Научная статья на тему 'Государственное управление политикой импортозамещения на примере предприятий энергетического машиностроения'

Государственное управление политикой импортозамещения на примере предприятий энергетического машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / INDUSTRIAL POLICY / INVESTMENT POLICY / INNOVATIVE DEVELOPMENT AND POWER PLANT ENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппов С. В., Хохлов А. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой государственной политики в области импортозамещения на примере продукции энергетического машиностроения с учетом необходимости сохранения вектора инновационного развития. Выявлены текущие отраслевые проблемы, связанные с разомкнутостью цепочки инновационного развития, нехваткой инвестиций, квалифицированных кадров и несбалансированностью производственной программы. Систематизированы направления государственной политики в области импортозамещения, обусловившие преодоление выявленных негативных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article discusses issues related to the specifics of the state policy in the field of imort-substitution products of power engineering on the basis of innovative development. Identified current industry challenges associated with breaking the chain of innovation development, the lack of investment, skilled personnel and the imbalance in the production program. Systematic directions of state policy in the field of import substitution contributing to overcome the identified negative trends.

Текст научной работы на тему «Государственное управление политикой импортозамещения на примере предприятий энергетического машиностроения»

С. В. Филиппов, А. А. Хохлов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКОЙ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой государственной политики в области импортозамещения на примере продукции энергетического машиностроения с учетом необходимости сохранения вектора инновационного развития. Выявлены текущие отраслевые проблемы, связанные с разомкнутостью цепочки инновационного развития, нехваткой инвестиций, квалифицированных кадров и несбалансированностью производственной программы. Систематизированы направления государственной политики в области импортозамещения, обусловившие преодоление выявленных негативных тенденций.

Ключевые слова

Импортозамещение, промышленная политика, инвестиционная политика, инновационное развитие, энергетическое машиностроение.

S. V. Filippov, A. A. Khokhlov

STATE IMPORT-SUBSTITUTION POLICY'S FOR ENTERPRISES OF POWER ENGINEERING

Annotation

Article discusses issues related to the specifics of the state policy in the field of imort-substitution products of power engineering on the basis of innovative development. Identified current industry challenges associated with breaking the chain of innovation development, the lack of investment, skilled personnel and the imbalance in the production program. Systematic directions of state policy in the field of import substitution contributing to overcome the identified negative trends.

Keywords

Import substitution, industrial policy, investment policy, innovative development and power plant engineering.

Концепция импортозамещения в современных условиях, основанная на идеях глокализации, рассмотрена авторами в [1, 2] как идея межотраслевого перераспределения ресурсов, обеспечивающая экономический рост в промышленной сфере на основе технологических и инновационных входных изменений, как результат перелива капитала, зависит от стоимости реализации предпринимательской деятельности, которая может регулироваться государством посредством инструментов промышленной политики или крупных отраслевых программ. Так, в соответствии с Доктриной

энергетической безопасности России, одной из серьезнейших внутренних угроз признается недостаточная инновационная активность в отечественном энергетическом машиностроении. При этом энергетическое машиностроение создает активную часть основных производственных фондов, предназначенных для генерации тепловой или электрической энергии, тем самым оказывая значительное влияние на темп и направления научно-технического прогресса в различных отраслях промышленности, на энергоэффективность производства, производительность труда и другие важ-

ные показатели, определяющие эффективность развития экономики [3].

Инновационное развитие отечественных предприятий, включающее научные исследования, опытно-конструкторские работы, опытную и промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию произведенной продукции потребителям с возвратом средств в НИОКР, встречается довольно редко. Такое положение является следствием, с одной стороны, резкого снижения уровня взаимодействия предприятий теплоэнергетики, институтов-разработчиков и предприятий-производителей оборудования, вызванного серьезным сокращением поддержки государством развития отечественного энергомашиностроения, и, с другой стороны, отсутствием желания у предприятий теплоэнергетики финансировать НИОКР по созданию инновационных видов техники и оборудования за счет собственных ресурсов [4].

Низкий уровень инвестиций в НИОКР на создание высокоэффективного инновационного теплоэнергетического оборудования во многом объясняется длительными сроками и высокой стоимостью разработки таких технологий, для отдельных предприятий, даже весьма крупных, эта задача является непосильной. В отсутствие единого заказчика в лице РАО «ЕЭС России» разрозненные ОГК и ТГК не владеют достаточными ресурсами для координации и финансирования подобных проектов, а российские энергомашиностроительные предприятия обладают значительно меньшими политическими и финансовыми ресурсами, чем зарубежные транснациональные корпорации. В связи с этим необходимо участие государства в финансировании НИОКР в области энергомашиностроения.

Разомкнутость цепочки инноваци-онногоразвития отрасли включающей научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытную и промышленную эксплуатацию, серийное произ-

водство, реализацию на рынке и техническую поддержку эксплуатации продукции потребителями, является одной из острейших проблем энергетического машиностроения России. В результате не обеспечивается возврат необходимого объема полученных при реализации и технической поддержке эксплуатации средств, для финансового обеспечения предыдущих этапов развития. Одной из причин этого состояния является недостаточное взаимодействие предприятий энергетики и энергетического машиностроения в части установления целевых ориентиров по развитию отрасли, создания новых видов теплоэнергетического оборудования и его серийного выпуска, недостаточная степень государственной поддержки отрасли через софинансирование приоритетных проектов. Данная проблемная ситуация не может быть решена самостоятельно только лишь силами производителей теплоэнергетического оборудования. Для согласования работ по всем этапам технологического цикла необходимо целенаправленное осуществление государственной политики по развитию теплоэнергетического машиностроения в рамках приоритетных направлений, обозначенных в целевых программах развития отрасли. Инструментами реализации этой политики являются эффективное налоговое и таможенное администрирование, совершенствование механизма государственного субсидирования, стимулирование внедрения инновационных энергосберегающих технологий, расширенная поддержка экспорта российской продукции энергомашиностроения, опережающее развитие системы профессионального образования и технического регулирования [5]. Текущее состояние и перспективы развития рынка теплоэнергетического оборудования, обусловлено объемом установленной мощности, требуемой для обеспечения теплогенерации для текущего и перспективного развития отечественной экономики. На рисунке 1 представлен такой прогноз потребности в установленной мощности за период до 2030 г. [6].

400

350

1-

со 300

.д 1- 250

и

I 200

^

О 150

100

50

0

2010 2015 2020 2025 2030

♦ Потребность в установленной мощности в максимальном варианте И Потребность в установленной мощности в базовом вариантеварианте А Мощность действующих электростанций

Рисунок 1 — Потребность в установленной мощности экономики РФ

Необходимо введение новых дополнительных генерирующих мощностей, ведь объем установленной мощности не обеспечивающийся действующими электростанциями к 2030 г. при базовом варианте развития составит 173 ГВт, а при максимальном варианте достигнет 228.5 ГВт.

Проектирование и выпуск конкурентоспособных теплоэнергетических агрегатов требует разработку новых материалов, специальных покрытий, высокоэффективных прогрессивных систем охлаждения и многовариантных многомерных прочностных расчетов, а также других инновационных технических решений. Таким образом, увеличение производственных мощностей и рост объема выпуска создают дополнительную нагрузку на предприятия-смежники, осуществляющие поставки полуфабрикатов и комплектующих для энергомашиностроения. К сожалению, российские предприятия не всегда в состоянии обеспечить требуемое качество продукции в жестко определенные сроки и в необходимом объеме.

Существенным недостатком отечественной энергомашиностроительной продукции по сравнению с передовыми образцами зарубежной техники является то, что создаваемые ими генерирую-

щие мощности в большой степени являются нетиповыми. Это затрудняет осуществление серийного производства энергетического оборудования, не позволяет значительно сократить сроки создания и затраты на эксплуатацию. Российские энергомашиностроители располагают необходимым потенциалом для разработки и производства высокоэффективного теплоэнергетического оборудования для отечественного и зарубежного рынка. Для успешного решения этой важной задачи целесообразно сократить количество различных типов планируемых к производству энергоблоков. Типовые проекты позволяют значительно сократить сроки и затраты на изготовление энергетического оборудования благодаря организации его серийного производства [7].

Слишком высокое разнообразие теплоэнергетических установок неизбежно приводит к неоправданно высокому уровню затрат на различных этапах жизненного цикла энергоблока: проектирование, создание и эксплуатация [8]. Помимо этого разнообразие входит в прямое противоречие с Концепцией технической политики в электроэнергетике России на период до 2030 г., разработанной РАО «ЕЭС Рос-

сии» в сотрудничестве с РАН и профильными НИИ еще в 2008 г. [9].

Согласно Концепции технической политики признается целесообразным максимальная унификация, создаваемых энергоблоков, что позволит значительно сократить сроки их строительства, а, следовательно, серийность изготовления оборудования для таких энергоблоков. Применение типовых проектов позволит благодаря организации серийного производства значительно сократить время, необходимое для изготовления основного теплоэнергетического оборудования, и его себестоимость, что в масштабах энергосистемы страны позволит сэкономить значительные средства.

По нашему мнению, общей проблемой развития отечественной промышленности в условиях кризиса является рост технологической и научно-технической зависимости России от поставок импортных оборудования и технологий теплоэнергетического машиностроения, а, следовательно, понижение степени безопасности энергообеспечения страны [10].

Освоение российскими заводами энергомашиностроения производства оборудования малой, средней и большой мощности, переоснащение производства и развитие специализированных производственных мощностей обеспечат необходимые условия ввода современного высокоэкономичного оборудования, способствуя государственной политике по импортозамещению. Таким образом, может быть повышена не только надежность обеспечения потребностей промышленности и населения, но, что особенно важно, удастся понизить расход топлива, сократить затраты и сроки на периодические ремонты оборудования, уменьшить вредное воздействие на водный и воздушный бассейны. Для этого необходимо выделить приоритетные пути развития теплоэнергетического машиностроения для

среднесрочной и долгосрочной перспективы и пути их реализации. Это предполагает, в свою очередь, выработку согласованных действий различных уровней государственных органов власти и бизнеса по важнейшим направлениям развития теплоэнергетического машиностроения для среднесрочной и долгосрочной перспективы. Необходимо осуществить корректировку нормативно-правовой базы развития теплоэнергетического машиностроения.

Требуется обеспечить реализацию ряда мер, нацеленных на создание и внедрение на промышленных предприятиях новых образцов высокоунифици-рованного инновационного оборудования, которое благодаря своим техническим и эксплуатационным параметрам способно повысить конкурентоспособность предприятий на отечественном и мировом рынках.

Преодоление существующего технологического и технического отставания отечественного энергомашиностроения от ведущих мировых производителей возможно на базе широкого освоения инновационных разработок энергоэффективного оборудования и модернизации предприятий энергомашиностроения [11].

Серьезной задачей является создание и развитие техники и технологии для осуществления эффективных мероприятий по энергосбережению, снижению потерь тепла в тепловых сетях, развитие коммуникационной инфраструктуры энергомашиностроения, активное создание и внедрение отечественных инновационных систем диагностики и удаленного мониторинга технологического оборудования, широкое внедрение системы подготовки и повышения квалификации для кадров предприятий энергетического машиностроения.

Необходимым условием перехода экономики от преимущественно сырьевого экспорта к социально ориентированному инновационному типу устойчи-

вого развития является модернизация энергетического сектора страны, отвечающего, с одной стороны, потребностям растущей экономики в энергетических ресурсах, а с другой, внешнеэкономическим интересам России, вносящего необходимый вклад в социально ориентированное устойчивое развитие экономики страны и ее регионов [12, 13].

Для решения вопросов повышения унификации, типизации, блочности, комплексности поставляемого оборудования необходимо обеспечить сотрудничество и кооперацию энергетических, машиностроительных, инжиниринговых, а также научных организаций. Системное решение организационно-технических и финансовых задач по реализации инвестиционных программ для ключевых направлений развития энергомашиностроения предполагается

Как показало исследование, в последнее время в экономике наблюдается тенденция реализации организационных и технических мер, связанных с экономией топлива, энергии и реализацией целенаправленной энергосберегающей политики, реализация политики государства в области энергетики осуществляется в три этапа (рис. 2).

осуществлять на базе нескольких крупных консорциумов предприятий-разработчиков, изготовителей, заказчиков продукции энергетического машиностроения и сторонних инвесторов.

Утвержденной Правительством РФ Генсхема предусматривает обширный перечень количества необходимых паровых теплофикационных турбин по блокам мощностью более 100 МВт, для базового варианта развития (рис. 3).

Рисунок 2 — Этапы реализации государственной энергетической политики

Количество, ед.

Рисунок 3 — Количество турбин, необходимых до 2020 г. для блоков мощностью более 100 МВт

Участие государства в финансировании НИОКР в сфере энергетического оборудования осуществляется в рамках осуществления целевых федеральных программ. Объемы действующего финансирования комплекса мероприятий федеральной целевой программы

«Национальная технологическая база», осуществляющейся в рамках подпрограммы «Развитие силовой электротехники и энергетического машиностроения на 2012-2016 гг.» по направлению газовой теплоэнергетики представлены на рисунке 4.

£ 500 х

| 400 300 200 100 0

2012

2013

2014

2015

2016

НИОКР ■ Капвложения ■ Прочие нужды

Рисунок 4 — Объем финансирования газовой теплоэнергетики 2012-2016 гг.

Финансирование НИОКР планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, а капитальные вложения и расходы на прочие нужды — за счет внебюджетных источников. Про-

20000

18000

16000

14000

>5

е л 12000

>5

> о. 10000

I л 8000

1

6000

4000

2000

0

Рисунок 5

Таким образом, учитывая проблемы развития предприятий энергетического машиностроения, заключающиеся в низком техническом уровне и высокой доле износа основных фондов, разо-мкнутости цепочки инновационного развития, недостатке инвестиций в НИОКР, нехватке квалифицированных кадров, несбалансированности производственных программ, отраслевая локализация ресурсов при поддержке государства может создать необходимые условия для снижения предпринимательских издержек и, как следствие, получения импульса экономического роста в сфере энергетического машиностроения. При этом, как мы считаем, в программах по развитию отечественного энергомашиностроения проблема рациональности и сбалансированности выпуска продукции с целью замещения импорта в рамках парадигмы устойчивого развития должна стать первостепенной. Значительный резерв повышения устойчивости развития промышленных предприятий заключает-

гнозные объемы финансирования на реализацию Стратегии развития энергетического машиностроения на период до 2030 г. представлены на рисунке 5.

ся в гармонизации ассортимента выпускаемой продукции, повышении унификации, типизации, произведенного оборудования.

Библиографический список

1. Тяглов, С. Г., Кузьминов, А. Н.

Самоорганизационная модель управления импортозамещением в регионе // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2016. — № 1 (85). — С. 122-129.

2. Хохлов, А. А., Кузьминов, А. Н. Повышение капиталоемкости производства, импортозамещение и экономический рост// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2016. — № 1 (189). — С. 79-84.

3. Бушуев, В. В., Воропай, Н. И., Сендеров, С. М., Саенко, В. В. О Доктрине энергетической безопасности России [Электронный ресурс] // Экономика региона. — 2012. — № 2. — Режим

♦ НИОКР Я Тех. перевооружение

— Объемы финансовых затрат на реализацию стратегии развития энергетического машиностроения

доступа : http://cyberieшnka.m/artide/n/o-doktrine-energeticheskoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 12.09.2016).

4. Филиппов, С. В., Кузьми-нов, А. Н. Направления совершенствования управления в системе производства энергетического машиностроения // Экономические проблемы России и региона : уч. зап. — Ростов н/Д, 2013. — Вып. 18. — С 104-110.

5. Тяглов, С. Г., Кузьминов, А. Н., Широков, И. О., Хазуев, А. И. Методология стимулирования межотраслевого перелива капитала как основа промышленной и налоговой политики государства в условиях кризиса // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2016. — № 2 (54). — С. 138-150.

6. Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 гг. и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс] : [утв. Приказом Минпромторга России № 206 от 22.02.2011] // Консультант Плюс. — Режим доступа : http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_145846.

7. Филиппов, С. В. Управление процессами рационального проектирования, производства и использования оборудования сезонной эксплуатации // Научная мысль Кавказа. — 2008. — № 2 (04). — С. 89-92.

8. Джуха, В. М., Кузьминов, А. Н., Филиппов, С. В. Инструменты обеспечения технико-экономической устойчивости производственных систем // Вестник Донского государственного технического университета. — 2012. — Т. 12. — № 1-2 (62). — С. 173-181.

9. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : [утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1715-р от 13.11.2009]. — Режим доступа : http://minenergo.gov.ru/node/1026.

10. Грабчик, Е. П., Медведева, Е. А., Голованов, К. П. Импортозамеще-ние — драйвер или вынужденная мера //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Энергетическая политика. — 2016. — Вып. 3. — С. 74-85.

11. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] : [утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р.]. — Режим доступа : http://docs.cntd.ru/ document/499091759.

12. Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности российской Федерации [Электронный ресурс] : [Приказ Минпромторга России № 653 от 31.03.2015]. — Режим доступа : http:// www.stavminprom.ru/docs/otraslevye-plany-po-importozameshcheniyu-razrabotannye-ministerstvom-promyshlennosti-i-torgovli-ross.

13. Тяглов, С. Г., Боев, В. Ю., Панченко, А. С. Стратегические направления и инструменты реализации модернизационной политики производственной сферы в системе устойчивого развития региона». — Ростов н/Д : изд-во РГЭУ (РИНХ), 2013.

14. Romer, P. Endogenous Technological Change // Journal of Political Economy. — 1990. — № 98. — Р. 71-102.

15. Zagler, M. Economic Growth, Structural Change, and Search Unemployment // Journal of Economics. — 1998. — № 96. — Р. 63-78.

Bibliographic list

1. Tyaglov, S. G., Kuzminov, A. N.

Self-organizing model of the management of import substitution in region // Bulletin of Russian Economic University named by G. V. Plekhanov. — 2016. — № 1 (85). — P.122-129.

2. Khokhlov, A. A., Kuzminov, A. N. Increasing capital intensity of production, import substitution and economic growth //

News of higher educational institutions. North Caucasus region. Series: Social Sciences. — 2016. — № 1 (189). — P. 79-84

3. Bushuev, V. V., Voropai, N. I., Senderov, S. M., Saenko, V. V. Doctrine, energy security of Russia [Electronic resource] // Economy of region. — 2012. — № 2. — Mode of access : http://cyber leninka.ru/article/n/o-doktrine-energetiches koy-bezopasnosti-rossii (date of access: 12.09.2016).

4. Filippov, S. V., Kuzminov, A. N. Directions of perfection of control the system of production of power engineering // Economic problems of Russia and region. — Rostov-on-Don, 2013. — Iss. 18. — P. 104-110.

5. Tyaglov, S. G., Kuzminov, A. N., Shirokov, I. O., Hashev, A. I. Methodology of stimulating inter-sectoral flow of capital as basis of industrial and tax policy in conditions of crisis // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2016. — № 2 (54). — P. 138-150.

6. Strategy of development of power engineering of Russian Federation for 2010-2020 and on prospect till 2030 [Electronic resource] : [app. by Order of Min-promtorg of Russia № 206 from 22.02.2011 // Consultant Plus. — Mode of access : http://www.consultant.EN/document/ cons_doc_LAW_145846.

7. Filippov S. V. Process management effective design, production and use of equipment seasonal operation // Scientific thought of Caucasus. — 2008. — № 2 (04). — P. 89-92.

8. Dzhucha, V. M., Kuz'minov, A. N., Filippov S. V. Tools to ensure techno-economic sustainability production systems // Vestnik of Don State Technical

University. — 2012. — № 1-2 (62). — Vol. 12. — P. 173-181.

9. Energy strategy of Russia for the period till 2030 : [Order of Government of Russian Federation № 1715-p from 13.11.2009. — Mode of access : http://min energo.gov.ru/node/1026.

10. Grabczak E. P., Medvedeva E. A., Golovanov, K. P. import Substitution — the driver or a necessary measure// Energy policy. Issue 3. M. 2016 — 74-85

11. State program of Russian Federation «Energy saving and energy efficiency for the period till 2020» [Electronic resource] : [app. by Decree of Government of Russian Federation № 2446-R from 27.12.2010]. — Mode of access : http://docs.cntd.ru/document/499091759.

12. On approval of action plan on import substitution in power engineering industry, cable and elektrotehnical industry in Russian Federation [Electronic resource] : [Order of Minpromtorg of Russia № 653 from 31.03.2015]. — Mode of access : http://www.stavminprom.ru/docs/otraslevy e-plany-po-importozameshcheniyu-razrabotannye-ministerstvom-promyshlennosti-i-torgovli-ross.

13. Tyaglov, S. G., Boev, V. Yu., Panchenko, A. S. Strategic directions and instruments of realization of modernization policy of production sector in sustainable development of region. — Rostov-on-Don : Publishing house of Rostov state economic University (RINH), 2013.

14. Romer, P. Endogenous Technological Change // Journal of Political Economy. — 1990. — № 98. — P. 71-102.

15. Zagler, M. Economic Growth, Structural Change, and Search Unemployment // Journal of Economics. — 1998. — № 96. — P. 63-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.