СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ РАДИО В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1920-е ГОДЫ)1
SPECIFIC FEATURES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MEDIA EDUCATION ON THE RADIO MATERIAL DURING THE SOVIET PERIOD (THE 1920S)
О.И. Горбаткова 0.1. Gorbatkova
Медиаобразование, медиакомпетентность, радиовещание, радиопередача, 1920-е годы, СССР.
Статья посвящена рассмотрению основных особенностей развития отечественного медиаобразования на материале радиовещания в 1920-е годы. В статье анализируется связь отечественного радиовещания и детской журналистики в рассматриваемый период времени. Автором излагаются взгляды советских педагогов на важность и необходимость использования радиовещания в учебно-воспитательном процессе. Обобщены методические рекомендации по организации учебного радиовещания.
Media education, media competence, broadcasting, broadcast, 1920th years, USSR.
The article is devoted to considering the main features of development of Russian media education on broadcasting material in the 1920s. The author analyses the communication between the Soviet broadcasting and children's journalism during the considered period of time and the importance of the use of broadcasting for teaching and educational process. Some methodical recommendations on the organization of educational broadcasting are generalized.
В истории развития отечественного медиаобразования 1920-м годам принадлежит особое место. Ведь именно этот период характеризуется интенсивным развитием основных направлений медиаобразования, среди которых немаловажное значение занимало медиаобразование на материале радио.
В 1920-е годы термин «медиаобразование» не употреблялся, распространение в России он получил только лишь в 1980-х годах, но примечательно то, что именно в этот период времени в центре внимания многих советских педагогов, деятелей науки, находился вопрос, касающийся важности и необходимости использования радиовещания в образовательном процессе.
Обращение к истории становления и изучения потенций учебного радиовещания представ-
ляют особую ценность для мастеров, знатоков, специализировавшихся в области медиаобразования, медиапедагогов
Сегодня продуктивное использование радиовещания в образовательном процессе требует характеристики дидактических возможностей учебного радиовещания, разработки методик, позволяющих реализовать эти возможности в новых условиях образования. Это обращает нас к истокам зарождения учебного радиовещания.
Цель нашего исследования заключается в проведении историко-педагогического анализа процесса отечественного медиаобразования на материале радиовещания в 1920-е годы с точки зрения содержания, форм, методов и приёмов.
В России становление радиовещания совпало с периодом становления советской власти.
Исследование, положенное в основу данной статьи, проводится при поддержке Федеральной целевой программы по проведению конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий для физических лиц из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (Х1Л/1 очередь - Мероприятие 1.3.2- Гуманитарные науки) по лоту N° 5, 2012-1.3.2-12-000-3005 «Поддержка научных исследований, проводимых целевыми аспирантами в области психологических и педагогических наук» по теме «Анализ развития отечественного массового медиаобразования в 1920-е годы».
Первоочередной задачей, стоявшей перед Советским государством было коммунистическое воспитание народа в целом. Для советской власти радио выступало в качестве наиболее эффективного и доступного широким слоям населения средства пропаганды и агитации.
В начале 1920-х годов В.И. Ленин говорил о потенциальных возможностях радио. Особое внимание он уделял радио как средству пропаганды и агитации, как орудию просвещения, как средству целенаправленного воздействия, как средству развлечений. Радио интересовало В.И. Ленина больше всего в качестве практически действующего и используемого в реальных условиях мощного средства связи (в том числе с народами зарубежных стран), социального управления, массовой информации. В 1921 году В.И. Ленин писал: «Важность этого дела для нас (для пропаганды особенно на Востоке) - исключительная» [Ленин, 1970, с. 297].
Итак, в 1921 году в Москве начинают действовать первые радиоустановки.
21 августа 1922 года прошла первая речевая радиопередача Центральной радиотелефонной станции из Москвы, а в сентябре того же года был проведен первый радиоконцерт артистов Большого театра. С осени 1922 года по радио передавались и сообщения общественно-политической тематики. Важно отметить, что передачи носили экспериментальный характер и воспроизводили сообщения, пришедшие от телеграфных агентств либо из газет. Процесс регулярного выхода радиопрограмм в СССР был налажен только лишь в 192.4 году. Так, в 192.4 году Совет народных комиссаров принял специальный декрет, разрешающий всем гражданам организовывать прием радиопередач. Это положило начало массовому радиолюбительству. Радиоприемники поступали в открытую продажу. Радиолюбители по всей стране изготовляли приемники кустарным способом и таким образом подготавливали почву для массового распространения радио.
Практически с первого дня регулярного выхода в эфир радиопрограмм появились радиогазеты, ставшие вскоре основной формой радиовещания и просуществовавшие до 1932 года. Радиогазеты «представляли собой серьёзный шаг к осознанию журналистикой своей специфики,
своих возможностей, выразительных средств, к формированию собственных жанров» [Гуревич, 1976, с. 78 - 79]. Это говорит о том, что пресса теснейшим образом была связана с радио, при этом всячески содействовала и поддерживала процесс его развития. С нашей точки зрения, этому способствовало то обстоятельство, что советское правительство было крайне обеспокоено тем, что «состояние прессы характеризует не только резкое сокращение количества газет и уменьшение тиража. Вследствие отсутствия денежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографических расходов» [КПСС в резолюциях и решениях..., 1970, с. 360]. Широкое распространение получила радиогазета «Культурное наследие - детям», предназначенная для пионеров и школьников и молодёжная - «Молодой ленинец». В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но и выполнять своеобразную функцию замещения её обязанностей в системе информации. При этом ценность оперативной информации умножалась на возможность массового охвата ею широких кругов населения.
Итак, мы можем сделать вывод, что радио-газета в 1920-е годы являлась основным видом радиосообщений, она зародилась не только на основе примитивных представлений о возможностях нового канала информации и пропаганды, что наиболее было бы правильнее в начальный период его освоения, но и выдвинутых властью идеологических требованиях к радио.
После появления радиогазет появляются первые радиожурналы, первые репортажи и другие виды программ. Так, в 1925 году при культот-деле АО «Радиопередача» появились специальные детские радиожурналы «Радиооктябрёнок» и «Радиопионер» (впоследствии переименованный в 1928 году в «Пионерскую правду по радио») [Руденко, 1986, с. 21].
Таким образом, особенности первого периода развития медиаобразования на материале радиовещания вытекали, прежде всего, из специфических задач, которые стояли перед принципиально новым средством массовой информации. В свою очередь, эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни страны. Кроме
того, подчеркнем, что на данном историческом этапе такие специфические особенности радио, как например, устность, обращенность к слуховому восприятию, высокая эмоциональность, способность передать все многозвучие жизни, использовались очень мало. Основной акцент делался на охвате и одновременном воздействии на большое количество людей, возможности быстро реагировать на интересы и настроения аудитории и т. д. Рассказы, стихи, сказки, очерки и т. п. носили преимущественно развлекательный характер [Руденко,1986, с. 21].
В 1925 году по радио началась трансляция радиоконцертов, в которых в основном звучали революционные и пионерские песни, марши, танцевальная музыка и т. п. [Челышева, 2002, с. 63]. Трансляция концертов была одной из форм художественного вещания. Первоначально радиоконцерты передавались в эфир непосредственно из концертных или театральных залов. Постепенно на радио возникли собственные музыкальные коллективы, и концерты могли транслироваться из более приспособленных для этих целей радиостудий. Безусловно, здесь явно прослеживается эстетическая функция радиовещания.
Итак, использование радио как одного из средств массовой информации было направлено на развитие эстетических чувств подрастающего поколения и населения страны в целом, возможность дать им знания об искусстве, что будет способствовать художественному воспитанию. Медиа способны обогатить духовную, культурную жизнь человека - об этом писали Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.И. Ленин, А.В. Луначарский и др. Они отмечали, что именно средства массовой информации, в том числе и радио, способны охватить все слои населения, вне зависимости от места проживания, возраста. Принадлежности к классу и т. д. Представим мнение П Г1 Блонского: «... сегодня я слушаю концерт на альте из Вены, на виолончели из Лахти и т. д. Я приобщен, благодаря радио, к музыкальной жизни всей Европы и даже Америки. Радио втягивает в общую жизнь...» [Блонский, 1961, с. 337]. Поэтому в организации образовательной системы Советской России, важная роль отводилась искусству, художественному воспитанию в жизни детей.
С 1926 года за радиовещанием прочно закрепилась воспитательная функция, усилилась его идеологическая направленность. Вышеупомянутый журнал «Радиопионер» приобрел статус общественно-политической передачи, которая поднимала вопросы «коммунистического строительства», государственной политики, общественных организаций. Кроме этого, радиожурнал знакомил слушателей с новостями науки и техники [Руденко, 1986, с. 24]. Это говорит о том, что радио в системе коммунистического воспитания призвано было помочь школе в разрешении тех задач, которые поставлены были перед ней властями в 1920-е годы.
Так, в 1927 году, когда пионерская организация пришла в школу, радио развернуло активную агитацию этого движения, в связи с чем готовились специальные циклы передач и радиоспектаклей. Радиоспектакль был одним из важных средств воспитания подрастающего поколения. Он вносил большой вклад в формирование личности, отвечающей потребностям государственного строя, системе власти, выступал одним из способов коммунистического воспитания.
Наряду с вышеуказанными функциями детского радио, в рассматриваемый период времени имела место и организационная функция, которая виделась в превращении «неорганизованной детворы» в «организованное, стройное целое: в братскую, дружную, пионерскую семью» [Поляновский, 1927, с. 5].
С 1929 года школьники активно принимали участие в подготовке и проведении радиопрограмм, в частности «Час детской самодеятельности», радиоэкскурсии в парки, музеи и т. д. В том же году «по пожеланиям юных радиослушателей» вышли в эфир новые передачи «Час октябренка» и «Час пионера и школьника». На смену им пришли радиопередачи «Дружные ребята» (1927), «Искорка» (1928) и др. Выходили в эфир программы, подготовленные для детей из города и сельской местности: например, «Мурзилка» (для городских школьников), «Дружные ребята» (для сельских) [Руденко, 1986, с. 35].
Кроме того, отметим еще одну важную особенность, которая наблюдалась в изучаемый период времени, она заключалась в том, что создатели многих передач тех лет чрезмерно увлека-
лись «звуковой натурой» - в радиопередачах о производстве постоянно слышался стук молотков, шум станков, в передачах о природе - пение птиц. Впоследствии такой прием был менее распространен, чем в 20 - 40-е годы [Руденко, 1986, с. 33]. Это позволяет нам говорить о появлении в 1920-е годы тенденции к «практическому» медиаобразованию.
Итак, интенсивное развитие радиовещания, рост числа ребят - радиослушателей, радиолюбителей способствовали возникновению острой необходимости включения радио в учебные дисциплины. По этому поводу М.Н. Слободзинская писала: «Нам кажется, что есть такие дисциплины, для которых включение радио должно сыграть весьма положительную роль. Это литература, история, обществоведение, физика, астрономия, биология, география, музыкальные дисциплины. Этим совершенно не исключается возможность, и чрезвычайно целесообразная,- использования радио для других дисциплин. Сейчас, по указанным дисциплинам, при данном техническом состоянии радиовещания легче всего организовать вещание для углубления программного материала» [Слободзинская, 1933, с. 93].
Колоссальное значение в развитии отечественного медиаобразования на материале радио в 1920-е годы занимают работы, свидетельствующие о попытках научно обосновать использование радио в школе, организацию и методику работы педагога вокруг учебных программ, форм радиоработы с детьми,создать условия, необходимые для развёртывания эффективной радиоработы с детьми в клубе и т. д. Этим вопросам посвящены: книга М.Н. Слободзинской «Радио в помощь школе», В. Теннова «Радиоработа», статьи П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и др.
В 1920-е годы педагогами-идеологами подчеркивалась несомненная роль радио в образовании и воспитании школьников и населения.
Так, по мнению С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, использование радио в образовательном процессе позволяет решить ряд задач от политической и идеологической пропаганды (при прослушивании и анализе радиопередач) до создания радиоприемников. При этом С.Т. Шацкий предлагал использовать радио в качестве дидактического материала для самостоятельной работы уче-
ников. По мнению педагога, оно способно, «стимулировать эту работу; с этой точки зрения педагогическая разработка этого материала была бы в высшей степени важной. Мы имеем прекрасные примеры создания такого материала... - я говорю о радиоаппаратуре. Здесь наряду с готовыми радиоприемниками мы имеем в продаже все отдельные части, из которых можно смонтировать любой аппарат, включительно до самого сложного. Мы отлично знаем, что детей, уже овладевших радиоаппаратурой, очень большое количество» [Шацкий, 1964, с. 124 - 125].
В свою очередь, П.П. Блонский посвящал статьи радио, в которых представлял педагогические разработки, предлагал и обосновывал формы, методы работы с радио, радиотекстами. «Мы живем в век электричества и радио. Надо резко сказать: иначе, как отсталым, нельзя в наше время назвать того, кто ничего не понимает в этих вещах... Такой «самотек» конечно не годится. Политехническая школа должна уже даже на первой ступени ввести детей в современную технику. Но ничто лучше и увлекательней радио не сделает этого. Современная буржуазная педагогика уже оценила огромное значение радиослушания для воспитания и обучения. В этом отношении мы - надо сознаться в этом - отстали. Посредством радио... с первых же дней школы ребенок воспитывается жить в масштабе СССР. Так радио может стать одной из опор коммунистического воспитания школьников» [Блонский, 1961, с. 337]. Хочется отметить, что в научных трудах наркомпросовцев и педагогов мы наблюдаем перспективность видения развития образовательной системы в Советской стране, призывы к активному освоению медиатехники как учителями, так и школьниками.
Таким образом, как показало наше исследование, в 1920-е годы радио обладало высокой проникающей способностью. Кроме того, стремительное развитие радиовещания способствовало увеличению его функций. Первоначально радио использовалось только для передачи информации. Затем оно стало транслировать людям художественные творения, которые могут быть переданы при помощи звука - концерты, театральные постановки и т.д. Помимо информационной и репродуктивной деятельности, ра-
дио начало создавать художественные произведения, предназначенные специально для эфира, тем самым став новым самостоятельным видом искусства. При этом художественное воспитание являлось одним из важнейших факторов коммунистического воспитания подрастающего поколения. Система коммунистического воспитания на первых порах предполагала широкое развитие детской инициативы, самодеятельности, в том числе и в сфере, охватывающей радио.
Говоря о разнообразных возможностях использования радио в работе с детьми, отметим, что это напрямую переплетается со специфическими особенностями радиовещания. Это связано с тем, что радиопередача могла включать в себя разнообразное содержание. Советские ребята могли слушать по радио различные литературные произведения, музыку, политическую информацию. В свою очередь, радио использовалось как средство образовательной работы, художественного воспитания и общественно-политической работы. С нашей точки зрения, образовательные и художественные радиопередачи вызвали к жизни широкую сеть образовательных и технических кружков, способствовали широкому развертыванию детской художественной самодеятельности.
Большое значение в 1920-е годы придавалось привлечению детей во внешкольные учреждения, общественные организация. В этих обстоятельствах радио отводилась особая роль. Вместе с ростом интереса к радиовещанию активизировалось стремление школьников заниматься в радиолюбительских кружках. Они стали появляться в школах и внешкольных учреждениях. По этому поводу В. Теннов писал: «Перед нами стоит задача изыскания новых форм внешкольной работы с детьми, форм, интересных детям, доступных не только хорошо оборудованному детскому клубу, но и детской комнате в рабочем общежитии, в отдаленных районах, в деревне. Вот такой-то доступной и интересной формой культурно-массовой работы с ребятами и является радиоработа» [Теннов, 1933, с. 4]. Кроме того, В. Теннов, выделял основные формы радиоработы с детьми:
-организация коллективных слушаний радиопередач;
- организация вокруг детской инициативы, творчества, самодеятельности;
- различная кружковая работа, организованная на основе радиопередач, деткоровские группы, осуществляющие связь с местной редакцией детского вещания, кружки затейников и т.д;
- организация детьми собственного радиовещания;
- организация детского радиолюбительского кружка, в котором дети могли познакомиться с радиотехникой и научиться сборке простейшего радиоприемника [Теннов, 1933, с. 4-5].
Предложенные формы работы довольно-таки разнообразны и реально осуществимы в условиях школы, клуба.
Следует подчеркнуть, что в учебных и внешкольных учреждениях развитие такой формы работы школьников, как самостоятельная деятельность, осуществлялось с учетом трудового принципа, то есть самостоятельная работа должна быть общественно полезной, совместной деятельностью детей, в которой отрабатываются трудовые навыки. И здесь мы видим, что идеологи-педагоги обращаются к радио как к средству, которое способно объединить вокруг себя школьников, как к дидактическому материалу, который позволяет достичь цели единой трудовой школы с политехническим содержанием.
В 1920-х годах советские педагоги пришли к выводу, что детская радиопередача есть результат большой коллективной работы - одновременно сотрудничества людей и науки, в частности, есть новый способ сообщения детям знаний, имеющий большое педагогическое значение. Считалось, что каждый учитель, каждая школа на данном этапе работы должны были включить детское радиовещание в систему своей работы
Таким образом, проведённый нами анализ научной литературы, архивных материалов, позволяет нам сделать следующие выводы:
- медиаобразование на материале радио в 1920-е годы стало неотъемлемой частью всей образовательной системы Советской России в целом. Необходимость и актуальность введения медиаобразования обусловливались политическими, экономическими и социальными задачами, стоящими перед страной;
- к основным особенностям развития медиао-
бразования на материале радиовещания в 1920-е годы можно отнести: способность радио оказывать воздействие на широкую аудиторию; доступность радио всем слоям населения; предоставление самых разнообразных возможностей для своего применения в культурно-массовой работе с детьми; использование его как эффективное средство коммунистического воспитания детей. Если мы сравним радио с кино, клубом и др., то можно заметить, что радио обладает бесспорным преимуществом в сфере неограниченности обслуживаемой аудитории. Ведь фильм может одновременно смотреть относительно небольшая аудитория, это относится и к спектаклю. Радиопередачу можно слушать сразу во многих городах, деревнях, поселках;
- в 1920-е годы радиовещание выполняло следующие функции: воспитательную, эстетическую, образовательную, организаторскую, идеологическую;
- медиаобразование на материале радиовещания носило коллективный характер. По нашему мнению, это было связано с тем, что создание и развитие образовательной системы 1920-х годов предполагали организацию работы таким образом, что ребенок постоянно находился в коллективе: школьные занятия, самостоятельная работа, которые имели групповой, коллективный характер, внешкольная деятельность, где индивидуальным формам работы предпочитались коллективные. Медиаобразование было подчинено целям коммунистической партии, среди которых на первое место выдвигалось воспитание коллективиста, ставящего общественные интересы выше индивидуальных;
- в 1920-е годы явно обозначилась тенденция к «практическому» медиаобразованию. Это было обусловлено возрастанием интереса к радиовещанию, активизацией стремления школь-
ников заниматься в радиолюбительских кружках. Они стали появляться в школах и внешкольных учреждениях;
- в 1920-е годы сложились основные формы и жанры радиовещания - радиогазета и радиожурнал. Среди жанров широкое распространение получили следующие: информационные общественно-политические (радиоинформация, радиобеседа, радиорепортаж, художественные (радиоинсценировка, радиопьеса), художественно-публицистические (радиоочерк, радиофильм, радиокомпозиция).
Библиографический список
1. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. 695 с.
2. Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976.
3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов в ЦК. 8-е изд, доп. и испр. М., 1970. Т. 3. С. 360 - 361.
4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1970. Т. 53. С. 297.
5. Поляновский Г. О детских концертах по радио // Новости радио. 1927. № 49.
6. Руденко И.А. Радиовещание для детей и юношества (становление, развитие, проблемы современного функционирования): дис. ... канд. фи-лол. наук. М., 1986. 210 с.
7. Слободзинская М.Н. Радио в помощь школе (Опыт работы Ленинграда) Л.: Леноблиздат, 1933.
8. Теннов В. Радиоработа / под ред. С.Н. Луначарской. М.: Профиздат, 1933.
9. Челышева И.В. Основные этапы развития медиаобразования в России: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2002.
10. Шацкий С.Т. Педагогический сочинения: в 4 т. М.: Просвещение, 1964. Т. 3. С. 492.