DOI: 10.48137/2074-2975_2022_5-6_66 УДК 327.(470+571).004
Информационно-коммуникационные технологии и информационная безопасность России
Владимир ШТОЛЬ Александр ЗАДОХИН
Начало XXI столетия ознаменовалось стремительным развитием систем телекоммуникации и программного обеспечения. Появление глобального Интернета не только объединило пользователей компьютеров, но обеспечило свободный обмен разнообразной информацией в режиме реального времени и способствовало стиранию границ между государствами в информационном пространстве.
Помимо удобств и благ для пользователей современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) несут вызовы и угрозы. Поэтому объективно стоит задача ослабить уязвимость их вредоносного использования и уж тем более не допустить перерастания угроз в цифровой сфере в серьёзный вооружённый конфликт.
Пандемия новой коронавирусной инфекции, заставившая перевести в онлайн целые кластеры нашей жизнедеятельности - от проведения деловых встреч до приобретения товаров, наглядно продемонстрировала мировую зависимость и уязвимость от ИКТ.
ШТОЛЬ Владимир Владимирович - доктор политических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-тай: v.shtol@ gmail.com
ЗАДОХИН Александр Григорьевич - доктор политических наук, Почётный профессор Дипломатической академии МИД России. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, национальная безопасность, терроризм, Россия, США.
Перечисляются угрозы в сфере международной информационной безопасности (МИБ): использование ИКТ и самих ИКТ в военно-политических, преступных и террористических целях.
Военно-политическое измерение угроз в сфере МИБ включает:
- использование ИКТ для подрыва суверенитета и нарушение территориальной целостности государств;
- подготовку и реализацию планов по проведению информационных операций и войн;
- вмешательство во внутренние дела государства;
- разжигание межэтнических, межрасовых и межконфессиональных конфликтов.
Преступность в информационном пространстве имеет глобальный характер и затрагивает все страны. Киберпреступники наносят значительный ущерб экономической деятельности государств, благополучию миллионов людей. Речь идёт о потерях, сопоставимых с эффектом от военных действий. Киберкриминал всё чаще используется в качестве маскировки для подрыва общественно-политической и социально-экономической обстановки внутри государств, несёт угрозу их суверенитету.
Широкое распространение таких противоправных практик, как фишинг, DDoS-атакu, различные вирусы-вымогатели, наносят колоссальный вред как технологически развитым, так и особенно развивающимся странам.
Большой опасностью для мира является использование ИКТ в качестве инструмента для пропаганды идеологии терроризма, привлечения к экстремистской и террористической деятельности новых сторонников, а также для организации коммуникации между ячейками этих организаций, планирования терактов, сбора финансовых средств и т. д.
Новые цифровые технологии
Новые цифровые технологии, создавая трансграничные коммуникации, бросают вызов национальному государству и исторически сложившемуся мировому порядку, основанному на принципах международного права, в том числе на принципе государственного суверенитета и территориальной целостности государств, а также культурной идентичности.
Более того, создание всё новых и новых цифровых технологий оказывает своё влияние на социальные отношения. Возникла новая виртуальная окружающая человека среда,
которая не фиксируется его физическими рецепторами, но как чёрные дыры в космосе втягивает его в себя.
Пока футурологи размышляют о будущем развития цифровых технологий, бизнес-структуры осваивают новое рыночное пространство - производство мощных компьютеров, мобильных средств связи, машин с искусственным интеллектом, новейших роботов-андроидов, блокчейн-технологий и криптовалюты. Современный бизнес, прочно встав на цифровые рельсы, не способен себя защитить самостоятельно от действия киберпреступников.
Ущерб мировому бизнесу только от кибератак увеличивается из года в год.
В 2016 г. он составил 445 млрд долл., в 2017 г. -1 трлн долл., в 2019 г. - более 2,5 трлн долл. [1], а в 2022 г., по прогнозу Всемирного экономического форума, сумма может вырасти до 8 трлн долл.
По данным Лаборатории Каспер-ского, количество киберинцидентов в российских компаниях в первом квартале 2022 г. увеличилось в 4 раза. Такой рост связан в первую очередь с постоянным усложнением ландшафта угроз и расширением поверхности атак: злоумышленники используют разные тактики и техники, в том числе комбинированные.
Появились и активно действуют сообщества хакеров, куда могут входить как самоутверждающиеся хакеры-альтруисты, так и хакеры с определёнными, часто антигуманными целями, находящиеся на службе частных компаний и спецслужб. Исследователи квалифицируют кибер-атаку как информационно-коммуникационный акт, предпринимаемый с определёнными преступными целями, а именно для:
- проникновения в информационно-компьютерную систему государственных и негосударственных структур;
- проникновения в информационно-компьютерную систему частного лица;
- внедрения вируса в информационно-компьютерную систему государственных, негосударственных структур и частных лиц;
- создания информации с целью монетизации и шантажа;
- ведения кибервойн и т. д. [2].
Зафиксировано, что большинство
современных кибератак исходит из стран Восточной Европы и осуществляется хакерами-одиночками просто ради самореализации [3]. В результате колоссальный ущерб наносится мировой экономике. Кроме того, на его ликвидацию и обеспечение информационной безопасности требуются значительные ресурсы. При этом обеспечить безопасность в цифровом пространстве самостоятельно неспособно ни одно государство.
В частности, российская экономика потеряла от преступной деятельности хакеров только в 2020 г. 3,5 трлн руб. [4], и такие потери ежегодно растут.
Научные разработки в сфере ки-бертехнологий продолжаются всё возрастающими темпами. Параллельно с использованием и развитием обычных вооружений разворачивается производство автономных средств на основе технологий искусственного интеллекта, что увеличивает соответствующие вызовы.
Хотя большинство государств осознаёт реальную опасность вызовов и угроз в цифровой среде и необходимость установления универсальных
1 Мельникова О. А. Способно ли бизнес-сообщество внести свой вклад в активизацию переговорного процесса по вопросам международной информационной безопасности? // Международная жизнь. 2021. № 3.
2 Туктамышев Б. В. Международно-правовое регулирование кибератак // URL: http://www. oboznik.m/?p=54277
3 Степанова Ю., Тишина Ю. Тёмная сторона даркнета // Коммерсантъ. 2021. 19 марта.
4 Коммерсантъ. 2021. 30 июля.
международных регламентов использования информационно-коммуникационных технологий, но до сих пор
отсутствуют всеобъемлющие международно-правовые договорённости в этой сфере.
Информационная безопасность
В настоящий момент просматривается тенденция разнонаправленной и хаотичной эволюции системы международных и национальных коммуникаций. В этом процессе, как отмечают исследователи, происходит значительное ограничение возможностей государства как регулятора, защитника своей инфраструктуры и своего информационного суверенитета. Это связано с появлением новых субъектов мировой политики, представленных различными общественными и политическими движениями, а также отдельными акторами.
При этом у целого ряда государств, и прежде всего постоянных членов Совета Безопасности ООН, обозначились разные подходы к вопросу о возможности регламентации использования ИКТ с учётом того, что в глобальном киберпростран-стве развернулась конкуренция национальных информационных стратегий, не учитывающая объективной необходимости укрепления глобальной безопасности.
США, как лидер коллективного Запада, пытаются навязать свои правила игры в вопросах организации информационного пространства, когда не принимаются во внимание, а порой и просто игнорируются интересы других государств и международное право.
Западные страны стремятся закрепить своё технологическое лидерство, узурпировать право самостоятельно и бездоказательно назначать
ответственных в киберинцидентах, а также предпринимать односторонние силовые шаги в сфере ИКТ. Продвигаемые ими механизмы размывают ключевую роль ООН, становятся помехой для выстраивания системы международных отношений, отвечающей требованиям современной реальности, а при неблагоприятном стечении обстоятельств могут превратить мировое информпростран-ство в новый театр военных действий.
При этом надо понимать, что глобальное по своей сути цифровое пространство не имеет границ. В силу этих причин ни одно государство не способно в одиночку защитить себя от подобных угроз.
Одними из важных проблем политики международной безопасности являются вопросы управления Интернетом.
Составной частью интернет-среды стало сообщество активных и пассивных, профессиональных и бытовых пользователей сетей Интернета со своим опытом и институтами, которые сформировали глобальное сетевое сообщество со специфической субкультурой и правилами, нередко идущих вразрез с общепринятыми традициями и ценностями.
Нельзя отрицать, что глобальные кибернетические сети обеспечили доступ широкого круга пользователей к разнообразной информации и новым ИКТ по всему миру. Именно появление сети Интернет наряду со
всеобщим распространением персональных компьютеров и телефонных приложений стало определяющим фактором в формировании и расширении трансграничного ки-берпространства при экспоненциально увеличивающемся числе его пользователей.
Из пространства коммуникации и обмена информации Интернет превращается в среду для тиражирования опасного и вредоносного контента, фишинговых программ, запрещённых и экстремистских материалов, сетевых вирусов. В настоящее время Интернет стал главной платформой как для распространения информации, так и политических манипуляций. Основным инструментом в этом являются уже не классические СМИ, а социальные сети и мессенджеры, которые при определённых условиях могут выступить источником дестабилизации любого общества и ресурсом давления на государственную власть [5].
Поэтому объективно возникла необходимость упорядочивания процессов в сетях Интернета, так как в определённой степени это стало вызовом национальным государствам и существующей модели организации мирового социума, не говоря уже о том, что Интернет стал использоваться в преступных целях, в частности, ИКТ способствовали началу своеобразной «нанотехнологи-ческой гонки вооружений».
При этом используются всё более совершенные инструменты информационного и психологического воз-
действия на пользователей Всемирной сети. Соответственно, актуален вопрос о разработке и создании механизма управления Интернетом. Очевидно, что речь может идти о международном формате под началом Организации Объединённых Наций.
Под эгидой ООН в Женеве (2003 г.) и Тунисе (2005 г.) прошли Всемирные встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Для создания условий многостороннего политического диалога с участием всех заинтересованных сторон в рамках ООН в 2006 г. был создан Форум по управлению Интернетом (Internet Govermance Forum - IGF) .
Одним из вариантов могла бы стать передача прерогатив по управлению Интернетом Международному союзу электросвязи, который имеет необходимую экспертизу в этих вопросах. Но такой вариант противоречит подходам США, претендующим на свой контроль над Сетью.
Российская Федерация последовательно выступает за интернационализацию управления сетью Интернет, а также повышение роли государств в данном процессе. Нынешняя модель управления Интернетом, в которой нивелирована роль государств, являющихся гарантами прав и свобод своих граждан и играющих основную роль в вопросах его экономики, безопасности и стабильности критической информационной инфраструктуры, давно показала свою неэффективность и не обеспечивает гарантий безопасно-
5 Замглавы МИД РФ Сыромолотов: Интернет стал большой платформой политических манипуляций. ТАСС. 5 февраля 2021 г. // URL: https://tass.ru/interviews/10631379?utm_ source=google.com&utm_medium=orgamc&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
сти пользователей Всемирной сети, а потому требует кардинального реформирования [5].
Возникшее интернет-пространство практически сразу превратилось в арену противоборства различных геополитических интересов и ценностей. Глобальные сети стали использоваться для вмешательства во внутренние дела государства, идеологического и психологического воздействия на общество и человека, размывания национальной культуры и распространения экстремистских идей.
В настоящее время в ряде стран осуществляется юридическая регламентация пользования Интернетом в границах национального пространства. В то же время сторонники либерального подхода и американские сетевые гиганты выступают за сохранение в Интернете существующего с момента его возникновения режима free space, объясняя это необходимостью якобы «соблюдения прав человека, свободы слова и самовыражения, свободы информации». Этой точки зрения придерживаются США, так как используют возможности социальных сетей (Facebook, Twitter, а также ресурсов типа WikiLeaks) для осуществления своей политики, вмешиваясь во внутренние дела суверенных государств и организуя различные «цветные революции» с целью свержения законных правительств под лозунгом «внедрения демократии».
При непосредственном участии Запада на Украине с начала 90-х годов, т. е. с провозглашением ею суверенитета, проводятся информационные провокационные акции, направленные на дискредитацию России и
на формирование её негативного образа. В этой деятельности участвуют и западные СМИ, и интернет-каналы. Масштабы и интенсивность информационной войны вокруг украинского вопроса постоянно усиливаются с развитием информационно-телекоммуникационных технологий и использованием всё более изощрённых схем совершения киберпреступле-ний. С началом спецоперации России по демилитаризации и денацификации Украины резко увеличилось количество кибератак против информационных систем Российской Федерации.
Так, хакеры пытались атаковать сайты Роскос-моса, Роскомнадзора, Минобороны, Минкульта, Минэнерго, ФАС. Были временно недоступны сайты изданий ТАСС, «Коммерсантъ», РБК, «Известий», !{Т и других СМИ.
Была совершена кибератака на информационную инфраструктуру российского Министерства по чрезвычайным ситуациям. Подверглись хакерским атакам официальные сайты МЧС России и других федеральных и региональных структур страны.
Задача недопущения милитаризации информационного пространства становится особенно актуальной на фоне развития отдельными странами наступательных киберпо-тенциалов и распространения доктрин превентивных киберударов. Предотвращение межгосударственной конфронтации в онлайн-среде становится одним из факторов стратегической стабильности.
США, бесцеремонно и агрессивно продвигающие американские ценности и идеи «демократии» во внешнее пространство, особо озабочены не просто «свободой передачи данных», но, как подчеркнул министр иностранных дел Российской Феде-
рации С. Лавров, стремятся навязать свои «правила игры». Уже звучали угрозы, что «если Москва... не примет изложенные на встрече президентов в Женеве 16 июня 2021 г. "правила игры", то будет подвержена новому давлению» [6], в частности, с использованием военно-политического потенциала НАТО. Поэтому следует напомнить, как альянс относился и относится к безопасности Европы.
Во-первых, стратегический военный потенциал Америки в НАТО изначально был навязан европейцам сразу после окончания Второй мировой войны, чтобы в Европе было «меньше России».
Во-вторых, альянс во второй половине ХХ в. претендовал на роль защитника Западной Европы от советской угрозы, а начиная с 90-х годов -уже защитника от России не только западно- и восточноевропейских стран, но и всех постсоветских государств, считая их сферой своих национальных интересов. При этом США постоянно требовали от европейских союзников - членов НАТО увеличения своих военных бюджетов.
Нападение в цифровой среде рассматриваются НАТО в качестве неотъемлемой составляющей ведения войны в современных условиях.
В июне 2016 г. на саммите НАТО в Варшаве киберпространство было признано такой же сферой операций.
А в феврале 2017 г. были приняты обновлённый План кибероборо-ны и «дорожная карта» по освоению киберпространства как новой сферы операций.
На сегодняшний день большинство стран - членов альянса имеют собственные стратегии кибербезо-пасности и некоторые обладают киберкомандованиями с соответствующими подразделениями.
Важная роль в сфере укрепления киберпотенциала НАТО отводится странам, расположенным по периметру границ России, прежде всего Эстонии, Латвии, Литве, где уже не один год функционируют кибер-центры, представляющие своего рода цифровые форпосты альянса для отработки стратегии информационно-гибридных войн.
Постбиполярную русофобскую политику Запада во главе с США вполне можно объяснить с помощью необихевиористской теории «фрустрации-агрессии» с возникновением у западных и особенно американских военно-политических элит «чувства неудовлетворённости»: они неудовлетворены тем, что, «встав с колен», Россия не приняла их «правила игры» и отвергла навязываемые ей «ценности».
Понимание информационной безопасности Российской Федерации сформулировано в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, которая «является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности» [7].
6 Лавров С. О праве, правах и правилах // Коммерсантъ. 2021. 28 июля.
7 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 5 декабря 2016 г. № 646) // URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document5/
Особого внимания заслуживает утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 обновлённая Стратегия национальной безопасности, которая впервые обозначила информационную безопасность как новый национальный приоритет.
Россия, наследуя миролюбивую внешнюю политику и опираясь на богатый тысячелетний духовно-культурный потенциал исторической России, выступает за мирное решение международных проблем и конфликтов.
Гуманитарные связи с различными странами мира являются основой для укрепления всестороннего сотрудничества.
С 60-х годов прошлого столетия в СССР действуют не только старые учебные заведения, но и создаются новые, где проходят обучение иностранные граждане. Кроме того, создаются культурные центры за рубежом, через которые реализуются разнообразные программы в области русского языка, искусства и литературы для доведения информации по вопросам образования, культуры и спорта, социально-экономической сфере, бизнеса до зарубежной общественности в целях формирования положительного образа нашей страны.
Более чем на 70 языках ведётся иновещание на десятки стран, осуществляются издания на различных языках мира.
Как представляется, у России большие возможности использовать опыт Советского Союза уже в цифровую эпоху для утверждения своей национальной идентичности и в ки-берпространстве. Это особенно актуально, поскольку коллективный Запад стремится сформировать негативный образ внешней политики России, фальсифицируя и переписывая итоги Второй мировой войны, стараясь Россию «превратить из страны-победителя в государство-агрессора» [8].
По сути дела, в киберпростран-стве разворачивается ещё один вид холодной войны против России [9].
Именно пытаясь потеснить Россию на всех мировых площадках, США, стремящиеся к доминированию и в глобальном киберпро-странстве, саботируют российские инициативы в ООН в области информационной безопасности [10]. И при этом Вашингтон одновременно предлагает «ограничивать развитие международной политико-правовой базы, регулирующей деятельность государств в информационном пространстве, рамками необязывающих политических документов» [11].
8 Мельникова О. Информационное обеспечение внешнеполитической деятельности современных государств (политологический анализ). Автореферат дис. ... канд. полит. наук. М., 2020. С. 5.
9 Черненко Е. В. Холодная война 2.0? Киберпространство как новая арена противостояния // Россия в глобальной политике. 2013. Т. 11. № 1.
10 Болгов Р. В. Деятельность ООН в области информации и международные аспекты информационной безопасности России // Сравнительная политика. 2019. Т. 10. № 1.
11 Батуева Е. В. Американская концепция угроз информационной безопасности и её международно-политическая составляющая. Автореферат дис. ... канд. полит. наук. М., 2014.
Вызовы глобальной информационной безопасности
На информационную кибербезо-
пасность в будущем могут повлиять:
- тенденции развития информационных коммутационных технологий;
- рост числа пользователей компьютерными системами;
- размытие границ между цифровым и физическим миром;
- развитие скрытых сетей подобных «тёмному Интернету» и блок-чейн-технологий;
- активное использование технологий искусственного интеллекта и сетевых роботов в военной сфере.
В перечень особых угроз глобальной информационной безопасности следует включить активную кибер-деятельность военной организации НАТО.
Альянс считает возможным, что «при проведении всех своих операций и миссий Североатлантический союз в определённой степени будет опираться на гражданский госсектор или частный промышленный сектор, будь то в контексте инфраструктуры связи, логистики, оборудования (техники) или критически важных объектов инфраструктуры принимающей страны» [12], тем самым подвергая опасности жизнь гражданского населения, используя в том числе деятельность различных экстремистских организаций. Имея в своём составе хорошо подготовленных специалистов, эти структуры используют современные ИКТ для со-
вершения различных актов агрессии и диверсий против объектов критической информационной инфраструктуры. Такая преступная деятельность развернулась в последние годы на Украине, с территории которой кибератаки против России осуществлялись одна за другой.
В отношении использования ИКТ западные эксперты занимают двойственную позицию.
Так, когда речь идёт об ответном киберударе, они ссылаются на международное право, а когда о праве государства контролировать национальное киберпространство, то отрицают международно-правовой принцип национального суверенитета и, соответственно, право государства контролировать своё информационное пространство. В частности, немецкий профессор криминологии фон В. Хайнегг считает, что российские исследователи «надеются - будет наложен полный запрет на использование военной силы в киберпространстве», так как сама Россия отстаёт в развитии инновационных технологий [13].
Интересно, что так же отнеслись к предложению Российской империи созвать в 1899 г. в Гааге Первую Всемирную конференцию мира для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. Западные государства, начавшие перевооружение своих армий и подготовку к большой войне, объяснили, что инициативы российского императора Николая II вызваны «отставанием России в области вооружений».
12 БрентЛ. Роль НАТО в кибернетическом пространстве // NATO. Review. 2019. 2 февраля.
13 Хайнегг В. фон. Международное право и международная информационная безопасность: ответ Крутских и Стрельцову // URL: http://doc.knigi-x.ru
Тот факт, что информационные технологии позволяют совершать кибератаки, которые практически невозможно предотвратить, рассматривается рядом государств как необходимость совершения превентивных действий против потенциального и вероятного противника. Причём эксперты этих государств делают ссылку на ст. 51 Устава ООН, где фиксируется «неотъемлемое право государства прибегнуть к военной силе в порядке осуществления права на самооборону в случае вооружённого нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности» [14]. Речь мо-
жет идти не просто об отдельных кибератаках, а о спланированной кибероперации, когда могут применяться новые виды кибероружия и компьютерные программы, включая искусственный интеллект. Причём государство, решающее совершить этот превентивный шаг нападения, само определяет противника. В результате таких действий высока вероятность возникновения вооружённого киберконфликта. И это в то время, когда отсутствуют какие-либо международно-правовые договорённости о возможности международного контроля над использованием информационно-коммуникационных технологий в военных целях.
В заключение необходимо отметить, что:
- западные государства, обладающие мощным и развитым киберпотен-циалом, рассчитывают на абсолютное доминирование в глобальном кибер-пространстве и приобретении стратегических преимуществ в информационной войне;
- происходит изменение логики глобального противостояния, когда интенсивное применение невоенных методов с использованием ИКТ приводит к достижению целей и без вооружённой борьбы;
- развивается тенденция к исчезновению промежуточных этапов между мирным состоянием международных отношений и переходом их в состояние войны, идёт размывание грани между обороной и нападением, ибо в цифровом информационном пространстве процесс развивается в режиме реального времени - «здесь и сейчас».
Безусловно, что потенциально наиболее тяжёлые последствия несут ки-беругрозы в области стратегических объектов. Именно поэтому вопрос международной информационной безопасности имеет глобальный характер не только с точки зрения уязвимости одного государства, но и масштаба возможных последствий для мира в целом.
В условиях кризиса постбиполярной системы стратегической стабильности и ликвидации международного контроля над вооружениями отсутствие в ближайшей перспективе возможности заключения договоров по регламентации использования кибертехнологий усугубляет проблемы международной информационной безопасности. Об этом свидетельствует украинский кризис.
14 https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-7.51
Вызывает беспокойство тот факт, что обострение международных отношений может произойти необязательно из-за действий одного государства. Информационную войну может спровоцировать самоутверждающийся хакер-националист, совершивший кибератаку со своего мобильного компьютера. Данный сценарий, по сути, может быть аналогом прецедента 18 июня 1914 г., когда националист Гавриил Принцип застрелил эрцгерцога Франца Фердинанда, что формально и послужило поводом к началу войны. Реальные военные действия, как известно, начались только через полтора месяца. Но в цифровую эпоху кибернетический «выстрел» может совершить автономный робот-андроид, то ли по «собственной воле», то ли в результате сбоя программы, и последующие катастрофические события будут разворачиваться в режиме реального времени без установленной III Гаагской конвенцией 1907 г. процедуры открытия военных действий или каким-то другим образом.
Именно поэтому главная цель России на международных переговорных площадках - закрепление на международном уровне подхода, основанного на предотвращении конфликтов с использованием ИКТ.
Закрепление чётких и одинаковых для всех «правил цифровой игры» позволило бы обеспечить большую предсказуемость поведения государств в информационном пространстве. Руководствуясь этими соображениями, Россия инициировала разработку под эгидой ООН универсальных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в ИКТ-сфере.
Россия как один из инициаторов переговоров по вопросам международной информационной безопасности под эгидой ООН - первоначально в формате Группы правительственных экспертов, а с 2018 г. в рамках полноценного механизма Генеральной Ассамблеи - Рабочей группы ООН открытого состава -приветствует любые инициативы и предложения, направленные на обеспечение неконфликтного и безопасного информационного пространства.
Очевидно, что в дальнейшем потребуется разработка международной конвенции ООН в области цифровых технологий, которая должна определить концептуальные подходы к регулированию использования информационных технологий в военных целях, регламентировать их применение в отношении критически важных объектов инфраструктуры, включая гражданские объекты; а также сформулировать особые требования к разработке, созданию и распространению компьютерных программ обеспечения систем военного назначения или пригодных для подобного использования.
Библиография • References
Батуева Е. В. Американская концепция угроз информационной безопасности и её международно-политическая составляющая. Автореферат дис. ... канд. полит. наук. М., 2014. - 30 с.
[Batueva E. V. Amerikanskaya koncepciya ugroz informacionnoj bezopasnosti i eyo mezhdunarodno-politicheskaya sostavlyayushchaya. Avtoreferat dis. ... kand. polit. nauk. M., 2014. - 30 s.]
Болгов Р. В. Деятельность ООН в области информации и международные аспекты информационной безопасности России // Сравнительная политика. 2G19. Т. 10. M 1. С. 59-69. [Bolgov R. V. Deyatel'nost' OON v oblasti informacii i mezhdunarodnye aspekty informacionnoj bezopasnosti Rossii // Sravnitel'naya politika. 2G19. T. 10. M 1. S. 59-69|
Брент Л. Роль НАТО в кибернетическом пространстве // NATO. Review. 2G19. 2 февраля.
[Brent L. Rol' NATO v kiberneticheskom prostranstve // NATO. Review. 2G19. 2 fevralya|
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 5 декабря 2G16 г. M 646) // URL: http://www.scrf.gov.ru/ security/information/document5/ [Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (utv. Ukazom Prezidenta RF 5 dekabrya 2G16 g. M 646) // URL: http://www.scrf.gov.ru/security/ information/document5/| Замглавы МИД РФ Сыромолотов: Интернет стал большой платформой политических манипуляций. ТАСС. 5 февраля 2G21 г. // URL: https://tass.ru/ interviews/1G631379?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_ campaign=google.com&utm_referrer=google.com [Zamglavy MID RF Syromolotov: Internet stal bol'shoj platformoj politicheskih manipulyacij. TASS. 5 fevralya 2G21 g. // URL: https://tass.ru/ interviews/10631379?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_ campaign=google.com&utm_referrer=google.com| Коммерсантъ. 2G21. 3G июля. [Kommersant». 2G21. 3G iyulya|
Лавров С. G праве, правах и правилах // Коммерсантъ. 2G21. 28 июля. [Lavrov S. O prave, pravah i pravilah // Kommersant». 2G21. 28 iyulya| Мельникова О. А. Способно ли бизнес-сообщество внести свой вклад в активизацию переговорного процесса по вопросам международной информационной безопасности? // Международная жизнь. 2G21. M 3. С. 12-19. [Mel'nikova O. A. Sposobno li biznes-soobshchestvo vnesti svoj vklad v aktivizaciyu peregovornogo processa po voprosam mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti? // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2G21. M 3. S. 12-19| Мельникова О. Информационное обеспечение внешнеполитической деятельности современных государств (политологический анализ). Автореферат дис. ... канд. полит. наук. М., 2G2G. - 31 с. [Mel'nikova O. Informacionnoe obespechenie vneshnepoliticheskoj deyatel'nosti sovremennyh gosudarstv (politologicheskij analiz). Avtoreferat dis. ... kand. polit. nauk. M., 2G2G. - 31 s.| Степанова Ю., Тишина Ю. Тёмная сторона даркнета // Коммерсантъ. 2G21. 19 марта.
[Stepanova YU., Tishina YU. Tyomnaya storona darkneta // Kommersant». 2G21. 19 marta|
Туктамышев Б. В. Международно-правовое регулирование кибератак // URL:
http://www.oboznik.ru/?p=54277 [Tuktamyshev B. V. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie kiberatak // URL: http:// www.oboznik.ru/?p=54277|
Хайнегг В. фон. Международное право и международная информационная безопасность: ответ Крутских и Стрельцову // URL: http://doc.knigi-x.ru [Hajnegg V. fon. Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnaya informacionnaya
bezopasnost': otvet Krutskih i Strel'covu // URL: http://doc.knigi-x.ru] Черненко Е. В. Холодная война 2.0? Киберпространство как новая арена противостояния // Россия в глобальной политике. 2013. Т. 11. № 1. С. 162-170. [CHernenko E. V. Holodnaya vojna 2.0? Kiberprostranstvo kak novaya arena
protivostoyaniya // Rossiya v global'noj politike. 2013. T. 11. № 1. S. 162-170] https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-7.51
Статья поступила в редакцию 29 марта 2022 г.