Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЛУЖБЫ'

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
профессиональные группы железнодорожников / производственный стресс / железно-дорожная медицина / professional groups of railway workers / industrial stress / railway medicine

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сурамисова А.Т.

Железнодорожный транспорт занимает приоритетное положение среди других видов транспорта. Специфическими задачами на железнодорожном транспорте являются обеспечение безопасности движения поездов, оптимизация перевозочного процесса, охрана и укрепление здоровья работающих. Основным звеном в обеспечении этих задач в технологической системе «человек - технические средства - среда» является человек, от профессиональной пригодности которого и зависит устойчивая деятельность отрасли. В статье рассматривается влияние производственных факторов на состояние здоровья работников железнодорожной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF INDUSTRIAL FACTORS ON THE HEALTH OF WORKERS RAILWAY SERVICE

Railway transport is a priority among other types of transport. The specific tasks of the railway transport are to ensure the safety of train traffic, optimization of the transportation process, protection and promotion of the health of workers. The main link in ensuring these tasks in the technological system “person - technical means - environment” is a person, on whose professional suitability the sustainable activity of the industry depends. The article discusses the influence of production factors on the health of railway workers.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЛУЖБЫ»

состояние организованной материи, прежде названное Сознанием. Появление Разума сравнимо с появлением бабочки из гусеницы... А далее уже оставляю на осознание читателя.

Использованные источники:

1. Левашов Н.В. - «Сущность и Разум» Том 1, изд. 1., 1999 г.

2. Левашов Н.В. - «Последнее обращение к Человечеству», изд. 1., 2000 г.

3. РНТО «Сборник статей - «Знания от Ка_чала».

УДК 616-057:613.6

Сурамисова А. Т., к.мед.н.

преподаватель

кафедра «Пропедевтики и внутренних болезней» Международный Казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

Казахстан, г. Туркестан ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЛУЖБЫ Аннотация. Железнодорожный транспорт занимает приоритетное положение среди других видов транспорта. Специфическими задачами на железнодорожном транспорте являются обеспечение безопасности движения поездов, оптимизация перевозочного процесса, охрана и укрепление здоровья работающих. Основным звеном в обеспечении этих задач в технологической системе «человек — технические средства — среда» является человек, от профессиональной пригодности которого и зависит устойчивая деятельность отрасли. В статье рассматривается влияние производственных факторов на состояние здоровья работников железнодорожной службы.

Ключевые слова: профессиональные группы железнодорожников, производственный стресс, железно-дорожная медицина.

Suramisova A. T. Candidate of Medical Sciences Lecturer of «Propaedeutics and Internal Diseases» department International Kazakh-Turkish University named after H.A. Yasavi

Kazakhstan, Turkestan IMPACT OF INDUSTRIAL FACTORS ON THE HEALTH OF WORKERS RAILWAY SERVICE Annotation. Railway transport is a priority among other types of transport. The specific tasks of the railway transport are to ensure the safety of train traffic, optimization of the transportation process, protection and promotion of the health of workers. The main link in ensuring these tasks in the technological system "person - technical means - environment" is a person, on whose professional suitability the sustainable activity of the industry depends. The article discusses the influence ofproduction factors on the health of railway workers.

Keywords: professional groups of railway workers, industrial stress,

railway medicine.

Железнодорожный транспорт является одной из ведущих отраслей производства, где трудятся рабочие самых различных профессий. Одной из ведущих профессий на железнодорожном транспорте являются машинисты, от профессиональной работоспособности которых во многом зависит безопасность движения [1].

Комплексная механизация и автоматизация в современном промышленном производстве имеет ряд особенностей организационного и гигиенического характера в физиологическом содержании труда и в характере влияния на рабочих факторов производственной среды, существенным образом изменяя его характер [2].

В процессе трудовой деятельности работники основных профессий железнодорожного транспорта, в том числе машинисты и помощники машинистов, подвергаются воздействию неблагоприятных факторов [3].

Анализ деятельности в опасных, вредных, ответственных профессиях позволил выявить основные причины нарушений процесса управления техникой, которые сопровождаются выраженным изменением психического состояния или являются следствием развития психической напряженности и стресса [4]. Специфическими причинами информационного стресса являются факторы, отражающие семантические, временные, организационные и технические нарушения информационного взаимодействия человека с техникой. В качестве семантических причин стресса могут быть указаны дефицит и противоречивость информации, субъективная сложность задачи, опасность ситуации, неопределенность момента предъявления информации и т.п. Временной фактор больше связан с дефицитом времени для решения задачи, высоким темпом предъявления информации, возрастающим информационным потоком и т.п. Организационными причинами являются низкая объективная вероятность предъявления информации, пропуск сигнала, отвлечение внимания и т.п.

[5].

Повышается роль физиологии труда в решении проблем обеспечения высокой работоспособности и сохранения здоровья операторов разного профиля, работа которых обычно связана с высоким нервно-эмоциональным напряжением, в связи с высокой ответственностью, большой ценой ошибок, наличием личного риска и риска для окружающих при неправильных действиях. Деятельность оператора в системах управления техникой связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием экстремальных значений профессиональных, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физиологических и психических функций, нарушением эффективности и качества трудового процесса [6].

Деятельность поездных диспетчеров железнодорожного транспорта осуществляется при помощи пульта управления. Работающий на пульте

управления получает очень большую разнообразную информацию, на которую он должен быстро и точно отреагировать с помощью кнопочного пульта и микрофона, а в некоторых случаях и ряда сигнальных и указательных приборов, собранных на сложном пульте. Диспетчеру приходится решать множество специальных задач. Он должен напрягать зрение и слух, чтобы заметить малейшие отклонения в показаниях приборов и хорошо различать световые и звуковые сигналы. В зависимости от специфики и содержания работы в одних случаях необходимо активная умственная и эмоциональная деятельность [7].

Диспетчер единственный распорядитель движения поездов обычно их называют командирами и руководителями движения поездов на железнодорожном транспорте, так как от них целиком зависит правильная организация движения поездов [8]. Таким образом, профессия железнодорожного транспорта подвержена влиянию профессиональных факторов, которое требует проведение дальнейших исследований.

Использованные источники:

1. Капцов В.А., Панкова В.Б., Кутовой В.С. Основные факторы профессионального риска у работников железнодорожного транспорта // Гигиена и санитария .-2001.-№ 4.-С.73-74.

2. Величко И.И. Заболеваемость работников железнодорожного транспорта //Советское здравохранение.-1986.№ 3.- С.23-25.

3. Омарова М.Н., Шарбаков А.Ж., Шарипова Гигиено-физиологические исследования условий труда локомотивных бригад депо ст. Алматы-1.//Мат.1-й межд.научно-практ. конф. «Пути совершенствования санитарно -эпидемиологической службы на транспорте Казахстана в современных условиях», Астана, т.1, 2005, с.133-136.

4. Панкова В.Б., Соснова Т.Л., Кудряшова Ж.М. Совершенствование медицинских критериев профессионального отбора для работы машинистом без помощника //Гигиена и санитария.-1999.-№3.-С.26-28.

5. Зинина С.А., Николенко И.Ф. Определение групп здоровья среди практически здоровых водителей локомативов // Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожных транспорте / Сб. науч. тр. ВНИИЖГ.-М.,1990.-Вып.4.-С.121-124.

6. Каменский Ю.Н. О системе медицинского обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте // Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте / Сб. науч. тр. ВНИИЖГ.-М.,1990.-Вып.4.-С.73-75.

7. Прохоров А.А. Комплексная психофизиологическая оценка условий труда локомотивных бригад // Электроподвижный состав. Эксплуатация, надежность и ремонт . Учебник для железнодорожных ВУЗов /Под редакцией А.Т. Головатого и П.И. Борцова. -М.,Транспорт.,1983.-С.30-36.

8. Кирпичников А.Б. Физиология труда машинистов при различных технологиях вождения поездов //Железнодорожная медицина. -М.,1990.-Т.1.-гл.3.5.2.-С.166-179.

9. Капцов В.А., Суворов С.В., Панкова В.Б., Клинико-гигиенические аспекты систематики производственно зависимых донозологических изменений организма // Гигиена и санитария .-1997.-№ 3.-C.17-19.

10. Кандрор И.С., Демина Д.М., Ратнер Е.М. Комплексная характеристика тяжести, напряженности и условий труда на железнодорожном транспорте // Железнодорожная медицина. -М. ,1991. -Т.1.Ч.1. -С.6-37.

УДК 575:599.9

Тулегенова И.Ж. преподаватель

кафедра «Пропедевтики и внутренних болезней»

Международный Казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

Казахстан, г. Туркестан ГЕНЕТИКА И ОЖИРЕНИЕ

Аннотация. Научные исследования показывают, что генетика играетважную роль в развитии ожирения. Гены могут непосредственно вызывать ожирение при таких нарушениях, как синдром Барде-Бидля и синдром Прадера-Вилли. Однако гены не всегда предсказывают состояние здоровье в будущем. В некоторых случаях гены могут повышать восприимчивость к ожирению, но в этом случае влияние гена не является непосредственном, оно требует воздействие таких внешних факторов, как неправильное питание или низкая физическая активность. Данная статья посвящается изучению генетических факторов приводящих к ожирению.

Ключевые слова: ожирение, избыточный вес, генетическая предрасположенност ь.

Tulegenova I.Zh.

Lecturer of «Propaedeutics and Internal Diseases» department International Kazakh-Turkish University named after H.A. Yasavi

Kazakhstan, Turkestan GENETICS AND OBESITY

Annotation. Scientific studies show that genetics plays an important role in the development of obesity. Genes can directly cause obesity in disorders such as Barde-Beadle syndrome and Prader-Willi syndrome. However, genes do not always predict future health. In some cases, genes can increase susceptibility to obesity, but in this case, the influence of the gene is not direct, it requires the influence of external factors such as poor diet or low physical activity. This article is devoted to the study of genetic factors leading to obesity.

Keywords: obesity, overweight, genetic predisposition.

Ожирение - сложное заболевание, вызванное взаимодействием широкого спектра наследственных и внешних факторов. Оно приводит к таким неблагоприятным последствиям для здоровья, как сердечно -сосудистые заболевания, сахарный диабет 2 типа и онкологическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.