ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
пз ш
о <
ф
о m
о ш сп о
о о ш
LL
о
_J
<
СП
www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2017.8.1.104-116
АДАПТАЦИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ЦЕЛЯМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
КУЗЬМИНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ,
доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: mr.azs@mail.ru
ТЯГЛОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики региона, отраслей и предприятий,
РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, e-mail: tyaglov-sg@rambler.ru
о В статье рассматривается проблема реализации политики импортозамещения в условиях ^ существующих программ развития отдельных отраслей на примере энергетического ^ машиностроения. Существует объективное противоречие в целях программ, которое оо отражается в процессе их согласования и заключается в стабилизации, с одной стороны, и в о инновационном развитии - с другой. Кроме того, анализ реализации энергомашиностроения щ Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года выявил значительные „ недостатки и недоработки, которые усиливают негативные тенденции указанного | сопряжения. Классификация проблем и целеполагания позволила выбрать наиболее о существенные концептуальные направления, методологически основанные на идеях о самоорганизации и сбалансированности, которые могут получить инструментарное обеспечение благодаря адаптации программ развития энергомашиностроения в системе европейской модели Промышленность 4.0. В качестве основополагающей позиции рассматривается необходимость разработки такого проекта, который обеспечил бы наибольший эффект при ограниченных ресурсах, в том числе государственного финансирования, которое значительно отстает от зарубежного. Предлагается трансформировать усилия по реализации существующих стратегий развития отрасли с о учетом политики импортозамещения на основе реализации программы производства сбалансированного ассортимента инновационной продукции, обеспечивающего замену импортного оборудования и формирования технологической основы для развития отрасли. Ключевые слова: равновесие; промышленная политика; энергетическое машиностроение; государственная политика; сбалансированность производства.
О © Кузьминов А. Н., Тяглов С. Г., 2017
THE IMPORT-SUBSTITUTION ADAPTATION OF P O W E R E N G I N E E R I N G PR O G RAM S
ALEKSANDR N. KUZMINOV,
Department of Human Resource Management, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: mr.azs@mail.ru
SERGEY G. TYAGLOV,
Department of Economy of the Region, Industries and Enterprises, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, e-mail: tyaglov-sg@rambler.ru
The realization problem of the import substitution policy in the context of existing programs for the individual branches development is considered in the paper on the example of power engineering. There is a contradiction to the objective of programs reflected in the process of alignment, which consists in stabilizing on the one hand and on the development of innovative on the other hand. In addition, the analysis of the implementation ofpower engineering of the Russian Federation for 2010- to
CM
JEL: D24, E6, G32.
2020 and up to 2030 revealed significant shortcomings and deficiencies that reinforce the negative trends of this pairing. Classification of problems and purpose allowed choosing the most significant
conceptual directions, methodologically based on the ideas of self-organization and balance, which °
can get instrumentality software by adapting programs for the development of power engineering in oo
the system of the European model of Industry 4.0. As a fundamental position addresses the need for o
such a project, which would ensure the greatest impact with limited resources, including public #
funding, which lags far behind foreign. It is proposed to transform the efforts to implement the existing ^
strategies of industry development in view of the policy of import substitution based on the ^
implementation of the program of production of a balanced range of innovative products and o
providing replacement of imported equipment and the formation of the technological basis for the § development of the industry
Keywords: balance; industrial policy; power engineering; public policy; the balance of production.
tc
CO
о
s <
CD
Приоритет государственных программ развития отраслей при ^
реализации политики импортозамещения о
о m
о fee
Целевым ориентиром долгосрочного социально-экономического развития России является переход экономики от преимущественно сырьевого экспорта к социально ориентированному инновационному типу устойчивого развития на основе диверсификации производственного потенциала. Политика импортозамещения снижает зависимость отечественной экономики от колебаний цен на сырьевых рынках и способствует повышению ее устойчивости к внешним негативным о факторам (Тяглов и Кузьминов, 2016). о:
Необходимым условием для реализации политики импортозамещения — является всестороннее инновационное развитие отраслей, в том числе о энергетического сектора страны, отвечающего, с одной стороны, потребностям q растущей экономики в энергетических ресурсах, а с другой - внешнеэкономическим ш интересам России и вносящего необходимый вклад в поступательное региональное и отраслевое развитие, что обусловливает ориентацию на концепции устойчивости, распространенные в зарубежной научной среде (Bergstrom, van Winsen and Henriqson, 2015).
о _j
< en
ZD О
В последнее время в экономике наблюдается тенденция реализации организационных и технических мер, связанных с экономией топлива и энергии, реализации целенаправленной энергосберегающей политики. В утвержденной 13 ноября 2009 года распоряжением Правительства России «Энергетической стратегии России до 2030 года» обозначены следующие целевые ориентиры:
- «экологическая безопасность энергетики;
- энергетическая безопасность;
- бюджетная эффективность энергетики;
- энергетическая эффективность экономики» (Энергетическая стратегия России до 2030 года, 2009).
Как видно из ее текста, требования осуществления импортозамещения в Стратегии нет. Механизм реализации государственной энергетической политики заключен в создании благоприятной экономической среды для успешного развития топливно-энергетического комплекса, внедрении системы перспективных технических регламентов, стандартов, норм, повышающих необходимую энергоэффективность экономики регионов (Тяглов и Пономарева, 2012). Реализация государственной политики в области энергетики осуществляется в три этапа (см. рис. 1).
■н о см
оо
О
О х О
т
го ш
о ^
<
ф с^
15 о О с^ с
о т
о §
з О ш СП
о
о о ш
о <
1. Импортозамещение, формирование основ новой экономики
Преодоление кризисных явлений в экономике Достижение устойчивых темпов развития Качественная модернизация ТЭК
\7
2. Переход к инновационному развитию, формирование структуры новой экономики
Повышение эиергоэффективностн отраслей экономики Реализация капиталоемких энергетических проектов в ВС: . ДВ и континентальном шельфе Ч а ста о -государственно е партнерство в строительстве и модернизации инфраструктуры
< У
3. Развитие инновационной экономики
Высокоэффективное использование традиционных Развитие неуглеродных источников энергии Снижение доли энергетического сектора в экономике
1 1
Рис. 1. Этапы реализации государственной энергетической политики Источник: составлено авторами на основе (Стратегия развития энергомашиностроения, 2011).
На первом этапе ключевой задачей является скорейшее преодоление имеющихся кризисных явлений в экономике с целью обеспечения устойчивых темпов роста и использования возможностей для качественной модернизации и обновления российского топливно-энергетического комплекса. Главным риском на этом этапе является возможность большей продолжительности кризиса и, как следствие, худших последствий, а также в недостаточном темпе преобразований, которые должны были создать прочную базу для устойчивого поступательного развития. При этом данный этап позволит создать необходимую материальную базу для промышленности на новых принципах.
Второй этап главной задачей определяет общее повышение энергоэффективности в экономике в результате осуществленного на первом этапе комплекса мероприятий, связанных с модернизацией основных производственных фондов, нормативно-правовых и институциональных преобразований, реализацией крупных энергетических программ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на полуострове Ямал и континентальном шельфе арктических морей. На этом этапе существует риск отставания отечественного энергетического сектора от темпов посткризисного роста передовых стран и отсутствия к окончанию этапа требуемых условий для трансформации в сторону инновационной энергетики будущего, что должно быть нивелировано за счет новой концепции индустриализации страны по типу европейской Промышленности 4.0 (Кузьминов, Коростиева и Филиппов, 2016; Matthias Lang, 2016).
Содержанием третьего этапа является постепенный переход к энергетике будущего с принципиально новыми возможностями дальнейшего устойчивого развития, опираясь на эффективное использование традиционных источников энергии и новых неуглеводородных энергоисточников и развитии технологии их получения. Наиболее серьезным риском третьего этапа является не обеспечение требуемого уровня качества и экономической эффективности инноваций в энергетической сфере.
Последовательная реализации этапов «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» обеспечила осуществление широкого комплекса работ, !н связанных с импортозамещением по приоритетному направлению «Энергетика и ° энергосбережение» в рамках реализации федеральных целевых научно-технических т-н программ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития о научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Национальная qq технологическая база» на 2007-2011 годы, «Исследования и разработки по -¡¡-приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы», ^ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1416-р), «Развитие промышленности и Т повышение её конкурентоспособности» (утверждена распоряжением Правительства ^ РФ от 15.04.2014 N 328). |
Например, по направлению «Теплоснабжение» уже созданы некоторые § условия, соответствующие зарубежной стратегии развития отрасли, такие как: £
- широкое внедрение для нового строительства технологического оборудования, 1
пз
созданного по модульному принципу; m
- перевод существующих источников теплоснабжения на когенерационную g-основу;
а>
CL 15
О
газопаровых технологий; §_
- развитие технологий утилизации газов; о
- новые принципы управления пиковыми нагрузками; "
- новые решения теплоснабжения на основе положений теорий урбанизации; q
- СМАРТ - технологии в управлении;
- совершенствование систем диагностики;
- внедрение интеллектуальных систем у потребителей (Stane Merse, Fribberg and Bjarne Juul-Kristensen, 2016).
Наблюдаются положительные изменения в области научно-технологической кооперации науки и частных энергетических предприятий, восстановление центров
автоматизация технологического оборудования;
применение для целей теплоснабжения современных энергоэффективных
подготовки и переподготовки кадров для обеспечения научно-технических § потребностей теплоэнергетического сектора. ^
о <
Проблемы реализации государственных программ как препятствие
импортозамещению
Следует признать, что промежуточные итоги реализации первых этапов «Энергетической стратегии России на период 2020 года» в сфере теплоснабжения являются неудовлетворительными. Общая ситуация в данной области во многом ухудшилась, вопреки принятию ряда решений, оказавшихся не достаточно подкрепленными организационно-техническими, материальными и финансовыми ресурсами.
Износ основных фондов предприятий теплоснабжения достигает 70%, коэффициент использования установленной тепловой мощности для электростанций не превышает 50%, общая протяженность тепловых сетей сократилась на 7%, потери в тепловых сетях были увеличены с 14 до 20%, расход электроэнергии на передачу теплоносителя вырос до 40кВт.ч/Гкал (Филиппов, 2013).
В «Энергетической стратегии России до 2020 года» обозначены проблемы в
сфере теплоснабжения, в том числе:
неудовлетворительное общее состояние систем теплоснабжения, высокий
износ основных фондов, прежде всего котельных и теплосетей, недостаточная
надежность функционирования, большие энергетические потери и рост
негативного воздействия на природную среду;
!н - необходимость серьёзных инвестиций на обеспечение надежного снабжения о
см теплом и одновременно сдерживания роста стоимости таких услуг;
■н - организационная разрозненность, отсутствие единой государственной научно-2 технической и инвестиционной политики в системе теплоснабжения;
оо - необходимость институционального переустройства системы теплоснабжения с о целью успешного функционирования в условиях рынка.
Ф В этой связи для обеспечения устойчивого развития отрасли теплоснабжения
незамедлительно требуются: ^ - использование прогрессивных и эффективных с экологической и | экономической точек зрения когенерационных установок с широким
§ диапазоном мощности;
§ - распространение на область средних и малых тепловых нагрузок о; теплофикации на базе отечественных газотурбинных, паротурбинных,
газопоршневых и дизельных установок;
структурное преобразование систем теплоснабжения, обеспечивающее оптимальное сочетание элементного и системного резервирования, оснащение £ оборудования измерительными приборами и автоматикой в рамках
высокоавтоматизированных систем диспетчерского управления различными
го ш о
ф с
о режимами их эксплуатации, переход на закрытую систему горячего
о
.
о т
водоснабжения и независимую схему подключения нагрузки отопления на основе идей самоорганизации, ценологии (Поликарпов, Кузьминов, Поликарпова и Поликарпова, 2015); о - перестройка устаревших теплоэлектроцентралей, котельных, теплосетей и теплоэнергоустановок, оптимизация теплогидравлических режимов, з повышение качества строительных, монтажных и ремонтных работ,
ш своевременное проведение регламентных мероприятий, оснащение
о потребителей передвижными и стационарными установками теплоснабжения
2 в качестве аварийных или резервных источников теплоснабжения;
§ - разработка нормативного законодательства, обеспечивающего эффективное о взаимодействие производителей тепла, организаций, осуществляющих его
¡^ транспортировку и распределение, а также потребителей на основе рыночных
^ условий функционирования отрасли.
<
По нашему мнению, модернизация теплоснабжения в рамках государственной политики по импортозамещению целесообразно осуществлять по трем направлениям, представленным на рис. 2.
Рост КПД теплофикационных установок и котлоагрегатов предлагается обеспечивать на основе современных технологий сжигания топлива, когенерационной выработки электро- и теплоэнергии, повышения коэффициента использования тепловой мощности за счет развития современных систем распределенной теплогенерации с использованием в теплоснабжении возобновляемых источников энергии, роста технического уровня, механизации и автоматизации мелких источников тепла, оснащения их системами учета и регулирования отпуска тепловой энергии, а также разделения участков централизованного и децентрализованного теплоснабжения (Программа развития генерирующих мощностей Siemens, 2015).
Осуществление учета объема и контроля качества потребляемой тепловой энергии, реконструкция и новое строительство зданий с применением современных теплоустойчивых конструкций, тепловой автоматики, энергоэффективного оборудования и теплопроводов повысит уровень технологичности процесса теплопотребления, доступность его систематического контроля и возможность рационального управления.
Производство тепловой энергии
повышение КПД теплоагрегатов ко генерация
увеличение коэф. использования тепловой мощности повышение тех. уровня мелких теплоисточников
разделение сферы централизованного и децентрализованного теплоснабжения
Транспортировка тепловой энергии
сокращение тептовых потерь и утечек тешоносителя
оптимизация функционирования тентовых сетей, теплоисточников и
потребителей
Потребление тепловой энергии
• учет количества и контроль качества потребляемой тепловой энергии
• применение теплоустойчивых конструкций, тепловой автоматики
• упрощение контроля и управления процессом тентопотребленги
Рис. 2. Направления модернизации процесса теплоснабжения Источник: составлено авторами на основе (Стратегия развития энергомашиностроения, 2011).
■н О см
o n
оо
o
>
о н о
т
пз
в о
и л
лгу
ф
15 о
о
с
о
m
В результате реализации этой политики планируется двукратное сокращение удельных потерь тепла. Прогноз развития теплоснабжения предполагает дальнейшее совершенствование конкурентного рынка тепловой энергии, поддержку создания инновационного российского оборудования для систем теплоснабжения, совершенствование процесса управления этими системами и стимулирование государственными и региональными органами частных инвестиций в систему теплоснабжения.
Первый этап реализации стратегии предполагает повышение качества предоставляемых услуг теплоснабжения за счет оптимизации соотношения децентрализованного и централизованного теплоснабжения, роста надежности и безопасности, энергоэффективности производства, транспортировки и потребления тепла, модернизации основных производственных фондов и тепловых сетей,
о fee
3
о ш СП
о
о о ш
Ll_
о
_J
<
обеспечения системами учета и регулирования потребления. Для этого необходимо создать благоприятные условия по привлечению частных инвестиций в теплоснабжение, обеспечить оптимизацию и рационализацию системы тарифов с учетом интересов производителей и потребителей тепловой энергии, сформировать обязательные требования к производимому и применяемому теплоэнергетическому оборудованию, повышению энергоэффективности зданий.
Второй этап предусматривает масштабную реконструкцию, техническое перевооружение основных фондов, экономически оправданную модернизацию сетевого оборудования и тепловых сетей. Широкое распространение получат системы индивидуального теплоснабжения. Сформированный рынок тепловой энергии благодаря упорядоченности взаимоотношений между его участниками простимулирует процесс повышения энергоэффективности теплоснабжения.
На третьем этапе реализации стратегии будет достигнут высокий уровень экологической, экономической и энергетической эффективности, обеспечен требуемый уровень теплового комфорта населения. Предполагается широкое вовлечение в теплогенерацию перспективных неуглеводородных источников энергии и использование современных высокоэффективных автоматизированных технологических схем организации теплоснабжения.
Выполнение вышеуказанных задач в рамках реализации основных направлений политики импортозамещения в теплоэнергетическом !н машиностроении, определенных в «Энергетической стратегией Российской ° Федерации на период до 2030 года», обусловлено реализацией следующих мер: ■н - создание необходимых условий для роста объемов долгосрочного кредитования
2 отечественных предприятий теплоэнергетического машиностроения;
оо - расширение существующей системы лизинга технологического оборудования о для технического перевооружения российских предприятий
Ф теплоэнергетического машиностроения;
- совершенствование практических механизмов кредитования финансовыми институтами инвестиционных проектов развития инновационных производств
| на предприятиях теплоэнергетического машиностроения;
§ - стимулирование роста инвестиций в обновление основных производственных § фондов и технологическую и техническую модернизацию
о; энергомашиностроительных предприятий за счет совершенствования
амортизационной политики, включая внедрение механизмов ускоренной амортизации;
- применение механизма налогового стимулирования при реализации
С^ приоритетных направлений промышленной политики в сфере
ф
о. энергомашиностроения;
о - содействие осуществлению проектов, связанных с внедрением инновационных В. разработок, энерго- и ресурсосберегающих технологий, техническим и
технологическим перевооружениям предприятий энергомашиностроения;
- поддержка конкурентных разработок инновационной продукции о энергомашиностроения в целях решения задач по повышению
энергоэффективности экономики;
3 - государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-ш конструкторских работ, связанных с разработкой базовых, прорывных 0 технологий энергомашиностроения, соответствующих перспективным 2 требованиям рынка и стратегии развития теплоэнергетики;
§ - развитие разнообразных механизмов частно-государственного партнерства, о включая разработку и реализацию прорывных инновационных проектов в
сфере энергомашиностроения;
реализация системы мер, обеспечивающих поддержку экспорта продукции энергомашиностроения, в том числе посредством субсидирования процентных ставок по кредитам.
го ш о
о т
Реализация Стратегии развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года планируется осуществить в три этапа (см. рис. 3).
Рис. 3. Этапы реализации Стратегии развития энергомашиностроения
до 2030 года
Источник: составлено авторами на основе (Стратегия развития энергомашиностроения, 2011).
Предполагается сокращение доли проектов энергоблоков с применением иностранного основного оборудования с 40% в 2015 году до 30% в 2020 году, а в перспективе до 2030 года планируется сохранить долю энергоблоков, строящихся с использованием высокотехнологичного иностранного оборудования на уровне 1015%.
Размер экспорта отечественного энергетического оборудования должен постоянно повышаться и в пересчете на мощность должен составить к 2020 году — не менее 10 ГВт в год. Возвращение традиционных для советского периода рынков и присутствие на новых, при учете тенденции на увеличение общей мощности мировых энергетических систем, должны обеспечить объем экспорта в 2030 году в 15% мирового рынка продукции энергетического машиностроения.
Достижение этих показателей предполагается осуществить на основе радикального технического перевооружения отрасли, снижения уровня износа основных производственных фондов к 2020 году — не более 40%. Для осуществления процессов проектирования, производства и сервисного обслуживания высокотехнологичного инновационного оборудования планируется воссоздание системы подготовки и переподготовки кадров.
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Генсхема и «Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 года» предусматривают рост потребления электрической и тепловой энергии. На рис. 4. приведены данные о программах вводов и выводов из эксплуатации энергоблоков по направлению теплоэлектрогенерации.
Данные ведущих изготовителей энергетического оборудования: ОАО «Силовые машины», ОАО «НПО Сатурн», ОАО «Тяжмаш» ОАО «ЭМАльянс», ОАО «Энергомашкорпорация, ЗАО «Уральский турбинный завод», собранные на основе суммарных пятилетних объемов производства основного энергетического оборудования, а также их планов по экспорту, послужили источником для составления балансов потребности в оборудовании энергетического машиностроения.
■н о см
о с
00
о >
о
X
о т
го ш
о <
Ь ф с^
15 о О с^ с
о т
о £
з О ш СП
о
о о ш
о <
■н о см
00 О
о
х
О
т
го ш
о ^
< ф
с^
15 о О с^ с
о т
Рис. 4. Динамика развития ТЭС с учетом реконструкции Источник: составлено авторами на основе (Стратегия развития энергомашиностроения, 2011).
На рис. 5 представлен оптимистичный и пессимистичный сценарии потребности в теплоэнергетических мощностях. В условиях экономического кризиса суммарная прогнозная потребность энергетических предприятий в оборудовании оказалась значительно меньше показателей, которые установлены в Генсхеме, планы энергетических компаний в несколько раз ниже показателей, которые используют отраслевые институты для подготовки прогнозов развития отрасли для Минэнерго России.
о ш СП
о
о о ш
о <
Рис. 5. Потребность в строительстве теплоэнергомощностей за период
2010-2030 гг.
Источник: составлено авторами на основе (Стратегия развития энергомашиностроения, 2011).
Основные направления трансформации стратегии развития энергетического машиностроения
Предприятиям энергетического машиностроения, руководствовавшимся Генеральной схемой и прогнозами, представляемыми Минэнерго России, необходимо скорректировать планы сбыта энергооборудования на внутреннем рынке в сторону снижения, часть мощностей по производству придется переориентировать для поставки продукции на экспорт, что в свою очередь требует создания конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Поддержка государства в виде частичного бюджетного финансирования НИОКР, по ключевым направлениям развития энергомашиностроения на основе типовых технических решений по унифицированному ряду энергетического оборудования вместе с активной позицией и софинансированием со стороны энергомашиностроительных компаний, ориентированных на занятие перспективных мировых рынков, обеспечит ускоренное создание инновационного конкурентоспособного энергетического оборудования. Это должно привести к тому, что доля отечественных энергомашиностроительных компаний на мировом рынке вырастет с 2% в 2010 году до 15% к 2030 году. В такой ситуации задача создания новых совместных предприятий с ведущими иностранными компаниями должна рассматриваться не только для насыщения внутреннего рынка, но и в значительной степени — для завоевания внешних рынков энергооборудования.
Для решения вопросов повышения унификации, типизации, блочности, комплексности поставляемого оборудования необходимо обеспечить сотрудничество и кооперацию энергетических, машиностроительных, инжиниринговых, а также научных организаций. Системное решение организационно-технических и финансовых задач по реализации инвестиционных программ для ключевых направлений развития энергомашиностроения предполагается осуществлять на базе нескольких крупных консорциумов предприятий-разработчиков, изготовителей, заказчиков продукции энергетического машиностроения и сторонних инвесторов (Филиппов и Хохлов, 2016). ^
Осуществление финансирования мероприятий Стратегии в период 2010- о 2030 гг. предусматривается как за счет внебюджетных источников, так и за счет ^ средств федерального бюджета. d
К сожалению, широкое использование распространенных в развитых странах современных технологий финансирования стабильного развития отраслей, таких как долгосрочные инвестиционные кредиты, проектное финансирование, > синдицированные кредиты, облигационные займы, в настоящее время для ® российских предприятий является весьма проблематичным, упор делается на иные источники финансирования (Conference on Financial Stability & Asset Management, íí 2016). § Средства федерального бюджета планируется направить только на НИОКР, о размер которого определяется на основе учёта объёмов, предлагаемых на российском m рынке к разработке энергоустановок, а также экономической эффективности S частных инвестиций, чего, по нашему мнению, крайне недостаточно. По прочим <g направлениям средства федерального бюджета предусмотрены на субсидирование части процентных ставок по привлеченным кредитам компаний, на нужды < технического перевооружения. ф
целям, ориентированным на обеспечение развития отрасли в рамках вектора совершенно иного технологического уклада и методов управления. Поскольку указанные программы направлены на модернизацию основных производственных фондов, коренное техническое перевооружение отрасли, достичь указанные цели можно за счёт гармонизации структуры выпускаемого оборудования, обеспечивающего необходимую унификацию, типизацию с учетом российской
может стать концепция Industry 4.0.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
конкурентоспособности». (http://government.ru/programs/203/events/ - Дата обращения: 20.01.2017).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. (http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf - Дата обращения: 19.12.2016).
00
Таким образом, перспективы импортозамещения в отечественном энергомашиностроении связаны с адаптацией существующих программ новым о
о m
о fec
о ш
технологической модели и тенденций развития промышленности, где ориентиром си
о
о
Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её щ
ш
Ll_
О
_J
<
о
Кузьминов А. Н., Коростиева Н. Г. и Филиппов С. В. (2016). Развитие моделей управления устойчивостью промышленных предприятий // Journal of Economic Regulation (Вопросырегулирования экономики), Т. 7, № 3, с. 65-78.
Поликарпов В. С., Кузьминов А. Н., Поликарпова В. А. и Поликарпова Е. В. (2015). Экономика Востока и Запада: методологические подходы. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 180 с.
Программа развития генерирующих мощностей Сименс (2015). (http:// www.energy.siemens.com/hq/en/fossil-power-generation/generators/ - Дата обращения: 19.12.2016).
Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 20102020 годы и на перспективу до 2030 года // Утверждена Приказом Минпромторга России № 206 от 22 февраля 2011 года. (http://www.ipem.ru/research/engineering/ engineering_works/35.html - Дата обращения: 19.12.2016).
Тяглов С. Г. и Кузьминов А. Н. (2016). Самоорганизационная модель управления импортозамещением в регионе // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, № 1(85), с. 122-129.
Тяглов С. Г. и Пономарева М. А. (2012). Совершенствование деятельности региональных органов управления по улучшению инвестиционной привлекательности муниципальных образований Ростовской области // ТЕRRА ECONOMICUS, Т. 10, № 4, Ч. 2-1, с. 116-119.
Филиппов С. В. (2013). Ценологические механизмы устойчивого развития ° предприятий промышленности. Дисс... канд. экон. наук: 08.00.05. Ростов-на-Дону, .н ДГТУ, с. 24-190 с.
z: Филиппов С. В. и Хохлов А. А. (2016). Государственное управление
со политикой импортозамещения на примере предприятий энергетического машиностроения // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), № 3(55).
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Минэнерго РФ. Т (http://minenergo.gov.ru/node/1026 - Дата обращения: 20.01.2017). | Bergstrom J., van Winsen R. and Henriqson E. (2015). On the rationale of
0 resilience in the domain of safety: A literature review // Reliability Engineering & § System Safety, Special Issue on Resilience Engineering, vol. 141, pp. 131-141.
£ Borangiu T, Thomas A. and Trentesaux D. (Eds.) (2012). Service Orientation in
1 Holonic and Multi-Agent Manufacturing Control // Studies in Computational g Intelligence. Springer, pp. 284-296.
^ Conference on Financial Stability & Asset Management (2016). // Boston
^ University Metcalf Trustee Center. (http://sites.bu.edu/fsam/_content - Дата
обращения: 20.08.2016). g Hogan K. (2015). Future Home Tech: 8 Energy-Saving Solutions on the Horizon.
о. (https://energy.gov/articles/future-home-tech-8-energy-saving-solutions-horizon - Дата о обращения: 30.10.2016).
Lang M. (2016). From Industry 4.0 to Energy 4.0: Future Business Models and о Legal Relations // DigitalBusiness.Law. (http://www.lexology.com/library/detail.aspx? 5 g=c9a01959-824b-494b-83e6-1a5b3e3c10cc - Дата обращения: 30.10.2016). =5 Leitao P., Colombo A. W. and Karnouskos S. (2016). Industrial automation based
oj on cyber-physical systems technologies: Prototype implementations and challenges. ^ Computers in Industry.
^ McFarlane D., Giannikas V., Wong A. C. Y. and Harrison M. (2013). Product
о intelligence in industrial control: Theory and practice // Annual Reviews in Control, о no. 37, pp. 69-88.
ш Stane Merse, Daniel Fribberg and Bjarne Juul-Kristensen (2016).
о Decarbonisation of heating and cooling // Article 14 of the Energy Efficiency Directive <c (EED). (http://www.esd-ca.eu/Foutcomes/Fworking-group-executive-summaries/
Л Fexecutive-summary-7.7-decarbonisation-of-heating-and-cooling-eed-art - Дата о обращения: 30.10.2016).
REFERENCES
Bergstrom J., van Winsen R. and Henriqson E. (2015). On the rationale of resilience in the domain of safety: A literature review. Reliability Engineering & System Safety, Special Issue on Resilience Engineering, vol. 141, pp. 131-141.
Borangiu T., Thomas A. and Trentesaux D. (Eds.) (2012). Service Orientation in Holonic and Multi-Agent Manufacturing Control. Studies in Computational Intelligence. Springer, pp. 284-296.
Conference on Financial Stability & Asset Management (2016). // Boston University Metcalf Trustee Center. (http://sites.bu.edu/fsam/_content — Access Date: 20.08.2016).
Energy Strategy of Russia for the Period till 2030 // Minenergo RF. (http:// minenergo.gov.ru/node/1026 — Access Date: 20.01.2017). (In Russian).
Filippov S. V. (2013). Tsenological mechanisms for sustainable development of industrial enterprises. Diss ... of Cand. of Econ. Sciences: 08.00.05. Rostov-on-Don, Don State Technical University, 190 p. (In Russian).
Filippov S. V. and Khokhlov A. A. (2016). Public administration policy of import substitution the example of power engineering enterprises. Herald of the Rostov State University of Economics, no. 3(55). (In Russian).
Hogan K. (2015). Future Home Tech: 8 Energy-Saving Solutions on the Horizon. (https://energy.gov/articles/future-home-tech-8-energy-saving-solutions-horizon - Access Date: 30.10.2016). ^
Kuzminov A. N., Korostieva N. G. and Filippov S. V. (2016). The extension model ° of sustainable management of industrial enterprises. Journal of Economic Regulation, vol. 7, no. 3, pp. 65-78. (In Russian). °
Lang M. (2016). From Industry 4.0 to Energy 4.0: Future Business Models and oo Legal Relations // DigitalBusiness.Law. (http://www.lexology.com/library/detail.aspx? -5 g=c9a01959-824b-494b-83e6-1a5b3e3c10cc - Access Date: 30.10.2016). ¿
Leitao P., Colombo A. W. and Karnouskos S. (2016). Industrial automation based on cyber-physical systems technologies: Prototype implementations and challenges. T Computers in Industry. |
McFarlane D., Giannikas V., Wong A. C. Y. and Harrison M. (2013). Product ° intelligence in industrial control: Theory and practice. Annual Reviews in Control, ° no. 37, pp. 69-88. £
Polikarpov V. S., Kuzminov A. N., Polikarpova V. A. and Polikarpova E. V. I (2015). Economy of East and West: methodological approaches. Rostov-on-Don, Publ. g House of SFU, 180 p. (In Russian). ^
Stane Merse, Daniel Fribberg and Bjarne Juul-Kristensen (2016). ^ Decarbonisation of heating and cooling // Article 14 of the Energy Efficiency Directive (EED). (http://www.esd-ca.eu/Foutcomes/Fworking-group-executive-summaries/
Fexecutive-summary-7.7-decarbonisation-of-heating-and-cooling-eed-art - Access Date: 30.10.2016). o
The Concept of Long-Term Social-Economic Development of the Russian —■ Federation for the Period up to 2020. (http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf - Access q Date: 19.12.2016). (In Russian). Fj
The Development Program of Generating Capacities of Siemens (2015). (http:// 3 www.energy.siemens.com/hq/en/fossil-power-generation/generators/ - Access Date: ftj 19.12.2016). (In Russian). £
The Development Strategy of Russian Power Engineering for 2010-2020 and till ^ 2030 // Approved by the Order of the Industry and Trade Ministry of Russia № 206 of ° February 22, 2011. (http://www.ipem.ru/research/engineering/ o
engineering_works/35.html — Access Date: 19.12.2016). (In Russian). w
The State Program "The development of industry and improving its o competitiveness". (http://government.ru/programs/203/events/ - Access Date: 20.01.2017). < (In Russian). ^
116
Ky3bMMH0B A. H., TarAOB C. r.
Tyaglov S. G. and Kuzminov A. N. (2016). The self-organization management model of import substitution in the region. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, no. 1(85), pp. 122-129. (In Russian).
Tyaglov S. G. and Ponomaryova M. A. (2012). Improvement of regional governments to improve investment attractiveness of municipal formations of the Rostov region. Terra Economicus, vol. 10, no. 4, ch. 2-1, pp. 116-119. (In Russian).
■H
o
CM
oo
5 O
O x O ü rn
te m
o <
(D 15
O O
C
O
m
o
LU
cu o
o o
LU LL
o
_J <
cu
ZD
o