Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕХАНИЗМА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕХАНИЗМА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MARTIAL ARTS (HAND-TO-HAND COMBAT / COMBAT SAMBO / COMPLEX MARTIAL ARTS / SAMBO / JUDO) / CREATIVE PERSONALITY / SELF-IMPROVEMENT PROCESS / CADET ORGANISM DEVELOPMENT / OVERCOMING DIFFICULTIES / FORMATION OF STRONG-WILLED QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Адик Накиевич, Ефимов Виталий Викторович, Зеленин Леонид Александрович

Статья рассматривает стратегическую задачу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (РФ) на современном этапе, процесс воспитания волевого характера у курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ. Функциональная подготовка является ведущей в процессе тренировок и переходит в психофункциональную подготовленность курсантов воплощённых в знаниях, умениях и навыках, нормах поведения, на основе которых курсанты оценивают себя, влияющих на процесс воспитания морально-волевых качеств, необходимых для выполнения служебно-боевых задач с их предназначением в войсках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипов Адик Накиевич, Ефимов Виталий Викторович, Зеленин Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL THEORIES OF THE MECHANISM OF PROCESS OF EDUCATION OF MILITARY QUALITIES OF CHARACTER AMONG CADETS BY USING SPECIAL PHYSICAL EXERCISES ON TECHNICAL MEANS

The article considers the strategic task of developing physical culture and sport in the Russian Federation (RF) at the present stage, the process of educating the strong-willed character of cadets of military institutes of the Russian National Guard troops. Functional training is leading in the process of training and goes into the psycho-functional preparedness of cadets embodied in knowledge, skills and abilities, the norms of behavior on the basis of which cadets evaluate themselves, affecting the process of educating moral and volitional qualities necessary to perform military combat tasks with their mission in troops.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕХАНИЗМА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ»

3. Лялюк, А.В. Исследование факторов риска образовательной среды современного вуза: позиции студентов / А.В. Лялюк, О.Р. Тучина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2018. - № 3 (223). - С. 57-65.

4. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования : монография / А.И. Черных, Т. Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов. - Краснодар : [б. и.], 2016. - 264 с.

5. Троцук, И.В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза / И.В. Троцук, Д.В. Суховердова // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27, № 11. -С. 44-54.

6. Sanagavarapu, P. Development and validation of a scale to measure first year students' transitional challenges, wellbeing, help-seeking, and adjustments in an Australian university / P. Sanagavarapu, J. Abraham, E. Taylor // Higher Education. - 2019. - Vol. 77, No 4. - Р. 695-715.

7. The determinants of quality national higher education systems / R. Williams, G. de Rassen-fosse, P. Jensen, S. Marginson // Journal of Higher Education Policy and Management. - 2013. - Vol. 35, No 6. - Р. 599-611.

REFERENCES

1. Devyatko, I.F. (2018) "New data, new statistics: from regenerating crisis to new requirements to data analysis and representation in social sciences", Sotsciologicheskie issledovaniya, No 12, pp. 30-38.

2. Zayarnaya, I.A. (2018), "Role of risk management in university competitiveness", Discussia, No 3, Vol. 88, pp. 47-53.

3. Lyalyuck, A.V. and Tuchina, O.R. (2018), "Investigation of risk factors of contemporary university: students positions", Vestnik Adyigeyskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya "Pedagogika ipsihologiya, No 3, Vol. 223, pp. 57-65.

4. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, Krasnodar.

5. Trotsuck, I.V., Sukhoverdova, D.V. (2018), "Corporate culture as a mean of university competitiveness increasing", Vyisshee obrazovanie v Rossii, Vol. 27, No 11, pp. 44-54.

6. Sanagavarapu, P., Abraham, J. and Taylor, E. (2019), "Development and validation of a scale to measure first year students' transitional challenges, wellbeing, help-seeking, and adjustments in an Australian university", Higher Education, Vol. 77, No. 4, pp. 695-715.

7. Williams, R., de Rassenfosse, G., Jensen, P., and Marginson, S. (2013) "The determinants of quality national higher education systems", Journal of Higher Education Policy and Management, Vol. 35, No 6, pp. 599-611.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.06.2020

УДК 796.011

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕХАНИЗМА ПРОЦЕССА

ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ

Адик Накиевич Шарипов, кандидат педагогических наук, профессор, Виталий Викторович Ефимов, кандидат педагогических наук, доцент Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; Леонид Александрович Зеленин, доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский государственный институт культуры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

Статья рассматривает стратегическую задачу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (РФ) на современном этапе, процесс воспитания волевого характера у курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ. Функциональная подготовка является

ведущей в процессе тренировок и переходит в психофункциональную подготовленность курсантов воплощённых в знаниях, умениях и навыках, нормах поведения, на основе которых курсанты оценивают себя, влияющих на процесс воспитания морально-волевых качеств, необходимых для выполнения служебно-боевых задач с их предназначением в войсках.

Ключевые слова: единоборства (рукопашный бой, боевое самбо, комплексное единоборство, самбо, дзюдо) физическая подготовка, творческая личность, процесс самосовершенствования, развитие организма курсанта, преодоление трудностей, формирование волевых качеств.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p395-401

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL THEORIES OF THE MECHANISM OF PROCESS OF EDUCATION OF MILITARY QUALITIES OF CHARACTER AMONG

CADETS BY USING SPECIAL PHYSICAL EXERCISES ON TECHNICAL MEANS Adik Nakievich Sharipov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vitaly Viktorovich Efimov, the candidate ofpedagogical sciences, Perm Military institute of the national guard of the Russian Federation; Leonid Aleksandrovich Zelenin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Perm national research polytechnic university, Perm State Institute of Culture, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation

Abstract

The article considers the strategic task of developing physical culture and sport in the Russian Federation (RF) at the present stage, the process of educating the strong-willed character of cadets of military institutes of the Russian National Guard troops. Functional training is leading in the process of training and goes into the psycho-functional preparedness of cadets embodied in knowledge, skills and abilities, the norms of behavior on the basis of which cadets evaluate themselves, affecting the process of educating moral and volitional qualities necessary to perform military combat tasks with their mission in troops.

Keywords: martial arts (hand-to-hand combat, combat sambo, complex martial arts, sambo, judo), creative personality, self-improvement process, cadet organism development, overcoming difficulties, formation of strong-willed qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Научно-методическая и специальная литература, свидетельствует, что волевые качества личности курсанта - это сложившийся комплекс мотивов воздействующих на психофизические качества курсантов в течение всего жизненного пути, связанные с поведением и преодолением препятствий и трудностей. К основным методам самовоспитания морфофункциональных систем организма и физических качеств сознательно относятся курсанты к своему здоровью в соответствии с требованиями общества и личного плана развития с применением технических средства [3, 6, 8]. К данной группе методов относятся: инициативность, целеустремленность, решительность, выдержка, настойчивость, дисциплинированность [2, 3, 5, 7]. На сегодня в научной и специальной литературе существует достаточно много различных средств, методов, приёмов, подходов и способов для подготовки курсантов в освоении техники в «единоборствах» и воспитание волевых качеств. Из вышесказанного следует, что черта волевого характера в процессе воспитания курсантов является наиболее важной составной частью подготовки и относится к психологической подготовленности, которая состоит из компонентов: физических, тактических, технических, волевых и интеллектуальных. На практических занятиях у курсантов наблюдается непонимание целостности своей подготовки, воспитания у них волевых качеств, а их физические способности только направлены на техническую и физическую подготовку. Недооценка волевых качеств курсантов значительно снижает уровень достижений в спортивной деятельности и это пагубно влияет на результаты в «единоборствах». Отсюда, важно учитывать все компоненты и не отделять их друг от друга [1, 7, 9].

Подготовка курсантов «единоборствам» является воспитание волевого характера и эмоционального развития, обязывает и учит его быть более ответственным, самостоятельным, внимательным, а также воздействуют на процесс самоконтроля, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования своих психических функций. В тренировках преподаватель постоянно воспитывает у курсантов, волевой настрой, эмоциональный подъём духа и развивает бросковые и ударные навыки у курсантов в «единоборствах» [2, 4, 6]. Волевое поведение выражается в осознанной деятельности, и курсанты ставят себе цель бороться до победного результата, обходить трудности и воспитывать волевые усилия своего характера. В «единоборствах» совершенствуется воспитание волевого акта, характерно переживание «я должен», «надо», «я могу» [1, 2, 5, 8]. В теории физической культуры профессор А.Д. Новиков, сформулировал одно из важнейших методологических положений о том, что любое качество можно воспитывать только через деятельность и только в процессе самой деятельности: «Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества» [1, 4, 7, 9].

Общими и ведущими волевыми качествами для всех видов спорта становятся объединяющими и цементирующими в «единоборствах», воспитание волевых качеств у курсантов и необходимых элементов техники координации движений на учебно-тренировочных занятиях являются целеустремлённость, дисциплинированность и уверенность.

Целеустремленность - выражается в идейной целеустремлённости поведения курсантов и проявляется в мотивах, побуждающие их к деятельности и сознательно направлены, на результат в реализации на задуманное, которое становится целью их жизни. Целеустремлённость всегда мотивирует курсантов на достижение твёрдых принципов поведения и неуклонное проведение в жизнь своих убеждений [1, 2, 3, 9]. Принципы, которыми руководствуются целеустремлённые курсанты проявляют характер и силу личных убеждений с поставленной целью применения тренажёрных средств с выполнением соответствующих упражнений, которые позволяют и определяют целесообразность быстрого внедрения в управление суставными движениями в «единоборствах». Техническая подготовка с помощью тренажёров позволяет сократить время, затраченное на освоение управляющих движений, представляющих собой психологическую структуру техники в «единоборствах» и существенным элементом техники становятся утончённое взаимодействие с внешней искусственной тренажёрной средой, а на внешние раздражители проявляются процессы реакции, их высокая быстрота и точность. С помощью различных технических средств стимулируется дисциплинированность в стремлении к практической деятельности улучшить и повысить свою результативность [3, 5, 6, 7].

Дисциплинированность является основной чертой характера в процессе воспитания, определяется в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга, воздействующие на воспитание волевых качеств курсантов с помощью тренажёрных средств. Тренажёрные устройства создают систему объективных ориентировок, и курсанты руководствуются выполнением двигательных действий и получают объективную информацию о своих действиях, и позволяют сравнить её с эталонным значением. Занятия на тренажёрах стимулируют дисциплинированность, позволяют формировать знания, умения и навыки самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок, возможность набираться опыта при выполнении двигательной координации в «единоборствах», которые стимулируют психологический настрой и эмоциональную уверенность в своих силах и действиях [2, 3, 6, 8].

Уверенность в своих действиях и возможностях должна быть постоянным компонентом воли курсантов, которая активно воспитывается с помощью тренажёрных средств и создаёт объективную информацию о технике координации движений максимально доступную, наглядную и легко усваиваемую курсантами в процессе занятий, без неё спор-

тивная деятельность не может быть эффективной [3, 5, 6].

Первую группу определяют объединяющие и цементирующие ведущие качества в «единоборствах» по воспитанию волевых качеств у курсантов элементами техники координации движений с помощью тренажёров на учебно-тренировочных занятиях относятся: инициативность, самостоятельность.

Все остальные волевые качества подразделяются:

1. Первая группа - характеризует ведущие волевые качества для вида спорта «единоборств».

2. Вторая - проявляет ближайшие к ведущим волевые качества для вида спорта «единоборств».

3. Третья группа - определяет следующие за ними волевые качества для вида спорта «единоборств».

К первой группе принадлежат следующие вышепоказанные ведущие волевые качества для вида спорта «единоборств.

Инициативность - это способность в умении самостоятельно принимать рациональные решения в нестандартном мышлении выявляются интересные, продуктивные результаты в учебно-тренировочной деятельности, воздействующие на гармоническое развитие курсантов с использование технических устройств выраженные в самостоятельной постановке целей и организации действий, направленных на их достижение.

Воспитание инициативности как волевой черты характера на тренажёрных занятиях позволяют определить особое важное свойство нервной системы - подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е., быстрая сменяемость одного процесса другим. Учебно-тренировочные занятия и соревновательные действия в разных видах спорта вынуждают курсантов самостоятельно и постоянно напрягать внимание и волю, чтобы не опоздать с ответными реакциями в ходе спортивной борьбы и от этого зависит успех [2, 4, 6, 8].

Самостоятельность - умение действовать и принимать решения, без какого-либо мнения, не поддаваться влиянию неправильному суждению и ситуациям окружающих, к ним относятся технические средства, позволяющие сопряжённо повысить деятельность и решительность курсантов в учебно-тренировочном процессе. Многократное выполнение физических упражнений на тренажёрах программируют амплитуду, темп, ритм и ограничивают нерациональные траектории движений, а также положения звеньев тела через зрительный, слуховой, двигательный и другие анализаторы [1, 3, 4, 5, 7, 9].

2. Вторая - проявляет ближайшие к ведущим волевые качества для вида спорта «единоборств» решительность и смелость.

Решительность (предполагает твёрдость, уверенность, смелость, последовательность) выражается в способности курсантам заниматься на тренажёрных устройствах, принимать смелые решения и неуклонно проводить их в процесс воспитания индивидуальных психофизических качеств, активизирующие умения, вовремя принимать быстрые, осознанные и твердые решения. В трудных занятиях тренировок слабохарактерные теряются, и их охватывает сомнения, колебания, боязнь выполнения ошибок. В этой ситуации занятия на тренажёрах убедительно снимают тревожные решения и дают возможность получить правильность своих действий. Для поднятия решительности необходимы знания в её решении, которыми могут быть технические средства для достижения поставленной цели и проявляют полную и смелую уверенность. Занятия на технических средствах позволяют расширить круг средств и методов технической, физической, интеллектуальной и других видов подготовки курсантов, они воспитывают смелость, чётко дозировать нагрузки, приобрести необходимый опыт и повысить эффективную деятельность курсантов и преподавателей [4, 7].

Смелость - храбрость, отвага, решимость, умение твердо стоять на своём и действовать, не чувствовать страха, данные черты характера активно позволяют смело вы-

полнять и не бояться занятий на тренажёрах, которые обеспечивают безопасные условия при отработке у курсантов практических умений и навыков. Позволяют снять напряжение, активизируют самовнушение, аутотренинг, оздоровительные дыхательные упражнения, выполняемые на специальных технических средствах, где ЦНС совершенствуется, более тонко осуществляются процессы взаимодействия и торможения различных нервных центров, регулирующих работу многих мышечных групп и функциональных систем [2, 6,8].

3. Третья группа - определяет следующие за ними волевые качества для вида спорта «единоборств» самообладание, настойчивость и стойкость.

Самообладание определяет волевое качество, характеризует как смелость, способность качественно выполнить задание, несмотря на проявляющее чувство боязни и страха. Занятия на тренажёрных устройствах проявляют большую способность к терпению, воздействуют на процесс самообладания, содействуют развитию организма человека и стимулируют его на здоровье. Воспитание волевой активности практически всегда проявляет характер целеустремлённости и настойчивости [1, 3, 7].

Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе, а в дальнейшем в стремлении достичь поставленной ими цели, которая в условиях занятий на тренажёрах, позволяет воспитывать настойчивость и она активизирует процесс самоконтроля, т.е. сознательной оценки собственной деятельности с последующим её регулированием для достижения наилучшего эффекта, самостоятельно приобретать знания, формировать и развивать координационные умения и навыки, позволяют моделировать разные режимы работы мышц в условиях основы координации движений, основного спортивного действия в учебно-тренировочных занятиях в «единоборствах» позволяют воспитывать выдержку [2, 5, 8].

Выдержка - умение сдержать лишние и ненужные эмоции, действия, мысли, чувства, желания мешающие осуществлению принятия решения и умение перенести любые неприятности и разочарования, что позволяет с помощью технических средств оборудованных компьютерными технологиями воздействовать на процесс воспитания, целенаправленно корректировать нагрузку, учитывать результаты биомеханических показателей, отработку соответствующих элементов техники в «единоборствах». Это позволяет объяснить преимущества технических средств с экономической точки зрения динамику освоения сложных умений и навыков, но и приобретать, обосновать процесс расчленения структур осваиваемых действий [3, 6, 9].

В процессе преодоления на занятиях курсантами отрицательных волевых проявлений в «единоборствах», специалисты предлагают использовать: 1.«Охранительную терапию» преподаватель словесным воздействием влияет на курсантов: в преодолении трудностей, снятие неуверенности в своих силах, помощь о пережитых ранее срывах, позволяет снять нервное напряжение перед контрольными соревнованиями и некоторым курсантам после проведения их. Таким образом «охранительной» грамотой является слово, сказанное положительно, правильно и убедительно преподавателем, которое настраивает на работоспособность, дальнейшее мастерство в «единоборствах». 2. «Тренировочную терапию», приобретённые знания, курсанты самостоятельно тренируют свои тормозные процессы, сознательно подавляют отрицательные волевые проявления, возникающие виды страха, нерешительность, состояние подавленности и др. На занятиях преподаватели специально ставит курсантов в определённые трудности, вызывающие у них отрицательные эмоции, и побуждает их активно преодолевать.

ВЫВОДЫ

1. На занятиях «единоборствами» преподаватели начинали воспитание воли у курсантов с применением специальных координационных упражнений на тренажёрных устройствах с постепенного повышения интенсивности. На занятиях роль малых усилий

в воспитании воли довольно велика, но лёгкие тренировки для воспитания волевого усилия непригодны. Только воспитательное значение имеют тренировки на тренажёрных устройствах, но они по трудности должны быть преодолимые.

2. Поставленная задача преподавателями для курсантов «единоборцев» должна быть выполнена. Преподавательский опыт показал, что курсантам для воспитания и укрепления волевых усилий, следует давать более сложные и трудные, чем обычно, задачи, выдвигая соревновательные действия. Соревновательные бои (схватки) побуждают на освоение значительных волевых усилий, а сами задания по своему содержанию и характеру у курсантов не вызывают особого интереса.

3. Часто на занятиях курсанты не проявляют требуемых от них волевых усилий, т.к. не уверены в своих силах и способностях. Преподаватель создаёт у курсантов уверенность в своих силах и предлагаемое более трудное задание на выполнение. В таких случаях преподаватель сам показывает упражнение и все его нюансы, для убеждения курсантов, что сами могут выполнить и преодолеть показанную трудность.

4. Курсанты достигают своей цели под руководством преподавателя тогда, когда упражнения выполняют в быстром темпе и энергично. Вялые и расслабленные действия приносят только вред.

5. Преподаватели на занятиях требуют выполнение задания в «единоборствах» сосредоточить внимание, не отвлекаться на посторонние раздражители и учебно-тренировочные занятия не прерывать.

6. Преподаватели с помощью выполнения специальных физических упражнений на технических средствах научились влиять на курсантов на воспитание волевых усилий, терпения и выдержку.

7. Преподаватели на занятиях по «единоборствам» с помощью технических устройств добиваются результативности ведения борьбы в технике действий рук и ног в сопряжённом освоении бросковых движений, что стимулирует воспитание волевых качеств и черты характера. Если усилия воли и черты характера работают пустую, процесс волевых усилий разрушается и не подлежит воспитанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленин, Л.А. Теоретические и методологические основы создания тренажёрных средств в гребном спорте / Л.А. Зеленин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 1 (95). - С. 35-41.

2. Зеленин, Л.А. Влияние тренажёров на основные свойства нервной системы спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 94-98.

3. Зеленин, Л.А. Сопряжённое формирование способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса при обучении юных спортсменов-каноистов : дис. ... д-ра пед. наук / Зеленин Леонид Александрович. - Набережные Челны, 2014. - 376 с.

4. Зеленин, Л.А. Формирование компетенций при обучении юных гребцов к способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса / Л.А. Зеленин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 64-69.

5. Оплетин, А. А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 101-105.

6. Оплетин, А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 30-32.

7. Паначев, В.Д. Тренинг пулевой стрельбы как средство формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза / В.Д. Паначев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 82-86.

8. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -С. 197-201.

9. Чистяков, В.А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения / В.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -

№ 10. - С. 49-50.

REFERENCES

1. Zelenin, L.A. (2013), "Theoretical and methodological basis of the training simulators creation in rowing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1. pp. 35-41.

2. Zelenin, L.A. (2013), "The influence of training simulators on the main features of sportsmen's nervous system", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 94-98.

3. Zelenin, L.A. (2014), Paired formation of the ability to equilibrium by means of a training set when training young athletes-canoeists, dissertation, Naberezhnye Chelny.

4. Zelenin, L.A. (2016), "Formation of competences when getting training of young rowers to the equilibrium ability by means of training complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11. pp. 64-69.

5. Opletin, A.A. (2016) "Normalization of mental States of student at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 30-32

6. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2014, Vol. 115, No 9. pp. 101-105.

7. Panachev, V.D. (2011), "Training of shooting sports as a form of situational stress of University students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1. pp. 82-86.

8. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No 2. pp. 197-201.

9. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva N.P. (2006),"Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 49-50.

Контактная информация: adiknak@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2020

УДК 378.172

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Ивановна Шарова, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Аннотация

Переход на дистанционное обучение изменил образовательную среду вуза, перенеся часть ее элементов в виртуальное пространство. Здоровьесберегающий компонент образовательной среды невозможно переместить в виртуальность без потери влияния на обучающегося. С целью изучения влияния режима дистанционного обучения на здоровье студентов как одного из показателей качества образования проведено пилотное исследование для получения предварительных данных и планирования дальнейших этапов исследования проблемы. Введены понятия среда-вуз и среда-дом. Описаны факторы косвенного и прямого воздействия на здоровье студентов в условиях дистанционного обучения. Поставлены вопросы, на которые необходимо искать ответы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, качество образования, образовательная среда, здоровьесбережение, сохранение здоровья, мониторинг здоровья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p401-405

RESEARCH OF HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS UNDER CONDITIONS OF REMOTE EDUCATION AS AN INDICATOR OF EDUCATION QUALITY

Elena Ivanovna Sharova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adygea State

University, Maykop

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.