в отдельных случаях превышает допустимую величину в 1'/2—2 раза. При загрузке изделий в лодочки на открытых столах и выгрузке их содержание пыли доходит до 20 мг/м3 даже при наличии местной вытяжной вентиляции и значительно повышается при отсутствии ее.
Рабочим различных отделений, кроме того, приходится выполнять тяжелую фи- ^ зическую работу по перемещению металлических материалов, лодочек, тиглей с мзде- ^ лиямн и т. д. Основной неблагоприятный фактор производственной среды в механическом отделении — пыль с преобладанием частиц металлических сплавов, поскольку обрабатываются готовые изделия, представляющие собой сплавы различных металлов. Повышенное количество пыли в зоне дыхания рабочих этого отделения определяется при обработке изделий на наждачном камне, а также на станках сухой шлифовки (плоские шлифовальные станки). При мокрой шлифовке на стайке-автомате, токарных и фрезерных станках содержание пыли лишь немногим превышает допустимые уровни.
Изучая заболеваемость с временной утратой трудоспособности на предприятиях порошковой металлургии, мы установили учащение случаев заболевания среди рабочих, подверженных воздействию пыли различных металлов, в том числе меди, молибдена, вольфрама, серебра, титана, циркония, хрома, кадмия, железа и др., а также их соединений и сплавов. Отмечается повышенное число заболеваний верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой, периферической нервной системы и желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь). Клиническим отделом института (Б. А. Кривоглаз с соавторами) при обследовании состояния здоровья рабочих на предприятиях 0 ^порошковой металлургии, подвергающихся воздействию указанных материалов, выявлены хронические бронхиты, отмечены случаи пневмокониоза, обнаружена склонность к артериальной гипотонии. Обращает на себя внимание частое поражение верхних дыхательных путей (гипертрофические и субатрофические формы заболеваний слизистой оболочки носа, носоглотки, гортани) с нарушениями обонятельной функции.
Таким образом, металлакерамическое производство характеризуется выделением ряда вредностей, которые могут оказывать неблагоприятное действие на организм работающих. Это подтверждается данными исследования заболеваемости и состояния здоровья рабочих, а также результатами экспериментального изучения влияния на организм пыли различных металлов, их смесей, тугоплавких соединений и других материалов, наиболее часто используемых в качестве составных элементов шихты и "представляющих собой основные компоненты производственной пыли.
Требуется провести ряд технологических и сантехнических мероприятий, направленных на уменьшение запыленности воздушной среды, снижение уровня шума, тепло-и газовыделений, инфракрасной радиации.
ЛИТЕРАТУРА
Кривоглаз Б. А., Бойко В. Г., Краснюк Е. П. и др. Порошковая металлургия, 1962, № 5, с. 109.
Поступила 15/Х 1967 г.
УДК 613.632.4:662.753.12]-07:[612.432+ 612.45+ 612.621
ВЛИЯНИЕ ПАРОВ БЕНЗИНА НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИПОФИЗА, НАДПОЧЕЧНИКОВ И ЯИЧНИКОВ БЕЛЫХ КРЫС В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
В. Г. Матысяк
Кафедра акушерства и гинекологии Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института
Литературные данные о действии бензина на функциональную деятельность женских половых желез весьма малочисленны, поэтому мы сочли необходимым поставить эксперимент, который помог бы выделить из всей суммы факторов, воздействующих на организм женщин, влияние бензина на функцию половых желез.
Как указывает В. Г. Бутомо, при затравке кроликов и крыс бензином в концентрации 25—30 мг/л наблюдаются мертворождения и ранняя гибель плодов. Е. М. Николаева находила удлинение эструса и укорочение стадии покоя в половом цикле белых мышей, затравленных бензином. В яичниках мышей особых морфологических изменений не обнаружено. Мы (1967) в опыте на белых крысах с хронической затравкой их бензином обнаружили не только изменения эструса, но и нарушения генеративной
функции, сказывающиеся в снижении плодовитости крыс я отставании внутриутробного развития плодов.
Для изучения общего действия бензина на белых крыс, а также его влияния на эндокринную деятельность яичников мы провели 2 серии опытов. Из 45 половозрелых, самок 23 (основная группа) хронически затравляли бензином, а 22 служили контрольной группой. Затравка была динамической и осуществлялась ежедневно по 4 часа в камере емкостью 800 л. Заданную концентрацию бензина (5 мг на 1 л воздуха) определяли расчетом и периодически проверяли газоанализатором. Крыс основной группы (23) разделили по 3 клеткам и подвергали затравке 1, 2 и 3 месяца. До затравки вес крыс составлял от 140 до 210 г. После затравки крыс вновь взвешивали и забивали, а затем производили взвешивание яичников, матки и надпочечников. Кроме того, брали гипофизы для II серии опытов по определению гонадотропного гормона, стимулирующего функцию половых желез.
Сопоставляя средний вес крыс основной группы после 1-й 2-месячной затравки, мы убедились, что по мере продолжительности затравки он падал, причем после 1-месячной затравки вес (195,4 г) был выше, чем после 2-месячной (164 г), хотя исходные данные (189 г) были одинаковы. После 3-месячной затравки средний вес крыс возрос до 210 г. Эти данные статистически достоверны.
Пересчет весовых показателей после затравки крыс в различные сроки в процентах к исходному весу подтвердил наши выводы о влиянии паров бензина на общее состояние животных. Такой же пересчет данных крыс контрольной группы показал, что и здесь происходит постепенное увеличение веса животных. Вес матки при затравке крыс заметно увеличивался. Обработка данных статистическим методом показала их достоверность. Пересчет весовых показателей матки при различных сроках затравки (в процентах к исходному весу тела каждой крысы) с последующим усреднением полученных данных для каждой подгруппы животных подтвердили прибавку веса матки в процессе затравки: на 0,174% при 1-месячной и 0,233%—при 2-месяч-ной. Сравнение среднего веса матки затравленных в течение 1 месяца крыс с тем же показателем при 3-месячной затравке также подтвердило статистически достоверную прибавку веса (/=5,78; Р<0,001). Сравнение веса матки крыс после 3-месячной затравки и контрольных крыс не выявило статистически достоверной прибавки (/=1,66; Я<0,1).
Заметного увеличения веса яичников не отмечалось, хотя он несколько возрастал при затравке по сравнению с контрольной группой. При длительной 3-месячной затравке этот показатель начинал снижаться. Последнее подтверждалось при пересчете веса яичников в процентах к исходному весу тела каждой крысы: при 1-месячной затравке 0,038%, при 2-месячной 0,041% и при 3-месячной 0,03%. Статистическая обработка данных, полученных после затравки, показала недостоверность прибавки веса яичников крыс.
Сравнивая средний вес надпочечников в процессе затравки крыс бензином, мы установили, что вначале он снижался, а потому после 2-месячного опыта был меньше, чем после 1-месячного, хотя снижение оказалось статистически недостоверным. При сравнении веса надпочечников крыс после 3- и 2-месячной затравки обнаружена достоверная прибавка его (/=3,54; Я<0,02). Это подтверждается и сравнением среднего веса надпочечников крыс, затравленных в течение 3 месяцев, с контрольными: в первом случае он был значительно больше, чем во втором; эти данные оказались статистически достоверными (/=2,47; Я<0,02).
II серию опытов мы провели на 21 инфантильной крысе весом 35—60 г с целью-выяснения гонадотрошюн функции гипофиза при различных сроках затравки. Приготовленную нами суспензию гипофиза затравленных в различные сроки и контрольных животных вводили инфантильным крысам под кожу в течение 3 дней (по 1 мл)_ Для приготовления суспензии использовали способ получения «суммарных препаратов», рекомендуемый Я. М. Кабаком: свежий гипофиз крысы растирали и полученную массу тщательно смешивали с 3 мл физиологического раствора. За 3 инъекции вводили каждой инфантильной крысе целый гипофиз взрослой крысы. Для исключения влияния самой инъекции как стимула к усилению деятельности яичников инфантильных крыс мы взяли еще группу «интактных» инфантильных крыс, которым вместо суспензии гипофиза в течение 3 дней под кожу вводили физиологический раствор.
Всех инфантильных крыс разделили на 3 группы: 1-й группе (10 особей) вводили взвесь гипофизов затравленных крыс; 2-й группе (4 контрольные инфантильные крысы) — суспензию гипофиза крыс контрольной группы, не подвергающихся затравке; 3-й группе (7 «интактных» инфантильных крыс) — физиологический раствор в течение 3 дней.
Через сутки после 3-й инъекции взвеси гипофиза мы брали мазки у инфантильных крыс, чтобы установить, когда начнется эструс в разных группах животных. Продолжительность взятия мазков составляла 4 дня.
Анализ данных наших наблюдений показывает, что у инфантильных крыс после введения им взвеси гипофиза взрослых животных эструс начинался в разные сроки. Раньше всего, с 1-х суток после 3-й инъекции, начало эструса отмечено у тех животных, которые получили взвесь гипофиза крыс, затравляемых в течение 3 месяцев. Только у 1 такой крысы оно установлено на 2-е сутки. У тех инфантильных крыс, которым вводили взвесь гипофиза крыс, затравленных в течение 2 месяцев, эструс
4*
99
начался позднее: у 3 на 2-е и у 1 на 3-й сутки. Еще позднее он зарегистрирован у инфантильных крыс, получивших суспензию гипофиза крыс после 1-месячной затравки: у одной только на 4-е, а у другой на 3-й сутки. В группе инфантильных крыс, получивших инъекции гипофиза контрольных животных, начало эструса наблюдалось в 2 случаях на 4-е сутки, в 1 случае на 3-й сутки, в одном случае он вообще не наступил. Таким образом, введение взвеси гипофиза затравленных крыс вызывало эструс у инфантильных крыс раньше, чем при инъекции взвеси, взятой от контрольных крыс, не подвергавшихся затравке.
По нашим данным, имеет значение и длительность затравки. Чем дольше производилась затравка крыс, тем раньше наступала гонадотропная реакция у инфантильных крыс при введении им взвеси гипофиза. Действие 3-дневной инъекции как таковой мы могли полностью исключить, так как у «интактных» инфантильных крыс эструса не наступало.
Выводы
1. Хроническая затравка белых крыс парами бензина вызывает изменение общего состояния их организма, проявляющееся вначале в снижении прибавки веса. В дальнейшем вследствие адаптации животных к бензину вес их начинает нарастать, но отстает от веса контрольных крыс.
2. Увеличение веса надпочечников и некоторое увеличение веса яичников крыс при хронической интоксикации бензином можно объяснить увеличением структурных элементов желез, а увеличение веса матки — возможным полнокровием органа. 0
3. Хроническая затравка белых крыс бензином вызывает усиление функциональной деятельности их гипофиза, при введении вытяжки которого инфантильным крысам наблюдается выраженная гонадотропная реакция.
4. Гонадотропная реакция инфантильных крыс при введении им экстракта гипофизов затравленных бензином животных связана с длительностью затравки последних.
ЛИТЕРАТУРА
Б у то мо В. Г. Труды Воен-мед. акад., 1935, т. 3, с. 257. — Кабак Я. М. Практикум по эндокринологии. М., 1945, с. 34. — Матысяк В. Г. Акуш. и гин., 1967, № 1, с. 63. — Н и к о л а е в а Е. М. Там же, 1952, № 2, с. 23.
Поступила 4/1II 1967 г.
УДК 613.632:[661.8 + 661.51]:6| 3.6-053.6
ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИИ АММИАКА И ОКИСЛОВ АЗОТА НА ПОДРОСТКОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ ИХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Т. Л. Гигуз
Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт
Подготовка квалифицированных молодых кадров для химической промышленности осуществляется рядом крупных профессионально-технических училищ (Московская и Кемеровская области, Алтайский край, УССР). Производственное обучение на химических предприятиях может быть связано с воздействием веществ, являющихся промежуточными или конечными продуктами данного производства. Подростки могут проходить на таких заводах производственное обучение длительностью не более 3 часов в день. Некоторые авторы (И. А. Арнольди; Э. С. Рутенбург) указывают, однако, что организм подростков чувствителен к минимальным концентрациям токсических веществ даже при кратковременном контакте. Нам не удалось найти материалов о влиянии на организм подростков веществ средней токсичности, таких, как аммиак и окислы азота. В то же время известно, что эти вещества производятся на многих предприятиях и занимают большой удельный вес в химической промышленности (производство азотных удобрений).
Стремясь изучить воздействие малых концентраций (на уровне ПДК и ниже) аммиака и окислов азота на организм подростков, мы проводили динамическое наблюдение за состоянием здоровья 140 человек в возрасте 16—19 лет, обучавшихся