О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-49-55 NIION: 2018-0076-8/23-582 MOSURED: 77/27-023-2023-8-582
АЛБОРОВА Марианна Борисовна,
ведущий эксперт Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики Института международных исследований МГИМО(у) МИД России, к.ист.н., e-mail: [email protected]
ПОДЪЯКОНОВ Владимир Михайлович,
научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований) Военного университета Министерства обороны России член комиссии РАН по техногенной безопасности, к.ист.н., e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЩЕСТВО XXI ВЕКА: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И УГРОЗЫ
Аннотация. В статье рассматривается основные направления современных инноваций в сфере информационно-коммуникационных технологий и их влияние на развитие общества в цифровую эпоху. Передовые разработки с одной стороны создали широкие возможности для эволюции общества, с другой стороны сформировали многомерные и разнонаправленные риски и угрозы, проявляющиеся как на уровне государства, так и на уровне компаний, корпораций и частных лиц. Проблема угроз нового технологического мира решается как на международном уровне, так и на региональном, и на национальном. Анализ и понимание рисков новой цифровой эпохи, позволяет привлечь внимание к проблеме.
Ключевые слова: цифровая эпоха, информационное общество, постиндустриальный технологический уклад, искусственный интеллект, цифровизация
THE IMPACT OF CUTTING-EDGE TECHNOLOGIES ON THE SOCIETY OF THE XXI CENTURY: KEY TRENDS AND THREATS
Annotation. The article considers the major dimensions of contemporary innovations in the field of information and communication technologies and their impact on the society development in the Digital Age. On the one hand, cutting-edge developments have created broad opportunities for the society evolution, on the other hand, have shaped multidimensional and multidirectional risks and threats, manifested both at the level of the state and at the level of businesses, corporations and individuals. The issue of threats of the New Technological World is being addressed at the international level, as well as at the regional and national levels. Analysis and understanding of the risks of the
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
ALBOROVA Marianna Borisovna,
Leading Expert of the Centre for International Information Security, Science and Technology Policy of Institute for International Studies MGIMO University, Ph.D. in Historical Science
PODYAKONOV Vladimir Mikhailovich,
Research Fellow of the Research Department (Military and Humanitarian Studies) of the Military University of the Russian Ministry of Defense, Member of the RAS Commission on Technogenic security, Ph.D. in Historical Science.
new digital era, allows you to draw attention to the problem. Analysis and understanding of the risks of the New Digital Era, allows us to draw attention to the problem.
Key words: digital age, information society, post-industrial technological mode, artificial intelligence, digitalization
Технологический рывок, осуществленный человечеством, привел к глобальной трансформации сегодняшних реалий. Многофункциональная и развивающая сеть Интернет стала основной инфраструктурной системой современного мира, способствуя развитию высоких технологий и формируя условия для создания и производства продуктов и услуг нового качества. Количество Интернет-пользователей растет ежегодно, в 2008 году насчитывалось 1,4 млрд. человек, а к 2023 году число пользователей составило около 5 млрд. Столь широкая вовлеченность населения и формирование глобального информационного общества потребовало высокого уровня ответственности.
В этой связи вопрос обеспечения безопасности в информационном-кибернетическом пространстве становится краеугольном для устойчивого развития человечества. Ускоренная разработка и внедрение цифровых технологий в очередной раз подтвердили тезис о том, что большинство технических инноваций имеет тройное применение: гражданское, военное и противоправное. Гарантировать стабильную эволюцию общества без внимания к этим вопросам невозможно.
В данной статье будут рассмотрены основные направления угроз, сформировавшихся в процессе развития цифровизации. Важно отметить, что поскольку цифровые технологии повлияли на все стороны жизни человека, то и понимание вызовов и угроз новой технологической цивилизации требует от каждого как минимум цифровой грамотности и как максимум комплексного понимания рисков информационной цивилизации.
В XXI веке практически повсеместно, без должного международно-правового обеспечения, реализуется внедрение информационно-коммуникативных технологий во все виды повседневной деятельности человека, осознание не только возможностей, но и рисков этих процессов актуализировало проблему международной информационной безопасности в современном мире. В цифровую эпоху быстро разворачивается глобальная информационная революция, которая обеспечила эпохальный прорыв, как в свое время индустриальная революция. При этом на порядок возросли темпы развития, повсеместно происходят перемены, затрагивающие материальные и духовные основы информационного общества.
Формирование постиндустриального технологического уклада является контекстом сложной системы глобального информационного общества,
[1, с. 180] которое в свою очередь потребовало трансформации всех производственных систем человеческой цивилизации. Столь масштабное и многоуровневое изменение привело к новым вызовам и угрозам: технологического информационно-кибернетического и информационно-когнитивного характера.
В нашей стране и в мире в целом понимают огромный потенциал новых технологий и их опасность. Данный вопрос анализируется в рамках научного и экспертного дискурса. По мере возрастания количества и приоритетности угроз приходит осознание того, что страны современного мира будут жить в условиях ускоренного распространения цифровых технологий, что, в свою очередь, увеличит численность кибератак и изменит их качество в повседневной жизни человечества, появятся новые виды рисков в информационной сфере, которые будут постоянно эволюционировать и преобразовываться. Именно поэтому многие исследователи отмечают важность широкого подхода к исследованию вызовов технологической цивилизации, рассматривая не только угрозы мира технологий, проявляющиеся через кибера-таки и иные киберпреступления, но и привлекая внимание к политико-идеологической составляющей проблем безопасности нового цифрового мира.
Сегодня в условиях многоуровневой информатизации все больше проявляется уязвимость цифровой сферы, которая, обладая широкими возможностями передовых технологий, феноменальной скоростью и другими технологическими особенностями, способствовала появлению на международной арене нового уровня информационного противостояния.
Ведущие страны мира активно участвуют в обсуждении вопросов обеспечения международной безопасности в условиях современных вызовов и угроз. В этой ситуации Российская Федерация предпринимает шаги по обеспечению всего спектра национальной безопасности, а вопросы информационной безопасности в цифровую эпоху выдвигаются на одно из первых мест. Не случайно в Концепции внешней политики России подчеркивается, что «Россия принимает необходимые меры для обеспечения национальной и международной информационной безопасности, противо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
действуя угрозам государственной, экономической и общественной безопасности» [2].
Информатизация и цифровизация являются ключевой характеристикой современности, отсюда и стремление государств проанализировать эффекты информационного общества, повысить уровень конкурентоспособности, сформировать условия для стратегической устойчивости. Осознание ключевых проблем и рисков, возникающих в процессе становления информационного общества, позволит минимизировать угрозы.
Россия последовательно отстаивает позиции справедливого и равноправного сотрудничества в области МИБ при учете интересов всех государств международного сообщества. Ежегодно вносимая нашей страной резолюция ГА ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» получает позитивный отклик в дипломатических, политических и академических круга, а инициативы по укреплению международно-правовой базы на информационном пространстве пользуются самой широкой поддержкой в мире [3].
Статистика указывает на колоссальные масштабы многоуровневых и разнонаправленных проблем безопасности информационного пространства. Вопрос обеспечения международной безопасности нового цифрового мира становится наиболее актуальным в современной повестке дня, при этом противоречия между странами в борьбе за лидерство все больше обостряются, увеличивая риски.
В 1998 году на основе российской инициативы на площадке ООН была сформулирована «триада угроз» международной информационной безопасности, которая отражена в ряде резолюций ГА ООН, рассматривает непосредственные угрозы:военно-политические, террористические и преступные угрозы. На современном этапе понимание угроз расширилось, анализ спектра рисков отражен в Основах государственной политики в области международной информационной безопасности [4].
На современном этапе развития Интернета все больше проявляется милитаризация информационного пространства, она активно набирает обороты. Эта тенденция стала следствием обострения геополитических противоречий на этапе перехода от однополярного миропорядка к полицентризму, который сопровождается ростом конфликтности. Противостояние ведущих стран мира усугубляется, возникают новые формы международных конфликтов, которые проявляются в виде информационных и сетевых войн, хакерских атак и т.п. Многие государства активно развивают наступательные информационные потенциалы.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на общеполитической дискуссии 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, включил намерение некоторых стран милитаризировать Интернет в число глобальных угроз. Он отметил, что «подобные тенденции могут привести к обострению гонки кибервооружений» [5].
Важно отметить, что лавинообразное нарастание угроз и стремление к милитаризации информационно-кибернетического пространства все больше обостряет отношения между странами Запада и остальными странами мира, при этом затягивание этих противоречий может привести к эскалации конфликта.
Численность хакерских группировок, которые задействованы в противоправных действиях растёт ежегодно. В странах Запада активно развивается армия хакеров, которая способна осуществлять «наступательные операции» в информационном пространстве.
Ведущие страны мира активно применяя свои киберармии, постоянно обвиняют Россию в кибератаках, не подтверждая подобные заявления фактами. «Советник президента США по кибербезопасности Энн Нойбергер заявила, что Россия представляет такую же опасность для Соединенных Штатов в цифровой сфере, как Иран, Китай и КНДР» [6]. Противостояние в киберсфере усиливается.
По инициативе российской дипломатии ведется многоуровневая работа по вопросам обеспечения безопасности в информационном пространстве. Однако, необходимо признать, что противоречия между государствами по вопросам международно-правового регулирования отношений в цифровом информационном пространстве еще очень велики, что мешает выработать меры и механизмы для снижения напряженности и обеспечения стратегической стабильности и равного партнерства на мировой арене.
За последние годы изменились технологии, обострились риски, актуальность достижения совместного компромиссного решения становится все более очевидной. Информационное противоборство наиболее ярко проявляет себя. Милитаризация информационного пространства и применение информационно-коммуникационных технологий в военном деле - это вопрос, которому экспертное сообщество уделяет сегодня значительное внимание.
Необходимо отметить, что современные информационные системы в последнее время в возрастающей степени становятся мощным средством воздействия на реального и потенциального противника. При этом они имеют военное и невоенное назначение и влияют на повышение
эффективности управления войсками и манипулирование сознанием населения.
Именно в начале 20-х гг. XXI в. стало очевидно, что современным оружием информационной войны становится передовые технологии, используемые с противоправными целями, а масштабное применение ресурсов ИКТ в глобальном информационном пространстве становится важным аспектом противоборства.
Ведущие страны мира, с одной стороны, активно работают над развитием механизмов, позволяющих широко использовать информационное противоборство в собственных целях, а с другой - при понимании рисков подобного маневрирования готовы идти на переговоры в интересах обеспечения национальной безопасности.
Угрозы национальной безопасности с возникновением глобальной сети и развитием компьютерных технологий выросли экспоненциально. Еще одной острой точной стало применение новых технологий экстремистскими организациями, которые получили в руки инструментарий, позволивший им расширить поле деятельности.
Как отмечено в Федеральном законе о противодействии экстремистской деятельности, экстремизм - это насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами [7].
Экстремизм является угрозой конституционному строю, в его основе лежит опасная идеология, нацеленная на подрыв территориальной целостности и безопасности государства. Объектом реализации экстремистских целей может стать любой институт государства.
Борьба с экстремизмом осуществляется главным образом по линии национальных спецслужб. Однако невозможно эффективно противодействовать экстремизму только в рамках деятельности государства. Для повышения эффективности такой борьбы необходимо объединение усилий с общественными организациями и представителями гражданского общества, а также налаживание взаимодействия с зарубежными спецслужбами или уполномоченными организациями. Для этого важно сформировать систему межгосударственного обмена информацией о распространении материалов запрещенных экстремистских организаций, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данных организаций.
Еще одной значимой проблемой является кибертерроризм. Террористические группировки
все активнее осваивают киберпространство, пользуются «темным Интернетом» с целью приобретения сторонников и распространения информации при обеспечении относительной анонимности. По их мнению, это снижает риск быть обнаруженными.
Угроза кибертерроризма порождает дестабилизирующие явления в социальной сфере, затрагивает безопасность объектов критической инфраструктуры, к числу которых относятся системы обеспечения жизнедеятельности, распределения и передачи электроэнергии, тепла и воды, платежные и банковские системы, услуги электронного правительства и другие.
Необходимо отметить, что информационно-коммуникативные технологии позволяют широко использовать пропаганду идей, а относительная анонимность в сети Интернет дает возможность вести скрытую работу по поиску и привлечению единомышленников.
В этих условиях особой зоной риска является молодежь. Во-первых, потому, что чаще всего пользуется новыми техническими средствами, во-вторых, в этом возрасте пока еще не сформированы устойчивые ценности и ориентиры, которые позволили бы принять правильное решение. Все это становится почвой для вовлечения молодых людей в противоправные группы.
Кроме этого, значительным фактором, усугубляющим проблему безопасности в информационном пространстве, является защищенность современных мобильных приложений стойкой криптографией, позволяющей террористам и их сторонникам вести бесперебойную связь. Работать в этих условиях правоохранительным органам крайне сложно. Эта проблема неоднократно обсуждалась на международном уровне и внутри нашей страны. Позиция России в этом вопросе заключается в необходимости разработки единых правовых рамок для получения доступа к зашифрованным данным лиц, подозреваемых в противоправной деятельности. Согласование этого вопроса на международной площадке ООН должно повысить уровень безопасности людей и государств, а создание эффективного механизма обмена информацией о террористических угрозах позволит укрепить основы развития устойчивого мира.
Таким образом, риски национальной безопасности в условиях развития новых технологий и формирования цифрового общества усилились и породили новые вызовы, с которыми столкнулись сегодня многие государства мира, поэтому решение вопроса о согласованных действиях и обеспечение безопасности в новом информационном мире становится приоритетной задачей мирового сообщества.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Анализируя угрозы необходимо отдельно уделить внимание проблеме киберпреступности, которая постепенно охватывает все мировое сообщество. Многие страны мира становятся жертвами информационно-кибернетической агрессии. Темпы роста негативного эффекта кибе-ратак особенно во время глобальной пандемии коронавирусной инфекции столь велики, что в пору говорить о киберпандемии. Много миллиардные потери экономики сочетаются с другими отрицательными последствиями киберпреступности, которая носит все более экстремистский характер. В сборнике Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2020 года» отмечается, что более половины всех преступлений экстремистской направленности совершается в Интернете [8, с. 66-77].
Всепроникающая сеть Интернет предоставляет широкие возможности для несанкционированного проникновения практически в любую информационную систему, чем активно пользуется преступное сообщество. Всемирный экономический форум относит проблему киберпреступ-ности к числу глобальных угроз человечеству.
Для борьбы с киберпреступностью необходима координация усилий на уровне правоохранительных органов стран мира, поскольку кибер-преступность становится серьезным бизнесом и не собирается от него отказываться. Значит необходимо задействовать комплексный механизм для борьбы с этой угрозой, одним из механизмов борьбы с подобной угрозой является Интерпол, в его работе активное участие принимают и российские специалисты.
Важно отметить, что трансграничный характер киберпреступности и анонимность в сети Интернет создают серьезные трудности в идентификации источника противоправного деяния, что диктует необходимость международного сотрудничества с целью предотвращения и расследования киберпреступлений, наказания совершивших их лиц. Затягивание совместного решения этого вопроса снижает уровень обеспечения безопасности государств, юридических и частных лиц в мире цифровой эпохи.
Россия ведет последовательную работу как на национальном, так и на международном уровне в области противодействия киберпреступности. Важным направлением сотрудничества является координация усилий на уровне правоохранительных органов различных стран. [9, с. 253] Взаимодействие с Интерпол, позволяет повысить уровень эффективности борьбы с киберпреступлени-ями.
Технологии XXI века значительно расширили возможности применения цифровых техно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
логий, это коснулось как системы государственного управления и электронного правительства, так и широко развивающихся «умных городов», оснащенных многочисленными цифровыми технологиями и робототехникой. Столь широкое применение инновационных технологий привело к уязвимости критической инфраструктуры.
Кибератаки на критические информационные инфраструктуры считаются самыми опасными в информационной войне, поскольку сбой в их работе, как правило, имеет масштабные серьезные последствия. В условиях обострения кризиса 2022-2023 гг. участились информационно-кибернетические атаки на объекты критической инфраструктуры стран, городов и компаний с целью диверсий и вывода из строя, а также получения доступа к чувствительной информации с использованием методов научно-технической разведки и промышленного шпионажа.
Особого внимания заслуживают такие критические информационные инфраструктуры, как система доменных имен, глубоководные кабели, обеспечивающие работу сети Интернет. Активная эволюция технических возможностей ведет к совершенствованию вредоносного программного обеспечения и разработке новых видов вирусных атак, борьба с которыми требует значительного финансирования и качественно новой подготовки кадров [10, с. 229-232].
Объекты критической информационной инфраструктуры рассмотрены в Федеральном законе №187 от 26.07.2017 РФ. К их числу относятся информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления объектов, отнесенных к критической информационной инфраструктуре [11]. В список отраслей, регламентируемых данным законом, относятся «энергетика, транспорт, связь, наука, здравоохранение, топливно-энергетический комплекс, банковская и иные финансовые сектора, атомная энергетика, оборонная, ракетно-космическая, горнодобывающая, металлургическая и химическая промышленность» [11].
Вызовы и риски применения новых технологий для угроз критической информационной инфраструктуре обостряются за счет трансграничного характера ИКТ, их анонимности и доступности, эти факторы в свою очередь, затрудняют и решения проблемы с позиции обеспечения безопасности, отсюда и необходимость создания комплексного механизма, включающего взаимодействие государства с частными компаниями. Как отмечено в доктринальных документах России, в том числе в основах государственной политики в сфере международной информационной безопасности важно содействовать «созданию на гло-
бальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях эффективного механизма межгосударственного взаимодействия в интересах предотвращения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру»^].
Критическая инфраструктура имеет ключевое значение для обеспечения безопасности общества и государства. Несомненно, что информационные инфраструктуры в условиях развития цифровой цивилизации более уязвимы. Угрозы и риски в данном направлении могут привести к каскадному обрушению, поскольку в единой информационной системе очень много взаимосвязанных элементов, именно воздействие на критические информационные инфраструктуры является наиболее опасным для общества и государства, может спровоцировать беспорядки, нестабильность, волнения. [12]
Активное технологическое развитие привело и к увеличению уязвимостей, чем больше государство развивает гражданскую информационную инфраструктуру и расширяет возможности информационного общества, тем больше растет его уязвимость, тем шире набор потенциально уязвимых мишеней.
В заключении важно еще раз отметить, инновационных технологии имеют две стороны: во-первых, они дают широкие возможности для развития общества, во-вторых, могут быть использованы против государства в целом и человека в частности. Решать вопрос безопасности необходимо на международном уровне, региональном и национальном. Для наиболее эффективного обеспечения стабильного развития общества необходимо выработать механизмы практического сотрудничества уполномоченных органов, осуществляющих деятельность по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий кибератак, реагирования на компьютерные инциденты, а также запрещение использования информационного оружия.
Список литературы:
[1] Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: Издательство «Э», 2017. - 230 с.
[2] Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации от 31.03.2023 №229. URL: http://www. kremlin.ru/acts/news/70811 (дата обращения: 07.08.2023)
[3] Лавров С.В. Глобальные проблемы кибер-безопасности и международные инициативы России по борьбе с киберпреступностью // официальный сайт Министерства Иностранных дел Российской Федерации, 2020. - URL: https://www.mid.ru/
foreign_policy/news//asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/4350978 (дата обращения: 09.07.2023).
[4] Основы государственной политики в области международной информационной безопасности. Утверждены Указом Президента России от 12.04.2021 №213 - URL: http://www.scrf.gov.ru/ security/information/document114/ (дата обращения: 05.07.2023).
[5] Лавров включил милитаризацию интернета некоторыми странами в число глобальных угроз // Комсомольская правда, 25.09.2021 - URL: https://www.kp.ru/online/news/4454378/ (дата обращения 03.08.2023)
[6] МИД: РФ для снятия разногласий в киберсфере предложила США использовать профильные каналы // Информационное агенство «Рамблер», 03.08.2022 - URL: https://news.rambler. ru/conflicts/49107936/?utm_content=news_ media&utm_mediu m=read_more&utm_ source=copylink (дата обращения 06.08.2023)
[7] Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/18939 (дата обращения 02.08.2023).
[8] Бойко С.М. Угрозы международной информационной безопасности в условиях новой технологической реальности / С. М. Бойко // Международная жизнь. - 2021. - № 1. - С. 66-77.
[9] Международная информационная безопасность: теория и практика: в трех томах. Том 1 : учебник / под общ. ред А.В. Крутских. - 2-е изд., доп. - Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2021. - 384 с.
[10] Демидов О.В. Пожар в киберпростран-стве / О. В. Демидов, М. Д. Симоненко // Индекс безопасности. - 2013. - Т. 19, № 1(104). - С. 229232.
[11] Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42128 (дата обращения 02.08.2023).
[12] Основы государственной политики в области международной информационной безопасности - URL: http://www.scrf.gov.ru/security/ information/document114/ (дата обращения 02.08.2023).
[13] Научно-технологический прогресс и современные международные отношения: В двух томах. Том 1: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Бирюкова; отв. ред. М.Б. Алборова, А.В. Крутских. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2023.— 368 с.
[14] Бирюков А. В., Алборова М. Б. Социально-гуманитарное измерение международной информационной безопасности. Москва : Аспект Пресс, 2019.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Spisok literatury:
[1] Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. - M.: Izdatel'stvo «E», 2017. - 230 s.
[2] Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Fed-eracii ot 31.03.2023 №229. URL: http://www.kremlin. ru/acts/news/70811 (data obrashcheniya: 07.08.2023)
[3] Lavrov S.V. Global'nye problemy kiberbezo-pasnosti i mezhdunarodnye iniciativy Rossii po bor'be s kiberprestupnost'yu // oficial'nyj sajt Ministerstva Inostrannyh del Rossijskoj Federacii, 2020. - URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_pub-lisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4350978 (data obrashcheniya: 09.07.2023).
[4] Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti. Utverzhdeny Ukazom Prezidenta Rossii ot 12.04.2021 №213 - URL: http://www.scrf.gov.ru/security/infor-mation/document114/ (data obrashcheniya: 05.07.2023).
[5] Lavrov vklyuchil militarizaciyu interneta nekotorymi stranami v chislo global'nyh ugroz // Kom-somol'skaya pravda, 25.09.2021 - URL: https://www. kp.ru/online/news/4454378/ (data obrashcheniya 03.08.2023)
[6] MID: RF dlya snyatiya raznoglasij v kibers-fere predlozhila SSHA ispol'zovat' profil'nye kanaly // Informacionnoe agenstvo "Rambler", 03.08.2022 -URL: https://news.rambler.ru/con-flicts/49107936/?utm_content=news_media&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (data obrashcheniya 06.08.2023)
[7] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 114-FZ «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18939 (data obrashcheniya 02.08.2023).
[8] Bojko S.M. Ugrozy mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti v usloviyah novoj tekhnolog-icheskoj real'nosti / S. M. Bojko // Mezhdunarodnaya zhizn'. - 2021. - № 1. - S. 66-77.
[9] Mezhdunarodnaya informacionnaya bezo-pasnost': teoriya i praktika : v trekh tomah. Tom 1 : uchebnik / pod obshch. red A.V. Krutskih. - 2-e izd., dop. - Moskva: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2021. -384 s.
[10] Demidov O.V. Pozhar v kiberprostranstve / O. V. Demidov, M. D. Simonenko // Indeks bezopasnosti. - 2013. - T. 19, № 1(104). - S. 229-232.
[11] Federal'nyj zakon ot 26.07.2017 g. № 187-FZ «O bezopasnosti kriticheskoj informacionnoj infra-struktury Rossijskoj Federacii». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/42128 (data obrashcheniya 02.08.2023).
[12] Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti -URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/doc-ument114/ (data obrashcheniya 02.08.2023).
[13] Nauchno-tekhnologicheskiJ progress i sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya: V dvuh tomah. Tom 1: Uchebnik dlya vuzov / Pod obshch. red. A.V. Biryukova; otv. red. M.B. Alborova, A.V. Krutskih. — M.: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2023.368 P.
[14] Biryukov A. V., Alborova M. B. Social'no-gu-manitarnoe izmerenie mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti. Moskva: Aspekt Press, 2019.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023