Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ДАГЕСТАНА'

ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмедханова Р.А.

В статье обсуждаются результаты экспериментального исследования влияния полиэтнической среды на межличностные отношения подростков Дагестана. Развитие позитивных отношений между субъектами разных этносов в настоящее время представляет собой приоритетную социальную задачу. Одним из значимых выводов выступило признание необходи- мости начинать данную работу с раннего возраста. Наиболее оптимальным для этого может считаться подростковый возраст, в котором уже сформированы необходимые психологические предпосылки для развития позитивных отношений со сверстниками другого этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ДАГЕСТАНА»

УДК 316.62 - 053.6 (470.67) Р.А. Ахмедханова

Влияние полиэтнической среды на межличностные отношения подростков

Дагестана

Дагестанский государственный университет, rukiat @mail.dgu.ru

В статье обсуждаются результаты экспериментального исследования влияния полиэтнической среды на межличностные отношения подростков Дагестана.

Развитие позитивных отношений между субъектами разных этносов в настоящее время представляет собой приоритетную социальную задачу. Одним из значимых выводов выступило признание необходимости начинать данную работу с раннего возраста. Наиболее оптимальным для этого может считаться подростковый возраст, в котором уже сформированы необходимые психологические предпосылки для развития позитивных отношений со сверстниками другого этноса.

Ключевые слова: этнос, этническая группа, этническое самосознание, национальное самосознание, этническая идентичность.

The results of the experimental research of poli-ethnic influence on interpersonal relations between Dagestan teenagers are discussed in the given article.

The development of positive relations between subjects of different ethnic groups is the priority problem nowdays. One of the significant conclusion is to recognize the necessity to work out the mechanism of positive relations since early childhood.

The juvenile age can be considered the most optimum, because necessary psychological preconditions are shaped already for the development of positive relations between teenagers of different ethnic groups.

Keywords: ethnos, ethnic group, ethnic self-consciousness, national self-consciousness, ethnic identity.

Проблема межэтнических отношений представляет одно из актуальных направлений современной психологии, получивших разработку в зарубежной и отечественной научной практике (А.Г. Агаев, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, Н.Л. Иванова, А. Ко-зинг, Н.М. Лебедева, М.О. Мнацаканян, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.).

Под межэтническими отношениями авторы (А. А. Карпенко, А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.) понимают субъективно переживаемые отношения между людьми различной национальности (личностный уровень) или между этническими общностями (групповой уровень). Согласно установившимся научным подходам, этническое своеобразие личности определяется особенностями этноса, к которому она принадлежит. В дословном переводе слово этнос (от греч. ethnos) означает «племя, народ».

Значительный вклад в формирование научных представлений об этносе внесли исследовательские работы Л.Н. Гумилева [6]. Особенностью этнической принадлежности является то, что она всегда отражается в сознании, не являясь при этом продуктом сознания. В таком качестве она, скорее, представляет собой феномен, находящийся в сфере бессознательного.

Широкое научное распространение получила трактовка Ю.В. Бромлея, согласно которой этнос интерпретируется как устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории. В качестве характеристик такой совокупности людей исследователем были выделены относительно стабильные общие для них особенности языка, культуры, психики, а также сознание своего единства и отличия от других подобных образований [2].

В качестве психологической общности, способной успешно выполнять важные для каждого человека функции, рассматривают этнос Е.П. Белинская и Т.Г. Стефаненко. По мнению психологов, этнос способен: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя

относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности; 3) защищать, отвечая не только за социальное, но даже за физическое самочувствие [3].

Характеристика этнической группы связана с выделением ряда ее особенностей. Во-первых, называется ее особая значимость для человека, что наиболее ярко проявилось в таком феномене как «этнический парадокс современности» (Ю.В. Арутюнян, Т.Г. Стефаненко). Особая важность этнической группы связана с тем, что она выполняет ряд функций, которые в наши дни столь успешно не способна выполнять ни одна другая группа (Н.М. Лебедева, З.В. Сикевич, Т.Г. Стефаненко). Во-вторых, на уровне обыденных представлений этническая группа воспринимается как группа с «нулевой мобильностью», т. е. как группа, в которую человек входит от рождения и которую невозможно сменить.

В качестве этнической группы, соответственно, рассматривается социальная категория, конструируемая людьми на основе различных признаков. Данные признаки они рассматривают как этнодифференцирующие, т. е. отличающие один этнос от всех других (Т.Г. Стефаненко, Г.Г. Шлет, Jenkins). В качестве этнодифференцирующих признаков могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство [10]. Согласно научной позиции Л.Н. Гумилева [6], универсальным критерием отличия этносов между собой служит стереотип поведения, который передается по наследству через механизм сигнальной наследственности. Ряд авторов (Ф. Барт, Б.Ф. Поршнев, Ю.П. Платонов, А.А. Налчаджян и др.) сошлись во мнении, согласно которому этнодифференцирующие признаки, в принципе, могут совпадать с этноинтегрирующими признаками. Таким интегрированным признаком выступает этническое сознание, проявляющееся в осознании общности происхождения, территории, этнонима, особенностей этнического характера и темперамента, этнокультурных особенностей, традиций, родного языка. Не отдельные признаки, а общее знание связывает членов группы, служит основой отличия от других этносов.

Немаловажно то, что этническая группа проживает в поли- или моноэтнической среде. Полиэтнической среда позиционируется в случае, когда на некоторой территории обитает население, относящееся к разным этносам. Согласно современным подходам, полиэтническая среда объединяет в себе материальные и духовные факторы жизнедеятельности представителей различных народов в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях [9]. В данном случае говорят о формировании этнического сознания и самосознания человека.

Этническое сознание в психологии рассматривается (Л.Д. Кузмицкайте, В.П. Лев-кович, Н. Г. Панкова и др.) в качестве системы представлений личности об этнокультурных и этнопсихологических особенностях общности, формирующихся в ходе взаимодействия с другими этническими группами. Анализируя механизмы образования этнического сознания, Б.Ф. Поршнев связал его возникновение со способностью этнической группы («Мы») выделять себя из окружающих ее других этнических групп («Они») и противопоставлять себя им [8].

В отличие от этнического сознания, этническое самосознание представляет собой более узкое отражение окружающей действительности. Его понимание основано на трактовке базового понятия «самосознание». Используя концепцию В. С. Мухиной, под самосознанием личности можно понимать универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Ее звенья составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к са-

мой себе и окружающему миру [7].

В трактовке Б.Ф. Поршнева [8] самоосознание общности (себя в качестве некоторого «Мы») изначально предполагает соотнесение своего «Мы» иному «Они». Данную позицию поддерживает В.П. Левкович, утверждающий, что самосознание предполагает осознание специфики своей этнической общности через знание о «них». Обозначенная позиция соответствует общепсихологическому подходу к проблеме, в соответствии с которым любое групповое самосознание невозможно без сопоставления, так как гораздо труднее рефлексировать черты своей общности, чем заметить отличие от других групп [4]. В этой связи этническое самосознание представляет собой осознание человеком своей соотнесенности с определенным этническим «Мы», которое соотносится с каким-то или какими-то «они». Соответственно под этническим самосознанием может пониматься относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса [1, с. 6-9].

При благоприятных обстоятельствах этническое самосознание формируется уже к юношескому возрасту. В норме «Мы» - чувство, которое отражает позитивную причастность к единому целому. Это очень важная эмоционально и нравственно организующая сила, создающая для отдельной этнической личности условия физической и психологической защищенности. Однако данный процесс протекает не всегда благоприятно. Неправильно формирующийся опыт межэтнического общения в полиэтнических общностях в условиях современных катаклизмов может привести к отчуждению и капсули-рованию этноса [7]. Причина этого находится в сложности этнического самосознания, функционирующего, как показал анализ научных источников, на когнитивном, аффективном и регулятивном уровнях. Так, этнические знания могут быть недостаточными или неактуальными для личности.

Отметим, что осознание этничности во многом определяется языковой культурой той общности, в которой происходит становление личности. Необходимым условием формирования и развития этнического самосознания является включенность в этнокон-тактное пространство. Именно она осуществляет своеобразный толчок для осознания собственного отличия, а значит и специфики.

Экспериментальная часть нашего исследования в качестве своей цели имела выявление психологических детерминант развития позитивных отношений подростков со сверстниками другого этноса.

Изменение современного мира, связанное с процессами глобализации, расширением информационного обмена, ростом мобильности населения и т. д., не могло не сказаться на жителях многонационального Дагестана.

В обстановке полиэтничности и не всегда позитивных многонаправленных влияний Дагестан представляет собой уникальнейший феномен лояльного взаимодействия и этнической консолидации. Традиционно полиэтническая общность дагестанцев определяет достаточно высокую степень психологической совместимости культур взаимодействующих этнических групп Дагестана. Исторически у них сформированы установки на позитивное, открытое, толерантное общение и взаимоотношения друг с другом.

Наряду с этим, как отмечает З.М. Гаджимурадова [5], опрометчивость утверждения о существовании сегодня полного взаимопонимания и согласия между исконными национальностями Дагестана. В условиях всеобщей интеграции произошли некоторые изменения межэтнических отношений народов. Несмотря на то, что основой их формирования выступили традиционные связи, - родственные, родовые, джамаатские и национальные, - произошло некоторое разрушение управляющих структур [5]. Ранее правящая элита, состоящая из представителей всех основных дагестанских этносов, утратив опору в структурах рухнувшей советской власти, нашла ее в системах довери-

тельных отношений с лицами, объединенными общей этнической принадлежностью. В их число вошли друзья, родственники, тухумы (семья), земляки. В данной ситуации, несмотря на образование этнической капсулированности, в которую, согласно мнению специалистов, попал народ Дагестана, этнический национализм не стал реальной угрозой целостности республики.

Масштабность проблемы межэтнического взаимодействия потребовала всестороннего изучения в разных научных отраслях - политологии, социологии, педагогике, психологии и т. д. Одним из значимых выводов выступило признание необходимости начинать работу по развитию позитивных отношений в межэтнической среде с раннего возраста. Наиболее оптимальным для этого может считаться подростковый возраст, в котором уже сформированы необходимые психологические предпосылки для развития позитивных отношений со сверстниками другого этноса.

Для исследования нами была проведена экспериментальная выборка дагестанских подростков в возрасте от 13 до 15 лет общей численностью 260 человек. В данную выборку были включены подростки, которые: 1) родились в Дагестане и данный регион является местом их постоянного жительства; 2) идентифицируют себя с дагестанским этносом; 3) владеют одним из дагестанских языков; 4) знают дагестанские обычаи и традиции; 5) имеют родителей, принадлежащих к дагестанскому этносу.

На основе контент-анализа нами был сделан вывод, согласно которому отношения дагестанских подростков со сверстниками другого этноса выстраиваются на двух уровнях - личностном и этнообусловленном. Данные уровни различаются причинным полем факторов, обусловливающих симпатию и готовность к поддержанию позитивных отношений со сверстниками другого этноса. В первом случае такие отношения обусловлены личностными качествами субъектов, отношения с которыми дагестанские подростки оценивают в качестве позитивных. Во втором случае они обусловливаются переживанием подростками определенной этнической «близости» своего народа и народа, к которому относится его сверстник.

Выявленные на начальном шаге эмпирического исследования данные послужили основой для более «прицельного» выявления психологических детерминант развития позитивных отношений дагестанских подростков со сверстниками, принадлежащими к другому этносу.

На уровне статистической тенденции подтвердилось предположение, согласно которому дагестанские подростки рассматривают более эмоционально привлекательными отношения со сверстниками тех этнических групп, с которыми чаще осуществляют непосредственное взаимодействие. Наиболее значимым в своих сверстниках другого этноса дагестанские подростки рассматривают то, каким образом они проявляют себя непосредственно в межличностном общении с ними. К таким качествам относятся: общительность; открытость; доброжелательность; принятие окружающих; умение общаться «на позитиве»; доверие к окружающим; мягкость; правдивость; уважительность; доступность.

На основе выделения дагестанскими подростками в рамках беседы с экспериментатором личностных качеств, значимых для них у сверстников другого этноса, была составлена авторская методика «Личностные и поведенческие особенности сверстников других этносов». Методика предусматривает реализацию испытуемыми двух серий последовательных выборов качеств, характеризующих сверстников другого этноса (при «хороших» и «плохих» отношениях).

Результаты распределения личностных и поведенческих характеристик с указанием средних величин выборов, сделанных дагестанскими подростками в отношении своих сверстников других этносов (по 10-балльной шкале), представлены в таблице:

Распределение личностных характеристик подростков различных этносов, с которыми у дагестанских подростков «хорошие» и «плохие» межличностные

отношения, и их средних оценок (х)

Ранг «Хорошие» отношения «Плохие» отношения

Качества х Качества х

1 общительный 8,2 враждебный 7,8

2 открытый 7,9 отвергающий других 7,7

3 эмоционально устойчивый 7,6 распространяющий негатив 7,4

4 доброжелательный 7,5 скрытный 7,1

5 принимающий других 7,3 жесткий 6,8

6 умеющий общаться «на позитиве» 6,9 неадекватно оценивающий себя 6,5

7 спокойный 6,7 подозрительный 6,4

8 ответственный за поступки 6,2 консервативный 6,1

9 самостоятельный 6,0 тревожный 5,7

10 гибкий 5,8 безответственный 5,4

Анализ вошедших в первую десятку качеств, наиболее характерных для отношений дагестанских подростков со сверстниками других этносов, показал, что они охватывают собой следующий список личностных качеств: общительность, эмоциональная устойчивость, самостоятельность, мягкость, гибкость, склонность к новаторству, спокойствие, уровень самооценки, принятие других, эмоциональная комфортность, интер-нальность, открытость, доброжелательность, умение общаться «на позитиве».

У дагестанских подростков данные качества были изучены с помощью следующих методик: личностный опросник Р. Кеттелла 16 РБ, методика диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник самооценки Г.Н. Казанцевой, тест Кука-Медлей.

Сопоставление с помощью критерия X баллов, которые дагестанские подростки набрали в ходе психодиагностического тестирования, и баллов по соответствующим качествам, которые они приписали сверстникам другого этноса, показало сходство их распределения на уровне р < 0,05. Выявление статистической связи данного уровня является подтверждением существования у дагестанских подростков достаточно выраженной тенденции к установлению позитивных отношений с теми сверстниками другого этноса, которые обнаруживают схожие с ними личностные и поведенческие черты. Таким образом, по результатам математико-статистического анализа можно со значительной долей уверенности предполагать, что дагестанские подростки более позитивно относятся к сверстникам тех этносов, которые обладают сходными с ними чертами.

Сходство между чертами личности дагестанских подростков и чертами, приписываемыми ими сверстникам другого этноса, с которыми они имеют позитивные отношения, в большей мере обозначилось по нескольким характеристикам. Наибольшее сходство дагестанских подростков и сверстников другого этноса, с которыми они готовы поддерживать устойчивые позитивные межличностные отношения, проявилось по следующим личностным чертам: эмоциональная устойчивость, общительность, интер-нальность, враждебность (доброжелательность), принятие других.

Выделенная «пятерка» психологических детерминант позитивных отношений дагестанских подростков включает две группы качеств. В одну из них можно отнести качества эмоциональной устойчивости и интернальности. Данные черты, как отмечалось, являются особенностью дагестанских подростков, их развитие поощряется национальной культурой, обычаями и традициями. Поэтому эти качества можно обозначить как этнообусловленные. Вторую группу образуют три качества - общительность, доброжелательность и принятие других. Они относятся к группе качеств, которые вне национальной принадлежности, во всех культурах выступают залогом установления позитивных межличностных отношений между людьми. Поэтому мы их обозначаем как универсальные качества установления позитивных отношений.

Таким образом, основными выводами, сделанными нами на данном этапе исследо-

вания, можно считать следующие:

1. Дагестанские подростки тем более готовы поддерживать позитивные отношения со сверстниками другого этноса, чем более они обнаруживают у них черты сходства с собой.

2. Наиболее значимым для дагестанских подростков при установлении отношений со сверстниками другого этноса выступает установление у них следующих личностных и поведенческих черт: эмоциональной устойчивости, общительности, интернальности, доброжелательности, принятия других.

Литература

1. Акбашева Р.С. Возрастные аспекты развития этнического самосознания. Психология личности: состояние и перспективы изучения // Межвузовский сборник научных статей. - Карачаевск, 2007.

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983.

3. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 208 с.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

5. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века: Монография. - Махачкала: Юпитер, 2002. - 196 с.

6. ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера земли. - М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.

7. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. - М., 2002.

8. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. -М., 1973.

9. Смагамбетова Б.Д. Стандарты поведения и полиэтническая среда // Вестник КазГУ. Серия экономическая. - Алматы, 1998. № 7.

10. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов. - М., 1993.

Поступила в редакцию 21.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.