Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБЩЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОФИЦЕРА'

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБЩЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОФИЦЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ (НАПРЯЖЕННЫЕ) УСЛОВИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савич Игорь Иванович, Щекотов Владимир Викторович

В статье раскрывается психологические аспекты общения, обеспечивающие профессиональное становление офицера силовых ведомств России в условиях образовательной организации. Авторами представляется анализ научных суждений относительно психологических аспектов профессионального общения, в которых анализируемый феномен приобретает особую актуальность. Важность психологических аспектов общения здесь обусловлена тем, что они принимают непосредственное участие в профессиональном становлении офицеров для силовых ведомств России. Процесс этот проходит в условиях обучения молодых людей в образовательных организациях соответствующих силовых ведомств России. Прежде чем стать дипломированным специалистом, обучающиеся получают здесь необходимые знания, развивают умения и навыки будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, в стенах образовательной организации, на них воздействует множество факторов, одни из которых способствуют, а другие препятствуют реализации поставленных целей в профессиональном становлении. Здесь закладываются основы методической, технологической, логико-мыслительной, физической, психологической, нравственно-этической сторон личности будущего офицера. Формируется психологическая готовность: на развитие ценностей профессиональной деятельности; мотивов, побуждающих заниматься самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием в профессии и др. В статье представлены результаты проведенного эксперимента, с применением методов наблюдения и беседы. Установлено, что навыки профессионального общения, приобретенные в образовательной организации, являются эффективными в приобретении обучающимися не только профессионально-важных компетенций, но и профессиональной идентичности. В исследовании приняли участие обучающиеся двух учебных групп Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России (далее ГПС МЧС России) в количестве 42 человек. Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью корреляционного анализа. Полученные результаты сопоставлялись с данными наблюдения и тестовых заданий. В заключении сделаны авторские выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савич Игорь Иванович, Щекотов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF COMMUNICATION ON THE PROFESSIONAL FORMATION OF AN OFFICER

The article reveals the psychological aspects of communication providing the professional formation of an officer of the officer of Russia's strengths, in the conditions of an educational organization. The authors present the analysis of scientific judgments regarding the psychological aspects of professional communication, in which the phenomenon analyzed becomes particularly relevant. The importance of psychological aspects of communication here is due to the fact that they are directly involved in the professional formation of officers for the security agencies of Russia. This process takes place in the conditions of teaching young people in educational organizations of the relevant strengths of Russia. Before becoming a certified specialist, students receive the necessary knowledge here, develop the skills and skills of future professional activities. At the same time, in the walls of the educational organization, they are affected by many factors, some of which contribute, and others impede the realization of the goals in professional formation. Here are the foundations of the methodical, technological, logical-thought, physical, psychological, moral and ethical parties to the personality of the future officer. Psychological readiness is formed: the development of vocational activities; Motives encouraging to engage in self-education, self-education, self-development in the profession, etc. The article presents the results of the experiment, using the observation and conversation methods. It has been established that the skills of professional communication acquired in the educational organization are effective in acquiring students not only professional competencies, but also of professional identity. The study participated in the study of two training groups of the Ural Institute of State Fire Services of the Emergencies Ministry of Russia in the amount of 42 people. Empirical data processing was carried out using correlation analysis. The results were compared with observation data and test tasks. The conclusion made copyright conclusions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБЩЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОФИЦЕРА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №1, Том 10 / 2022, No 1, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-1-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Савич, И. И. Влияние психологических аспектов общения на профессиональное становление офицера / И. И. Савич, В. В. Щекотов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN122.pdf

For citation:

Savich I.I., Shchekotov V.V. The impact of the psychological aspects of communication on the professional formation of an officer. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(1): 28PSMN122. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 159.923

Савич Игорь Иванович

ФГБОУ ВО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Екатеринбург, Россия Доцент кафедры «Философии и гуманитарных наук» Кандидат педагогических наук E-mail: igor_savich66@mail.ru

Щекотов Владимир Викторович

ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации,

Екатеринбург, Россия Воспитатель курса E-mail: Schtsch-68@mail.ru

Влияние психологических аспектов общения на профессиональное становление офицера

Аннотация. В статье раскрывается психологические аспекты общения, обеспечивающие профессиональное становление офицера силовых ведомств России в условиях образовательной организации. Авторами представляется анализ научных суждений относительно психологических аспектов профессионального общения, в которых анализируемый феномен приобретает особую актуальность. Важность психологических аспектов общения здесь обусловлена тем, что они принимают непосредственное участие в профессиональном становлении офицеров для силовых ведомств России. Процесс этот проходит в условиях обучения молодых людей в образовательных организациях соответствующих силовых ведомств России. Прежде чем стать дипломированным специалистом, обучающиеся получают здесь необходимые знания, развивают умения и навыки будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, в стенах образовательной организации, на них воздействует множество факторов, одни из которых способствуют, а другие препятствуют реализации поставленных целей в профессиональном становлении. Здесь закладываются основы методической, технологической, логико-мыслительной, физической, психологической, нравственно-этической сторон личности будущего офицера. Формируется психологическая готовность: на развитие ценностей профессиональной деятельности; мотивов, побуждающих заниматься самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием в профессии и

др.

В статье представлены результаты проведенного эксперимента, с применением методов наблюдения и беседы. Установлено, что навыки профессионального общения, приобретенные

в образовательной организации, являются эффективными в приобретении обучающимися не только профессионально-важных компетенций, но и профессиональной идентичности.

В исследовании приняли участие обучающиеся двух учебных групп Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России (далее ГПС МЧС России) в количестве 42 человек. Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью корреляционного анализа. Полученные результаты сопоставлялись с данными наблюдения и тестовых заданий. В заключении сделаны авторские выводы.

Ключевые слова: общение; психологические аспекты; экстремальные (напряженные) условия; межличностное общение; профессиональная идентичность; исследование

Введене

Актуальность изучения заявленной темы обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов для силовых ведомств России. Профессиональное становление будущего офицера проходит в процессе его обучения в образовательных организациях соответствующих силовых ведомств России. Прежде чем стать дипломированным специалистом, обучающийся получает здесь необходимые знания, развивает умения и навыки будущей профессиональной деятельности. В стенах образовательной организации, на него воздействует множество факторов, одни из которых способствуют, а другие препятствуют реализации им поставленных целей в профессии. Здесь закладываются основы методической, технологической, логико-мыслительной, физической, психологической, нравственно-этической стороны будущего офицера. Формируется психологическая готовность: на развитие ценностей профессиональной деятельности; мотивов, побуждающих заниматься самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием в профессии и др.

Х.Й. Лийметс, Н.А. Журавлев, А.Л. Темницкий в своих работах говорят о том, что общение, это процесс обмена, прежде всего, ценностями.

Под психологическими аспектами общения мы понимаем, умение эффективно использовать в межличностном взаимодействии коммуникативные способности в установлении эмоциональных связей, опираясь на нормы этикета и нравственности, обеспечении стабильных, конструктивных отношений с социальным окружением, формировании ценностей «ядра личности», достижении целей в профессиональном развитии.

В.А. Сухомлинский, относительно изучаемого нами аспекта, отмечал, что «проблема общения — самая человеческая, самая неискоренимая» [1]. Более того, со временем умение общаться становится средством, и источником профессиональной успешности человека, становится мастером использования всех способов (приемов) коммуникации. В психологической науке, проблема профессионального общения, остается достаточно актуальной, особенно, что касается экстремальных условиях. А деятельность офицера силовых ведомств России, в основном проходят в экстремальных (напряженных) условиях.

Экстремальные (напряженные) условия, с точки зрения психологии, это таким образом складывающиеся обстоятельства, физическое и психологическое воздействие которых на человека выходят за пределы его опыта, той «нормы», в рамках которой он привык действовать. Иными словами, экстремальность, это включенность в обыденную ситуацию, ранее неизвестных факторов (стрессоров), к которым человек еще не приспособился и не готов продуктивно действовать во взаимодействии с ними в настоящее время. Стресс-факторы экстремальных условий, отличаются по силе, продолжительности, новизне и непрерывности воздействия. В обыденных условиях, их еще называют «опасными». Соответственно и сама

экстремальная ситуация становится для человека опасной, представляет реальную угрозу для жизни и деятельности не только конкретного человека, но и его социального окружения.

Цель статьи: теоретически выявить и экспериментально изучить психологические аспекты, зависимости фактора профессиональной идентичности от ценностных ориентаций, проявляющихся у будущих офицеров в общении.

Гипотеза:

1. Возможно ценностные ориентации обучающихся, диагностируемые в психологических аспектах профессиональной идентичности, являются важными детерминантами сформированности у него умений и навыков профессионального общения.

Задача статьи:

• теоретически выявить и определить психологические аспекты -личностных детерминант среди обучающихся образовательной организации силовых ведомств России;

• выявить ценностные ориентации, проявляющиеся в коммуникативных формах межличностного взаимодействия;

• определить психологические аспекты, зависимости профессиональной идентичности от ценностных ориентаций у обучающихся образовательных организаций силовых ведомств России.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались: метод теоретического анализа, тестирование: теппинг-тест, методика изучения баланса нервных процессов, тест Люшера, корреляционный анализ.

Изложение основного материала статьи

По мнению авторитетных исследователей, общение ориентировано на решение определенных целей и конкретных задач, достижение или оптимизация меркантильных, или социально значимых результатов. В общении проявляются социальные «связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей [2, с. 1030-1032]. Межличностное общение формирует личность, определяет степень ее адаптации, является основным условием развития профессиональной идентичности, «самым важным орудием нашей мысли» (Б.Ф. Поршнев) [3, с. 127-131; 4, с. 176-183; 5, с. 13].

В психологической науке, коммуникативный аспект, межличностного общения определяющий психологическую адаптацию и профессиональную идентичность достаточно основательно изучили: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.В. Барабанщиков, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, Н.Ф. Феденко, А.А. Бодалев и др.

Так, А.Н. Леонтьев и А.А. Леонтьев рассматривали общение как сторону любой предметной деятельности человека, позволяющей ему успешно адаптироваться к ней [6, с. 26-27]. С их позицией согласны и другие исследователи. Так, В.Н. Панфёров отмечал, что «любая деятельность невозможна без общения» [7]. Посредством него, говорил Я. Щепанский, люди устанавливают взаимодействие друг с другом, подражают им [8]. Н.И. Конюхов, Н.Н. Обозов дополняют их, тем, что «продуктивность общения во многом зависит от

психологической совместимости субъектов взаимодействия, т. е. соотношения личностных особенностей, психических качеств, соответствующих требованиям оптимизации общения и деятельности»1. Б.Д. Парыгин2 обобщая имеющиеся наработки, отмечает, что выстраиваемые людьми коммуникации сложны и весьма многогранны, требуют особого подхода в их изучении [9, с. 176-200].

Из сказанного следует, что обязательным показателем успешности вхождения обучающихся образовательной организации в профессиональное сообщество, является правильно организованная система межличностного общения. Это важнейший психологический аспект их социальной идентификации и адаптации на этапе вузовского становления [10, с. 110-119]. В нем проявляют себя основы профессиональной идентичности, формируется потребность быть похожим на других, и это фиксируется в ценностном развитии, проявляется в готовность к совершенствованию в избранной профессии [11, с. 87-90].

Межличностное общение, это психологический процесс, в котором общающиеся вступая во взаимодействие друг с другом, отношения выстраивают на принципах взаимовлияния, понимания и уважения. Это довольно сложная и весьма многогранная форма активности, в которой принимают участие как минимум две стороны. Их межличностные коммуникации: обеспечивают обмен умениями и навыками, удовлетворяют потребность в развитии смысложизненных ориентаций, формируют «ценностное ядро личности».

Анализ структуры общения обучающихся образовательной организации, позволяет выявить основные детерминанты его профессиональной идентичности, тех компонентов, которые определяют процесс его вхождения в профессиональную среду и принятие ее ценностей. Это то, что определяет его мотивацию, составляет внутреннюю силу активности, побуждает его к совместным, согласованным действиям (эффект взаимоусиления — Б.Д. Парыгин). Следовательно, безмотивных коммуникаций, в образовательной организации не бывает, так как в них проявляет себя направленность с единой стратегией взаимодействия. А это возможно только при общем, согласовании позиций, четком управлении субъектов образовательной организации, при установлении между ними взаимопонимания (уподобление) и коллективизма. Эти психологические аспекты проявляются в чувствах и эмоциях, сопровождаются сильными, двухсторонними переживаниями.

В период вузовской подготовки обучающиеся подвергаются постоянному и интенсивному воздействию образовательной среды. Реализуемое общение, и усвоенные компетенций, определяют успех и качество будущей профессиональной деятельности [12, с. 51-55]. Что в значительной степени зависит от проводимых в вузе форм, методов обучения и воспитания.

В.П. Давыдов отмечал, что в стенах образовательной организации «воспитываются все факторы ... отношения между воспитателями и воспитуемыми, а также между самими курсантами, и общая атмосфера вуза» в целом [13, с. 15]. То есть, характер коммуникативных взаимодействий, обучающихся, определяется степенью развития у них профессиональной идентичности, то есть, профессионального становления, овладения знаниями и опытом, развивающимся самосознанием, определяющим свое место в структуре коллектива и общества в целом.

1 Чернышева, Е.В. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учебник / Е.В. Чернышева, М.Г. Рябова, Р.И. Степанов, Е.В. Распопин, В.В. Шаламов, А.С. Отраднова, И.И. Савич. — Екатеринбург, Уральский юридический институт МВД России, 2017. — С. 27.

2 Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: Учеб пособие / Б.Д. Парыгин. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. — С. 35-38.

Какие же факторы влияют на степень профессиональной идентичности обучающегося в образовательной организации силовых ведомств России? Соглашаясь с мнением научного сообщества, отметим, что это противоречия: во-первых, между целевой установкой личности на формирование готовности к профессионально-служебной деятельности и реальным содержанием учебно-воспитательного процесса; во-вторых — между уровнем развития личности будущего специалиста и социальными требованиями общества; в-третьих, между системой вузовского образования и профессиональной деятельностью. Другими словами, основа профессиональной идентичности обучающихся формируется посредством целенаправленной, постоянно функционирующей, содержательно осмысленной педагогической технологии, с четкой системой управления и мониторинга учебной активности. По мнению В.В. Гоголевой, «важнейшим фактором, ... профессионального становления, выступает вовлеченность личности в профессиональную деятельность, которая означает также и раскрытие человеком своей индивидуальности.» 3 . Это позволяет глубже понять взаимосвязь субъективной и объективной составляющей их профессионального развития, служит основой гармонии целостности образа жизни, проявляется в особом, конструктивном отношении к избранной профессии.

То есть, профессиональная идентичность, в значительной степени, проявляется в осознанном отношении и профессиональном долге, в убеждениях и привычках. «По нашему мнению, — говорил Н.А. Добролюбов, — убеждение .только тогда и можно считать истинным, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувствами и волей, присутствует в нем постоянно» [14, с. 250]. Следовательно, умение общаться сопряженно с волевыми и нравственно-этическими качествами, образующими «ценностное ядро личности»4. Известный американский психолог Т. Гордон отмечал, что, это еще и способность «выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы и в то же время, не дав потерять ее партнеру по общению [15, с. 1081—1083].

Из этого следует, что, умение общаться для офицера, это показатель его компетентности. Способность вести партнерский диалог в общении «на равных». Для этого, обучающимся, возможно, потребуется активизировать силу воли. Вместе с тем, это удовлетворяет его потребности. Создает условия, от которых зависит умение управлять и подчинять свои действия нормативным требованиям, управлять своим мышлением и поведением.

Для подтверждения выявленных выше, психологических аспектов, нами было проведено исследование, в нем приняли участие обучающиеся двух учебных групп Уральского института ГПС МЧС России в количестве 42 человека. В качестве инструментария, были выбраны следующие методики: теппинг-тест — позволяет оценить силу (баланс) нервной системы; методика изучения баланса нервных процессов, позволяет оценивать уравновешенность процессов возбуждения и торможения5, тест М. Люшера6, корреляционный анализ.

3 Гоголева, В.В. Общение в сфере досуга как условие профессионального становления молодых учителей: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Гоголева Валентина Владимировна. — Ленинград, 1990. — 19 с.

4 Савич, И.И. Формирование ценностного отношения курсантов военно-учебных заведений к педагогической деятельности офицера: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Савич Игорь Иванович. — Екатеринбург, 2006. — 23 с.

5 Саваневский, Н.К. Практикум по физиологии поведения / Н.К. Саваневский, Г.Е. Хомич. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 160 с.

6 Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство / Л.Н. Собчик. — СПб.: Речь, 2012. — 128 с.

Психологические свойства личности изучались после специально смоделированной ситуации профессиональной деятельности пожарного-спасателя, называемой коммуникативным стрессом. В ходе ее реализации, интересуемые нас психологические аспекты общения проявить наиболее выражено. Сбор экспериментальных данных велся по следующему плану:

• моделирование стрессогенной ситуации межличностного общения (техника «горячий стул»);

• выполнение тестовых заданий по оценке свойств нервной системы (теппинг-тест и тест М. Люшера);

• наблюдение за коммуникативными проявлениями и поведением испытуемых.

Дополнительные сведения уточнялись в частном порядке, в ходе беседы. Результаты исследования фиксировались в карте исследования. Обработка осуществлялась с помощью корреляционного анализа. Полученные результаты сопоставлялись с данными наблюдения и тестовых заданий. В итоге были получены следующие результаты:

1. Теппинг-тест:

A) Средний тип, показал обратные связи с решимостью и уверенностью (г = -0,34 при р < 0,05), спокойствие (г = -0,44 при р < 0,01), корректность высказываний (г = -0,29 при р < 0,1), легкость переключения (г = -0,35 при р < 0,05), внимательность (г = -0,30 при р < 0,1), и с общей оценкой уравновешенности (г = -0,38 при р < 0,05). Анализ полученных данных, указывает на то, что представители данной группы испытывали сложности в управлении своими эмоциями и поведением.

B) Средне-слабый тип продемонстрировал обратную связь с целенаправленностью поведения (г = -0,41 прир < 0,01).

C) Слабый тип продемонстрировал склонность к проявлению вегетативных реакций (покраснение — побледнение кожного покрова) (г = 0,39 при р < 0,05), в сочетании со спокойствием (г = 0,50 прир < 0,01), корректностью высказываний (г = 0,32 при р < 0,1) и с показателем параметра уравновешенности (г = 0,42 при р < 0,01). Анализ полученных данных указывает на доминирование в психологии личности мягкости характера, проявлении стеснительности на разыгрываемую ситуацию.

Б) Итоговое вычисление силы нервной систему (результат суммирования всех маркеров), показало, что высокая степень реагирования на игровую ситуацию, демонстрировала снижение уровня: по шкале спокойствия (г = -0,49 при р < 0,01); корректности высказываний (г = -0,35 при р < 0,05) и общий уровень уравновешенности (г = -0,34 при р < 0,05). Очевидно, что сила реагирования, спровоцировала рост возбудимости нервной системы респондентов.

2. Баланс нервных процессов:

А) Тормозимый тип продемонстрировал тенденцию к осмысленным, последовательным действиям (г = 0,32 при р < 0,1). Это указывает на то, что в экстремальных ситуациях респонденты данного типа вели себя последовательно, их поведение и речь оставались упорядоченными и целенаправленными. Хотя показатели по шкале спокойствие, переместились в пограничную зону (снизились) (г = -0,28 при р < 0,1).

В) Оценка возбудимости нервной системы показала, что чем выше возбудимость нервной системы, тем ниже показатели целенаправленности и упорядоченности поведения (г = -0,34 прир < 0,05).

3. Тест М. Люшера:

A) Синий цвет обнаружил связь со шкалой спокойствия (г = 0,44 при р < 0,05). Но среди показателей есть и обратные связи: с бодростью и активностью (г = -0,31 при р < 0,1), легкостью и быстротой выполнения заданий (г = -0,39 при р < 0,1), стеническими эмоциями (г = -0,32 прир < 0,05) и общим (итоговым) показателем силы нервных процессов (г = -0,36 при р < 0,05). В целом, надо отметить, что синий цвет предпочитают в стрессовых ситуациях представители слабого типа нервной системы.

B) Красный цвет продемонстрировал связь шкал решимости и уверенности (г = -0,34 при р < 0,05), такие предпочтения характерны, преимущественно для представителей более сильной нервной системы.

C) Вегетативный коэффициент обнаружил связь с бодростью и активностью (г = 0,29 при р < 0,1), решимостью и уверенностью (г = 0,34 при р < 0,05), с легкостью переключения (г = 0,35 при р < 0,05), легкостью и быстротой выполнения заданий (г = 0,39 при р < 0,05) и с общими показателями силы нервных процессов (г = 0,36 при р < 0,05). Увеличение показателей вегетативного коэффициента, сказывается на росте силы стеничного типа реагирования.

Б) Показатель шкалы тревожность обнаружил обратную связь с бодростью и активностью (г = -0,31 при р < 0,1), контролем эмоций (г = -0,29 при р < 0,1) и отрицательными астеническими эмоциями (г = -0,32 при р < 0,05). Анализ полученных результатов указывает на то, что они имеют тенденцию у слабого типа.

Выводы: Осуществляя наблюдение за коммуникативным взаимодействии в условиях, приближенных к экстремальным, были выявлены свойства нервной системы, соответствующие специальности офицера ГПС МЧС России Сила реагирования на экстремальные факторы, оставалась в рамках нормы. Некоторое снижение показателей решимости и уверенности, обусловлено недостаточностью в опыте профессиональных действий.

Установлено, что с помощью отобранного инструментария возможно изучение основных свойств нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность).

Для получения более точных и системных результатов, требуется более совершенная, тщательно продуманная процедура, в которой могут использоваться более точные методы наблюдения и беседы. Большинство используемых нами маркеров (по карте исследования), не представляют научного интереса, так-как не подтвердились.

Использование в исследовании методов наблюдения и беседы, несмотря на сложность, связанную с умением сосредотачиваться и интерпретировать фиксируемые изменения в коммуникациях, имеет перспективы в дальнейшем приобретении соответствующего опыта и разработки более совершенных механизмов изучения нервной системы.

В целом общение в экстремальных условиях представляет собой процесс взаимодействия обучающихся, в которых осуществляется познавательная, нормативная, коммуникативная, регулятивная функции. В общении обучающихся образовательной организации силового ведомства России, проявляются личностные свойства будущего

офицера. В общении реализуются: информационные, эмоциональные и деятельные потребности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, цели достигнуты, задачи выполнены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Родчанин, Е.Г. Об идеалах В.А. Сухомлинского/ Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн. — М.: Премьера, 2001. — 642 с.

2. Свистунова, Ю. Н. Современная вербальная коммуникация / Ю.Н. Свистунова.

— Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12(116). — С. 1030-1032. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31583/ (дата обращения: 09.02.2022).

3. Авдонина, Н.С. Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов / Н.С. Авдонина // Вестник ОмГПУ. — 2017. — № 4. — С. 127-131.

4. Моор, С.М. Профессиональная идентичность как фактор трудовых отношений / С.М. Моор, П.Ю. Головин // Вестник ТюмГУ. Социология. — 2012, — № 8. — С.176-183.

5. Райкова, Е.В. Проблемы деловой коммуникации в организации //вопросы управления. — 2016. — № 1. — С. 13.

6. Леонтьев, А.А. Психология общения. — 3-е изд. / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.

7. Панферов, В.Н. Социальная психология общения: монография / В.Н. Панферов, Л.В. Куликов, Л.Г. Почебут и др.; под общ. ред. А.Л. Свенцицкого. — М.: Инфра-М, 2017. — 254 с.

8. Щепанский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепанский. — М.: Маяк, 2009. — 359 с.

9. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.

10. Думченко, О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности / О.Н. Думченко, А.В. Мытиль // Социологические исследования. 1995. № 6. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям / Под ред. В.Е. Хруцкого.

— М.: Политиздат, 1991. — С. 110-119.

11. Парыгин, Б.Д. Проблема готовности в социальной психологии / Б.Д. Парыгин // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. — М., 1996. — С. 87-90.

12. Дружилов, С.А. Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека / С.А. Дружилов // Вестник ТГПУ. 2005 Выпуск 1.

— Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2005. — С. 51-55.

13. Давыдов, В.П. Воспитание курсантов в процессе обучения / В.П. Давыдов. — М., Воен.-полит. акад. им. В.И. Ленина, 1975. — 190 с.

14. Добролюбов, Н.А. Избранные философские сочинения / Н.А. Добролюбов. — М., 1946, т. II. — 419 с.

15. Киракосян, К.Э. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога / К.Э. Киракосян, Т.М. Савенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24(104). — С. 1081-1083. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24549/ (дата обращения: 09.02.2022).

Savich Igor Ivanovich

Ural Institute of the State Fire Service EMERCOM of Russia, Yekaterinburg, Russia

E-mail: igor_savich66@mail.ru

Shchekotov Vladimir Viktorovich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Yekaterinburg Suvorov Military School» of Defense of the Russian Federation, Yekaterinburg, Russia

E-mail: Schtsch-68@mail.ru

The impact of the psychological aspects of communication on the professional formation of an officer

Abstract. The article reveals the psychological aspects of communication providing the professional formation of an officer of the officer of Russia's strengths, in the conditions of an educational organization. The authors present the analysis of scientific judgments regarding the psychological aspects of professional communication, in which the phenomenon analyzed becomes particularly relevant. The importance of psychological aspects of communication here is due to the fact that they are directly involved in the professional formation of officers for the security agencies of Russia. This process takes place in the conditions of teaching young people in educational organizations of the relevant strengths of Russia. Before becoming a certified specialist, students receive the necessary knowledge here, develop the skills and skills of future professional activities. At the same time, in the walls of the educational organization, they are affected by many factors, some of which contribute, and others impede the realization of the goals in professional formation. Here are the foundations of the methodical, technological, logical-thought, physical, psychological, moral and ethical parties to the personality of the future officer. Psychological readiness is formed: the development of vocational activities; Motives encouraging to engage in self-education, self-education, self-development in the profession, etc.

The article presents the results of the experiment, using the observation and conversation methods. It has been established that the skills of professional communication acquired in the educational organization are effective in acquiring students not only professional competencies, but also of professional identity.

The study participated in the study of two training groups of the Ural Institute of State Fire Services of the Emergencies Ministry of Russia in the amount of 42 people. Empirical data processing was carried out using correlation analysis. The results were compared with observation data and test tasks. The conclusion made copyright conclusions.

Keywords: communication; psychological aspects; extreme (tense) conditions; interpersonal communication; professional identity; research

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.