Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правосознание / право / гарантии прав и свобод / информационное общество / информационные технологии / Интернет / общество / государство / гражданин.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сангаджиева К.В., Дёмина Е.П.

Статья посвящена выявлению роли правосознания в содержании гарантий прав и свобод в эпоху развития информационного общества. Рассмотрено понятие правосознания, его составляющие категории, признаки, виды, влияние на гарантии прав и свобод. Определены возможности, которые появились в период развития информационного общества. Проведена оценка влияния информационных технологий на правосознание граждан, которые позволяют выявить положительные и отрицательные факторы такого воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

САНГАДЖИЕВА Клавдия Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры аграрного и экологического права Государственного университета по землеустройству, е-mail: mail@law-books.ru

ДЁМИНА Елизавета Петровна,

Соискатель кафедры судебной власти, гражданского общества, правоохранительной деятельности Юридического института РУДН, е-mail: mail@law-books.ru

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-23-30 NIION: 2018-0076-2/23-75 MOSURED: 77/27-023-2023-2-75

Аннотация. Статья посвящена выявлению роли правосознания в содержании гарантий прав и свобод в эпоху развития информационного общества. Рассмотрено понятие правосознания, его составляющие категории, признаки, виды, влияние на гарантии прав и свобод. Определены возможности, которые появились в период развития информационного общества. Проведена оценка влияния информационных технологий на правосознание граждан, которые позволяют выявить положительные и отрицательные факторы такого воздействия.

Ключевые слова: правосознание, право, гарантии прав и свобод, информационное общество, информационные технологии, Интернет, общество, государство, гражданин.

SANGADZHIEVA Claudia Vasilyevna,

candidate of legal sciences, associate professor of agrarian and environmental law, State University for Land Administration

DEMINA Elizaveta Petrovna,

Competitor of the Department of Judiciary, Civil Society, Law Enforcement of the Law Institute of the Peoples' Friendship Friendship University of Russia

THE INFLUENCE OF LEGAL AWARENESS ON THE CONTENT GUARANTEES OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY

Annotation. The article is devoted to identifying the role of legal awareness in the content of guarantees of rights and freedoms in the era of information society development. The concept of legal consciousness, its constituent categories, signs, types, influence on guarantees of rights and freedoms are considered. The possibilities that appeared during the development of the information society are identified. The assessment of the impact of information technologies on the legal consciousness of citizens, which allow to identify positive and negative factors of such impact, has been carried out.

Key words: legal awareness, law, guarantees of rights and freedoms, information society, information technology, Internet, society, state, citizen.

Достаточно часто при исследовании содержания гарантий прав и свобод граждан остается без внимания роль правосознания и роль самого гражданина в реализации права. Правосознание может быть обыденным, профессиональным, научным, массовым

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

или индивидуальным. Большинство граждан обладают обыденным правосознанием, то есть основным или базовым уровнем, необходимым в повседневной жизни. Он возникает под влиянием определенных жизненных обстоятельств, собственного опыта и образования, мировоззрения

[3, с. 356-357]. Особенностью правосознания является то, что гражданин на его основе осуществляет оценку реальной действительности с учетом справедливости и законности, и только после получения данных выводов предпринимает какие-либо действия. Но иногда случаются коллизии между законностью и справедливостью. Это вызвано несовершенством правового регулирования, так как закон не всегда поспевает за изменениями в обществе, в связи с чем теряется его актуальность. Закон должен соответствовать принципам справедливости и гуманизма.

Несовершенство правового регулирования в некоторых случаях может порождать правовой нигилизм (отрицание права как эффективного регулятора взаимоотношений между гражданами). Этот феномен возникает в связи с тем, что законодательство создает в интересах узкого круга лиц, а не выражает интересы всего общества, порождая противоречия между справедливостью и законностью. Правовой нигилизм приводит к нелегитимному поведению, нарушению общественного порядка, в особенности если это приобретет всеобщий характер.

Необходимо разобраться почему данная ситуация вообще может возникнуть. Правовое регулирование зависит от законодательной деятельности. Если законодатель не обладает необходимыми знаниями в области права, то это говорит о его недостаточном уровне правосознания. Его некомпетентность может привести к принятию неэффективного закона, а в некоторых случаях может иметь место лоббирование. Также, по мнению автора статьи, необходимо обратить внимание на то, что эффективное функционирование государства возможно если не только законодатель, но и все ветви власти будут обладать высоким уровнем правосознания. Иначе будут нарушаться законные гарантии прав и свобод граждан в связи с некомпетентностью должностных лиц, их незаконными действиями. Недостаточное обеспечение контроля за соблюдением прав и свобод граждан может поставить под угрозу существование государства, его порядок и целостность, ведь это является обязанностью государства. Все это может привести к произволу в обществе, недоверию к власти, развалу государства и огромному количеству правонарушений, при которым граждане будут считать такое положение нормой. По мнению Е.Г. Мальковой, «если не существует основ правопорядка, если не развиты правовая система и правовое сознание, то личность всегда будет под угрозой ущемления её политических и иных свобод, а построение конституционного, правового государства - весьма трудной задачей» [6, с. 5-6].

Правосознание оказывает большое влияние на соблюдение законности и правопорядка в обществе. В случаях умаления осознания ценности правовых знаний и возникновения правового нигилизма возникают последствия, приводящие к подрыву верховенства права, к уничижительному отношению к законам, отсутствию понимания необходимости их соблюдения. В противоположных случаях превалирования у граждан правовой грамотности, увеличивается тенденция к добросовестному правовому поведению и склонность к поддержанию установленного правопорядка.

Нельзя не отметить и положительное воздействие правосознания на повышение эффективности работы государственных органов. Правовое невежество играет первую скрипку в пособничестве и развитии бюрократии, коррупции, халатности и иных червоточин государства. Высокий же уровень правосознания наоборот поддерживает и усиливает отрегулированную работу в системе функционирования законодательных, исполнительных и судебных органов, улучшает качество и порядок их функционирования.

Рассмотрим это на примере эффективной работа судов. Если правосознание граждан будет на низком уровне, то суд может выносить решения, которые полностью расходятся с законом или общей практикой, может выносить выгодные для государства решения. Такое явление может привести к упадку.

Развитие и улучшение законодательства происходит благодаря правосознанию, ведь оно как интеллектуальная деятельность стремится не только к накоплению и отнюдь не к стагнации достигнутых результатов, а способствует их про-грессированию, приводит к новым идеям, достижениям и способствует эволюционированию законодательной сферы.

Правосознание формирует лояльное отношение к государству, сохранение его целостности, позволяет осознать необходимость существования суверенного независимого государства, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод личности и гражданина.

Общественные отношения граждан в целом тоже не остались без влияния правосознания, как одной из составных частей общественного сознания, в следствии чего оказывает прямое влияние на функционирование, регулирование принципов поведения и формирования правовых основ современного общества.

Правосознание как процесс включает в себя: приобретение знаний, которые являются теоретическим постижением сущности и природы права, происходящее посредством интеллектуальной деятельности; накопление опыта - многовековая

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

правовая деятельность человечества, направленная на создание для последующих поколений базы эмпирических знаний; применение правовых установок, знаний и ценностей на практике - взаимодействие индивидуума через призму его правосознания с существующей правовой реальностью.

Норма права сама не регулирует поведение человека, она должна пройти определенный мыслительный процесс и найти отражение в сознании человека, выразиться в правомерном поведении. Поэтому общепринятой научной позицией ныне является та, что правовое поведение непосредственно детерминируется правосознанием личности. Правосознание мыслится большинством исследователей как интегральный феномен, отражающий результаты процессов массовой правовой социализации личности, состояние законности и правопорядка в обществе, потребности в изменении отдельных элементов или всей системы сложившегося права, выполняя роль важнейшего критерия в правотворчестве и правоприменении.

Как на национальном уровне, так и на международном правосознание постоянно взаимодействует с политическим правосознанием, в доктрине встречается такой термин как «политико-правовое сознание». Закрепление в нормативно-правовых актах важнейших начал прав и свобод граждан, начал политики государства, может говорить о том, что правосознание находится в непосредственной связи с политикой государства. Само существование государства и общества предполагает их взаимную заинтересованность в общественном порядке, в том, что гарантируется защита не только государственных и общественных прав и интересов, но и частных.

Процесс влияния правосознания на содержание гарантий прав и свобод граждан можно рассмотреть по простому шаблону: гражданин (субъект права) в момент, когда он попадает в определенную обстановку с конкретными условиями, требующими правовой оценки, выбирает должное поведение с учетом его правовых знаний, разделяемых им ценностей и установок. Происходит определенная мыслительная деятельность, сопровождающаяся психологическим состоянием (чувства, эмоции, внутреннее убеждение), у гражданина появляется определенная потребность, в соответствии с которой определяется его интерес, определяющий конкретную мотивацию, запуская процесс формирования цели и задач для ее достижения. У гражданина появляется алгоритм конкретных действий для достижения желаемого результата. При этом мотивация оценивается гражданином через призму его правовых принципов, установок, взглядов. Так, если мотивация не выходит за рамки убежде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

ний гражданина, то она получает одобрение и будет реализована, в ином случае мотивация не получит своего воплощения в действительности. Реализуемый мотив формирует поведение субъекта, помогает ему двигаться в нужном направлении, подбирая определенные средства и методы для оказания определенного влияния для достижения конкретной цели. Таким образом, правосознание состоит в осознании людьми ценностей прав и свобод граждан, соотношении позитивного права с представлениями о естественном праве, его идеалами. Правосознание способствует выработке привычек у гражданина, благодаря которым он выбирает социально-полезную модель поведения практически автоматически.

По нашему мнению, механизм функционирования государства находится в прямой причинно-следственной связи с правосознанием людей, находящихся у власти. Но даже если у власти будут находиться лица, обладающие достаточным уровнем правосознания, а в государстве будут приняты актуальные законы, отвечающие потребностям современного общества, невозможно будет обеспечить полноценное функционирование государства без достаточного уровня обыденного правосознания, ведь такие граждане представляют основную массу. Высокий уровень правосознания содействует правильному представлению субъекта о его возможных правах и свободах и их гарантированной реализации.

Гарантии прав и свобод гражданина - это объективные и субъективные условия, а также организационные и иные средства, с помощью которых обеспечиваются охрана и защита прав и свобод человека. Гарантии - это «система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих личности равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов» [7]. По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека. Их основной функцией является исполнение государством обязательств в сфере реализации прав личности. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных благ и интересов граждан.

Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, а равно как и иные действующие нормативно-правовые акты как национальные, так и международные закрепляют основополагающие гарантии прав и свобод граждан. Все права и свободы условно можно объединить в несколько групп: личные, политические, социальные, экономиче-

ские, культурные. Основным принципом, построения гарантий прав и свобод граждан является их всеобщность, и право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

Система гарантий прав и свобод гражданина достаточно объемная и включает в себя несколько составляющих. Социально-экономические (материальные) гарантии отвечают за стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и т.п. Политические гарантии - за демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающий политическую стабильность, уровень политической культуры. Юридическими гарантиями являются собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Отметим краеугольные гарантии прав и свобод гражданина.

Гарантируемая государством судебная защита прав и свобод представляет собой государственный механизм, направленный на обеспечение и восстановление прав и свобод посредством обращения гражданина в органы судебной власти.

Законная самозащита - предусмотренный законом для гражданина комплекс действий и средств, имеющий своей целью предоставлять ему возможность самостоятельно осуществлять защиту предоставленных государством прав и свобод, а также не допускать на них посягательства иных субъектов правоотношений.

Административно-правовая защита выражается в судебной и внесудебной формах обеспечения контроля, надзора в сфере исполнительной власти, направленная на недопущение нарушения прав при осуществлении деятельности органов исполнительной власти государства.

Международная защита - комплекс мер, выработанных мировым сообществом, имеющий действенный механизм привлечения к международно-правовой ответственности за попрание и нарушение общепринятых прав и свобод.

Право на юридическую помощь - основополагающая гарантия при осуществлении правосудия, позволяющая гражданину получить данное право в необходимом объеме, квалифицированными специалистами, в том числе и на безвозмез-ной основе в установленном законом порядке.

Презумпция невиновности является важнейшим правовым инструментом, при котором каждый человек не может быть признан виновным пока его вина не будет доказана судом.

Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление призван не допускать преследование, а также предание суду за совершенное

противоправное деяние, состоящее в точности из тех же самых (одинаковых) противоправных элементов неоднократно.

Недействительность незаконно полученных доказательств гарантирует недопустимость использования сведений в процессе доказывания определенных обстоятельств дела, имеющие своим свойством их получения с нарушениями норм закона.

Право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы реализует возможность гражданина в установленные законом процессуальные сроки воспользоваться правом на пересмотр судебного решения в вышестоящей судебной инстанции, что дополнительно способствует уменьшению вероятности наступления судебной ошибки.

Запрет обратной силы закона - не позволяет распространять действие закона на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу.

Таким образом, гарантии прав и свобод гражданина являются определяющим фактором во взаимоотношениях между простым человеком и государством, а также они являются предпосылками для реализации прав и свобод, осуществления обязанностей. Для эффективного осуществления прав и свобод необходимо создание действенного государственного правового механизма гарантий обеспечения прав и свобод гражданина, устойчивого к всевозможным нарушениям и негативным воздействиям. Идеальная реальная совокупность и целостность гарантий являются главенствующим принципом обеспечения реализации статуса личности. Этого принципа в своей деятельности должны придерживаться все государственные и муниципальные органы, должностные лица, общественные организации и другие субъекты, оказывающие непосредственное влияние на общество.

Реализация основных прав и свобод граждан также в большинстве своем зависит от организационных, политических, экономических, социальных, материальных и культурных гарантий, создаваемых и предоставляемых государством. Известно, что социальная стабильность и защищенность зависят от материально-технического развития общества.

Вследствие перехода к информационному обществу появились новые перспективы, связанные с новыми открытиями, автоматизацией, а также стремительным совершенствованием различных направлений информационных технологий: глобальная информационная сеть «Интернет», телефонные и компьютерные сети, программное обеспечение, мультимедиатехнологии, базы данных, информационно-справочные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

системы, специализированные программы, экспертные системы, технологии управления, технологии искусственного интеллекта и т.д. Происходит преобразование любого события в информационное поле, которое позволяет обеспечить всеми необходимыми сведениями любых обратившихся.

С развитием информационного общества актуализируется роль и значение правосознания в содержании гарантий прав и свобод граждан. Действующее законодательство не может в полной мере реализовать все гарантии прав и свобод, некоторые так и остаются лишь формальными, а это приводит к обострению социальной напряженности, а также вызывает недоверие к власти, правовому нигилизму.

Правосознание меняется вместе с обществом, ведь оно фактически является ответной реакцией на происходящие в нем изменения. В информационном обществе ключевым элементом развития является информация, которая с одной стороны дает людям возможность для развития, а с другой формирует новые риски. Здесь право выступает в качестве регулятора новых общественных отношений, а правосознание выступает в качестве гаранта его осуществления, то есть показывает значимость таких изменений для людей, процесс его соблюдения и реализации, степень осознания изменений.

«Будучи более инертным составляющим элементом правовой системы, правосознание отражает социальные изменения, но позднее, чем право и система социальных, экономических, политических отношений» [2]. Большое количество информации меняет жизнь людей, их сознание, деятельность, представления об окружающей действительности. В связи с этим возникает проблема обеспечения массового свободного доступа к информации. Актуализируется вопрос информированности населения о полноте содержания их гарантий прав и свобод, главенствующая роль в решении проблем жизнеобеспеченья людей отводится праву. Пункт 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации провозглашает право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1].

Сознание человека постоянно оценивает происходящее вокруг него, ориентируясь на свои внутренние критерии, информационное общество не исключение. Общественное сознание ориентируется на субъективные моральные, философские, религиозные, политические, правовые и др. критерии. Роль правосознания в информационном обществе очень важна, так как процесс информатизации очень стремительно развивается и закон не всегда поспевает за этими измене-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

ниями, поэтому неурегулированные отношения также подвержены оценке.

С использованием информационных технологий упрощается процесс коммуникации граждан. Процесс получения правовой информации или же ее передачи теперь не требует личного обращения к знакомым или юристам, все возможно узнать удаленно из любого места. Информационное общество способствует правовой социализации. Любой гражданин может как обратиться за помощью, так и ее оказать, тем самым оказывая содействие в разрешении проблем, связанных с соблюдением гарантий прав и свобод. Также общение может способствовать рассмотрению проблемы с различных точек зрения. Правосознание в информационном обществе может выполнять функцию информирования граждан о содержании гарантий их прав и свобод, то есть осуществляется передача правовой информации, знаний, практического опыта [2].

На правосознание оказывает влияние коммуникация граждан между собой, определенный уровень правового воспитания, поведение других граждан и т.п., в информационном обществе благодаря современных технологиям все это переносится в новую, не для всех привычную среду -виртуальную.

Информационное общество может способствовать сближению граждан и права. Люди могут получить или предоставить доступ к информации из любой точки мира. Сам объем информации теперь доступ также для любого обычного человека. Гражданин может теперь не только найти необходимую правовую информацию, но и посмотреть в онлайн-формате сайты государственных органов, осуществить подачу процессуальных документов, а также получить онлайн-консульта-цию юриста или посмотреть обсуждение какого-либо вопроса на форуме и т.п. С помощью информационных технологий возможно укрепление массового правосознания: люди могут узнать свои права и в необходимых случаях способы их защиты. При наличии свободного доступа к большому объему информации у человека расширяется познаваемый мир, что упрощает ему возможность рассмотрения ситуации с разных сторон.

С помощью информационных технологий у граждан есть все необходимые возможности для проявления социально-правовой активности личности, участия в законотворческом процессе, осуществления мониторинга за деятельностью органов государственной власти и т.д. Информационные технологии способствуют формированию правосознания, так как иные средства массовой информации в большинстве случаев явно тенденциозны, являются результатом либо «государственного заказа», либо лоббирования интересов

влиятельных или обеспеченных групп. С помощью информационных технологий создается свободное и бесцензурное пространство, что открывает широкие возможности для совершенствования правосознания благодаря лицам, которые размещают информацию. Но не стоит забывать, что не всегда информация, размещенная в открытом доступе, является истинной, могут иметь место как случаи умышленного введения в заблуждение, так и добросовестно заблуждавшихся. В настоящее время почти все органы государственной власти имеют свои сайты. На этих сайтах может быть расположена справочная информация, сведения о работе данных органов, также иногда предусмотрена электронная подача обращений и др. Такие сайты для взаимодействия с государством являются большим прогрессом для информационного общества, так как это позволят избежать бумажной волокиты и существенно экономит время. Благодаря таким технологиям у граждан формируется совсем иной контакт с государством.

В свете последних событий (пандемия в 2020-2021 гг.) это также помогает ограничить контакт взаимодействия с другими людьми, исключить возможность заражения каким-либо вирусом или гриппом. К сожалению, данные сервисы среди обычных граждан не пользуются большой популярностью, многие люди до сих пор не доверяют таким программам, что свидетельствует о необходимости повышения уровня правовой культуры и правосознания населения. Однако, далеко не все органы государственной власти имеют на своих ресурсах интерактивные приемные, проводят онлайн-опросы и голосования, используют другие достижения информационных технологий, поэтому необходимо совершенствовать процессы интерактивного взаимодействия, посредством которых осуществляется прямая и обратная связь государство - гражданское общество и гражданское общество - государство путем развития подобных инструментариев.

Стоит также уделить внимание формированию правосознания подрастающего поколения, ведь значительную часть своего времени они проводят, взаимодействуя с информационными технологиями. Длительное время исследователями отмечалось, что лица младшего школьного возраста в силу ограниченного круга общения приобретали узконаправленное представление о праве и правовых явлениях. Информационное общество предоставляет подрастающему поколению возможность «изучения без границ», то есть процесс познания теперь не ограничивается личным общением и книжками, которые купят им родители или они смогут взять в библиотеке, они имеют возможность самостоятельно собрать информацию и

проверить ее. Молодое поколение растет на информационных технологиях, они развиваются вместе с ними, поэтому им намного проще в них ориентироваться. В связи с этим информационные технологии являются действенным способом воздействия на сознание молодежи. Именно в таком возрасте необходимо закладывать четкие установки правомерного поведения. Государству стоит обратить внимание на создание сайтов или обучающих программ, ориентированных на подрастающее поколение, чтобы они могли получать доступ к проверенной информации, также стоит их маркетизировать. Ведь подрастающее поколение является основой будущего нашего государства.

Значительные возможности информационных технологий приводят к формированию у гражданина с низким уровнем правосознания слепого доверия к любой найденной им информации. Такие лица не могут скептически оценивать ситуацию и чаще всего попадают под различные злоупотребления. Например, внедрения в сознание граждан определенных идей, мыслей, представлений для формирования у них искусственного образа мира с помощью распространения специально подготовленной деструктивной информации. Или же такой человек или же он может считать истинной неактуальную или фиктивную информацию. В данной ситуации проявляется пример негативного влияния информационного общества на правосознание. Но государство старается контролировать доступ к противоправной информации.

Также стоит рассмотреть влияние социальных сетей на гражданина, его правосознание. У многих юристов и политических деятелей есть странички в социальных сетях, в которых они делятся своим опытом, какой-то полезной информацией, помогают решить какие-то часто возникающие проблемы. Так, 19 марта 2020 года губернатор Самарской области лично проверял наличие продуктов в гипермаркетах Самары. Причиной для подобного поступка послужили множественные обращения от граждан, пришедшие на его инстаграм-аккаунт, о дефиците продуктов первой необходимости. Через некоторое время Дмитрий Азаров на своей инстаграм-странице разместил пост, в котором успокоил граждан, что никакого дефицита нет, просто сотрудники не успевают вовремя выкладывать товары из-за всеобщего ажиотажа.

Но есть как положительное влияние, так и отрицательное. В социальных сетях существуют различные аккаунты и группы, которые содержат материалы, которые могут оказывать негативное влияние на психику человека, например, посвященные убийствам или насильственным дей-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

ствиям сексуального характера, могут содержать сведения по призыву к совершению опасных действий (например, игра «синий кит»). К подобной информации могут получить доступ и дети, что может привести к психологическим травмам или к трагичным физическим последствиям. Администрация и техническая поддержка пытаются отслеживать данные материалы и блокировать, но таких страниц еще остается множество. В практике недостаточно правового регулирования, а также с Интернетом возникает множество проблем в области правоприменения.

В Интернете существует масса инструментов, помогающих сохранить определенную степень анонимности в сети. Анонимность подразумевает собой невозможность идентификации субъекта. С одной стороны, это может оказать положительное влияние, ведь можно считать анонимность одним из аспектов свободы мысли и слова. Например, лицо, которое болеет раком или иным серьезным заболеванием, хочет поделиться опытом, но без раскрытия своей личности. Или же многим журналистам, политическим активистам, правозащитникам может грозить реальная опасность при раскрытии их личностей. С другой же стороны, может проявляться негативное влияние, ведь появляться множество лазеек избежать наказание, становится просто размещать «запрещенную информацию. Отсутствие сведений о собеседнике «располагает к проявлениям игровых моментов в коммуникации, одновременно размывая границы идентичности и жестко ограничивая нас в возможности верификации получаемых о собеседнике сведений» [8, с. 41]. Все это может привести к ощущению вседозволенности, снижению уровня правого и морального сознания.

Но стоит также рассмотреть проблему информационного шума в жизни гражданина. В наше время информация перестала быть недоступный, что сказывается на качестве ее получения и обработки, а также на психологическом состоянии человека. Информационный шум -чрезмерный поток информации, при котором усложняется процесс ее анализа. Нужно уметь не только найти информацию, но и правильно ее фильтровать. «Непреднамеренный информационный шум возникает случайно в качестве помех в процессе потребления информации. А вот преднамеренный информационный шум - это заранее продуманный поток информации, который определенным образом влияет на массы в обществе» [4]. Информационный шум образует такое поле информации, в котором сложно отличить, что истина, а что ложь. Большой поток информации просто выматывает человека. На данный момент существует большое количество источников информационного шума: телевидение, радио,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

газеты, интернет, реклама и др. С помощью такого объема информации создается реальная возможность для манипулирования правосознанием граждан, что возможно как в позитивном ключе для его развития, так и в негативном для его дезинформации и деформации. Такое воздействие на правосознание разрушает механизм реализации права с помощью искажения социально-правильной мотивации граждан, вырабатывая непринятие права и нецелесообразность его соблюдения, разрушаются базовые ценности права и формируется неправильная правовая культура. Таким образом, чрезмерный поток информации негативно сказывается на гражданине, его правосознании. Человек перестает думать над смыслом самой информации, что открывает возможность воздействовать на него. Может возникнуть ситуация, что лицу будут навязывать информацию, а он не сможет сопротивляться этому и все будет отпечатываться на подсознательном уровне. Но стоит не забывать, что человек не компьютер и работа его мозга ограничена, необходимо контролировать количество потребляемой информации и подвергать ее внутренней оценке.

Информационное общество открывает возможность свободного и открытого обсуждения права, формируя своеобразный коллективный разум, частью которого может быть любой гражданин [5]. Из вышесказанного следует, что развитие информационного общества является большим прогрессом современного общества, в котором ключевая роль в жизни как государства в целом, так и отдельного человека отводится информации, также развиваются информационные технологии, которые являются основным средством получения информации, и глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, обеспечивающая информационное взаимодействие людей.

Интернет является глобальной сетью общего пользования, открывая новый формат взаимодействия права и граждан - дистанционный, процесс стал мобильным, доступным и быстрым. У граждан появились новые возможности для реализации своих прав и свобод, для взаимодействия с государственными органами. Однако не стоит забывать, что информационное общество может оказывать как положительное, так и негативное влияние. Поэтому очень важно, чтобы государство разрабатывало грамотный план развития информационных технологий для создания необходимых условий для взаимодействия граждан и государства, усиления роли права в жизни граждан, создать качественное информационное поле. Предоставление точной и проверенной информации поможет гражданам лучше ориентироваться

среди огромное пласта сведений. Наше государство уже предпринимает попытки внедрения таких технологий, которые упрощают процесс обращения граждан с правом: это и внедрение единого портала государственных услуг РФ, государственной автоматизированной системы «Выборы», ГАС РФ «Правосудие» и др., также все большее признание получают информационно-справочные правовые системы «Консультант-Плюс», «Кодекс», «Гарант» и др.

Список литературы:

[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».

[2] Андреева Ольга Александровна, Яценко Ольга Васильевна Трансформация правосознания в условиях информатизации общественных отношений в РФ: стратегии развития // Вестник ТИУиЭ. 2017. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/transformatsiya-pravosoznaniya-v-usloviyah-informatizatsii-obschestvennyh-otnosheniy-v-rf-strategii-razvitiya (дата обращения: 25.07.2022).

[3] Буранова, В. О. Правосознание гражданина как один из видов правосознания / В. О. Буранова, В. Я. Сафронов // Научный альманах.

- 2016. - № 5-1 (19). - С. 356-358.

[4] Горбаткова Анастасия Федоровна, Котля-рова Виктория Валентиновна Проблема информационного шума в жизни человека XXI века // Концепт. 2017. №S7. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-informatsionnogo-shuma-v-zhizni-cheloveka-xxi-veka (дата обращения: 26.07.2022).

[5] Лебедева Н.Н. Правовая культура личности и Интернет. Теоретический аспект. Дисс. к.ю.н.

- М., 2003. - С. 109-110.

[6] Малькова, Е. Г. Кистяковский о правосознании русской интеллигенции / Е. Г. Малькова // Юридическая мысль. - 2006. - № 1. - С. 5-7.

[7] Мордовец А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2000. - С. 311-319.

[8] Овчинникова Е. А., Сергеев А. С. Этические проблемы информационного пространства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2011. № 2. С. 38-43.

Spisok literatury:

[1] «Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prin-yata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izme-neniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant plyus».

[2] Andreeva Ol'ga Aleksandrovna, YAcenko Ol'ga Vasil'evna Transformaciya pravosoznaniya v usloviyah informatizacii obshchestvennyh otnoshenij v RF: strategii razvitiya // Vestnik TlUiE. 2017. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transfor-matsiya-pravosoznaniya-v-usloviyah-informatizat-sii-obschestvennyh-otnosheniy-v-rf-strategii-razvitiya (data obrashcheniya: 25.07.2022).

[3] Buranova, V. O. Pravosoznanie grazhdanina kak odin iz vidov pravosoznaniya / V. O. Buranova, V. YA. Safronov // Nauchnyj al'manah. - 2016. - № 5-1 (19). - S. 356-358.

[4] Gorbatkova Anastasiya Fedorovna, Kotl-yarova Viktoriya Valentinovna Problema informacion-nogo shuma v zhizni cheloveka XXI veka // Koncept. 2017. №S7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-informatsionnogo-shuma-v-zhizni-chelove-ka-xxi-veka (data obrashcheniya: 26.07.2022).

[5] Lebedeva N.N. Pravovaya kul'tura lichnosti i Internet. Teoreticheskij aspekt. Diss. k.yu.n. - M., 2003. - S. 109-110.

[6] Mal'kova, E. G. Kistyakovskij o pravosozna-nii russkoj intelligencii / E. G. Mal'kova // YUridich-eskaya mysl'. - 2006. - № 1. - S. 5-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Mordovec A.S. Garantii prav lichnosti: pon-yatie i klassifikaciya // Teoriya gosudarstva i prava: Kurs lekcij / Pod red. N.I. Matuzova, A.V. Mal'ko. - M.: YUrist", 2000. - S. 311-319.

[8] Ovchinnikova E. A., Sergeev A. S. Etich-eskie problemy informacionnogo prostranstva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6: Filo-sofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdun-arodnye otnosheniya. 2011. № 2. S. 38-43.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.