Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОРА, ФОРМИРУЮЩЕГО ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА'

ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОРА, ФОРМИРУЮЩЕГО ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЭТНОС / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабаева Э. С., Нагиева А. Т., Ахмедханова Р. А.

Введение. В статье рассматриваются проблемы межэтнического взаимодействия, проанализированы социально психологические отношения в контексте реализации взаимосвязи и взаимодействия, взаимовлияния и взаимопознания субъектов, которые в свою очередь, определяются особой формой переживаемых отношений между субъектами различной конфессиональной принадлежности, определяют своеобразный личностный уровень. Такая же тенденция наблюдается между этническими общностями, условно определяемыми как групповой уровень. Показано, развитие личности, как универсальное свойство - некий единый процесс, в котором происходят, главным образом, качественные преобразования, а уже потом определяются количественные изменения. Противоречивость процесса развития обусловлена здесь неоднозначно. Движущие силы развития личности выступают неким противоречием, которое является основой процесса обучения и воспитания новой и старой школы. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме психологических феноменов в пространстве этнических взаимоотношений предубеждений и этнических стереотипов. Научный труд анализирует влияние полиэтнической среды на развитие личности и выявляет психологические детерминанты развития благоприятных взаимоотношений подростков со своими сверстниками иного этноса и конфессии. Результаты. Исследование определяет проблему развития личности межличностных отношений, отраженных в отечественной и зарубежной психологии. Обсуждение. Исследованы межличностные отношения, складывающиеся в подростковом возрасте с учетом психических особенностей. Установлены базисные аспекты воздействия политической среды на формирование межличностных отношений, а также определена роль социальной среды в формировании личности. Заключение. Делается вывод о том, что полиэтническая среда приводит к существенному усложнению восприятия человеком себя и остальных, реализации его адаптационного поведения, построению межличностных отношений и, следовательно, множественная детерминация стратегий. При всем этом общественно-психические причины, в том числе социальное окружение, семейные условия, играют ведомую роль в формировании стратегий поведения ребенка, что выводит на фронтальный план дилемму воздействия домашней и образовательной среды на развитие социальных установок и стратегий поведения подростков. Основные положения: - определены составляющие межличностные отношения, складывающиеся в подростковом возрасте с учетом психических особенностей; - получены сведения, что необыкновенную практическую ценность сегодня имеет исследование особенностей формирования у субъектов сотрудничества положительных межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MULTINATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR SHAPING THE PERSONALITY OF A TEENAGER ON INTERPERSONAL RELATIONS ABSTRACT

Introduction. The article deals with the problems of interethnic interaction, analyzes socio-psychological relations in the context of the implementation of the relationship and interaction and mutual influence and mutual awareness of subjects, which in turn are determined by a special form of experienced relations between subjects of different confessions, determine a kind of personal level. The same trend is observed between ethnic communities, conventionally defined as a group level. It is shown that the development of personality as a universal property is a single process in which mainly qualitative transformations occur, and only then quantitative changes are determined. The inconsistency of the development process is caused here ambiguously. The driving forces of personal development are some contradictions that are the basis between the new and old school of the process of education and upbringing. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of psychological phenomena in the space of ethnic relationships, biases and ethnic stereotypes. The scientific work analyzes the influence of the multi-ethnic environment on the development of personality and reveals the psychological determinants of the development of favorable relationships between adolescents and their peers of a different ethnic group and denomination. Results. The research defines the problem of personal development of interpersonal relationships reflected in Russian and foreign psychology. Discussion. Interpersonal relationships that develop in adolescence, taking into account mental characteristics, are studied. The basic aspects of the influence of the political environment on the formation of interpersonal relations are established, and the role of the social environment in the formation of personality is determined. Conclusion. It is concluded that the multi-ethnic environment leads to a significant complication of the perception of oneself and others, the implementation of adaptive behavior, the construction of interpersonal relationships, and, consequently, multiple determination of strategies. At the same time, socio-psychological reasons, including social environment, family conditions, play a leading role in shaping child behavior strategies, which brings to the forefront the dilemma of the impact of the home and educational environment on the development of social attitudes and behavioral strategies of adolescents. Highlights: The components of interpersonal relationships that develop in adolescence, taking into account mental characteristics, are determined; We have received information that the study of the features of forming positive interpersonal relationships among the subjects of cooperation is of extraordinary practical value today.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОРА, ФОРМИРУЮЩЕГО ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.013

УДК 316.6 л

ББК 74.0 и

ж №

Э. С. Бабаева1, А. Т. Нагиева2, Р. А. Ахмедханова3 §

1ORCГО № 0000-0001-5283-5067 |

Доцент, доктор педагогических наук, |

доцент кафедры психолого-педагогического образования,

к л

Дербентский филиал федерального государственного бюджетного g

Ki 3

№ д

образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», г. Дербент, Российская Федерация.

ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ СРЕДЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОРА,

вия, взаимовлияния и взаимопознания субъектов, которые в свою очередь, определяются особой формой переживаемых отношений между

E-mail: elnarasl@rambler.ru »

2ORCID № 0000-0001-7726-7318 |

Доцент, кандидат педагогических наук, ч

ж

доцент кафедры психолого-педагогического образования, №

Дербентский филиал федерального государственного бюджетного | образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», г. Дербент, Российская Федерация.

E-mail: ayatnagieva@rambler.ru 1

|

3ORCID № 0000-0002-8459-391X g

Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной ^ психологии, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация.

E-mail: rukiyt-dgu@mail.ru &

I

ФОРМИРУЮЩЕГО ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА 1

е

о

Аннотация |

Введение. В статье рассматриваются проблемы межэтничес- §

о

кого взаимодействия, проанализированы социально психологичес

о

кие отношения в контексте реализации взаимосвязи и взаимодейст- д

о

о

а

а

«о

о ж

а ^

50

а

«о 50

а

го £

«

50 50

а

О

о

субъектами различной конфессиональной принадлежности, определяют своеобразный личностный уровень. Такая же тенденция наблюдается между этническими общностями, условно определяемыми как групповой уровень. Показано, развитие личности, как универсальное свойство — некий единый процесс, в котором происходят, главным образом, качественные преобразования, а уже потом определяются количественные изменения. Противоречивость процесса развития обусловлена здесь неоднозначно. Движущие силы развития личности выступают неким противоречием, которое является основой процесса обучения и воспитания новой и старой школы.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме психологических феноменов в пространстве этнических взаимоотношений предубеждений и этнических стереотипов. Научный труд анализирует влияние полиэтнической среды на развитие личности и выявляет психологические детерминанты развития благоприятных взаимоотношений подростков со своими сверстниками иного этноса и конфессии.

Результаты. Исследование определяет проблему развития личности межличностных отношений, отраженных в отечественной и зарубежной психологии.

Обсуждение. Исследованы межличностные отношения, складывающиеся в подростковом возрасте с учетом психических особенностей. Установлены базисные аспекты воздействия политической среды на формирование межличностных отношений, а также определена роль социальной среды в формировании личности.

Заключение. Делается вывод о том, что полиэтническая среда приводит к существенному усложнению восприятия человеком себя и остальных, реализации его адаптационного поведения, построению межличностных отношений и, следовательно, множественная детерминация стратегий. При всем этом общественно-психические причины, в том числе социальное окружение, семейные условия, играют ведомую роль в формировании стратегий поведения ребенка, что выводит на фронтальный план дилемму воздействия домашней и образовательной среды на развитие социальных

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 5, 2020_

к

3

т i и

4 е

с §

Ki

установок и стратегии поведения подростков.

Ключевые слова: межличностные отношения; этническое сознание; этническое самосознание; личность; этнос; полиэтническое пространство; инновационные технологии; этнический конфликт в подростковом возрасте.

Основные положения: ^

л

- определены составляющие межличностные отношения, | складывающиеся в подростковом возрасте с учетом психических | особенностей; U

- получены сведения, что необыкновенную практическую ценность сегодня имеет исследование особенностей формирования у субъектов сотрудничества положительных межличностных отношений. е

д

ЕЕ

1 Введение (Introduction) g

Актуальность темы коллективного научного исследования е обусловлена нарастанием проблемы межэтнических отношений, ко- Ч торая на современном этапе развития психологии представляет одно § из важных направлений как зарубежной, так и отечественной научной ж практики. Рассматривая полиэтнические категории подросткового возраста в школах и различных образовательных заведений подросткового типа необходимо отметить ярко выраженные пассивные и про-социальные формы поведения, направленные на группу и конформизм, где неприметны статусные различия. В моноэтнических группах у несовершеннолетних преобладают активные тактики пове-

£ л

0

т

1

0

£ е

1

I g

л g

дения, они больше нацелены на себя, самостоятельны и автономны, ра склонны к соперничеству и принятию борьбы, избирательны в отно- о

рми ир

шениях, оценивает свою групповую сплоченность, соответственно психологический климат в них хуже [1; 2; 3; 4]. 1

Негативно воздействуют на развитие коммуникативных возможностей и становление самосознания, недоступность общества сверстников ещё в дошкольном возрасте. Говоря о поведении молодых людей, возможно, буквально заявить, что по самой сущности оно считается коллективно-массовым. Основная цель исследования — раскрыть особенности влияния полиэтнической среды на межличностные отношения как фактора формирующего личность подростка.

S

о 3

о

с

а

«о

о |

а £

е

а

«о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е и

г

£

а

50

е

а vo

U

С)

Исходя из цели данного научного исследования, мы ставили следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ подходов к воздействия политической среды на формирование межличностных отношений

2. Определить роль социальной среды в формировании личности подростка.

3. Выявить психологические детерминанты развития благоприятных взаимоотношений подростков со своими сверстниками иного этноса и конфессии.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Методологической основой анализа являлись системный, субъектный, культурологический подходы, принципы детерминизма, развития, социальной обусловленности личности, единства сознания и работе, теория психологических отношений, концепцией межличностных отношений, положения о психологии межэтнических отношений, научные данные, раскрывающие психологические особенности подросткового возраста, в том числе, психологии общения и взаимодействия подростков, с позиций акмеологического подхода.

Вопросам категории отношений посвящается достаточно много исследований в психологии. Значимость учета моно- либо полиэтнической среды, в какой реализуются межличностные отношения, отражены в бессчетных исследовательских работах (Ю. В. Бром-лей, Л. Н. Гумилев, В. И. Козлов, С. А. Токарев, Н. И. Чебоксаров и др.).

Под межэтническими отношениями в настоящее время понимаются (А. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) лично переживаемые отношения между людьми разной национальности (личностный уровень) или межэтническими общностями (групповой уровень). [6; 7; 8].

Проблематике влияние полиэтнической среды на межличностные отношения как фактора формирующего личность подростка посвящены исследования отечественных классиков (К. А. Абульха-новой-Славской, А. А. Бодалева, Я. Л. Коломенского, В. Н. Лабунс-кой, В. Н. Мясищева, В. Н. Панферова)

Вестшк Южю-Уральского государстветого гуматтарт-педагогического утверситета, № 5, 2020_

Исследованию влияния полиэтнической среды на межличностные отношения с позиций акмеологического подхода посвящены работы (Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, В. И. Козлов, С. А. Токарев, Н. И. Чебоксаров и др.) [9].

Изучив теоретический и практический опыт отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме, мы пришли к тому, ^ что отсутствие осознания психических детерминант у несовершен- 8

нолетних положительных отношений с ровесниками другого этно- §

и

щ

са не дает сформировать продуктивные советы по

направлению улучшения их взаимодействия со сверстниками другого этноса. Однако, несмотря на значительный объем и результаты названных работ, следует отметить, что в целом проблема

ж и

ч е с

ко с

ре

комплексного исследования влияния полиэтнической среды на д

межличностные отношения как фактора, формирующего личность подростка, изучена недостаточно. [10; 11].

3 Результаты (Results)

Важным аспектом жизнедеятельности человека являются межличностные отношения. Они обладают существенными характеристиками, демонстрирующими разновидность психологических отношений в социуме. Несомненно, что особенная практическая ценность в текущее время, заключается в исследовании особенностей формирования у субъектов сотрудничества положительных межличностных отношений. Нами установлены дифферинциаль- а ные подходы стратегии поведения личности. Вместе с тем, ведомую роль в формировании стратегий поведения малыша играют

о

общественно-психические причины, в том числе социальное окру- рм жение, семейные условия, что выводит на фронтальный план ди- ру лемму воздействия домашней и образовательной среды на развитие е

социальных установок и стратегий поведения подростков. Л

ич

Ряд внешних и внутренних факторов существенно влияет на о межличностные отношения. Положительные отношения несовершеннолетних с ровесниками другого этноса представляют собой ценностно-смысловое образование, характеризующееся когнитивным, чувственным и поведенческим качествами. [12].

а

о

д р о с

а

«о

о ä

а ^

50

а

50 50 S

ГО £

«

50 50

а vo

U

О

Этническая адаптация — это некий своеобразный процесс психологической социализации, включающий несколько этапов. Об этом говорится в различных современных подходах изучения данного вопроса. Развитие положительных отношений несовершеннолетних с ровесниками другого этноса должно органично включать развитие у них соответственных всепригодных личностно-коммуника-тивных и этнообусловленных свойств и положительных представлений о ровесниках соответственного этноса как владеющих важными для него личностными и поведенческими свойствами. Исследования показывают, что формирование у подростка благоприятных положительных межличностных отношений с представителями любой эт-нообщности напрямую зависит от адаптации субъекта к определенной этнической общности. Психической детерминантой развития положительных отношений с ровесниками другого этноса может выступать сочетанное развитие все пригодных (эмоциональная устойчивость общительность, доброжелательность, ответственность, гибкость) и этнообусловленных (этническая идентичность и этническая толерантность) черт. Большая симпатия в отношении своих ровесников другого этноса будет возникать тогда, когда подростки обнаружат значительные сходства аналогичные своим. Это касаемо и личностных и поведенческих особенностей.

Основа этничности личности, ее толерантности, положительных межличностных взаимоотношений закладывается в семье и этому есть подтверждение в различных многочисленных исследованиях. В семье закладывается языковая культурная среда усвоения человеком некоего социального опыта, базовых навыков общения и приобщения межличностного взаимодействия, приобретение им социально значимых качеств (рисунок 1, 2).

Приятельские

Дружба Товарищество Знакомства

отношения

Рисунок 1 — Виды межличностных отношений Figure 1 — Types of interpersonal relationships

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 5, 2020_

Статусно-ролевые различия Психологическая дистанция Валентность отношений Динамика Устойчивость

Рисунок 2 — Основные параметры межличностных отношений Figure 2 — Basic parameters of interpersonal relationships

трансформируется в толерантную основу межличностного существования. Если же взять за основу исследования личностного уровня притязания подростков, то явно прослеживается особое внимание индивидуальных личностных свойств, основу которого составляет симпатия и эмпатия своих сверстников (рисунок 3).

£

ж к

ж

§

к э

Мы в своем исследовании показываем, что формирование различных аспектов этничности личности характеризуется возрастным своеобразием, которое вполне допустимо и, является основным критерием формирования межэтнических отношений в определенный период возрастного развития человека. Этот интерес представляет подростковый возраст [13].

Таким образом, мы можем говорить о том, что индивидуальные этнические особенности могут влиять на функционирова- Н ние психики человека в целом через паттерны этнического: сознания, идентефикации, самосознания, стереотипов, предубеждений и

ж к

Л

о §

Kl

№ д

к

других специфичных образований. Главным образом, отражающих- §

ся на уровне некого межличностного и межгруппового контакта. н

¡г

Главной чертой межэтнического сотрудничества выступает

а

позитивность отношений между представителями различных этни- ^

а а

ческих групп. Отмечается положительная динамика с представителями разнообразных этнических групп и в результате межличностной рефлексии участников. Так или иначе, детский возраст является сензетивным к действию этнического фактора.

Сегодня мы все чаще сталкиваемся с интенсивным форми- 1

Л

рованием сознания в этническом аспекте, которое со временем о

и

Л н

о

о

а

„а

к

I

ж §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

о S а а

По направленности

- горизонтальные

- вертикальные

- смешанные

По форме проявления По значению

- скрытые - конструктивные

- открытые - деструктивные

По сфере разрешения По характеру причин

- личностно-эмоциональные - объективные

- деловые - субъективные

По времени протекания

- пролонгированные

- ситуативные

Рисунок 3 — Виды межличностных конфликтов Figure 3 — Types of interpersonal conflicts

К ним относятся общительность, доброжелательность, гибкость, эмоциональная устойчивость, ответственность. Детский возраст уникален тем, что именно в этот период отмечается положительная динамика межличностного общения, когда ребенок готов рефлексировать с ровесниками другого этноса, отвечающего ему взаимностью или проявляющего симпатию. Исследование опреде-

J ляет проблему развития личности межличностных отношений, от-

де

раженных в отечественной и зарубежной психологии. 4 Обсуждение (Discussion)

Этническая нетерпимость — один из элементов разрушительной трансформации этнической идентичности. Толерантность

а

50

50

а

го

¡15 или интолерантность - основная трудность межэтнических отношений в критериях роста межэтнической напряжённости, является § главной общественно-психической чертой. Говоря о воздействии

50

^ среды на формирование личности ребенка, следует особо остано-

^ виться на особенности общения с ровесниками. Общение — это

о главный вид деятельности подростка. Потребность общения со

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 188__университета, № 5, 2020_

сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, а с возрастом усиливается.

5 Заключение (Conclusion)

Являясь разновидностью психических отношений, межличностные отношения владеют почти всеми чертами, характерными родовому для них психическому образованию. ^

Получены сведения о том, что необыкновенную практическую ценность сегодня имеет исследование особенностей формирования у субъектов сотрудничества положительных межличностных отношений. В настоящее время позитивно развивающие межличност- | ные отношения ассоциируют с гуманистическими и эмпативными

личностных отношений и, следовательно, множественная детерминация стратегий. При всем этом общественно-психические причины,

л

л й

детерминантами взаимодействия людей разного возрастного ценза в к,

л д

социуме. Ведущую роль играет построение стиля и формы межличностных отношений, исходя из особенностей действия собеседника, а также с учетом конечной цели самих отношений. Как и все особенности межличностного взаимодействия, межличностные отношения зависят от определенных внутренних и внешних причин. Несомненно, но немаловажное значение имеют и возрастные особенности.

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружа- но ющие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены а на развитие творческой, инициативной личности. а

Продемонстрировано, что полиэтническая среда приводит к § существенному усложнению восприятия человеком себя и осталь- '

I

ных, реализации его адаптационного поведения, построению меж- |

1

Л о

л и

н

в том числе социальное окружение, семейные условия, играют ве- о домую роль в формировании стратегий поведения ребенка, что выводит на фронтальный план дилемму воздействия домашней и обра- ^

о

зовательной среды на развитие социальных установок и стратегий о

а

поведения подростков. й

а о

а >

0 к

а ^

£

а

50

1

а

50

а -о а

сц ^

hq

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 5. С. 38-47.

2. Ахмедханов А. М, Ахмедханова Р. А. Агрессивное поведение и проявление гнева в юношеском возрасте // Гуманизация образования : научно-практический журнал. 2017. № 5. С. 59-61.

3. Гусейнов Р. Д., Пирмагомедова Э. А., Психолого-педагогическая адаптация и социализация детей к окружающему социуму как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 201-203.

4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М. : Наука, 1983. - 418 с.

5. Литвинова В. Л. Исследования межэтнической толерантности: концепции и подходы // Вестник Университета. 2006. № 8 (24). С. 90-93. (Социология и управление персоналом).

6. Петровский А. В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 136-147.

7. Склярова Д. В. Социально-психологические аспекты изучения структуры этнической идентичности студентов кабардинской, балкарской и русской этнических групп // Известия ТРТУ 2006. № 14 (69). С. 278-282.

8. Темирова Ф. А. Психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы // Гуманизация образования : рецензируемый научно-практический журнал. 2007. № 3. С. 53-57.

9. Манакова М. В. Психолого-педагогические условия развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 299-292.

10. Андронникова О. О. Психолого-педагогическая поддержка межличностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологических барьеров в общении // Образовательный вестник «Сознание». 2016. № 11. С. 63-68.

11. Алиев Н. Р.-О. Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка // International scientific review. 2020. № LXVI. С. 114-116.

12. Сахановская О. Н. Понятие межличностных отношений младших школьников // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1. С. 50-54.

13. Тажутдинова Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка : монография. Махачкала : Редакционно-издательский отдел Дагестанского института развития образования, 2019. - 135 с.

E. S. Babaeva1, A. T. Nagieva2, R. A. Ahmedhanova3

^RCID No. 0000-0001-5283-5067 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of Psychological and Pedagogical Education, Derbent branch of the Moscow state pedagogical University,

Derbent, Russia.

E-mail: elnaras1@rambler.ru

2ORCID No. 0000-0001-7726-7318 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of Psychological and Pedagogical S

Education, Derbent branch of the Moscow state pedagogical University, g

Derbent, Russia. r

E-mail: ayatnagieva@rambler.ru o

S

o

3ORCID No. 0000-0002-8459-391X Docent, Candidate of Psychological Sciences,

munities, conventionally defined as a group level. It is shown that the development of personality as a universal property is a single process in which mainly qualitative transformations occur, and only then quantitative changes are determined. The inconsistency of the development process is caused here ambiguously. The driving forces of personal development are some contradictions that are the basis between the new and old school of the process of education and upbringing.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of psycho-

Associate Professor at the Department of General and Social psychology, ^

Dagestan state University, Makhachkala, Russia. g

E-mail: rukiyt-dgu@mail.ru o'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE INFLUENCE OF THE MULTINATIONAL |

ENVIRONMENT AS A FACTOR SHAPING 0

THE PERSONALITY OF A TEENAGER * ON INTERPERSONAL RELATIONS ABSTRACT

C6

s

a

Introduction. The article deals with the problems of inter- a

CS &

^

s h

ethnic interaction, analyzes socio-psychological relations in the context of the implementation of the relationship and interaction ^ and mutual influence and mutual awareness of subjects, which in c^ turn are determined by a special form of experienced relations between subjects of different confessions, determine a kind of

№ £

ft o

personal level. The same trend is observed between ethnic com- ^

a № s

№ -

o s

C6

e № s

o s

a

o s

logical phenomena in the space of ethnic relationships, biases and ethnic stereotypes. The scientific work analyzes the influence of the multi-ethnic environment on the development of personality and reveals the psychological determinants of the development of favorable relationships between adolescents and their peers of a different ethnic group and denomination.

Results. The research defines the problem of personal development of interpersonal relationships reflected in Russian and foreign psychology.

Discussion. Interpersonal relationships that develop in adolescence, taking into account mental characteristics, are studied. The basic aspects of the influence of the political environment on the formation of interpersonal relations are established, and the role of the social environment in the formation of personality is determined.

Conclusion. It is concluded that the multi-ethnic environment leads to a significant complication of the perception of oneself and others, the implementation of adaptive behavior, the construction of interpersonal relationships, and, consequently, multiple determination of strategies. At the same time, socio -psychological reasons, including social environment, family conditions, play a leading role in shaping child behavior strategies, which brings to the forefront the dilemma of the impact of the I home and educational environment on the development of social

a

^ attitudes and behavioral strategies of adolescents.

S

-s Keywords: Interpersonal relations; Ethnic consciousness;

^ Ethnic self-consciousness; Personality; Ethnos; Multi -Ethnic Space; Innovative technologies; Ethnic conflict in adolescence. Highlights:

< The components of interpersonal relationships that devel-

op in adolescence, taking into account mental characteristics, are

determined;

a

-§ We have received information that the study of the fea-

fi faq

tures of forming positive interpersonal relationships among the subjects of cooperation is of extraordinary practical value today.

C6 il

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. & Gordienko E.V. (2001), Pred-stavleniya lichnosti ob otnoshenii k ney znachimykh drugikh [Representations of the individual about the attitude of significant others to it]. Psikholog-icheskiy zhurnal, 22, 5, 38-47. (In Russian).

2. Akhmedkhanov A.M. & Akhmedkhanova R.A. (2017), Agres-sivnoye povedeniye i proyav-leniye gneva v yunosheskom vozraste [Aggres- g sive behavior and manifestation of anger in youth]. Nauchno-prakticheskiy

zhurnal "Gumanizatsiya obrazovaniya", 5, 59-61. (In Russian). g

s

3. Huseynov R.D. & Pirmagomedova E.A., (2018), Psikhologo-pedago- g gicheskaya adaptatsiya i sotsializatsiya detey k okruzhayushchemu sotsiumu ^ kak pedagogicheskaya problema [Psychological and pedagogical adaptation g and socialization of children to the surrounding society as a pedagogical ^ problem]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, (73), 201-20. (In Russian). s'

4. Bromley Yu.V. (1983), Ocherki teorii etnosa [Essays on the theory °

s

a

<—i g

s <

of ethnos]. Nauka, Moscow, 418 p. (In Russian).

5. Litvinova V.L. (2006), Issledovaniya mezhetnicheskoy tolerantnos-ti: kontsep-tsii i podkhody [Research of interethnic tolerance: concepts and S

approaches]. Vestnik Universiteta, 8 (24), 90-93. (In Russian). g

s

6. Petrovsky A.V. (1977), O nekotorykh fenomenakh mezhlich- S

s

nostnykh otnosheniy v kollektive [On some phenomena of interpersonal rela- a tions in the team]. Metodologiya i metody sotsial'noy psikhologii [Methodol- n a ogy and methods of social psychology]. Moscow, pp. 136-147. (In Russian).

CS

o

7. Sklyarova D.V. (2006), Cotsial'no-psikhologicheskiye aspekty a

s

g

izucheniya struktury etnicheskoy identichnosti studentov kabardinskoy, bal-karskoy i russkoy etnicheskikh grupp [Socio-psychological aspects of study- ^ ing the structure of ethnic identity of students of Kabardian, Balkar and Rus- ^

sian ethnic groups]. Izvestiya TRTU, 14(69), 278-282. (In Russian). §

o

Temirova F.A. (2007), Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya g

formirovaniya et-nicheskoy tolerantnosti podrostkov v obrazovatel'nom —

protsesse shkoly [Psychological and pedagogical conditions for the formation g of ethnic tolerance of adolescents

in the educational process of school]. Re -I ?î

tsenziruyemyy nauchno -prakticheskiy zhurnal "Gumanizatsiya obrazovani- ja

g

-

o s

ya", 3, 53-57. (In Russian).

9. Manakova M.V. (2019), Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya razvitiya mezhlich-nostnykh otnosheniy v podrostkovom vozraste [Psycholog- e

ical and pedagogical conditions for the development of interpersonal rela-

e

»

S

tionships in adolescence]. Problemy sovremennogo pedago-gicheskogo obra- § zovaniya, 62-3, 299-292. (In Russian). 1

10. Andronnikova O.O. (2016), Psikhologo -pedagogicheskaya pod-derzhka mezhlich-nostnogo vzaimodeystviya podrostkov, napravlennaya na §

preodoleniye psikhologiche-skikh bar'yerov v obshchenii [Psychological and pedagogical support for interpersonal interaction of adolescents, aimed at overcoming psychological barriers in communication]. Obrazovatel'nyy vest-nik "Soznaniye". 11, 63-68. (In Russian).

11. Aliyev N.R.-O. (2020), Vzaimootnosheniya so sverstnikami kak vazhnyy faktor formirovaniya lichnosti podrostka [Relationships with peers as an important factor in the formation of a teenager's personality]. International scientific review, LXVI, 114-116. (In Russian).

12. Sakhanovskaya O.N. (2017), Ponyatiye mezhlichnostnykh otnoshe-niy mladshikh shkol'nikov [The Concept of interpersonal relations of younger schoolchildren]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal, 1, 50-54. (In Russian).

13. Tazhutdinova G.Sh. (2019), Tazhutdinova G. SH. Vzaimosvyaz' liderstva i napravlennosti lichnosti podrostka [Relationship of leadership and orientation of a teenager's personality]. Monografiya, Redaktsionno -izdatel'skiy otdel Dagestanskogo instituta razvitiya obrazovaniya, Makhachkala, 135 p. (In Russian).

a

>

0

R

a

s

■s: a

50

1

a

50

a

-Q

a ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.