Новый университет. 2012. № 12 (22).
ISSN 2221-7347
УДК 331.22
Л.Д. Сидорова
ВЛИЯНИЕ ПОРЯДКА НАЧИСЛЕНИЯ ПРОЦЕНТНЫХ НАДБАВОК К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ ЗА РАБОТУ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА НА ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В статье освещаются вопросы трудовой мотивации молодежи в условиях крайнего севера. А также принципы справедливости закона о порядке установления процентных надбавок к заработной плате за работу в РКС.
Ключевые слова: район крайнего севера, процентная надбавка, заработная плата, трудовая мотивация.
Главным и основным мотивирующим фактором трудовой деятельности человека в организации является заработная плата. В зависимости от того, удовлетворен ли работник оплатой своего труда будут зависеть не только прилагаемые к труду усилия, но и качество его жизни.
В целях привлечения трудовых ресурсов на работу в условиях Крайнего севера Постановлением Совета Министров РСФСР № 458 от 22 октября 1990 года были утверждены гарантии, компенсации и льготы для работников, трудоустроившихся в районах с суровыми климатическими условиями.
В соответствии с прежней редакцией статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.[3] То есть данная надбавка носит не компенсационный, а стимулирующий характер.
С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 внесены изменения, исключившие из статьи 11 указанные положения. [11] То есть, процентная надбавка молодежи до 30 лет, даже если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет, устанавливается не сразу со дня приема на работу, а с учетом его трудового стажа. Согласно инструкции о порядке предоставление социальных гарантий, полная процентная надбавка, действующая на территории РС(Я) - 80% произойдет только после установления 2,5 лет трудового стажа.
Не секрет, что должностной оклад в коммерческих организациях устанавливается с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, чтобы в сумме получить примерную заработную плату. Например, организация рассчитывает установить заработную плату в размере 20 000 рублей с учетом НДФЛ, что вполне может считаться нормальной для молодого работника без опыта работы, однако за минусом надбавок, например в г. Якутске его оклад будет равен:
20000 = Х * (40%* + 80%**)
Х - оклад будет равен 9090, 9 руб
* установленный трудовым кодексом районный коэффициент по г.Якутску,
** процентная надбавка, устанавливается по мере увеличения трудового стажа.
Тогда, молодой специалист без трудового стажа будет получать заработную плату без учета НДФЛ в размере:
9090,9 + (40%*+0%**) = 12 727,26 руб.
Разница между цифрами огромная, естественно такая ситуация демотивирует сотрудника, в таких условиях молодой сотрудник будет чувствовать несправедливость в оплате его труда.
© Сидорова Л.Д., 2012.
36
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не были учтены положения статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ как раз ущемляются права молодого сотрудника на достойную оплату труда в сравнении с другими работниками.
Однако есть коммерческие организации, которые устанавливают процентную надбавку за работу на Крайнем Севере с первого дня работы, к ним относятся, например филиалы компаний, зарегистрированных в районах Российской Федерации, где не применяются такие льготы. Эти компании в силу своих возможностей, с учетом средней зарплаты по их организации, в целях повышения своей привлекательности на рынке труда устанавливают процентную надбавку за РКС без учета трудового стажа за счет собственных средств.
В Законе Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 г. 234-З № 475-Ш « О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)» пункте 3 Статьи 3 указано, что «Процентная надбавка к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей (прожившим) не менее пяти лет суммарно в Республике Саха (Якутия), выплачивается в полном объеме в размере 80 процентов от заработной платы с момента начала работы. Проживание на территории Республики Саха (Якутия) не менее пяти лет учитывается независимо от того, когда имело место неоднократное проживание в Республике Саха (Якутия), при этом время проживания суммируется». Однако там же, пунктом 4, внесено «4. Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей (прожившим) не менее одного года в Республике Саха (Якутия), процентная надбавка к заработной плате устанавливается в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев и по достижении шестидесятипроцентной надбавки - последние 20 процентов за один год работы.» [8]
Таким образом, четвертый пункт статьи 3 вышеуказанного Приказа противоречит третьему пункту, и, ссылаясь именно на четвертый, пункт многие работодатели не исполняют третий пункт данного приказа.
Следует отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации, например, в Архангельской области, приняты законодательные акты, согласно которым молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. В результате в неравных условиях оказались молодые работники некоторых регионов Российской Федерации, имеющие право на указанную надбавку, но только при достижении определенного трудового стажа. Подобная практика противоречит принципу равенства, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации.
26 апреля 2005г. советом народных депутатов Камчатской области был предложен Проект федерального закона № 254720-4 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», где указывалось о том, чтобы восстановить пункт 11: «Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.». Данный проект был поддержан Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2006 г. ГС № 1497-III, однако 03 ноября 2006 г. данный проект был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. [6]
Сложившаяся ситуация снижает удовлетворенность трудовой деятельностью молодежи, только что устроившихся на работу в организациях, где применяется принцип постепенного установления процентных надбавок. Работник в такой ситуации будет чувствовать несправедливое отношение к своему труду, вследствие чего может понизиться его производительность, активность и стремление к развитию на работе. В такой ситуации у работника есть несколько вариантов поведения: снизить производительность и усердие в работе в соответствии с оплатой труда, попытаться «добиться» справедливости либо уволиться и найти другую работу. Все вы-
37
Новый университет. 2012. № 12 (22).
ISSN 2221-7347
шеизложенное указывает на необходимость пересмотра на региональном уровне вопроса об установлении процентных надбавок за работу на Крайнем Севере с первого дня работы.
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»
4. Приказ Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2.
5. Проект федерального закона № 254720-4 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 3 ноября 2006 г. № 36734 ГД «О проекте федерального закона № 254720-4 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
7. Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2006 г. ГС № 1497-III
8. Закон Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 г. 234-З № 475-Ш «О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)»
9. Разъяснение Минтруда РФ от 11.09.1995 N 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утв. Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49.
10. Куревина Л.В. Льготы и компенсации работникам Крайнего Севера // Отдел кадров коммерческой организации. 2011. № 9.
11. Семенихин В.В. Районный коэффициент и надбавка к заработной плате работников Крайнего Севера // Кадровые решения. 2012. № 8.
Статья поступила в редакцию 16.12.2012.
СИДОРОВА Лаура Демьяновна - специалист группы кадрового учета персонала АКБ «Алмазэргиэнбанк», Республика Саха (Якутия).
38