УДК 316.772.5
Л.А. Погосян
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ, АДАПТАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
L.A. Pogosyan
THE INFLUENCE OF SOCIALIZATION, ADAPTATION AND IDENTIFICATION ON THE FORMATION OF THE POLITICAL CULTURE OF THE YOUTH
В статье рассматриваются знания о политической культуре молодежи, являющиеся одним из условий эффективности развития общества. Необходимость таких знаний становится все более актуальной в условиях, когда коренные изменения, происшедшие в социально-экономических основах современного общества, привели к снижению интереса молодого поколения к политической деятельности, нежеланию и невозможности участвовать в ней значительной части населения. В этих условиях становится актуальной проблема вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Ключевые слова: политическая культура, молодежь, политические ориентации, политическая социализация, политическое сознание, демократия, гражданское общество, молодежная политика, политическая активность молодежи.
The article deals with the knowledge of the political culture of young people are one of the conditions for the effectiveness of social development. The need for such knowledge is becoming increasingly important at a time when major changes have taken place in the social and economic foundations of modern society have led to a reduced interest young people in political activity, unwillingness and inability to participate in the majority of the population. In these circumstances, there is actual problem of youth involvement in politics.
Key words: political culture, youth, political orientation, political socialization, political consciousness, democracy, civil society, youth, the political activity of young people.
Л.А. Погосян
^ндидат социологических наук, доцент РГТЭУ (г. Москва). E-mail: [email protected]. © Погосян Л.А., 2013
L.A. Pogosyan
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of RGTEU (Moscow). E-mail: [email protected]. © Pogosyan L.A., 2013
Построение в России гражданского общества невозможно без формирования либерально-демократической модели политической культуры гражданина, без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей сопричастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций. Учеными разных стран немало сделано по изучению процесса освоения людьми политических ориентаций и образцов поведения, т.е. по изучению процесса политической социализации.
Формирование политической культуры осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Человек, усваивая требования статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, развивает собственный духовный потенциал, который позволяет ему адаптироваться в определенной политической системе, т.е. происходит политическая социализация человека.
Проблеме формирования политической культуры молодёжи уделяет глубокое внимание небольшой круг учёных, исследования которых остаются продуктом внутреннего пользования своей среды. Парадокс в том, что властные структуры России мало обеспокоены политической аморфностью молодёжи, той тревожной тенденцией отгороженности и равнодушия к политическим событиям своей страны, которую демонстрирует молодёжь. Чем объясняется игнорирование властями проблемы политической культуры молодёжи? На поверхности самое очевидное объяснение: молодёжь воспринимается как послушный объект управления, а не как субъект для сотрудничества, взаимопонимания, открытого диалога. В то же время необходимо учитывать, что состояние политической культуры молодёжи позволяет дать адекватную характеристику политической системе современной России, объяснить причины её тревожной напряжённости и возможные перспективы развития.
Молодежь является активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать в роли не только объекта социальных инноваций, но и активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение.
В сложившейся обстановке возникают уникальные условия, никогда не имевшиеся ранее, которые сильно воздействуют на сознание молодежи и отражаются на ее политических ориентациях. Перед молодыми людьми в условиях достигнутой свободы и идеологической раскрепощенности стоит проблема выбора, самостоятельного решения жизненных проблем и удовлетворения потребностей.
Политические ориентации молодежи претерпевают существенные трансформации, когда наблюдается не только кардинальный кризис ценностей, но в какой-то мере и кризис нынешнего демократического сознания, что еще более усугубляет политическую напряженность, нестабильность и порождает потенциальную опасность затяжного социально-политического кризиса в стране.
Критерии политической социализации молодежи проявляются теперь в том, что, с одной стороны, новая ситуация представляет новые возможности для действительного самоопределения молодежи, реализации ее потенциальных возможностей, открывает простор для ее политического развития и деятельности. Совсем не беспочвенной кажется надежда на близкую самоактуализацию, на обретение свободы самосознания и самовыражения, на преодоление тотальной несвободы от окружения и обретение своего собственного «предмета общения», в том числе и в сфере политической.
С другой стороны, молодежь не имеет еще таких качеств, которые позволили бы ей относительно безболезненно и сознательно войти в общественно-политическую жизнь. Ситуация осложняется тем, что кризисная жизненная среда, нестабильность общественного развития не содействуют созданию стабильного базиса для возникновения и развития новых ценностей, для реализации новых для общества притязаний и устремлений молодежи. Отсюда возникает противоречие между новыми общественными возможностями и способами их реализации.
В целом хаотичном и бессистемном комплексе политических ори-ентаций молодежи можно констатировать две тенденции, характеризующие его настоящий период: с одной стороны, чувство безысходности, неверие в свои силы, размытость и конформность идеалов, сориентированных на личное благополучие, не позволяют сформировать широкое политическое представительство молодежи; с другой стороны, агрессивность и репрессивность сознания, выливающиеся в озлобленность и экстремизм в молодежной среде, могут привести молодых в стан политических авантюристов, деструктивных сил, явиться основой для формирования молодежных асоциальных группировок.
Молодежь в силу особенностей психологического и возрастного статуса, с одной стороны, обладает большим потенциалом энтузиазма и оптимизма, а с другой - чаще подвержена паникам, девиациям, деформациям сознания и поведения. Регулируемые механизмы социализации молодежи прямым образом отражаются на ее идейно-политических и нравственных позициях, некоторые во многом утратили свою социально значимую мотивационно-ценностную ориентацию.
Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождаю-
щейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.
Еще совсем недавно в научной литературе проблема деформации политической культуры молодежи, ее природы и особенностей исследовалась крайне ограниченно, поскольку это рассматривалось как очернительство советской политической системы. Между тем деформации были подвергнуты все без исключения сферы политического сознания молодого поколения. Она вторглась в область политических и правовых знаний, разрушала установки, чувства, убеждения, проникла в содержание мировоззрения, в ткань идеологии нашего общества. Деформация политического сознания с неизбежностью приводила к деформации поведения и деятельности молодежи, росту ее аполитичности и оппозиционности.
В настоящее время в России молодежь является пассивно-легкой добычей различного рода деструктивных сил общества вплоть до уголовных элементов: политический экстремизм, хулиганские, граничащие с преступлениями выходки становятся частыми явлениями в молодежной среде. При этом в наиболее яростных и ожесточенных конфликтах, ситуациях и эксцессах задействована молодежь подросткового возраста.
Итак, сложившаяся в нашем обществе неблагополучная социально-экономическая, политическая и нравственная среда снижает активность молодежи, заставляет тратить много сил на выживание.
В этих условиях молодежь, оставшаяся большей частью «без присмотра» общества, крупных политических сил, не способных проявить инициативу со своей стороны и безучастно ожидающих нового взрыва молодежной активности, может стать добычей разного рода экстремистов.
Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи (психоматические, социальные, психологические и другие) взаимообусловлены. Это указывает на целесообразность внедрения нового подхода к организации социальной работы. Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты проводят к деформации социализации, доминированного в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для
социализации молодежи, отличающейся потерей четких социальных ориентиров и норм.
Безусловно, решение проблем социализации современной молодежи как стройной совокупности идей, взглядов, которые отражают и оценивают действительность с точки зрения интересов общества и государства, является первостепенным. Решать эту проблему важно с учетом институциональных аспектов. Без участия государства, его заинтересованного внимания к общественным процессам проблематично формирование механизма социального регулирования в этой сфере.
Возникновение и обострение молодежных проблем лишь усиливается от равнодушия и пассивности со стороны властных структур, от отсутствия продуманной и действенной государственной молодежной политики. Определенным образом сформулированная и институированнная в отношении новых поколений политика является естественным компонентом общественного развития, процесса социализации молодежи [1, с. 43].
Политическую социализацию чаще всего определяют как процесс активного освоения человеком идеологических и политических ценностей и норм общества, их формирование в систему социально-политических установок, которая определяет поведение человека в политической системе общества. В процессе политической социализации формируется социально-политическая активность личности. Политически социализированный человек отражает объективно существующие в обществе политические и социальные процессы, интересуется политикой, участвует в ней. При этом его участие является активным, социально значимым, т.е. социально активная личность, участвуя в политике, руководствуется не только своими личными интересами, но и интересами общества, осознает свою ответственность перед обществом, государством.
Направляемое развитие социализации требует решения факторами политической социализации очень сложной задачи: представить молодежи позитивный образ государства. Образ государства складывается из двух сопряженных моментов: восприятия фигуры, композиции, внешнего очертания государства и отношения людей к государству, его оценки ими. Наблюдаемая людьми государственность запечатлеется в их представлении обычно одной из своих ипостасей. Во-первых, в виде некой ассоциации (общности) индивидов. Либо, во-вторых, в виде отдельного лица (отдельной группы лиц).
Позитивный образ государства и его положительная оценка способствуют формированию у молодежи политических качеств, присущих гражданам демократично-правового строя.
Потребность общества в более целенаправленной, адекватной целям политической системы, конкретному политическому режиму социализации личности вызвала необходимость появления воспитания. Соци-
альные действия воспитания являются частью направляемого развития социализации и относятся главным образом к институциональным, относительно контролируемым институтам (семья, религия, армия, система образования, трудовые коллективы и др.) и агентам социализации.
Конкретные условия жизни молодых людей определяют особенности молодежного сознания. От уровня развития молодежи - физического, умственного, от ее образованности, уровня сознания, ее ценностей, мотивов поведения, социальной активности и т.д. зависят ее возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс. Развивать молодежь - значит усиливать инновационный, творческий потенциал молодого поколения, закладывать основы будущего роста, накапливать силы для ускоренного выхода России из тяжелейшего положения. От того, насколько широко и глубоко молодежь включена во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодежи, и общества в целом.
В настоящее время происходит лишь создание фундамента политического знания общества, в котором молодым предстоит жить и творить дальше. Если у взрослых наблюдается ломка, изменение ориентаций, то у молодежи - адаптация, приспособление, усвоение.
Таким образом, молодежь является активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать в роли не только объекта социальных инноваций, но и активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение.
Молодежь несет в себе два вида качеств: адаптивно-функциональные и перспективно-воспроизводящие. От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие. При социализации формирование этих качеств идет одновременно, но при детерминации одного из них. Для активизации новых перспективно-воспроизводящих качеств молодежи необходима активность самой молодежи. Добиться этого можно через поддержку детских и молодежных объединений, создание которых должно быть перспективным направлением государственной молодежной политики.
Органы государственной власти и управления должны не только поддерживать общественные инициативы молодежи, но и проводить регулярные консультации с молодежными объединениями при выработке федеральной, региональной и местной политики. Пристального внимания со стороны государства требует молодежная политика политических партий. В этой деятельности следует выделить два направления. Первое - политические партии должны строить свою молодежную политику строго в рамках конституционного порядка. В случаях нарушения норм права дея-
тельность партии должна быть подвергнута соответствующим юридическим санкциям. Второе - государственные органы по делам молодежи должны активно сотрудничать с молодежными организациями партий во всех сферах деятельности.
Направляемая политическая социализация будет успешной, если ее проведением будут заниматься органы власти и управления - от федеральных до местных, все ведомства независимо от их функций. Ограниченность ресурсов не дает оснований для ожидания больших реформ и преобразований, но и топтание на месте смерти подобно.
Разумная альтернатива бездеятельности - политика малых дел: в стране, регионе, городе, поселке, деревне. Механизм такой политики -программно-целевой подход. Целевые программы, ограниченные временем, финансируемые из разных источников, имеющие конкретных исполнителей и участников, - реальные шаги направляемого развития политической культуры молодежи.
Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Стержнем молодежной политики является государственная молодежная политика, представляющая собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности. Государственная молодежная политика направлена на социализацию молодежи, на ее социальное становление.
Молодежная политика - это своего рода «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной), социально-экономической политики. Она может осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по «завоеванию», удержанию и поддержанию определенного социального статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение [2, с. 73].
Направляемая политическая социализация должна касаться всех институтов социализации, даже таких как церковь и национальная политика. Задача государства здесь заключается не только в недопущении межконфессиональных и межнациональных конфликтов, формировании экстремизма, но, главным образом, в воспитании позитивной деятельности на благо многонационального и многоконфессионального российского государства и общества [2, с. 74]. Итак, процесс политической социализации осуществляется двумя основными путями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов политического созна-
ния и политического поведения, т.е. в передаче политической культуры старшего поколения молодому. Это означает, что процесс социализации носит отчасти консервативный оттенок, ибо в сознание молодого поколения внедряются те ценности, нормы и образцы поведения, которые уже освоены опытом прошлого. Другой путь политической социализации связан с приобретением личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, с усвоением нового политического опыта. Это происходит в процессе участия индивида в политической жизни страны, а также под воздействием разных факторов. Оба этих пути политической социализации в реальной жизни тесно переплетаются, взаимодополняют друг друга, обеспечивая стабильность политической системы.
Политическая культура молодежи всегда имела большое значение в развитии любого общества, так как ее основной функцией является воспроизводство его политического устройства. В процессе политической социализации молодежь усваивает основные ценности, нормы, навыки политического поведения и в силу возрастных особенностей трансформирует их в соответствии с условиями своего существования, с событиями своей жизни.
Политическая культура молодежи вытекает из необходимости научить молодежь жить в многоликом мире. В многообразии - огромные возможности познания и развития демократии. Осуществить это научение возможно путем усвоения индивидом политических ценностей и норм общества, преобразования их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позиции и поведение молодых людей в политической системе общества. Формируются внутренний мир молодежи, ее политическая культура, которые зависят от индивидуально-психологических, социально-психологических и социально-политических факторов. Освоение политических взглядов, знаний и убеждений, отражающих коренные интересы различных социальных групп, наций, народностей, а также характер и способ духовно-практической деятельности образуют новое качество молодых людей - политическую зрелость.
Таким образом, будущее России в значительной мере зависит от уровня духовности современной молодежи, от богатства ее личностного потенциала и готовности включаться в решение политических проблем общественного развития. Молодежь - это большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления.
Молодежь как субъект, активно действующий и познающий, обладающий волей и сознанием, в состоянии участвовать в реализации политики, базирующейся на основе законодательных актов. Такая политика,
возможно, должна охватывать все сферы жизни и деятельности подрастающего поколения, включая и период детства, поскольку главная ее цель -проект человечества в будущее.
Примечания
1. Родзинский И.М. Молодежь как объект российских политических партий // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1.
2. Молодежь в условиях социально-экономических реформ: материалы междунар. науч.-практ. конф. Вып. 1-2 / науч. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1995.
3. Бычков Д.В. Особенности процесса политической социализации молодежи в современном российском обществе // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 4.
4. Гаврилюк В.В., Меленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс. 2007. № 4.
5. Джаксыбаев А.М. Политическая социализация молодежи // Организация работы с молодежью. 2012. № 2.
6. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1.
7. Свертков И.А. Особенности молодежной политики в современной России // Вестн. Поволжской академии госслужбы. 2009. № 4 (21).