Научная статья на тему 'ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО ВСЕМИ СФЕРАМИ ЖИЗНИ'

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО ВСЕМИ СФЕРАМИ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2870
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ТРАВМА / ТРАВМА / ПСИХОТЕРАПИЯ / ДЕТСТВО / ВЗРОСЛЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вихарева А.А., Вихарева О.Н., Кузьмишина Т.Л.

В данной статье авторами были рассмотрены причины детских психологических травм и их влияние на жизнь человека во взрослом возрасте. А также говорится о том, что делать взрослому человеку с уже имеющейся психотравмой и как начать жить полноценной жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSEQUENCES OF CHILDHOOD PSYCHOLOGICAL TRAUMA IN ADULTHOOD AND ITS RELATIONSHIP WITH ALL SPHERES OF LIFE

In this article, the authors examined the causes of childhood psychological traumas and their impact on a person's life in adulthood. It also talks about what to do for an adult with an existing psychotrauma and how to start living a full life.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО ВСЕМИ СФЕРАМИ ЖИЗНИ»

УДК 159.9

Вихарева А.А.

бакалавр II курса Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, РФ Вихарева О.Н.

Кандидат эконономических наук, доцент

г. Н. Новгород, РФ Кузьмишина Т.Л. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, РФ

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО ВСЕМИ СФЕРАМИ ЖИЗНИ

Аннотация

В данной статье авторами были рассмотрены причины детских психологических травм и их влияние на жизнь человека во взрослом возрасте. А также говорится о том, что делать взрослому человеку с уже имеющейся психотравмой и как начать жить полноценной жизнью.

Ключевые слова: детская травма, травма, психотерапия, детство, взрослый возраст.

THE CONSEQUENCES OF CHILDHOOD PSYCHOLOGICAL TRAUMA IN ADULTHOOD AND ITS RELATIONSHIP WITH ALL SPHERES OF LIFE

Abstract

In this article, the authors examined the causes of childhood psychological traumas and their impact on a person's life in adulthood. It also talks about what to do for an adult with an existing psychotrauma and how to start living a full life.

Keywords:

childhood trauma, trauma, psychotherapy, childhood, adulthood.

Актуальность данной статьи обусловлена широким распространением детской психической травмы среди населения и недостаточной изученностью вопроса ее влияния на поведение индивида во взрослом возрасте. Проведенные мировым научным сообществом исследования показали, что влияние детской психотравмы на поведенческие особенности взрослых очень велико. Психологические травмы детства бывают в действительности практически у каждого индивида, только с различной интенсивностью проявленности, а также с различной величиной влияния на его жизнь.

Если мы обратимся к вопросу, что из себя представляет психологическая травма, то можем прийти к выводу, что это результат переживания негативного травмирующего опыта, зачастую хранящийся в

подсознании, который оставил свой отпечаток на всю жизнь человека. Человек может даже забыть об этом негативном опыте, но к сожалению, эта травма все равно будет влиять на его паттерны поведения и жизненные сценарии, все время возвращая человека к одним и тем же стратегиям поведения. Важно отметить, что реакции человека в настоящем моменте жизненного пути будут исходить из травмирующего опыта в прошлом.

Необходимо отметить, что на одних людей психологические травмы имеют не столь сильное влияние, как на других. Однако в обоих случаях отмечается фактор определенных нарушений психики. Важным является факт, что глубина травмы напрямую зависит не только от вида травмирующего события и частоты и длительности воздействия негативных факторов, а также от индивидуальных психологических особенностей человека, его психической «уязвимости», которая закладывается при рождении.

Особенно опасны психотравмы, полученные в детском возрасте. В силу своих физиологических и психических особенностей маленький человечек уязвим перед давлением взрослого человека. Иногда травмирующее событие столь велико, что происходит нарушение психики ребенка, и в этом случае когда уже необходима помощь психиатра. В большинстве случаев психотравма может вызвать невроз или психосоматическое расстройство.

Пристальное внимание следует уделить травмирующим отношениям в паре: взрослый - ребенок. Поскольку ведущей фигурой для ребенка является мать, именно ее отношение в детском возрасте будет определять поведение этого ребенка во взрослом возрасте. Эмоциональная холодность со стороны матери (реже - отца) является одним из основных психотравмирующих факторов. В ситуации, когда мать холодна, неприступна или чрезмерно сосредоточена на своих проблемах, эмоциональный контакт с ребёнком отсутствует. В этом случает ребенок чувствует себя отвергнутым. Маленькие деети, не обладая в силу возрастных особенностей аналитическим и критическим мышлением, все слова, сказанные в их адрес, воспринимают буквально и интерпретируют их по-своему. Даже невинно брошенную занятой мамой фразу, что ребенку следует поиграть одному, рнебенок способен воспринять как отвержение.

В воспитательном процессе может возникнуть противоположная ситуация, когда ребёнок становится для матери «сверхценностью», и его чрезмерно балуют и всё разрешают. Важно, чтобы оставались какие-то запреты, и ребенок мог понимать, что в жизни существуют ограничения и правила поведения. Также в числе основных психотравмирующих факторов необходимо отметить гиперопеку.

Многие авторы отмечают, что детские психологические травмы вызваны неправильным воспитанием. Это может выражаться в нездоровом отношении матери или отца к ребёнку, когда вступают в силу родительские предписания, противоречащие сущности и желаниям ребенка. Нередко родители склонны возлагать на ребенка чрезмерные ожидания и надежды. Зачастую эти ожидания связаны с тем, что не сбылось в их собственной жизни и они ожидают, чтобы успехи ребёнка скомпенсируют их прошлые неудачи.

Необходимо помнить, что в раннем возрасте дети полностью зависят от взрослых и не способны защитить себя физически и эмоционально. В итоге те события, которые происходят в детстве, в большинстве случаев оказывают определяющее, и чаще всего негативное влияние на всю жизнь человека. Взрослый человек зачастую ведёт себя соответственно определенному жизненному «сценарию», который формирует его психика еще в детстве. Очень часто эти «сценарии» вовсе не способствуют успеху индивида и его счастливой жизни.

Если родители игнорировали ребенка или пренебрежительно относились к чувствам ребенка, то во взрослом возрасте он сомневается в правильности своих мыслей и поступков, не доверяет своим чувствам и эмоциям. Его самооценка зачастую занижена, и он испытывает недоверие к себе и окружающему миру. Таким образом, родители забирают у своего ребенка возможность стать самодостаточной и зрелой

личностью.

Из-за постоянных сомнений и страхов взрослый человек, перенесший психотравму, не решается строить с людьми доверительные и открытые отношения - «Меня постоянно обманывают. Я боюсь признаться в своих чувствах». Такой индивид не может самостоятельно принимать важные жизненные решения и добиваться поставленных целей - «Я беспомощный, глупый. Я не смогу».

Если имел место родительский газлайтинг, то ребенок привыкает терпеть от своего окружения неуважение, оскорбления, не замечает нарушения личных границ и не противостоит агрессивному вторжение на его территорию и прямому насилию - «Лучше я промолчу, возможно, я сам виноват в этой ситуации».

У взрослых людей последствия психологической травмы, произошедшей в детстве, могут проявляться в развития депрессии, в раздражительности, немотивированной агрессии и постоянном чувстве вины. Это отрицательно сказывается в том числе на самочувствии самого человека, а также на его здоровье и отношениях с другими людьми. В результате человек не может жить полноценной жизнью, постоянно испытывая трудности в общении и личной жизни. Психологи отмечают, что у взрослых людей, переживших травматическое событие, возникает высокий риск развития обсессивно-компульсивного расстройства.

Некоторые психотравмы возможно исцелить во взрослом возрасте под наблюдением грамотного специалиста: психотерапевта или психолога. В этом случае человек рассчитывает на преодоление последствий своей травм с помощью современных методов лечения. Опытный специалист с помощью различных методов психотерапии способен помочь человеку внутренне переработать последствия своей травмы, и найти пути преодоления вызванных ею отрицательных последствий.

Важно понимать, что сценарии родительского воспитания зачастую передаются из поколения в поколение на неосознанном уровне. Сначала происходит копирование и воспроизведение психологических паттернов поведения у собственных родителей, а также бабушек и дедушек, а затем перенос на своих детей. Таким образом, травмирующие события и отношения переносятся на следующие поколения. В результате проработки своих детских травм и обид человек не только изменяет собственную жизнь, но и может повлиять благоприятным образом на всем последующие поколения. Список использованной литературы:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. и вступ. ст. Боковикова А. М. Москва: 1995. 292 с.

2. Альбуханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. М.: Изд. «Мысль», 1991. 259 с.

3. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.

4. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 256-269. (Хрестоматия по психологии).

5. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Б. Колодзин. — Москва: НИИ «Геодезия», 1992.

6. Мазур Е. С. Психотерапия психической травмы / Е. С. Мазур, И. О. Хруленко-Варницкий. — Москва: ГНЦССП им. В. П. Сербского, 2011.

7. Погудина Е. Исцеление Внутреннего ребенка / Е. Погудина. — Москва: Litres, 2019.

8. Решетников М. М. Психическая травма. СПб.: ВосточноЕвропейский институт Психоанализа, 2006.

9. Шашмурина Ю. Ф. Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности // Молодой ученый. 2020. № 10

© Вихарева А.А., Вихарева О.Н., Кузьмишина Т.Л., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.