Научная статья на тему 'Влияние политических перемен в советской России на трансформацию государственного стиля в архитектуре 1930-1960-х годов'

Влияние политических перемен в советской России на трансформацию государственного стиля в архитектуре 1930-1960-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1525
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / СТАЛИНСКИЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ / ARCHITECTURAL STYLE / STALIN NEOCLASSICISM / POLITICAL CHANGES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лосева Елена Сергеевна

Обосновано влияние политических перемен на архитектурные стили. Показаны зависимости культурных артефактов от особенностей политической жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Political Changes in Soviet Russia on the Transformation of the State Style in Architecture of 1930-1960th

The influence of political changes on architectural styles is grounded. The dependences of cultural artifacts on features of political life of the society are shown.

Текст научной работы на тему «Влияние политических перемен в советской России на трансформацию государственного стиля в архитектуре 1930-1960-х годов»

2. Ярская В.Н. Жизненный путь в постмодерн: пространство и время // Современное общество: территория постмодерна: сб. науч. статей. Саратов, 2005.

3. Афанасьева В.В. Тотальность виртуального. Саратов, 2005.

4. Бодрийяр Ж. Америка / пер. с фр. Д. Калугина. М., 2000.

5. Урри Дж. Социология за пределами обществ. Мобильности двадцать первого столетия; [Кимилев Ю.А. Рефераты] // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1, № 1.

6. Уиллок Д.Э. Реальность как предмет переговоров: хаотические аттракторы нашего понимания // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.

7. Иванов Д.В. Виртуализация общества: Версия 2.0. СПб., 2002.

8. Урри Дж. Туризм и глобальное // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.

9. Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социологические исследования. 2002. № 2.

10. Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация. иЯЬ: http://www.i-u.ru/biblio/ агсЫуе/п0У1к0Уа_80с/80с_п0у22.азрх (дата обращения:

05.11.2009).

11. Интернет-форум туристов. иЯЬ: http://happyr0binz0n.f0rum24.ru (дата обращения:

10.08.2010).

12. Фенько А.Б. Туризм как показатель социального статуса // Социологические исследования. 2007. № 2.

13. Иванов Д.В. Глэм-капитализм. СПб., 2008.

14. Савкина И.Л. «Что ищет он в стране далекой?» (образы достойной жизни в материалах СМИ Карелии о туризме в Финляндию) // Образ достойной жизни в современных российских СМИ: сб. ст. Екатеринбург, 2008.

15. Черняева Т. И. Туризм как потребление: тренды виртуализации и конструирование туристического ландшафта // Философские науки. 2007. № 7.

E.S. Loseva

The Influence of Political Changes in Soviet Russia on the Transformation of the State Style in Architecture of 1930-1960th

The influence of political changes on architectural styles is grounded. The dependences of cultural artifacts on features of political life of the society are shown.

Key words and word combinations: architectural style, Stalin neoclassicism, political changes.

Обосновано влияние политических перемен на архитектурные стили. Показаны зависимости культурных артефактов от особенностей политической жизни общества.

Ключевые слова и словосочетания: архитектурный стиль, сталинский неоклассицизм, политические перемены.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 201

УДК 316.722:72(091)

ББК 71.4(2)+85.113

Е.С. Лосева ВЛИЯНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН В СОВЕТСКОЙ РОССИИ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ 1930-1960-Х ГОДОВ

I I еснижающийся интерес к истории советского периода в нашей стране обусловлен не столько открытием части засекречен-

ных архивов или все сокращающимся числом очевидцев тех событий, сколько возрастающим количеством вопросов, возникающих на почве недосказанности и домысливания мнений свидетелей эпохи.

После Октябрьской революции 1917 г. в России официально провозглашалась диктатура пролетариата, а власть перешла в руки народа. Тем не менее в течение следующего десятилетия была вновь установлена властная иерархия, и вплоть до падения советского режима главную роль (временами номинально) играл вождь, находившийся на ее вершине. Именно он определял не только основные стратегии как внешней, так и внутренней политики, но направление и содержание общественно-политических трансформаций. Несмотря на то что главным идеологом советской эпохи считается В.И. Ленин, советская культура означенного периода мыслится как сталинское произведение и с точки зрения организации, и с точки зрения концепции (хотя она и соотносится с ленинской идеей партийности искусства).

Став единоличным диктатором в стране, И.В. Сталин контролировал процесс становления советского искусства [1, с. 12]. Оказывая существенное влияние на культуру до начала 1950-х годов, он привел к единообразию, а точнее, к единому стилю все жанры и виды искусства. Государственный стиль сначала проявился в крупных формах (архитектура), затем распространил свое влияние на более мелкие (предметы интерьера и быта, предметы роскоши).

Как отмечают исследователи [2; 3], очень многое в Советском Союзе того периода зависело от одного-единственного человека - И.В. Сталина. Он лично визировал все наиболее масштабные и ответственные проекты, будь то Генеральный план реконструкции Москвы, проекты зданий Дворца Советов, гостиницы «Москва», знаменитых московских «высоток», метрополитена и ряд других. В связи с этим разноплановые проекты подчинялись скорее не единому стилю, а вкусу одного человека, который объединял их. И.В. Сталин является основным «автором» стиля, хотя и не составлял архитектурных проектов самолично.

Давая задание на формирование новой архитектуры и переосмысление культурного наследия, власть при этом воздерживалась от четких указаний об итоговых результатах [4, с. 280]. Создание стиля осуществлялось методом проб и ошибок. В качестве возможного направления архитекторам предлагался видеоряд из построек классического стиля.

Классицизм был выбран не случайно. Строгая симметричность форм, порядок и уравновешенность - именно то, чего недоставало «новому» человеку, но было в классицизме. Немаловажно, что исторически классицизм был имперским стилем. Его расцвет в России пришелся на вторую половину XVIII -начало XIX в. - период государственного расцвета, установления нового порядка, эпоху больших преобразований. Во второй четверти XX в. Советский Союз испытывал подобные трансформации, являя собой империю новой генерации.

Предпосылки возникновения стиля появляются в конкурсе проектов строительства Дворца Советов СССР, а началом стиля, его рождением считается «Творческая дискуссия Союза советских архитекторов». В вопросе о том, дей-

202 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ствительно ли нравился вождю этот стиль, исследователи не могут прийти к единому мнению. Некоторые считают, что Сталин использовал его исключительно в государственных интересах, в то время как его дачи были выстроены в стиле, мало похожем на стиль, названный его именем.

Государственный стиль в архитектуре получил название сталинского неоклассицизма. Весь его жизненный цикл связан с именем «отца народов» и характеризуется относительно четкими рамками (1933-1953 гг.). За два десятилетия своего существования стиль прошел общие практически для всех главных стилей этапы развития: ранний сталинский неоклассицизм, зрелый и поздний (сталинский ампир).

Ранний неоклассицизм характеризуется явным влиянием конструктивизма и функционализма, запрещенных в начале 1930-х годов. Примерами могут служить здания главного корпуса Саратовского государственного технического университета, Дома книги, расположенного на проспекте им. С.М. Кирова в Саратове, а также построенные станции первой очереди Московского метрополитена. В первый период жилое строительство фактически выпало из зоны воздействия стиля, и рабочие поселки новых промышленных городов не отдавались в ведение архитекторов, более того, были засекречены, впрочем как и промышленная архитектура.

Эпоха зрелого неоклассицизма была омрачена Великой Отечественной войной. Наиболее известными памятниками этого периода являются станции второй очереди Московского метро.

В послевоенный период большой популярностью пользовался сталинский ампир. Идеологически пафосность этого стиля часто связывают с победой СССР в Великой Отечественной войне: страна-победитель не могла себе позволить другой архитектуры.

Размах послевоенного строительства, вызванный необходимостью восстановления городов, многие из которых лежали в руинах, выразился как в огромных площадях, так и во всем функциональном разнообразии зданий. Самый наглядный пример - город-герой Волгоград (Сталинград), который отстраивался заново: возводились здания всех необходимых служб, возвращался к жизни жилой сектор. Города не просто воссоздавались из руин, а планировались заново. Работы велись во многих городах, причем соответствующее проектирование было начато еще до окончания войны. Архитекторам была предоставлена уникальная возможность - строительство идеального города.

Общей задачей для всех видов и жанров советского искусства стало воспитание советского человека, который должен был соответствовать ряду требований, касающихся таких сфер, как образование, культура труда, поведения, быта и отдыха. Управление культурой, построенной на «личной воле вождя», зримо опираясь на научные работы предшественников и современников, приносило свои плоды в виде строгого подчинения иерархии. Построение разветвленного бюрократического аппарата на первых порах было оправданно и подконтрольно, впоследствии же стало излишним.

Давление сталинской идеологии на архитектуру оказалось не только жестким, но и открытым. Оно осуществлялось не прямым воздействием сверху, но

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 203

прежде всего через «номенклатурную элиту», выделившуюся в самой профессии. При этом архитектура заняла вершину иерархии искусств: произведения архитектуры, во-первых, были самыми дорогостоящими среди всех произведений искусства, а во-вторых - наиболее наглядны и доступны для восприятия. Кроме того, новая архитектура служила завершающим этапом создания конструируемой среды обитания гражданина. Если воспитание «советского человека» начиналось с образования и привития необходимой системы ценностей в ходе обучения, то заканчивалось оно созданием среды, которая исключала (или сводила к минимуму) возникновение инакомыслия в рамках системы.

Ретроспектива советской архитектуры от бараков 1920-х годов до сталинских высоток 1950-х отражает процессы созревания советской экономики. С укреплением экономического потенциала рос репрезентативный уровень зданий, в том числе жилых, однако развитие «сталинского» стиля резко оборвалось одновременно с кончиной вождя. Многие исследователи отмечают, что стиль был создан под чутким руководством Сталина и умер вместе со своим «создателем». В качестве главной причины отказа от сталинского стиля официально озвучивалась его дороговизна. Справедливости ради отметим, что вопросы экономии при строительстве поднимались еще в 1951 г.

С избранием на пост первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева началась борьба с культом личности И.В. Сталина. Она нашла свое выражение в изменении вектора развития архитектурных форм. Массовое строительство получает небывалый размах, но сохраняет лишь практическое значение - предоставление жилья. Здания полностью утрачивают идеологическую составляющую, как «дворцы для советского человека». Под эгидой «хрущевской» программы массового жилищного строительства, его удешевления и ускорения уничтожаются связанные с именем И.В. Сталина типовые проекты жилых домов. На смену им приходят все новые и новые, с каждым разом более упрощенные, а значит, более дешевые, постепенно их число сводится к минимуму. Это оправдывалось упрощением и удешевлением производства строительных материалов, а как следствие - увеличением темпов производства и строительства. Процесс идет достаточно быстро, что можно проследить на примере застройки современного Проспекта 50 лет Октября в Саратове: здания, построенные до 1955 г., - еще типичные «сталинки», тогда как здания 60-х годов - уже типичные «хрущёвки».

Вместо «квартиры» люди стали получать «жилплощадь», то есть площадь для жилья с минимальными удобствами. Сначала здания лишают внешней отделки, затем изменения вносятся во внутреннюю планировку. С целью экономии строительных материалов максимально сокращают высоту потолков и площадь квартир (строились даже так называемые «малометражки» или «мало-семейки», с «сидячей» ванной и полутораметровой кухней).

Типизация строительства пропагандируется и обосновывается, например, следующим образом: «Непрерывно возрастающие в нашей стране темпы жилищно-гражданского строительства обязывают нас срочно обеспечить строителей проектной документацией. Для решения этой задачи при индивидуальном

204 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

проектировании (даже при наличии типовых секций и каталога индустриальных изделий) потребовалось бы сейчас уже увеличить аппарат проектных организаций, по меньшей мере, в 3-4 раза. Но это несбыточно. Поэтому единственно правильным является путь, указанный XIX съездом Партии, - путь наиболее широкой и последовательной типизации в проектировании» [5, с. 1]. Как отмечают исследователи, почти два года спустя научно-исследовательские институты, специализирующиеся в области строительства, были разобщены и малочисленны [6, с. 7].

Существовали и объективные причины, обусловливающие резкий рост потребности в строительстве жилья. Именно во время Великой Отечественной войны увеличилась подвижность населения, что привело к росту урбанизации. Кроме того, в середине 1950-х годов достигло зрелого возраста поколение, родившееся в 1930-х годах, пришло время его представителей для создания своих семей, чем и был вызван недостаток жилья. Это привело, с одной стороны, к увеличению жилищного строительства, а также необходимому росту производства промышленной продукции и потребительских товаров, а с другой -к увеличению кадровой базы промышленности.

Строя «хрущевки», воспитательной силой архитектуры вольно или невольно пренебрегали. Она уже не оказывала дисциплинирующего воздействия. Терялся ее государственно-идеологический пафос и снижался эстетический уровень. Вследствие этого человеку надо было прилагать меньше усилий для того, чтобы ей соответствовать. Несмотря на столь явные изменения в массовом жилищном строительстве, официальные общественные здания некоторое время продолжали строить в том же парадном стиле, что и раньше. Как правило, это были дворцы культуры (например, Дворец культуры «Россия» на площади им. В.И. Ленина в Саратове или Дворец культуры «Мир» в районе 4-й дачной здесь же).

В 1961 г. наступил пик борьбы с «культом личности». Сносятся статуи И.В. Сталина, уничтожаются портреты и бюсты, где невозможно изъять -переделывают (например, в мозаиках отделки станций метрополитена изображение И.В. Сталина заменяют изображениями В.И. Ленина). Переименовывается все, что связано с именем вождя (так, Сталинский район Саратова становится Заводским, а город Сталинград - Волгоградом).

Архитектурный стиль сталинского неоклассицизма запрещается к воспроизводству. Архитекторы, продолжающие строить в сталинском стиле, а также разрешающие это делать, подвергаются наказанию. Резкая критика звучит в адрес главных архитекторов городов: «... в работе главных архитекторов городов имеют место серьезные недостатки. Об этом свидетельствует, в частности, деятельность главного архитектора Ленинграда В. Каменского. Именно на нем лежит вина за то, что в Ленинграде недооценивается разработка детальных проектов застройки первоочередных районов строительства, нет необходимого задела проектной градостроительной документации, а вопросы жилых кварталов решаются старыми приемами. <...> Главный архитектор г. Горький - т. Гречи-хин поощрял строительство по индивидуальным проектам с большими излишествами» [6, с. 14].

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 205

Строительство одинаковых домов-«хрущевок» ведется не только в Москве и Ленинграде, но и по всей стране так, что в архитектуре стирается грань между провинцией и столицей. Спальные районы Москвы или Саратова практически ничем не отличаются - этому способствует застройка типовыми домами. Теперь только в центральных районах Москвы понимаешь, что ты находишься в столице. Такого рода трансформации городской среды способствуют стиранию социальных граней, социальной децентрализации. Как отмечают современные исследователи, в настоящее время «социальные императивы децентрализации можно обнаружить в оппозиции городских властей, стремящихся найти в культуре информационные стандарты для упорядочивания духовной реальности в интересах политической институализации» [7].

Подводя итог общим тенденциям влияния политических перемен в России 1930-1960-х годов на архитектурные стили, необходимо отметить следующее:

1. Формирование государственного стиля происходит в 1930-е годы утверждением на вершине властной иерархии И.В. Сталина; с его смертью и началом правления Н.С. Хрущева происходит смена стиля. Однако в силу стилистических особенностей, специфического пафоса и структуры «сталинский» архитектурный стиль полностью изъят из обращения не был, применяясь довольно продолжительное время при строительстве объектов культурно-массового или административного назначения.

2. Запрет на использование конструктивных элементов стиля обосновывается принципами экономии в строительстве. Типизация зданий ведет к сокращению номенклатуры элементов строительных конструкций, а значит, и к упрощению производства, а как следствие - к удешевлению и росту количественных показателей для каждого отдельного вида продукции.

Политические трансформации, а именно смена фигуры вождя, влекли за собой изменения во всех сферах жизни населения. Наиболее верным это утверждение является для сталинского периода и сменившей его хрущевской оттепели. Индикатором эпохи выступал так называемый «государственный стиль», проявляющийся в культуре и искусстве. От искусства требовалось обеспечить максимальное соответствие официальным требованиям власти. В его задачи входила подача событий эпохи в «нужном» свете.

Библиографический список

1. Добренко Е. Формовка советского писателя: социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб., 1999.

2. Хмельницкий Д. Зодчий Сталин. М., 2008.

3. Соколов Б.В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд...: Культура под сенью великого кормчего. М., 2004.

4. Жидков В. С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. М., 2001.

5. Шаронов М. Типовое проектирование - основная линия развития советской архитектуры // Архитектура СССР. 1954. № 1. С. 1-3.

6. Абросимов П.А. Творческие задачи советской архитектуры // Архитектура СССР. 1955.

№ 12. С. 7-19.

7. Устьянцев В.Б. Культурно-историческое пространство крупного города: исходные структуры. URL: http://www.comk.ru//HTML/ustyancev_doc.htm

206 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.