, образовательной и учебной деятельности. Эффективное применение произвольной психической саморегуляции как на занятиях по огневой подготовке может стать основой для продолжения эксперимента для подготовки курсантов, принимающих участие в соревнованиях.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 28.12.2021). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/?ysclid=l b4lun1a74143723084 (дата обращения: 01.03.2023).
2. Леонова А. Б. Системная методология анализа механизмов регуляции функциональных состояний работающего человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю. П. Зинченко, В. И. Моросановой. М. ; СПб. : Нестор-История, 2020. С. 37-65.
3. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова; Рос. акад. образования. Психол. ин-т. Москва : Наука, 2001. 191 с.
4. Трубочкин В. П. Психологическая культура в органах внутренних дел: проблема и концепция // Психология в управлении, политике и праве. М., 2003. С. 72-75.
5. Федотов А. Ю. Произвольная психическая саморегуляция в деятельности сотрудников органов внутренних дел : монография. М. : МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 134 с.
6. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко // Закон и право. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 607 с.
Bibliographic list
1. Federal Law dated February 7, 2011 No. 3-FZ «On the Police» (as amended on December 28, 2021). URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/?ysc lid=lb4lun1a74143723084 (Date of access: 03/01/2023).
2. Leonova A. B. System methodology for analyzing the mechanisms of regulation of the functional states of a working person // Psychology of self-regulation: the evolution of approaches and challenges of the time / Ed. Yu. P. Zinchenko, V. I. Morosanova. M. ; St. Petersburg : Nestor-History, 2020. P. 37-65.
3 . Morosanova V. I. Individual style of self-regulation: phenomenon, structure and functions in arbitrary human activity / V. I. Morosanova; Ros. acad. education. Psych. in-t. Moscow : Nauka, 2001. 191 p.
4. Trubochkin V. P. Psychological culture in internal affairs bodies: problem and concept // Psychology in management, politics and law. M., 2003. P. 72-75.
5. Fedotov A. Yu. Arbitrary mental self-regulation in the activities of employees of internal affairs bodies : monograph. M. : Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', 2019. 134 p.
6. Encyclopedia of Legal Psychology / Ed. ed. prof. A.M. Stolyarenko // Law and Law. M. : UNITI-DANA, 2003. 607 p.
Информация об авторах
Л. Н. Костина - начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор психологических наук, профессор;
В. А. Болдарев - начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса специальной подготовки;
А. А. Егоров - командир отделения 191 учебного взвода 4 «О» курса факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции.
Information about the authors
L. N. Kostina - Head of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance, doctor of psychological sciences, professor;
V. A. Boldarev - Head of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of Special Training;
A. A. Egorov - commander of the department of 191 training platoon 4 "O" of the course of the faculty for training employees for operational police units.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 15.06.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.
The article was submitted 15.06.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
53