Научная статья на тему 'Влияние процессного подхода на эффективность логистической системы розничного предприятия'

Влияние процессного подхода на эффективность логистической системы розничного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ТОВАР / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карх Дмитрий Андреевич, Савин Глеб Владимирович

Рассмотрены этапы логистического процесса, проведен анализ эффективности логистической системы розничного предприятия с учетом влияния процессного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние процессного подхода на эффективность логистической системы розничного предприятия»

© Карх Д. А., Савин Г. В., 2011

КАРХ Дмитрий Андреевич

Доктор экономических наук, доцент кафедры коммерции, логистики и экономики торговли

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-00 е-1шН: [email protected]

САВИН Глеб Владимирович

Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции, логистики и экономики торговли

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-75

Влияние процессного подхода на эффективность логистической системы розничного предприятия

Ключевые слова: логистика; процессный подход; товар; предприятие; логистическая система.

Аннотация. Рассмотрены этапы логистического процесса, проведен анализ эффективности логистической системы розничного предприятия с учетом влияния процессного подхода.

Повышение роли и значимости менеджмента в розничной торговле в современных экономических условиях обусловлено тем, что он должен функционировать, эффективно управляя товарными ресурсами, обеспечивая их сохранность на пути продвижения от производителя к конечному потребителю.

Процессный подход выступает одним из главных инструментов, призванных решить важнейшую задачу логистики - снижение издержек при сохранении установленного уровня обслуживания конечных потребителей.

Все вышесказанное обусловливает новизну нашего исследования: если рассматривать круг проблем, которые затрагивает логистика, то общими для них будут вопросы управления различными потоками (процессами).

Цель исследования - объяснить важность процессного подхода при переработке грузов на примере розничного предприятия ООО «Робек», не снижая эффективность деятельности предприятия.

Целью логистики является получение нужных товаров или услуг в нужном месте в нужное время, в требуемом виде для конечного клиента, с наименьшими затратами.

Под логистикой авторы понимают:

1) мышление и науку, направленные на организационно-аналитическое совершенствование, доводку (оптимизацию) потоковых процессов человеческой деятельности любого содержания [1];

2) науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением, и относящимся к нему потоком информации [2];

3) систему наук, управляющих продвижением материалопотока [3];

4) науку об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо-или макроэкономической системе для достижения поставленных целей [4].

Таким образом, по мнению авторов, логистика - это управление потоками, основанное на процессном подходе, целью которого является обеспечение эффективного функционирования предприятия при заданном уровне издержек.

Система управления предприятием имеет определенную структуру, под которой понимается относительно устойчивый способ организации ее элементов, позволяющий сохранять качества системы при изменении внутренних и внешних условий. Исключительно важное значение при этом имеют:

1) процесс развития предприятия, позволяющий наилучшим образом решать логистические задачи;

2) организационная структура предприятия.

В логистике каждое предприятие представляет собой микрологистическую адаптивную систему с обратной связью, выполняющую логистические функции или операции, состоящую, как правило, из нескольких подсистем и имеющую развитые связи с внешней средой [5]. При этом под логистической операцией понимается обособленная совокупность действий, направленных на преобразование информационного или материального потока.

В основе поэтапного развития организации лежат предпосылки, требующие, чтобы изначально работники предприятия стремились к агрегированию функций, обеспечивающих в том числе интеграцию логистической деятельности. Когда интегрированная логистика становится реальностью, тенденция к дальнейшему объединению функций в единую организационную структуру ослабевает. При данном подходе выделяют такие понятия, как «бизнес-процесс», «подпроцесс» и «процедура». Рассмотрим подробнее первое понятие.

Под бизнес-процессом в логистике мы понимаем последовательность действий (подпроцессов), направленных на получение заданного результата, ценного для организации, в товародвижении материальных потоков (см. рисунок).

РЕСУРСЫ

Входы

(ресурсы)

Процедура (определяет условия выполнения процесса; может быть документирована)

ПРОЦЕСС

(совокупность

взаимосвязанных

функций)

Выходы

(результаты)

Возможности контроля и изменения процесса (до, во время и после его окончания)

Схема логистического бизнес-процесса

Как видим, каждый бизнес-процесс будет характеризоваться входами, выходами, ресурсами, действиями, исполнителем и временем и, конечно, конечным результатом.

Все вышесказанное можно прокомментировать данными о деятельности ООО «Ро-бек». Переработка грузов на данном предприятии осуществляется в виде совокупности складских (табл. 1) и транспортных (табл. 2) операций.

Учет операций по выгрузке товара производится по количеству коробов; сортировка, размещение и т. п. - по количеству пар.

Учет операций сопровождения ведется по количеству рейсов.

Таблица 1

Последовательность складских операций в ООО «Робек»

Складские операции и их составляющие Функционал

Грузчик Грузчик- кладовщик Кладовщик Оператор

1. Выгрузка машины:

выгрузка товара на дебаркадер и перемеще-

ние его в зону приемки + +

пересчет по местам +

2. Сортировка товара:

ввод приходных документов +

сбор полупарок + + +

наклейка этикеток + +

группировка коробок +

сверка по накладной +

3. Размещение товара:

перемещение товара из зоны приемки в зону

хранения + + +

оприходование на ячейку +

4. Подборка товара:

получение документа «ПОДБОРКА» + +

подборка товара по документу «ПОДБОРКА» + +

перемещение товара в зону отгрузки + + +

5. Подготовка товара к отгрузке:

связывание + +

маркировка + +

6. Проверка товара:

сверка фактически подобранного товара

с документом «ПОДБОРКА» +

7. Погрузка товара:

вывоз товара из зоны отгрузки на дебаркадер,

погрузка товара в машину + +

Таблица 2

Последовательность транспортных операций в ООО «Робек»

Транспортные операции и их составляющие Функционал

Грузчик Грузчик- кладовщик Кладовщик Водитель

1. Экспедирование: погрузка при получении товара (транспортноэкспедиционная компания, магазин) и выгрузка товара в транспортно-экспедиционную компанию, магазин, получателю оформление сопроводительных документов на товар + + + +

2. Сопровождение: сопровождение товара от места приемки до места отгрузки + + +

Нормативы по размещению товара на складе приведены в табл. 3, из которой можно сделать вывод, что «узким» местом при планировании деятельности является сортировка товара.

Таблица 3

Нормативы времени при размещении товара на складе ООО «Робек»

Производительность, количество пар на 1 работника

Операция в час в сутки в месяц (21 рабочий день)

1. Выгрузка машины 900 7 200 151200

2. Сортировка товара: ввод приходных документов, сбор полупарок, наклейка этикеток 120 960 20 160

группировка коробок, сверка по накладной 60 480 10 080

3. Размещение товара 800 6 400 134 400

Нормативы времени при отгрузке товара со склада представлены в табл. 4.

Таблица 4

Нормативы времени при отгрузке товара со склада ООО «Робек»

Операция Производительность, количество пар на 1 работника

в час в сутки в месяц (21 рабочий день)

1. Подборка товара 207 1 656 34 776

2. Подготовка товара к отгрузке 150 1 200 25 200

3. Проверка товара 330 2 640 55 440

4. Погрузка товара 900 7 200 151200

Из табл. 4 видно, что подготовка товара к отгрузке является самым трудоемким видом деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При планировании штата сотрудников необходимо учитывать, что при грузообороте в 160 тыс. пар в разрезе 80 тыс. имеет место входящий материальный поток, при 80 тыс. пар - исходящий материальный поток, а значит, необходимо следующее количество сотрудников (табл. 5).

Таблица 5

Планирование штата сотрудников при грузообороте 160 тыс. пар

Потоки Грузчик Грузчик-кладовщик Кладовщик

Входящий 7 4 2

Исходящий 3 4 2

В итоге при грузообороте в 160 тыс. пар для выполнения операций потребуется 22 специалиста. При системе оплаты «50% - оклад, 50% - сдельная часть» целесообразно вводить сбалансированную систему показателей.

Выбор и обоснование системы показателей управления логистическими операциями являются важными методологическими вопросами анализа деятельности предприятия. Особенно внимательно следует выбирать показатели, которые могут помочь предприятию в процессе реализации стратегической цели - своевременно принимать оптимальные управленческие решения.

Поскольку в процессе приемки и отгрузки продукции задействованы грузчик, грузчик-кладовщик и кладовщик, то для оценки приемки предлагается использовать показатель ошибок в операции сортировки, а для отгрузки - показатель подготовки товаров к отгрузке, так как эти процессы являются самими трудоемкими и в первую очередь влияют на «будущую реализацию» и реализацию стратегической цели предприятия.

Предложенная мотивация обусловлена тем, что в системе должностей существует иерархия по функционалу и заработной плате. Сокращение постоянной части демотивирует персонал, тем самым снижая показатели производительности: 30% - оклад, 70% - сдельная часть (табл. 6, 7).

Таблица 6

Производительность труда в ООО «Робек» при системе оплаты «30-70» при приемке продукции

Операция Производительность, количество пар на 1 работника в час

на 1 сентября 2011 г. на 1 ноября 2011 г.

1. Выгрузка машины 910 850

2. Сортировка товара:

ввод приходных документов, сбор полупа-

рок, наклейка этикеток 115 110

группировка коробок, сверка по накладной 70 60

3. Размещение товара 800 810

Таблица 7

Производительность труда в ООО «Робек» при системе оплаты «30-70» при отгрузке продукции

Операция Производительность, количество пар на 1 работника в час

на 1 сентября 2011 г. на 1 ноября 2011 г.

1. Подборка товара 212 205

2. Подготовка товара к отгрузке 150 132

3. Проверка товара 320 275

4. Погрузка товара 890 830

На начальной стадии эксперимента наблюдался рост производительности труда по некоторым операциям, однако затем произошло снижение этого показателя, вызванное ростом текучести кадров и увеличением ошибок в операциях сортировки и подготовки товаров к отгрузке.

При сортировке товара (ввод приходных документов, сбор полупарок, наклейка этикеток) производительность снизилась более чем на 8,0%; при выгрузке - на 5,6%.

Значительное снижение показателей произошло при отгрузке: подготовка товара к отгрузке - на 12,0%; проверка товара - на 17,0; погрузка товара - на 8,0%.

Ошибки при сортировке составляли до 15,0%, что объясняет значительное снижение производительности труда при отгрузке. Для исправления данных ошибок потребуются дополнительные затраты. В начале исследования была поставлена цель -снизить издержки при заданной эффективности деятельности предприятия. Именно с помощью процессного подхода удалось ее реализовать при переработке грузов на розничном предприятии ООО «Робек». Данный подход позволяет контролировать процесс выполнения работ. Однако следует отметить, что в логистике необходимо сформировать команду специалистов, которые имели бы высокий статус доверия.

Упущенная прибыль - это тоже издержки, которые несет организация при неэффективной системе мотивации.

Тотальная организация логистических систем на основе теории логистики при помощи процессов транспортирования и складирования является важным элементом сбалансированной системы показателей, которую необходимо изучать и совершенствовать.

Источники

1. Степанов В. И. Логистика : учебник. М. : Проспект, 2007.

2. Логистика : учеб. пособие / Б. А. Аникин и др.; под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родки-ной. М. : Проспект, 2011.

3. Неруш Ю. М. Логистика : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2008.

4. Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика: информационные системы и технологии : учеб.-практ. пособие. М. : Альфа-Пресс, 2008.

5. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. Н. Н. Барышникова, Б. С. Пинскер. 2-е изд. М. : Олимп-Бизнес, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.