Научная статья на тему 'Влияние патриотической направленности на развитие морально-волевых качеств у будущих специалистов'

Влияние патриотической направленности на развитие морально-волевых качеств у будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / патриотическое обучение / физическая культура и спорт / морально-волевые качества / физкультурно-спортивная деятельность / единоборства / patriotism / patriotic education / patriotic education / physical culture and sports / moral and volitional qualities / physical culture and sports activities / martial arts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Владимировна Попова, Марсель Олегович Меннер, Владимир Николаевич Косякин

Представленный материал – это теоретический практический аспект влияния патриотической направленности на развитие морально-волевых качеств у будущих специалистов. Исследуется роль физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании и успешного стимулирования как средства развития морально-волевых качеств у будущих специалистов, ключевым фактором выступает то, что именно в физической культуре и спорте сосредоточен воспитательный потенциал, который позволяет играть важную роль в формировании и развитии мировоззренческих позиций современного поколения – патриотизма и гражданственности. Из проведенного исследования авторы делают заключение, что в высших учебных заведениях при подготовке будущих специалистов, в процессе развития у них морально-волевых качеств, необходимо ввести соответствующую подготовку в рамках внеучебной деятельности. Для того чтобы будущие специалисты были готовы к формированию умений и навыков, развитию морально-волевых качеств, одним из условий является сформированность у самих студентов этих умений. Необходима преемственность в решении этой проблемы, а это возможно за счет совместных усилий всего профессорско-преподавательского состава и других участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталья Владимировна Попова, Марсель Олегович Меннер, Владимир Николаевич Косякин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of patriotic orientation on the development of moral and volitional qualities in future specialists

The material presented in the article is a theoretical and practical aspect of the influence of patriotic orientation on the development of moral and volitional qualities in future specialists. The article examines the role of physical culture and sports in military-patriotic education, and successful stimulation as a means of developing moral and volitional qualities in future specialists, the key factor is that it is in physical culture and sports that the educational potential is concentrated, which allows playing an important role in the formation and development of the ideological positions of the modern generation – patriotism and citizenship. From the conducted research, the authors conclude that in higher educational institutions, when preparing future specialists, in the process of developing their moral and volitional qualities, it is necessary to introduce appropriate training within the framework of extracurricular activities. In order for future specialists to be ready for the formation of skills and abilities, the development of moral and volitional qualities, one of the conditions is the formation of these skills among the students themselves. Continuity is needed in solving this problem, and this is possible through the joint efforts of the entire teaching staff and other participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Влияние патриотической направленности на развитие морально-волевых качеств у будущих специалистов»

Научная статья УДК: 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-108-113 EDN: https://elibrary.ru/NVRBDA NIION: 2018-0077-1/24-435 MOSURED: 77/27-024-2024-01-634

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального обучения

Влияние патриотической направленности на развитие морально-волевых качеств у будущих специалистов

Наталья Владимировна Попова1, Марсель Олегович Меииер2, Владимир Николаевич Косякин3

2 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Vladimir-kosyakin@mail.ru

Аннотация. Представленный материал - это теоретический практический аспект влияния патриотической направленности на развитие морально-волевых качеств у будущих специалистов. Исследуется роль физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании и успешного стимулирования как средства развития морально-волевых качеств у будущих специалистов, ключевым фактором выступает то, что именно в физической культуре и спорте сосредоточен воспитательный потенциал, который позволяет играть важную роль в формировании и развитии мировоззренческих позиций современного поколения - патриотизма и гражданственности. Из проведенного исследования авторы делают заключение, что в высших учебных заведениях при подготовке будущих специалистов, в процессе развития у них морально-волевых качеств, необходимо ввести соответствующую подготовку в рамках внеучебной деятельности. Для того чтобы будущие специалисты были готовы к формированию умений и навыков, развитию морально-волевых качеств, одним из условий является сформированность у самих студентов этих умений. Необходима преемственность в решении этой проблемы, а это возможно за счет совместных усилий всего профессорско-преподавательского состава и других участников образовательного процесса.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое обучение, физическая культура и спорт, морально-волевые качества, физкультурно-спортивная деятельность, единоборства

Для цитирования: Попова Н. В., Меннер М. О., Косякин В. Н. Влияние патриотической направленности на развитие морально-волевых качеств у будущих специалистов II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 108-113. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-108-113. EDN: NVRBDA.

Original article

The influence of patriotic orientation on the development of moral and volitional qualities in future specialists

Natalia V. Popova1, Marcel O. Menner2, Vladimir N. Kosyakin3

12 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

Vladimir-kosyakin@mail.ru

Abstract. The material presented in the article is a theoretical and practical aspect of the influence of patriotic orientation on the development of moral and volitional qualities in future specialists. The article examines the role of physical culture and sports in military-patriotic education, and successful stimulation as a means of developing moral and volitional qualities in future specialists, the key factor is that it is in physical culture and sports that the educational potential is concentrated, which allows playing an important role in the formation and development of the ideological positions of the modern generation -patriotism and citizenship. From the conducted research, the authors conclude that in higher educational institutions, when preparing future specialists, in the process of developing their moral and volitional qualities, it is necessary to introduce appropriate training within the framework of extracurricular activities. In order for future specialists to be ready for the formation of skills and abilities, the development of moral and volitional qualities, one of the conditions is the formation of these skills among the students themselves. Continuity is needed in solving this problem, and this is possible through thejoint efforts of the entire teaching staffand other participants in the educational process.

© Попова H. В., Меннер M. О., Косякин В. Н., 2024

108 PEDAGOGICAL SCIENCES

Keywords: patriotism, patriotic education, patriotic education, physical culture and sports, moral and volitional qualities, physical culture and sports activities, martial arts

For citation: Popova N. V, Menner M. O., Kosyakin V N. The influence of patriotic orientation on the development of moral and volitional qualities in future specialists // Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(1):108-113. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-108-113. EDN: NVRBDA.

В одной из своих работ Ю. П. Квятковский показывает проявление патриотизма советских людей, проявленного в ходе ВОВ. «Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже жизнь во имя Победы, подняли представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту [1].

Не менее показателен патриотизм наших граждан в ходе послевоенного восстановления практически полностью разрушенной западной части страны буквально в считанные годы и без чьей-либо помощи.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активной, самореализации на благо Отечества» [2].

Патриотическое воспитание - развитие у будущих специалистов гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и навыков, готовности к их активному применению в различных сферах жизни общества [3]. Расширяя присутствие патриотического воспитания в обществе, повышается безопасность, а также оказывается положительное влияние на профилактику преступности.

Благодаря рассмотренным выше определениям, можно в полной мере раскрыть содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа, заботу об интересах Родины, осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества), проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, гуманизму, милосердию, уважению общечеловеческих ценностей, укреплению могущества и расцвету Родины [4].

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств, а также морально-волевых норм.

В сформировавшихся условиях следует стимулировать отношение будущих специалистов к работе. Па-

триотизм сотрудников органов внутренних дел в первую очередь проявляется в активной, подверженной риску работе по укреплению законности и правопорядка, в борьбе с преступностью, в обеспечении надежной защиты жизни и здоровья граждан общества [5].

Если говорить о цели патриотического воспитания, то необходимо обозначить следующее: развитие у молодого поколения профессионально значимых качеств, морально-волевых качеств и готовности к активному проявлению в различных сферах жизни общества [6]; повышения качества патриотического воспитания в высших учебных заведениях на всех уровнях деятельности институтов государственной власти; проведения научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности как стержневой духовной составляющей России [7].

В нынешних обстоятельствах деятельность по патриотическому обучению молодого поколения подвержена негативному влиянию в виде антиобщественного поведения и характеризуется ограниченностью законодательной основы.

Формирование и развитие личности гражданина-патриота, защитника Отечества - вот главная задача и перспектива внедрения во все высшие учебные заведения. При постановке такой задачи само по себе влияние патриотической направленности будет эффективным условием развития морально-волевых качеств у будущих специалистов.

Исследуя роль физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании и успешного стимулирования как средства развития морально-волевых качеств у будущих специалистов, можно считать ключевым фактором то, что именно в физической культуре и спорте сосредоточен воспитательный потенциал, который позволяет играть важную роль в формировании и развитии мировоззренческих позиций современного поколения - патриотизма и гражданственности.

Развитие педагогического содействия воспитанию патриотизма у обучающихся в условиях военно-патриотических клубов (ВПК) может стать одним их ключевых направлений в данном вопросе.

Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества, испытывающий недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки специалистов в области патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание обучающихся выполняет организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как духовной составляющей России.

В педагогике стремительно дискуссируется проблема о результативности патриотического обучения, направленного на развитие морально-волевых качеств,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

109

формированию патриотизма. Этому процессу, как и влиянию физической культуры и спорту, присущи: общекультурные, характерные, внутренние функции.

Один из видов спорта, к которым относятся единоборства, соответствует определенным принципами: благородности, единства, целостности, а также осознанности, которые воспитываются благодаря моторному воздействию [8]. Таким образом, можно предположить, что единоборства будут благоприятно влиять на развитие морально-волевых качеств у обучающихся.

В литературе изменения ценностного проявления патриотизма в сознании русской молодого поколения доступно сформулировано во многих работах [9]. Патриотическое развитие молодых людей в клубных организациях различного типа должно быть направлено на изменения ценностного нахождения патриотизма в сознании современного молодого поколения и нацелено на созидательность [10].

Регулярные занятия военно-практического направления в комбинации с тренировкой любым видом единоборства содействуют развитию значимых морально-волевых качеств, таких как сосредоточение, а также развитие интереса, понимания, стабильности, предприимчивости, решимости и уверенности у обучающихся.

При рассмотрении результативности альтернативных методов в воспитании патриотизма при проведении практических занятий по физической культуре и спорту для школьников и студентов с применением элементов единоборств на практических занятиях видны характерные черты, увеличивающие интерес обучающихся. Возможность занятий любыми видами единоборств для детей школьного возраста способствует развитию физиологического воспитания у ребенка, а также оказывает большое влияние на развитие морально-волевых качеств обучающихся [11].

Таким образом, подводя итог анализу проблемы влияния патриотического направления на развитие морально-волевых качеств у обучающихся, следует отметить, что уровень культуры, а также физической культуры, применяемые во внеучебной работе в высших учебных заведениях, обладают большим воспитательским потенциалом, считаются мощным механизмом, содействующим развитию гражданственности, а также патриотизма у будущих специалистов. Остается только одно - умелое и планомерное использование этих возможностей во внеучебной работе с будущими специалистами.

О проблеме потребности патриотического обучения и проведения мер воспитательного характера для школьников, студентов и работающей молодежи говорится в Общегосударственном проекте патриотического воспитания в Российской Федерации [13].

Мероприятия по патриотическому воспитанию обучающихся не носят обязательный или первостепенный характер, отсутствует возможность широкого выбора педагогических форм работы в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями. Организация деятельности не основывается на принципах преемственности и непрерывности воспитания молодежи на различных этапах ее обучения [12].

Одними из важных и доступных в работе с обучающимися средств в условиях высших учебных заведениях могут являться различные виды и формы физкуль-турно-спортивной деятельности.

В работе С. Б. Элипханова мы можем найти следующее: «...основатель единоборства дзюдо профессор Д. Кано считал, что спортивная тренировка дзюдоистов как педагогическая система выходят за границы физического воспитания и нацелена на решение мега задач. Эти задачи заключаются в процветании, развития общества, самосовершенствование личности, представляющее смысл жизни каждого обучающегося. Поэтому изучение дзюдо может вознести человека из бездны отчаяния к огромной активности со светлыми надеждами на будущее» [14].

Говоря о целях занятий единоборствами в области воспитания, необходимо выделить одну из ключевых -развитие, а также совершенствование системы патриотического воспитания, а также развития морально-волевых качеств у будущих специалистов.

Можно отметить, что единоборства являются частью мировой физкультурно-спортивной традиции, развитие сферы единоборств и ее эффективное функционирование позволило сформировать социально-педагогическую систему единоборств. Можно отметить, что данная система как социально-психологическая, а также спортивно-методическая. Но ключевым является то, что она самоуправляемая. Концепция единоборств содержит взаимозависимые компоненты, а также многофункциональные основы, которые обозначают базисом с целью установления состава, текстуры образующихся основополагающих элементов в системообразующих условиях воспитательного процесса.

Таким образом, в контексте этой проблемы немаловажно выделить специфику осуществления в рамках занятий единоборствами воспитательной функции, где основная роль отводится преподавателю.

Регулярные занятия единоборствами проявляются в повышении функционального уровня, формируют желание к самосовершенствованию в разных сферах познаний, проявляют эмоциональную стабильность, решительность, самостоятельность, развивают почтение к старшим, стремление проявить поддержку в сложных ситуациях.

Наибольшее значение в учебном процессе имеют организационные и психолого-педагогические методы управления деятельностью студентов.

Организационные методы создают необходимые условия любого процесса, в том числе учебно-познавательного. Эти методы структурируют, регламентируют учебную деятельность, обеспечивают ее научно-методическими и техническими материалами.

Тестирование постдипломного образования специалистов широко обсуждается в педагогической науке и практике. Чаще всего оно рассматривается в контексте постоянного пополнения кадров. Непрерывное образование предполагает «постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни» [15]. Это относится и к педагогам.

В связи с постоянным развитием культуры общества, экономическими и правовыми преобразованиями и появлением новых технологий изменяются требования к профессиональной педагогической компетентности, практико-ориентированной концепции решения этих проблем в конкретных условиях педагогической деятельности. Иными словами, постдипломное образование преподавателей заключается в глубоком осмыслении идей гуманизации образования и проектировании на этой основе своей педагогической деятельности, изменении стереотипов профессионального мышления и поведения, а также раскрытии личностных и профессиональных возможностей.

Управление постдипломным образованием преподавателей осуществляется на нескольких уровнях: вну-триорганизационном, муниципальном и региональном. Организация постдипломного образования на уровне учебного заведения дает наиболее действенные результаты. Она обеспечивает повышение профессиональной квалификации педагогов с учетом их профессиональных потребностей.

Постдипломное образование преподавателей реализуется, как правило, в рамках научно-методической работы образовательного учреждения. Управление научно-методической работой осуществляет методическая служба. В ее задачи входит: стимулирование преподавателей к самообразованию и саморазвитию, к профессиональному творчеству в новых условиях. Основными направлениями научно-методической работы являются: анализ и аттестация работы педагогов; повышение профессиональной квалификации преподавателей; организация педагогических исследований; планирование и организация работы предметно-цикловых комиссий.

Научно-методическая работа предполагает систематическое, последовательное обучение и развитие педагогических кадров, распространение наиболее ценного педагогического опыта. Планирование и организация научно-методической работы происходит на диагностической основе. Для этого используется проблемно-ориентированный анализ, мониторинг педагогической деятельности и профессиональных затруднений преподавателей, диагностика результативности методической работы.

Наш взгляд, в высших учебных заведениях при подготовке будущих специалистов, в процессе развития у них морально-волевых качеств, необходимо ввести соответствующую подготовку в рамках внеучебной деятельности с привлечением специалистов спортивно-массовой направленности. Для того чтобы будущие специалисты были готовы к формированию значимых умений и навыков, развитию морально-волевых и физических качеств, и одним из условий является сформированность этих компетенций у самих педагогов. Необходима преемственность в решении этой проблемы, а это возможно за счет совместных усилий всего профессорско-преподавательского состава и других участников образовательного процесса.

Список источников

1. Мананников, С. В. Воспитание нравственных качеств у спортсменов / С. В. Мананников, Ю. А. Князева // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 147-150.

2. Ельников, А. В. Образовательная среда как средство патриотического воспитания детей в детско-юношеской спортивной школе / А. В. Ельников // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений : сборник научных трудов ; подред. Ю. В. Анохина. 2017. С. 68-70.

3. Попова, Н. В. Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения в детско-юношеской спортивной школе / Н. В. Попова // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений : сборник научных трудов ; подред. Ю. В. Анохина. 2017. С. 70-72.

4. Ельников, А. В. Организация воспитательной работы с детьми в условиях детско-юношеской спортивной школы / А. В. Ельников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. №3(28). С. 101-107.

5. Раченко, А. В. Виды самостоятельной работы студентов ИФКиС / А. В. Раченко // 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования» : сборник материалы конференции. Алтайский государственный педаго-гическийуниверситет. 2016. С. 101-104.

6. Баянкин, О. В. Организационно-педагогические аспекты разработки новых форм привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом / О. В. Баянкин, С. И. Супрунов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. №2(51). С. 5-10.

7. Платонов, В. Н. Практическая подготовка будущих специалистов в области спорта / В. Н. Платонов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. №12.С. 44-49.

8. Киселева, Ю. В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза / Ю. В. Киселева // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 206-208.

9. Попова, Н. В. Роль физической культуры и спорта в организации учебного труда студентов / Н. В. Попова // Педагогическое образование на Алтае. 2008. №1.С. 164-170.

10. Желонкин, В. В. Воспитание самостоятельной физической подготовки в процессе учебно-тренировочных занятий / В. В. Желонкин, А. Г. Завгородний // Евразийский юридический журнал. 2022. № 7 (170). С. 378-380.

11. Князева, Ю. А. Развитие выносливости у студентов в системе образования / Ю. А. Князева, М. В. Ломоносов // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным

СКИЕ НАУКИ 111

участием, посвященной памяти профессора Ю. Т. Ревя-кина. Томск, 2021. С. 81-84.

12. Пивоваров, В. Н. Обоснование направленности и средств профессионально-прикладной подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел / В. Н. Пивоваров // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 4.

13. Долгов, А. Я. Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры» / А. Я. Долгов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 48-1. С. 34-37.

14. Смокотнина, И. М. Физкультурно-спортивная деятельность как эффективное средство повышения работоспособности студентов в учебном процессе / И. М. Смокотнина // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием ; отв. ред. А. Н. Вакурин. 2019. С. 54-57.

15. Супрунов, С. И. Организация занятий физической культурой с учетом потребностей студентов / С. И. Супрунов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 46-49.

16. Хромов, В. А. Метод сотрудничества как альтернативный подход к подготовке курсантов образовательных организаций МВД России / В. А. Хромов, О. В. Красилов, С. В. Мананников // В сборнике: Подготовка сотрудников полиции к применению специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия: от теории к практике: материалы Всероссийской научно-практическойконференции. 2021. С. 66-71.

References

1. Manannikov, S. V. Education of moral qualities in athletes / S. V. Manannikov, Yu. A. Knyazeva // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No. 1. P. 147-150.

2. Yelnikov, A. V. The educational environment as a means of patriotic education of children in a children's and youth sports school / A. V Yelnikov // Traditional folk culture as an effective means of patriotic education and the formation of interethnic relations : a collection of scientific papers ; editedby Yu. V. Anokhin. 2017.P. 68-70.

3. Popova, N. V. Patriotic and moral education of the younger generation in a children's and youth sports school / N. V. Popova // Traditional folk culture as an effective means of patriotic education and the formation of interethnic relations : a collection of scientific papers; edited by Yu. V. Anokhin. 2017. P. 70-72.

4. Yelnikov, A. V. Organization of educational work with children in the conditions of a children's and youth sports school / A. V Yelnikov // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. 2016. No. 3 (28). P. 101-107.

5. Rachenko, A. V Types of independent work of IFKiS students / A. V. Rachenko // 2nd All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation dedicated to the 50th anniversary of the Institute of Physical Culture and Sports «Physical culture

and sports: ways of improvement» : collection of conference materials. Altai State Pedagogical University. 2016. P. 101-104.

6. Bayankin, O. V. Organizational and pedagogical aspects of the development of new forms of attracting young people to physical culture and sports / O. V Bayankin, S. I. Suprunov // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. 2022. No. 2 (51). P. 5-10.

7. Platonov, V. N. Practical training of future specialists in the field of sports / V. N. Platonov // Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport. 2020. No. 12. P. 44-49.

8. Kiseleva, Yu. V. Professional and pedagogical culture of a university teacher / Yu. V. Kiseleva // The world of science, culture, and education. 2010. No. 5. P. 206-208.

9. Popova, N. V. The role of physical culture and sports in the organization of educational work of students / N. V. Popova // Pedagogical education in Altai. 2008. No. 1. P. 164-170.

10. Zhelonkin, V V Education of independent physical training in the process of educational and training sessions / V. V. Zhelonkin, A. G. Zavgorodny // Eurasian Law Journal. 2022. No. 7 (170). P. 378-380.

11. Knyazeva, Yu. A. Development of endurance among students in the education system / Yu. A. Knyazeva, M. V. Lomonosov // In the collection: Topical issues of physical culture and sports: Materials of the XXIII All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the memory of Professor Yu. T. Revyakin. Tomsk, 2021. P. 81-84.

12. Pivovarov, V. N. Substantiation of the orientation and means of professionally applied training of highly qualified specialists for internal affairs bodies / V. N. Pivovarov // Modern problems of science and education. 2022. No. 2. P. 4.

13. Dolgov, A. Ya. Organization of physical culture and wellness work in the conditions of the educational and research laboratory «Health-improving types of physical culture» / A. Ya. Dolgov // Trends in the development of science and education. 2019. No. 48-1. P. 34-37.

14. Smokotnina, I. M. Physical culture and sports activities as an effective means of improving students' performance in the educational process /1. M. Smokotnina // In the collection: Topical issues of physical culture and sports: Materials of the XXI All-Russian Scientific and Practical conference with international participation ; ed. by A. N. Vakurin. 2019. P. 54-57.

15. Suprunov, S. I. Organization of physical education classes taking into account the needs of students / S. I. Suprunov // Trends in the development of science and education. 2019. No. 50-7. P. 46-49.

16. Khromov, V. A. Method of cooperation as an alternative approach to training cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V. A. Khromov, O. V. Krasilov, S. V. Manannikov // In the collection: Preparation of police officers for the use of special means, physical force and firearms: from theory to practice: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2021. P. 66-71.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. В. Попова - доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент;

М. О. Меннер - аспирант Алтайского государственного педагогического университета;

В. Н. Косякин - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

N. V. Popova - Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

M. O. Menner - postgraduate student of the Altai State Pedagogical University;

V. N. Kosyakin - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.12.2023; одобрена после рецензирования 19.12.2023; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 15.12.2023; approved afterreviewing 19.12.2023; acceptedforpublication 12.02.2024.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / [О. В. Зиборов и др.] ; под ред. О. В. Зиборова, Б. Н. Комахина, Е. Н. Хазова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 223 с.

ISBN 978-5-238-03589-5

Изложены теоретические положения, на основе которых осуществляется практическая деятельность при прохождении государственной службы в правоохранительных органах. Учтены многочисленные изменения и дополнения законодательства, а также положительный опыт и практика деятельности различных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии России.

Для студентов вузов, курсантов и слушателей, обучающихся в юридических учебных заведениях МВД России по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.