Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ НА ДИНАМИКУ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ НА ДИНАМИКУ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скоростные способности / подвижные игры / эстафеты / дети младшего школьного возраста / speed abilities / outdoor games / relay races / children of primary school age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Дмитрий Леонидович, Егоров Владимир Николаевич, Рейборак Анастасия Денисовна

Рассмотрены вопросы развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста. Осуществлен выбор подвижных игр и игровых заданий для формирования скоростных способностей школьников 8–9 лет. Экспериментально обоснована эффективность разработанной методики развития скоростных и скоростно-силовых способностей у детей, которая заключается в увеличении объема подвижных игр и эстафет в программе их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Дмитрий Леонидович, Егоров Владимир Николаевич, Рейборак Анастасия Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOBILE GAMES AND RELAY RACES ON THE DYNAMICS OF SPEED ABILITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The issues of development of speed abilities in children of primary school age are considered. The choice of outdoor games and game tasks for the formation of speed abilities of schoolchildren 8–9 years old was made. The effectiveness of the developed methodology for the development of speed and speed-strength abilities in children was experimentally substantiated, which consisted in increasing the volume of outdoor games and relay races in the program of their training.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ НА ДИНАМИКУ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-7-20-26

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ НА ДИНАМИКУ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Д.Л. Миронов, В.Н. Егоров, А.Д. Рейборак

Рассмотрены вопросы развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста. Осуществлен выбор подвижных игр и игровых заданий для формирования скоростных способностей школьников 8-9 лет. Экспериментально обоснована эффективность разработанной методики развития скоростных и скоростно-силовых способностей у детей, которая заключается в увеличении объема подвижных игр и эстафет в программе их подготовки.

Ключевые слова: скоростные способности, подвижные игры, эстафеты, дети младшего школьного возраста.

Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., Д [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Рейборак Анастасия Денисовна, студентка, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

Среди актуальных проблем физического воспитания детей младшего школьного возраста значительное место занимает проблема развития основных двигательных качеств, в том числе и быстроты движений [1, 5].

Проблему совершенствования методики развития физических качеств детей младшего школьного возраста исследовали многие авторы [2, 6, 7, 10]. Попытки развития скоростных способностей в зрелые годы сопряжены с большими сложностями и малоэффективны, поэтому следует делать акцент на развитии этих способностей в наиболее благоприятные (сензитивные) возрастные периоды, к которым относится и младший школьный возраст (8-9 лет).

Учитывая тот факт, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития быстроты движений, очень важно в этом возрасте уделять самое пристальное внимание совершенствованию данного каче -

INFLUENCE OF MOBILE GAMES AND RELAY RACES ON THE DYNAMICS OF SPEED ABILITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Mironov D.L., candidate of pedagogical sciences, associate professor, dl mironov@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University, Egorov V.N., candidate of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University, Reyborak A.D., student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

The issues of development of speed abilities in children of primary school age are considered. The choice of outdoor games and game tasks for the formation of speed abilities of schoolchildren 8-9 years old was made. The effectiveness of the developed methodology for the development of speed and speed-strength abilities in children was experimentally substantiated, which consisted in increasing the volume of outdoor games and relay races in the program of their training.

Key words: speed abilities, outdoor games, relay races, children of primary school age.

ства. Поскольку скорость бега во многом обусловлена способностью выполнять движения в высоком темпе, то и задачи по развитию скоростных возможностей на этом этапе будут сводиться к развитию умения выполнять беговые движения с высокой частотой [3, 4].

Многие специалисты считают, что хорошим средством развития скоростных способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются подвижные игры и эстафеты [2, 5, 6, 8, 9].

Подвижные игры и эстафеты - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи, естественная составляющая его жизни, и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой. Преимущество игр и эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, проходят эмоционально, стимулируют двигательную активность.

Цель исследования - изучить влияние подвижных игр и эстафет на динамику скоростных возможностей детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1) проанализировать научно-методические материалы по вопросам развития скоростных способностей у детей 8-9 лет;

2) определить эффективность подвижных игр и эстафет как средств развития скоростных способностей детей младшего школьного возраста;

3) разработать и экспериментально обосновать методику использо -вания подвижных игр и эстафет, направленную на развитие скоростных способностей детей 8-9 лет.

Методика и организация исследования. Основными методами исследования являлись: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, педагогическое тестиро -вание, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Исследование проводилось поэтапно:

- первый этап: подбор и анализ методической литературы, разра -ботка методики обучения, выбор тестов для оценки уровня физической и технической подготовленности занимающихся 8-10 лет;

- второй этап: проведение педагогического эксперимента, который предусматривал проведение учебно-тренировочных занятий, оценку уровня технической и физической подготовленности у детей;

- третий этап: обработка и анализ полученных в результате эксперимента данных, а также формулирование выводов.

Экспериментальная часть исследования проводилась в МБУ ДО «ДЮСШ № 1» в г. Алексине. Все участники эксперимента были разделены на 2 группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 15 человек в каждой.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что подвижные игры и двигательные задания игрового типа являются не только хорошим средст-

вом эмоциональной разгрузки, но достаточно эффективно решают задачи двигательной подготовки спортсменов в различных видах спорта.

Перед началом эксперимента определили исходный уровень скоро -стных способностей испытуемых рассматриваемого возраста, который был примерно одинаковым.

Программа подготовки ЭГ, помимо спортивных игр и эстафет, включала и традиционные упражнения для развития скоростных способностей: повторное пробегание отрезков разной длины, прыжковые упраж -нения, включая многоскоки. Всего за время эксперимента в ЭГ было про -ведено 26 занятий, где задача повышения скоростных возможностей детей решалась в основном за счет подвижных игр и эстафет.

При подборе подвижных игр учитывались задачи данного занятия, в зависимости от которых давались комплексы упражнений и задания игрового характера.

В качестве методического обеспечения занятий были подобраны:

- комплексы подвижных игр, направленных на развитие двигательных способностей учащихся;

- серии учебно-игровых заданий для развития скоростно-силовых способностей;

- игровые комплексы для развития быстроты и ловкости.

Экспериментальная и контрольная группы занимались на протяжении 6 месяцев, всего было 104 тренировки по 1-1,5 часа каждая. В обеих группах количество тренировочных часов было одинаково, также не отли -чалась подготовительная часть (разминочный бег, общеразвивающие упражнения и специальные беговые упражнения).

Отличительной особенностью подготовки экспериментальной группы было то, что во второй и четвертый дни недели (вторник и четверг) выполнялась работа, предполагающая в качестве средств подготовки использование подвижных игр по определенной схеме: во второй тренировочный день (вторник) использовались игры и эстафеты, направленные на развитие способности в короткое время увеличивать темп движений, на развитие простой двигательной реакции и на развитие скоростной выносливости, в четвертый тренировочный день - на развитие стартовой скорости и координации.

В первый и третий тренировочный день ЭГ и КГ после подготовительной части (разминочный бег, комплекс общеразвивающих упражне-ний, специально подготовительные упражнения) выполняли стартовые ускорения из различных положений, повторное пробегание коротких отрез -ков с максимальной или околомаксимальной интенсивностью (5-8 отрезков по 30-60 м) и прыжковые упражнения (прыжки с ноги на ногу, многократные выталкивания вперед-вверх, скачки на одной, выпрыгивания из полуприседа с продвижением вперед и др.).

Подвижные игры и игровые задания, используемые в ЭГ, в отличие от КГ, были направлены, главным образом, на формирование скоростных способностей младших школьников (табл. 1).

Таблица 1

Подвижные игры и игровые задания для формирования скоростных способностей младших школьников

Физические качества и способности Подвижные игры и игровые задания

Простая двигательная реакция «Филин и пташки»

«Салки в парах»

Стартовая скорость «Старт с выбыванием»

«Встречный бег»

«День и ночь»

«Челночный бег»

«Бег по прямой из различных положений»

Скоростная выносливость «Бездомный заяц»

«Британский бульдог»

Эстафета с кеглями

Способность за короткое время увеличивать темп движений Эстафета «с включениями»

Координация Эстафета с фишками

Эстафета «скрестным шагом» по обручам

Результаты тестирования в обеих исследуемых группах до и после эксперимента представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели двигательной подготовленности детей 8-9 лет экспериментальной и контрольной групп в процессе педагогического эксперимента, М±и

Контрольные упражнения До эксперимента После эксперимента t-кр. Стьюдента P

Экспериментальная группа

Бег на 60 м, с 10,05±0,14 9,74±0,14 3,81 <0,001

Прыжок в длину с места, м 1,57±0,12 1,68±0,12 3,20 <0,05

Бег на месте 10 с, шаг 41,07±3,39 46,27±2,98 5,57 <0,001

Бег с ходу на 10 м, с 1,40±0,10 1,32±0,09 3,54 <0,05

Контрольная группа

Бег на 60 м, с 10,02±0,12 9,80±0,15 2,42 <0,05

Прыжок в длину с места, м 1,57±0,10 1,65±0,11 2,72 <0,05

Бег на месте 10 с, шаг 42,06±3,98 45,27±3,30 2,25 <0,05

Бег с ходу на 10 м, с 1,40±0,09 1,35±0,11 2,17 <0,05

По окончании эксперимента по всем исследуемым параметрам в КГ и ЭГ был достигнут достоверный прирост всех исследуемых показателей. Это говорит о том, что и экспериментальная методика и методика подго -

товки КГ (основанная на программе для ДЮСШ по легкой атлетике) пока -зали свою эффективность. Однако в ЭГ был достигнут более высокий прирост результатов, чем в КГ.

Сравнительный анализ темпов развития скоростных и скоростно-силовых способностей детей младшего школьного возраста показал следующее: в тесте «Бег на 60 метров» результаты увеличились в ЭГ на 3,08 %, в КГ - на 2,20 %, в тесте «Прыжок в длину с места» - в ЭГ на 7,01 %, в КГ - на 4,85 %, в тесте «Бег на месте 10 секунд» - в ЭГ на 12,66 %, в КГ - на 7,09 %, в тесте «Бег сходу на 10 метров» - в ЭГ на 5,51 %, в КГ - на 3,57 %.

Выводы

1. Анализ учебно-методической литературы по вопросам организации и проведения учебно-тренировочной работы в секциях ДЮСШ показал, что наиболее распространенными средствами развития скоростных способностей юных легкоатлетов являются: прыжковые упражнения, бег с ускорениями, специальные подготовительные упражнения (бег с высоким подниманием бедра, бег с забрасыванием голени назад, бег на прямых но -гах, семенящий бег, бег с прыжками с ноги на ногу и т. д.), всевозможные подвижные игры и эстафеты.

2. Установлено, что игровой и соревновательный методы повышения скоростных и скоростно-силовых возможностей детей 8-9 лет вполне допустимо использовать на данном этапе их подготовки. В то же время подвижные игры и эстафеты могут использоваться и как средство эмоциональной разрядки.

3. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной методики развития скоростных и скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста, которая заклю -чалась в увеличении объема подвижных игр и эстафет в программе их подготовки.

Следует отметить, что достоверный прирост за время эксперимента всех исследуемых показателей также был получен в КГ. Однако традици -онная методика развития скоростных и скоростно-силовых способностей была менее эффективна.

Список литературы

1. Аустер Б.В., Соколовский Р.В. Развитие быстроты подвижными играми в младшем школьном возрасте на уроках физической культуры // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: сб. материалов XVII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Сургут: Изд-во СГУ, 2018. С. 15-19.

2. Дмитриева Т.В., Михайлов А.Ю. Методика развития скоростных способностей у обучаемых младшего школьного возраста средствами под -вижных игр // Наука-2020. 2019. № 10 (35). С. 96-99.

3. Егоров В.Н., Миронов Д.Л., Лапшинов Н.И. Развитие скоростно-силовых качеств у юных футболистов на этапе спортивной специализации // Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов XXIV Всерос. науч.-практ. конф. Хабаровск: ДвГАФК, 2020. С. 62-66.

4. Миронов Д.Л., Егоров В.Н., Попов Э.М. Анализ эффективности различных подходов к скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов-спринтеров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 4. С. 132-138.

5. Омарова Д.Б., Бронский Е.В. Особенности использования под -вижных игр в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста // Современные проблемы образования в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2021. С. 121-126.

6. Потамов Д.А. Воспитание быстроты у младших школьников в процессе занятий подвижными играми // Проблемы и перспективы физи -ческого воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч. -практ. конф. Казань: Изд-во ПГАФКСиТ, 2018. С. 558-563.

7. Савченко М.Б. Совершенствование методики развития быстроты у школьников младших классов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2022. № 1. С. 104-109.

8. Чопик Я.А., Брыкина В.А., Переузник А.З. Эстафеты в системе физического воспитания школьников // Наука-2020. 2021. № 8 (53). С. 181— 189.

9. Шмелькова А.А. Игра - путь познания мира // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 676-678.

10. Ярлыкова О.В., Гусаим Д.В. Развитие скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1. С. 122-126.

References

1. Auster B.V., Sokolovskij R.V. Razvitie bystroty podvizhnymi igrami v mladshem shkol'nom vozraste na urokah fizicheskoj kul'tury [Development of speed by outdoor games in primary school age at physical education lessons] // Improvement of the system of physical education, sports training, tourism and health improvement of various categories of the population: sat. materials of the XVII Vseros. scientific-practical. conf. with international participation. Surgut: SGU Publishing House, 2018. P. 15-19.

2. Dmitrieva T.V., Mihajlov A.Yu. Metodika razvitiya skorostnyh sposobnostej u obuchaemyh mladshego shkol'nogo vozrasta sredstvami podvizhnyh igr [Methodology for the development of speed abilities in students of primary school age by means of outdoor games] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2019. No. 10 (35). P. 96-99.

3. Egorov V.N., Mironov D.L., Lapshinov N.I. Razvitie skorostno-silovyh kachestv u yunyh futbolistov na etape sportivnoj specializacii [Development of speed-strength qualities in young football players at the stage of sports specialization] // Modern problems of physical culture and sports: coll. materials XXIV All-Russian. scientific-practical. conf. Khabarovsk: DVGAFK Publishing House, 2020. P. 62-66.

4. Mironov D.L., Egorov V.N., Popov E.M. Analiz effektivnosti razlichnyh podho-dov k skorostno-silovoj podgotovke yunyh legkoatletov-sprinterov [Analysis of the effectiveness of various approaches to speed-strength training of young sprinters] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2016. Iss. 4. P. 132-138.

5. Omarova D.B., Bronskij E.V. Osobennosti ispol'zovaniya podvizhnyh igr v sisteme fizicheskogo vospitaniya detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Features of the use of outdoor games in the system of physical education of children of primary school age] // Modern problems of education in the field of physical culture and life safety: sat. materials of the International scientific-practical. conf. Yekaterinburg, 2021. P. 121-126.

6. Potamov D.A. Vospitanie bystroty u mladshih shkol'nikov v processe zanyatij podvizhnymi igrami [Education of speed among junior schoolchildren in the process of outdoor games] // Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical culture: sat. materials Vseros. with international participation of scientific-practical. conf. Kazan: Publishing House of PGAFKSiT, 2018. P. 558-563.

7. Savchenko M.B. Sovershenstvovanie metodiki razvitiya bystroty u shkol'nikov mladshih klassov [Improving the methodology for the development of speed in elementary school students] // Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova [Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov]. 2022. No. 1. P. 104-109.

8. Chopik Ya.A., Brykina V.A., Pereuznik A.Z. Estafety v sisteme fizicheskogo vos-pitaniya shkol'nikov [Relay races in the system of physical education of schoolchildren] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2021. No. 8 (53). P. 181-189.

9. Shmel'kova A.A. Igra - put' poznaniya mira [Game - the way of knowing the world] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2014. No. 18 (77). P. 676-678.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Yarlykova O.V., Gusaim D.V. Razvitie skorostnyh sposobnostej u mladshih shkol'nikov na uroke fizicheskoj kul'tury [Development of speed abilities in junior schoolchildren at the lesson of physical culture] // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal [Humanitarian scientific journal]. 2017. No. 1. P. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.