УДК 339.9
Для цитирования: Сурник А. П., Парфенов М. О. Влияние перспектив Евразийского экономического союза на развитие экономики Красноярского края // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 2. С. 25-32.
For citations: Surnik A. P., Parfenov M. O. Influence of the perspective of the Eurasian economic Union on the development of the Krasnoyarsk region economy // Social and economic systems management. 2018. No. 2. Рр. 25-32. (In Russ., abstr. in Engl.)
ВЛИЯНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
А. П. Сурник*, М. О. Парфёнов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Настоящее время характеризуется расширением международного сотрудничества и углублением интеграционных процессов. Устойчивое развитие региональной экономики требует перехода предприятий на экспортную модель деятельности, активнее использовать внешнеэкономического фактора в развитии производительных сил региона. Евразийский экономический союз - это организация региональной интеграции, развивающая политические и социально-экономические связи стран и регионов.
В представленной статье рассмотрены направления развития Евразийского экономического союза на современном этапе. Определены основные признаки влияния направления развития Евразийского экономического союза на экономику Красноярского края.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграция, Единое экономическое пространство, международное сотрудничество.
INFLUENCE OF THE PERSPECTIVE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION ON THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF KRASNOYARSKIY EDGES
A. P. Surnik*, M. O. Parfenov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
Present time is characterized by expansion of international cooperation and deepening of integration processes. The Eurasian Economic Union is an organization of regional integration that develops political and socio-economic ties. In this article, the directions of development of the Eurasian Economic Union at the present stage are considered.
The article considers the directions of development of the Eurasian economic Union at the present stage. The main signs of the influence of the direction of development of the Eurasian economic Union on the economy of the Krasnoyarsk region are determined.
Keywords: Eurasian Economic Union, integration, Common economic space, international cooperation.
Введение. Инициатива, призывающая страны Содружества Независимых Государств (далее -СНГ) к евразийской интеграции, исходила от Президента Казахстана Н. А. Назарбаева. В марте 1994 г. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова был озвучен проект формирования Евразийского союза государств [1].
В последующие годы предложение Н. А. Назарбаева нашло достойное воплощение. С высокой степенью уверенности можно говорить о том, что
созданные на пространстве СНГ структуры - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз (ТС) Беларуси, Казахстана и России, Единое экономическое пространство (ЕЭП) и, наконец, Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС и Союз) - являются способами воплощения данной идеи в жизнь [2].
Евразийский экономический союз - это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной
правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время в Евразийский экономический союз входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация [3].
Перспективы развития ЕАЭС. ЕАЭС уверенно доказывает, что совершенствование интеграционных процессов способствует созданию благоприятного пространства для жизни граждан, для бизнес-сообществ стран Союза. Проводимые реформы в различных областях деятельности ориентированы на перспективное развитие политических, социально-экономических и культурных связей государств-членов ЕАЭС [4].
Влияние ЕАЭС выгодно в качестве экономического рычага для лоббирования своих интересов на международной арене не только для отдельных государств-членов ЕАЭС, но и для Союза в целом. Это позволяет снимать барьеры и ограничения в свободном перемещении товаров, услуг, капитала, что способствует росту промышленного и сельскохозяйственного производства и экспорту конкурентоспособных товаров. От уровня экономического развития ЕАЭС зависит сила его экономического воздействия на другие страны, не являющиеся участниками ЕАЭС, и на международные тамо-женно-экономические объединения.
Для ЕАЭС внешнее направление развития предполагает расширение экономических интересов за счёт международной интеграции, связанной с созданием зон свободной торговли, а также принятием новых государств в свой состав, тем самым увеличивая круг экономических и политических партнёров. В настоящее время наблюдается углубление экономических отношений с Китаем, Индией, Израилем, Египтом, Ираном, Сингапуром, Сербией, Монголией, Перу, Чили, Южной Кореей, Эквадором, Европейским союзом, Шанхайской организацией сотрудничества, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и Южноамериканским общим рынком.
В рамках Евразийского экономического союза существует перспектива развития политических блоков. Например, объединение усилий ЕАЭС с такими странами, как Китай, Индия, Иран позволит в будущем рассчитывать на создание мощной платформы для выстраивания общего политико-экономического пространства. А это, в свою очередь, приведёт к повышению конкурентоспособности и свободному перемещению товаров Союза; увеличению рынков сбыта товаров; повышению инвестиционной привлекательности государств-членов ЕАЭС. В дальнейшем Евразийский экономический союз может стать не только важнейшим фактором устойчивого развития входящих в него стран, но выступить в качестве своеобразного «транзитного моста» между Востоком и Западом.
Для государств Евразийского экономического союза важным остается вопрос дальнейшего развития сотрудничества и совершенствования интеграционных процессов внутри самого Союза. Перед странами ЕАЭС стоят следующие задачи: достижение устойчивых темпов экономического роста, сокращение уровня безработицы, развитие инфраструктуры, повышение жизни уровня населения [5]. Решение этих задач возможно, в том числе, и с учетом совместной деятельности государств Союза в области унификации таможенного законодательства и таможенного администрирования. Этому, в первую очередь, способствует вступивший в силу с 1 января 2018 года Таможенный кодекс ЕАЭС, который обеспечивает проведение единой таможенной политики.
Единая экономическая политика ещё не залог создания Единого экономического пространства, поскольку единство территорий и их экономическая безопасность целиком и полностью зависят от совершенствования таможенных структур, как одного из ключевых элементов создания и развития единой экономической политики.
В дальнейшем развитии Евразийского экономического союза имеет значение цифровая трансформация производственных и управленческих процессов, позволяющих совершенствовать систему управления рисками, создавать условия для повышения внешнеторгового оборота, разрабатывать рациональные подходы к организации борьбы с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, совершенствовать принципы профессиональной этики, минимизировать факторы проявления коррупции в таможенной сфере.
Влияние перспектив ЕАЭС на экономическое развитие Красноярского края. Перспективы ЕАЭС имеют прямое отношение к экономическому развитию Красноярского края. Данная корреляция связана с ориентацией на экспорт товаров за рубеж ключевых промышленных предприятий Красноярского края, таких, как:
- КрАЗ (Красноярский алюминиевый завод);
- КраМЗ (Красноярский металлургический завод);
- Норильский никель;
- Ачинский нефтеперерабатывающий завод;
- Енисейский ЦБК (Целлюлозно-бумажный комбинат);
- Лесосибирский ЛДК (Лесопильно-деревооб-рабатывающий комбинат);
- Енисейлесозавод;
- Новоенисейский ЛХК (Лесохимический комплекс);
- ДОК Енисей (Деревообрабатывающий комбинат);
- Канский ЛДК (Лесопильно-деревообрабаты-вающий комбинат);
- Красноярский завод цветных металлов имени В. Н. Гулидова» [6-9].
Важность экономической жизни данных предприятий прежде всего связана с налоговыми поступлениями от них в бюджет края. Для того чтобы полностью оценить их вклад в бюджет края, обратимся к структуре доходов за прошлый год (табл. 1) [10].
Исходя из информации, представленной в табл. 1, можно сделать вывод о том, что размер налоговых отчислений с ключевых предприятий Красноярского края в совокупности составляет более 50 %. Это связано с тем, что крупные предприятия Красноярского края платят сразу несколько видов налоговых отчислений, а именно «Налог на прибыль», «Налог на имущество организаций», «Налог на добычу ископаемых», также сюда ещё стоит добавить и «Налог на физических лиц», большая часть которого будет базироваться на доходе руководства данных предприятий, а доход руководящего состава прямо пропорционально зависит от прибыли компаний. Таким образом, доходы от экспорта Красно-
Структура доходов бюджет!
ярского края составляют более половины бюджета, что подтверждает зависимость его экономического развития от международных политико-экономических отношений.
Как было представлено ранее, одной из перспектив ЕАЭС является экстенсивная интеграция. Интеграция ЕАЭС в мире позволит существенно расширить экспортный рынок, а также сократить издержки, связанные с разрешением таможенных формальностей для крупных предприятий Красноярского края, что позволит увеличить их прибыль и, как следствие, увеличить объём налоговых поступлений в бюджет.
Рассматривая влияние перспектив ЕАЭС, стоит проанализировать открывшиеся возможности для Красноярского края от стран, уже вступивших в данную международную организацию: Республику Кыргызстан и Республику Армения. Для анализа требуется рассмотреть товарооборот с данными странами (табл. 2-4) [11].
Таблица 1
расноярского края в 2017 г.
Показатель Процентное содержание от совокупного дохода
1. Налог на прибыль 36,1 % (74,6 млрд руб.)
2. Налог на доходы физических лиц 21,7 % (44,8 млрд руб.)
3. Налог на имущество организаций 10 % (20,6 млрд руб.)
4. Акцизы 4,2 % (8,6 млрд руб.)
5. Налог на добычу полезных ископаемых 6,5 % (13,4 млрд руб.)
6. Транспортный налог 1,2 % (2,4 млрд руб.)
7. Дотации 4 % (8,2 млрд руб.)
8. Субвенции 3,7 % (7,6 млрд руб.)
9. Субсидии 7 % (14,4 млрд руб.)
10. Прочие доходы 5,9 % (12,3 млрд руб.)
Всего 100 % (206,9 млрд руб.)
Таблица 2
Экспорт и импорт по странам-контрагентам и товарным группам по Красноярскому краю за 2014 г.
Код ТН ВЭД Название страны; наименование товарной группы Экспорт Импорт
Стоимость, тыс. долл. США Стоимость, тыс. долл. США
ВСЕГО 7 572 360.7 1 292 737.6
в том числе:
АРМЕНИЯ 24 901.1 17.0
68 ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ, ГИПСА, - 17.0
ЦЕМЕНТА, АСБЕСТА, СЛЮДЫ
76 АЛЮМИНИИ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 24 671.8 -
КИРГИЗИЯ 20 941.1 -
27 ТОПЛИВО МИНЕРАЛЬНОЕ, НЕФТЬ И 704.8 -
ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕГОНКИ
31 УДОБРЕНИЯ 654.4 -
44 ДРЕВЕСИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ; 18 236.5 -
ДРЕВЕСНЫЙ УГОЛЬ
Окончание табл. 2
Код ТН ВЭД Название страны; наименование товарной группы Экспорт Импорт
Стоимость, тыс. долл. США Стоимость, тыс. долл. США
48 БУМАГА И КАРТОН; ИЗДЕЛИЯ ИЗ 323.6 -
БУМАЖНОЙ МАССЫ, БУМАГИ, КАРТОНА
84 КОТЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И МЕХАНИ- 958.1 -
ЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА; ИХ ЧАСТИ
Таблица 3
Экспорт и импорт по странам-контрагентам и товарным группам по Красноярскому краю за 2016 г.
Название страны-контрагента и товарной группы Экспорт Импорт
январь-декабрь 2016 г., тыс. долл. США январь-декабрь 2016 г., тыс. долл. США
ВСЕГО 4 891 622,2 1 237 862,2
АРМЕНИЯ 356,9
22 АЛКОГОЛЬНЫЕ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ 21,1
НАПИТКИ И УКСУС
28 ПРОДУКТЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 1,1
35 БЕЛКОВЫЕ ВЕЩЕСТВА; МОДИФИЦИ- 1,9
РОВАННЫЕ КРАХМАЛЫ; КЛЕИ
38 ПРОЧИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ 14,2
48 БУМАГА И КАРТОН; ИЗДЕЛИЯ ИЗ 9,0
БУМАЖНОЙ МАССЫ, БУМАГИ, КАРТОНА
68 ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ, ГИПСА, 38,1
ЦЕМЕНТА, АСБЕСТА, СЛЮДЫ
69 КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ 1,7
71 ЖЕМЧУГ, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ, 136,8
ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ; БИЖУТЕРИЯ
73 ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ 29,4
75 НИКЕЛЬ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 4,6
76 АЛЮМИНИЙ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 31,8
81 ПРОЧИЕ НЕДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ; 0,5
МЕТАЛЛОКЕРАМИКА; ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ
85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И 66,6
ОБОРУДОВАНИЕ, ИХ ЧАСТИ
КИРГИЗИЯ 5 335,8 18,0
07 ОВОЩИ И НЕКОТОРЫЕ СЪЕДОБНЫЕ 18,0
КОРНЕПЛОДЫ И КЛУБНЕПЛОДЫ
31 УДОБРЕНИЯ 546,3
38 ПРОЧИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ 38,3
39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 2,1
40 КАУЧУК, РЕЗИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 1,5
44 ДРЕВЕСИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ; 1 794,4
ДРЕВЕСНЫЙ УГОЛЬ
48 БУМАГА И КАРТОН; ИЗДЕЛИЯ ИЗ 338,5
БУМАЖНОЙ МАССЫ, БУМАГИ, КАРТОНА
49 ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ, ГАЗЕТЫ, 21,9
РЕПРОДУКЦИИ; РУКОПИСИ, ТЕКСТЫ
Окончание табл. 3
Название страны-контрагента и товарной группы Экспорт Импорт
январь-декабрь 2016 г., тыс. долл. США январь-декабрь 2016 г., тыс. долл. США
68 ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ, ГИПСА, 1,1
ЦЕМЕНТА, АСБЕСТА, СЛЮДЫ
73 ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ 9,2
76 АЛЮМИНИЙ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 47,6
Экспорт и импорт по странам-контрагентам и товарным группам по Красноярскому краю за 2017 г.
Таблица 4
Название страны-партнера и товарной группы
Экспорт
январь-декабрь 2017 г., тыс. долл. США
Импорт
январь-декабрь 2017 г., долл. США
ВСЕГО
6 049 814,6
1 209 856,5
в том числе:
Страны СНГ, всего
126 302,7
230 228,6
АРМЕНИЯ
544,4
1 521,4
28 ПРОДУКТЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
1,1
35 БЕЛКОВЫЕ ВЕЩЕСТВА; МОДИФИЦИ-
1,0
РОВАННЫЕ КРАХМАЛЫ; КЛЕИ
38 ПРОЧИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ
30,7
39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ
0,0
48 БУМАГА И КАРТОН; ИЗДЕЛИЯ ИЗ
11,0
БУМАЖНОЙ массы, бумаги, картона
68 ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ, ГИПСА,
18,2
ЦЕМЕНТА, АСБЕСТА, СЛЮДЫ
69 КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
13,7
71 ЖЕМЧУГ, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ,
219,1
1 521,4
ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ; БИЖУТЕРИЯ
72 ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ
17,0
73 ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
47,2
75 НИКЕЛЬ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО
12,9
76 АЛЮМИНИЙ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО
57,9
81 ПРОЧИЕ НЕДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ;
28,5
МЕТАЛЛОКЕРАМИКА; ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ
82 ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ,
НОЖЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ЛОЖКИ И ВИЛКИ
84 КОТЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И МЕХАНИ-
5,5
ЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА; ИХ ЧАСТИ
85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И
72,5
ОБОРУДОВАНИЕ, ИХ ЧАСТИ
94 МЕБЕЛЬ; ПОСТЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖ-
0,3
НОСТИ; МАТРАЦЫ; ЛАМПЫ
КИРГИЗИЯ
6 055,9
1 876,8
19 ГОТОВЫЕ ПРОДУКТЫ ИЗ ЗЕРНА ЗЛА-
4,8
КОВ, МУКИ, КРАХМАЛА, МОЛОКА
Окончание табл. 4
Название страны-партнера и товарной группы Экспорт Импорт
январь-декабрь 2017 г., тыс. долл. США январь-декабрь 2017 г., долл. США
30 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ 250,1
31 УДОБРЕНИЯ 571,1
35 БЕЛКОВЫЕ ВЕЩЕСТВА; МОДИФИЦИ- 0,1
РОВАННЫЕ КРАХМАЛЫ; КЛЕИ
39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 175,7
40 КАУЧУК, РЕЗИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 11,9
44 ДРЕВЕСИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ; 2 774,2
ДРЕВЕСНЫЙ уголь
48 БУМАГА И КАРТОН; ИЗДЕЛИЯ ИЗ 253,5
БУМАЖНОЙ массы, бумаги, картона
49 ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ, ГАЗЕТЫ, 5,2
РЕПРОДУКЦИИ; РУКОПИСИ, ТЕКСТЫ
68 ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ, ГИПСА, 0,1
ЦЕМЕНТА, АСБЕСТА, СЛЮДЫ
70 СТЕКЛО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 0,1 193,6
71 ЖЕМЧУГ, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ, 1 683,1
ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ; БИЖУТЕРИЯ
73 ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ 0,2
76 АЛЮМИНИЙ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 88,5
84 КОТЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И МЕХАНИ- 1 732,2
ЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА; ИХ ЧАСТИ
85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И 52,1
ОБОРУДОВАНИЕ, ИХ ЧАСТИ
94 МЕБЕЛЬ; ПОСТЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖ- 136,1
НОСТИ; МАТРАЦЫ; ЛАМПЫ
Анализируя табл. 2-4, стоит отметить изменения размера экспорта из России в Армению и Киргизию в период с 2014 по 2017 гг.
Размер экспорта из России в Армению в период с 2014 по 2016 гг. при пересчёте в рубли [12-14] сократился с 1 400 896,040 тыс. руб. до 21 648,4476 тыс. руб. А в период с 2016 по 2017 гг., увеличился с 21 648,4476 тыс. руб. до 31 357,5489 тыс. руб. Согласно данным табл. 2-4, сокращение в период с 2014 по 2016 гг. экспорта из России в Армению обусловлено уменьшением поставок «алюминия и изделий из него». Главным поставщиком алюминия и изделий из него является компания РУСАЛ, а точнее - его дочерние предприятия на территории Красноярского края. Рассматривая прибыль дочернего предприятия РУСАЛа, а именно «РУСАЛ-Красноярск», можно сделать вывод, что она в период с 2014 по 2016 гг. увеличилась только до 9 млрд руб. [15]. Однако сокращение экспорта «алюминия и изделий из него» в Армению никак отрицательно не повлияло на экономику Красноярского края, так как прибыль предприятия в целом не сократилась, не уменьшилось и количество налоговых отчислений в бюджет Красноярского края. Анализируя табл. 1-3, можно сделать вывод, что по остальным товарным позициям экспорта из России в Армению зафиксировано только увеличение. Из этого следует, что экстенсивная интеграция ЕАЭС
положительно отразилась на экономическом развитии Красноярского края.
Рассматривая размер экспорта России в Киргизию в период с 2014 по 2016 гг. при пересчёте в рубли [8-10], можно сделать вывод, что он так же, как и с Арменией, сократился. В период с 2014 по 2016 гг. экспорт сократился с 1 178 112,780 тыс. руб. до 323 653,087 тыс. руб., а в 2017 г. экспорт увеличился до 348 821,051 тыс. руб. Данные изменения обусловлены сокращением экспорта из России древесины и изделий из неё. Анализируя ситуацию в Красноярском крае в 2016 г., можно сделать вывод, что данные изменения связаны с внутренними проблемами края: повышенная пожаро-опасность на участках заготовки леса, существующий невосполнимый ущерб биоразнообразию, снижение количества предприятий и работников в лесной промышленности, а также общероссийская тенденция монополизации лесной промышленности [16]. Рассматривая другие товарные позиции экспорта из России в Киргизию, можно отметить только их увеличение. Таким образом, не считая товарную позицию «древесины и изделий из неё», прослеживается положительная динамика экспорта после вступления Киргизии в ЕАЭС.
Рассматривая перспективы ЕАЭС, на примере экстенсивной интеграции с Киргизией и Арменией можно сделать вывод, что данные изменения
положительно отразились на экономическом развитии Красноярского края, а любые отрицательные изменения связаны с внутренними проблемами региона.
Заключение. С учетом текущей международной обстановки чрезвычайно важно поддерживать существующую систему международных экономических отношений в Евразийском экономическом союзе. Необходимо поэтапно выступать за развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества, обещающего в будущем как экономическую выгоду, так и открывающиеся политические возможности Союза.
Библиографические ссылки
1. Евразийскому союзу нет альтернативы [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/cis/ 2014-04-29/6_nazarbaev.html (дата обращения: 06.10.2018).
2. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1219848/ekonomika/ekonomiches kaya_integratsiya_postsovetskom_prostranstve (дата обращения: 06.10.2018).
3. Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/ #about (дата обращения: 06.10.2018).
4. Евразийская интеграция - важнейший фактор устойчивого развития наших стран [Электронный ресурс]. URL: https://www.kazpravda.kz/interviews/ view/evraziiskaya-integratsiya--vazhneishii-faktor-ustoichivogo-razvitiya-nashih-stra/ (дата обращения: 06.10.2018).
5. Жаксылыков Т. В перспективе Евразийский экономический союз может стать транзитным мостом между Востоком и Западом евразийского континента [Электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/24-11-2017-2.aspx (дата обращения: 06.10.2018).
6. Производители Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: https://productcenter.ru/ producers/r-krasnoiarskii-krai-183 (дата обращения: 06.10.2018).
7. Красноярский край - промышленность и предприятия Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.metaprom.ru/regions/kras-noyarskii-krai.html (дата обращения: 06.10.2018).
8. Предприятия Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://sfo.sibindustry.ru/places. asp?city=29&word=SF0regions24&shopid=0&moid= 13 (дата обращения: 06.10.2018).
9. Промышленность Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.wiki-prom.ru/ region/krasnoyarskiy_kray.html (дата обращения: 06.10.2018).
10. Справочные материалы к закону о краевом бюджете на 2017-2019 годы [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.krskstate.ru///openbudget//law// zakon17 (дата обращения: 06.10.2018).
11. Сайт Сибирского таможенного управления [Электронный ресурс]. URL: http://stu.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=category&id=1 81%3A2012-12-27-01-29-10&Itemid=256&layout= default (дата обращения: 06.10.2018).
12. Справочная информация: «Курсы доллара США и евро, установленные Центральным банком Российской Федерации в 2014 году» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_L AW_156982/2bb 84e 8 0ac4e849ce6494f5 0 5c95d080f0ab6d2b/ (дата обращения: 06.10.2018).
13. Справочная информация: «Курсы доллара США и евро, установленные Центральным банком Российской Федерации в 2016 году» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191795/13c5d7c9598b064bda940a25 a53297ec70f83928/ (дата обращения: 06.10.2018).
14. Справочная информация: «Курсы доллара США и евро, установленные Центральным банком Российской Федерации в 2017 году» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_210280/f5457185b3ed6a673cb2b771 a6429e5e12c570e9/
15. Бухгалтерский баланс АО «РУСАЛ-Красно-ярск» [Электронный ресурс]. URL: https://www. rusprofile.ru/accounting?ogrn=1022402468010 (дата обращения: 06.10.2018).
16. Гордеев Р. В., Пыжев А. И., Зандер Е. В. Лесопромышленный комплекс Красноярского края: тенденции и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2017. № 1 (436) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/lesopromyshlennyy-kompleks-krasnoyarsko-go-kraya-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 06.10.2018).
References
1. The Eurasian Union has no alternative. Available at: http://www.ng.ru/cis/2014-04-29/6_na-zarbaev.html (accessed 06.10.2018).
2. Economic integration in the post-Soviet space. Available at: https://studwood.ru/1219848/ekonomika/ ekonomicheskaya_integratsiya_postsovetskom_prostra nstve (accessed: 06.10.2018).
3. The Eurasian Economic Union. Available at: http://www.eaeunion.org/tfabout (accessed: 07.09.2018).
4. Eurasian integration is the most important factor in the sustainable development of our countries. Available at: https://www.kazpravda.kz/interviews/view/ evraziiskaya-integratsiya--vazhneishii-faktor-ustoichi-vogo-razvitiya-nashih-stra/ (accessed: 06.10.2018).
5. Timur Zhaksylykov: "In the future, the Eurasian Economic Union can become a transit bridge between the East and West of the Eurasian continent". Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/24-11-2017-2.aspx (accessed: 06.10.2018).
6. Producers of Krasnoyarsk Edge. Available at: https://productcenter.ru/producers/r-krasnoiarskii-krai-183 (accessed: 06.10.2018).
7. Krasnoyarsk Edge - industry and enterprises of the Krasnoyarsk Edge. Available at: http://www. Meta-prom.ru/regions/krasnoyarskii-krai.html (accessed: 06.10.2018).
8. Enterprises of Krasnoyarsk Edge. Available at: http://sfo.sibindustry.ru/places.asp?city=29&word=SF 0regions24&shopid=0&moid=13 (accessed: 06.10.2018).
9. Krasnoyarsk edge industry. Available at: http://www.wiki-prom.ru/region/krasnoyarskiy_kray. html (accessed: 06.10.2018).
10. Reference materials to the law on the regional budget for 2017-2019. Available at: http://minfin. krskstate.ru///openbudget//law//zakon17 (accessed: 06.10.2018).
11. Site of the Siberian Customs Administration. Available at: http://stu.customs.ru/index.php?option= com_content&view=category&id= 181 %3 A2012-12-27-01 -29-10&Itemid=25 6&layout=default (accessed: 06.10.2018).
12. Background information: "US Dollar and Euro Exchange Rates Established by the Central Bank of the Russian Federation in 2014". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 56982/2bb84e80ac4e849ce6494f505c95d080f0ab6d2b / (accessed: 06.10.2018).
13. Background information: "US Dollar and Euro Exchange Rates Established by the Central Bank of the Russian Federation in 2016" Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 91795/13c5d7c9598b064bda940a25a53297ec70f83928 / (accessed: 06.10.2018).
14. Background information: "US Dollar and Euro Exchange Rates Established by the Central Bank of the Russian Federation in 2017". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 10280/f5457185b3ed6a673cb2b771a6429e5e12c570e9 / (accessed: 06.10.2018).
15. Balance sheet of JSC "RUSAL-Krasnoyarsk" Available at: https://www.rusprofile.ru/accounting? ogrn=1022402468010 (accessed: 06.10.2018).
16. Gordeev R. V., Pyzhev A. I., Zander E. V. Timber industry complex of the Krasnoyarsk Territory: trends and development prospects // Regional economy: theory and practice. 2017. № 1 (436). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lesoprom-yshlennyy-kompleks-krasnoyarskogo-kraya-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya (accessed: 06.10.2018).
© Сурник А. П., Парфенов М. О., 2018