Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РЫНОК ПРОИЗВОДСТВА НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РЫНОК ПРОИЗВОДСТВА НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
импортозамещение / производство нефтегазопромыслового оборудования / санкции / рынок машиностроения / промышленность / конкурентоспособность / import substitution / production / equipment / sanctions / machine building market / industry / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хусаинов К.Р.

В статье рассматриваются практические аспекты эффективности импортозамещения в нефтегазовой отрасли России. Проведенный анализ статистических данных за период с 2019 по 2024 год показал, что политика импортозамещения пока не привела к значительному сокращению зависимости от импорта. Примерно половина оборудования по-прежнему импортируется, что сохраняет внешние риски для отрасли. Для ускорения этого процесса следует пересмотреть модель, сфокусировавшись на повышении конкурентоспособности отечественных предприятий на мировых рынках. Такой подход позволит сделать импортозамещение естественным результатом успешной политики и устранить технологическую отсталость промышленности за счет привлекательности для инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY ON MARKET FOR PRODUCTION OF OIL AND GAS FIELD EQUIPMENT IN RUSSIA

The article discusses the practical aspects of the effectiveness of import substitution in the Russian oil and gas industry. The analysis of statistical data for the period from 2019 to 2024 showed that the policy of import substitution has not yet led to a significant reduction in dependence on imports. Approximately half of the equipment is still imported, which preserves external risks for the industry. To accelerate this process, the model should be revised, focusing on increasing the competitiveness of domestic enterprises in world markets. This approach will make import substitution a natural result of a successful policy and eliminate the technological backwardness of industry due to its attractiveness for investment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РЫНОК ПРОИЗВОДСТВА НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 332

Хусаинов К.Р.

студент группы МЭК130Д-23-01 Уфимский государственный нефтяной технический университет

(г. Уфа, Россия)

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РЫНОК ПРОИЗВОДСТВА НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВОГО

ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация: в статье рассматриваются практические аспекты эффективности импортозамещения в нефтегазовой отрасли России. Проведенный анализ статистических данных за период с 2019 по 2024 год показал, что политика импортозамещения пока не привела к значительному сокращению зависимости от импорта. Примерно половина оборудования по-прежнему импортируется, что сохраняет внешние риски для отрасли. Для ускорения этого процесса следует пересмотреть модель, сфокусировавшись на повышении конкурентоспособности отечественных предприятий на мировых рынках. Такой подход позволит сделать импортозамещение естественным результатом успешной политики и устранить технологическую отсталость промышленности за счет привлекательности для инвестиций.

Ключевые слова: импортозамещение, производство нефтегазопромыслового оборудования, санкции, рынок машиностроения, промышленность, конкурентоспособность.

Нефтегазовая отрасль играет значительную роль в экономике России, особенно в такой сложный период времени. Этот сектор составляет около 15% ВВП страны и более 30% доходов федерального бюджета. Он не только обеспечивает государственные финансы, но и является значительным потребителем продукции развитых промышленных отраслей. Однако нефтегазовая отрасль все еще зависит от импорта оборудования и трансфера технологий из-за перехода добычи нефти в труднодоступные регионы, где требуется участие иностранных компаний и инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод о важных взаимосвязях: во-первых, экономическое развитие России сильно зависит от состояния нефтегазовой отрасли, и, во-вторых, эта отрасль нуждается в импорте технологий и оборудования. Поэтому нарушение поставок необходимых инструментов и технологий может стать серьезным макроэкономическим риском для достижения устойчивого развития.

Введение санкций со стороны европейских государств стало толчком для введения политики импортозамещения в приоритетной нефтегазовой отрасли, которая по состоянию на 2019 год импортировала 56% необходимого оборудования, в том числе, из Великобритании, Швейцарии, Италии, Германии и других стран. Основным потребителем импортного оборудования и технологий является сегмент разведки нефтедобычи.

В результате введения санкций, около 70% поставок оборудования попали под запрет, что потребовало поиска альтернативных вариантов поставок из стран Азии [2].

В 2020 году был принят план по импортозамещению, который предусматривал создание условий для производства необходимого нефтегазовой отрасли оборудования внутри страны. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики и маркетингового агентства MegaResearch, доля импортного оборудования незначительно снизилась, что требует анализа эффективности принимаемых мер по импортозамещению. В свет ухудшения геополитической обстановки в 2024 году, вопросы, связанные с решением проблем импортозамещения, становятся важными для многих секторов отечественной промышленности. Поэтому актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью оценки эффективности политики импортозамещения на сегодняшнем этапе.

В условиях отрицательного воздействия санкционной политики важно, чтобы Правительство Российской Федерации активно поддерживало процесс импортозамещения и создавало целостные логистические цепи от подготовки специалистов и научных исследований до поставок готового оборудования. Это

поможет обеспечить независимость от иностранных поставщиков и укрепить российский экономический сектор [3].

Преодоление зависимости от импорта невозможно без эффективной государственной политики. Необходимо развивать высокотехнологичные отрасли промышленности с помощью субсидий, грантов, целевого финансирования и создания соответствующих нормативно-правовых условий. Кроме того, успех политики импортозамещения зависит от эффективного управления инвестиционными проектами и создания конкурентных условий для производителей высокотехнологичной продукции. Реализация этой политики в долгосрочной перспективе не только поможет сократить зависимость от импорта в нефтегазовой отрасли, но также способствует переходу экономики России к отходу от сырьевой модели развития [4].

Низкая конкурентоспособность российского нефтегазового оборудования связана с ориентацией страны на экспорт углеводородов [5], а также с техническими и экономическими особенностями этой отрасли. Основными проблемами здесь являются низкая производительность отечественного оборудования по сравнению с импортными аналогами, недостаточный уровень надежности и несоответствие международным экологическим стандартам.

Производимое отечественной промышленностью оборудование нередко не удовлетворяет стандартам эргономики, на российских предприятиях отсутствует эффективная система обслуживания клиентов, а также клиенты недостаточно информированы о производимой продукции и ее ключевых характеристиках [7].

Тем не менее, российские промышленные предприятия имеют доступ к необходимым сырьевым ресурсам и квалифицированной рабочей силе. Научно-технологический потенциал, созданный в России, является значительным и может быть полностью задействован предприятиями отечественного машиностроения для достижения целей замещения импортной продукции местным производством. Исследование научных источников демонстрирует,

что присутствие ряда вышеупомянутых системных проблем препятствует переориентации экономики с импорта наукоемких товаров на внутреннее производство. В научном сообществе уделяется внимание проблемам реализации стратегии импортозамещения, однако эффективность такой политики пока не была подвергнута анализу.

Методы исследования, используемые в работе, включают сравнительный и системный анализ, изучение нормативно-правовой базы, библиографическое исследование, анализ статистических данных. В качестве источников информации об импортозамещении выступают нормативно-правовые документы, статистические данные от Федеральной службы государственной статистики, аналитические отчеты Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, маркетингового агентства «М^аКеБеагсИ», а также Министерства промышленности и торговли России.

Начавшись в 2020 году в условиях введения санкций, процесс импортозамещения в нефтегазовой отрасли приобрел особую актуальность. Основной целью политики импортозамещения является поддержка и защита национальных экономических интересов путем создания благоприятных условий для развития внутренней промышленности и уменьшения зависимости от импорта товаров и технологий с целью снижения политических и валютных рисков [6].

Процесс осуществления стратегии импортозамещения, включает в себя три центральных и взаимосвязанных аспекта. Эффективная реализация такой политики требует развития конкурентоспособного промышленного производства, что в свою очередь требует проведения необходимых исследований и разработок, а затем их внедрения в промышленное производство. Важным элементом успешной реализации является поддержка отраслей, способствующих формированию спроса на инновационные продукты, так как стимулирование спроса считается ключевым фактором успешной политики импортозамещения.

В 2019 году, до наступления санкций, аж 70% оборудования, применяемого при бурении скважин, было завозимо из-за рубежа. Программное обеспечение, необходимое для моделирования геологоразведочных работ и конструирования скважин, на 90% состояло из иностранных программных продуктов. Однако с введением санкций почти три четверти импортных поставок оборудования, используемого отечественными компаниями в нефтедобывающем секторе, оказались под запретом. [2].

В связи с тем, что санкции создали угрозу для экономической безопасности важной отрасли национального хозяйства, вопросы замещения импорта стали рассматриваться в контексте обеспечения национального суверенитета. Если до введения санкций импортозамещение рассматривалось главным образом в свете обеспечения продовольственной безопасности, то теперь его смысл расширился, и главной целью стало достижение технологической независимости экономики России.

Эффективную политику импортозамещения подтверждает снижение доли импорта машин, оборудования и транспортных средств, поскольку производство этих товаров начинает развиваться внутри страны и удовлетворять запросы как на внутреннем, так и на внешних рынках. Санкции способствуют активному сотрудничеству с китайскими компаниями, но отечественным производителям оборудования и программного обеспечения предоставление необходимого финансирования для нефтегазовой отрасли становится проблематичным.

Стимулируется научная и инновационная деятельность предприятий, где государственная поддержка сосредотачивается на проектной деятельности, финансировании исследований и разработках научных институтов. Однако поддержка производственных секторов пока остается слабой, что является вызывающим моментом для политики импортозамещения.

Основной упор экономики России на экспорт энергоносителей приводит к дисбалансу в развитии различных отраслей, так как инвестиции сосредотачиваются в нефтегазовой сфере в силу ее высокой прибыльности.

Отечественные нефтегазовые компании активно привлекают иностранные инвестиции, технологии и оборудование, необходимые для разработки месторождений, оттесняя национальные отрасли.

Таким образом, разрабатываемая политика импортозамещения требует пересмотра стратегических целей. Правительству необходимо сменить уклон с обеспечения потребностей нефтегазовой отрасли на вывод промышленной продукции на мировые рынки. Глобальная стратегия вывода инновационной продукции на мировые рынки доказала свою целесообразность в других странах и предполагает не только удовлетворение внутреннего спроса, но и создание экономических преимуществ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анализ рынка нефтегазового оборудования // MegaResearch. [Электронный ресурс]. URL: https://www.megaresearch.ru/news_in/analiz-rynka-neftegazovogo-oborudovaniya-na-etot-raz-ne-zametitkrizisa-ne-poluchitsya-1562;

2. Возрождение рынка нефтегазового оборудования // Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/804;

3. Инновационные факторы в освоении арктического шельфа и проблемы импортозамещения: кол. монография / А.Н.Виноградов, Е.С. Горячевская, А.А.Козлов и др., под науч. ред. В.А.Цукермана. Апатиты: Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2019. 80 с. Экономика и управление народным хозяйством 23;

4. Кривенко Н.В., Епанешникова Д. С. Импортозамещение как инструмент стабилизации социально-экономического развития регионов // Экономика региона. 2020. № 3 (16). С. 765-778;

5. Приказ об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

[Электронный ресурс]. URL:

https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/6451.pdf;

6. Проблемы импортозамещения в отраслях ТЭК и смежных отраслях // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/10298.pdf;

7. Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года // Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https: //minenergo. gov. ru/node/6366

Khusainov K.R.

Ufa State Petroleum Technical University (Ufa, Russia)

IMPACT OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY ON MARKET FOR PRODUCTION OF OIL AND GAS FIELD EQUIPMENT IN RUSSIA

Abstract: the article discusses the practical aspects of the effectiveness of import substitution in the Russian oil and gas industry. The analysis of statistical data for the period from 2019 to 2024 showed that the policy of import substitution has not yet led to a significant reduction in dependence on imports. Approximately half of the equipment is still imported, which preserves external risks for the industry. To accelerate this process, the model should be revised, focusing on increasing the competitiveness of domestic enterprises in world markets. This approach will make import substitution a natural result of a successful policy and eliminate the technological backwardness of industry due to its attractiveness for investment.

Keywords: import substitution, production, equipment, sanctions, machine building market, industry, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.