УДК 658.8.013
Л.С.Журкина,
студент
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
г. Москва, Российская Федерация Ю.А.Уханова,
студент
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
г. Москва, Российская Федерация А.Ф.Никишин, К.т.н., доцент
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
г. Москва, Российская Федерация
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ТОРГОВЛЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Прошедший год характеризуется большими изменения в экономике России и торговли в частности. В связи с изменением внешнеполитической обстановки в России принята политика импортозамещения. В статье рассматривается влияние политики импортозамещения на торговлю России.
Ключевые слова Торговля, розничная торговля, импортозамещение.
События, произошедшие в национальной экономике России в 2014-2015 годах, представляют научный интерес для исследования, а также подробного анализа. Речь идет как о начале политики импортозамещения, о введении моратория на импорт отдельных товарных групп и позиций. Несомненно, наибольшие изменения коснулись сферы обращения.
Наиболее ярким примером, доказывающим всю серьезность сложившейся ситуации, явился рост цен и тотальное изменение структуры ассортимента. Наличие складских остатков помогло на первом этапе сделать рост цен более гладким и последовательным. Однако, страховые запасы не безграничны, и вследствие их истощения, многие товарные позиции поднялись в цене более чем на 50 %. На полках магазинов исчезли товары иностранного происхождения, отечественный производитель не мог так резко перестроиться на режим национального производства. В результате большая часть полочного пространства пустовала и не содержала предназначенных для нее товарных позиций. Российскому покупателю, привыкшему к изысканным деликатесам иностранного происхождения, было крайне сложно ограничить, а также во многом изменить свою ассортиментную корзину. Необходимо отметить, что в начальный период введения российского эмбарго имело место развитие контрабандной, теневой экономики. Так как запрет был введен немедленно, на границе застряли сотни тысяч тонн продукции. Товары сомнительного качества незаконным путем стали переправляться для дальнейшей перепродажи в российскую розницу. С момента введения эмбарго на ввоз продукции некоторых товарных групп из Норвегии, Австралии, Канады, ЕС и США прошло более полугода. Поэтому мы уже можем оценить влияние внешнеэкономических факторов на сферу торговли в России и проанализировать политику импортозамещения. Более того, заметный «вклад» в сегодняшнее состояние потребительского рынка внесли значительные колебания на валютном рынке. Первое, что хотелось бы отметить, это неоправдавшиеся страхи за столь существенное изменение ассортимента. Если в августе сразу же после введения моратория будущее многих категорий товаров виделось потребителю весьма туманным, то уже сегодня, по оценкам экспертов, реакция сгладилась. Общество не испытывает ощутимой потребности из-за пропавших с полок магазинов товаров из вышеназванных стран. Новые континенты, новые поставщики, новые контракты - всё это помогло стабилизировать ассортимент и восполнить недостающие пробелы.
Возможно, наладив новые поставки и бесперебойное обеспечение рынка, удалось бы сдержать рост цен, который достигал 40%, однако здесь свою роль сыграло падение национальной валюты. И, безусловно, это повлекло за собой масштабные изменения в цене. Следует отметить сильное колебание цен на ряд товаров, несмотря на предпринятые меры регулирования ценообразования^]. В предшествующие годы инфляция составляла менее десяти процентов, курс валют находился в определенном коридоре. И это привело к тому, что ряд торговых организаций использовали затратный, а не рыночный метод ценообразования. В настоящее время данный метод неприменим. Резкое изменение курса валюты, произошедшее именно в период новогоднего покупательского ажиотажа, привело к тому, что торговые организации оказались не готовы к такому варианту развития событий. Цены на товары в разных магазинах различались в разы, возникла проблема товарного дефицита.
Восполнение товарных запасов не может происходить быстро[2], и произошло уже после Нового года. Период максимального спроса рядом торговых организаций был упущен.
В России последовательно проводится политика импортозамещения. Ряд торговых сетей зафиксировал часть цен, обеспечивая тем самым базовую социальную функцию торговли - удовлетворение спроса населения на товары при качественном обслуживании и доступных ценах[3,4]. Следует отметить, что Российский покупатель крайне негативно воспринимает политику ряда стран, и предпочитает отечественные продукты импортным. Происходит заново процесс адаптации зарубежных форматов торговли к российскому рынку[5]. Данный фактор, несомненно, даст возможность российскому ритейлу набрать обороты и укрепить свои позиции на рынке. При этом всю меньшую роль играет иностранный франчайзинг[6]. Более того, у потребителя будет возможность адаптироваться в новых условиях и сформировать еще более позитивное отношение к продукции отечественного производства. В случае же преждевременной отмены данных запретов, пострадает в первую очередь российский производитель. Импортированная продукция быстро займет полки магазинов. Главная потребность потребителя - наличие качественных товаров широкого ассортимента по доступным ценам. Направленность выбора, при большом разнообразии товаров импортного происхождения и ограниченной представленности отечественной продукции, очевидна. Таким образом, можно отметить целесообразность продления запрета на поставки импортной продукции. В летний период ожидается определенное развитие торговли по сравнению с предшествующими периодами, в основном там, где ожидаются туристические потоки. Если ранее туристы приобретали путевки в зарубежные страны и приобретали товары за рубежом, то в настоящее время тенденция меняется. Это должно привести к развитию региональной торговли[7,8].
В качестве вывода можно отметить, что на данном этапе развития ситуация на российском рынке складывается положительно для отечественного производства. Как заявляют многие эксперты, основная волна кризиса преодолена. Структура ассортимента постепенно восстанавливается, многие товарные позиции вернулись в оборот, нет пустот полочного пространства. Товары отечественного производства занимают значительную долю в общем объеме продукции, представленной в торговых сетях. Более того, сократилось число зарубежных предприятий, открытых по договору франшизы. Тем не менее, полтика импортозамещения требует достаточно длительного времени. Дополнительная сельскохозяйственная продукция появится только осенью 2015 года, цикл импортозамещения по наукоемкой продукции еще длинней. Однако данная политика будет вести к развитию экономической независимости Российской Федерации, к увеличению объемов отечественного производства, к развитию регионов России.
Список использованной литературы:
1. Ефимовская Л.А., Хайруллина М.В. Государственное регулирование ценообразования на товары и услуги: основные инструменты // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 2 (46). - С. 62-64.
2. Тимирьянова В.М., Красильникова Е.А., Каримова С.О., Рузанкин А.И. Оценка звенности товародвижения // В мире научных открытий. - 2013. -№ 8 (44). - С. 323-339.
3. Майорова Е.А. К вопросу о социальной эффективности торговли // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-4. - С. 718.
4. Иванов Г.Г. Методология трансформации потенциала развития торговых организаций: дисс. ... докт. экон. наук. - Москва, 2006. - 378 с.
5. Феоктистова Е.М. Адаптация зарубежных форматов торговли к российскому рынку // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. -2014. - № 12 (78). - С. 73-87.
6. Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации. В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 281-283.
7. Тюник О.Р., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Туризм как фактор развития торговли // Инновационная наука. - 2015. Т. 1. - № 4. - С. 125-127.
8. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций. В сборнике: Проблемы социально экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. Уфа, 2015.С. 35-37.
© Л.С. Журкина, Ю.А. Уханова, А.Ф. Никишин, 2015
УДК 330.534.4
А.С. Зайцева
студентка 2 курса экономического факультета Пензенский государственный университет Г. Пенза, Российская Федерация
СНС 2008 ГОДА И СНС 1993 ГОДА: ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
Система национальных счетов (далее СНС) является статистической основой для анализа показателей экономического развития страны на макроэкономическом уровне. Основные счета отражают такие характеристики экономики как производство, потребление, накопление капитала, распределение и использование доходов. Баланс активов и пассивов позволяет обобщить данные о всех компонентах национальной экономики.
В связи с развитием методологии и теоретических концепций, изменением потребностей пользователей принципы и методы СНС должны обновляться, чтобы быть в соответствии с современными тенденциями и условиями экономики. В СНС 2008 года раскрываются новые аспекты развития экономики, приводятся разъяснения по широкому кругу вопросов, но сохраняются основные положения СНС 1993.
Изменения в СНС 2008 года сгруппированы в шести разделах (В^), описание которых дает лишь общее представление о различиях между СНС 1993 года и 2008 года и не является исчерпывающим. Вот некоторые из них[1]:
1. Производственная единица, занимающаяся вспомогательной деятельностью, в некоторых случаях должна рассматриваться как отдельное заведение. СНС 2008 года рекомендует рассматривать как отдельное заведение единицу, занимающуюся чисто вспомогательной деятельностью, если имеются отдельные счета для ее производственной деятельности или она географически расположена в ином месте, чем обслуживаемые ею заведения;
2. Филиал единицы-нерезидента рассматривается как институциональная единица. В СНС 1993 года просто констатируется, что некорпорированное предприятие, принадлежащее институциональной единице-нерезиденту, должно рассматриваться как условная единица-резидент в стране, где оно расположено;