Научная статья на тему 'Педагогическая программа оптимизации процесса воспитания этнического самосознания подростков в деятельности национально-культурных центров на основе аксиологического подхода'

Педагогическая программа оптимизации процесса воспитания этнического самосознания подростков в деятельности национально-культурных центров на основе аксиологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / ПОДРОСТОК / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутова В.Б.

В данной статье представлено основное содержание педагогической программы, направленной на оптимизацию процесса воспитания этнического самосознания подростков. Подчеркивается важность роли этнического самосознания в подростковом возрасте, так как в этом возрасте закладываются основы межличностных отношений и происходит культурная самоидентификация личности. Программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков на основе аксиологического подхода и предназначена для реализации в национально культурных центрах. В статье описан диагностический этап, предшествующий разработке педагогической программы. Цель данного этапа выявление актуального уровня воспитанности этнического самосознания у подростков. На основе результатов диагностики была разработана педагогическая программа. Описывается структура программы, состоящей из пяти блоков. Содержание каждого блока соответствует критериям и компонентам этнического самосознания: этнической идентичности, когнитивному, ценностному, поведенческому компонентам, а также вхождению в принимающую культуру. Автор делает акцент на интегративной роли этнической идентичности, влияющей на изменение остальных компонентов этнического самосознания. Также в статье обосновывается выбор аксиологического подхода при разработке педагогической программы. Он обоснован тем, что в основе любого воспитательного воздействия лежит ценностный компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая программа оптимизации процесса воспитания этнического самосознания подростков в деятельности национально-культурных центров на основе аксиологического подхода»

Педагогическая программа оптимизации процесса воспитания этнического самосознания подростков в деятельности национально - культурных центров на основе аксиологического подхода

Реутова Вероника Борисовна

соискатель, Смоленский Государственный Институт Искусств (СГИИ), veronikareutova@yandex.ru

В данной статье представлено основное содержание педагогической программы, направленной на оптимизацию процесса воспитания этнического самосознания подростков. Подчеркивается важность роли этнического самосознания в подростковом возрасте, так как в этом возрасте закладываются основы межличностных отношений и происходит культурная самоидентификация личности. Программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков на основе аксиологического подхода и предназначена для реализации в национально -культурных центрах. В статье описан диагностический этап, предшествующий разработке педагогической программы. Цель данного этапа - выявление актуального уровня воспитанности этнического самосознания у подростков. На основе результатов диагностики была разработана педагогическая программа. Описывается структура программы, состоящей из пяти блоков. Содержание каждого блока соответствует критериям и компонентам этнического самосознания: этнической идентичности, когнитивному, ценностному, поведенческому компонентам, а также вхождению в принимающую культуру. Автор делает акцент на интегративной роли этнической идентичности, влияющей на изменение остальных компонентов этнического самосознания. Также в статье обосновывается выбор аксиологического подхода при разработке педагогической программы. Он обоснован тем, что в основе любого воспитательного воздействия лежит ценностный компонент.

Ключевые слова: Этническое самосознание, национально-культурный центр, подросток, аксиологический подход, воспитание.

о

Е

£

СП

0

(Ч *

01 г

Введение

Противоречие между формированием российской гражданской идентичности и стремлением народов России к сохранению своей этничности является одной их актуальных проблем современного российского общества. Для ее решения создаются национально-культурные центры, деятельность которых направлена на сохранение самобытности, возрождение этнического самосознания и развитие межэтнического культурного взаимодействия.

Под этническим самосознанием следует понимать «осознание индивидами принадлежности к определенной этнической общности» [1, с. 347]. Особое значение этническое самосознание приобретает в подростковом возрасте, так как именно в данном возрастном периоде актуализируются проблемы жизненного самоопределения и культурной идентификации, закладываются основы межличностных отношений. Между тем, этническое самосознание и позитивное этническое самовосприятие не являются врожденным свойствами личности, но формируются в процессе воспитания и социализации.

Взаимосвязь между самовосприятием и восприятием окружающей действительности, определяющей поведение, обеспечивают ценностные ориентации. В процессе воспитания объект воспитательного воздействия не только усваивает конкретный социальный опыт или знания, но также испытывает ценностное влияние на него субъекта воспитательного процесса. Следовательно, в основе любого воспитательного воздействия лежит ценностный компонент. Поэтому целенаправленный процесс воспитания этнического самосознания подростков целесообразно осуществлять на основе аксиологического подхода.

Основная часть

Наиболее эффективным средством воспитания этнического самосознания подростков на наш взгляд является комплексная педагогическая программа, представляющая собой специально организованный целостный педагогический процесс.

Социально - культурная среда национально -культурных центров является наиболее соответ-

ствующей цели организованного воспитательного процесса, направленного на становление этнического самосознания подростков.

Разработке педагогической программы предшествовал диагностический этап, целью которого было определение актуального уровня воспитанности этнического самосознания подростков различной этнической принадлежности, регулярно посещающих национально-культурные центры г. Смоленска. В частности, для достижения поставленной цели требовалось выявить в национально - культурных центрах (далее - НКЦ) наличие организованной деятельности, способствующей воспитанию этнического самосознания подростков, изучить факторы, препятствующие воспитательному процессу, определить критерии и уровни воспитанности этнического самосознания подростков.

Исследование деятельности НКЦ осуществлялось посредством следующих научных методов: изучение и анализ внутренней документации НКЦ, формализованная и неформализованная беседы, выборочное анкетирование, наблюдение.

В результате диагностики деятельности НКЦ было выявлено наличие педагогической деятельности, направленной на приобщение подростков к этнической культуре. Однако, данная деятельность, отраженная в планах работы кружковых и клубных объединений, тематических планах мероприятий НКЦ, сценариях этнических праздников, носила обобщенный характер. Организованная регулярная деятельность по целенаправленному воспитанию этнического самосознания подростков отсутствовала, что было обусловлено несколькими факторами:

- ошибочным мнением руководителей НКЦ о безусловном воспитании этнического самосознания в процессе осуществления любой педагогической деятельности;

- отсутствием возрастной дифференциации и учета психологических особенностей, присущих подростковому возрасту;

- нехваткой квалифицированных педагогических кадров из этнической среды, знающих этнопсихологические и социально-культурные особенности конкретного народа.

Для выявления и описания актуального уровня воспитанности этнического самосознания подростков был разработан критериально - оценочный аппарат, основанный на совокупности степени воспитанности его компонентов. За основу была взята трехаспектная структура этнического самосознания, признанная отечественными учеными Ю.В. Арутюняном, Л.М. Дробижевой, А.А. Сусоко-ловой [2], Т.Г. Стефаненко[3, с. 38] и рядом других. В данном подходе выделяется три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Однако данная структура была дополнена нами еще двумя компонентами: этнической идентичностью и степенью вхождения в принимающую культуру. «Идентичность - уподобление, отождествление индивида с кем-либо или чем-либо (группой, коллективом), помогающее ему успешно усваивать нормы и ценности, процесс перенесения индиви-

дом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения» [4, с. 261]. По мнению большинства авторов, этническая идентичность обладает системообразующей ролью в структуре этнического самосознания.

Под вхождением в принимающую культуру мы понимаем качество и уровень взаимоотношений с представителями принимающей культуры, а также уровень социальной активности.

По каждому критерию и компоненту были определены три уровня воспитанности: высокий, средний и низкий.

На основании полученных данных и разработанных критериев приведенных было организовано и проведено диагностическое исследование, направленное на выявление актуального уровня воспитанности этнического самосознания подростков, регулярно посещающих НКЦ.

В данном исследовании приняло участие 150 подростков от 11 до 14 лет включительно. Участники исследования были произвольно поделены на две равные группы - контрольную и экспериментальную - по 75 человек в каждой.

Методический инструментарий диагностического исследования включил следующий комплекс диагностических методов: тест «Кто я?» или тест двадцати высказываний М. Куна и Т. Макпартленда [5, с. 82], «Шкала социальных дистанций» Э. Богардуса [6, с. 96], шкальный опросник О.Л. Романовой [7, с. 1819], методика выраженности этнической идентичности Дж. Финни [7, с. 16-17], методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности А.Н. Татарко и Н.М. Лебедевой [8, с. 9-10], авторские анкеты «Компоненты этнического самосознания» и «Выявление ценностного восприятия эт-ничности подростками, посещающими НКЦ».

Выбор методов исследования был определен аксиологическим подходом, который предполагает рассмотрение процесса воспитания этнического самосознания с точки зрения эмоционально - ценностного отношения подростков к собственной эт-ничности и их включенности - как в собственную этническую культуру, так и в культуру принимающего сообщества.

В результате проведенной диагностики был выявлен примерно одинаковый уровень всех показателей в контрольной и экспериментальной группах (табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностического исследования по выявлению

КРИТЕРИЙ Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Этническая идентичность 27% 36% 37% 26% 29% 45%

Когнитивный 18% 53% 29% 19% 47% 35%

Эмоциональный 30% 32% 38% 28% 35% 37%

Поведенческий 22% 46% 32% 23% 49% 28%

Вхождение в принимающую культуру 31% 28% 41% 27% 31% 42%

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

(Ч *

01 г

На основании полученных данных была разработана педагогическая программа с рабочим названием «Дружба без границ», основной целью которой стала оптимизация процесса воспитания этнического самосознания подростков в национально - культурных центрах на основе аксиологического подхода.

Исходя из основной цели педагогической программы, был поставлен ряд педагогически обусловленных задач:

- увеличение уровня осознанности этнической идентичности подростков через позитивное этническое самовосприятие;

- повышение уровня познавательного этнического интереса на основе ценностного отношения к этничности;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к членству в этнической группе и этнической культуре в целом;

- достижение разумного баланса между соблюдением норм этнического и социального поведения у подростков;

- воспитание навыков позитивного межэтнического взаимодействия на основе ценностного отношения к собственной и иным этническим культурам.

Педагогическая программа «Дружба без границ» была поделена на пять блоков, каждый из которых посвящен оптимизации процесса воспитания одного из компонентов этнического самосознания: этнической идентичности, вхождения в принимающую культуру, когнитивного компонента, эмоционального компонента и поведенческого компонента.

Первый блок программы «Дружба без границ» был посвящен воспитанию этнической идентичности подростков. В его основу был положен тренинг «Я и мой народ», разработанный на основе тренингов межкультурного взаимодействия, этнической и гражданской идентичности Н.М. Лебедевой, О.Г. Лопуховой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко, Г.В. Солдатовой [9], [10]. Основная цель тренинга «Я и мой народ» - воспитание положительной этнической идентичности подростков путем комплексного стимулирующего воздействия на различные аспекты этнического самосознания. Структура тренинга включала шесть разделов: «Вводная часть», «Воспитание коммуникативных навыков», «Осознание личностного Я», «Осознание этнического Я», «Воспитание гражданской (надэт-нической) идентичности», «Заключительная часть, рефлексия». Важной особенностью тренинга является последовательность его разделов, основанная на постепенном «погружении» подростков в осознание различных сторон собственного «Я» с последовательным подведением к осознанному восприятию этничности.

Основным итогом тренинга для себя подростки считают: расширение коммуникативных связей -36%, рост познавательного интереса к иным этническим культурам - 28%, осознание личной ответственности за сохранение и трансляцию родной культуры - 21%.

Данный тренинг, основанный на комплексном воздействии на различные аспекты этнического самосознания, стал своеобразной «точкой сборки» всей педагогической программы по воспитанию различных компонентов этнического самосознания.

Второй блок педагогической программы «Дружба без границ» был посвящен воспитанию когнитивного компонента этнического самосознания. Основная цель - воспитание самостоятельного познавательного интереса к родной этнической культуре на основе ценностного отношения к этничности.

Содержание блока составили следующие мероприятия:

- тематическая викторина «Моя малая родина на карте России»;

- демонстрация семейных презентаций «Моя родословная»;

- литературный конкурс «Слово - это дар»;

- тематическая встреча «Россия - общий дом», приуроченная ко Дню народного единства.

Третий блок педагогической программы был основан на воспитании эмоционального компонента этнического самосознания. Основная цель блока - воспитание ценностного отношения к своей этнической принадлежности и к этническому культурному наследию.

В целях воспитания эмоционального компонента этнического самосознания были проведены следующие мероприятия:

- лекция - диспут «Культурный айсберг и ценности культуры»;

- конкурс социальных проектов «Наше наследие» по сохранению и трансляции этнических культурных ценностей;

- семейный фестиваль народного творчества «Созвездия талантов»;

- культурная акция «Сохрани и передай», основной целью которой являлось воспитание активного гражданского отношения к ретрансляции этнических социально-культурных ценностей за пределы замкнутого этнического сообщества. Содержание акции заключалось в совместном создании коллажа ценностей подростками разных национальностей и его представлении на массовом городском празднике.

Четвертый блок педагогической программы «Дружба без границ» был направлен на воспитание поведенческого компонента этнического самосознания. Блок включал следующие мероприятия:

- День ремесел;

- новогодний праздник в этностиле;

- кулинарный фестиваль «Мир деликатесов» в рамках празднования Дня матери;

- концерт «Шире круг».

Пятый блок педагогической программы был направлен на оптимизацию вхождения в принимающую культуру. Основная цель блока - воспитание навыков активного положительного коммуникативного взаимодействия с русскими сверстниками и сверстниками других этносов.

В данный блок вошли следующие мероприятия:

- Тематическая встреча «Дружба народов -единство России» с учащимися Детской школы искусств;

- Экскурсионный квест «Ожерелье России», посвященный истории Смоленска;

- Патриотический флешмоб ко Дню Победы.

Реализация данного блока предполагала совместное участие подростков из НКЦ и их русских сверстников из общеобразовательных учреждений города и учреждений дополнительного образования.

Апробация педагогической программы по оптимизации процесса воспитания этнического самосознания подростков осуществлялась в специально созданной экспериментальной группе, в состав которой вошли 75 подростков из различный НКЦ г. Смоленска в возрасте от 11-ти до 14-ти лет включительно.

После апробации педагогической программы «Дружба без границ» было проведено повторное исследование с целью сравнения и анализа данных в контрольной и экспериментальной группе (табл. 2).

Таблица 2

Динамика изменения уровня воспитанности компонентов этнического самосознания в результате реализации педагогической

КРИТЕРИЙ Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

до после до после до после до после до после до после

Этническая идентичность 27 26 36 37 37 37 26 74 29 22 45 4

Когнитивный 18 19 53 51 29 30 19 40 47 53 35 7

Эмоциональный 30 30 32 33 38 37 28 46 35 43 37 11

Поведенческий 22 21 46 47 31 32 23 37 49 52 28 11

Вхождение в принимающую культуру 31 31 28 28 41 41 27 59 31 37 42 4

Заключение

Сравнение данных, полученных до и после реализации педагогической программы, показало существенные изменения по всем показателям у испытуемых экспериментальной группы. Самым динамичным критерием оказалась этническая идентичность. Так как все компоненты этнического самосознания существуют и функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом, что было наглядно продемонстрировано в ходе реализации программы, то становится очевидным, что изменение этнической идентичности неизбежно влечет за собой и изменение остальных компонентов этнического самосознания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввиду выраженной положительной динамики критериев этнического самосознания в экспериментальной группе можно с уверенностью утверждать, что изменилось и ценностное восприятие аспектов этничности у испытуемых подростков.

Положительные изменения ценностного восприятия явились катализатором и основной причиной роста познавательного интереса к этническим ценностям, улучшения социальных и коммуникативных контактов с представителями иных этносов и позитивных поведенческих изменений.

Литератруа

1. Садохин А.П. Этнология: учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2011. - 352 с.

2. На пути к толерантному сознанию. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Смысл, 2000. - 255 с.

3. Стефаненко Т. Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий [Текст] / Т. Г. Стефаненко // Мир психологии. - 2004. - № 3 (39). - С. 38-43.

4. Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник / Г.Т. Тава-дов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 408 с.

5. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. - СПб.:Речь, 2006. - 176 с.

6. Бороноев А.О. Этническая психология / А. О. Бороноев, В. Н. Павленко; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - СПб. : СПбГУ, 1994. - 168 с.

7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Сте-фаненко. — М: Аспект Пресс, 2006.— 208 с.

8. Татарко, А.Н. Методы этнической и крос-скультурной психологии: учеб. - метод. пособие [Текст] / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом «Высшая школа экономики», 2011. - 163 с.

9. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, М.Ю. Мартынова; Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. - 266 с.

10. Солдатова Г. У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000. - 112 с.

11. Государственная политика и управление / Абрамов А.В., Егоров В.Г., Абрамова Ю.А., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Вититнев С.Ф., Зозуля О.А., Козьякова Н.С., Петросян Э.Б., Федорченко С.Н., Федорченко Л.В. Москва, 2018.

The pedagogical program of optimization of process of education of ethnic consciousness of teenagers in activity of the national - cultural centers on the basis of axiological approach Reutova V.B.

Smolensk State Institute of Arts

This article presents the main content of the pedagogical program aimed at optimizing the process of education of ethnic consciousness of adolescents. The importance of the role of ethnic self-consciousness in adolescence is emphasized, as at this age the foundations of interpersonal relations are laid and cultural self-identification of the individual takes place. The program is designed taking into account the age characteristics of adolescents on the basis of axiological approach and is intended for implementation in national and cultural centers. The article describes the diagnostic stage preceding the development of the pedagogical program. The purpose of this stage is to

о о и n m S m

О m n m й А

S £ m О

x О m

О Dl n А ы о и А X

s m

identify the current level of education of ethnic identity in adolescents. Based on the results of the diagnosis, a pedagogical program was developed. The structure of the program consisting of five blocks is described. The content of each block corresponds to the criteria and component of ethnic identity: ethnic identity, cognitive, value, behavioral components, as well as entry into the host culture. The author focuses on the integrative role of ethnic identity, which affects the change of other components of ethnic identity. The article also substantiates the choice of axiological approach in the development of the pedagogical program. It is reasonable because at the heart of any educational influence lies the value component.

Keyword: Ethnic identity, national cultural center, teenager, axio-logical approach, education.

References

1. Sadokhin A.P. Ethnology: a tutorial. M .: Alpha-M; INFRA-M, 2011. - 352 p.

2. Towards a tolerant mind. Ed. A.G. Asmolov. M .: Meaning, 2000.

- 255 p.

3. Stefanenko T. G. The components of ethnic identity: cognitive,

affective, behavioral [Text] / T. G. Stefanenko // World of Psychology. - 2004. - № 3 (39). - p. 38-43.

4. Tavadov G.T. Ethnology: Textbook / G.T. Tavadov. - M .: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co.", 2011. -408 p.

5. Rumyantseva T.V. Psychological counseling: diagnosis of relationships in a pair. Tutorial. - SPb.: Speech, 2006. - 176 p.

6. Boronoev A.O. Ethnic Psychology / A.O. Boronoev, V.N. Pavlenko; St. Petersburg. state un-t - SPb. : SPSU, 1994. - 168 P-

7. Stefanenko T. G. Ethnopsychology: a workshop: A textbook for

university students / T. G. Stefanenko. - M: Aspect Press, 2006.— 208 p.

8. Tatarko, A.N. Methods of ethnic and cross-cultural psychology:

studies. - method. manual [Text] / A.N. Tatarko, N.M. Lebedeva; Nat researches University "Higher School of Economics". - M .: Izd. House "Higher School of Economics", 2011. - 163 p.

9. Intercultural dialogue: Training of ethnocultural competence / N.M. Lebedeva, O.V. Luneva, T.G. Stefanenko, M.Yu. Martynov; Grew up Acad. sciences. Institute of Ethnology and Anthropology. N.N. Miklouho-Maclay. - M .: Publishing House Ros. University of Peoples' Friendship, 2003. - 266 p.

10. Soldatov G. U. To live in peace with oneself and others: Tolerance training for teenagers / G. U. Soldatova, L. A. Shaygerova, O. D. Sharov. - M .: Genesis, 2000. - 112 p.

11. State policy and management / Abramov A.V., Egorov V.G., Abramova Yu.A., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Vititnev S.F., Zozulya O.A., Kozyakova N.S., Petrosyan E.B., Fedorchenko S.N., Fedorchenko L.V. Moscow, 2018.

o

w *

ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.