7. Zelenin, L.A. (2013), "Effect of the equipment on the basic properties of the nervous system of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 94-98.
8. Zelenin, L.A. (2004), Improving the balance of canoeists novice with the use of special physical exercises and training, dissertation, Tchaikovsky, Russian Federation.
9. Zelenin, L.A. (2014), Paired formation of the ability to equilibrium by means of a training set when training young athletes-canoeists, dissertation, Naberezhnye Chelny, Russian Federation.
10. Krestovnikov, A.N. (1951), Essays on the physiology of exercise, Physical culture and sport, Moscow, Russian Federation.
11. Mogendovich, M.R. (1957), Reflex interaction of locomotor and visceral systems, Medgiz, Leningrad, Russian Federation.
12. Mogendovich, M. R. and Temkin, I.B. (1971), Analyzers and internal organs, Higher school, Mosow, Russian Federation.
13. 13. Mogendovich, M.R. and Temkin, I. B. (1975), Physiological basis of medical physical culture, Izhevsk, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.07.2017
УДК 797.12.022
МЫСЛЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ТРЕНАЖЁРНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Леонид Александрович Зеленин, доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),
г. Пермь
Аннотация
Статья рассматривает практическую деятельность тренера-преподавателя по гребному спорту о мысленном продумывании в течение многих лет, идею создания в конструировании, принципиально важного специализированного гребного тренажёрного комплекса способного эффективно и более короткий срок решить необходимые задачи в подготовке начинающих спортсменов в освоении техники гребковых двигательно-координационных действий.
Ключевые слова: мыслительная деятельность, научно-теоретическая идея создания тренажёрного устройства, постоянный и творческий поиск, литературные источники, теоретические и методические знания о построении тренажёрного устройства.
MENTAL AND CREATIVE SCIENTIFIC-THEORETICAL ACTIVE IDEA OF CREATION OF TRAINING DEVICE FOR FORMATION OF TECHNIQUE OF MOTOR AND COORDINATION ACTIONS
Leonid Aleksandrovich Zelenin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Perm National Research Polytechnic University, Perm
Annotation
The article considers the practical work of the coach in rowing on the thinking out throughout many years the idea of creating in the construction of the important specialized rowing training complex capable efficiently and over a short period of time to solve the necessary tasks in preparing the beginners to learn the rowing techniques of coordination of actions.
Keywords: intellectual activity, scientific-theoretical idea of creating a fitness device, constant and creative search, sources of literature, theoretical and methodological knowledge about building a fitness device.
ВВЕДЕНИЕ
Идея (греч. idea) - это форма мысленного отражения объективного мира проявляющее в себе определённую совокупность понятий, предметов, явлений и представлений преобразующееся в целостное единство, выражающее их сущность [1].
В физкультурно-спортивной деятельности, в массовой физической культуре, в учебно-тренировочном процессе разных видов спорта обыденным явлением становится применение спортивных тренажёров, приспособлений, приборов, предметов и другого нестандартного оборудования - инвентаря, относящиеся к антропотехнике. Выполнять различные функциональные возможности и воздействовать на организм юных спортсменов могут проявлять и влиять самые разные простейшие тренажёрные средства, тренировочные приспособления.
С учётом знаний, умений и особенностями обучающихся к организации занятий физическими упражнениями на тренажёрных устройствах, которые на сегодня являются самым важным, привлекательным и надёжным средством и методом обучения, что позволяет спортивному педагогу подходить дифференцированно.
На занятиях физкультурно-спортивной деятельностью простейшие тренажёрные комплексы избирательно стимулируют на необходимые системы мышечных групп и существенно помогают уплотнить процесс занятий, значительно снизить срок приобретения соответствующих двигательно-координационных навыков и умений в несколько раз.
По данным Ю.Н. Рыкунова, 1984 [14] в спортивной гимнастике срок обучения сокращается в 10 раз; в исследованиях Л. А. Зеленина в гребле на байдарках и каноэ показано сокращение срока формирования специфического (водного) равновесия в лодке в простой стойке каноиста на 91%, а сложной на 83,3%. А при обучении техники гребли юных спортсменов-каноистов с использованием гребного тренажёрного комплекса срок формирования способности к равновесию сократился на один год (Зеленин Л. А., 2004, 2014) [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
Цель исследовательской деятельности является мысленная форма творческой деятельности, отражающая идею, способность разработки, создания и применения тренажёрных устройств, повышающие эффективность педагогического образовательного процесса.
Для реализации цели исследования, учёта содержания сформулированной проблемы и актуальностью темы работы решались соответствующие задачи:
1. На основе анализа и обобщения научно-теоретической, научно-методической и специальной литературы изучались конструкции разных гребных тренажёрных устройств работающих в искусственных условиях среды.
2. Активизировать познавательно-творческую и сознательно-мыслительную идею деятельности в разрабатывании и создании тренажёрных устройств и других технических средств для практической деятельности в обучении двигательно-координационных действий.
3. Анализировались, обобщались и изучались в педагогической деятельности гребные тренажёрные устройства, позволяющие в практической реализации методики обучения юных гребцов технике двигательных действий в сопряжённом формировании водного равновесия.
Методы: анализ научной и обобщение научно-методической и специальной литературы, метод нетрадиционного обучения на тренажёрных устройствах, метод сопряжённого воздействия, метод круговой тренировки, научно-теоретический и практический анализ и обобщение исследования разных тренажёрных устройств, мысленное осознание самостоятельности в освоении отдельных элементов техники двигательных действий на технических средствах.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ИДЕЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗДАНИЯ ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ
Конструирование спортивной техники является процессом материальной мысли и практики порождают систему технических и методологических знаний. В интересах человека занимающегося на тренажёрных устройствах следует создать социально-культурную среду воздействующая на здоровье и здоровый образ жизни, таковой является искусственно управляющая среда (ИУС), которая представляет тренажёрные устройства обеспечивающие использование комплекса упражнений специально направленных в определённой последовательности по назначению, структуре действия, продолжительности и интенсивности по времени, облегчающего воздействия в регламентированной структуре действий. Тренажёры локального и регионального влияния позволяют активно, эффективно и существенно воздействовать на реализацию идеи здоровья, здорового образа жизни в сфере физической культуры и оздоровительной физической культуры. Для каждого занимающегося они могут определить индивидуально-оптимальное кондиционное состояние и выявить адекватный метод его достижения.
Тренажёрные средства наиболее эффективны и полезны, когда на них занимаются учащиеся, осуществляют разнообразные двигательные действия, которые помогают восстановить жизненные силы, дать соответствующую и нужную нагрузку на организм человека, обычно бездействующим мышцам. На сегодня наиболее полезны нехитрые, простые тренажёры, тренировочные приспособления, снаряды, приборы, предметы, скакалки и другие средства-инвентарь (антропотехника), воздействующие на тренировочный эффект в меньших временных и энергетических затрат, а также разнообразие досуга в рекреации. Многие тренеры-преподаватели, учителя физической культуры для повышения результатов в своей спортивной деятельности самостоятельно разрабатывают, создают и внедряют в физкультурно-спортивную деятельность, массовую физическую культуру разнообразные тренажёрные средства, которые помогают чётко усваивать специальные практические знания, контролировать отрабатываемые технические движения и позволяют определить спортивную перспективность изучаемой техники двигательных действий, где любое изделие должно соответствовать его качественным и функциональным характеристикам.
Для разрабатывания и создания тренажёра принципиально важно вначале мысленно продумать и осознать саму идею развития, разрабатывания и конструирования простейшего нестандартного спортивного снаряда или тренажёрного устройства способного эффективно в более короткий срок решить необходимые задачи. Творческий поиск начинается с проблемы решения, как ускоренно обучать освоению того или иного в техническом отношении двигательно-координационного упражнения? Мыслительный образ деятельности тренера-педагога, учителя вырисовываются всевозможные варианты для решения той или иной проблемы. Постоянная дума о решении наиболее рационального создания тренажёра следует получить и изучить теоретические и методологические знания и информацию о разработке, создании и внедрении технических средств, тренажёрных устройств, тренировочных приспособлений и снарядов в творческий процесс [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. Осуществляя многофакторность двигательного мастерства, которые обусловливают проявление многообразия применяемых в физкультурно-спортивной деятельности, в массовой физической культуре и спорте много разных тренажёрных устройств. Для разработки, создания и построения тренажёрного аппарата во внедрение в практическую деятельность необходимо знать классификацию тренажёрного строительства, которые можно выделить по следующим признакам [11, 12,13,15]:
1) по назначению - для развития физической, формирования технической, приобретения тактической, способность восприятия теоретической, положительное воздействие на психологическую, контроль и коррекция социальной, а также создания возможности улучшения соответствующих двигательно-координационных способностей, ка-
честв и совершенствования навыков;
2) по структуре действия характеризуются на механические, электрические, электромеханические, электромагнитные и информационные влияющие процессы, которые принадлежат в двум большим классам - непосредственного влияния и стимулирующего воздействия. К непосредственному воздействию относятся тяговый способ влияния и резонансный способ воздействия. Оба этих способа делятся на обратную связь и без обратной связи, которые подразделяются на срочную информацию и бессрочную информацию. Тренажёры срочной информации составляют одноконтурные и многоконтурные. По направленности действия (способствуют освоению внешней структуры действия или геометрии движений, принадлежат к биокинематической и биодинамической структуре); по характеру приобретения информационного обмена (относятся к обратной связи и без обратной связи, с применением звуковых, световых и других каналов связи);
3) по принципу действия технические средства делятся на светотехнические, зву-котехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, электронные моделирующие, кибернетические и др. [14, 16];
4) по форме обучения и контроля делятся на средства индивидуального, группового и поточного пользования [14,16];
5) по логике работы технические средства могут быть линейной и разветвлённой программой исследования, которые могут влиять на отдельные физиологические системы организма и его функциональные органы и быть комбинированными. В зависимости от соответствующего характера сигнала обратной связи технические средства - антропо-техника может характеризоваться с альтернативным выбором выполнения двигательного действия и со свободным конструированием программы в осуществлении ответа [14, 16].
Мысленно необходимо представить образ о разработке, создании и конструировании антропотехники, которые соответствовали бы требуемым и необходимым рациональным двигательным действиям. Мысленный образ даёт форму осознанного представления о технологии развития, создания, проектирования и конструирования технических средств и тренажёрных устройств, отображающие саму суть технической классификации, относящиеся к педагогическим средствам (методам), которые заключаются в обязательности существенного повышения эффективности педагогического процесса в формировании упражнений, осуществляемого в искусственных (тренажёрных) условиях среды. Это выражаться в значительном сокращении сроков обучения технике двигательных действий, наиболее высоком качестве приобретения знаний, сформированных умений и навыков, и большей их надёжности и другие выполняемые связки, и необходимые действия [12, 13, 14, 15, 16].
Идея интеллектуальной мысли стремится изготовить и сконструировать тренажёрное устройство являющееся необходимостью организации с его помощью (тренажёра) создаются искусственные условия, которые обеспечивают формирование равновесия с одновременным освоением технико-двигательного действия с проявлением минимальных ошибок, а лучше всего - вообще без них.
Для создания тренажёров необходимы определённые этапы исследования: изучение теоретических и практических факторов, мешающих безошибочному выполнению физического упражнения; разработка, создание и конструирование технического устройства, устраняющего влияние необходимых факторов и по возможности не искажающего ориентировочной основы действия и комплекса сопутствующих психологических ощущений; разработка и изготовление опытного образца тренажёрного средства; психолого-педагогическая оценка и коррекция усовершенствованной (первоначальной) конструкции технического средства.
Тренеры-преподаватели, спортсмены практики разных видов спорта, физкультурники, энтузиасты своего дела, которые самостоятельно разрабатывали, создавали, конструировали и внедряли в физкультурно-спортивную деятельность разные антропотех-
нические средства по антропометрическим, физиологическим, функциональным, психологическим, биомеханическим и двигательно-координационным возможностям занимающихся (учитывали направленность, амплитуду и темп движений) для совершенствования техники двигательных действий и ритма спортивных движений для упорядочения ритмов мышечной системы и улучшения межмышечной координации.
Мысленно представив воображённый тренажёр, тренировочное устройство или снаряд в коре головного мозга активно развивается доминанта интеллектуальной деятельности в необходимости сначала приступить к моделированию тренажёрного устройства на бумаге. Интеллектуальная идея воображения о тренажёре не должна нарушать природные и естественные двигательные действия человеческого тела. Отсюда вытекает, что тренажёр нужно подводить под требуемое и соответствующее двигательно-координационное действие, связанное с выполнением элементов техники движений занимающихся, а не наоборот, человека под тренажёр [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].
Человеческая интеллектуальная мыслительная деятельность перерабатывается в коре головного мозга и со временем воплощается, т.е. становится материальной. Интеллект активно влияет на творчество для изготовления тренажёра, тренировочного приспособления или снаряда, где следует сделать важный шаг - из чего, какого материала и какой конструкции его выполнить? Для выполнения, снаряда, аппарата или устройства очень важно знать, чтобы материалы соответствовали нормам ГОСТа по определённому качеству, соответствующей форме, требуемой длине, выявленной ширине, соразмерной компактности, рациональной простоте изготовления.
Антропотехнические средства очень легко внедряются и применяются в учебно-тренировочном процессе любого физкультурно-спортивного зала, которые по форме имеют малые габариты (размеры), небольшой вес, в любое удобное тренировочное место спортивного зала легко переносятся занимающимися, в обращении просты, удобны и надёжны, безотказны в работе, проявляют возможность управлять дозированием нагрузок, соответствуют особенностям занимающихся по антропометрическим, функциональным и биомеханическим возможностям. Выполняемая техника двигательного действия на разных тренажёрных устройствах, тренировочных приспособлениях, снарядах и аппаратах механотерапии должна по направленности соответствовать структуре многократного повторения выполняемого упражнения без двигательных ошибок и постоянного переучивания, что невозможно при традиционном методе обучении и тренировки занимающихся. Антропотехника рассматриваются как целенаправленный процесс, активно воздействуют на улучшение и развитие состояния нервно-мышечного аппарата, повышение уровня подвижности в суставах, обеспечивают уравновешенность нервных процессов переходящие в высокий тренировочный эффект с обеспечением полной безопасности занимающихся.
Интеллект мысли отражается в разработке, создании и изготовлении антропотех-нических средств, которые имеет немаловажное значение внешнего вида созданных аппаратов, приборов, снарядов и изделий, т.е. их привлекательный дизайн. Разработанные и созданные в изготовлении разные виды конструкции тренажёрных снарядов предусматривают самой конструкцией возможность гибкости, проявляется слабое прогибание, способность к вибрации, создаётся жёсткость, сглаживаются ударные воздействия и др., а любые поверхности лучше всего обработать сначала напильником, а затем отшлифовать, чтобы убрать неровности и заусеницы.
Любые антропотехнические устройства и их детали должны соответствовать «возрастным размерам» занимающихся детей, подростков, юношей и взрослых, где трубки определённой длины, разной формы предметы и части, нужного диаметра расположены на требуемом расстоянии друг от друга. Занятия на разных тренажёрных устройствах позволяют выполнять упражнения узким, средним и широким хватом, где рычаги тренажёров должны быть по длине, ширине, высоте строго продуманы и регламентированы.
Оправданным является установка резиновых жгутов, использование бинтов, разной длины шнуров, соответствующих пружин гасящих инерцию движения и других амортизаторов, которые более чем в 2 раза растягиваться не должны, во избежание травматизма и снижения сроков службы технических средств.
При создании и изготовлении нужных тренажёров, соответствующих снарядов, определённых устройств, необходимых аппаратов и тренировочных приспособлений прочность применяемых материалов не должна вызывать сомнения в обеспечении высокой надёжности, прочности и выдерживать пятикратную нагрузку - где безопасность выполнения движений на снарядах и со снарядами будет, несомненно, с уверенностью гарантирована.
Занимаясь на разных антропотехнических средствах следует быть уверенным и необходимо твёрдо знать, что прочность спортивного инвентаря не вызывает сомнения, безоговорочно оправдывает и обеспечивает безопасность детей и подростков, тем более самостоятельно занимающихся на них. Любая антропотехника в техническом отношении, как любая техника, нуждается в систематическом и постоянном уходе и ремонте, где необходим ежедневный, периодический и сезонный контроль.
ВЫВОДЫ
Для создания тренажёрного устройства принципиально важно думать, продумать и осознать мыслительно-творческую идею научно-теоретического интеллектуального процесса деятельности разработки и создания тренажёрных устройств и нестандартного спортивного инвентаря, способных эффективно в более короткий срок решить необходимые задачи обучения. Интеллектуальный мозговой штурм мыслительной деятельности активно стимулирует эмоционально-волевую сферу изобретателя в познании своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умении мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость и целеустремлённость в научно-теоретической проблеме разработке и создании тренажёрного устройства. Постоянное интеллектуальное напряжение коры головного мозга и сознательное отношение в решении наиболее рационального создания тренажёрного устройства следует получить, изучить, сделать анализ и обобщить теоретические и методологические знания и информацию о разработке, создании и изготовлении спортивного инвентаря - антропо-техники.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая Советская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1952, т. 17. - С. 338.
2. Зеленин, Л.А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Зеленин. - Чайковский, 2004. - 198 с.
3. Зеленин, Л.А. Устройство для тренировки функции равновесия гребцов / Л.А. Зеленин // Авторское свидетельство на полезную модель № 40199 от 10.09.2004. - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
4. Зеленин, Л.А. Тренажёр-каноэ / Л.А. Зеленин // Патент на изобретение № 2461404 от 20 сентября 2012 г.
5. Зеленин, Л.А. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный ресурс] - 2010. - № 3 (16). - С. 1-10.
6. Зеленин, Л. А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 54-61.
7. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -20011. - № 7 (77). - С. 76-80.
8. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал]- 2011. - № 3 (20). - С. 59-63.
9. Зеленин, Л.А. Особенности устройства тренажёра для каноэ и эффекты при его применении / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : [Российский научный электронный журнал] - 2011. - № 3 (20). - С. 64-69.
10. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные результаты повышения подготовленности канои-стов-новичков / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 94-103.
11. Зеленин, Л.А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» с позиций биомеханики гребли / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4(86). - С. 48-57.
12. Зеленин, Л.А. Сопряжённое формирование способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса при обучении юных спортсменов-каноистов : дис. ... д-ра. пед. наук / Л.А. Зеленин. - Набережные Челны, 2014. - 376 с.
13. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров : учебное пособие / С.П. Евсеев. - Л. : изд. ГДОИФК им Лесгафта, 1987. - 91 с.
14. Ратов, И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И.П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов: Сб. трудов / Под ред. В.В. Кузнецова. М., 1984. - С. 127-145.
15. Рыкунов, Ю.Н. Обучение гимнастическим упражнениям на перекладине с помощью технических средств управления суставными движениями : дис. ... канд. пед. наук / Ю.Н. Рыкунов. Л., 1984. - 203 с.
16. Юшкевич, Т.П. Тренажёры в спорте / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 320 с.
REFERENCES
1. The great Soviet encyclopedia. (1952), Soviet encyclopedia, Vol. 17, P. 338, Moscow.
2. Zelenin, L. A. (2004), Improving the balance of canoeists novice with the use of special physical exercises and training, dissertation, Tchaikovsky, Russian Federation.
3. Zelenin, L. A. (2004), Device to balance function training of rowers, Author's certificate for useful model No. 40199from, Federal service for intellectual property, patents and trademarks. Moscow.
4. Zelenin, L. A. (2012), Trainer-Canoeing, Patent for the invention № 2461404, Moscow.
5. Zelenin, L.A. Kataev, S.P. and Medvedkov, V.D. (2010), "Design, use, calculations, dynamic rowing "Simulator-canoe»", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 16, No. 3. pp. 1-10.
6. Zelenin, L. A. (2011), "Biomechanical bases of the major parameters of a new simulator for rowing", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6. pp. 54-61.
7. Zelenin, L. A. (2011), "New trainer to improve safety, balance and technical training of rowers", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7. pp. 76-80.
8. Zelenin, L. A. (2011), "Scientific and applied features of the new snow sliding system "the Trainer-canoe", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol, 20. No. 3. pp. 59-63.
9. Zelenin, L. A. (2011), "Features of the device simulator for Canoeing and effects in its application", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 20, No. 3. pp. 64-69.
10. Zelenin, L. A. (2012), "Scientific and practical results in increasing the preparedness of the canoeist-beginners", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3. pp. 94-103.
11. Zelenin, L. A. (2012), "The Conditions of overturning, sliding on the snow "Simulator-canoe" from the standpoint of biomechanics of rowing", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4. pp. 48-57.
12. Zelenin, L. A. (2014), Paired formation of the ability to equilibrium by means of a training set when training young athletes, according to, dissertation, Naberezhnye Chelny, Russian Federation.
13. Evseev, S.P. (1987), Physical actions Formation in the gym with exercise machines, GDOIFK them Lesgafta, Leningrad.
14. Ratov, I.P. (1984), Methodology of the concept "artificial managing environment" and prospects of its practical implementation in the process of preparation of sportsmen, Methodological problems of improving the system of sports training of qualified athletes, Under the editorship of V. V. Kuz-netsov, Moscow.
15. Rykunov, Yu. N. (1984), Learning gymnastic exercises on the bar with the help of technical means of control of the articular movements, dissertation, Leningrad.
16. Yushkevich, P.T., Vasyuk, V.A. and Bulanov, V.A. (1989), Trainers in the sport, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.07.2017
УДК 796.015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ ОБЛАДАЮЩИХ ВЫСОКОЙ
ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ ПРИ ОТБОРЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ
Константин Григорьевич Зеленский, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный мастер спорта, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
Аннотация
Статья посвящена проблеме отбора и прогнозирования спортивных результатов юных спортсменов на начальных этапах многолетней подготовки в спортивной радиопеленгации. Определены контрольные тесты, которые обладают высшей прогностической значимостью. Установлено что с целью определения перспективности и прогнозирования результатов в спортивной радиопеленгации целесообразнее применять, прежде всего, тесты, характеризующие уровень владения техникой радиопеленгации и ближнего радиопоиска, а также тесты, отражающие психическую (интеллектуальную) работоспособность.
Ключевые слова: спортивная радиопеленгация, контрольные тесты, отбор, прогностическая значимость, юные спортсмены.
DETERMINATION OF CONTROL TESTS OF HIGH PROGNOSTIC SIGNIFICANCE AT SELECTION OF YOUNG SPORTSMEN IN SPORTS RADIO DIRECTION
FINDING
Konstantin Grigoryevich Zelenskiy, the candidate of pedagogical sciences, Honored trainer of the Russian Federation, honored master of sports, North Caucasian University, Stavropol
Annotation
The article is devoted to the problem of selection and forecasting of sports results of young athletes at the initial stages of long-term training in sports radio direction finding. Control tests, which have a higher prognostic significance, are determined. It has been defined that, in order to determine the prospects and predict the results in sports radio direction finding, it is more expedient to apply, first of all, tests characterizing the level of possession of the local range radio direction finding technique, as well as tests reflecting mental (intellectual) performance.
Keywords: sports radio direction finding, control tests, selection, prognostic significance, young athletes.
ВВЕДЕНИЕ
Отбор и прогнозирование спортивных результатов являются важными составляющими в системе многолетней подготовки юных спортсменов в спортивной радиопеленгации. Определение перспективности в свою очередь является ключевым моментом в системе отбора, что в свою очередь способствует повышению динамики роста спортивных