УДК 316
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-2-16
Г. М. Джамалудинов, Ш. Г. Сеидов, М. Ш. Абдусаламова
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация.
Актуальность и цели. В различных общественных и гуманитарных науках активно ведутся исследования по определению и развитию политической культуры российской молодежи. Наиболее прогрессивной, организованной, остро реагирующей на проводимые преобразования в обществе является студенческая молодежь. Поэтому основными задачами исследования являются анализ состояния политической культуры студенческой молодежи, определение приемов и способов ее повышения и развития. Цель научного исследования - выявление уровня политической культуры студенческой молодежи Дагестанского государственного педагогического университета и определение основных направлений ее совершенствования.
Материалы и методы. В ходе исследования были использованы данные социологического опроса студентов Дагестанского государственного педагогического университета. В качестве теоретической основы выступают научные труды социологов и политологов, отражающие концептуальные идеи теории и практики политической культуры. Особенностью данного образовательного учреждения высшего образования Республики Дагестан является то, что студенты в основном (70 %) - выходцы из высокогорных районов республики и представляют все народности многонационального Дагестана. Социологическим исследованием было охвачено 170 студентов второго-четвертого курсов разных факультетов. Основными методами социологического исследования являются методы анкетирования, наблюдения и интервью.
Результаты. Минимальный уровень политической культуры у студенческой молодежи присутствует, однако он низкий ввиду определенных причин.
Выводы. Главной задачей образовательного учреждения высшего образования должно стать более углубленное политическое воспитание студентов в целях формирования общественно-активного и политически грамотного гражданина современной России.
Ключевые слова: политическая культура, политические знания, студенческая молодежь, социологические исследования, Республика Дагестан.
G. M. Djamaludinov, Sh. G. Seidov, M. Sh. Abdusalamova
FORMATION OF STUDENT YOUTH'S POLITICAL CULTURE (BY THE EXAMPLE OF DAGESTAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)
Abstract.
Background. Scholars specializing in various social sciences and humanities are actively studying problems of definition and development of political culture of Russian youth. Student youth is the most progressive, organized, the most sensitive to ongoing changes in society. Therefore, the main objectives of the research are to
analyze the state of political culture of students, to define techniques and methods of its improvement and development. The goal of the research is to identify the level of political culture of students from Dagestan State Pedagogical University and to determine the main directions of its improvement.
Materials and methods. The study was based on the data of a sociological poll carried out among students of Dagestan State Pedagogical University. The theoretical basis of the study included scientific works by sociologists and political analysts reflecting the conceptual ideas of the theory and practice of political culture. A distinctive feature of this higher educational organization of the Republic of Dagestan is that the students mostly (70 %) come from mountainous regions of the Republic and represent all the peoples of the multinational Dagestan. The sociological study included 170 students from 2nd-4th courses of different faculties. The main methods of sociological research were survey, observation and interview.
Results. The minimum level of political culture of University students is present, however it is low due to certain reasons.
Conclusions. The main task of educational institutions of higher education is more in-depth political education of students in order to create a socially active and politically competent citizen in modern Russia.
Key words: political culture, political knowledge, youth, sociological research, Dagestan.
Формирование политической культуры студенческой молодежи на современном этапе развития общества представляет собой важнейшую предпосылку строительства правового государства и становления гражданского общества.
Политическая культура является качественным показателем политической системы общества и способствует развитию социальных и политических преобразований. Несомненно, что именно от уровня политической культуры зависят политические действия молодежи, восприятие ею явлений политического процесса.
Основоположники теории политической культуры, американские исследователи Г. Алмонд и С. Верба, ограничивали ее преимущественно сферой сознания, сводя к «политическим ориентациям» - взглядам и позициям относительно политической системы и ее разных составляющих, относительно собственной роли в этой системе [1, с. 132]. Политическая культура, выступая как один из видов культуры, прежде всего включает в себя политический опыт, политическое поведение, политическое сознание [2]. От уровня политической культуры зависит то, как воспринимает молодежь, в данном контексте именно студенческая, нынешний политический курс страны, насколько она активна в его реализации
Анализируя процесс становления политической культуры в обществе, очень важно акцентировать внимание на формировании политической культуры студенческой молодежи, которую можно обозначить «как интегратив-ное качество личности, отражающее меру освоения студентом политической культуры общества и приобретения опыта политико-гражданского поведения, проявляющегося в понимании общественно-политических процессов и событий, интереса к ним, самостоятельности их анализа и принятия индивидуального решения, в сознательном и активном участии в общественно-политической жизни общества» [3].
В научной литературе предлагаются различные способы формирования и повышения политической культуры молодежи, в том числе и студенческой. Например, В. И. Зеленов среди таких способов выделяет привитие политической культуры в семье, школе, а также через молодежные общественные советы и молодежные парламенты при муниципальных и региональных органах власти [4].
По мнению Л. А. Погосян, основными субъектами развития современного общества, его инновационным потенциалом и гарантом являются молодые люди. Основные критерии их политической социализации проявляются в том, что, с одной стороны, новая ситуация представляет новые возможности для действительного самоопределения молодежи, реализации ее потенциальных возможностей, открывает простор для политического развития и деятельности. Совсем не беспочвенной кажется надежда на близкую самоактуализацию, на обретение свободы самосознания и самовыражения, на преодоление тотальной несвободы от окружения и обретение своего собственного «предмета общения», в том числе и в сфере политической. С другой стороны, молодежь не имеет еще таких качеств, которые позволили бы ей относительно безболезненно и сознательно войти в общественно-политическую жизнь. Ситуация осложняется тем, что кризисная жизненная среда, нестабильность общественного развития не содействуют созданию стабильного базиса для возникновения и развития новых ценностей, для реализации новых для общества притязаний и устремлений молодежи. Отсюда возникает противоречие между новыми общественными возможностями и способами их реализации [5, с. 66, 67].
На сегодняшний день важным фактором, влияющим на формирование политической культуры молодежи, является Интернет. Некоторые сообщества, благодаря внедрению в виртуальную среду, стали манипулировать сознанием молодых людей. Из-за этого молодежь воспринимает власть и политику как данность, которая не вызывает ни восторга, ни каких-либо отрицательных эмоций. Именно поэтому остро стоит проблема отстраненности молодежи от политической культуры. Заслуживает внимания мнение Д. В. Акаева о том, что «сегодня сформирован по большей части негативный характер поведения граждан, который выражается в отсутствии интереса к волеизъявлению как финальному этапу избирательных кампаний. Молодежь не видит причин менять что-то в политическом укладе общества, все ее интересы сосредоточены на поддержании своего существования, то есть проблемы личного характера намного выше, чем выборы в политические партии. Одним из наиболее серьезных факторов негативного электорального поведения россиян является недоверие к властям, отсюда и их пассивность, что, конечно, повлияло на выборы в Государственную Думу ФС РФ - явка по стране оказалась всего 47,8 %» [6, с. 155].
Студенческая группа как часть молодежи является более креативной, организованной, интеллектуальной, наиболее остро реагирующей на проводимые преобразования в обществе. «В молодежной среде все большее распространение получили идеи нового политического мышления, в частности, идеи культуры мира и демократии, молодежь становится их активным проводником в жизнь» [7]. Поэтому объектом социологического исследования была выбрана студенческая молодежь Дагестанского государственного педагогического университета.
Дагестан - самый южный регион, имеющий для Российской Федерации важнейшее стратегическое значение. Геополитическое положение Дагестана привлекает деструктивные силы, желающие отделить ее от Российской Федерации. За последнюю четверть века таких попыток, на наш взгляд, было три. Первая попытка - «парад суверенитетов», который и положил начало военным событиям в Чечне. Дагестан категорически отверг подобного рода инициативы. Вторая попытка - искусственное обострение межнациональных отношений в Дагестане. Этому способствовали призывы некоторых лидеров национальных движений республики и неодемократов России (например, Галина Старовойтова) объявить Дагестан федеративной республикой. Это был призыв к войне. Третья попытка - использование религиозного фактора. Вероятно, можно ожидать и других попыток. За всеми попытками, направленными отторгнуть Дагестан от Российской Федерации, вероятно, стоят иностранные силы. Известно, что до 1999 г. в Дагестане действовали филиалы международных благотворительных фондов «Катар» (Катар), «Беневоленс Интернэйшлн Фаундейшн (США), «Аль-Хария» (АОЭ) и др., которые активно финансировали религиозно-политические экстремистские организации. По решению дагестанских судов в 1999-2000 гг. все они были закрыты [8].
Одним из важных факторов нейтрализации подобного рода попыток дестабилизации политической ситуации в республике является формирование политической культуры молодежи, которая составляет 30 % населения Республики Дагестан.
С целью выявления уровня политической культуры студентов Дагестанского государственного педагогического университета было проведено социологическое исследование. Студенты данного высшего учебного учреждения, в основном выходцы из высокогорных районов республики, и представляют все народности многонационального Дагестана. Социологическим исследованием было охвачено 170 студентов второго-третьего курсов разных факультетов. Такой объем и наши методы выборки респондентов представляются вполне достаточными для получения объективных данных об уровне политической культуры обучающихся.
На вопрос «Интересуетесь ли Вы политическими процессами в стране и мире?» утвердительно ответили 47 % респондентов; ответ «иногда интересуемся» выбрали 45 % опрошенных; 8 % ответили, что не интересуются (рис. 1).
□ Не интересуюсь
П Иногда интересуюсь
□ Интересуюсь_
□ Не интересуюсь
П Иногда интересуюсь
□ Интересуюсь_
0% 20% 40% 60%
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Интересуетесь ли Вы политическими процессами в стране и мире?»
Данные результаты исследования показывают, что меньше половины опрошенных студентов интересуется политикой и политическими процессами в стране и мире и почти столько же интересуется лишь иногда. Считаем, что итоги опроса неутешительные, так как выпускники Дагестанского государственного педагогического университета, большей частью работающие в высокогорных селениях республики, должны быть носителями новых идей и знаний, чтобы разъяснять населению политические события в стране и мире и выступать опорой и проводником государственных политических решений.
На вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию о политических процессах?» (допускалось два ответа) 54 % опрошенных указали Интернет; 82 % - телевидение; 20 % отметили занятия в университете, а газеты, журналы указали только 2 % респондентов; 15 % выбрали вариант «друзья»; 10 % - «родители, семья» (рис. 2).
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию о политических процессах?», %
Статистический анализ ответов показывает, что Интернет и телевидение стали самыми популярными источниками политических новостей.
Сравнительно с предыдущими социологическими исследованиями, проведенными нами в 2005 г., уменьшилось количество студентов, считавших занятия в университете источником информации в сфере политики, на 18 %. Видимо, сокращение часов на изучение социально-гуманитарных дисциплин в университете по направлению «Педагогическое образование» существенно сказалось на приоритетности университетских дисциплин в формировании политических взглядов обучающихся.
На вопрос «Принимали ли Вы участие в митингах, протестных акциях?» положительно ответили 10 % респондентов, а большинство опрошенных (90 %) отметили, что не принимали участия. На данный вопрос утвердительно ответили те респонденты, которые участвовали в митинге в поддержку присоединения Крыма к России и в протестном акте университета в защиту своих прав. Это высокий показатель за последние годы.
На следующий вопрос «Каково Ваше отношение к деятельности ИГИЛ (запрещена на территории РФ)?» положительных ответов не было (0 %); абсолютное большинство (87 %) ответили, что относятся отрицательно; затруднились ответить 13 % опрошенных студентов.
□ Семья, родители
□ Друзья
□ Газеты, журналы
□ Занятия в университете
□ Телевидение
□ Интернет_
Ответы на данный вопрос свидетельствуют, что студенческая молодежь в целом знает истинные ценности ислама. Но беспокойство вызывает, что 13 % опрошенных студентов затруднились выразить свое отношение к деятельности ИГИЛ (запрещена на территории РФ).
На вопрос «Встречались ли Вы с фактами попытки агитировать Вас в различные течения ислама?» утвердительно ответили 16 % участников социологического исследования; 84 % ответили, что нет (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос «Встречались ли Вы с фактами попытки агитировать Вас в различные течения ислама?», %
Варианты ответа Ответ респондентов
Да, встречались 16%
Нет 84%
Результаты ответов на данный вопрос показывают, что в Дагестане незаконно функционируют определенные силы, целью которых является агитация и вербовка в сторонники нетрадиционного ислама обучающихся образовательных учреждений высшего образования. А с другой стороны, итоги социологического опроса свидетельствуют, что названные выше попытки были напрасными.
На открытый вопрос анкеты «Что необходимо сделать, чтобы молодые люди не уходили в "лес"?» все респонденты указали, что необходимо создавать рабочие места и условия для молодежи, усилить воспитательную работу в семьях, образовательных организациях. Одним из факторов ухода «в лес» молодежи был обозначен фактор отсутствия верховенства закона в обществе и бездействия власти в отношении коррупции.
На вопрос «Какой из перечисленных конфликтов, на Ваш взгляд, возможен в Республике Дагестан?» опрошенные студенты ответили следующим образом: 73 % указали, что возможны конфликты на религиозной основе (внутри ислама); 4 % указали на возможность межнациональных конфликтов в Дагестане; конфликт между властью и народом посчитали возможным 16 % (рис. 3).
□ Между властью и народом
□ Межнациональные конфликты
■ На религиозной основе (внутри ислама)
%
0%
20%
40%
60%
80%
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какой из перечисленных конфликтов, на Ваш взгляд, возможен в Республике Дагестан?», %
Отрадно отметить, что в многонациональном Дагестане никогда не было межнациональных войн, и этим объясняется, что только 4 % респондентов отметили вероятность межнациональных конфликтов в Дагестане. Как нам кажется, здесь примечательно то, что на социальные проблемы никто не указал, хотя у каждой народности они есть. А в Дагестане проживают народы, репрессированные в сталинскую эпоху, разделенные государственными границами в результате развала СССР. Например, часть аварского и почти половина лезгинского народов оказались за пределами страны, в Республике Азербайджан.
Большинство респондентов отметили, что вероятны столкновения на религиозной основе в Республике Дагестан. «Деятельность религиозных экстремистов по расширению своей общины имеет, по всей видимости, серьезные финансовые основания, так как используется материальное стимулирование. К примеру, муллам, согласившимся стать сторонниками ваххабизма, выдают единовременное пособие в размере 1000-1500 долларов, с последующей ежемесячной выплатой 100-150 долларов. Внутри "общины" отношения строятся по принципу финансовой пирамиды: за каждого приведенного нового соратника агитатор получает 50-100 долларов, а затем ему выдают проценты с каждого им сагитированного. В условиях Северного Кавказа, характеризуемого самой высокой в стране трудоизбыточностью среди молодежи, такие суммы вознаграждения могут соблазнить и увлечь идеями "чистого ислама" не только традиционного мусульманина, но даже и атеиста» [7, 9].
То, что 16 % опрошенных студентов указали на возможность конфликтов между властью и народом, видимо, объясняется прежде всего коррупцией во властных структурах страны, неуверенностью в завтрашнем дне, низкой заработной платой учителей в Дагестане, большим процентом безработицы среди молодежи.
На вопрос «Каково Ваше отношение к идее образования внутри Дагестана автономий по национальным признакам (Аваристан, Лезгистан, Кумук-стан, Ногайстан и т.д.)?» получены следующие ответы опрошенных студентов. Положительно относятся 2 %; отрицательно - 85 %; затруднились ответить - 13 % респондентов. Итоги опроса показывают, что абсолютное большинство опрошенных студентов не принимают идею федерализации Республики Дагестан. Призывы к образованию новых территориальных образований по национальным признакам внутри Республики Дагестан не отвечают интересам ни одной народности Республики Дагестан (рис. 4).
П Затрудняюсь ответить
□ Отрицательно
□ Положительно
0% 50% 100%
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Ваше отношение к идее образования внутри Дагестана автономий по национальным признакам (Аваристан, Лезгистан, Кумукстан, Ногайстан и т.д.)?», %
С [ Jl3%
L [ ) 85%
1 V 2%
w
На вопрос «Собираетесь ли Вы идти на предстоящие выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Народного Собрания Республики Дагестан?» получены следующие ответы: положительно ответили 18 %; вариант «нет, не собираюсь» отметили 28 %; «не знаю или готов идти, если скажут надо (по просьбе родителей, преподавателей)» - 43 %.
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос «Собираетесь ли Вы идти на предстоящие выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Народного Собрания Республики Дагестан?», %
Варианты ответа Ответ респондентов
Положительно 18%
Не собираюсь 28%
Не знаю или готов идти, если скажут надо (по просьбе родителей, преподавателей) 43 %
По данным ответов респондентов видно, что очень низкий процент опрошенных студентов (18 %) собирается участвовать в выборах. Студенты объясняют данный факт тем, что нет смысла идти: заранее все решено сверху. 43 % респондентов готовы идти на выборы, если скажут родители или попросят преподаватели, родственники. Данный факт связан не с осознанным выбором самих респондентов, а с другими условиями морально-этического характера (не смогут отказать близким и уважаемым людям).
Результаты социологического исследования показывают, что уровень политической культуры студенческой молодежи низкий. Упавший интерес к политическим процессам в стране и мире и намерение всего 18 % опрошенных участвовать в выборах депутатов в законодательные органы страны являются тому подтверждением. С другой стороны, отношение к деятельности ИГИЛ (запрещена на территории РФ), негативная оценка к националистическим инициативам в республике, осознанное понимание необходимости сохранения Дагестана единым и неделимым в составе России свидетельствуют о наличии определенного уровня политической культуры студентов.
Таким образом, итоги социологического исследования показывают, что основной приоритетной задачей образовательного учреждения высшего образования является политическое воспитание студентов, формирование у них политической культуры, воспитание будущего специалиста как личности, интегрированного в общественно-политические отношения. При этом следует использовать различные методы и приемы повышения уровня политической культуры студенческой молодежи. Наиболее эффективные из них - это повышение уровня политических знаний студентов в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин и, соответственно, увеличение объема аудиторных часов по политологии, социологии и т.д.; включение студентов в активную общественно-политическую жизнь университета, республики и страны.
Библиографический список
1. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Верба // Полис. Политические исследования. - 1992. - № 4. - С. 122-134.
2. Зернов, И. В. Правовая политика: понятие, формы осуществления, перспективные направления реализации / И. В. Зернов // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования : сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. -Пенза, 2015. - С. 41-45.
3. Иванов, В. Н. Россия Федеративная: проблемы и перспективы / В. Н. Иванов. -М., 2001. - 203 с.
4. Зеленов, В. И. Формирование политической культуры молодежи на муниципальном уровне / В. И. Зеленов // Социальные отношения. - 2016. - № 1 (16). -С. 149-152.
5. Погосян, Л. А. Влияние процессов социализации, адаптации и идентификации на формирование политической культуры молодежи / Л. А. Погосян // Гуманитарий юга России. - 2013. - № 3. - С. 65-73.
6. Акаев, Д. В. Трансформация политической культуры молодежи: роль интернет-коммуникаций / Д. В. Акаев // Вестник Поволжского института управления. -2016. - № 6 (57) - С. 153-158.
7. Ханбабаев, К. М. Этноконфессиональная политика России в постсоветском Дагестане / К. М. Ханбабаев // Двадцать лет реформ: итоги и перспективы : сб. ст. / под общ. ред. М. К. Горшкова, А.-Н. З. Дибирова. - М. ; Махачкала, 2011. -С. 555-589.
8. Чернов, С. М. Формирование политической культуры студентов вуза на основе конструктивистского подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чернов С. Н. -Магнитогорск, 2011. - 21 с.
9. Ильинский, И. М. Молодежь в процессе развития / И. М. Ильинский. - URL: http://www.ilinskiy.ru
References
1. Almond G., Verba S. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political research]. 1992, no. 4, pp. 122-134.
2. Zernov I. V. Sovremennoe rossiyskoe pravo: probely, puti sovershenstvovaniya: sb. st. VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern Russian law: gaps, improvement ways: proceedings of VIII International scientific and practical conference]. Penza, 2015, pp. 41-45.
3. Ivanov V. N. Rossiya Federativnaya: problemy i perspektivy [A Federative Russia: problems and prospects]. Moscow, 2001, 203 p.
4. Zelenov V. I. Sotsial'nye otnosheniya [Social relations]. 2016, no. 1 (16), pp. 149-152.
5. Pogosyan L. A. Gumanitariy yuga Rossii [The humanitarian south of Russia]. 2013, no. 3, pp. 65-73.
6. Akaev D. V. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya [Bulletin of Volga Institute of Management]. 2016, no. 6 (57), pp. 153-158.
7. Khanbabaev K. M. Dvadtsat' let reform: itogi i perspektivy: sb. st. [Twenty years of reforms: results and prospects: collected articles]. Moscow; Makhachkala, 2011, pp. 555-589.
8. Chernov S. M. Formirovanie politicheskoy kul'tury studentov vuza na osnove konstruk-tivistskogo podkhoda: avtoref. dis. kand. ped. nauk [University student's political culture formation on the basis of a constructive approach: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Magnitogorsk, 2011, 21 p.
9. Il'inskiy I. M. Molodezh' v protsesse razvitiya [Youth in development]. Available at: http://www.ilinskiy.ru
Джамалудинов
Гамзат Магомедгазиевич
доктор социологических наук, профессор,
кафедра политологии и социологии,
Дагестанский государственный
педагогический университет (Россия,
г. Махачкала, ул. Ярагского, 57)
E-mail: [email protected]
Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич
доктор политических наук, профессор, кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Djamaludinov
Gamzat Magomaedgazievich
Doctor of sociological sciences, professor,
sub-department of political science
and sociology, Dagestan State Pedagogical
University (57 Yaragskogo street,
Makhachkala, Russia)
Seidov Shakhrutdin Gadzhialievich Doctor of political sciences, professor, sub-department of state and legal disciplines, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Абдусаламова Медина Шахрутдиновна
преподаватель, кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Abdusalamova Medina Shakhrutdinovna Lecturer, sub-department of state and legal disciplines, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 316 Джамалудинов, Г. М.
Формирование политической культуры студенческой молодежи (на примере Дагестанского государственного педагогического университета) / Г. М. Джамалудинов, Ш. Г. Сеидов, М. Ш. Абдусаламова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2017. - № 2 (42). - С. 159-168. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-2-16