Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА НА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА НА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
институционализация / политическая элита / политическая культура / власть / ресурсы / политическая коммуникация / институты / institutionalization / political elite / political culture / power / resources / political communication / institutions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тогусаков О.А., Базарбаев К.Б.

статья посвящена исследованию политического процесса в регионе Центральной Азии, влияния внерегиональных акторов на этот процесс, а также выявлению геополитических и геоэкономических противоречий, которые возникают как результат данного влияния. Институционализация социальной политики в регионе Центральной Азии является одной из ключевых задач для обеспечения устойчивого развития и повышения качества жизни населения. Социальная политика в данном контексте охватывает широкий спектр мер и программ, направленных на обеспечение социальной защиты, социальной справедливости и социальной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF POLITICAL CONTEXT ON THE INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL POLICY IN CENTRAL ASI

The article is devoted to the study of the political process in the Central Asian region, the influence of extra-regional actors on this process, as well as the identification of geopolitical and geo-economic contradictions that arise as a result of this influence. Institutionalization of social policy in the Central Asian region is one of the key tasks to ensure sustainable development and improve the quality of life of the population. Social policy in this context covers a wide range of measures and programs aimed at ensuring social protection, social justice and social inclusion.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА НА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тогусаков О.А.

Академик НАН КР, доктор философских наук, профессор

Базарбаев К.Б. соискатель, докторант Национальной академии наук КР, Кыргызстан, Бишкек.

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА НА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация: статья посвящена исследованию политического процесса в регионе Центральной Азии, влияния внерегиональных акторов на этот процесс, а также выявлению геополитических и геоэкономических противоречий, которые возникают как результат данного влияния.

Институционализация социальной политики в регионе Центральной Азии является одной из ключевых задач для обеспечения устойчивого развития и повышения качества жизни населения. Социальная политика в данном контексте охватывает широкий спектр мер и программ, направленных на обеспечение социальной защиты, социальной справедливости и социальной интеграции.

Ключевые слова: институционализация, политическая элита, политическая культура, власть, ресурсы, политическая коммуникация, институты

Влияние политического контекста на институционализацию социальной политики в регионе Центральной Азии определяется ролью политической элиты в формировании и реализации социальной политики. Влиятельным сегментом региональной политической элиты являются выбранные главы регионов и назначенные руководители региональных и республиканских администраций. Они имеют наибольшее количество влияния и определяют политическое направление в регионе. Влияние политической элиты в регионе Центральной Азии определяется комбинацией факторов, таких как исторические традиции политического развития, экономическая структура региона, характер политического режима и другие. Основное влияние оказывает исполнительная власть, благодаря возможности контроля за региональными бюджетами и использования административных ресурсов. Выборы часто легитимизируют результаты неофициальных договоренностей и определяют состав региональных законодательных органов. Важную роль в формировании политической элиты играют также представители бизнеса, которые вливаются в политику через предпринимательские структуры и укрепляют свои позиции на региональном уровне [3].

Влияние политического контекста на институционализацию социальной политики в регионе Центральной Азии является одним из ключевых аспектов, определяющих успешность и эффективность социальных программ и мер, реализуемых в данном регионе. Политический контекст включает в себя политическую систему, структуры власти, политическую культуру, идеологию и политические процессы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и реализацию социальной политики.

Одним из основных факторов, влияющих на институционализацию социальной политики в регионе Центральной Азии, является роль политических элит. Политические элиты в данном регионе играют важную роль в формировании и реализации социальной политики, так как они обладают политической властью и ресурсами, необходимыми для осуществления социальных программ и мер.

Однако, роль политических элит в формировании и реализации социальной политики в регионе Центральной Азии не всегда является положительной. Во-первых, политические

элиты могут использовать социальную политику в качестве инструмента для укрепления своей власти и легитимизации перед населением. Они могут использовать социальные программы и меры в качестве средства для манипулирования общественным мнением и создания лояльности населения.

Во-вторых, политические элиты могут оказывать негативное влияние на институционализацию социальной политики путем коррупции и неэффективного использования ресурсов. В регионе Центральной Азии проблема коррупции является одной из основных преград на пути успешной реализации социальных программ. Политические элиты могут злоупотреблять своим положением для личной выгоды, отклоняя средства, предназначенные для социальных программ, на свои счета или на финансирование других проектов.

В-третьих, политический контекст в регионе Центральной Азии характеризуется ограниченной политической конкуренцией и недостаточной развитостью гражданского общества. Это ограничивает возможности гражданского участия в процессе формирования и реализации социальной политики, что затрудняет институционализацию и эффективность социальных программ.

Однако, несмотря на эти ограничения, политический контекст в регионе Центральной Азии также может создавать благоприятные условия для институционализации социальной политики. Например, наличие сильного государства и централизованной системы управления может способствовать более эффективному распределению ресурсов и координации социальных программ.

Кроме того, политические элиты могут принимать решения, направленные на улучшение социального благополучия населения, осознавая важность социальной политики для поддержания стабильности и легитимности своего правления. Они могут разрабатывать и реализовывать социальные программы, которые способствуют улучшению жизни граждан, повышению уровня здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Таким образом, влияние политического контекста на институционализацию социальной политики в регионе Центральной Азии является сложным и многогранным. Политические элиты играют важную роль в формировании и реализации социальной политики, однако их роль может быть как положительной, так и отрицательной. Для успешной институционализации социальной политики в регионе необходимо учитывать особенности политического контекста, бороться с коррупцией и развивать гражданское общество, чтобы обеспечить широкое гражданское участие в процессе принятия решений и реализации социальных программ.

Специфика сложившихся политических коммуникаций в государствах Центральной Азии в значительной мере обусловлена характером произошедшей в этом регионе системной социально-политической трансформации в конце ХХ-начале XXI вв.

Данные процессы включали в себя не только становление государственности, но и одновременно поиск новых идеологических парадигм. Причем протекали они не в виде поэтапных эволюционных преобразований и реформ, а в условиях фактически одномоментного крушения единого государства, отказа от доминировавшей в течение десятилетий социалистической идеологии и основанных на ней концепций общественного устройства и правовой регламентации социальных отношений. Дополнительное негативное воздействие на социально-политическую ситуацию оказывало критическое состояние экономики в тот период в большинстве Центральноазиатских стран, обусловленное разрывом народнохозяйственных связей на постсоветском пространстве.

В отмеченных условиях, после обретения суверенитета, наблюдался процесс революционной перестройки всей политической системы и, соответственно, формирование нового типа политических коммуникаций. Практически все новые независимые страны охватил процесс демократического транзита, всеми государствами Центральной Азии был

избран политический курс на внедрение демократических институтов и ценностей, создание необходимой нормативной правовой базы для равномерного соотношения прямых и обратных связей в политической коммуникации. Вместе с тем, историческая обстановка, отсутствие опыта строительства демократического общества, ориентированность политической и правовой культуры населения на традиционалистский уклад жизни и, в целом, сложность в сжатые сроки полноценной адаптации всего комплекса демократических институтов и норм, разработанных для государств Запада и свойственных им, вызвали различия в качественных параметрах как политических систем центральноазиатских стран, так и политической коммуникации в них.

Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан в наиболее интенсивном режиме осуществили имплементацию в национальное законодательство международных правовых норм и стандартов, способствующих формированию гражданского общества, развитию политических коммуникаций в направлении расширения обратной связи. Туркменистан сконцентрировал усилия на максимальном укреплении директивных начал в политической коммуникации. Узбекистан также уделил большое внимание совершенствованию элементов политической системы, обеспечивающих эффективность, главным образом, прямой связи в политической коммуникации, хотя, в отличие от Туркменистана, сохранил поступательные темпы адаптации демократических институтов, поддерживающих отношения обратной связи в политической коммуникации в строго заданном ареале.

В целом, несмотря на имеющиеся различия, в государствах Центральной Азии за последние десятилетия создана правовая основа, закрепившая специфический постсоветский тип политической коммуникации, сочетающий в себе черты, характерные для командно-административной советской и адаптированной демократической системы. Ее отличительной особенностью на современном этапе является достаточно высокий удельный вес прямой связи и последовательная разработка инструментария для устранения возможных дисфункциональных отклонений в деятельности политической системы, обеспечения ее стабильности и легитимации властных институтов.

При этом директивность принятия решений сочеталась с разработкой нормативной базы, ориентированной на исключение дисфункциональных факторов. Ожидания эволюционного сложения самоорганизационных характеристик и механизмов политической системы могли иметь весьма пролонгированный характер, что в тех условиях было угрожающим. Поэтому демократический транзит инициировался более импульсами правовых изменений.

Парадигма «демократического транзита» в целом ориентируется на векторное, линейное развитие стран с посттоталитарными режимами, при котором в «переходных» странах неизбежно движение через типологически универсальные стадии демократизации: эрозия и распад авторитаризма, режимная либерализация, институциональная. Как отмечает А.Ю. Мельвиль, «сегодня, однако, очевидно, что современное политическое развитие может идти по множеству разнонаправленных траекторий. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, скажем, политические институты и политические процессы в Туркменистане, Таджикистане и т.д. ... Во всех странах «третьей волны» складывается чрезвычайно широкий спектр политических режимов, структур распределения и воспроизводства власти, формируются разные политические системы. В одних завершается консолидация либеральных демократий, закрепляются демократические институты и практики, в других -такие институты и практики сочетаются с недемократическими, авторитарными, в-третьих — формальные демократические процедуры используются в качестве фасада, за которым скрываются новые разновидности автократического правления. Сам феномен современных неоавторитарных трансформаций, как и вообще беспрецедентные различия в результатах режимных изменений, ставят перед политологическим сообществом фундаментальную задачу существенного концептуального обновления сложившихся представлений о

политических изменениях и политическом развитии с учетом разновекторного характера современных политических трансформаций» [4, с. 123-124].

В этой связи можно выделить ряд основных факторов, определяющих состояние политических коммуникаций в странах Центральной Азии и закономерности их политикоправовых параметров:

- ключевое значение в политической коммуникации имеет деятельность органов государственной власти, задающих конфигурацию, интенсивность и характер коммуникационных процессов;

- формирование гражданского общества и дееспособной системы его институтов находится на стадии развития и поиска оптимальных форм эффективного сотрудничества с властными структурами в политической сфере и при решении вопросов управленческой деятельности;

- у большей части населения отсутствует опыт участия в обсуждении и принятии управленческих решений, выражении собственной гражданской позиции, имеет место недостаточный уровень политической и правовой культуры, высокая степень политической инертности общества

- немаловажное значение имеют особенности ментальности центральноазиатских народов, сильное влияние национальных и религиозных традиций и обычаев, формировавшихся на протяжении тысячелетий в условиях «восточной деспотии», сакрализации власти лидера, жестких иерархических связей, не свойственных западным обществам с развитой демократией;

- учитывается геополитический контекст внутриполитических процессов, вызывающий опасение попыток манипулирования сознанием населения со стороны внешних сил;

- сказывается негативное влияние регионально-клановых противоречий среди политических элит, продуцирующих потенциал социальной напряженности и угрозу возникновения деструктивных процессов в обществе.

Учет указанных факторов необходим для выявления особенностей политической коммуникации в каждом конкретном центральноазиатском государстве, поскольку связи и взаимозависимость политической коммуникации и различных составляющих политической системы существенны и динамичны. Как отмечает российский исследователь Е.В. Гуняшев, «коммуникационное пространство не безгранично, оно действует соответственно параметрам политической системы, так как каждой политической системе свойственна своя сеть политических коммуникаций и ограничение в ресурсах... Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, субъектов политики, способов принятия политических решений, особенностей государства и некоторых других факторов» [2].

Не меньшую роль играет также соотношение политической коммуникации с социокультурным феноменом, что подчеркивается в работах С.А. Шомовой и К.С. Гаджиева. В частности, С.А. Шомова обоснованно считает, что параметры коммуникационного процесса «задаются не только политологическими или технологическими реалиями, но и в ходе исторического анализа — культурно заданными характеристиками: совокупностью мифологических представлений, бытующих в обществе, ритуальными и сакральными традициями, особенностями временных и пространственных отношений, развитием цивилизационных факторов (письменности, печати, электронного воздействия), и так далее» [5, с. 44]. К.С. Гаджиев прямо указывает, что значительную часть политических реалий «невозможно объяснить без учета социокультурного фона политических явлений» [1, с. 75].

Изложенные характеристики институционализации политической политики в целом свойственны всем государствам Центральной Азии, но в каждом из них они проявляются

своеобразно, что обусловливает необходимость анализа политико-правовой базы в страновом ракурсе.

Литература:

1. ГаджиевК.С. Политическая культура: концептуальный аспект// Полис, 1991. № 6. С. 69-83.

2. Гуняшев Е.В. Политическая коммуникация: в поисках универсального подхода. - М.: МосГУ, 2012. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/nauch_trudy/articles/Guniashev_PoliticalCommunication.pdf (дата обращения: 15.02.2024).

3. Кучумов В.И. Особенности формирования региональных элит в современной России// Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. № 44. С. 144-150.

4. Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты// Политология: Лексикон / Под ред. А.И. Соловьева. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 123-134.

5. Шомова С. А. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы: дисс. ... доктора полит. н. - М., 2004. - 352 c.

References:

1. GadzhievK.S. Politicheskaja kul'tura: konceptual'nyj aspekt// Polis, 1991. № 6. S. 69-83.

2. Gunjashev E.V. Politicheskaja kommunikacija: v poiskah universal'nogo podhoda. - M.: MosGU, 2012. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/nauch_trudy/articles/Guniashev_PoliticalCommunication.pdf (data obrashhenija: 15.02.2024).

3. Kuchumov V.I. Osobennosti formirovanija regional'nyh jelit v sovremennoj Rossii// Izvestija RGPU im. A.I. Gercena, 2007. № 44. S. 144-150.

4. Mel'vil'A.Ju. Demokraticheskie tranzity// Politologija: Leksikon / Pod red. A.I. Solov'eva. -M.: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 2007. S. 123-134.

5. ShomovaS.A. Politicheskaja kommunikacija: sociokul'turnye tendencii i mehanizmy: diss. ... doktora polit. n. - M., 2004. - 352 c.

THE INFLUENCE OF POLITICAL CONTEXT ON THE INSTITUTIONALIZATION OF

SOCIAL POLICY IN CENTRAL ASIA

Togusakov O.A.

Academician of NAS KR, Doctor of Philosophy, Professor Bazarbaev K.B.

applicant, doctoral student National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Kyrgyzstan

Abstract: The article is devoted to the study of the political process in the Central Asian region, the influence of extra-regional actors on this process, as well as the identification of geopolitical and geo-economic contradictions that arise as a result of this influence.

Institutionalization of social policy in the Central Asian region is one of the key tasks to ensure sustainable development and improve the quality of life of the population. Social policy in this context covers a wide range of measures and programs aimed at ensuring social protection, social justice and social inclusion.

Key words: institutionalization, political elite, political culture, power, resources, political communication, institutions

Для цитирования: Тогусаков О.А., Базарбаев К.Б. Влияние политического контекста на институционализацию социальной политики в Центральной Азии// Архонт, 2024. № 2(41). С. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.