Научная статья на тему 'Коммерческие риски в современной торговле'

Коммерческие риски в современной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3848
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РИСКИ В ТОРГОВЛЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ РИСКИ / MODERN TRADE / RETAIL TRADE / RISKS IN TRADE / COMMERCIAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спивак Е.А., Никишин А.Ф.

В статье рассматриваются основные коммерческие риски в современной торговле, а также основные направления минимизации их влияния. Большое внимание уделяется рискам, связанным с товародвижением и поставщиками, деловой репутацией и персоналом торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL RISKS OF MODERN TRADE

In article the main commercial risks in modern trade, and also the main directions of minimization of their influence are considered. Much attention is paid to the risks connected with merchandising and suppliers, business reputation and personnel of trade organization.

Текст научной работы на тему «Коммерческие риски в современной торговле»

УДК 339.378

Е.А. Спивак

студент,

кафедра торговой политики, ФГБОУВО «Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова», г. Москва

А. Ф. Никишин

канд. техн. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова», г. Москва

КОММЕРЧЕСКИЕ РИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные коммерческие риски в современной торговле, а также основные направления минимизации их влияния. Большое внимание уделяется рискам, связанным с товародвижением и поставщиками, деловой репутацией и персоналом торговой организации.

Ключевые слова: современная торговля, розничная торговля, риски в торговле, коммерческие

риски.

E.A. Spivak, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

А.Р. Nikishin, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

COMMERCIAL RISKS OF MODERN TRADE

Abstract. In article the main commercial risks in modern trade, and also the main directions of minimization of their influence are considered. Much attention is paid to the risks connected with merchandising and suppliers, business reputation and personnel of trade organization.

Keywords: modern trade, retail trade, risks in trade, commercial risks.

В современных условиях коммерческая деятельность организаций торговли связана с теми или иными рисками, которые важно предусмотреть при ее планировании. При этом каждой торговой организации могут быть присущи определенные специфические риски. Проблема хозяйственных рисков в организациях торговли подробно рассматривалась в работах Бережной Ю.В. [1], Лебедевой И.С. [2], Тюник О.Р. [3] и других.

Большое влияние на хозяйственную деятельность организаций торговли оказывают риски, связанные с поставщиками, во многом они определяются финансовой нестабильностью поставщиков, плохо налаженной деятельностью персонала, невозможностью обеспечить необходимые объемы производства, качеством реализуемой продукции, а также нарушением контрактных обязательств [4]. В некоторых случаях существует риск дополнительной конкуренции, когда поставщик самостоятельно реализует свою продукцию в формате розничной торговли по сниженным ценам или когда предоставляет свою продукцию для продажи конкурирующим торговым организациям. Реализация данных рисков может обернуться упущенной выгодой, высокими издержками, а также ухудшением репутации [5]. Для избежания таких проблем, необходимо

тщательно выбирать поставщиков, изучая их репутацию и производственные возможности [6]. Также отличным способом снижения рисков является правильное составление договора, в котором прописываются все возможные проблемы и пути их разрешения. Важно не сосредотачиваться на одном поставщике, а искать возможные альтернативы и дополнения.

В торговой деятельности более ярко, чем в производственной, выделяются риски, связанные с персоналом организации. Это обусловлено большим количеством внешних связей, в том числе непосредственных контактов с покупателями, что оказывает влияние на репутацию организации, а также существованием коммерческой тайны. Причинами проявления рисков являются: невысокая оплата труда работников торгового персонала, плохо разработанные системы мотивации и обучения, высокая текучесть кадров [7; 8]. Алгоритм снижения степени подобных рисков очень похож на алгоритм снижения рисков, связанных с поставщиками: тщательная проверка кандидатов и составление договора. В договоре могут быть прописаны данные и аспекты работы, являющиеся коммерческой тайной, а при проверке кандидатов необходимо точно определиться с требованиями и внимательно отнестись к оценке. Нельзя отсеивать и вариант с психологическими тестами, потому что некоторые люди в силу своих эмоциональных характеристик не способны заниматься определенными видами деятельности: например, человеку с меланхоличным типом темперамента будет очень сложно заниматься продажами. Так как для торговли огромное значение играет мотивация и обучение, стоит составить план денежного стимулирования работников (например, зависимость оплаты труда от продаж) и уделить внимание обучающим курсам [9; 10].

Также очень существенными являются риски, связанные с изменением покупательского спроса. В эту категорию включены риски снижения спроса (например, при уменьшении реальных доходов населения из-за нестабильной политико-экономической ситуации в государстве, при сезонных изменениях), перераспределения спроса (при изменении моды, цен на аналогичные или сопутствующие товары) и риски непредвиденного спроса. Современные интернет-технологии позволяют производить тщательный анализ спроса, учитывая не только информацию непосредственно о покупках, а также на основе поисковых запросов, просмотров страниц каталога и других действий пользователя на сайте торговой организации [11].

В современном мире большое влияние на хозяйственную деятельность организаций торговли оказывают нематериальные активы [12], в частности, деловая репутация. Риск потери деловой репутации, как было показано выше, связан со множеством факторов, в частности, качество реализуемого товарного ассортимента и обслуживания покупателей, которое, в свою очередь, включает как обслуживание покупателей в стационарной точке, так и дистанционные формы торговли. В этой связи важной является соответствие ассортимента товаров, представленного на сайте организации, с его реальным наличием в торговой сети.

Каждый человек обладает отличными от других знаниями и умениями - это отличие в уровне образованности, умении быстро и качественно находить решение в не-

предвиденных ситуациях, общем видении и ведении предпринимательской деятельности. В связи с этим можно выделить риск, связанный с личностью предпринимателя. Это определяет необходимость создания эффективной системы управления торговой организацией.

Предпринимателю важно не забывать и о рисках, связанных с товародвижением - это риски снижения качества товара в процессе транспортировки, хранения, монтажа. Величина вероятного ущерба включает расходы на ликвидацию, либо замену товара, неустойку, дополнительные расходы на транспортировку, хранение, зарплату. Также существуют риски, связанные с покупателями - это отказ от платежа, отказ от самого товара и задержка приемки товара. Данные риски часто связаны с работой персонала и качеством реализуемого ассортимента товаров, но их необходимо выделять отдельно.

Вероятность всех вышеперечисленных рисков можно существенно снизить, однако есть риски возникновения форс-мажорных обстоятельств - неблагоприятные и опасные природные явления, вызванные сознательной или несознательной деятельностью людей. С целью минимизации таких рисков торговые организации могут воспользоваться страхованием, диверсификацией своей деятельности и другими методами.

В заключении необходимо отметить, что риски оказывают большое влияние на эффективность хозяйственной деятельности организаций торговли. В современной экономике существует большое количество способов минимизации таких рисков, в том числе страхование, диверсификация, избежание риска и другие. При этом в торговле определяющими являются риски, связанные с поставщиками, колебаниями спроса, персоналом, что оказывает большое влияние на деловую репутацию и эффективность хозяйственной деятельности.

Список литературы:

1. Бережная Ю.В., Панкина Т.В. Направления повышения конкурентоспособности торговых организаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58). С. 437-439.

2. Лебедева И.С. Актуальные вопросы эффективной организации бизнеса в розничной торговле // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2010. № 5. С. 65-72

3. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Риски в хозяйственной деятельности организаций торговли // Сборник научных трудов SWorld. 2015. Т. 18, № 1. С. 60.

4. Красильникова Е.А. Товародвижение: системы управления в современных условиях // Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения: материалы междунар. науч.-практ. конф.: сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов / под ред. В.И. Малышкова. 2015. С. 109-111.

5. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Деловая репутация и эффективность торговли // Економ1чний часопис-XXI. 2014. Т. 1, № 1-2. С. 54-57.

6. Топорков Н.С., Ильяшенко С.Б. Особенности организации закупочной деятельности торгового предприятия // Эволюция современной науки: сборник статей Ме-ждунар. науч.-практ. конф.: в 3 частях / отв. ред.: А.А. Сукиасян. 2016. С. 192-194.

7. Зюзикова Л.Д., Панкина Т.В. Персонал и его роль в повышении качества торгового обслуживания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неоп-

ределенности: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. 2016. С.152-154.

8. Каращук О. С., Шипилова С. С. Повышение качества торгового обслуживания и развитие управления качеством в торговле // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. Уфа, 2016. С. 55-84.

9. Иванов Г.Г. Материальное стимулирование труда в розничной торговле в условиях рыночной экономики: дис. ... на соискание ученой степени канд. экон. наук. М., 1992.

10. Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Шипилова С. С. Мотивация торгового персонала: социальный аспект // Приволжский научный вестник. 2016. № 5 (57). С. 107-110.

11. Mayorova E.A., Nikishin A.F., Pankina T.V. Potential of the internet network in formation of the assortment of the trade organizations // European science review. 2016. № 1. С. 208-210

12. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Нематериальные активы в повышении эффективности розничной торговли // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 68-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.