Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АВТОКОНЦЕРН / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ САНКЦИИ / КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзаханов Р.Н., Журавлева К.В.

В данной статье рассмотрены перспективы развития Российской автотранспортной промышленности в условиях санкций, дана оценка существующего состояния автомобильного рынка, приведены основные показатели, характеризующие степень влияния межгосударственных санкций на развитие автомобильной промышленности, а также потенциально-возможные последствия санкционной политики для социальной и экономической сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирзаханов Р.Н., Журавлева К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ROAD TRANSPORT INDUSTRY IN THE FACE OF SANCTIONS

This article examines the prospects for the development of the Russian automotive industry under sanctions, assesses the current state of the automotive market, provides the main indicators characterizing the degree of influence of interstate sanctions on the development of the automotive industry, as well as the potential consequences of the sanctions policy for the social and economic spheres.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

УДК 338.47

Мирзаханов Р.Н.

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

(Россия, г. Москва)

Журавлева К.В.

Воронежский государственный технический университет

(Россия, г. Воронеж)

РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация: в данной статье рассмотрены перспективы развития Российской автотранспортной промышленности в условиях санкций, дана оценка существующего состояния автомобильного рынка, приведены основные показатели, характеризующие степень влияния межгосударственных санкций на развитие автомобильной промышленности, а также потенциально-возможные последствия санкционной политики для социальной и экономической сфер.

Ключевые слова: автотранспортная промышленность, автоконцерн, межгосударственные санкции, коммерческий транспорт, сельскохозяйственная техника, автомобильный рынок.

Развитие транспортной промышленности является одним из ключевых факторов развития страны. Производство автомобилей с каждым днём становится всё более востребованным. И, если власти крупных городов озадачены поиском путей снижения темпов автомобилизации населения и переходом к альтернативным способам передвижения, то для многих граждан личный транспорт является необходимостью.

Если рассматривать роль автотранспорта в структуре предпринимательства, то становится очевидным, что без наличия такового, многие компании не смогут существовать.

Функционирование частных и государственных компаний, задействованных в сферах производства, торговли, строительства, оказания услуг напрямую зависит от наличия транспорта и техники.

На Российском рынке автомобилей весной этого года произошли серьёзные изменения. Многие автопроизводители ввиду нестабильности валютного курса и экономических санкций были вынуждены прекратить поставки автотранспорта в Россию. В совокупности с ожиданиями негативных экономических явлений населением, это привело к беспрецедентному снижению продаж.

Так, количество проданных за апрель 2022 года легковых автомобилей снизилось более чем на 78% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года [5].

Результаты исследования портала «Автостат» демонстрируют снижение спроса на автомобили всех популярных в стране автопроизводителей, за исключением китайский «СИегуехееё» и японской «Ьиш» [5].

марка anpo/ib инварь-апрель

2022 2021 % 2022 2021 %

АВТОВАЗ (LADA) 8 508 37 931 78% 61 218 121 830 -50%

Юа 4 13 OA 19 101 -76% 38 262 70 725 -46%

Hyundai" 4 150 15 483 -7394 34 1/6 55 6U5 -39%

Renault" 2 231 13 957 -84% 24 623 44 321 -44%

(A3 ILCVJ 1 8У2 4 911 -61% 11 229 14 /84 -24%

УАЗ- 1 H70 V.F, -36% В 835 8 1В1 1R%

Skoda 1 104 10 365 -89% 13 185 33 167 -60%

Mitsubishi FIB/ 7 074 -58% В В14 7 70В В%

VW 825 9 449 -91% 13 208 31 426 58%

Havfil 812 3 П01 73% 9 125 9 559 -5%

Toyota" 786 8 514 -91% 17 711 31 765 44%

Ford (LCV) 781 1 607 -51% 4 423 4 995 -11%

Nk-;an 005 3 681 84% 11 750 17 408 33%

Chery 497 2 980 -83% 6 722 9 290 -28%

Mazda 488 2 494 -80% 5 882 10 546 -44%

Geely 433 1 811 -76% 5 976 5 301 13%

Cheryexeed 403 200 102% 2 715 720 277%

Changan 757 433 41% 1 534 1 576 -3%

Audi 248 1 729 -86% 2 605 5 841 -55%

PfHiQftOt* 1HS 843 78% 1 457 7 4В8 41%

Genesis 156 321 -51% 650 703 18%

Suzuki 143 893 85% 1 716 ? 89/ -58%

FAW 122 270 56% 615 802 -23%

OFM 110 0 - 382 0 -

Citroen 09 462 -79% 010 1 332 32%

Subaru 93 622 -85% 980 2 223 -56%

Isuzu" 89 67 33% 367 178 106%

Volvo 75 892 -92% 1 594 2 691 -41%

Intlnlti 62 228 -73% 651 746 -13%

1 exijR 67 ? 03 R -97% 1 /38 7 187 7В%

Jeep 58 175 -67% 377 535 -30%

Great Wall 55 0 - 18В 0

Poi sehe 50 729 -93% 1 185 2 359 50"/.

Opel 40 1R5 /В% 394 436 10%

Land Rovo» 40 803 -93% 1 020 2 211 54%

VW ILCVI 40 590 -93% 998 2116 -53%

Ufan 33 77 57% 41 300 86%

GAC 20 63 -68% 176 179 -2%

Mino 20 - 81 - -

Iveco" 20 59 -66% I07 171 -37%

Monda 18 102 -89% 286 491 -42%

Jaguar « 36 78% 103 122 16%

Flat" 4 123 -97% 102 398 -74%

Hrllilance 3 17 -82% 4 70 -94%

Рис. 1. Продажи новых легковых автомобилей в апреле 2021-2022 гг.

Отечественные автоконцерны не стали исключением. Изначально рассматривая дефицит импортных автомобилей как возможность укрепления позиций, они столкнулись с проблемой нехватки зап.частей для собственных автомобилей, что привело к закрытию нескольких автомобильных заводов. Так «АтоВаз» был вынужден приостановить производство самых востребованных на Российском рынке моделей Lada Vesta и Lada Granta из-за нехватки чипов, обеспечивающих функционирование систем безопасности. Однако, о полной остановке производства речи не идёт, в случае невозможности выпускать собственные чипы на заводах будут производиться автомобили без систем безопасности. Автоконцерн «Renault», который ранее являлся поставщиком 70% запчастей для отечественного автопрома, продал свою долю владения

«Автовазом» - 68% российским компаниям. Всё это привело к рекордному снижению продаж автомобилей «Lada» на 78% за апрель 2022 года [6].

Китайские автоконцерны, несмотря на имеющуюся возможность продавать свою продукцию на Российском рынке, вначале искусственно завысили цены на неё, тем самым дав возможность другим автосалонам распродать автомобили. В то время, как склады конкурентов пустели, китайские компании увеличивали запасы, а во второй половине апреля начали постепенно снижать цены и расширять ассортимент. Такая стратегия позволила свести к минимуму негативное влияние внешних факторов на объёмы продаж [1].

Цены на автомобили в стране выросли. Резкий рост цен начался ещё в 2020 году в связи с пандемией. Из-за ограничений были нарушены цепочки поставок, повысились цены на комплектующие, работники автоконцернов массово болели. Это привело к росту цен на 30-35% к концу 2020 года [4].

Санкции ещё сильнее усугубили ситуацию. Закрытие международных авиарейсов, повышение стоимости энергоносителей, дефицит запчастей, - эти факторы привели к повышению стоимости на новые автомобили более чем в полтора раза. Однако, к концу мая цены снизились на 11% относительно пика.

6000000 -

5000000

4000000

3000000

15.02 24.02 15.03 01.04 15.04 01.05 15.05 24.05

Рис. 2. Динамика цен на новые автомобили (февраль - май 2022 г.)

Стоимость автомобилей на вторичном рынке также существенно возросла. Импортные подержанные авто выросли в цене до 30%, и, по прогнозам специалистов, продолжат расти. Это привело к рекордному падению покупательского интереса [9].

ф Новые автомобили ^ Автомобили с пробегом

15.02 24.02 15.03 01.04 15.04 01.05 15.05 24.05

Рис. 3. Динамика просмотров объявлений о покупке б/у авто на портале Авито в феврале-мае 2022 г.

Если дефицит личных автомобилей не является критичным, то дефицит коммерческого транспорта может довольно сильно повлиять на все сферы жизнедеятельности.

Так, нехватка импортного транспорта может серьёзно сказаться на обеспечении инфраструктуры: большая часть автопарков компаний, занимающихся пассажироперевозками представлена именно импортным транспортом. На вооружении дорожных и коммунальных предприятий также присутствует огромное количество импортной техники.

Риски коммерческих предприятий тоже существенно выросли. Нефте- и газодобыча, строительство, перевозки, производственные предприятия зависят от наличия и состояния коммерческого транспорта напрямую.

Согласно данным портала «Автостат» крупнейшим поставщиком транспорта типа LCV в феврале этого года стала компания «Gaz» [7].

№ Марка Февраль 2022 Февраль 2021 Изм., % Доля 2022, % Доля 2021, % Изм. доли, п.п.

1 GAZ 4 452 3 414 30,4 45,2 38,4 6,8

2 FORO 1814 1006 80,3 18,4 н,з 7,1

3 LADA 1159 1446 -19,8 11,8 16,2 -4,4

4 УАЗ 957 1309 -26,9 9,7 14,7 -5,0

5 PEUGEOT 377 430 -12,3 3,8 4,8 -1,0

6 CITROEN 242 208 16,3 2,5 2,3 0,2

7 VOLKSWAGEN 242 384 -37,0 2,5 4,3 -1,8

8 MERCEDES-BENZ 130 264 -50,8 1,3 3,0 -1,7

9 OPEL 127 67 89,6 1,3 0,8 0,5

10 HYUNDAI 80 119 -32,8 0,8 1,3 -0,5

Прочие 275 254 8,3 2,8 2,9 -0,1

Итого 9 855 8 901 10,7 100,0 100,0

Рис. 4. Рейтинг продаж LCV в феврале 2021-2022 гг.

В феврале продажи компании выросли на 30%. Однако, с 25 мая в силу вступили санкции со стороны США, запрещающие проведение любых финансовых операций с компанией со стороны западных стран. При этом Европейские страны, фактически, также должны выполнять условия санкций, так как, в случае нарушения условий будут облагаться вторичными санкциями со стороны США. Сложившаяся ситуация негативно повлияет на развитие компании, так как автомобили «Gaz» комплектуются Европейскими двигателями, коробками передач и системами управления.

Компания «Ford», занимающая второе место в рейтинге по продажам LCV также остановила деятельность своих заводов на территории страны.

Верхнюю позицию рейтинга по продажам грузовиков занимает отечественный производитель «КАМАЗ».

№ Марка Февраль 2022 Февраль 2021 Изм., % Доля 2022, % Доля 2021, % Изм. доли, п.п.

1 KAMAZ 3 255 2 489 30,8 38,9 38,8 ОД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 VOLVO 729 349 108,9 8,7 5,4 3,3

3 GAZ 705 696 1,3 8,4 10,9 -2,5

4 URAL 606 378 60,3 7,2 5,9 1,3

5 MAZ 423 431 -1,9 5,1 6,7 -1,6

6 SCANIA 410 364 12,6 4,9 5,7 -0,8

7 MERCEDES-BENZ 345 226 52,7 4,1 3,5 0,6

8 SHACMAN (SHAANXI) 281 73 284,9 3,4 1Д 2,3

9 JAC 227 104 118,3 2,7 1,6 1Д

10 HOWO 225 71 216,9 2,7 1,1 1,6

Прочие 1165 1227 -5Д 13,9 19,1 -5,2

Итого 8 371 6 408 30,6 100,0 100,0

Рис. 5. Рейтинг продаж грузового транспорта в феврале 2021-2022гг.

В связи с санкциями компания лишилась возможности экспортировать продукцию на территорию ЕС, а также столкнулась с дефицитом комплектующих. Руководство рассматривает возможность замещения импортных зап.частей, однако, в условиях нехватки электронных компонентов на рынке, это может занять длительное время [3].

Автоконцерн «Volvo», находящийся на второй строчке в рейтинге, временно остановил поставки продукции в Россию.

По результатам исследования портала «Автостат» в апреле 2022 года продажи нового грузового транспорта снизились в среднем на 41% по сравнению с апрелем прошлого года: продажи отечественных производителей упали на 36%, а зарубежных на 48%. Однако, уход с Российского рынка Американских и Европейских поставщиков спровоцировал рост продаж Китайской спец.техники. Так, продажи китайской «Shaanxi» за апрель выросли на 514%, а «Howo» на 184% [8].

Сектор сельскохозяйственной промышленности тоже подвержен риску. По данным исследований, на конец 2021 года доля импортной сельскохозяйственной техники составляла 49% от общего количества. Вызванная санкциями нехватка иностранной техники спровоцировала наращивание собственного производства, однако, в ближайшее время, есть риск

столкнуться с нехваткой комплектующих. В случае возникновения такой проблемы многие отечественные производители будут вынуждены полностью остановить производства. Более того, как отмечает владелец компании «Агроуспех» Сергей Бровков, цены на комплектующие для техники и сроки поставки существенно выросли, ввиду чего в этом сезоне часть техники простаивает. Это, в свою очередь, приведёт к повышению стоимости некоторых продуктов питания [2].

Если крупнейшие иностранные автоконцерны в ближайшее время не возобновят поставки комплектующих и производство автотранспорта и техники в России, то ситуация будет ухудшаться: дефицит зап.частей спровоцирует повышенный спрос на них, что приведёт к росту криминализации в виде угонов и краж комплектующих, коммерческие предприятия понесут огромные убытки, связанные с простоем транспорта и техники ввиду невозможности их обслуживания, а государство не сможет обеспечить население необходимой инфраструктурой.

Несмотря на уход большинства автопроизводителей с рынка, страны востока продолжают поставлять свою продукцию на территорию России. Так, с уходом европейских производителей рынок стал заполняться китайскими легковыми и грузовыми автомобилями, коммерческой и сельскохозяйственной техникой.

Для азиатских производителей высвобождение Российского рынка, сыграло положительную роль, но, чтобы полностью удовлетворить спрос на Российском рынке, потребуется наращивание производства и выстраивание логистики, что может занять немало времени. Также немаловажным фактором может стать отсутствие конкуренции, что повлечёт за собой снижение качества и повышение стоимости продукции. Кроме того, следует учитывать, что крупнейшими торговыми партнёрами Китая являются США и ряд стран Европы, которые посредствам вторичных санкций могут повлиять на торговые отношения Китая с Россией.

Правительством разрабатываются меры противодействия санкциям, однако, на данный момент никаких мер по стимулированию развития транспортной промышленности озвучено не было. Предположительно, одним из мероприятий станет «параллельный импорт», позволяющий ввозить импортные автомобили и комплектующие в обход законодательства стран-производителей. Однако, оценить потенциальную эффективность такой стратегии сегодня не представляется возможным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Замысел Китайского автопрома. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2022/05/15/.html

Импорт на замену. [Электронный ресурс] URL: https: //clck.ru/p5oxy

КАМАЗ попал под санкции. [Электронный ресурс] URL:

https://kazanfirst.ru/articles/574065

Почему подорожали машины. [Электронный ресурс] URL: https: //clck.ru/p5kwn Продажи новых автомобилей в России в апреле 2022 года. [Электронный ресурс] URL: https://www.autostat.ru/analytics/51469/

Реалии автопрома-2022. [Электронный ресурс] URL:

https://fedpress.ru/article/3004846

Российский рынок новой коммерческой техники в феврале 2022 года. [Электронный ресурс] URL: https://www.autostat.ru/press-releases/50458/ Рынок новых грузовиков 2022. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/p5nv8 Что происходит с ценами и спросом на машины в России. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/p5n8B

Mirzakhanov R.N.

Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia)

Zhuravleva K.V.

Voronezh State Technical University (Voronezh, Russia)

DEVELOPMENT OF ROAD TRANSPORT INDUSTRY IN THE FACE OF SANCTIONS

Abstract: this article examines the prospects for the development of the Russian automotive industry under sanctions, assesses the current state of the automotive market, provides the main indicators characterizing the degree of influence of interstate sanctions on the development of the automotive industry, as well as the potential consequences of the sanctions policy for the social and economic spheres.

Keywords: motor transport industry, automobile concern, interstate sanctions, commercial transport, agricultural machinery, automobile market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.