Научная статья на тему 'Влияние политики импортозамещения на уровень промышленного производства в России: отраслевые особенности'

Влияние политики импортозамещения на уровень промышленного производства в России: отраслевые особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фёдорова Елена Анатольевна, Айрапетян Дария Денисовна, Мусиенко Светлана Олеговна, Афанасьев Дмитрий Олегович, Фёдоров Фёдор Юрьевич

В статье оценивается влияние политики импортозамещения на уровень промышленного производства в химической промышленности и в машиностроении. На основе сценарного прогнозирования предлагается программа развития импортозамещения в этих отраслях до 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фёдорова Елена Анатольевна, Айрапетян Дария Денисовна, Мусиенко Светлана Олеговна, Афанасьев Дмитрий Олегович, Фёдоров Фёдор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние политики импортозамещения на уровень промышленного производства в России: отраслевые особенности»

Е.А. Фёдорова, Д.Д. Айрапетян, С. О. Мусиенко, Д. О. Афанасьев, Ф.Ю. Фёдоров

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ: ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В статье оценивается влияние политики импортозамещения на уровень промышленного производства в химической промышленности и в машиностроении. На основе сценарного прогнозирования предлагается программа развития импортозамещения в этих отраслях до 2022 г.

Постановка гипотез исследования. Существуют следующие гипотезы последствий политики импортозамещения.

Гипотеза 1. Политика импортозамещения в краткосрочном периоде приводит к экономическому росту, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению собственного производства и объема инвестиций в основной капитал из-за отсутствия поступления новых технологий и снижения конкурентоспособности отечественных товаров.

Гипотеза о том, что импорт - один из каналов притока новых технологий неоднократно подтверждалась на примере различных стран - Индонезии, Африки, Индии и др. [1-3]. Политика импортозамещения стимулирует развитие экономики в краткосрочном периоде, при этом в долгосрочной перспективе выпуск и темпы роста экономики будут снижаться, так как импортозамещение лишает страну выгод от специализации и иностранного импорта. Согласно закону сравнительных преимуществ, страны выиграют от торговли. Кроме того, политика протекционизма приводит к динамической неэффективности: отечественные производители не имеют стимулов со стороны иностранных конкурентов, чтобы снизить издержки или улучшить продукцию. Импортозамещение может препятствовать экономическому росту за счет неправильного распределения ресурсов, а его влияние на обменный курс наносит ущерб экспорту.

Гипотеза 2. Поскольку отрасли имеют определенную специфику, политика импортозамещения по-разному отражается на разных отраслях отечественной экономики.

Гипотеза о том, что проводить оценку импортозамещения в среднем по экономике в целом нецелесообразно, появилась еще в 1979 г. Ее автор Patrick Guillaumont [4] отмечает, что сокращение импорта в среднем по стране может быть обусловлено причинами, не связанными с импортозамещением - например изменением структуры спроса. Поэтому для адекватной оценки импортозамещения следует проводить исследование каждой отрасли в отдельности. Так, отраслевая специфика импортозамещения в России рассматривалась В.К Фальцманом [5-6] в контексте необходимости структурных преобразований российской экономики и отказа от «сырьевой модели». Особое внимание уделяется анализу импортозамеще-ния в отрасли российского нефтегазового машиностроения [7] как обладающей значительным потенциалом и ресурсами для полной замены импортной продукции.

Выдвинутые гипотезы проверены нами применительно к двум отраслям экономики России, занимающим наибольший удельный вес в объеме российского импорта1: машины, оборудование и транспортные средства (45%); продукция химической промышленности, каучук (19%). Не случайно, большая часть программ

1 По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России за январь-июль 2016 г.

Минпромторга приходится именно на различные виды машиностроения и производства оборудования для разных отраслей экономики.

Официально курс на импортозамещение неоднократно декларируется с 2014 г. в выступлениях Президента РФ и высокопоставленных чиновников. Однако если изначально импортозамещение предполагалось распространить на экономическое развитие в целом, то с 2015 г. реализация данной задачи была конкретизирована в документах органов государственной власти на различных уровнях. Постановлением Правительства РФ №785 от 4 августа 2015 г. было принято решение создать Правительственную комиссию по импортозамещению [8], которая будет координировать действия органов государственной власти разного уровня, органов местного самоуправления и организаций, в целях реализации государственной политики снижения зависимости отраслей промышленности от импорта, а также оперативного решения вопросов своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности. Отметим, что еще до принятия курса на импортозамещение как одного из ключевых направлений

стратегии развития страны, существовавшие отраслевые стратегии развитии пре-

2

дусматривали замену импортных товаров на отечественные .

В начале 2015 г. Минэкономразвития России был определен перечень приоритетных отраслей для импортозамещения. Впоследствии в результате оценки и ранжирования более 4 тыс. проектов на основе перечня приоритетных и критических видов продукции в апреле 2015 г. Минпромторг утвердил ведомственными приказами отраслевые планы мероприятий по импортозамещению. При их составлении были аккумулированы предложения всех субъектов Федерации, институтов развития, Российской академии наук, министерств и российских компаний5. В качестве критерия эффективности импортозамещения в данных планах был принят показатель доли импорта в потреблении того или иного вида товаров или услуг. В документах содержатся целевые для 2020 г. значения доли импорта по конкретным товарам или технологиям в каждой отрасли. При этом механизмы реализации планов в документе отсутствуют. Также следует отметить, что, с одной стороны, попози-ционный перечень продукции, в потреблении которой необходимо снизить долю импорта, представляет более детальную информацию, что позволяет более эффективно выполнять и контролировать достижение плановых показателей. С другой -столь подробная разбивка затрудняет оценку импортозамещения по всей отрасли, поскольку разброс значений снижения доли импорта внутри одного приказа может варьироваться от 5 до 95% для разных товарных позиций. Это подчеркивает глубину проблемы импортозамещения в России, показывая насколько зависима по некоторым позициям отечественная экономика от импорта.

На основании информации данных планов были разработаны сценарии изменения объема импорта в выбранных отраслях. Поскольку гипотеза 1 предполагает различный результат импортозамещения в кратко- и долгосрочном периодах, были составлены два сценарных прогноза: краткосрочный - на год, т.е. по 2017 г.; и долгосрочный - на 5 лет, т.е. по 2022 г.

Сценарное прогнозирование предполагает рассмотрение нескольких вариантов (сценариев) изменения объема импорта в России (табл. 1-2).

2 Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года,

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2050 года, Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2050 года, Страте-

гия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и др.

5 http://minpromtorg.gov.rU/press-centre/news/#lminpromtorg_utverdil_plany_ро_}тро!1отте8ИИетуи_у_19_оЬ'а81уаИ_ promyshlennosti

Таблица 1

Сценарное прогнозирование изменения объема импорта отрасли машиностроения

Период Сценарий

базовый реалистичный оптимистичный пессимистичный

краткосрочный Рост объема импорта на 10% (соответствует существовавшей до 2014 г. тенденции изменения объема импорта) Объем импорта не изменится (соответствует среднему значению увеличения объема импорта в 2016 г.) Сокращение объема импорта на 10% (соответствует курсу на импор-тозамещение в приказах Минпромторга [9-10]) Рост объема импорта на 30% (соответствует возврату к объему импорта на уровне 2014 г, т.е. до внедрения политики импортозаме-щения)

долгосрочный Общий рост объема импорта за 5 лет на 56% 1-й год: объем импорта не изменится 2-й год: объем импорта сокращается на 20% 3-4 год: объем импорта сокращается на 10% 5-й год: объем импорта сокращается на 10% 1-й год: объем импорта сокращается на 10% 2-й год: объема импорта сокращается на 30% 3-4 год: объем импорта сокращается на 30% 5-й год: объем импорта сокращается до 0 1-й год: рост объема импорта на 30% 2-й год: рост объема импорта на 20% 3-4 год: рост объема импорта на 30% 5-й год: рост объема импорта на 40%

Таблица 2

Сценарное прогнозирование изменения объема импорта отрасли химической промышленности

Период Сценарий

базовый реалистичный оптимистичный пессимистичный

краткосрочный Рост объема импорта на 20% (соответствует существовавшей до 2014 г. тенденции роста объема импорта) Рост объема импорта на 10% (соответствует среднему значению увеличения объема импорта в 2016 г.) Объем импорта не изменится (соответствует общей тенденции изменения объема импорта за период 2014-2016 гг. по сравнению с периодом 20052014 гг.) Рост объема импорта на 40%. (соответствует возврату к объему импорта на уровне 2014 г., т.е. до введения политики импортозаме-щения)

долгосрочный Общий рост объема импорта за 5 лет на 110% 1-й год: рост объема импорта на 10% 2-й год: объем импорта не меняется 3-4 год: объем импорта сокращается на 10% 5-й год: объем импорта сокращается на 10% 1-й год: объем импорта не меняется 2-й год: объем импорта сокращается на 30% 3-4 год: объем импорта сокращается на 30% 5-й год: объем импорта сокращается до 0 1-й год: рост объема импорта на 40% 2-й год: рост объема импорта на 30% 3-4 год: рост объема импорта на 30% 5-й год: рост объема импорта на 40%

Краткосрочное прогнозирование осуществлялось в основном с учетом текущих тенденций изменения объема импорта в период 2005-2016 гг., а также с учетом реализации планов Минпромторга по импортозамещению.

Как отмечалось ранее, большая часть программ Минпромторга относится именно к отрасли машиностроения. Часть из них [11-13] содержит только начальные и конечные (плановые) показатели доли импорта по товарным группам, однако в некоторых программах [9] регламентировано поэтапное снижение доли импорта на протяжении 3-5 лет. Помимо этого, следует обратить внимание на то, что большое количество программ предполагают к 2020 г. полный отказ от импорта и сведение его доли в потреблении (следовательно, и самого объема импорта) к нулю. К таким отраслям относятся полностью транспортное машиностроение [14], преимущественно гражданское авиастроение [15] и автомобильная промышленность [16], частично радиоэлектронная промышленность [9], производство строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной

техники [17]. Таким образом, варианты долгосрочного прогнозирования были составлены на основе разностороннего анализа отраслевых программ по импортозамещению, утвержденных приказами Минпромторга.

Краткосрочное прогнозирование объема импорта для химической промышленности выполнено в основном с учетом существующих тенденций изменения объема импорта в период 2005-2016 гг. Основу сценариев для долгосрочного прогноза представляет План мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности РФ [18]. Отметим, что в отличие от отрасли машиностроения данная программа не предполагает полного отказа от импортной продукции. Однако сценарий, предусматривающий сокращение импорта до нуля, был также выбран для данной отрасли в качестве проверки гипотезы 1.

Методология исследования: байесовская векторная авторегрессия. На сегодняшний день модель векторной авторегрессии (VAR), предложенная Sims C. [19], наиболее широко используется для построения прогнозов макроэкономических показателей. Она применима в работах Funke [20], Arino и Franses [21], Cheong и Lee [22]. В российской практике ее используют при проведении анализа и составлении прогнозов Министерство финансов, Министерство экономического развития и Институт экономической политики им. Гайдара [23]. Спецификация модели для N эндогенных переменных и P лагов может быть записана следующим образом:

Y = с + ÍB?F>-Р(1)

p=

E(et) = 0 , E(e;в,) = I , (2)

где С - вектор из N констант; Yt - матрица эндогенных переменных размерностью T-N;

T - количество наблюдений^ - ошибка модели; I - ковариационная матрица модели.

Вместе с тем классические эконометрические методы оценки параметров VAR-модели (метод наименьших квадратов, метод максимального правдоподобия) в контексте макроэкономических исследований обладают рядом недостатков. Поэтому при оценке параметров регрессии (BVAR) нами применен подход, предложенный ранее в работах Doan и др. [24], Litterman [25]. Основная идея состоит в наложении ограничений на коэффициенты модели, исходя из априорного предположения об их нормальной природе распределения с нулевым математическим ожиданием и убывающим среднеквадратическим отклонением [26]. При этом апостериорное распределение определяется по формуле Байеса:

p(Bt Ц Yt) х p(Yt |B,I) • p(B, I), (3)

где p(B, Z) - априорное безусловное распределение параметров модели; p(YjB, Z) -функция правдоподобия, которая определяется имеющимися в распоряжении исследователя наблюдениями; p(B, Zl Yt) - апостериорное условное по данным распределения параметров модели, которое позволяет получить необходимые оценки.

Общераспро-страненным подходом для этого является сэмплирование Гиббса. Так как использование Байесовского подхода предполагает наложение ограничений на параметры модели, то это существенно снижает риск перепараметризации. В [27] показано на базе анализа 18-ти моделей, что BVAR обладает наивысшей точностью прогноза. BVAR активно используется в исследованиях Центрального Банка (ЦБ) [28].

Эмпирическая база исследования. Для построения прогнозов в модель были включены следующие показатели за период января 2005 - июля 2016 гг. помесячно в разбивке по отраслям экономики:

- объем импорта (источник: ФТС РФ http://www.customs.ru);

- ВВП в текущих ценах поквартально - квартальные данные ВВП были преобразованы в ежемесячные с помощью линейной интерполяции на внутренние точки (Росстат http://www.gks.ru);

- курс доллара - данные на начало периода (ЦБ РФ: http://www.cbr.ru);

- цена на нефть - среднее значение за каждый месяц (биржевая аналитика http://ru.investing.com/commodities/brent-oil-historical-data);

- объем инвестиций в основной капитал (Росстат);

- индекс производства по обрабатывающим производствам к 2002 г. (Росстат);

- объем экспорта в целом по экономике (Росстат).

Для всех показателей, которые потенциально могут характеризовать сезонные колебания, а именно - объем импорта, объем экспорта, ВВП и индекс производства - была выполнена сезонная корректировка. Для этого использовалась одна из наиболее современных методологий ХО-АЫМА-ББАТБ [29].

Результаты прогнозирования отражены на рис. 1.

Прогноз развития отрасли машиностроения. До III кв. 2021 г. объем инвестиций в основной капитал имеет общую тенденцию роста для всех рассматриваемых сценариев. При росте объема импорта (пессимистичный и базовый сценарии) объем инвестиций в основной капитал будет выше, чем при сокращении импорта (оптимистичный и реалистичный сценарии) относительно текущих показателей. Такую тенденцию можно объяснить большим количеством совместных предприятий и иностранных производств машин, транспорта и оборудования на территории России. Многие иностранные компании (см. Ж.-Л. Трюэль и Я.Н. Пащенко [30]) открывают производство в России взамен чистого импорта.

Инвестиции в основной капитал Индекс производства

Рис.1. Долгосрочный прогноз изменения инвестиций в основной капитал и индекса промышленного производства в зависимости от изменения импорта в отрасли машиностроения: -□- реалистичный; -А- пессимистичный; -♦- оптимистичный; —— базовый

Таким образом, инвестиции в основной капитал растут как при прямом импор-тозамещении, т. е. при сокращении объема импорта и развитии собственного производства, так и при формальном замещении импортных закупок производством на территории страны.

Важно обратить внимание на резкую смену к концу периода прогнозирования тенденций изменения объема инвестиций в основной капитал: при росте объема импорта инвестиции сокращаются, а при сокращении объема импорта инвестиции растут. Таким образом, гипотеза 1 подтверждается частично: в долгосрочном периоде импортозамещение ведет к сокращению инвестиций в основной капитал.

Относительно индекса производства следует отметить, что при сокращении объема импорта машин, транспорта и оборудования (оптимистичный и реалистичный сценарии) в краткосрочном периоде собственное производство будет расти, а то время как при увеличении (пессимистичный и базовый сценарии) - собственное производство резко сокращается в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде наблюдается общая стабилизация уровня производства при всех рассмотренных сценариях. Однако в последний год прогноза ситуация резко меняется, и дальнейший рост импорта приводит к резкому сокращению производства, а сведение импорта к нулю обеспечивает рост производства в отрасли. Таким образом, гипотеза 1 подтвердилась относительно положительного влияния импортозамещения на рост производства, но не подтвердилась в части неэффективности в долгосрочном периоде. Данный результат подтверждает результаты исследований ряда авторов, которые, опираясь на опыт Латинской Америки, пришли к выводу, что импортозамещение является необходимой мерой для развития собственного производства, инфраструктуры, повышения уровня жизни. В частности, такая позиция отражена в [2-3; 31-32].

Результаты прогнозов приведены на рис. 2.

Инвестиции в основной капитал Индекс производства

Рис.2. Долгосрочный прогноз изменения инвестиций в основной капитал и индекса промышленного производства в зависимости от изменения импорта в химической промышленности: -□- реалистичный; -А- пессимистичный; -♦- оптимистичный; —— базовый

Прогноз развития отрасли химического производства. В краткосрочном периоде (до 2017 г.) при увеличении объема импорта химической промышленности (пессимистичный сценарий) инвестиции в основной капитал будут максимальными из возможных вариантов, а уровень (индекс) промышленного производства минимальным.

Если же уровень импорта в отрасли не изменится (оптимистичный сценарий) или будет расти небольшими темпами (базовый и реалистичный сценарии), то объем инвестиций в основные средства будет меньше, а индекс производства выше. Таким образом, в краткосрочном периоде прогнозируется следующая тенденция импорта отрасли химиче-

ской продукции: чем выше объем импорта в отрасли, тем выше инвестиции в основной капитал и тем ниже объем отечественного производства.

Долгосрочный прогноз подтверждает гипотезу 1 о краткосрочном эффекте политики импортозамещения. После введения данной политики и ее успешной реализации индекс промышленного производства растет только в краткосрочном периоде, а затем начинает снижаться. При увеличении импорта в долгосрочном периоде данный показатель, напротив, увеличивается. Инвестиции в основной капитал растут лишь в краткосрочном периоде, далее происходит замедление и сокращение темпов роста и впоследствии инвестиции сокращаются, причем со временем сильнее при пессимистичном прогнозе (увеличении импорта). Таким образом, гипотеза 2 подтверждается, поскольку в разных отраслях экономики наблюдаются разные тенденции влияния объема импорта на уровень производства и инвестиций в основной капитал.

Практические выводы. На основе сценарного прогнозирования выявлено наличие зависимости эффективности импортозамещения от конкретной отрасли экономики, а также от периода реализации политики импортозамещения.

Учитывая выявленную зависимость от конкретной отрасли экономики, следует обратить внимание на вытекающие из данного вывода региональные различия в процессе реализации политики импортозамещения. Регионы России имеют свою отраслевую специфику, следовательно, политика импортозамещения должна реа-лизовываться и регламентироваться применительно не только к отраслям экономики, но и к регионам РФ. Большинство российских экономистов акцентирует внимание именно на отраслевом аспекте импортозамещения конкретного региона [33-35].

В результате прогнозирования индекса промышленного производства установлено, что по отрасли машиностроения и производства оборудования импортозаме-щение является эффективным как в кратко-, так и в долгосрочном периоде. Можно утверждать, что реализация разработанных Минпромторгом планов мероприятий по импортозамещению в данной отрасли будет способствовать росту отечественного производства. Таким образом, при планомерном сокращении импорта на 10% в 2017 г., далее на 30% в 2018-2020 гг. и полном сокращении в 2021 г., уровень производства до 2022 г. возрастет на 10%. Данная мера позволит обновить основные фонды и развить производство в соответствующих отраслях. При реализации данных мер потребуются инвестиции в основной капитал, которые необходимо увеличить с 1 175 млрд. руб. в сентябре 2016 г. до 1 264 млрд. руб. в декабре 2021 г. В случае неэффективной реализации политики импортозамещения и пессимистичном прогнозе изменения импорта (возврат к тенденции роста импорта до введения политики импортозамещения в 2013-2014 гг.) уровень производства сократится на 35%.

Таким образом, в качестве программы развития до 2022 г. предлагается дополнить планы Минпромторга перечнем машиностроительных отраслей, которым следует полностью отказаться от импортных товаров и комплектующих.

Противоположные результаты были получены при прогнозировании отрасли химической промышленности. В данном случае гипотеза 1 подтверждается, и при полном отказе от импорта в долгосрочном периоде собственное производство начинает сокращаться. Следовательно, желательна корректировка плана Минпром-торга по импортозамещению в данной отрасли в сторону меньшего сокращения импорта. Согласно разработанным прогнозам, сокращение импорта в 2017-2020 гг. на 30% и полный отказ от импортной продукции к 2022 г. приведут к снижению уровня производства на 10%. Наиболее благоприятен с точки зрения изменения объема производства реалистичный прогноз, который предусматривает: в 2017 г. рост импорта на 10%, в 2018 г. - сохранение объема импорта без изменения, в 2019-2020 - сокращение на 10%, в 2021 г. - сокращение еще на 10%. При данном

сценарии уровень производства сохранится на уровне 2016 г. и будет иметь наибольшее значение из всех рассматриваемых сценариев. Правомерен вывод о том, что для качественного роста производства химической продукции недостаточно одних мер по импортозамещению. Поскольку для данной отрасли характерно наличие сложных технологических цепочек, необходимы также меры по развитию транс-портно-логистической инфраструктуры, обновлению материально-технической базы на принципах эффективности, высокотехнологичности и экологичности.

Основной инструмент для реализации предложенной программы - государственная поддержка, причем в форме как государственных субсидий (путем доработки Постановления Правительства от 28 января 2016 г. № 41 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамеще-ния»), так и использования механизмов государственно-частного партнерства и инструментов налогового стимулирования.

Постановление Правительства от 28 января 2016 г. № 41 в части Приложения 2 «Целевые показатели эффективности реализации совместного проекта по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» необходимо дополнить целевыми показателями доли импортных закупок, для возможности сопоставления федеральных планов по импортозамещению с реализуемыми проектами.

Таблица 3

Результаты сценарного прогнозирования индекса производства на начало 2022 г.

Сценарий Машиностроение Химическая промышленность

Базовый 176 179

Реалистичный 186 185

Оптимистичный 192 178

Пессимистичный 164 184

Наибольший рост промышленного производства в отрасли машиностроения будет достигнут к 2022 г. при полном отказе от импорта (оптимистичный сценарий); в отрасли химической промышленности - при сокращении импорта на 73% от текущего уровня (реалистичный сценарий) (табл. 3).

Таким образом, эффективность политики импортозамещения в отраслях машиностроения и химической промышленности строго зависит от конкретной ситуации в отрасли, а также от региональных аспектов. Однако необходимо подчеркнуть, что импортозамещение не является самостоятельной мерой развития производства, оно лишь создает условия для роста отечественного производства, причем при поддержке государства в реализации дополнительных мер, в первую очередь таких, как обновление материально-технической базы, развитие транспортно-логистической инфраструктуры и пр.

Литература

1. Garrick Blalock and Francisco m. Veloso. Imports Productivity Growth, and Supply Chain Learning // World Development. Vol. 35. 2007. № 7. Pp. 1134-1151.

2. Jean-Claude Maswana. Assessing the Effects of Trade-Induced Technology Imitation on Economic Growth in Africa //Procedia Economics and Finance. 2015. № 30. Pp. 543-549.

3. Chandan Sharma and Ritesh Kumar Mishra. International Trade and Performance of Firms: Unraveling Export, Import and Productivity Puzzle // The Quarterly Review ofEconomics and Finance. 2015. № 57. Pp. 61- 74.

4. Patrick Guillaumont. More on Consistent Measures of Import Substitution // Oxford Economic Papers. New Series. Vol. 31. № 2 (Jul., 1979). Pp. 324-329.

5. Фальцман В.К. Импортозамещение в отраслях экономики России // Проблемы прогнозирования. 2015. № 5. С. 52-62.

6. Фальцман В.К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 22-32.

7. Дмитриевский А.Н., Комков Н.И., Кротова М.В., Романцов В. С. Стратегические альтернативы импортозамещения оборудования ТЭК для нефтегазового комплекса //Проблемы прогнозирования. 2016. № 1. С. 18-35.

8. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 785 (ред. от 25.08.2017) «О Правительственной комиссии по импортозамещению» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии по импортозамещению») // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.08.2015, «Собрание законодательства РФ», 10.08.2015, № 32, ст. 4773.

9. ПриказМинпромторга России от 31.03.2015 № 662 (ред. от 29.06.2016) «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации» // http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_662_ot_31_marta_2015_goda12

10. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 645 (ред. от 07.06.2016) «Обутверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации» // http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_645_ot_31_marta_2015_goda

11. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 645 (ред. от 07.06.2016) «Обутверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации» // http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_645_ot_31_marta_2015_goda

12. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 659 (ред. от 26.10.2015) «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отраслях сельскохозяйственного и лесного машиностроения Российской Федерации»//http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_659_ot_31_marta_2015_goda

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 649 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации» //http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_649_ot_31_marta_2015_goda

14. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 660 (ред. от 23.01.2017) «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли транспортного машиностроения Российской Федерации» // http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_660_ot_31_marta_2015_goda

15. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 663 (ред. от 09.08.2016) «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации» // http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_663_ot_31_marta_2015_goda

16. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 648 (ред. от 26.10.2015) «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в автомобильной промышленности Российской Федерации» // http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_648_ot_31_marta_2015_goda

17. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 658 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли производства строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники Российской Федерации» // http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_658_ot_31_marta_2015_goda

18. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 646 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации» // http://minpromtorg.gov.rU/docs/#lprikaz_646_ot_31_marta_2015_goda

19. Sims C. Macroeconomics and Reality //Econometrica. 1980. 48(1). С. 1-48.

20. FUnke. Assessing the Forecasting AccUracy of Monthly Vector AUtoregressive Models: The Case of Five OECD coUntries//International JoUrnal of Forecasting. 1990. 6(3). С. 363-378.

21. Arino, Franses. Forecasting the Level of Vector AUtoregressions of Log Transformed // International JoUrnal of Forecasting. 2000. 16. С. 111-116.

22. Cheong, Lee. Forecasting with a ParsimonioUs SUbset VAR Model //Economics Letters. 2014. 125 (2). С. 167-170.

23. Бутрин Д. Эмиссия печатных знаков. //Газета «Коммерсантъ» № 45 от 17.03.2015, с. 2.

24. Doan, Litterman, Sim. Forecasting and Conditional Projection Using Realistic Prior DistribUtions // NBER Working paper, 1984. 1202 с.

25. Litterman. 1986. Forecasting with Bayesian Vector AUtoregressions: Five Years of Experience // JoUrnal of BUsiness and Economic Statistics. 1986. 4. С. 25-38.

26. Погосян К. Альтернативные модели прогнозирования основных макроэкономических показателей в Армении //Квантиль. 2015. № 13. С. 25-39.

27. Clark and McCracken. 2006. Forecasting with Small Macroeconomic VARs in the Presence of Instabilities. Finance and Economic DiscUssion Series from Board of Governors of Federal Reserve System.

28. Дерюгина Е., Пономаренко А. Большая байесовская векторная авторегрессионная модель для российской экономики. Сер. докладов об экономических исследованиях. № 1. Март 2015.

29. U.S. CensUs BUreaU. 2006. X13-ARIMA-SEATS Reference ManUal Version 0.3. Statistical Research Division, Washington.

30. Трюэль Ж.-Л., Пащенко Я.Н. Рост регионов России: международное сотрудничество как способ ускорить импортозамещение // Известия Волгоградского государственного технического университета.

2015. № 9 (169). С. 9-13.

31. EdUardo Silva. The Import-SUbstitUtion Model: Chile in Comparative Perspective // Latin American Perspectives. Contested Transformation. May, 2007. Vol. 34. № 3. Pp. 67-90.

32. Гусев М.С. Импортозамещение как стратегия экономического развития // Проблемы прогнозирования.

2016. № 2. С. 30-43.

33. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. 2015. № 3. С. 160-172.

34. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 7. С. 1-7.

35. Суханова И. Ф., Лявина М.Ю. Импортозамещение как фактор роста региональной экономики //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2014. № 5. С. 26-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.