Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА'

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / УЧАЩИЕСЯ 5-8 КЛАССОВ / ЧУВСТВО ТРЕВОЖНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / САМОЧУВСТВИЕ / АКТИВНОСТЬ / НАСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юшкова Наталья Борисовна

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей психологических аспектов личности учащихся 5-8 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юшкова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL ASPECTS ON THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF MIDDLE SCHOOL STUDENTS

The results of an empirical study of the psychological aspects of the personality of students in grades 5-8 are presented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

№ 2 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Научная статья

УДК 159.9; ББК 88.8 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-72-73

NIION: 2018-0077-2/23-319 MOSURED: 77/27-024-2023-02-518

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Влияние психологических аспектов на формирование личности

школьников среднего звена

Наталья Борисовна Юшкова

Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия, yushkova1012@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей психологических аспектов личности учащихся 5-8 классов.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, учащиеся 5-8 классов, чувство тревожности, психологические особенности, самочувствие, активность, настроение

Для цитирования: Юшкова Н. Б. Влияние психологических аспектов на формирование личности школьников среднего звена // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 72-73. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023 -2-72-73.

Original article

The influence of psychological aspects on the formation of the personality ofmiddle school students

Natalia B. Yushkova

Tver State Technical University, Tver, Russia, yushkova1012@mail.ru

Abstract. The results of an empirical study of the psychological aspects of the personality of students in grades 5-8 are presented.

Keywords: psycho-emotional state, students of grades 5-8, feeling of anxiety, psychological characteristics, well-being, activity, mood

For citation: Yushkova N. B. The influence of psychological aspects on the formation of the personality of middle school students // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):72-73. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-72-73.

В современной реальности школа является учреждением, в котором дети получают не только образование, но и основы социализации.

Актуальной проблемой становится заинтересованность школьников, особенно среднего звена (5-8 классов) в обучении. Потому так необходимо именно в этот период правильно выстроить методику общения с детьми, а проанализировав их психоэмоциональное состояние, внести необходимые коррективы. Представлены результаты эмпирического исследования влияния психологических аспектов на формирование личности школьников 5-8 классов. Выборку составили 208 учеников 5-8 классов в возрасте 11-14 лет (102 мальчика и 106 девочек) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Вышний Волочек Тверской области.

В качестве психодиагностического инструментария исследования была использована методика диагности-

ки оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Тест САН, разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И. М. Сеченова: В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Ша-раем и М. П. Мирошниковым.

Применение данной методики позволило получить следующие результаты.

Таблица 1

Оперативная оценка самочувствия, активности

и настроения

Самочувствие Активность Настроение

Благоприятное состояние 75 % 47,2 % 2,7 %

Неблагоприятное состояние 8,3 % 44,4 % 13,9 %

Нормальное состояние 16,7 % 8.3 % 19,4 %

© Юшкова Н. Б., 2023

72

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

№ 2 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При анализе функционального состояния учащихся 5-8 классов было установлено, что у большинства ре-спондентов-благоприятное самочувствие (75 %) и достаточная активность (47,2 %). Большинство пребывают в хорошем настроении (19,4 %). Сравнительный анализ представлен на рис. 1.

30 -

20 15 10 5 0

Нормальное состо- 5,6 % 22,2 % 16,7 % 0 % 16,7 % 22,2 %

яние

Il 1.1

Благоприятное состояние

Неблагоприятное Нормальное состояние состояние

■ Самочувствие ■ Активность ■ Настроение

Рис. 1. Сравнительный анализ оперативной оценки самочувствия, активности и настроения Полученные данные свидетельствуют о том, что для данного возраста характерно чувство жизнерадостности и отсутствие чувства апатии. Благоприятное состояние превалирует над неблагоприятным, хотя не исключено, что чувство активности может быть направлено не всегда в положительную сторону. И если у ребенка есть внутренняя усталость или присутствует чувство тревожности, то и оценки активности и настроения будут низкими.

Кроме того, по итогам теста было установлено, что у девочек, и у мальчиков существенно отличается оценка самочувствия, активности и настроения. Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Тендерные различия в показателях оценки самочувствия, активности и настроения

Данные тестирования показывают сходство в благоприятном самочувствии и мальчиков и девочек (77,8 %), хотя в благоприятном настроении мальчиков находится больше (77,8 %). У них же отсутствует и неблагоприятное самочувствие, и неблагоприятное настроение.

Таким образом, при анализе результатов тестирования функционального состояния учащихся 5-8 классов очевидными становятся гендерные различия в показателях. Это свидетельствует о том, что мировоззрение и мироощущение мальчиков и девочек не является одинаковым.

Согласно полученным данным, мы видим прямую взаимосвязь низкой активности девочек от плохого настроения. И наоборот, у мальчиков: хорошее самочувствие и настроение вызывают желание быть активными. Но вот, почему, у девочек при благоприятном самочувствии неблагоприятное настроение? Возможными причинами в этом возрасте могут быть обиды, ссоры с друзьями, чувство тревожности по поводу своего внешнего вида и тому подобное.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что влияние психологических аспектов на формирование личности школьников среднего звена являются важными не только в значениях отдельных показателей: самочувствия, активности, настроения, но и в результате их соотношения.

Библиографический список

1. Белянина, О. А. Педагогическая психология / О. А. Белянина. Иркутск, 2012. 212 с.

2. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. СПб. : Питер, 2018. 411 с.

3. Смирнов, А. А. Психология ребенка и подростка /А. А. Смирнов. М. : Мир, 2013. С. 88-89.

25

Самочувствие Активность Настроение

Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики

Благоприятное состояние 77,8 % 77,8 % 33,3 % 66,7 % 55,6 % 77,8 %

Неблагоприятное состояние 16,7 % 0 % 50,0 % 33,3 % 27,8 % 0 %

Bibliographic list

1. Belyanina, O. A. Pedagogical psychology / O. A. Belyanina. Irkutsk, 2012. 212 p.

2. Bolotova, A. K. Developmental psychology and age psychology / A. K. Bolotova, O. N. Molchanova. Saint Petersburg : SPb., 2018. 411 p.

3. Smirnov, A. A. Psychology of a child and a teenager / A. A. Smirnov. M. : Mir, 2013. Pp. 88-89.

Дополнительная информация об авторе Н. Б. Юшкова - аспирант 4 курса аспирантуры факультета психологии, истории и философии Тверского государственного технического университета, преподаватель истории и обществознания.

Additional information about the author N. B. Yushkova - 4th-year postgraduate student of the Faculty of Psychology, History and Philosophy of Tver State Technical University, a teacher of history and social studies.

Статья поступила в редакцию 25.01.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 25.01.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.