Научная статья на тему 'Перспективы использования дальневосточных гарантий государства как инструмента содействия занятости населения в регионе'

Перспективы использования дальневосточных гарантий государства как инструмента содействия занятости населения в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ГАРАНТИИ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ НАДБАВКА / РАЙОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / НАГРУЗКА НА БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова И.В.

В работе рассматривается история использования дальневосточных гарантий государства для повышения привлекательности региона по привлечению дополнительных трудовых ресурсов в экономику данной территории. Представлена практика использования гарантий в современных условиях. Сделан вывод о необходимости пересмотра способов применения данного механизма и предложены пять вариантов его совершенствования с целью содействия занятости в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новикова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования дальневосточных гарантий государства как инструмента содействия занятости населения в регионе»

Перспективы использования дальневосточных гарантий государства как инструмента содействия занятости населения в регионе

Prospects of Using Guarantees as the Instrument of Contributing to the Employment of the Population in the Area

Получено 01.03.2016 Одобрено 20.03.2016 Опубликовано 25.03.2016 УДК

НОВИКОВА И.В.

к.э.н., доцент, зав. кафедрой мировой и региональной экономики Благовещенского филиала Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы E-mail: irakrasa@mail.ru

Аннотация

В работе рассматривается история использования дальневосточных гарантий государства для повышения привлекательности региона по привлечению дополнительных трудовых ресурсов в экономику данной территории. Представлена практика использования гарантий в современных условиях. Сделан вывод о необходимости пересмотра способов применения данного механизма и предложены пять вариантов его совершенствования с целью содействия занятости в регионе.

Ключевые слова:

дальневосточные гарантии, дальневосточная надбавка, районный коэффициент, занятость населения, нагрузка на бизнес, государственные гарантии.

Вводное слово

Одним из факторов повышения привлекательности региона для проживания является экономическая мотивация населения в том числе, увеличение его денежных доходов, заработной платы. На территории Дальневосточного федерального округа одним из способов повышения доходов населения, является предоставление дальневосточной над-

316.442

NOVIKOVA IV

PhD in Economics, Head of the Chair of World and Regional Economics, Moscow Academy of Business under the Government of Moscow, Blagoveshchensk Branch E-mail: irakrasa@mail.ru

Abstract

The article presents the history of the use of the Far Eastern state guarantees to increase the attractiveness of the region to draw additional labour resources in to the economy of the area. The article provides with practice of using these guarantees in current conditions. To conclude the author stresses the need of revising methods of application of this mechanism and proposes five options for its improvement with the aim of promoting employment in the region.

Keywords:

Far Eastern warranty, Far Eastern allowance, a regional coefficient, employment, burden on business, a government guarantee.

бавки и районных коэффициентов; на территории, находящейся в его северных широтах, распространяются северные надбавки и соответствующие компенсации.

Данная работа является продолжением серии публикации автора [Новикова, 2015, 2, С. 59-63], [Новикова, 2014, 3, С. 812-820], [Новикова, 2014, 4, С. 124-127] по анализу и разработке предложений по совершенство-

ванию механизма применения дальневосточных гарантий государства как способа повышения привлекательности региона для занятого населения, развития бизнеса и экономики в целом. Автор продолжает обосновывать гипотезу о снижении эффективности, а в некоторых случаях, даже появлении отрицательного воздействия применения данных гарантий на развитие Дальневосточного Федерального округа.

Исторический обзор

История появления дальневосточной надбавки к заработной плате начинается еще в Советском Союзе. Постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1946 г. «О повышении заработной платы и строительстве жилищ для рабочих и инженерно-технических работников предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке» [9] отмечалось следующее. «Учитывая, что суровые климатические условия районов Урала, Сибири и Дальнего Востока создают дополнительные трудности для рабочих и инженерно-технических работников, занятых тяжелым трудом - на добыче угля, руды, нефти, в металлургии, на строительстве и по-грузо-разгрузочных работах, - Совет Министров СССР считает необходимым:

а) повысить в сравнении с существующей нормой заработную плату для вышеуказанных категорий рабочих и инженерно-технических работников;

б) значительно увеличить программу жилищного строительства на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, в первую очередь для рабочих и инженерно-технических работников, занятых на тяжелых работах».

Таким образом основная причина внедрения дальневосточной надбавки - это признание государством неблагоприятных климатических условий для проживания в данном регионе и желание компенсировать населению данное неудобство. Соответственно, это была мера не только по привлечению в регион новых трудовых ресурсов (на это ори-

ентировались прежние программы по развитию дальневосточного региона страны, в том числе и в царский период), но и повышения уровня жизни уже сформированному населению. Это был революционный шаг по развитию региона!

Совет Министров Союза ССР постановил:

«1. Повысить с 1 сентября 1946 г. на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке заработную плату на 20%: рабочим и инженерно-техническим работникам предприятий угольной промышленности, занятым непосредственно на добыче угля и погрузо-разгрузочных работах; рабочим и инженерно-техническим работникам предприятий черной и цветной металлургии, занятым непосредственно на работе в горячих цехах, на горных предприятиях и по-грузо-разгрузочных работах; рабочим и инженерно-техническим работникам предприятий нефтяной промышленности, занятым непосредственно на добыче нефти и буровых работах; рабочим и инженерно-техническим работникам, занятым на добыче торфа, графита, слюды, асбеста и на производстве цемента, а также на добыче соли; рабочим и инженерно-техническим работникам химической промышленности, занятым непосредственно на работе во вредных и горячих цехах, в рудниках и погрузо-разгрузочных работах; рабочим и инженерно-техническим работникам строек Министерств: предприятий тяжелой индустрии, топливных, военных и военно-морских предприятий, черной металлургии, нефтяной промышленности восточных районов СССР, цветной металлургии и химической промышленности, занятым непосредственно на строительно-монтажных работах.

2. Установить, что указанное в п. 1 настоящего Постановления повышение заработной платы распространяется на 824000 рабочих и инженерно-технических работников, занятых на 727 предприятиях и стройках Урала, Сибири и Дальнего Востока, согласно списку, утвержденному Советом Министров СССР.

В связи с повышением заработной платы для указанных рабочих и инженерно-технических работников увеличить соответствующим министерствам годовой фонд заработной платы на 1 миллиард 400 миллионов рублей»[9].

В 1954 году после визита Н.С. Хрущева во Владивосток, когда руководитель страны увидел процветающий город с замечательными погодными условиям, дальневосточная надбавка была отменена, но через 4 года ее вернули [Филатов, 2009, 1].

Следующим этапом развития дальневосточных гарантий стало Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1032 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены»[10], которым было установлено:

«1. Утвердить размеры районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, согласно приложению.

2. Введение районных коэффициентов не образует новых тарифных ставок и должностных окладов. Районные коэффициенты применяются к заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок»[10].

Районные коэффициенты начислялись на заработок не свыше 300 рублей в месяц. Если заработок превышал эту сумму, то коэффициенты начислялись на его часть, составляющую только 300 рублей. Необходимо

отметить, что среднемесячная начисленная заработная плата работника по стране в 1967 году составляла - 102,5 рублей, максимальный доход получали работники образования, в среднем - 136,0 рублей [12]. Поэтому практически все население попадало под данную доплату.

В том же году был принят еще один документ - Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» [6], которое утвердило коэффициент для Хабаровского, Приморского краев и Амурской области равным 1,20.

Еще через 20 лет был принят следующий документ - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.04.1986, № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области» [11]. Были введены процентные надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в Южных районах Дальнего Востока, в следующем размере: 10 процентов по истечении 1 года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Молодежи (в возрасте до 30 лет), проживших в южных районах Дальнего Востока не менее 1 года и вступивших в трудовые отношения впервые, процентная надбавка к заработной плате устанавливалась в ускоренном порядке, а именно: по 10% за каждые полгода работы в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года № 458 «Об

упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах севера» [8].

Так как население на Дальнем Востоке весьма мобильное, то необходимо было определиться с подсчетом трудового стажа работников. Поэтому Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» [7] было зафиксировано, что трудовой стаж в указанных местностях, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, суммируется, независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.

Параллельно с развитием законодательства, регулирующего предоставления дальневосточных гарантий, принимались законодательные акты, регламентирующие доплаты работникам Крайнего Севера.

Первым послевоенным документом был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1945 года «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» [14], который восстановил с 1 августа 1945 г. для работников государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера, следующие из действовавших до войны льготы, в том числе, выплаты рабочим и служащим на Крайнем Севере по истечении 6 месяцев работы 10% надбавку к ставкам (окладам). При этом общий размер надбавок не должен был превышать 100% тарифной ставки (оклада).

Через пятнадцать лет новый указ отменил предыдущий. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» [16] в целях упорядочения льгот для лиц, работающих

в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и распространения этих льгот на всех рабочих и служащих указанных районов» постановлял выплачивать всем рабочим и служащим государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций надбавку к их месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах:

■ в Чукотском автономном округе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) - 10 процентов по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые следующие шесть месяцев работы;

■ в остальных районах Крайнего Севера -10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждый следующий год работы;

■ в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 процентов по истечении первых двух лет работы, с увеличением на 10 процентов за каждые следующие два года работы.

Указ Президиума верховного совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» [15] внес определенные изменения и постановил выплачивать всем рабочим и служащим государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций надбавку к их месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах:

а) в Чукотском автономном округе и Се-веро-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) - 10 процентов по истечении первых шести меся-

цев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы. Повысить максимальный размер надбавок в указанных районах и местностях до 100 процентов заработка или до 300 рублей в месяц;

б) в остальных районах Крайнего Севера -10 процентов по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки - 10 процентов за каждый последующий год работы;

в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год работы [15].

Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» [8] сделало более либеральным требование к стажу работников, предусмотрело возможность увеличения максимального размера надбавки, а также скорректировало определение надбавки для молодежи. Так для «молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972г. № 255, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы»[8].

Современные условия предоставления

Дальневосточных гарантий

В настоящее время советское законодательство по предоставлению Дальневосточных гарантий, в части не противоречащей

современному законодательству, действуют до сих пор. При этом основным документом, регламентирующим предоставление Дальневосточных гарантий, является Трудовой Кодекс Российской Федерации, принятый в 2001 году. Глава 50 полностью посвящена гарантиям, предоставляемым жителям Северных территорий страны. Она определяет районный коэффициент, процентные надбавки к заработной плате, дополнительный выходной день, сокращенную неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, гарантии медицинского обслуживания, компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсацию расходов, связанных с переездом [13].

В настоящее время районный коэффициент применяется к следующим выплатам:

■ заработной плате с момента вступления лица в должность;

■ совокупности доплат к заработной плате, в том числе сумм, положенных за непрерывную работу (так называемую, выслугу лет);

■ надбавкам, установленным действующими положениями о тарифных ставках (разрядах), равно как и за учёные степени, высокое мастерство и классность профессии;

■ компенсациям, призванным возместить работнику вредные и опасные трудовые условия (в данную категорию прибавляются и ночные условия);

■ годовому вознаграждению, выплачиваемому по результатам работы («тринадцатая зарплата»);

■ выплатам за сезонный труд, а также временные трудовые отношения;

■ выплатам по временной нетрудоспособности («больничным листам»);

■ выплатам лицам, работающим по совместительству, на неполную ставку;

■ минимальному размеру оплаты труда.

Районный коэффициент не применяется

при расчёте:

■ отпускных;

■ вознаграждений и материальной помо-

щи, если они носят характер разовой премии и не предусмотрены условиями соглашения (то есть выдаются по воле работодателя);

■ северных надбавок.

Действие районного коэффициента распространяется на пенсии и пособия только в момент, когда лицо проживает в данном районе. При смене места жительства на более благоприятное, надбавка будет снижена (или вовсе отменена).

Северная надбавка в полном объеме будет начисляться, если сотрудник в возрасте до 30 лет поступил на предприятие после 1 января 2005 года, но только при условии, что до этого он прожил в районе Крайнего Севера не ме-

нее 5 лет (срок считается до 31 декабря 2004 года). Если человек прожил в районе Крайнего Севера менее 5 лет, но более 1 года, то увеличение северной надбавки производится в ускоренном режиме: Для районов Крайнего Севера, после первых 6 мес работы устанавливается 20% надбавки. Далее повышается на 20% каждые пол года, до достижения 60%. Далее увеличивается на 20% за каждый год стажа, но не более установленной нормы. Для местностей, приравненных к Крайнему Северу - 10% каждые полгода.

Размер северных доплат в каждом субъекте Дальневосточного федерального округа имеет разное значение (таблица 1).

Таблица 1

Величина северных надбавок и районных коэффициентов

Регион Интервал величины северной надбавки, процент Интервал величины районного коэффициента, процент

Амурская область 30-50 1,3

Еврейская автономная область 30 1,2

Камчатская область 80-100 1,6-2

Магаданская область 80-100 1,7

Приморский край 30-50 1,2-1,4

Республика Саха /(Якутия) 80-100 1,4-2

Сахалинская область 50-100 1,4-2

Хабаровский край 30-80 1,2-1,6

Чукотский автономный округ 100 2

Источник: составлена автором

Перестройка и формирование рыночной экономики с развитием различных форм собственности сделали необходимым закрепления данных гарантий не только за государственными предприятиями и организациями. В настоящее время районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, являются компенсационными выплатами за работу в местностях с особыми климатическими условиями, поэтому они выплачиваются по месту фактической работы в размере, не менее чем предусмотренном действующим законодательством, т.е. районный коэффи-

циент в размере не менее 20% независимо от стажа работы, процентная надбавка к заработной плате не менее 30%, в зависимости от стажа работы в Южных районах Дальнего Востока, независимо от формы собственности работодателя.

Дальневосточные гарантии в современных условиях - благо или бремя?

Механизм стимулирования привлечения трудовых ресурсов на Дальний Восток в период административно-командной системы с централизованным планированием и распре-

делением средств давал желаемые результаты, так как дальневосточники получали реально больше дохода, чем в других регионах. Централизованное установление цен перераспределяло высокую стоимость труда на товары, созданные в других регионах, тем самым не снижая конкурентоспособность дальневосточных товаров и повышая их доступность для местных жителей, высокая цена труда не провоцировала убытки у региональных предприятий, а также не нивелировалась высокими ценами на товары и услуги.

Перенос опыта дальневосточных гарантий на современную экономику только в части обязательного установления надбавки к заработной плате теперь уже не за счет государства, а из финансовых ресурсов частных региональных предприятий, приводит к негативным проявлениям в экономике.

Выполняя требования государства по начислению дальневосточной надбавки и коэффициента, работодатель вынужден увеличи-

вать фонд оплаты труда примерно на 50 % (30 - дальневосточная надбавка и 20 % - районный коэффициент)[5]. Аналогично с северными гарантиями, которые более значительные, и могут увеличивать фонд оплаты труда в два и более раз. Следовательно, частные организации выполняют гарантии государства за свой счет, а точнее за счет потребителей, в основном дальневосточников, которые вынуждены покупать дорогую продукцию. При этом с данных доплат, которые разрабатывались и принимались как стимулирующий элемент для лиц, проживающих и размещающих свой бизнес на Дальнем Востоке, берутся налоги: 13 % подоходный налог с физических лиц и примерно 30 % - социальные платежи. Величина последних включается в себестоимость продукции, повышая ее стоимость.

Используя данные официальной статистики, можно сделать приблизительный расчет нагрузки на бизнес от применения Северных надбавок (таблица 2 и таблица 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных

к ним местностям, рублей (без субъектов малого предпринимательства)

Регион Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Республика Саха (Якутия) 4644 13902 25118 28252 30548 36389 43082 50308 55128

Камчатский край 4796 16540 28428 33472 38272 42484 47727 53687 58129

Приморский край 8031 13848 14848 16790 18901 21971 24772 27083

Хабаровский край 3331 11633 19165 20874 23176 26330 31100 35241 39297

Амурская область 3474 12685 25460 27969 31418 34951 38181 41890 46105

Магаданская область 4349 15280 30163 34161 38237 44413 52725 61092 65983

Сахалинская область 3918 16313 32911 36682 40128 43520 50570 55754 62377

Чукотский авт. округ 5836 23298 39820 43464 48116 54350 61912 69901 77874

Источник: Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера

и приравненных к ним местностей в 2000-2014 годах http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_22/Main.htm

Таблица 3

Среднесписочная численность работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, тыс. человек (без субъектов малого предпринимательства)

Регион Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Республика Саха (Якутия) 350,5 335,9 322,4 312,5 297,8 298,3 299,0 294,7 291,9

Камчатский край 102,8 104,7 102,2 99,9 98,1 96,9 94,8 94,5

Приморский край 37,2 32,6 29,5 28,0 26,4 25,1 24,2 23,1 22,2

Хабаровский край 207,2 160,7 152,7 142,3 140,4 140,0 138,9 131,1

Амурская область 38,9 31,5 36,0 34,4 34,3 36,1 37,1 35,8 34,2

Магаданская область 63,5 60,9 57,8 57,0 56,1 55,7 55,4 56,9 56,6

Сахалинская область 152,2 152,2 154,9 147,1 145,1 144,2 142,7 141,9 142,4

Чукотский авт. округ 23,7 27,8 28,5 28,1 28,1 28,2 28,1 27,3 26,0

Источник: Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера

и приравненных к ним местностей в 2000-2014 годах http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_22/Main.htm

В расчет возьмем суммарную среднюю ве- среднемесячную нагрузку с северных доплат личину северной надбавки и районного коэф- на фонд оплаты труда предприятий за одного фициента для каждого субъекта и определим работника (таблица 4).

Таблица 4

Среднемесячная нагрузка с северных доплат на фонд оплаты труда предприятий за одного работника, рублей

Регион Средняя доплата, процент к заработной плате Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Республика Саха (Якутия) 160 1786 5347 9661 10866 11749 13996 16570 19349 21203

Камчатский край 170 1776 6126 10529 12397 14175 15735 17677 19884 21529

Приморский край 70 4724 8146 8734 9876 11118 12924 14572 15931 0

Хабаровский край 95 1708 5966 9828 10705 11885 13503 15949 18072 20152

Амурская область 70 2044 7462 14976 16452 18481 20559 22459 24641 27121

Магаданская область 160 1673 5877 11601 13139 14707 17082 20279 23497 25378

Сахалинская область 145 1599 6658 13433 14972 16379 17763 20641 22757 25460

Чукотский авт. округ 300 1459 5825 9955 10866 12029 13588 15478 17475 19469

Используя данные среднесписочной численности работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (таблица 3) и полученные результаты расчетов (таблица 4), рассчитаем среднемесячную нагрузку на бизнес с северных доплат на фонд оплаты труда предприятий за всех работников (таблица 5).

За 15 рассматриваемых лет фонд оплаты труда за счет предоставления Северных доплат был увеличен более чем на 94053 млн. рублей.

С данных доплат взимается подоходный налог и социальные платежи, которые формируют бюджет государства и внебюджетные фонды. Рассчитаем сумму поступлений в пользу государства от Северных гарантий, выплачиваемых работникам работодателем. Величину налога с доходов физических лиц возьмем равную 13 процентов, а сумма социальных платежей примерно будет равна 30

процентам, хотя ее величина на протяжении рассматриваемого периода изменялась. Результаты проведенных расчетов представлены в таблице.

Общий объем поступлений средств государству с налога на доходы физических лиц за счет использования Северных доплат за 15 лет составил более 12226 млн. рублей.

Общий объем поступлений средств в государство с единого социального налога (обязательных страховых платежей) за счет использования Северных доплат за 15 лет составил более 28216 млн. рублей.

Общее увеличение себестоимости продукции за счет применения Северных доплат (завышения фонда оплаты труда и отчисление единого социального налога (обязательных страховых платежей)) за рассматриваемый период составил более чем 122 млрд. рублей.

Таблица 5

Среднемесячная нагрузка на бизнес с северных доплат на фонд оплаты труда предприятий

за всех работников, млн. рублей

Регион Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Республика Саха (Якутия) 626 1796 3115 3396 3499 4175 4954 5702 6189

Камчатский край 183 641 1076 1238 1391 1525 1676 1879 0

Приморский край 176 266 258 277 294 324 353 368 0

Хабаровский край 354 959 1501 1523 1669 1890 2215 2369 0

Амурская область 79 235 539 566 634 742 833 882 928

Магаданская область 106 358 671 749 825 951 1123 1337 1436

Сахалинская область 243 1013 2081 2202 2377 2561 2945 3229 3626

Чукотский авт. округ 35 162 284 305 338 383 435 477 506

Итого по районам Крайнего Севера Дальневосточного Федерального округа 1802 5430 9523 10257 11025 12553 14535 16244 12685

Источник: составлено автором

Таблица 6

Динамика поступлений в государственную казну средств с Северных доплат в виде налога на доходы физических лиц

Регион Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Республика Саха (Якутия) 81 233 405 441 455 543 644 741 805

Камчатский край 24 83 140 161 181 198 218 244 0

Приморский край 23 35 33 36 38 42 46 48 0

Хабаровский край 46 125 195 198 217 246 288 308 0

Амурская область 10 31 70 74 82 96 108 115 121

Магаданская область 14 47 87 97 107 124 146 174 187

Сахалинская область 32 132 271 286 309 333 383 420 471

Чукотский авт. округ 4 21 37 40 44 50 57 62 66

Итого по районам Крайнего Севера Дальневосточного Федерального округа 234 706 1238 1333 1433 1632 1890 2112 1649

Источник: составлено автором

Таблица 8

Динамика поступлений в государственную казну средств от предоставления Северных доплат в виде единого социального налога (обязательных страховых платежей) и налога на доходы физических лиц

Регион Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Республика Саха (Якутия) 269 772 1339 1460 1505 1795 2130 2452 2661

Камчатский край 79 276 463 533 598 656 721 808 0

Приморский край 76 114 111 119 126 139 152 158 0

Хабаровский край 152 412 645 655 718 813 953 1019 0

Амурская область 34 101 232 243 273 319 358 379 399

Магаданская область 46 154 288 322 355 409 483 575 618

Сахалинская область 105 436 895 947 1022 1101 1267 1389 1559

Чукотский авт. округ 15 70 122 131 145 165 187 205 218

Итого по районам Крайнего Севера Дальневосточного Федерального округа 775 2335 4095 4410 4741 5398 6250 6985 5454

Источник: составлено автором УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ • №1, 2016 • 220 • 206-219 - 215

Таким образом, за пятнадцать рассматриваемых лет Северные районы Дальнего Востока принесли в доходы государства примерно 40443,03 млн. рублей.

Даже такой приблизительный расчет показал, что «компенсационные» и «стимулирующие» выплаты, гарантированные законодательно государством, приносят большую выгоду для самого государства, чем для работника. Заплатив налог с дохода, включающего данную гарантию, работник еще раз ее оплатит, покупая дальневосточную продукцию, которая содержит цену труда, с посчитанной гарантией и увеличенным на ее величину социальным налогом.

Способы совершенствования применения

Дальневосточных гарантий

Дальневосточные гарантии имеют достаточно положительную историю и высокую эффективность использования их в Советском Союзе. Дальний восток России привлек большое количество высококвалифицированных специалистов и рабочих, которые стремились сделать карьеру и повысить свой уровень жизни. Гарантии закрепляли население на территории, формировалось коренное население, поэтому в современных условиях депопуляции региона, особенно среди наиболее перспективного населения, и заинтересованности центральной части России сохранить данную часть государства в своих границах, необходимо разработать новый подход к применению дальневосточных гарантий.

Нами предлагаются пять вариантов нового применения дальневосточных надбавок. В предыдущих работах автора [Новикова, 2015, 2, С. 59-63], [Новикова, 2014, 3, С. 812-820], [Новикова, 2014, 4, С. 124-127] были построены и просчитаны эконометрические модели их использования.

Первый вариант предусматривает освобождение от налога на доходы физических лиц сумм, которые работодатели выплачивают работникам, выполняя требования государства. Так как они предоставляются им в виде

компенсационных сумм за проживание в сложных климатических условиях. В данном случае бюджет недополучит налоговые доходы. Если взять за основу данные российской статистики, то можно приблизительно рассчитать объем недополученных средств с одной стороны и снижение бремени с бизнеса и работников с другой. Отрицательным следствием в краткосрочном периоде на начальном этапе внедрения данного предложения станет недополучение бюджетом налоговых доходов. Однако в долгосрочном периоде эта ситуация изменится за счет роста производства и увеличения числа занятых, а, следовательно, валового регионального продукта. Работники будут заинтересованы в получении т.н. «чистой» заработной платы, т.е. той ее части которая не будет облагаться налогом. Также сократятся государственные расходы на предоставление помощи безработным, так как повышенный спрос домашних хозяйств будет стимулировать рост производства, а, следовательно, спрос на рабочую силу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй вариант предусматривает полное освобождение от налогообложения сумм дальневосточных гарантий. В этом случае государство недополучает 13 % налога на доходы физических лиц и 30 % социальных налогов.

Третий вариант предусматривает перенос финансирования государственных гарантий на расходы федерального бюджета. В данном случае государство не только недополучает налоговые доходы, но и несет существенные затраты.

Четвертый вариант предусматривает предоставление государственных гарантий за счет бюджета только для занятых в приоритетных отраслях, которые стратегически важны в силу социальной значимости, или они могут стать точками роста и создадут мультипликативный эффект для развития региона (области, края) в целом. К таким отраслям можно отнести (это прописано в соответствующих программах развития региона) энергетику, транспорт, промышленность. Также мы

отнесли к ним отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, культуру, без развития которых, невозможно решить проблему депопуляции населения в регионе. Отрасль сельского хозяйство обеспечивает продовольственную безопасность, поэтому тоже должна быть поддержана государством.

Пятый вариант направлен на предоставление государственных гарантий только фирмам, зарегистрированным как юридические лица конкретной дальневосточной области, например, Амурской области. Те компании, которые территориально располагаются в области, а зарегистрированы в других регионах, предоставляют гарантии своим работникам и платят с них налоги за свой счет. Это будет стимулировать регистрацию компаний по месту их расположения и соответственно не уводить налоги в другие территории. Работники также будут заинтересованы в трудоустройстве на региональных предприятиях. Фирмы с иностранным участием или зарубежные компании предоставляют гарантии за свой счет. При этом государство может предоставить им льготу по налогообложению данных сумм, если они работают в приоритетных отраслях.

По законодательству Российской Федерации дальневосточные гарантии предоставляются всем работающим в данной территории лицам, независимо от гражданства. Для поддержки российского работника государство могло бы брать на себя затраты по обеспечению гарантий и освобождению от налогов. Работодатель, нанимающий иностранную рабочую силу, вынужден будет нести соответствующие издержки самостоятельно.

30 марта 2015 года вступил в силу закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [17], предоставляющих льготный режим работы предприятиям. На протяжении 3 лет, до марта 2018 года закон разрешает создание таких территорий исключительно на Дальнем Востоке и в моногородах, затем - во всей стране. В рамках ТОР

предусмотрено освобождение работодателя от обязанности уплаты северной надбавки и районного коэффициента при соблюдении ряда условий:

■ они могут быть заменены выплатой денежной компенсации, что должно быть отражено коллективным договором, отраслевым соглашением;

■ размер компенсации и порядок начисления также определяет коллективный договор;

■ замена не возможна без добровольного письменного согласия сотрудника;

■ итоговое вознаграждение за труд должно превышать прожиточный минимум, установленный субъектом России.

Эти положения закона вводятся лишь в отношении индивидуальных предпринимателей, организаций частной формы собственности, и не распространяются на государственные учреждения, муниципальные организации.

Выводы

1. Использование Дальневосточных гарантий имеет давнюю историю. В период существования административно-командной экономики они приносили желаемый эффект по повышению привлекательности данного региона для проживания людей. Однако современные рыночные условия требуют пересмотра способов использования данных доплат с целью не только повышения привлекательности для работников, но и для того, чтобы они не ложилось тяжелым бременем на бизнес, что в свою очередь отрицательно сказывается на покупательной способности населения.

2. Нами предложены пять вариантов современного применения Дальневосточных гарантий. Важным условием их эффективной реализации является финансирование всех явных и неявных издержек из федерального бюджета, иначе смысл их теряется, так как бремя гарантий снова возвращается на дальневосточников. Внедрение данных вариантов предоставления Дальневосточных гарантий будет способствовать реальному содействию подъему экономи-

ки, решения проблем депопуляции и повышение уровня жизни в регионе.

3. Изменение использования Дальневосточных доплат законом № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

не будет способствовать решению сложившейся проблемы, а только переведет ее в другую плоскость. Бизнес не освободится от дополнительной финансовой нагрузки, а регион станет менее привлекателен для рабочей силы.

Список литературы

1. Два визита Н. С. Хрущева во Владивосток / Ю. Филатов // Утро России. - 2009. - 3 окт. http://smuc.ru/elib/ §08ШЬш8Ь0У.Мш1

2. Новикова И.В. Дальневосточные гарантии государства как инструмент развития территории// Вопросы предпринимательства и экономики, Вестник академии, - № 1. - 2015. - С. 59-63

3. Новикова И.В., Трюхан Т.А. Дальневосточные гарантии государства как источник роста валового регионального продукта // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. 2014.- №5.2 (53). - С. 812-820

4. Новикова И.В., Трюхан Т.А. Роль занятых в формировании валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2014. - № 3 (28). - С. 124-127

5. Письмо Министерства финансов РФ от 24.08.2007 № 03-04-06-02/160 «О налогообложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц доплат к заработной плате в виде районного коэффициента и дальневосточной надбавки».

6. Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения»

7. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»

8. Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»

Refereces

1. Dva vizita N. S. Khrushcheva vo Vladivostok [Two visits N. S. Khrushcheva of Vladivostok] / Yu. Filatov // Utro Rossii. - 2009. - 3 okt. http://smuc.ru/elib/gosti/ hrushov.html

2. Novikova I.V. Dalnevostochnye garantii gosudarstva, kak instrument razvitiya territorii [Far Eastern state guarantees as a tool of territory development]// Voprosy predprinimatelstva i ekonomiki, Vestnik akademii, - № 1. - 2015. - S. 59-63

3. Novikova I.V., Tryukhan T.A. Dalnevostochnye garantii gosudarstva kak istochnik rosta valovogo regionalnogo produkta [Far Eastern state guarantees as a source of growth of gross regional product] // V mire nauchnykh otkrytiy. Sotsialno-gumanitarnye nauki. 2014.- №5.2 (53). - S. 812-820

4. Novikova I.V., Tryukhan T.A. Rol zanyatykh v formirovanii valovogo regionalnogo produkta Dalnevostochnogo federalnogo okruga [The role of the employed in the formation of the gross regional product of the far Eastern Federal district] // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa.- 2014. - № 3 (28). - S. 124-127

5. Pismo Ministerstva finansov RF ot 24.08.2007 № 0304-06-02/160 «O nalogooblozhenii edinym sotsialnym nalogom i nalogom na dokhody fizicheskikh lits doplat k zarabotnoy plate v vide rayonnogo koeffitsienta i dalnevostochnoy nadbavki».

6. Postanovlenie Goskomtruda SSSR i VTsSPS ot 20 noyabrya 1967 g. № 512/P-28 «O razmerakh rayonnykh koeffitsientov k zarabotnoy plate rabochikh i sluzhashchikh predpriyatiy, organizatsiy i uchrezhdeniy, raspolozhennykh v rayonakh Dalnego Vostoka, Chitinskoy oblasti, Buryatskoy ASSR i Yevropeyskogo Severa, dlya kotorykh eti koeffitsienty v nastoyashchee vremya ne ustanovleny, i o poryadke ikh primeneniya»

7. Postanovlenie Soveta Ministrov Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 7 oktyabrya 1993 goda № 1012 «O poryadke ustanovleniya i ischisleniya trudovogo stazha dlya polucheniya protsentnoy nadbavki k zarabotnoy plate litsam, rabotayushchim v rayonakh

9. Постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1946 г. «О повышении заработной платы и строительстве жилищ для рабочих и инженерно-технических работников предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке».

10. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1032 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены»

11. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.04.1986, № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области»

12. Среднемесячная начисленная заработная плата работников по отраслям экономики Российской Федерации за 1940, 1945, 1950-2004гг. http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ

14. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1945 года «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера»

15. Указ Президиума Верховного совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»

16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»

17. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

18. Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2000-2014 годах http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_22/ Main.htm

Kraynego Severa, priravnennykh k nim mestnostyakh i v ostalnykh rayonakh Severa»

8. Postan ovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 22 oktyabrya 1990 g. № 458 «Ob uporyadochenii kompensatsiy grazhdanam, prozhivayushchim v rayonakh Severa»

9. Postanovleniem Soveta Ministrov SSSR ot 25 avgusta 1946 g. «O povyshenii zarabotnoy platy i stroitelstve zhilishch dlya rabochikh i inzhenerno-tekhnicheskikh rabotnikov predpriyatiy i stroek, raspolozhennykh na Urale, v Sibiri i na Dalnem Vostoke».

10. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 10 noyabrya 1967 g. № 1032 «O vvedenii rayonnykh koeffitsientov k zarabotnoy plate rabochikh i sluzhashchikh predpriyatiy, organizatsiy i uchrezhdeniy, raspolozhennykh v rayonakh Dalnego Vostoka, Chitinskoy oblasti, Buryatskoy ASSR i Yevropeyskogo Severa, dlya kotorykh eti koeffitsienty v nastoyashchee vremya ne ustanovleny»

11. Postanovlenie TsK KPSS, Sovmina SSSR, VTsSPS ot 09.04.1986, № 53 «O vvedenii nadbavok k zarabotnoy plate rabochikh i sluzhashchikh predpriyatiy, uchrezhdeniy i organizatsiy, raspolozhennykh v yuzhnykh rayonakh Dalnego Vostoka, Buryatskoy ASSR i Chitinskoy oblasti»

12. Srednemesyachnaya nachislennaya zarabotnaya plata rabotnikov po otraslyam ekonomiki Rossiyskoy Federatsii za 1940, 1945, 1950-2004gg. http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/wages/

13. Trudovoy kodeks rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001. № 197-FZ

14. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 1 avgusta 1945 goda «O lgotakh dlya lits, rabotayushchikh v rayonakh Kraynego Severa»

15. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo soveta SSSR ot 26 sentyabrya 1967 g. «O rasshirenii lgot dlya lits, rabotayushchikh v rayonakh Kraynego Severa i v mestnostyakh, priravnennykh k rayonam Kraynego Severa»

16. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 10 fevralya 1960 g. «Ob uporyadochenii lgot dlya lits, rabotayushchikh v rayonakh Kraynego Severa i v mestnostyakh, priravnennykh k rayonam Kraynego Severa»

17. Federalnyy zakon ot 29.12.2014 № 473-FZ «O territoriyakh operezhayushchego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii».

18. Ekonomicheskie i sotsialnye pokazateli rayonov Kraynego Severa i priravnennykh k nim mestnostey v 2000-2014 godakh http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_22/ Main.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.