Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
компьютерные преступления / цифровая информации / безопасность / меры обеспечения / ответственность / доступ к информации / законодательство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семёнова Ирина Владимировна

Безопасность цифровой информации непосредственно связано с безопасностью цифровой сети передачи информации. Цифровые системы передачи информации внедряются по всей России, от малого бизнеса до крупных государственных учреждений, чтобы обеспечить безопасность, эффективность и надежность связи. Говоря о безопасности цифровой информации, невозможно обойти стороной безопасность цифровой системы передачи такой информации, поскольку преступления могут быть совершены как с помощью информационной сферы, элементом которой является цифровая система Безопасность систем передачи цифровой информации контролируется различными организациями на национальном и на международном уровне в зависимости от их юрисдикции и сферы деятельности. В статье автором анализируется законодательство, регулирующее правовое закрепление и научное толкование цифровой информации, способы ее передачи, а также устанавливающих ответственность за совершение противоправных действий в рассматриваемой сфере. На основе проведенного анализа, автор приходит к мнению, что отсутствие единого понимания терминов, закрепленных в законодательстве, точного затрудняет эффективную защиту пользователей от злоумышленников, которые могут попытаться использовать уязвимости в этих системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-119-124 NIION: 2018-0076-5/23-315 MOSURED: 77/27-023-2023-5-315

СЕМЁНОВА Ирина Владимировна,

кандидат юридических наук Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, e-mail 9053202867@mail.ru

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Безопасность цифровой информации непосредственно связано с безопасностью цифровой сети передачи информации. Цифровые системы передачи информации внедряются по всей России, от малого бизнеса до крупных государственных учреждений, чтобы обеспечить безопасность, эффективность и надежность связи. Говоря о безопасности цифровой информации, невозможно обойти стороной безопасность цифровой системы передачи такой информации, поскольку преступления могут быть совершены как с помощью информационной сферы, элементом которой является цифровая система Безопасность систем передачи цифровой информации контролируется различными организациями на национальном и на международном уровне в зависимости от их юрисдикции и сферы деятельности. В статье автором анализируется законодательство, регулирующее правовое закрепление и научное толкование цифровой информации, способы ее передачи, а также устанавливающих ответственность за совершение противоправных действий в рассматриваемой сфере. На основе проведенного анализа, автор приходит к мнению, что отсутствие единого понимания терминов, закрепленных в законодательстве, точного затрудняет эффективную защиту пользователей от злоумышленников, которые могут попытаться использовать уязвимости в этих системах.

Ключевые слова: компьютерные преступления, цифровая информации, безопасность, меры обеспечения, ответственность, доступ к информации, законодательство.

SEMENOVA Irina Vladimirovna,

candidate of Legal Sciences St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation

vrid Head of the Department

REGULATORY LEGAL REGULATION OF LIABILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

Annotation. The security of digital information is directly related to the security of the digital information transmission network. Digital information transmission systems are being implemented throughout Russia, from small businesses to large government agencies, to ensure the security, efficiency and reliability of communications. Speaking about the security of digital information, it is impossible to ignore the security of the digital transmission system of such information, since crimes can be committed both with the help of the information sphere, an element of which is the digital system The security of digital information transmission systems is controlled by various organizations at the national and international level, depending on their jurisdiction and sphere of activity. In the article, the author analyzes the legislation regulating the legal consolidation and scientific interpretation of digital information, methods of its transmission, as well as establishing responsibility for committing illegal actions in the field under consideration. Based on the analysis, the author comes to the conclusion that the lack of a common understanding of the terms enshrined in the legislation makes it very difficult to effectively protect users from intruders who may try to exploit vulnerabilities in these systems.

Key words: computer crimes, digital information, security, security measures, responsibility, access to information, legislation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Регулирование отношений, возникающих в сфере информации и информационных технологий, их защита принадлежит государству. Деятельность государственных органов по ее обеспечению заключается в подготовке и принятии мер правового, организационного и технического характера, при этом предусматривая ответственность за нарушения соответствующего законодательства.

С целью обеспечения защиты информации, относящейся к категории общедоступной, устанавливаются требования. Предусмотренные требования должны быть направлены на предотвращение и недопущение любого рода действий, направленных на противозаконные манипуляции с информацией; распространение информации, обладающей признаками конфиденциальности и секретности; прав на свободный доступ к разрешенной информации.

Безопасность систем передачи цифровых данных становится все более важным вопросом в современном мире. С развитием Интернета и других цифровых технологий постоянно растет потребность в законодательстве, методах и средствах для защиты конфиденциальности и безопасности передачи данных.

Развитие цифровых систем передачи информации в Российской Федерации находится в авангарде технологического прогресса с начала 2000-х годов. Это позволило значительно повысить уровень связи между людьми и ресурсами, а также повысить степень безопасности данных как отдельных лиц, так и организаций. Цифровые системы передачи информации внедряются по всей России, от малого бизнеса до крупных государственных учреждений, чтобы обеспечить безопасность, эффективность и надежность связи.

Мир, перешедший в цифровую среду, имеет четыре отличительные черты, которым присущи гигантские размеры и объемы: запоминающие устройства, скорости поиска и распознавания данных, расстояние и скорость передачи и распространения информации и знаний1.

Стремительное развитие мира во времена цифровых трансформаций ведет к формированию цифровой реальности. Одной из задач государства является признание и защита цифровых прав граждан. Сложившаяся реальность требует модернизацию законодательства, поскольку происходит зарождение «права второго модерна».2

1 Ракитов, А. И. Человек в оцифрованном мире / А. И. Ракитов // Философские науки. - 2016. - № 6. - С. 32-46. - EDN WKELMZ.

2 Зорькин В.Д.Задача государства - признавать и защищать цифровые права граждан. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-

Говоря о безопасности цифровой информации невозможно обойти стороной безопасность цифровой системы передачи такой информации, поскольку «преступления могут быть совершены с помощью информационной сферы, элементом которой является цифровая система передачи, а также сама информация может выступать объектом и предметом посягательства»3.

Цифровая информация —это данные, хранящиеся в электронном виде в той или иной форме, например, в виде текстовых документов, изображений или видео. Она может передаваться с помощью различных методов, таких как беспроводные сети, спутниковые каналы связи или оптические кабели. Цифровая информация также может храниться на физических носителях, таких как жесткие диски или флэш-накопители, usb-на-копители, CD/DVD или внешние жесткие диски или карты памяти на персональных компьютерах или серверах, расположенных в облаке.

Методы и устройства сбора, накапливания, хранения, обработки и передачи информации представляют собой тесно взаимосвязанные информационно-телекоммуникационные технологии, в связи с этим отсутствует необходимость разделения их на отдельные категории4.

Помимо собственника, законного владельца такой информации законный доступ к цифровой информации контролируется федеральными органами исполнительной власти, которые имеют право получать доступ к любым электронным данным в целях расследования или преследования в уголовных делах. Кроме того, некоторые частные компании также могут иметь доступ к определенным цифровым данным, если они получили разрешение от государственных органов для определенных целей, таких как предоставление услуг или проведение исследовательских проектов. Не стоит забывать о цифровых правах следователя, дознавателя, на доступ к цифровой системе передачи и цифровой информации, которые могут быть определены в информационной системе и

gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-

grazhdan.html

3 Семенова И. В. Цифровая информация как предмет посягательства преступлений в сфере компьютерной информации / И. В. Семенова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2022. - Т. 8, № 4. -С. 158-165. - EDN HNBAXH. Стр 160

4 Аносов А. В. Некоторые аспекты понятийного аппарата цифровой криминологии / А. В. Аносов // Цифровая трансформация системы МВД России : Сборник научных статей по материалам Международного форума. В 2-х частях, Москва, 20 октября 2022 года / Под редакцией И.Г. Чистобородова. Том Часть 1. -Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 48-55. - EDN CWVGQG. Стр 52

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

закреплены на законодательном уровне, а также определен способ доступа: открытый или закрытый, независимо от принадлежности системы1.

Безопасность систем передачи цифровой информации контролируется различными организациями на национальном и на международном уровне в зависимости от их юрисдикции и сферы деятельности. На национальном уровне эти организации состоят в основном из правительственных агентств, служб, а на международном уровне — из Интерпола, Всемирного банка и т. д., причем каждая организация имеет свой собственный набор правил и положений, касающихся мер безопасности, связанных с системами передачи цифровой информации. Как правило, эти организации обеспечивают безопасность с помощью методов шифрования, используемых для защиты конфиденциальных данных от несанкционированного доступа2, а также применяя различные механизмы аутентификации3, такие как двухфакторная аутентификация и т. д., одновременно отслеживая сетевой трафик на предмет подозрительных действий, которые могут поставить под угрозу безопасность передачи данных по сетям, использующим такие технологии.

Цифровые системы передачи информации играют важную роль в обеспечении безопасности общества от преступников, которые стремятся украсть конфиденциальные данные или финансовые ресурсы у частных лиц или организаций для собственной выгоды. Эти системы позволяют государственным учреждениям и правоохранительным органам контролировать деятельность в пределах своей юрисдикции с помощью технологий наблюдения, таких как камеры видеонаблюдения или программное обеспечение для распознавания лиц, установленное на компьютерах, используемых сотрудниками сетевой инфраструктуре организации. Кроме того, использование технологии шифрования помогает защитить конфиденциальные данные от перехвата при передаче

1 Першин А. Н. Цифровые права лиц, осуществляющих предварительное расследование // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2021. №2 (78). -108 - 115С. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-prava-lits-osuschestvlyayuschih-predvaritelnoe-rassledovanie (дата обращения: 31.03.2023). Стр 111

2 Васильева, И. Н. Криптографические методы защиты информации : учебник и практикум для вузов / И. Н. Васильева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 9785-534-02883-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/ bcode/511890 (дата обращения: 28.03.2023).

3 Викторов А. С. Механизм аутентификации и авторизации для обеспечения безопасности периферийного сервиса / А. С. Викторов // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 5(45). - С. 15. - EDN HVBTBA.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

через публичные сети, такие как Интернет или спутниковые каналы связи между странами. Передача цифровой информации возможна только с помощью цифровой системы передачи данных — это такая система, используемая для передачи цифровой информации из одной точки в другую. Системы передачи цифровой информации состоят из нескольких различных элементов.

Цифровые системы передачи данных могут включать в себя телекоммуникационные сети, системы спутниковой связи, с целью обеспечения доступа в Интернет и системы видеонаблюдения, а также распределенные базы данных, позволяющие безопасно хранить большие объемы структурированных данных; виртуальные частные сети ^рп), обеспечивающие безопасное соединение между удаленными машинами, расположенными в любой точке мира; услуги облачных вычислений, предоставляющие доступ к вычислительным мощностям по требованию через интернет-соединения. В связи с этим в настоящее время распространены противоправные действия, направленные на данные системы.

Достаточно подробно о киберпреступности: ее виды, способы совершения и способы противостояния и особенности международного сотрудничества в этой сфере описаны в книге, написанной и изданной Ю.Н. Ждановым, С.К. Кузнецоым, В.С. Овчинским4

Важно признать необходимость разработки безопасной системы передачи цифровой информации для предотвращения криминальных атак, описанных выше. Что включает в себя:

- реализацию мер по обеспечению надлежащей аутентификации при предоставлении доступа к определенным областям системы;

- создание алгоритмов шифрования конфиденциальных данных перед их отправкой в публичные сети;

- установку межсетевых экранов, ограничивающих входящий трафик из неизвестных источников;

- регулярное обновление программных приложений для обеспечения применения последних исправлений безопасности, использование средств мониторинга для обнаружения любой подозрительной активности, происходящей в сетевой инфраструктуре.

Данные меры не являются исключительными. С развитием технологий они должны развиваться, совершенствоваться.

Наличие эффективной политики, информирующей сотрудников о потенциальных угрозах,

4 Жданов Ю.Н., Кузнецов С.К., Овчинский В.С. Кибермафия. Мировые тенденции и международное противодействие: монография / Ю. Н. Жданов, С. К. Кузнецов, В. С. Овчинский; вступительная статья О. В. Храмова. - Москва: Норма, 2022. - 182

поощряющей их сохранять бдительность и сообщать о любом подозрительном поведении, связанном с вопросами кибербезопасности, помогает минимизировать риск возникновения кибератак на территории организации. Эффективность: эффективность можно повысить с помощью таких методов оптимизации, как снижение потерь пакетов, минимизация задержек, повышение пропускной способности и т. д., обеспечивая тем самым лучшую производительность в целом без ущерба для надежности. Надежность: надежность должна обеспечиваться с помощью механизмов резервирования, таких как избыточные аппаратные компоненты, программные решения, такие как кластеризация и т. д., обеспечивая тем самым бесперебойную работу, даже если один компонент выйдет из строя в силу непредвиденных обстоятельств. Кроме того, необходимо регулярно создавать резервные копии, чтобы любые потерянные/ поврежденные файлы можно было быстро восстановить без ущерба для непрерывности обслуживания.

Цифровые сети и информационные ресурсы, правоотношения, возникающие в данной области, регулируются нормативными правовыми актами. Так, Закон об информации1, является исходным актом, закрепляющим терминологию и ее толкование на законодательном уровне, Закон о гостайне2, регулирует порядок допуска субъектов к сведениям составляющие государственную тайну; Законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ3, устанавливаются критерии оценки для различных объектов, в отношении лицензирования деятельности сопряженных с гостайной4, Закона РФ «О защите

1 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Консультант плюс (дата обращения10.05.2023)

2 Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 05.12.2022) «О государственной тайне» // Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

3 Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 28.02.2023) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023) , Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

4 Постановление Правительства РФ от

15.04.1995 № 333 (ред. от 03.02.2023) «О лицензирова-

нии деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использова-

нием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

прав потребителей»5 предусматривает ответственности юридических лиц из банковской сферы.

Основными нормативными актами, предусматривающими ответственность субъектов за нарушение законодательства, регулирующего отношения в сфере защиты информации является КоАП РФ6, определяющий основания освобождения от привлечения к ответственности, ответственность за нарушение лицензионных требований в рассматриваемой сфере, и незаконное распространение информации, ограниченного пользования, с использованием телекоммуникационных сетей и средств массовой информации. В рамках гражданско-правовой ответственности подлежит возмещению причиненный имущественный вред согласно. ст. 15, 1064, 1082 ГК РФ.

В случае привлечения к уголовной ответственности, за неправомерные действия, содержащие признаки преступления, физические лица привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с главой 28 Уголовного кодекса РФ, в части касающейся компьютерной информации.

Представляется справедливым, что до настоящего времени не в одном нормативном правовом акте Российской Федерации термины «компьютерная информация», «компьютер» не используется, а применяется «информация в электронном виде». Представляется, что данные термины являются взаимозаменяемыми7. Однако может являться фактором, вводящим в заблуждение субъектов, представлять собой опасность для обеспечения безопасности Российской Федерации, выбора обоснованной и правильной позиции по отношению к деянию.

Одна из основных проблем действующего законодательства заключается в том, что оно не

5 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146 <Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров> , Роспотребнадзора от 02.11.2011 № 01/13941-1-32 "Об отдельных аспектах правоприменительной практики по привлечению банков к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей (в связи с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146) // Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

7 Постановление № 10-3.8 Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности "О Рекомендациях по совершенствованию уголовного законодательства государств - членов ОДКБ по вопросам борьбы с правонарушениями в информационной сфере" (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.10.2017) (дата обращения 20.04.2023)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

учитывает сложности цифровых систем передачи данных. Законы часто слишком широки или расплывчаты, что затрудняет эффективную защиту пользователей от злоумышленников, которые могут попытаться использовать уязвимости в этих системах. Кроме того, эти законы часто не содержат адекватного руководства о том, как компании должны обращаться с данными пользователей и какие меры должны быть приняты для обеспечения их безопасности.

Еще одна проблема, связанная с существующей законодательной поддержкой цифровых систем передачи данных, заключается в том, что она не учитывает развитие технологий и новые угрозы, которые могут возникнуть в связи с ними. По мере развития технологий будут появляться новые угрозы, которые могут подвергнуть риску данные пользователей, если не будут должным образом учтены в законодательстве.

Список литературы:

[1] Ракитов, А. И. Человек в оцифрованном мире / А. И. Ракитов // Философские науки. - 2016. - № 6. - С. 32-46. - EDN WKELMZ.

[2] Зорькин В.Д.Задача государства - признавать и защищать цифровые права граждан. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // https://rg. ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan. html

[3] Семенова И. В. Цифровая информация как предмет посягательства преступлений в сфере компьютерной информации / И. В. Семенова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2022. - Т. 8, № 4. - С. 158-165. - EDN HNBAXH. Стр 160

[4] Аносов А. В. Некоторые аспекты понятийного аппарата цифровой криминологии / А. В. Аносов // Цифровая трансформация системы МВД России : Сборник научных статей по материалам Международного форума. В 2-х частях, Москва, 20 октября 2022 года / Под редакцией И.Г. Чисто-бородова. Том Часть 1. - Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 48-55. - EDN CWVGQG. Стр 52

[5] Першин А. Н. Цифровые права лиц, осуществляющих предварительное расследование // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2021. №2 (78). - 108 - 115С. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-prava-lits-osuschestvlyayuschih-predvaritelnoe-rassledovanie (дата обращения: 31.03.2023). Стр 111

[6] Васильева, И. Н. Криптографические методы защиты информации : учебник и практикум для вузов / И. Н. Васильева. — Москва : Изда-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

тельство Юрайт, 2023. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02883-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/ bcode/511890 (дата обращения: 28.03.2023).

[7] Викторов А. С. Механизм аутентификации и авторизации для обеспечения безопасности периферийного сервиса / А. С. Викторов // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 5(45). - С. 15. - EDN HVBTBA.

[8] Жданов Ю.Н., Кузнецов С.К., Овчинский В.С. Кибермафия. Мировые тенденции и международное противодействие: монография / Ю. Н. Жданов, С. К. Кузнецов, B. С. Овчинский; вступительная статья О. В. Храмова. - Москва: Норма, 2022.- 182

[9] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Консультант плюс (дата обращения10.05.2023)

[10] Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 05.12.2022) «О государственной тайне» // Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

[11] Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023) , Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

[12] Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 (ред. от 03.02.2023) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

[13] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146 <Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров> , Роспотребнадзора от 02.11.2011 № 01/13941-1-32 «Об отдельных аспектах правоприменительной практики по привлечению банков к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей (в связи с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146) // Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

[14] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Консультант плюс (дата обращения 20.04.2023)

[15] Постановление № 10-3.8 Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности «О Рекомендациях по совершенствованию уголовного законодательства государств - членов ОДКБ по вопросам борьбы с правонарушениями в информационной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.10.2017) (дата обращения 20.04.2023)

Spisok literatury:

[1] Rakitov, A. I. CHelovek v ocifrovannom mire / A. I. Rakitov // Filosofskie nauki. - 2016. - № 6. - S. 32-46. - EDN WKELMZ.

[2] Zor'kin V.D.Zadacha gosudarstva - prizna-vat' i zashchishchat' cifrovye prava grazhdan. Raz-myshlenie na polyah Peterburgskogo mezhdunarod-nogo yuridicheskogo foruma // https://rg. ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-prizna-vat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html

[3] Semenova I. V. Cifrovaya informaciya kak predmet posyagatel'stva prestuplenij v sfere komp'yuternoj informacii / I. V. Semenova // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. - 2022. - T. 8, № 4. - S. 158-165. - EDN HNBAXH. Str 160

[4] Anosov A. V. Nekotorye aspekty ponyati-jnogo apparata cifrovoj kriminologii / A. V. Anosov // Cifrovaya transformaciya sistemy MVD Rossii : Sbornik nauchnyh statej po materialam Mezhdunar-odnogo foruma. V 2-h chastyah, Moskva, 20 oktya-brya 2022 goda / Pod redakciej I.G. CHistoborodova. Tom CHast' 1. - Moskva: Akademiya upravleniya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2022. - S. 48-55. - EDN CWVGQG. Str 52

[5] Pershin A. N. Cifrovye prava lic, osushchest-vlyayushchih predvaritel'noe rassledovanie // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. 2021. №2 (78). -108 - 115S. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovye-prava-lits-osuschestvlyayuschih-pred-varitelnoe-rassledovanie (data obrashcheniya: 31.03.2023). Str 111

[6] Vasil'eva, I. N. Kriptograficheskie metody zashchity informacii : uchebnik i praktikum dlya vuzov / I. N. Vasil'eva. — Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2023. — 349 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5534-02883-6. — Tekst : elektronnyj // Obrazova-tel'naya platforma YUrajt [sajt]. — URL: https://urait. ru/bcode/511890 (data obrashcheniya: 28.03.2023).

[7] Viktorov A. S. Mekhanizm autentifikacii i avtorizacii dlya obespecheniya bezopasnosti periferi-jnogo servisa / A. S. Viktorov // Informacionno-eko-nomicheskie aspekty standartizacii i tekhnicheskogo regulirovaniya. - 2018. - № 5(45). - S. 15. - EDN HVBTBA.

[8] ZHdanov YU.N., Kuznecov S.K., Ovchinskij B.S. Kibermafiya. Mirovye tendencii i mezhdunarod-noe protivodejstvie: monografiya / YU. N. ZHdanov, S. K. Kuznecov, B. S. Ovchinskij; vstupitel'naya stat'ya O. V. Hramova. - Moskva: Norma, 2022. -182

[9] Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ (red. ot 29.12.2022) "Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2023) // Konsul'tant plyus (data obrashcheniya10.05.2023)

[10] Zakon RF ot 21.07.1993 № 5485-1 (red. ot 05.12.2022) «O gosudarstvennoj tajne» // Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 20.04.2023)

[11] Federal'nyj zakon ot 09.02.2007 № 16-FZ (red. ot 28.02.2023) "O transportnoj bezopasnosti" (s izm. i dop., vstup. v silu s 30.03.2023) , Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.02.2010 № 63 (red. ot

29.10.2022) «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke dopuska dolzhnostnyh lic i grazhdan Rossijskoj Federacii k gosudarstvennoj tajne» // Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 20.04.2023)

[12] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.1995 № 333 (red. ot 03.02.2023) «O licen-zirovanii deyatel'nosti predpriyatij, uchrezhdenij i organizacij po provedeniyu rabot, svyazannyh s ispol'zovaniem svedenij, sostavlyayushchih gosu-darstvennuyu tajnu, sozdaniem sredstv zashchity informacii, a takzhe s osushchestvleniem meropriyatij i (ili) okazaniem uslug po zashchite gosudarstvennoj tajny» Konsul'tant plyus (data obrashcheniya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.04.2023)

[13] Informacionnoe pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 13.09.2011 № 146 <Obzor sudebnoj praktiki po nekotorym voprosam, svyazannym s prime-neniem k bankam administrativnoj otvetstvennosti za narushenie zakonodatel'stva o zashchite prav potrebitelej pri zaklyuchenii kreditnyh dogovorov> , Rospotrebnadzora ot 02.11.2011 № 01/13941-1-32 "Ob otdel'nyh aspektah pravoprimenitel'noj praktiki po privlecheniyu bankov k administrativnoj otvetstvennosti za narushenie zakonodatel'stva o zashchite prav potrebitelej (v svyazi s informacionnym pis'mom Prezidiuma VAS RF ot 13.09.2011 № 146) // Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 20.04.2023)

[14] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah" ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 14.04.2023) // Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 20.04.2023)

[15] Postanovlenie № 10-3.8 Parlamentskoj Assamblei Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti "O Rekomendaciyah po sovershenstvo-vaniyu ugolovnogo zakonodatel'stva gosudarstv -chlenov ODKB po voprosam bor'by s pravonarush-eniyami v informacionnoj sfere" (Prinyato v g. Sankt-Peterburge 13.10.2017) (data obrashcheniya 20.04.2023)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.