Научная статья на тему 'Влияние педагогических воззрений С. Френе на развитие отечественного медиаобразования в 1920-е годы'

Влияние педагогических воззрений С. Френе на развитие отечественного медиаобразования в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕССА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С. ФРЕНЕ / СОВЕТСКИЕ ПЕДАГОГИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / 1920-Е ГОДЫ / СССР / PEDAGOGICAL IDEAS OF C. FREINET / MEDIA EDUCATION / PRINT MEDIA / SOVIET TEACHERS / EDUCATIONAL PROCESS / 1920-IES / SOVIET UNION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбаткова Ольга Ивановна

Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся выявления специфических черт развития отечественного медиаобразования на материале прессы в сложившейся социально-образовательной ситуации в России в 1920-е годы. Раскрываются основные особенности влияния педагогических взглядов французского медиапедагога С. Френе на развитие отечественного медиаобразования на материале прессы в 1920-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL IDEAS OF C. FREINET ON THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN MEDIA EDUCATION IN THE 20-IES OF XX CENTURY

The article is devoted to consideration of the issues relating to the identification of specific features of development of Russian media education on the material of print media in the social and educational situation in Russia of 1920-ies. The article describes main features of the influence of pedagigical ideas of the French media educator C. Freinet on the development of Russian media education.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогических воззрений С. Френе на развитие отечественного медиаобразования в 1920-е годы»

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ С. ФРЕНЕ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В 1920-е ГОДЫ1

Медиаобразование, пресса, педагогические идеи С. Френе, советские педагоги, учебно-воспита-

тельный процесс,1920-е годы, СССР.

Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся выявления специфических черт развития отечественного медиаобразования на материале прессы в сложившейся социально-образовательной ситуации в России в 1920-е годы. Раскрываются основные особенности влияния педагогических взглядов французского медиапедагога С. Френе на развитие отечественного медиаобразования на материале прессы в 1920-е годы.

O.I. Gorhatkova

Influence of pedagogical ideas of C. Freinet on the development

OF RUSSIAN MEDIA EDUCATION IN THE 20-IES OF XX CENTURY

Media education, print media, pedagogical ideas of C. Freinet, soviet teachers, educational process,

1920-ies, Soviet Union.

The article is devoted to consideration of the issues relating to the identification of specific features of development of Russian media education on the material of print media in the social and educational situation in Russia of 1920-ies. The article describes main features of the influence of pedagigical ideas of the French media educator C. Freinet on the development of Russian media education.

Истоки медиаобразования на материале прессы в СССР необходимо искать именно в 1920-х годах. Безусловно, в то время термин «медиаобразование» не употреблялся (он получил распространение в России только лишь в 1980-х годах), но именно в этот период говорили о необходимости и важности включения прессы в учебно-воспитательный процесс советской школы.

В 1920-е годы в СССР медиаобразование школьников и молодёжи на материале прессы получило широкое распространение. Прежде всего, это было сопряжено с тем, что данному процессу активно содействовало советское правительство, тем самым безусловно, преследуя определенные цели: с одной стороны, широкое распространение коммунистической идеологии, а с другой — постепенное увеличение уровня грамотности населения. Эти обстоятельства, в свою очередь, способствовали широкому распространению медиаобразования школьников и широких слоев населения на материале прессы.

1 Исследование, положенное в основу данной статьи, проводится при поддержке Федеральной целевой программы по проведению конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий для физических лиц из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы (ХЪУ1 очередь — Мероприятие 1.3.2 — Гуманитарные науки) по лоту № 5, 2012-1.3.2-12-000-3005 «Поддержка научных исследований, проводимых целевыми аспирантами в области психологических и педагогических наук» по теме «Анализ развития отечественного массового медиаобразования в 1920-е годы».

В 1920-е годы наблюдаются всплеск активности и возникновение большого количества кружков, клубов, студий, связанных с журналистикой (кружки юнкоров, пикоров, деткоров), редакций и студий (рукописные газеты и журналы, стенгазеты, живые газеты, «многотиражки»), клубов юнкоров, пикоров, деткоров. Эти формы сыграли главную роль в становлении отечественного медиаобразования на материале прессы.

Самый первый советский журнал для детей назывался «Северное сияние». В свет он вышел в 1919 году в Петрограде и предназначался для детей 9—12 лет. Подчеркнем, что именно этот журнал стоял у истоков основных путей развития советской детской журналистики [Алексеева, 1966, с. 11].

Для 1920-х годов характерно появление первых пионерских журналов: в 1922 — журнал детских коммунистических групп «Юные товарищи», в 1923 — журнал «Барабан», в том же году в Петрограде — детский альманах «Воробей» (в 1924 году он был переименован в «Новый Робинзон»); в 1924 - журнал «Пионер»; в 1925 - в Ленинграде вместо «Нового Робинзона» начал выходить журнал «Красный галстук» и др.

Именно 1920-е годы, по сути, можно назвать временным отрезком, в рамках которого произошёл мощный взрыв, связанный с проявлением интереса и активной деятельности со стороны школьников и молодёжи в сфере журналистики.

С 1924 года в СССР начинают активно возникать пионерские газеты. Усиленный рост пионерских газет совпал по понятной причине с усиленным ростом детского движения. В 1925 году по всему Советскому Союзу на русском языке насчитывалось около 20 пионерских газет [Потапов, 1925, с. 33]. В их числе: дальневосточная газета «Знамя пионера», газета пионеров Ставрополья «Ленинские внучата», Новониколаевская пионерская газета «Юный ленинец» и другие. В школах, клубах, в кружках и в отрядах выходили свои газеты — рукописные, на стеклографе, типографическим способом [Школьник, 1999, с. 24].

Помимо обычных многотиражных периодических изданий, обнаруживаются и другие формы журналистского самовыражения ребят, например стенные газеты. Стенные газеты освещали повседневную жизнь школы, других школ, жизнь партийной или комсомольской ячейки. Только собственно стенная газета с её обширной тематикой, разнообразием жанров, форм подачи материала могла выполнить роль газеты, определённую В.И. Лениным, — быть одновременно агитатором, пропагандистом и организатором дел коллектива.

В 1920-е годы широкой популярностью пользовались так называемые световые и живые газеты. Световые газеты были двух видов: экранные (демонстрируемые через проекционный аппарат) и рисованные на стекле. Для рисования газет использовалась специальная рама с матовым стеклом, на которую тушью или краской наносился текст либо рисунок, который потом смывался водой. Содержанием световой газеты были новости (оперативная информация) или сатирические материалы, чаще всего карикатуры.

Ещё одна из интереснейших и необычных форм журналистского самовыражения ребят, получившая широкую известность в 1920-е годы, — «живая» газета. Она состояла из серии сцен, поставленных самими детьми или под руководством взрослых, посвященных единой тематике [Афанасьева, 1928, с. 20]. «Живая» газета стала одной из самых распространенных форм художественной работы среди пионеров. Именно зрелищность «живгазеты», злободневность её содержания и огромное агитационное воздействие выводили и её из ряда других форм организации досуга.

Таким образом, анализ отечественной литературы позволяет нам констатировать, что самыми ранними формами медиаобразования на материале прессы были самодеятельные газеты и журналы, рукописные и стенные.

Итак, на наш взгляд, наиболее полный анализ истории развития отечественного медиаобразования на материале прессы в 1920-е годы можно провести, опираясь на педагогический опыт советских педагогов, чьи имена вошли в историю отечественной педагогики.

В 1920-е годы советские педагоги создавали собственные педагогические системы, связанные с реформаторской педагогикой, которые непосредственно были направлены на перестройку учебно-воспитательного процесса в советской школе. По сути, осуществлялся поиск новых форм и методов обучения и воспитания, при этом педагогическая теория тесно переплеталась с практикой.

В данном контексте очень интересны взгляды знаменитого педагога С.Т. Шацкого. В историю мировой педагогики и отечественного образования он вошел как выдающийся педагог-новатор, «популярнейший учитель учителей» 1920-х годов. С.Т. Шацкий писал, о необходимости использования прессы в учебно-воспитательном процессе школы. По инициативе С.Т. Шацкого уже в первые годы в колонии «Бодрая жизнь» начал издаваться журнал «Наша жизнь», которому Шацкий уделял особое внимание и придавал большое воспитательное значение. Он смотрел на детский журнал не только как на средство развития письменной речи, но, и это главное, как на средство выражения детьми своих мыслей, чувств, впечатлений, того, что волнует. Отметим, что колонисты охотно откликнулись на предложение С.Т. Шацкого основать журнал и помещать в нем рассказы, стихи, заметки. С.Т. Шацкий вспоминал: «Журнал имел хорошее влияние на оживление жизни колонистов. Он перебывал во всех руках... Все колонисты читали журнал одни, без сотрудников, небольшими группами или каждый в отдельности. Это было особенно ценно» [Шацкий, 1980, с. 180].

Проведенный нами анализ педагогической деятельности С.Т. Шацкого позволяет утверждать о пересечение его педагогических идей с педагогическими воззрениями известнейшего французского медиапедагога С. Френе.

В отличие от американского педагога Дж. Дьюи, С. Френе был значительно ближе к политике СССР и даже некоторое время состоял в Коммунистической партии Франции, участвовал в годы Второй мировой войны в антифашистском Сопротивлении [Френе, 1996, с. 8].

В 1925 году в составе делегации французских народных учителей С. Френе посетил Советский Союз: города Ленинград, Москву, Саратов, Баку, где встречался с

Н.К. Крупской и познакомился с существовавшей системой обучения и воспитания. С. Френе посетил экспериментальную школу Наркомпроса в Москве, основанную М.М. Пистраком. Он был восхищен богатством образовательного материала, гибкостью организации учебного процесса и воспитательной работой, но особенно его потрясло, что различным слоям населения предоставляется возможность получать образование после работы. В своей брошюре «Месяц с русскими детьми» (1927) [Ргете!, 1994] С. Френе отмечал, что русские используют передовой западный опыт в большом масштабе [Ргете!, 1968].

По мнению С. Френе, для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики недостаточно изменения организационных форм учебного процесса и методов учебной работы, помимо этого, необходимо создать и широко использовать «новые материальные средства обучения и воспитания». «Школа, — говорил С. Френе, — проникнутая духом новой жизни, составляющая неотъемлемую часть социальной сре-

ды, должна привести в соответствие с достижениями прогресса не только свои помещения, учебные программы и распорядок жизни, но также орудия труда и технические средства» [Ггете^ 1964]. Кроме того, технические средства выступают в качестве наиболее необходимого условия создания школы труда. В педагогической концепции С. Френе в качестве совершенно нового средства обучения и воспитания выступала школьная типография. Он вводил в учебный процесс типографский станок, на котором ученики печатали свои изложения и сочинения.

С. Френе считал, что работа с печатным станком имеет огромное учебное и воспитательное значение: при наборе текста приобретаются навыки ручного труда, отрабатывается координация движений, развиваются внимание и зрительная память, наконец, существенно повышается грамотность [Френе, 1990, с. 14].

Подчеркнём, что в 1920-е годы советские педагоги высоко оценивали применение печатного станка в учебных целях. А.П. Пинкевич, посетивший школу французского педагога С. Френе, назвал типографию учебным пособием большой значимости [Френе, 1990, с. 15]. С. Френе писал: «Если у вас нет наборного рабочего станка, в достаточной степени отвечающего своему назначению в школе, то нечего и думать о составлении свободных текстов и распространении школьной газеты (правда, в какой-то мере наборную технику может заменить лимограф). В этом случае ваша школа остается на уровне средневековья с той лишь разницей, что гусиные перья заменены стальными. Если в вашей школе нет рабочей библиотеки и достаточно большой картотеки, в которой дети могут быстро найти информацию по изучаемым темам, не стоит и пытаться работать с нашим комплексом. Видя отсутствие необходимых материальных, технических средств, дети осознают свою беспомощность, быстро потеряют интерес к учёбе, вы вместе с ними станете нервничать и раздражаться» [Френе, 1990, с. 110].

Для С. Френе школьная типография неотделима от «свободных текстов». Это небольшие школьные сочинения, в которых дети рассказывали о своих друзьях, планах на будущее, описывали различного рода впечатления. Школьная типография и свободные тексты являются, по мысли С. Френе, символом «новой школы», практически воплощением идей об активизации учебно-воспитательного процесса и о постоянном изучении личности ребёнка, его стремлений и интересов [Егете!;, 1963].

Э. Френе, жена и сотрудник С. Френе, писала: «Типография - это не только средство сделать ребёнка активным в процессе ручного и умственного труда и противостоять статичной неподвижности традиционной школы; она не является также лишь простой возможностью оживить интерес детей к тому или иному школьному предмету. Значение школьной типографии значительно шире: она раскрыла перед С. Френе психологию ребёнка в её становлении и в тесной связи с социальной средой. "Свободный текст" не есть просто синтаксическое упражнение: он в ещё большей степени является психологическим и социологическим тестом, с помощью которого можно понять, как среда влияет на ребёнка и как ребёнок относится к социальной среде» [Егете!, 1960].

С. Френе в своей педагогической системе особую роль отводил выпуску стенной газеты. Он отмечал: «Каждый понедельник мы вывешиваем в коридор в доступном для детей месте стенгазету. На листе плотной бумаги форматом 40x60 см, красочно оформленном самими детьми, расположены четыре колонки. Первая колонка отведена для критических отзывов, вторая — для похвальных, в третьей колонке дети записывают пожелания, а четвёртой сообщают о том, что хорошего они сделали за прошедшую неделю» [Френе, 1990, с. 158].

В целом, можно утверждать, что С. Фене удалось создать технологичную и транслируемую модель трудовой школы, главным достоинством которой стало преодоление. Так же как и С. Френе, педагогическую значимость производственного труда утверждал и С.Т. Шацкий. Он считал, что одно из могущественных средств подготовки детей к жизни — их трудовое политехническое воспитание. Пожалуй, главная заслуга С.Т. Шацкого заключается в том, что он был одним из первых русских дореволюционных и советских педагогов, положивших в основу учебно-воспита-тельной работы с детьми разнообразный детский труд.

Именно в процессе труда и С.Т. Шацкий, и А.С. Макаренко растили таких людей, которые могли бы в одно и то же время быть и инициаторами, и организаторами, и исполнителями в любом общественно полезном деле.

А.С. Макаренко, как и С. Френе, развивал идеи о воспитательно-образовательной роли труда, самоуправления, коллективности, свободного развития личности. Коллектив детей и подростков для педагогов выступал основным средством развития личности.

Так же как и С. Френе, А.С. Макаренко говорил о необходимости выбора средств и педагогических принципов воспитания. Он утверждал, что в существующей педагогике система средств расходилась с провозглашенными педагогическими принципами, порождая «потребительское воспитание». Логика целесообразности в воспитании практически не выходила в нём за рамки учебной и культурнопросветительской работы, словесных форм воспитания [Социально-личностная концепция... 1997]. Безусловно, здесь прослеживается совпадение с идеями С. Френе, который выступал за создание новых материальных средств обучения и неэффективности словесных методов воспитания.

Итак, на основе проведенного нами анализа, можно отметить, что педагогами Советской России активно осваивался и использовался педагогический опыт С. Френе, что способствовало развитию практической теории медиаобразования. На наш взгляд, это было связано с тем, что во многом педагогические идеи С. Френе отвечали основным задачам, которые ставила компартия перед Наркомпросом: воспитание коллективизма, придания политехничности образованию через совместный труд, например, сборку радиоприемника или создание школьной газеты.

Безусловно, на сегодняшний день педагогика С. Френе, разработанная во Франции, уже не является инновационной в своей стране, но распространение его идей в нашей стране на рубеже веков явилось существенным социокультурным нововведением. С нашей точки зрения, принципы и ценности педагогической концепции должны найти воплощение в учебно-воспитательном процессе современного образования. Конечно же, сегодня средства значительно изменились: обработка текстов заменила печатающее устройство — печатный станок, факс и Интернет заняли место почтовой службы, газета чаще появляется на холсте, чем на бумаге, но тем не менее это же все техники, только основанные на новых технологиях. Ведь общество развивается, не стоит на месте, и это открывает новые возможности, способствующие эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Появление Интернета в школе заменяет необходимость содержать в школе типографский станок, а современные мультимедийные возможности позволяют осуществлять работу с разнообразными выразительными средствами — текстом, графикой, звуком, видео. Но самая важная, с нашей точки зрения, возможность состоит в создании в школе более качественной по сравнению с имеющейся образовательной среды. Все эти обстоятельства открывают новые возможности, способствующие развитию медиаобразования школьников на материале прессы.

В свою очередь, анализируя практическую реализацию идей С. Френе, мы выявили, что французский педагог внес значительный вклад в развитие европейского медиаобразования, при этом его педагогические взгляды оказали существенную роль в развитии отечественного медиаобразования на материале прессы.

Таким образом, на основе проведенного нами анализа мы можем сделать следующие выводы:

- в 1920-е годы медиаобразование на материале прессы получило широкое распространение. Использование прессы в учебно-воспитательном процессе рассматривалось как одно из эффективных средств образования и воспитания подрастающего поколения в духе коммунизма. При этом, бесспорно, пресса играла решающую роль в распространении коммунистической идеологии, чему, в свою очередь, и содействовало государство. В рассматриваемый период перед советской детской прессой стояла ответственная задача — приобщить детей к общественной жизни в стране, организовать их, воспитать в духе коммунистической идеологии. Тем самым медиаобразование основывалось на идеологическом подходе. На первое место выдвигались политические, социальные и экономические аспекты медиа;

— 1920-е годы характеризуются многочисленным появлением детских газет и журналов, создаваемых разного рода организациями школьников и молодёжи. Наблюдаются всплеск активности и образование большого количества кружков, клубов, студий в сфере журналистики. Самодеятельные газеты, журналы, рукописные и стенные газеты, «живгазеты» являются ранними формами медиаобразования. Детские журналы 1920-х годов способствовали организации ребят, воспитанию художественного вкуса у детей, повышению уровня культуры и образованности. На наш взгляд, интенсивное развитие самодеятельной детской прессы в 1920-е годы было обусловлено рядом обстоятельств: широкое распространение коммунистической идеологии; повышение уровня грамотности и культуры школьников и населения в целом; развитие детского общественного движения, самодеятельного творчества детей; открытость прессы для творческой активности и широкого круга учащихся; отсутствие жесткого идеологического климата и сурового политического режима; стремление к разнообразного рода агитационной работе среди населения во всех сферах жизнедеятельности;

— проведённый анализ развития отечественного медиаобразования на материале прессы показал большое влияние западной реформаторской педагогики. Необходимо отметить, что первые преобразования в области школьного обучения и значительные теоретические работы отечественных педагогов-идеологов С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.П. Пинкевича и др., по сути, принадлежали к общемировому педагогическому движению «нового воспитания», представителем которого был и С. Френе. Проведённый сравнительный анализ педагогической деятельности С. Френе и С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко позволил нам сделать вывод о близости педагогических взглядов и опыта выдающихся педагогов XX столетия;

- отечественное медиаобразование на материале прессы в 1920-е годы развивалось под сильным влиянием педагогических воззрений С. Френе, что, в свою очередь, сыграло положительную роль в развитии и становлении медиаобразования. Характерно то, что существовавшая подготовленная почва для восприятия и применения педагогических идей С. Френе, особенно в области формирования новой образовательной системы в целом, учитывающей как то, что уже было создано в нашей стране и за рубежом, так и то, что должно соответствовать новым социальным, политическим и экономическим условиям страны. При этом советские педагоги дополняли эти новаторские идеи собственным педагогическим опытом.

Библиографический список

1. Алексеева М.И. Детские журналы советской России 1920-х годов. М.: МГУ, 1966.

2. Афанасьева А. Пионерские живые газеты. М., 1928.

3. Потапов Н. Пионерские газеты и пикоры. М.: Молодая гвардия, 1925.

4. Социально-личностная концепция в педагогике: наследие А.С. Макаренко и современность. Волгоград, 1997. 116 с.

5. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М: Прогресс, 1990. 304 с.

6. Френе С.М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1996. 224 с.

7. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Н.П. Кузина. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.

8. Школьник А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 1999. 143 с.

9. Freinet С. Les Techniques de l’Ecole Moderne. Paris: Armand colin, 1964. 143 p.

10.Freinet C. Salengros R. Moderniser l’Ecole. Cannes: L’Ecole Moderne Francaise, 1960. 79 p. (В. E. M).

11. Freinet C. Oeuvres Pedagogiques. Paris: Senie, 1994. T. 1. 588 p.

12. Freinet C. Ou en Sont nos Techniques? // L’edukateur. 1963. № 11.

13. Freinet E. Naissance d’une Pedagogie Populaire. Historique de l’Ecole Moderne (Pedagogie Freinet). Paris: Maspero, 1968. 359 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.