ИСТОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Media Education History
Идеологические и социально-политические основы отечественного массового медиаобразования в 1920-е годы*
О. И. Горбаткова, аспирант Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова,
А. В.Федоров,
доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации медиапедагогики России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института
им. А.П.Чехова. [email protected]
Olga Gorbatkova, post -graduate student of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,
Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Media Education, vice-rector of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,
Аннотация. ^атья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с идеологическими и социально-политическими основами отечественного массового медиаобразования в 1920-е годы.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, кинообразование, 1920- годы, СССР
Abstract. Ideological, social and political foundations of national mass media education in the 1920s. The paper is devoted to review issues related to the ideological and socio-political foundations of Russian mass media education in the 1920s, Russia.
Keywords: media education, media competence, film education, 1920s.
9 ноября 1917 года декретом В-ЦИК и СНК РСФСР была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры. Председателем комиссии был назначен А. В. Луначарский. В её состав входили Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. Н. Лепе-шинский и др.
В декрете устанавливалось, что все дела должны идти через Министерство народного просвещения, которое по декрету должно «играть роль исполнительного аппарата при Государственной Комиссии». Таким образом, Министерство как руководящий орган, обладающий правительственными функциями, было ликвидировано и превращено в исполнительный, технический аппарат. Для понимания истории медиаобразования 1920-х годов это важный факт, так как наркомп-росовцы были лишены многих управленческих функций, ограниченные только исполнительными. То есть образовательная система не могла формироваться только в соответствии с пониманием педагогов. Она формировалась в рамках заданных условий - экономических, политических, идеологических и т.д. Именно поэтому при изучении ис-
тории развития образования и медиаобразования в Советской России 1920-х годов мы будет опираться на различные Декреты, которые по нашему мнению, во многом повлияли на развитие педагогической мысли и становление советской школьной системы.
Создание школ первой и второй степени обучения неразрывно связывалось наркомпросовцами с внешкольной (досуговой) деятельностью. Для этого был создан Главпрос-вет. Главный политико-просветительный комитет объединял и направлял всю политико-просветительную и агитационно-пропагандистскую работу в стране. В. И. Ленин в своих трудах подчёркивал, что просветительная работа среди молодёжи и взрослого населения должна быть связана с политикой компартии. В ведении Главполитпросвета находились избы-читальни, клубы, массовые библиотеки, школы взрослых, советско-партийные школы, коммунистические университеты и др. Его председателем была Н. К. Крупская. В июне 1930 Главполитп-росвет был реорганизован в сектор массовой работы Наркомпроса.
Итак, именно досуговая деятельность детей считалась идеологами педагогики одной из наиболее значимых, так как там наиболее учи-
* Исследование, положенное основу данной статьи, проводится при поддержке Федеральной целевой программы по проведению конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий для физических лиц из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (XLVI очередь - Мероприятие 1.3.2 - Гуманитарные науки), по лоту № 5, 2012-1.3.2-12-0003005 «Поддержка научных исследований, проводимых целевыми аспирантами в области психологических и педагогических наук» по теме «Анализ развития отечественного массового медиаобразования в 1920-е годы».
тывались интересы подрастающего поколения. Клубная, кружковая и т.д. работа наравне со школой была пронизана «внедрением» новой коммунистической идеологии в умы и сердца учеников, но ее отличие заключается в использовании игровых форм деятельности, которые нравятся детям. Вообще игре в коммунистическом воспитании отводилась большая роль, о чем говорят исследования многих известных педагогов и психологов того времени. Например, П.П. Блонский писал о том, что «организация культурного досуга, игры должны занять в школьной жизни более значительное место... Игнорирование их нашей школой - огромная политическая ошибка» [Блонский, 1961, с. 551].
Следовательно, в соответствие с выделенными направлениями Народный комиссариат просвещения контролировал в 1920-е годы практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.
В подтверждение своего мнения приведем высказывание Дж. Дьюи, который, описывая структуру Советской власти, отмечал работу высшего Научного совета, в составе которого была педагогическая секция: «В обязанности Научного совета входит формирование планов социально-экономического развития России. Гибкая программа строится на несколько лет вперед и разрабатывается достаточно детально на основе постоянно про-
водимых исследований. В этой организации по научному регулированию социального роста, созданной, вероятно впервые в мире, педагогическая секция является органической составной частью. Ее задачей является скрупулезный анализ и проверка результатов проводимых педагогических экспериментов и придание им формы, удобной для непосредственного внедрения в школьную систему страны. То, что Шацкий и Пистрак — члены этого Совета, внушает уверенность в том, что результаты, полученные на экспериментальных станциях, рассматриваются в нем с полным вниманием» [Дьюи, 1928].
В соответствии с изложенным выше материалом, мы считаем невозможным изучать историю меди-аобразования в России в 1920-е годы вне контекста реформ в духовной, экономической, промышленной , социальной и др. сферах. В рамках своего исследования мы остановимся и проанализируем (по отношению к образованию) наиболее важные Декреты, которые обусловили развитие Советской России в изучаемый период.
Здесь необходимо отметить и то обстоятельство, что многие Декреты были подписаны ранее 1920 года. Но мы считаем, что именно в 1920-е годы началось их активное выполнение. По нашему мнению, это связано с тем, что в эти годы закончились длительные войны, страна обрела границы и политический статус - на картах мира появилось государство СССР и т.д. Именно в 1920-е годы «настало время» для внутренних реформ, которые необходимы (в соответ-
ствии с коммунистической идеологией) во всех сферах жизни общества. Поэтому выполнение указов, Декретов в полном и необходимом объеме пришлось на 1920-е годы.
2 февраля 1918 года В.И. Ленин подписал Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Атеистическая политика Советского государства в отношении церкви в 1920-е годы была постоянной. Таким образом, религия стала «вне закона» в образовательных учреждениях всех типов. В декрете говорилось, что школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви — запрет преподавания религии. Граждане СССР могли обучать и обучаться религии только частным образом.
Педагоги Советской России прекрасно знали особенности детского возраста и призывали активно использовать образовательные и внешкольные учреждения для воспитания нового человека, для которого религиозность заключалась бы в служении новой власти, который должен был, не «щадя живота своего», отстаивать ее интересы. Н.К. Крупская постоянно говорила и писала о воспитании борцов за идеалы коммунистической партии, общественников.
Итак, главная роль в воспитании атеистов отводилась образованию. Эту установку четко понимали в Наркомпросе. Вот что писал об этом П.П. Блонский: «усиленное умственное развитие, главным образом в смысле расширение умственного кругозора, авторитет антирелигиозника-учителя, пользующегося доверием детей, и обслуживание школой клубом... играют
большую роль в подрыве религиозности.» [Блонский, 1961, с. 545].
Среди атеистических мер, которые выделяет Н.К. Крупская, хотелось обратить внимание на то, что, по ее мнению, изба-читальня должна была быть снабжена тщательно подобранными книжками по антирелигиозной пропаганде.
Для нас представляется важным, что идеологи педагогики ясно и четко понимали перспективы развития медиа, активно включая их в работу с детьми. Так, Н.К. Крупская писала, что в осуществлении антирелигиозной политики очень важно снабжать образовательные учреждения, клубы, избы-читальни (в деревнях) «. волшебным (проекционным) фонарем и соответствующими диапозитивами, кино и радио. Художественная антирелигиозная пропаганда производит особо сильное впечатление» [Крупская, 1973, с. 100].
Итак, одним из противодействующих методов религиозности школьников может стать кино, где представлен и эстетический компонент: музыка, пение и др. Об этом говорят и ответы ребят, приведенных в статье П.П. Блонского «Религиозность и нерелигиозность наших школьников»: «Характерен и такой ответ: Где же можно найти место для отдыха, кроме церкви, у нас в школе для учеников и на заводе для рабочего? ... Вот для того, чтобы бороться с религией, нам необходимо сделать дешевыми кино и театр» (мальчик 15 лет) [Блонский, 1961, с. 544].
Изучение теоретического наследия педагогов Советского государства приводит нас к однозначному выводу о том, что в 1920-е годы в стране, изможденной войной, раз-
рухой, голодом, нищетой, плохими бытовыми условиями, важно было не только научить детей грамоте, но и сделать их сторонниками нового строя, активными борцами за его идеалы. Тем более, что образование в те годы имело две функции: научился сам - научи другого (соседа, членов своей семьи и пр.). В эти годы в стране развернулась кампания «Ликвидация безграмотности».
Характерные для первых десятилетий советской эпохи примеры заданий для школьников предлагала Н.К. Крупская (отметим не только просветительскую функцию такой работы, но и политическую, идеологическую работу, которая «должна дополнять такой образовательный процесс»): «Начертите для избы-читальни большую карту ., наделайте флажков красных и черных и втыкайте их на булавках, переставляйте потом флажки в зависимости от передвижения войск. Подберите кружок слушателей и делайте им дня через три доклады о том, как идет борьба. Это очень полезная работа будет. Или вы видите, что на селе, где вы живете, есть неграмотные ребята-подростки, которым не удалось поступить в школу. Ребятам охота учиться, а учить их некому. Организуйте работу с ними. Достаньте им бумаги или тетрадок, учебников разных и учите их тому, чему вы сами учились» [Крупская, 1962, с. 22].
Итак, выше мы упомянули о том, что в стране активно реализовалась программа ликбеза, инициированная Декретом Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, все население Советской Рос-
сии в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, вхо -дивших в систему Главсоцвоса.
Одной из форм, которую предлагали советские идеологи от педагогики - С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская и др., агитационная работа школьников в селе во вне-учебное время. То есть они должны были не только учиться в школе, чтобы стать грамотными и политически подкованными, но и стать «очагом образования» в своих семьях, для своих родных и близких.
«Такой городок, который можно назвать деревенской культба-зой, - писал С.Т.Шацкий, - должен иметь своего заведующего и работать по плану, включающему в себя все виды советской работы, организуемой для деревни. Он должен стать настоящим культурным центром, должен обладать всевозможными средствами продвижения в деревню кино, радио, книг, газет, должен обладать средствами для разнообразной пропаганды, для выставки и т.д. Само собой разумеется, что огромное участие в этой работе должны принимать учреждения по народному образованию и в особенности ШКМ, школы 2 ступени, всевозможные техникумы -производственные и педагогические» [Шацкий, 1964 (т. 3), с. 278].
Таким образом, мы можем констатировать, что создание новой образовательной системы основывалось как на Декрете, согласно которому церковь отделялась от государства, так и на Декрете о ликвидации безграмотности. Их отражение мы найдем, изучая программы ГУСа, платформу, принципы, цели трудовой политехнической школы.
Еще один документ, принятый советским правительством, который оказал важное влияние на развитие медиаобразования в России в 1920-х годах - ГОЭЛРО. Это первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства Советского государства на основе электрификации страны, разработанный в 1920 по заданию и под руководством В. И. Ленина.
Наркомпросовцы рассматривали электрификацию с нескольких сторон:
- как наглядный материал для изучения,
- как платформу для скорейшего расширения каналов медиа (радио, кино) на территории Советской России. Они понимали потенциальные возможности медиа в области распространения коммунистической идеологии среди широких слоев населения, писали о том, что реализация плана ГОЭР-ЛО позволит установить радиоточки даже в малых и отдаленных селениях, показывать фильмы, которые должны упрочить позиции коммунистической партии в стране.
Вот что писала об этом Н.К. Крупская: «Мы мало думаем о том, что от того, насколько широко мы сумеем радиофицировать и кинофицировать наш Союз, зависит то,
насколько быстро мы успеем цивилизоваться, насколько глубоко проникнут в массы идеи коммунизма. Мы забываем, что темп жизни становится сейчас совершенно иным, что мы живем не одни на земле, что мы живем в буржуазном окружении и что никогда нельзя преуменьшать силу врага. Буржуазия борется за свое существование отчаянно, и она умеет прекрасно использовать радио и кино в целях идейного порабощения масс, в целях развращения их, одурачивания их. А мы живем так, точно над нами не каплет. О радио- и кинобоях мы мало думаем. Мы смотрим на радио и кино больше как на средства развлечения, а не как на орудие борьбы с мировой буржуазией» [Крупская, 1936, с. 151].
Безусловно, к таким кино/радиобоям необходимо быть готовыми с материальной точки зрения. То есть план ГОЭРЛО был стратегически важной задачей коммунистического правительства. А чем могли помочь школьники в этой борьбе? В то время как на государства ложилась сама задача электрификации, необходимо было задуматься и над другими проблемами, которые под силу, по мнению наркомпросовцев, решить в школах.
В плане радиофикации можно выделить решение следующих задач, которые «ложились на плечи образовательных учреждений»:
- обучение технически грамотных школьников, которые могут обращаться с техникой, так как много аппаратуры выходит из строя по вине неумелых пользователей: вытирают аппаратуру (громкоговори-
тель) мокрыми тряпками, пережигают батареи и пр.), «школы должны взять шефство над местными радио, беречь его, ухаживать за ним, знать его особенности и добиваться их максимально совершенной работы. Эта общественная работа школы - огромнейшая ценность» [Блонский, 1961, с.339].
- радиолюбительская монтажная практика, предполагающая привлечение любителей радио для сбора радиоприемников-коротковолновиков. Одних ячеек ОДР (общества друзей радио) недостаточно для этого. Педагоги считали, необходима не только теоретическая база, но и должен быть задействован «метод делания». Надо непременно бороться за радиоэлектротехнический минимум в школе 1 ступени (о 2 уже и говорить не приходится)» [Блонский, 1961, с.338].
Не меньшее значение советские педагоги придавали идейным, формирующим сознание воспитательным функциям кинематографа. Вот что писала об этом Н.К. Крупская: «фильм - такое же, только гораздо более могучее орудие строительства социализма, как и книга. Мы должны им овладеть. Мы должны при помощи кино сделать великие идеи Ленина достоянием масс» [Крупская, 1936, с. 405].
Таким образом, мы можем констатировать, что у педагогов Нар-компроса существовало ясное понимание роли медиа в образовании, воспитании подрастающего поколения, а так же широких масс страны. Они четко осознавали перспективы и возможности радио, кинематографа, фотографии, прессы, их педагогические идеи не ог-
раничивались «одним днем», они старались создать долговременную педагогическую концепцию, которая открыта для инноваций, для нас это введение медиа в школьную и досуговую жизнь учеников. Изучение внедрения медиаоб-разования в советскую педагогическую систему (на примере трудов А.В. Луначарского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко и др.) подтверждает эту точку зрения.
Еще один наиважнейший документ изменил течение экономики на протяжении почти десятилетия - введение Новой экономической политики, которая инициировала рост промышленности, благосостояния людей и т.д. Оказала она, по нашему мнению, большое влияние и на формирование образовательной системы, ее содержание и пр.
Наш анализ выявил следующую взаимосвязь между введением Новой экономической политикой и образованием: именно введение и реализация НЭПа послужило той площадкой, на которой развивалась трудовая концепция школьного образования, ее политехнический характер, которые активно разрабатывались идеологами педагогики 1920-х годов: А.В. Луначарским, П.П. Блонским, Н.К. Крупской, С.Т. Шацким и др. (что, однако, нисколько не повлияло на общую идеологическую направленность системы образования).
Таким образом, анализ исторических событий и документов 1920-х годов позволил нам сделать определить причинно-следственные связи между формированием новой образовательной системой и другими важными Декретами, вли-
яющими на жизнь страны и людей:
- духовная жизнь общества регулировалась государством в соответствии с Декретом об отделении церкви от государства и церкви от школы. Необходимо было дать новые установки духовного развития детям и предпринять ряд мер, направленных на реализацию анти -религиозной политики. И здесь незаменимую роль сыграли школа и средства массовой информации, особенно в сельских районах, где люди были более религиозны.
- школы стали выполнять роль культурного мультицентра, включая в себя функции библиотек, лекториев, образовательного центра и т.д. Естественно эти задачи включались наркомпросовцами в программы ГУСа, учитывались, осуждались на теоретическом уровне, анализировались результаты педагогического опыта. «Я представляю дело так, писал С.Т.Шацкий. - В известном ограниченном территориально районе берутся на учет все известные культурные учреждения и создается единый для всех организационный и оперативный план работы на известный срок. Для его выполнения необходимо создать сильный культурный центр - базу, задача которой организационно и технически помогать работе всех ячеек, работающих в данном районе. В число учреждений, которые должны быть объединены в своей работе, должны войти школы всех ступеней, техникумы, больницы, агрономические пункты, избы-читальни, красные уголки, кино, радио, культотделы кооперативов и профсоюзов, словом, все культурные учреждения, которые находят-
ся в районе. В первую очередь надо слить организационно (это делать проще всего) политпросветскую и школьную работу. ... Мы строим школьные здания со всех их оборудованием. Нужно было бы, чтобы к строящемуся огромному зданию присоединить культурные учреждения общего пользования - театр, кино, библиотеку, клуб» [Шацкий, 1964 (т. 3), с. 390-392];
- Декрет о ликвидации безграмотности определил политику в области образования на десятилетие вперед;
- план ГОЭРЛО и его реализация на территории СССР находила понимание и отклик в трудах педагогов начала ХХ века. Главный вывод, который мы сделали, заключается в том, что именно электрификация страны была тем толчком, который позволил медиаобразова-нию внедриться в школы и внешкольные учреждения. Наличие электричества развивало радиовещание, «радиоделание», использование кинематографа как учебного, так и художественного в образовательно-воспитательном процессе для взрослых и детей. Понимая, что в скором времени страна будет электрифицирована, педагоги заранее закладывали задачу обучения технической грамотности учеников;
- школьные и внеучебные заведения были направлены на формирование атеистических идеалов у детей, а сами дети становились посредниками между школой и семьей, неся туда знания, в том числе и формирующие мировосприятие (естественно базирующееся на материалистических позициях). Но
основной упор антирелигиозной реформы делался на школьников (т.к. семья могла тормозить их антирелигиозные настроения);
- по мнению педагогов Советской России, медиа - универсальные средства обучения и воспитания, которые в доступной, легко усваиваемой форме могут решить многие педагогические задачи, одинаково эффективные как для индивидуального обучения, так и для коллективного. Это тем более важно, если учитывать масштабы безграмотности, настороженного отношения значительной части населения к новой власти и к ее реформам и т.д. Здесь медиа выполняли наиважнейшую задачу;
- многие идеологи педагогики (П.П. Блонский, А.В. Луначарский и др.) подчеркивали необходимость совместной работы с другими комиссариатами, так как проблемы носили комплексный характер. Одной из основных причин этого была тотальная безграмотность населения нового государства. Поскольку Россия издавна была сельскохозяйственной страной, то основное население проживало в сельской местности. Наряду с городами, в деревнях необходимо было создать образовательную, воспитательную системы.
Мы считаем, что разработка системы образования и внешкольной деятельности в Советской России одной из своих целей ставила снижение роли семьи на ребенка, так как, по мнению педагогов, семья была оплотом старого, в ней сохранялся буржуазный характер, родители воспитывали детей на традициях (религиозность и т.д.), которые были неприемлемы в но-
вом обществе. Именно в семье развивается и поддерживается родителями индивидуализм ребенка, в то время как общество нуждается в коллективистах, для которых приоритетна общественная жизнь, интересы коллектива и т.д.
Важным условием создаваемой в 1920-е годы образовательной системы была ее практическая направленность. Максимум теоретических знаний должны быть отработаны на практике, то есть трансформированы в умения и навыки: изучение теоретических основ электротехники должно было выразится в самостоятельном создании радиоприемников или «шефстве» над радиостанциями и т.д.
Школа для сельскохозяйственной страны, которой являлась Советская Россия, должна была стать образовательно-воспитательным центром, который должен был охватить различные категории населении.
Литература Блонский П.П. Избран. педаг. произведения. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР 1961. 695 с.
Дьюи Дж. Впечатление о Советской России и революционном мире. 1928. http://www.situation.ru/app/ j_art_502.htm
Крупская Н.К. Из заметок В.И. Ленина на тезисы Н.К.Крупской. Воспитывать достойную смену // Избр. статьи, речи, письма. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1973. 304 с.
Крупская Н.К. Педагог. соч. в 10-ти томах. Т. 8. М.: Изд-во Академии педагог. наук. 1936.
Крупская Н.К. Письма пионерам. М.: Детская лит-ра, 1962. 96 с.
Шацкий С.Т. Педагог. соч. в 4-х томах. Т.3. М.: Просвещение, 1964. С.492.