Научная статья на тему 'Влияние пространственного образа мира на воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры'

Влияние пространственного образа мира на воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ МИРА / THE SPATIAL IMAGE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочкарева Е.Д.

Статья посвящена влиянию пространственного образа мира на воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры. Историческая память учащейся молодежи в одних случаях выступает как иерархическая структура, в других как совокупность определенных структур, в-третьих как совокупность определенной организации и дезорганизации; все это предполагает включенность в социум и культуру человека. Только на основе изучения истории возможно овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бочкарева Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the spatial image of the world on the education of the historical memory of students in cultural institutions

The article is devoted to the influence of the spatial image of the world on the education of the historical memory of students in cultural institutions. Historical memory of students in some cases vystupaet as a hierarchical structure, in others as a set of structures opredelennyh, third as a set of specific organization and disorganization. All this suggests involvement in society and human culture. Only on the basis of the study of history is possible to master the entire experience of the development of civilization, all the values obschechelovecheskoy culture and at the same time experience the originality of their country, to see how Russia absorbed over the centuries all the best that has been created in the world, and she has enriched humanity with their achievements.

Текст научной работы на тему «Влияние пространственного образа мира на воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 2, 2017: 111-119

Влияние пространственного образа мира на воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях

культуры

Е.Д. Бочкарева

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State Institute of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: mgukidissov@mail.ru

Ключевые слова: воспитание, историческая память, учащаяся молодежь, пространственный образ мира.

Key words: education, historical memory, students, the spatial image of the world. Резюме: Статья посвящена влиянию пространственного образа мира на воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры. Историческая память учащейся молодежи в одних случаях выступает как иерархическая структура, в других - как совокупность определенных структур, в-третьих - как совокупность определенной организации и дезорганизации; все это предполагает включенность в социум и культуру человека. Только на основе изучения истории возможно овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Abstract: The article is devoted to the influence of the spatial image of the world on the education of the historical memory of students in cultural institutions. Historical memory of students in some cases vystupaet as a hierarchical structure, in others - as a set of structures opredelennyh, third - as a set of specific organization and disorganization. All this suggests involvement in society and human culture. Only on the basis of the study of history is possible to master the entire experience of the development of civilization, all the values obschechelovecheskoy culture and at the same time experience the originality of their country, to see how Russia absorbed over the centuries all the best that has been created in the world, and she has enriched humanity with their achievements.

[Bochkareva E.D. Influence of the spatial image of the world on the education of the historical memory of students in cultural institutions]

Пространственный образ мира влияет на человека через окружающую его реальность Природы в постоянном притяжении к двум этим полюсам. Он обращается к человеку от имени внешнего мира, образом которого он себя объявляет.

Исторический опыт человека подвергает этот образ

постоянной переработке, стремясь к адекватности его представляемому им миру. Но образ этот всегда универсален, а мир дан человеку в его опыте только частично. Поэтому неизбежно неустранимое противоречие между этими двумя взаимосвязанными аспектами, образующими универсальный план содержания и выражения, с неизбежной неполной адекватностью отображения первого во втором.

Профессор А.Д. Жарков считает, что «подлинная историческая память не может существовать без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, предшественников, которые функционировали в истории. Это означает, что человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не только не знает важнейшие события, вехи ее истории, но и родословную своей семьи, историю своего города, села, края, в котором родился или живет. Без памяти нет личности, без личности нет человека.

Тем самым историческая память является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания» (Жарков, 2009: 179).

Очевидно, что историческая память учащейся молодежи в одних случаях выступает как иерархическая структура, в других - как совокупность определенных структур, в-третьих - как совокупность определенной организации и дезорганизации; все это предполагает включенность в социум и культуру человека.

Мы согласны с профессором Л.С. Жарковой в том, что «возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры народов на всей территории России. Сегодня большинство людей становятся потребителями традиционной культуры, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится все меньше и меньше людей, продолжающих и создающих социально-культурную среду в социуме. Стремительно растет разрыв между той частью людей, которые являются творцами, созидателями культуры, и массами, только потребляющими культуру» (Жаркова, 2015:

При этом культура может определяться, «во-первых, как синтез всех сфер жизни общества; во-вторых, как итог творческой деятельности общества и, наконец, в третьих, фундаментальная бытийная основа, которая проявляет себя не только в виде предметов материальной культуры (артефактов), сколько в виде живых духовных комплексов, индивидуальных и коллективных. При этом живые формы культуры наиболее значимы, так как именно живые процессы социальных взаимодействий и диалогов определяют степень практического освоения и наследования культуры материальной» (Мамаева, 2001: 14).

Поэтому привлечь учащуюся молодежь к культуре можно через знакомство с историей своей страны, какой бы жестокой она ни была. Мучительно возрождение нашей истории: тяжело перекраивать свое сознание, отвергать прежние идеалы. «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина. Писатели стремятся с предельной достоверностью передать атмосферу, царившую в нашей стране в годы репрессий, этот воздух, отравленный всеобщей подозрительностью и страхом, когда за одно неосторожное слово человека бросали в тюрьму, объявляли «врагом народа», уничтожали его семью.

Как во все времена, так и сегодня для нас не менее важно воспитание исторической памяти учащейся молодежи. Многие из молодых людей не знают свою родословную, многие не могут назвать даже деда. И сразу же задают удивленно вопрос: «Зачем это надо? Мы что, князья?». Не только князьями славна Россия, ведь были и герои-солдаты, и мастера - золотые руки, да и просто честные люди. Отсюда, от этого незнания и идут все основные беды нашего общества.

То есть сегодня воспитание исторической памяти через отношение к прошлому Родины как части своей собственной истории, даст отрицательное представление о варварском разрушении памятников, храмов. Связь воспитания здесь взаимная: с одной стороны, архитектурные сооружения копируют пространственный образ универсума, а с другой, этот образ универсума строится по аналогии с созданным человеком

миром культурных сооружений.

Тогда, использованные на практике воспитательные приемы исторической памяти, вызовут у молодого человека чувство, не позволяющее ему нагрубить ветерану, оскорбить «афганца». И мы не утратим память о Родине, о том месте, где родились, где жили наши предки.

Так каждый день на наших глазах совершаются исторические события огромной важности, что всем видно и сегодня. Но истинное понимание их значения придет лишь через несколько десятилетий. Предусмотреть все последствия мы не в состоянии, в этом особенность истории. И все же хочется обратить внимание на то, чтобы мы не торопились, и не выносили поспешных решений. История - это учебник жизни, не надо вырывать из него страницы: мы убедились на собственном горьком опыте, чем это может обернуться. Лучше стоит подумать нам вместе, как не допустить новых ошибок, не забыть ничего и не потерять для последующих поколений.

Так, в эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале Нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека,

средство просвещения, самопознания и развития личности.

Сегодня, очевидно, что только на основе изучения истории возможно овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями.

Это и есть историческая память народа. То, что мы хотим помнить о прошлом нашего великого народа. То, как мы видим его современное развитие. И каким мы представляем себе будущее. Он подчеркивал, что без настоящего прошедшего не существует ни настоящее настоящего, ни настоящего будущего.

Другими словами, центральное место в данной триаде занимает историческая память, значение которой трудно

приуменьшить. Эти представления о значении исторической памяти являются императивом, который не оспаривается сегодня никем из исследователей как отечественных, так и зарубежных.

Историческая память формируется с раннего детства у молодых людей, в семье, в школе. Герои русских былин, героических эпосов, библейских сказаний и описания мучений святых могут производить впечатления стократ более сильные, чем всякие «спайдермены», «бетманы» и различные мутанты, перенасытившие воображение современной молодежи.

Но для этого в условиях информационного многообразия, которое не всегда благоприятно влияет на учащуюся молодежь, изучение истории России должно стать частью государственной политики. Так как изучение исторической памяти молодежи не ограничивается пониманием памяти как индивидуальной способности или ее нейрокогнитивными механизмами. Здесъ невозможно обойти феномен коллективной памяти.

Коллективная память имеет конкретные носители, доступные обществу и укорененные в коллективном опыте. Фиксация коллективной памяти на разного рода носителях создает прочную основу для стандартизации и «коллективизации наших представлений об истории государства, культурно- исторических ценностях, единой идеологии, общих схемах поведения.

Также не менее сложны отношения молодого человека и пространственного образа мира. С одной стороны, образ этот создается молодым человеком, с другой - он активно формирует погруженного в него молодого человека. Здесь возможна параллель с естественным языком.

Можно сказать, что активность, идущая от молодого человека к пространственной модели, исходит от коллектива, а обратное формирующее направление воздействует на его личность. Однако у этой аналогии есть параллель и с поэтическим языком, который создается личностью и воздействует в обратном движении на коллектив. Как и в процессе языкообразования, так и в процессе пространственного моделирования активны оба направления.

Безусловно, воспитание исторической памяти только в

теории, невозможно. Необходимы конкретные примеры, которыми так богата отечественная история.

Ведь не зря признанные гении русского слова брались за исторические сюжеты. JI.H. Толстой, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.К. Толстой и другие классики русской литературы воспевали подвиг народа и доходили до пророческого осмысления грядущих судеб России. Святоотеческая традиция во все времена утверждала, что патриотизм должен быть основан на любви к своему Отечеству, а не на ненависти к его врагам.

Общество сплачивается вокруг символических воспоминаний. Такого рода феномены коллективной памяти являются проявлением исторического и культурного сознания, являясь предпосылкой групповой идентичности.

С другой стороны, существует угроза жесткого контроля доступа к источникам коллективной памяти и манипуляцией коллективным сознанием в угоду историческому моменту.

То есть ошибочной оценкой культурного наследия являются манипуляции исторической памятью со стороны, как властных, так и оппозиционных им, структур, а также иных общественных сил, использующих подконтрольные средства массовой информации, исследовательские институты, пропагандистские центры и т.п.

Иными словами речь идет о своеобразных «злоупотреблениях» памятью, выражающихся в преднамеренном забвении или целенаправленном искажении прошлого.

Тем самым, историческая память обнаруживает себя в качестве инструмента построения нормативной модели культуры и может быть описана с помощью концептуального аппарата, вобравшего в себе понятия целерациональности (М. Вебер), стратегического разума (Ю. Хабермас) и концепты из тождественного им понятийного ряда.

Выступая в качестве эксперта добротности культурной модели, идеология претендует на то, чтобы противостоять социокультурным вызовам. При этом речь вовсе не обязательно идет о прямых манипуляциях или злоупотреблениях исторической памятью со стороны идеологических институтов,

поскольку в условиях современной демократии, идеологический акцент отдает предпочтение утонченным PR-акциям, а не прямолинейному нажиму.

Впрочем, апология официальной культуры не является самоцелью, она опосредованно оправдывает существующую форму государственности. Идеология эксплуатирует на естественную потребность человека в веру в справедливость и гарантированность собственного бытия. Одновременно идеологические конструкты удовлетворяют потребность в авторитетах (Лазарев, 2016).

Рассмотрим дуалистическую природу идеологии, которая, с одной стороны, создаёт условия для сохранения стабильности наличной культуры, а с другой - искажает социокультурные и исторические реалии посредством ценностно-нормативного манипулирования. Идеологизация исторической памяти достигается благодаря разнообразным средствам, например, посредством реинтерпретации исторического дискурса (Бочкарева, 2015).

Нередко предпринимаются попытки сциентизации идеологии, которые выражаются в стремлении придать содержанию исторической памяти научный характер. Для этого социологические модели культуры, разработанные для современности, переносятся в прошлое.

С описанием этого приема мы встречаемся у Э. Хобсбоума, отмечающего, что модернистское толкование Великой французской революции оборачивается критикой российских событий 1917 года. «Отсюда, - пишет Хобсбоум, - и беспорядочное использование таких слов как «гулаг», терминолональности (М. Вебер), стратегического разума (Ю. Хабермас) и концепты из тождественного им понятийного ряда (Синицина, 2008: 16).

С попытками манипуляции исторической памятью можно встретиться и в разного рода псевдоисторических дискурсивных практиках. Так проблемы исторической памяти рассматриваются в статьях Дж. Верч и Дж. Коул, при этом Коул обращается к материалам исследования малагасийского общества в периоды политических переломов, а Верч детально анализирует нар- рратив периода перестройки в России.

Обе работы выявляют сходные феномены коллективной память и уловия манипулирования коллективной памяти в угоду моменту. Кроме того, Верч и Коул, опираясь на идеи М.Н. Бахтина, развивают собственные представления о коллективной памяти (Величковский, 1990: 58.), где без идеи любви к Родине и самоотверженного служения ей невозможно воспитать достойного гражданина.

При этом становление гражданского общества у нас в России, одним из обязательных атрибутов которого является активность общественных организаций, в том числе национально-культурных объединений, происходит медленно. Недаром премьер министр страны Д.А. Медведев в одном из своих выступлений заявил: «С определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации».

Сегодня застой охватывает многие стороны общественно-политической системы. Именно поэтому общественные организации должны стимулировать активность гражданского общества, представлять его интересы и осуществлять гражданский контроль, тем самым не допускать застоя.

Формирование гражданского общества и построение правового государства выступает одной из важных стратегических целей социального развития РФ.

Отсюда, повышение гражданско-правовой культуры молодежи возможно через воспитание исторической памяти. Это приобретает особую актуальность в современных условиях, так как при отсутствии навыков активного участия граждан в жизни отдельного региона и всего государства, без развитого чувства ответственности за судьбу страны все намечаемые преобразования так и останутся на стадии теоретического обсуждения.

Функционирование демократии и, в конечном счете, правового государства зависит от грамотных, образованных граждан, имеющих доступ к широкому спектру информации, в том числе и исторической, что позволяет молодежи активно участвовать в жизни общества, принимая осознанные и ответственные решения.

Е.Д. Бочкарева / E.D. Bochkareva ЛИТЕРАТУРА

Бочкарева Е.Д. 2015. Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 4. № 5: 658-666. Величковский Б.М. 1990. Автоматизмы памяти. Сс. 54-79. - В сб. Исследование памяти. Академия Наук СССР, Институт психологии. М.: Наука. 216 с.

Жарков А.Д. 2009. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М: МГИК. 460 с.

Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-

культурном измерении: монография. Москва. 400 с. Лазарев М.А. 2016. Формирование художественной культуры в профессиональном становлении современного педагога. Монография. Москва: МАО; Даугавпилс: ДУ. 180 c. Мамаева О.Б. 2001. Социально-историческая память как базис национального характера русских. Дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород. 190 с. Синицина Н.А. 2008. Историческая память как регулятив современной культуры: социологический анализ. Дис... канд. соц. наук. Майкоп. 203 с.

Получена/Received: 03.02.2017 Принята/Accepted: 22.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.