Авторы публикации
Кондратьева Ирина Германовна -
кандидат педагогических наук, доцент, зам. директора Высшей школы иностранных языков и перевода Института международных отношений Казанского федерального университета, г. Казань, ул. Межлаука, д. 3. E-mail: irina.kondrateva. 67@maiL.ru
Authors of the publication
Kondrateva Irina Germanovna - PhD in
Pedagogy, Associate professor, Deputy director of Higher school of foreign languages and translation studies in the Institute of international relations of Kazan (Volga region) federal university, Kazan, 3 Mezhlauk str. E-mail: irina.kondrateva. 67@mail..ru
Поступила в редакцию 10.10.2018. Принята к публикации 01.11.2018.
УДК 37.046
ВЛИЯНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПРОЦЕСС ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА ВУЗа
И.Г. Корнева
favouriteworkk@mial.ru
Казанский федеральный университет, Казань, Россия
Аннотация. Педагогический потенциал иностранного языка является важной составляющей в развитии способности к жизненному самоопределению у студентов вуза. Данный потенциал достигает своей эффективности в том случае, когда в вузовском образовательном пространстве в полной мере осуществляется целеполагание личностного и профессионального самоопределения молодежи. Также он эффективен, если мотивация обучающегося к принятию других культур сочетается с его самовоспитанием, что приведет к синтезу свойств и особенностей его личности в направлении к реализации своих возможностей и способностей, проявляющихся в его индивидуальности. Важно отметить, что процесс ускорения саморазвития студента в направлении его к самоактуализации может приобрести реальную значимость, если преподаватель будет постоянно уделять внимание духовному развитию студента вуза, взращиванию в нем осознания смысла своей образованности и необходимости принятия общечеловеческих ценностей. Также потенциал иностранного языка оказывает влияние на развитие у студента способности к сознательному осмыслению бытия, и, данный процесс будет более эффективным, если преподаватель постоянно будет подводить студента к мысли о важности подтверждения своей как интеллектуальной, так и духовной состоятельности.
Ключевые слова: жизненное самоопределение, ВУЗ, студент, иностранный язык, профессиональная подготовка
Для цитирования: Корнева И.Г. Влияние потенциала иностранного языка на процесс жизненного самоопределения студента ВУЗа // Казанский лингвистический журнал. 2018. том 1, № 2 (1). С. 130-136.
THE IMPACT OF THE POTENTIAL OF A FOREIGN LANGUAGE ON THE PROCESS OF LIFE SELF-DETERMINATION OF A UNIVERSITY STUDENT
I.G. Korneva
favouriteworkk@mial.ru
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Annotation. Pedagogical potential of a foreign language is an important component in the development of the ability to life self-determination among university students. This potential aims results in case when the goal-setting of personal and professional self-determination of youth in educational space is fully implemented. It is also effective if students' motivation to adopt other cultures is combined with their self-education, that will lead to a synthesis of the characteristics and peculiarities of their personality in the direction towards the realization of their capabilities, emerged in individuality. It is important to note that the process of accelerating a student's self-development towards self-actualization may become of real importance if a university teacher constantly pays attention to the spiritual development of university students, nurturing in them awareness of the significance of their education and the need to accept universal human values. Also, the potential of a foreign language has an impact on the development of a student's ability to consciously comprehend being, and this process will be more effective if a teacher constantly brings students to the idea of the importance of confirming their intellectual and spiritual competences.
Keywords: life self-determination, university, student, foreign language, vocational training
For citation: Korneva I.G. The impact of the potential of a foreign language on the process of life self-determination of a university student // Kazan linguistic journal, 2018, Vol. 1, № 2 (1). Pp. 130-136.
В настоящее время одной из важнейших задач преподавателя университета является формирование у обучающихся понимания того, что их познавательная деятельность не ограничивается качественным овладением знаниями по определенным предметам. Важно, чтобы молодые люди отмечали важность этих знаний, в первую очередь, с позиции личных образовательных ресурсов для их личностного, профессионального, и жизненного самоопределения. В этой связи одной из главных функций педагогического образования является проектирование жизни молодого человека как студента, а затем и как будущего учителя. И для того чтобы обучающийся приобрел личностный смысл предстоящей педагогической деятельности и осознавал важность наличия личностно-ориентированных подходов в педагогическом процессе, следует создать определенные условия для проявления его рефлексии с целью достижения им высокого уровня личной и профессиональной
идентичности. В связи с этим педагогический потенциал университета направлен на формирование у обучающегося отчётливого образа модели специалиста как профессионала. Следствием этого должно являться создание у студента позиции активного субъекта, нацеленного на профессиональное самоопределение и наличие таких свойств, как способность анализировать свои собственные профессиональные, и на этой основе экзистенциальные цели, а также прогнозирование навыков и умений в связи с требованиями, предъявляемыми к специалисту в педагогической деятельности. В то же время вышеупомянутая идея предполагает, что университет должен не просто обучать и готовить высококвалифицированных специалистов, но также и культурных людей, умеющих независимо и адекватно воспринимать окружающий мир. Таким образом, важно иметь способность к жизненному самоопределению в структуре личности студента, где кроме социальной зрелости, личного и профессионального самоопределения, понимания жизненных перспектив, умения использовать свои способности и умения, также важны такие аспекты, как саморегуляция в соответствии с имеющимися требованиями общества, когда присутствует баланс индивидуальных интересов и интересов социума. Также отметим, что присутствие у юноши способности к жизненному самоопределению содействует развитию процесса личностной самореализации. В этом отношении университет создает данную компетенцию, основываясь на осознании обучающимися значимости личного образования, которое сочетает, в частности, аналитический взгляд на реальность и всевозможные межкультурные явления.
Следовательно, сегодня подготовка в высшем учебном заведении предполагает непрерывное становление обучающегося как личности и как грамотного специалиста. С этой целью в образовательном пространстве университета формируются особые условия, которые действительно способствовали бы формированию личности каждого студента, выявлению и демонстрации его интеллектуальных и творческих способностей. Таким образом, главной задачей обучения иностранному языку является не только формирование и развитие у обучающихся языковых и коммуникационных компетенций, но и привитие им значимости практического овладения иностранным языком. Осознание важности данных компетенций и значимости практического овладения иностранным языком ведет к развитию личностного, профессионального и жизненного самоопределения. Это имеет отношение к тому, что на рынке труда имеется такого рода конкуренция, что зачастую не все студенты, окончив вуз, могут найти работу по своей специальности. В то же время знание иностранного языка может быть одним из средств повышения конкурентоспособности и, таким образом, достижения профессионального успеха в выбранной сфере деятельности. Таким образом, мотивация к самоопределению и овладение иностранным языком в контексте высшего образования должны быть взаимосвязаны. Другими словами, система изучения иностранного языка связана с овладением профессией, а затем, на фундаменте становления профессиональной мотивации, формируются способности к жизненному самоопределению.
Как видим, развитие способности к самоопределению студентов педагогического вуза становится важным компонентом их профессионального развития как будущих учителей. В период данного становления преподавание иностранного языка в разрезе гуманитарного образования может считаться серьезным вложением в формировании личностных и профессиональных качеств обучающегося при его подготовке как будущего специалиста. Отсюда вытекает идея о том, что профессиональная подготовка в высшем учебном заведении, которая подразумевает специально организованный процесс, базирующийся
на научной основе, на всех этапах обучения ориентирована и на воспитание юношей в их профессиональной идентичности, и на формирование их способности к жизненному самоопределению. Следовательно, при освоении иностранного языка этот процесс ориентирован на овладение обучающимися общечеловеческих и культурных ценностей, а также на обнаружение и осознание возможностей их личностного и профессионального самоопределения.
Изучая педагогический потенциал иностранного языка в развитии способности обучающихся к жизненному самоопределению, считаем, что освоение иностранного языка и возможности его применения на практике помогает формированию профессиональных навыков в сфере межкультурной коммуникации на разных уровнях коммуникации (например, с иностранными представителями в области педагогического образования). В то же время языковая подготовка молодых людей по иностранному языку в педагогическом университете направлена на формирование языковой личности. Это значит, что у студентов формируются коммуникативные, языковые компетенции, происходит обогащение мировоззрения, опыта, развитие ценностных ориентаций, вследствие чего молодые люди обретают личностный смысл собственной познавательной деятельности [Ергазина]. Сюда отнесем также формирование его коммуникативной деятельности, увеличение коммуникативного потенциала, увеличение любознательности и формирование личностной активности, выступающей субъектом ценностного самоопределения в различных областях его жизнедеятельности. Из этого следует, что формирование способности к жизненному самоопределению в процессе изучения иностранного языка зависит как от базовых знаний обучающихся в области педагогической науки, так и от факторов языкового характера. Все вышеперечисленное представляет собой интегрированный процесс, когда опыт обучающегося связан с культурой профессии учителя, и, тем самым, пробуждает процесс жизненного самоопределения. В процессе освоения иностранного языка обучающийся интенсифицирует направление своего личностного и профессионального развития, составляет свой собственный список жизненных ценностей, и это происходит в университете. В высшем учебном заведении это, как правило, происходит ненавязчиво, так как эта задача не приоритетна. Итак, изучение иностранного языка, понимание его значимости в будущей профессиональной деятельности могут влиять на повышения мотивации к наличию процесса самоопределения в различных сферах жизни. Следовательно, знание иностранного языка может помочь лучшему изучению материала по профессии более высокого порядка, то есть помогать становлению интереса к выбранной профессии, содействуя более эффективной подготовке студентов в процессе овладения профильными дисциплинами [Матиенко].
Исходя из опыта преподавания иностранного языка, следует отметить, что этот учебный предмет не только помогает реализовать цели профильного обучения, но также повышает у студентов возможность развивать способность к жизненному самоопределению, в чем мы видим педагогический потенциал иностранного языка. Из этого можно заключить, что лингвистическое образование оправдывает свою цель, стимулирует явные и скрытые векторы становления личности студента и способствует формированию культуры жизненного самоопределения. И для этого в организации обучения иностранному языку необходимо учитывать следующие положения:
- внедрение методов обучения, имеющие личностно-ориентированный характер;
- применение активных методов (дискуссии, проблемные задания, игровые ситуации, кейсы творческой направленности и прочее);
- организация последовательной системы мониторинга и оценки качества усвоения студентом иностранного языка, когда уделяется внимание определению уровня знаний и навыков использования лексических единиц иностранного языка в речи, что важно для социального развития студента;
- осуществление системы связи между педагогом и студентом как интерактивный диалогический процесс;
- проведение мониторинга педагогического потенциала иностранного языка для более эффективного развития как социальных, так и личностных функций обучающихся с перспективой развития их способности к жизненному самоопределению.
Выдвигаемые тезисы связаны, прежде всего, с тем, что изучение иностранного языка должно стать важным способом обучения и приобщения молодежи к практической деятельности любого характера, так как практическая направленность образования выступает основной целью самой учебной деятельности. Например, обучение студентов разбираться в специальной литературе по профессии в типичных профессиональных ситуациях и прочее, когда использование средств иностранного языка может быть важным. Поэтому общая схема содержания преподавания иностранного языка должна нести профессиональную и жизненно важную значимость, на которую в вузе не всегда уделяется должное внимание. И когда речь заходит о модернизации высшего образования, больше внимания в наше время уделяется необходимости адаптировать выпускников вузов к явлениям, свойственным реальности рыночных отношений, которые требуют наличие конкурентоспособных, грамотных работников, замотивированных в жизненном самоопределении [Горбунова]. В данном контексте возможности иностранного языка являются отличным средством, содействующим социальной адаптации молодежи к условиям постоянно меняющегося мира.
В то же время иностранный язык расширяет языковые горизонты студентов, способствует развитию речи на иностранном языке. Следовательно, формирование способности к жизненному самоопределению среди обучающихся с учетом взаимодействия различных дисциплин по иностранному языку содействует формированию основ языкового образования студентов. Как видим, вопрос жизненного самоопределения современной молодежи является одной из приоритетных областей исследований в психологии и педагогике, и он стремительно развивается многими учеными. Значительное влияние на процесс самоопределения юноши, согласно исследованиям, например, Гилева А.В., Демина К.В., Кравченко А.А. и др., оказывает выбор места учебы, где студент, по его мнению, может развивать и проявлять готовность выполнять определенные социальные роли в жизни, иметь способность входить в социальные сферы жизни, и достигать соответствующих типов самоопределения. И, как мы видим, процесс формирования способности студентов к жизненному самоопределению и овладение иностранным языком связаны друг с другом, и влияют друг на друга. Так, взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения обучающихся можно рассматривать как действенное использование возможностей дисциплин по иностранным языкам с целью формирования их готовности к жизненному самоопределению. Эта гуманитарная дисциплина имеет диалогическую сущность, и ее педагогический потенциал в развитии способности к жизненному самоопределению среди студентов высшего учебного заведения
имеет большую значимость. Это, в частности, заключается в том, что, например, при использовании иностранного языка, у студентов создается персональная структура социальных отношений, и это способствует социальной грамотности молодых людей, повышает уровень их социального интеллекта, увеличивая их способность определять свой собственный путь жизни и индивидуального место в нем. [Ежова]. В то же время иностранный язык помогает обучающимся расширить спектр жизненных перспектив примерами из других стран, например, ситуациями жизненного самоопределения сверстников в стране изучаемого языка.
Так, в настоящее время языковое образование, транслируемое в вузе в контексте развития способности к жизненному самоопределению оправдывает свое предназначение, так как оно стимулирует разнообразные векторы становления личности студента, содействующие формированию у обучающихся культуры жизненного самоопределения.
Литература
1. Горбунова Н.А. Педагогическое сопровождение проектной деятельности профессионального самоопределения старшеклассников в условиях иноязычного образования // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение. Материалы IV Национальной научно-практической конференции. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007. с.13
2. Ежова Т.В. Педагогический потенциал иностранного языка в формировании общекультурной компетентности студентов // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. 2004. № 3 (37). С. 68-73.
3. Ергазина А.А. Формирование опыта интеркультурной деятельности студента в образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 178 с.
4. Матиенко А.В. Роль образовательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в формировании профессиональной компетентности выпускника вуза // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 3. С. 52-55 // URL: http://science-pedagogy.ru/m/artide/view?id=1622 (дата обращения: 15.08.2018).
References
1. Gorbunova, N.A. (2007). Pedagogicheskoe soprovozhdenie proektnoj deyatel'nosti professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov v usloviyah inoyazychnogo obrazovaniya [Pedagogical support of project activities of professional self-determination of high school students in the context of foreign language education] // «Psihologiya obrazovaniya: podgotovka kadrov i psihologicheskoe prosveshchenie» Materialy IV Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: Obshcherossijskaya obshchestvennaya organizaciya «Federaciya psihologov obrazovaniya Rossii», 2007. P.13 (In Russian)
2. Ezhova, T.V. (2004). Pedagogicheskij potencial inostrannogo yazyka v formirovanii obshchekul'turnoj kompetentnosti studentov [Pedagogical potential of a foreign language in the formation of students' general cultural competence] // Vestn. Orenb. gos. ped. un-ta. № 3 (37). P. 68-73. (In Russian)
3. Ergazina, A.A. (2006/ Formirovanie opyta interkul'turnoj deyatel'nosti studenta v obrazovatel'noj srede vuza [Formation of the experience of student intercultural activities in the educational environment of the university]: dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg.178 p. (In Russian)
4. Matienko, A.V. (2017). Rol' obrazovatel'nogo potenciala discipliny «Inostrannyj yazyk» vformirovanii professional'noj kompetentnosti vypusknika vuza [The role of the educational potential of the discipline "Foreign Language" in the formation of the professional competence of a university graduate] // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. № 3. Pp. 52-55 // URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1622 (accessed: 15.03.2018).
Авторы публикации
Корнева Инна Германовна -
старший преподаватель, Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. E-mail: favouriteworkk@mial. ru
Authors of the publication
Korneva Inna Germanovna -
Senior teacher,
Kazan Federal University,
18 Kremlyovskaya Str.,
Kazan, 420008, Russian Federation.
E-mail: favouriteworkk@mial.ru
Поступила в редакцию 01.10.2018. Принята к публикации 01.11.2018.
УДК 37.022
РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ЗАПОМИНАНИЮ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ ГГ-ПРОСТРАНСТВЕ
О.Ю. Морозова
hollyfrost@yandex.ru
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. Актуальность настоящей работы связана с направленностью на решение одной из важнейших проблем педагогики - нахождение эффективного способа запоминания лексических единиц иностранного языка, что обусловлено резким увеличением контактов людей с современными 1Т-технологиями. Предполагается обратиться к проблеме частого использования ГГ-приложений как к привычному способу овладения иностранным языком и проследить, какое влияние на запоминание оказывает такая программа, какие ее параметры будут значимы при запоминании, и возможна ли полноценная замена учебников ГГ-приложением. В качестве результата работы подтвердилась идея о том, что использование исключительно ГГ-программ не повышает уровень владения языком, не позволяет усвоить грамматический строй иностранного языка и не учитывает стилистических особенностей и всех семантических значений слова или фразы. Для успешного обучения студентов иностранному языку необходимо использование широкого спектра способов запоминания Казанский лингвистический журнал, 2018, том 1, № 2 (1)