ЛИНГВИСТИКА
УДК 16.21.29
И. П. Кривко
Влияние параметра «возраст» на функционирование синонимической аттракции в лексиконе индивида
В статье рассматривается проблема синонимической аттракции в индивидуальном лексиконе. Автор делает попытку расширить теоретический и практический подход к пониманию процесса синонимизации и доказывает, что лексикон индивида является самоорганизующейся системой, которая управляется определенными законами и механизмами. Процесс выбора синонимов может быть описан посредством синергетической теории.
This article deals with the problem of synonymic attraction in individual lexicon. The author tries to extend the theoretical and practical approach to the understanding of the process of synonymization. The lexicon of the individual is a self- organized system, that is formed by means of specific laws and mechanisms. The process of choosing a synonym can be described in terms of synergetics.
Ключевые слова: индивидуальный лексикон, синонимическая аттракция, возрастной фактор, синергетика, самоорганизующаяся система, ассоциативный эксперимент, аттрактор, синонимическая группа.
Key words: individual lexicon, synonymic attraction, age factor, synergetics, selforganized system, association experiment, attractor, synonymic row.
Изучению близости значения слов в последнее время уделяется пристальное внимание. Синонимические отношения представляют собой обширное поле для разного рода исследований. Являясь одним из способов концептуализации мира, синонимические связи образуют в языке целые поля, семантические сети, на примере которых можно исследовать языковую и концептуальную картину мира того или иного народа, индивида или группы людей. Несмотря на значительное количество работ, посвященных вопросам синонимии, у ученых до сих пор нет единства взглядов на многие вопросы, связанные с этим явлением. Изучение законов синонимической аттракции поможет раскрыть сущность данного феномена и обозначить новые пути его исследования.
Представляется возможным взглянуть на проблему синонимичности и процесс синонимизации единиц языка в индивидуальном лексиконе с позиции междисциплинарного подхода, используя теоретические и практические изыскания таких наук, как психолингвистика, когнитология, лингвистика, синергетика, социолингвистика и т. д.
Изучение данной проблемы подразумевает интегративный подход, в русле которого человек рассматривается как живая,
целостная, постоянно изменяющаяся система, включенная в социальное и физическое окружение. Индивиду как действующему и воспринимающему речь субъекту отводится главенствующая роль в процессе отождествления слов, в определении близости их значений. Данный процесс происходит «при взаимодействии различных видов знания, при этом сама база знаний рассматривается как саморегулирующаяся и самоорганизующаяся система, которая характеризуется подвижностью и изменяется на основе новых знаний» [4, с. 9].
В статье предпринимается попытка рассмотреть суть явления синонимической аттракции в индивидуальном лексиконе, а также расширить теоретическую базу явления синонимии с привлечением инструментария различных наук, в том числе синергетики, когнитологии, психологии и др.
Целью исследования является выявление законов синонимической аттракции в индивидуальном лексиконе, а также определение влияния возрастного фактора на процесс синонимизации слов.
Если рассматривать синонимическую аттракцию как процесс, в ходе которого к определенному слову-стимулу притягиваются синонимы, характеризующие наиболее актуальные в данный момент времени для определенного круга лиц понятия, то сам аттрактор может быть представлен в виде фрактального множества или объединения, который включает в себя совокупность характеристик данного явления.
С целью наиболее полного описания процесса аттракции считаем необходимым рассмотреть свойства аттрактора в «теории хаоса». Одной из центральных концепций в теории является невозможность точного предсказания состояния системы. Таким образом, «теория хаоса» сосредоточивает усилия не на беспорядке системы -наследственной непредсказуемости системы, а на унаследованном ею порядке - общем в поведении похожих систем. В теории также фигурирует понятие «странного аттрактора» Лоренца: аттрактор представляет поведение газа в любое заданное время, и его состояние в определенный момент зависит от его состояния в моменты времени, предшествовавшие данному [7]. Если провести аналогию с «теорией хаоса» и рассмотреть явление аттракции применительно к синонимии, то можно заметить, что внутри каждой синонимической группы находится доминанта, к которой притягиваются различные синонимы. У каждого отдельно взятого индивида эти группы синонимов будут различны. В этом заключается хаос. Но так же, как и в «теории хаоса», непредсказуемость этих систем будет наследственной, следовательно, найдутся общие точки аттракции, которые будут притягивать определенный набор синонимов.
Сказанное выше позволяет предположить, что синонимизируются не значения слов, а ментальные репрезентации, образы предметов или явлений, которые ассоциируются со словом-стимулом в нашем сознании, притягиваясь определенной точкой аттракции. На создание подобных ассоциаций влияют такие факторы, как жизненные установки носителя языка, его особое отношение к предметному миру, индивидуальный опыт, эмоции, «памятные» ассоциации, которые выделяют данный предмет из множества похожих на него.
Процесс аттракции, вероятно, можно представить следующим образом: во время выбора синонима к данному слову индивид пребывает в состоянии неопределенности (в точке бифуркации). Это критическое состояние, когда человек находится в поиске решения поставленной задачи. Именно в этот момент появляется какой-то аттрактор (например, социальная обстановка в стране, сфера деятельности индивида, образование, возраст, пол), который повлияет на дальнейшее развитие всей системы синонимов. Аттракторы как бы структурируют, организуют процесс синонимизации в сознании индивида, и несмотря на то, что выбранные решения (синонимы) могут быть одинаковыми у разных людей, пути решения поставленной задачи у каждого из них различны. Это подтверждает отсутствие системности в процессе выбора лексических средств.
Данное явление можно истолковать таким образом, что естественные процессы мышления в большей мере являются алогичными: человеку достаточно сложно объяснить, почему он выбрал тот или иной синоним к слову, так как в моменты выбора включаются неосознаваемые, подсознательные процессы, которые базируются на ассоциациях, алогичном и метафорическом мышлении. Наше исследование показало, что даже у испытуемых одной возрастной группы системы синонимов отличаются, количество реакций на одно и то же слово разное, а наиболее частотные, совпадающие реакции получены респондентами сугубо индивидуально, исходя из их личного опыта, когнитивного и эмоционального состояния и многих других факторов. Таким образом, процесс выбора и стратегии поиска синонима у индивидов будет различным.
Следует отметить, что точка аттракции может перемещаться, соответственно будет меняться вся система синонимов, но закономерности («наследственность» в «теории хаоса») все же будут прослеживаться.
Можно предположить, что в процессе синонимизации слов в сознании человека, при существовании альтернативности развития, происходит спонтанное формирование порядка, т.е. процесс самоорганизации смысла. Восприятие вербальных стимулов является процессом решения неопределенности [6, с. 384]. Аттракторы в некоторой степени упорядочивают хаотичную структуру синонимов и
поддерживают ее в равновесном состоянии в рамках одной концептуальной системы.
Для верификации изложенных теоретических положений проведен направленный ассоциативный эксперимент с целью изучения процесса синонимической аттракции в индивидуальном лексиконе в разных возрастных группах. Полагаем, что параметр возраста поможет нам составить более полную картину самоорганизации лексикона индивида, так как именно в процессе взросления, в акте развития возникает или изменяется ситуация действия, а именно старая ситуация действия разрушается, преодолевается, претерпевает необратимые изменения и возникает новый взгляд, позиция. При отборе участников эксперимента использовалась возрастная классификация, предложенная Г.С. Абрамовой.
Итак, нами выбраны 2 возрастные группы: первая возрастная группа (юность) - 18-22 года, вторая возрастная группа (взросление) - 23-30 лет.
В качестве практического материала было выбрано 10 слов русского языка: СТРАНА, ДЕНЬГИ, АКТЕР, КРЫСА, МАШИНА, УСПЕХ, РАБОТА, ВОЙНА, РЫНОК, КОШМАР. Данные слова отобраны нами из словарей наиболее частотной лексики русского языка, разработанных на основе Национального корпуса русского языка, представленные на портале http://dict.ruslang.ru/.
Поскольку выбранные слова-стимулы входят в сотню наиболее часто используемых слов русского языка, полагаем, они «привлекут» большое количество синонимов, что позволит выявить стратегии и закономерности процесса синонимической аттракции.
Известно, что высокочастотные слова как бы «прорисовывают» лексико-грамматическую канву текста, создавая его типовую «фактуру». Первые 50 самых частотных слов включают, прежде всего, так называемые строевые слова (термин Л.В. Щербы): предлоги, местоимения, союзы, частицы, слова «да» и «нет», которые вместе с первыми 200-300 наиболее употребительными словами обеспечивают адекватное устное общение и легкое чтение общих и специальных текстов, воссоздавая их лексико-грамматическую структуру [3, с. 21]. Английский лингвист Ч. Огден считает, что «не частотность слова определяет его полезность, а, наоборот, полезность слова делает его частотным» [цит. по: 3, с. 23].
Объект эксперимента составила целевая аудитория из 90 реципиентов в возрасте от 18 до 22 лет и от 23 до 30 лет. Группа от 18 до 22 лет - это студенты Курского государственного университета, разных факультетов, группа от 23 до 30 лет - люди разных профессий и сфер деятельности.
На 10 слов-стимулов было получено в общей сложности 1440 реакций, причем наибольшее количество ассоциаций
прослеживалось у стимулов: ДЕНЬГИ, РАБОТА, ВОЙНА, УСПЕХ. Анализ полученного экспериментального материала также свидетельствует о том, что именно эти четыре лексемы вызвали яркие и образные ассоциации в каждой возрастной группе. Следовательно, можно предположить, что все они отождествляются с актуальными ситуациями как для отдельного человека, так и для общества в целом.
В таблице 1 представлены реакции на данные слова-стимулы, где первая цифра - количество реакций в процентах в возрастной группе 18-22 года, вторая цифра - в группе 23-30 лет (далее в таблицах результаты представлены аналогично).
Таблица 1
ДЕНЬГИ_______________________________
«Баксы» 14,5%; 4,5% Валюта 11%; 15% «Бабки» 9%; 4,6% Средство существования 7%; 3% Финансы 4,5% (18-22 года)
Расходы 3%; 3% «Капуста», «зеленые», зло, возможности 3% (18-22 года) Зарплата 9% (23-30 лет) Банкноты 7,5% (23-30 лет) Бумажки 3% (23-30 лет)
Доход 4,5% (23-30 лет)
РАБОТА
Труд 35%; 27% Деятельность, занятость 5,5%; 6,3% Эмоциональноотрицательные реакции 5,5%; 14,2% Эмоциональноположительные реакции 6,3% (23-30 лет) Профессия 11% (18-22 года)
Источник дохода 9,2% (18-22 года) Призвание, необходимость, должность 3,7% (18-22 года) Карьера 6,3% (23-30 лет) Лень, выходные 3,1% (23-30 лет)
ВОЙНА
Смерть 10%; 13,6% Битва 12%; 5,4% Кровопролитие 8%; 5,4% Оружие 8%; 5,4% Сражение 8%; 3%
Страх, разруха 4%; 4,1% Зло, раздор 4% (18-22 года) Боль, убийство 4,1% (23-30 лет) Борьба 4,1% (23-30 лет) Катастрофа 2,7% (23-30 лет)
УСПЕХ
Удача 46%; 24% Фурор 4%; 3,4% Везение 11% (18-22 года) Фортуна 9,6% (18-22 года) Счастье, радость 4% (18-22 года)
Слава 15,5% (23-30 лет) Карьера 8,6% (23-30 лет) Победа, триумф 5,1% (23-30 лет) Достижение 3,4% (23-30 лет) Самореализация 3,4% (23-30 лет)
Слово-стимул успех в обеих возрастных группах получило наиболее популярную реакцию удача. Далее наблюдались различия. Для первой возрастной группы успех - это фортуна, везение, радость. Для второй группы - это слава, карьера, самореализация, деньги.
Слово-стимул война вызвало большое количество разнообразных ярких реакций, по всей видимости обусловленных отрицательным отношением к этой реалии. Наиболее популярными ответами в группе 18-22 лет оказались битва, кровопролитие, смерть. В группе 2330 лет - разруха, боль, убийство.
Наиболее популярной реакцией на слово-стимул работа оказался ответ труд в обеих возрастных группах. Далее наблюдается расхождение: для группы 18-22 лет работа - это профессия,
источник дохода, занятость; для группы 23-30 лет - это деятельность, карьера, лень, служба.
Было также отмечено большое количество эмоционально положительных и эмоционально отрицательных реакций. Например, в группе 18-22 лет наблюдались следующие эмоциональные
отрицательные реакции на стимул работа: каторга, тяжесть,
выживание. Вызывает интерес отсутствие положительных реакций. В группе 23-30 лет были отмечены следующие эмоционально отрицательные реакции: рутина, напряжение, прессинг, нервы, адская; эмоционально положительные реакции: удовольствие,
удовлетворение, стабильность, успех. Эти показатели свидетельствуют о том, что в данных возрастных группах представление о работе отличается, возможно, ввиду того, что в возрасте 18-22 лет студенты, в большинстве случаев, еще не имеют опыта работы.
Наибольшее количество совпадений наблюдалось в реакциях на стимулы СТРАНА, АКТЕР, РЫНОК, МАШИНА, КОШМАР.
Таблица 2
СТРАНА
Государство Родина Россия Отечество 4.6%; Территория
40%; 28,5% 15,6%; 11% 12,5%; 12,6% 15,8% 6,2%; 6,3%
АКТЕР
Артист Театр Имена Кино Известность Лицедей
34%; 23% 7%; 8,7% актеров 7%; 5,3% 7%; 7% 5,3%; 7% 3,5%; 8,7%
РЫНОК
Базар Торговля Товар Финансы Покупки Магазин
44,2% 26,6% 7,6%; 6,6% 3,8%; 5% 6,6% (23-30 лет) 6,6% (23-30 лет) 6,6% (2330 лет)
МАШИНА
Автомобиль 35,7%; 6,8% Транспорт 7%; 3,5% Названия автомобильных марок 5,3%; 15,7% «Тачка» 9%; 5,2% Скорость 3,5%; 5,2%
Средство передвижения 3,5%; 3,5% Статус 3,5% (23-30 лет) Удобство 3,5% (23-30 лет) Механизм 7,1% (18-22 года)
КОШМАР
Ужас Страх Сон Фильм Кризис
53%; 45% 15,5%; 6,4% 5,1%; 14,5% 5,1%; 3,2% 4,8% (23-30 лет)
Сессия 3,4% (18-22 года)
Слово-стимул крыса вызвало большое количество разнообразных, ярких ассоциаций в обеих возрастных группах. В группе 18-22 года зафиксировано примерно одинаковое количество следующих ответов: нехороший человек, мышь, грызун, животное. В группу реакций «нехороший человек» мы объединили ответы с отрицательной эмоциональной окраской, которая в той или иной мере могла использоваться при характеристике человека, например: стерва, вор, сволочь, хитрый человек, мерзкий человек, канцелярская, бухгалтерская крыса. Примечательно то, что эти реакции были характерны только для группы реципиентов 18-22 лет. Возможно, это связано с менее формальным стилем общения в молодежной среде.
Таблица 3
КРЫСА
Мышь 25,7%; 17,5% Грызун 13,6%; 35% Мерзость 3%; 3,5% Болезни 3%; 3,5% Животное 15% (18-22 года)
Нехороший человек 15% (18-22 года) Ужас 3,5% (23-30 лет) Гороскоп 3,5% (23-30 лет) Мутант 3,5% (23-30 лет)
Проанализировав полученный материал, можно сделать следующие выводы. Стратегии синонимизации во всех возрастных группах различны. Во многом на реакции влияет ситуация «здесь и сейчас»: человек, находясь в состоянии неопределенности, под влиянием экстра- и интралингвистических факторов определяет для себя актуальность той или иной ассоциации, возникшей у него на заданное слово-стимул. Во время проведения эксперимента в большинстве случаев наблюдалось отсутствие четкой системности: на одно и то же слово-стимул разными представителями обеих возрастных групп давалась только одна или две совпадающие реакции. Несомненно, это обусловлено как возрастным, так и социальным факторами, а также особенностями индивидуального восприятия, личного опыта, эмоционального состояния в данный момент времени.
Например, для группы 18-22 года большинство реакций определялось психоэмоциональным состоянием реципиентов, экстралингвистическими знаниями, социальной средой и многими другими факторами. В возрасте от 18 до 22 лет юноши и девушки проходят обучение в вузе, в это время происходит становление человека как личности, его самореализация, а также формирование индивидуального языкового пространства будущего специалиста и языковой картины мира и мышления индивида. Поэтому на данном этапе актуализируются именно те аспекты жизни, которые оказываются принципиально важными в формировании и самоорганизации лексикона индивида: сфера молодежного общения,
быт студентов, стрессовые ситуации обучения, внеучебная деятельность и т. д.
В возрасте 23-30 лет у индивида происходит становление в профессии, включение в общественную деятельность, формирование чувства ответственности. В это период человек более всего остается предоставленным сам себе, ослабевают его социальнопсихологические связи с родителями и сверстниками [2, с. 319]. Индивид активно участвует в общественной жизни, создает собственную семью, осознает свои жизненные цели и перспективы, а также свое место в определенной социальной группе. Все это, несомненно, оказывает влияние на самоорганизацию лексикона индивида данной возрастной группы.
Следовательно, можно утверждать, что данные возрастные группы придерживаются принципиально различных позиций в выборе стратегии синонимизации, в них по разным критериям происходит выбор того или иного аттрактора, и, соответственно, системы синонимов будут различными. Можно сделать вывод, что лексикон, являясь динамической сущностью, видоизменяется с возрастом. Причины, по которым тот или иной индивид подбирает синоним к данному слову, меняются исходя из его личного опыта, социальной обстановки, когнитивного и психоэмоционального состояния в данный момент времени. Следовательно, все системы синонимов видоизменяются. Более того, сложно назвать синонимами такие слова, как крыса - вор, деньги - зло, успех - карьера, работа -нервы. Это свидетельствует о том, что слова в сознании индивидов разных возрастных групп притягиваются различными аттракторами, которые будут формировать всю систему синонимов того или иного слова-стимула. Дальнейшее исследование синонимической аттракции в индивидуальном лексиконе носителя языка на примере разных возрастных групп поможет выявить принципы и закономерности данного процесса.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Институт психологии РАН, 2006.
3. Золотова Н.О. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык: монография. - Тверь: Лилия Принт, 2005.
4. Лебедева С.В. Близость значения слов в индивидуальном сознании: дис. ... д-ра филол. наук. - Тверь, 2002.
5. Словари частотной лексики русского языка на основе Национального корпуса русского языка. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://dict.ruslang.ru/.
6. Самигулина Ф.Г. О возможности применения синергетического подхода при исследовании механизма восприятия бистабильных концептуальных структур: сб. материалов / отв. ред. Н.Н. Болдырев; Федеральное агентство по образованию, ин-т языкознания Российской Академии наук, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.
7. Тугой И. Теория хаоса. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ghcube.com/fractals/chaos.html.