Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА АВТОМОБИЛЬНУЮ ИНДУСТРИЮ В 2022 ГОДУ'

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА АВТОМОБИЛЬНУЮ ИНДУСТРИЮ В 2022 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ / АВТОМОБИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сторчак Денис Максимович

В 2022 году на автомобильном рынке в связи с политическими событиями происходят большие изменения. На данный момент остаются открытыми вопросы по доступности моделей, их количеству и стоимости. Неизвестно насколько вырастет дефицит автомобилей на фоне ухода с российского рынка производителей и снизится спрос на фоне роста цен. В статье будут рассмотрены возможные перспективы российского авторынка. На сегодняшний день участники последнего заняли выжидательную позицию. Посыпались все логистические цепочки, при этом ситуация куда менее прогнозируемая, чем в период пандемии. С высокой степенью вероятности можно предполагать, что поддержку данному сегменту окажут автомобили с пробегом. Однако ожидать какой-то стабилизации в данном секторе ранее, чем через полгода не стоит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА АВТОМОБИЛЬНУЮ ИНДУСТРИЮ В 2022 ГОДУ»

Экономика

УДК 38.012

DOI 10.21661/r-556278

Сторчак Д.М.

Научный руководитель: Макарова О.Ю.

Влияние политико-экономических факторов на автомобильную индустрию в 2022 году

Аннотация

В 2022 году на автомобильном рынке в связи с политическими событиями происходят большие изменения. На данный момент остаются открытыми вопросы по доступности моделей, их количеству и стоимости. Неизвестно насколько вырастет дефицит автомобилей на фоне ухода с российского рынка производителей и снизится спрос на фоне роста цен. В статье будут рассмотрены возможные перспективы российского авторынка. На сегодняшний день участники последнего заняли выжидательную позицию. Посыпались все логистические цепочки, при этом ситуация куда менее прогнозируемая, чем в период пандемии. С высокой степенью вероятности можно предполагать, что поддержку данному сегменту окажут автомобили с пробегом. Однако ожидать какой-то стабилизации в данном секторе ранее, чем через полгода не стоит.

I

Ключевые слова: санкции, автомобильный рынок, вторичный рынок автомобилей, автомобильное производство, российско-китайские отношения.

^ля анализа автомобильного рынка необходимо дать точное определение терминам, которые будут активно использоваться в м.

Автомобильный рынок - это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов с целью обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты. Товаром является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колес, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию.

Таким образом, товаром автомобильного рынка нельзя считать, например, мотоциклы, отдельные агрегаты автомобиля и запчасти.

Весной 2022 года из-за обострившегося конфликта России с Украиной зарубежные автопроизводители приостановили свое производство в России, а также поставки в страну необходимых комплектующих. Кроме того произошел стремительный обвал рубля, что повлекло резкое падение спроса на новые автомобили. Дальнейшие варианты развития автомобильного рынка России в данной ситуации предсказать сложно, но в этой статье мы попытаемся разобрать наиболее вероятные из них.

В начале 2022 года представители различных отраслей автоиндустрии давали противоречивые прогнозы. Основывались они на том, что спрос на новые легковые автомобили сохранялся на достаточно высоком уровне после серии локдаунов 2020-2021 года, а также на проблемах с логистикой и кризисе полупроводников, из-за которого останавливали сборочные конвейе-

ры по всему миру - General Motors, Stellantis, Toyota и другие концерны [1].

Несмотря на то, что 2021 год показал общий прирост объема продаж относительно 2020 года - 1 млн 666 тысяч против 1 млн 486 тысяч - и практически достиг уровня продаж 2019 года 1 млн 759 тысяч автомобилей [2] (см. рисунок 1). В 2022 году прогнозируется резкий спад объема продаж новых автомобилей в Российской Федерации в связи с политической обстановкой на мировой арене.

В первую очередь стоит отметить введенные против России санкции на ввоз полупроводников и других импортных компонентов для автомобилей. Во-вторых, падение стоимости рубля и рост курса валют, которые напрямую влияют на конечную стоимость продукта, так как значительная часть компонентов собирается за пределами РФ.

Первыми о приостановке сборки и продаж объявила шведская компания Volvo Cars [3]. В их обращении отмечается, что компания вынуждена пойти на этот шаг из-за потенциальный рисков, которые могут возникнуть при торговле со страной. В этот же день Audi, единственная компания из немецкой тройки, импортирующая готовые автомобили, объявила о приостановке отгрузок.

Вслед за ними поступили сообщения об остановке экспорта от General Motors, Harley-Davidson и Jaguar Land. Появились сообщения, что BMW (немецкий производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей и велосипедов) прекращает производство автомобилей бренда на мощностях «Автотора» в Калининграде и перестает поставлять автомобили на российский рынок.

28 февраля 2022 г. Южная Корея объявила о том, что поддерживает инициированные США санкции Интерактивная наука | 4 (69) • 2022 57

Экономика

Рис. 1. Динамика продаж автомобилей в России по годам

против России. В первую очередь это запрет на ввоз продукции стратегического назначения (включая полупроводники), в которых использовались технологии, разработанные в Америке. Однако, спустя пару дней, было объявлено, что автомобили и другая бытовая техника оказались вне этого списка. Но, тем не менее, работа на заводах Hyundai и Kia в Санкт-Петербурге была остановлена из-за логистических проблем.

2 марта 2022 г Ford объявил о приостановке деятельности из-за нехватки запчастей, а за ними последовали объявления от VAG группы и японский производителей Toyota, Honda и Suzuki.

Единственным из европейских концернов, кто не объявил о приостановке ведения бизнеса в России, является Renault. Но тем не менее, они были вынуждены остановить конвейер из-за нехватки компонентов, ввозимых из-за границы.

С отечественными автопроизводителями ситуация аналогичная. АВТОВАЗ вынужден остановить сборку автомобилей с 5 марта из-за нехватки блоков управления авто из Германии [4].

УАЗ претерпевает реорганизацию компании и находится в предбанкротном состоянии, несмотря на дотационную помощь государства и различные подряды на оснащение Росгвардии, полиции и других силовых структур [5].

Несмотря на общую негативную картину, стоит отметить, что китайские автопроизводители не стали останавливать сборочную линию. Во-первых, Китай -основной торговый партнер России, не участвует в санкционной программе против нее. Во-вторых, с ростом оборота юаней сразу после объявления о начале проведения специальной операции в Украине. Существует точка зрения, что с использованием юаня появится возможность восстановить внешнеэкономиче-

ские связи, так как эта валюта сейчас единственная из стабильных вне конкуренции.

Стоит отметить рост уровня торговых отношений между КНР и РФ. Накладывая на данные о рекордах прироста объема продаж китайских автопроизводителей в 2021 году, стоит предположить, что Haval (рост 125%), Geely (59%) и Chery, вместе с вспомогательным брендом Chery Exceed (224%), единственные находятся в «нейтральном» положении. Это связано с тем, что практически все мелкое и крупноузловое производство, а также сборочные линии находятся либо на территории России, либо в Китае.

Учитывая продолжающийся в мире кризис полупроводников, а также все политические события 2022 года, предполагается резкое падение общего объема продаж новых автомобилей, а также переориентирование на азиатские рынки. В первую очередь это связанно с тем, что в Азии лучше всего справляются с нехваткой микроэлектронных компонентов. Подтверждением может служить статистика, опубликованная в АЕБ за первые два месяца 2022 года. За этот период в России было реализовано 20 тысяч новых китайских автомобилей, что на 86% превышает показатели января-февраля предыдущего года.

Высока вероятность роста стоимости продукции АВТОВАЗа, так как большая часть электронных компонентов закупается в Европе. Кроме того, покупательная способность населения, имеющего доходы в национальной валюте, прямо пропорциональна курсу рубля, поэтому рост спроса на автомобили на вторичном рынке будет продолжаться. Как следствие, будет расти количество бизнесов оказывающих различные услуги по дооснащению автомобилей электроникой, косметикой и другими автоаксессуарами.

Литература

1. Chip Shortage Makes Big Dent in Automakers' U.S. Sales [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. nytimes.com/2021/10/01/business/auto-sales-gm-honda-toyota.html (дата обращения: 27.10.2021).

2. The Russia-Ukraine War: Latest News [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wsj.com/livecoverage/ russia-ukraine-latest-news-2022-02-28/card/L6Z6ZCZSg7yB2mq9Kl8 (дата обращения: 28.02.2022).

3. «АвтоВАЗ» останавливает сборку Lada в Тольятти с 5 марта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.vedomosti.ru/auto/articles/2022/03/02/911786-avtovaz-ostanavlivaet-sborku (дата обращения: 14.03.2022).

4. УАЗ закроют в 2022 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://novosti-online.info/4727-uaz-zakrojut.html#a2

5. Пресс-релизы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aebrus.ru/ru/media/press-releases/sales-of-cars-and-light-commercial-vehicles.php.

58 Интерактивная наука | 4 (69) • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.