Научная статья на тему 'Эмпирическое изучение психологических детерминант развития позитивных отношений дагестанских подростков со сверстниками других этносов'

Эмпирическое изучение психологических детерминант развития позитивных отношений дагестанских подростков со сверстниками других этносов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / ПОЗИТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТОК / ЭТНОС / ДАГЕСТАНСКИЙ ЭТНОС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмедханова Р.А.

В статье анализируются психологические детерминанты, которые обусловливают развитие позитивных отношений подростков со сверстниками других этносов. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие, что отношения дагестанских подростков со сверстниками другого этноса выстраиваются на двух уровнях личностном и этнообусловленном. В статье приводится авторская модель и программа развития позитивных отношений дагестанских подростков со сверстниками другого этноса и доказана их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое изучение психологических детерминант развития позитивных отношений дагестанских подростков со сверстниками других этносов»

к пониманию. Вместе с тем, абсолютизация категории консенсуса, как у Ю. Хабермаса, тоже может иметь неоднозначные последствия. Конечно, в идеале коммуникаторы должны понять друг друга. Но абсолютное понимание невозможно даже между близкими людьми, даже молчание можно интерпретировать по-разному, а продолжающаяся коммуникация может рождать все новые поводы к непониманию и, соответственно, порождает новые понимания. Лишь полная нейтрализация смыслов может создать квазиконсенсус. Собственно, это и происходит в современном политкорректном социуме.

Для социокультурной интеграции необходим сам факт и предмет коммуникации, представляющий интерес для обеих сторон, и, тем самым (по Парсонсу- обязательно) выступающий посредником.

Таким образом, межкультурную коммуникацию можно считать основанием интеграционно-дезинтеграционных процессов в полиэтничном обществе. Она которая представляет собой эмерджентную систему коммуникативных действий, имеющих социокультурное содержание. Такое рассмотрение межкультурной коммуникации возможно благодаря синтезу концептуальных положений теории Ю. Хабермаса, развивавшему в контексте рационализма и научного модерна идеи коммуникативного действия и консенсуса, и системного подхода Н. Лумана, в постмодернистском толковании представлявшего коммуникацию как аутопойэтичную и самодостаточную sui generous.

Литература

1. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. - СПб.: Наука, 2000. -380 с.

2. Луман, Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. №3,1995— 114—125с., 122 с.

3. Джордано, Р. Письмо в защиту Германии [Электронный ресурс] // Лента.ру, 13 октября 2010.

4. Луман, Н. Невероятность коммуникации / Проблемы теоретической социологии. Вып 3.- СПб.: СПбГУ, 2000.- 75-93 с.

5. Habermas, J. Die Moderne - ein unvollendetes Projekt, in: Kleine politische Schriften I-IV. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1981.203 s.

Ахмедханова P.A.

Эмпирическое изучение психологических детерминант развития позитивных отношений дагестанских подростков со сверстниками других

этносов

Развитие позитивных отношений между субъектами разных этносов в настоящее время представляет собой приоритетную социальную задачу.

С позитивными отношениями в настоящее время отождествляются гуманистические, «понимающие», эмпатийные, толерантные отношения между взаимодействующими людьми. Получив первоначальную разработку в трудах А.Ф. Лазурского, категория «отношения» в дальнейшем попадала в сферу научных интересов В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, А.Г. Асмолова, Ш.А. Надирашвили, А.В. Петровского и других исследователей.

На социальную ситуацию развития в Дагестане сегодня влияет общая геополитическая ситуация северокавказского региона, и это объясняется не только многовековым пребыванием республик этого региона в составе единого советского государства, но и географической близостью, единством региональных проблем, сложной структурой экономических связей. Любые социокультурные и военно-политические сдвиги, происходящие в геополитическом пространстве, оказываются значимыми для межэтнической ситуации в Дагестане и способны сыграть дестабилизирующую роль.

Учитывая социальные реалии нашего государства и, в частности, смену ценностных ориентиров не только в государственной политике, но и в системе социализации подрастающего поколения, приоритетным в границах означенной проблемы представляется феномен этнического самосознания молодежи, так как именно этноустановки и этно стереотипы молодого поколения в наибольшей мере обусловливают направленность межэтнического взаимодействия.

Развитие этнического самосознания современной дагестанской молоде~жи происходит в сложнейших условиях демократизации и капитализации общества; в атмосфере войны и межэтнических конфликтов в сопредельных с Дагестаном регионах (Чечне, Азербайджане, Грузии); в мире вседозволенности, насилия и разгула преступности. Результатом всех этих процессов является напряженность этнического сознания и снижение толерантности. [Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века, Махачкала, 2002]

На межличностные отношения подростков значительное влияние оказывают установки, порожденные делением окружающих на «своих» и «чужих». «Свои» априорно воспринимаются как обладающие качествами, привлекательными для взаимодействия, «чужие» - как враждебные, вызывающие отторжение. Отнесение к категории «чужих» может происходить по разным основаниям, но они объединяются наличием элементов несхожести каких-либо качеств человека качествам субъекта восприятия.

Несмотря на скудность информации о развитии межэтнических отношений подростков, установлено, что интенсивные преобразования, переживаемые личностью в данном возрасте, имеют и этническую окраску. Для проведения исследования была сформирована экспериментальная выборка дагестанских подростков в возрасте от 13 до 15 лет общей численностью 260 человек. В данную выборку были включены подростки, которые родились в Дагестане (данный регион является местом их постоянного жительства); идентифицируют себя с дагестанским этносом; владеют дагестанским языком; знают дагестанские обычаи

и традиции; имеют родителей, принадлежащих к дагестанскому этносу. В процессе исследования были использованы следующие методики: личностный опросник Р. Кеттелла 16 РР, методика диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник самооценки Г.Н. Казанцевой, тест Кука-Медлей.

В рамках констатирующего этапа эксперимента был установлен круг этносов, с представителями которых у дагестанских подростков имеются значимые отношения. В их состав попали русские, осетины, ингуши, чеченцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, калмыки, черкесы, ногайцы, азербайджанцы, грузины. Также был конкретизирован характер отношений подростков дагестанского этноса со сверстниками, принадлежащими к выделенным этноса. Кроме того, были составлены психологические портреты сверстников другого этноса, с которым дагестанские подростки готовы поддерживать устойчивые позитивные межличностные отношения.

На основе контент-анализа был сделан вывод, что отношения дагестанских подростков со сверстниками другого этноса выстраиваются на двух уровнях -личностном и этнообусловленном. Данные уровни различаются причинным полем факторов, обусловливающих симпатию и готовность к поддержанию позитивных отношений со сверстниками другого этноса. В первом случае такие отношения обусловлены личностными качествами субъектов, отношения с которыми дагестанские подростки оценивают в качестве позитивных. Во втором случае они обусловливаются переживанием подростками определенной этнической «близости» своего народа и народа, к которому относится его сверстник.

В ходе исследования подтвердилось предположение, что дагестанские подростки считают более эмоционально привлекательными отношения со сверстниками тех этнических групп, с которыми они чаще осуществляют непосредственное взаимодействие. Наиболее значимыми в сверстниках другого этноса дагестанские подростки считают следующие личностные качества: общительность, открытость, доброжелательность, принятие окружающих, умение общаться «на позитиве», доверие к окружающим, мягкость, правдивость, уважительность, доступность.

Дагестанские подростки не готовы поддерживать позитивные отношения со сверстниками, которые характеризуются враждебностью, отвержением других людей, распространением негатива, скрытностью, жесткостью, неадекватной самооценкой, подозрительностью, консервативностью, тревожностью, безответственностью.

«Отталкивающими», непривлекательными качествами для установления межличностных отношений дагестанские подростки считают у сверстников другого этноса холодность, чрезмерную скептичность в общении, завистливость, агрессивность, негибкость в поведении, цинизм, неуверенность в себе, повышенную раздражительность, чрезмерное проявление волнения, беспокойства и плохих предчувствий.

Подростки достаточно часто отмечали, что легче всего взаимодействовать с представителями тех этносов, с которыми у его народа установлены многовековые связи. Подростки хорошо знают обычаи, традиции, поведенческие особенности этих народов. Для дагестанских подростков значимо, что сверстники этих этносов открыты к общению с дагестанцами, проявляют по отношению к ним высокую симпатию, развитую готовность поддерживать с ними длительное взаимодействие.

Выявлено, что наибольшее сходство дагестанских подростков и сверстников другого этноса, с которыми они готовы поддерживать устойчивые позитивные межличностные отношения, связано со следующими личностными чертами: эмоциональная устойчивость, общительность, интернальность, доброжелательность, принятие других.

Выделенная «пятерка» психологических детерминант позитивных отношений дагестанских подростков включает две группы качеств. В одну из них можно отнести качества эмоциональной устойчивости и интернальности. Данные черты являются особенностью дагестанских подростков, развитие которых поощряется их национальной культурой, обычаями и традициями. Поэтому данные качества можно обозначить как этнообусловленные. Вторую группу образуют три качества-общительность, доброжелательность и принятие других Они относятся к группе качеств, которые, вне национальной принадлежности, во всех культурах выступают залогом установления позитивных межличностных отношений между людьми.

Рис. 1. Модель развития позитивных отношений дагестанских подростков со

сверстниками другого этноса

Поэтому мы придаем им статус универсальных качеств, необходимых для установления позитивных отношений. На позитивность отношений дагестанских подростков со сверстниками другого этноса может влиять как собственный опыт непосредственного взаимодействия с представителями этого этноса, так и опыт своего народа.

Для решения поставленных в рамках исследовательской проблематики формирующих задач была разработана модель развития позитивных отношений дагестанских подростков со сверстниками другого этноса (рис. 1).

Эта модель была положена в основу программы развития позитивных отношений подростков со сверстниками других этносов. Она включала блок тренинговых и лекционно-практических занятий. Тренинговые занятия предусматривали три смысловые части: «Тренинг саморегуляции», «Ассертивный тренинг» и «Тренинг коммуникативных умений». Лекционно-практический курс объединил курсы: «Познай себя и другого», «Психология общения» и «Этнопсихология».

Формирующий этап эксперимента был нацелен на развитие у дагестанских подростков качеств, лежащих в основе их позитивных отношений со сверстниками другого этноса, а также на формирование у них представлений о сверстниках другого этноса.

Применение разработанной нами программы способствовало развитию у дагестанских подростков эмоциональной устойчивости, общительности, интернальности, принятия других и доброжелательности, а также позитивных отношений со сверстниками других этносов.

Таким образом, было установлено, что позитивные отношения подростков со сверстниками другого этноса представляют собой ценностно-смысловое образование, характеризующееся когнитивным, эмоциональным и поведенческим аспектами. Выявлена связь между позитивностью отношений дагестанских подростков со сверстниками других этносов и такими их параметрами, как частота взаимодействия и эмоциональная тональность отношений.

Литература

1. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка [Текст] / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 208с.

2. Гаджимурадова, З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века: Монография [Текст] / З.М. Гаджимурадова. - Махачкала: Юпитер, 2002. - 196с.

3. Дробижева, Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России [Текст] / Л.М. Дробижева. - М.: ИС РАН, 2003.

4. Хотинец, В.Ю. Индивидуально-психологический фактор становления этнической толерантности [Текст] / В.Ю. Хотинец // Идентичность и толерантность: Сб. ст. / Под ред. Н.М. Лебедевой. - М., 2002.

5. Ямскова, A.H. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии [Текст] / А.Н. Ямскова // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова. - М., 1997.

Даумова Б. Б.

Этнотолерантность как основа гражданского поведения личности

Для мирового сообщества начало XXI века является периодом роста национального самосознания. В ситуации социально-экономической и политической напряженности, нестабильности в мире проблема этнотолерантности актуализируется еще больше.

Для этнической общности характерны такие признаки, как устойчивость во времени и пространстве, стабильность, постоянство этнического статуса человека, объективность существования каждого человека в определенном этносе. Существенной характеристикой этноса признается этническая идентичность, именно она является основой этнической толерантности.

Этническая идентичность - одна из тактических задач Концепции этнокультурного образования в Казахстане, на ее развитие обращено особое внимание в работах H.A. Назарбаева.

Благодаря сформированной на генетическом уровне «степной демократии» и евразийской истории, характеризующейся открытостью и толерантностью, в настоящее время в Республике Казахстан накоплен достаточно высокий этнотолерантный потенциал, перед педагогической общественностью стоит задача передать эти ценности подрастающему поколению. В условиях современного гражданского общества, наряду с открытостью, гласностью, определенной свободой выбора модели поведения, установок, имеют место проявления на бытовом уровне среди молодежи признаков этноцентризма, агрессии, неприятие иного, ксенофобии [2]. Все эти факторы приводят к дезориентации и отсутствию активной жизненной позиции, к несформированности понимания представителями молодого поколения своей принадлежности к культуре с присущими ей этническими особенностями и национальными ценностями.

Поэтому воспитание этнической толерантности у молодежи в Казахстане является одной из приоритетных задач государственной политики и стратегии устойчивого развития нашего общества [3].

Рассмотрение этнотолерантности как мировоззренческой составляющей личности гражданина позволяет определить следующие важные характеристики для понимания сути рассматриваемой в данной статье проблемы.

Этническая толерантность понимается нами не просто как отсутствие тех негативных качеств, названных выше, а, скорее, как наличие позитивного интегративного отношения к иной этнической группе, представителю другого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.