Научная статья на тему 'Ментальный лексикон индивида как самоорганзующаяся система (на примере синонимической аттракции)'

Ментальный лексикон индивида как самоорганзующаяся система (на примере синонимической аттракции) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
682
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН / СИНОНИМИЧЕСКАЯ АТТРАКЦИЯ / СИНЕРГЕТИКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ КОНТЕКСТ / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / mental lexicon / synonymic attraction / synergetics / self-organization / internal context / nonlinearity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривко И. П.

В статье рассматривается проблема изучения ментального лексикона индивида в русле синергетического подхода. На примере синонимической аттракции описывается процесс самоорганизации синонимических рядов под влиянием определенных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL LEXICON OF THE INDIVIDUAL AS A SELF-ORGANIZED SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF SYNONYMIC ATTRACTION)

The article deals with the problem of mental lexicon viewed in terms of synergetics. Synonymic attraction is taken as an example of self-organized process which can be guided by specific factors.

Текст научной работы на тему «Ментальный лексикон индивида как самоорганзующаяся система (на примере синонимической аттракции)»

УДК 800:159.9

МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН ИНДИВИДА КАК САМООРГАНЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА (НА ПРИМЕРЕ СИНОНИМИЧЕСКОЙ АТТРАКЦИИ)

© 2010 И. П. Кривко

аспирант. каф. иностранных языков e-mail: kjrene@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается проблема изучения ментального лексикона индивида в русле синергетического подхода. На примере синонимической аттракции описывается процесс самоорганизации синонимических рядов под влиянием определенных факторов.

Ключевые слова: ментальный лексикон, синонимическая аттракция, синергетика, самоорганизация, внутренний контекст, нелинейность.

В настоящее время возрастает интерес к междисциплинарным исследованиям в различных научных направлениях. Учение о самоорганизации, или синергетика, предоставляет ученым обширную базу для практических и теоретических изысканий разного рода. Современная синергетика - мощное научное направление, объединяющее теорию сложных систем, теорию хаоса, теорию катастроф, термодинамику неравновесных процессов, теорию самоорганизации и т. д. Синергетика имеет дело с явлениями и процессами, в результате которых у системы - у целого - могут появиться свойства, которыми не обладает ни одна из частей. Поскольку речь идет о выявлении и использовании общих закономерностей в различных областях, то этот подход предполагает междисциплинарность. Последнее означает сотрудничество в разработке синергетики представителей различных научных дисциплин. Синергетика предлагает новое видение, новые способы упрощать реальность. «Эта "новая простота" помогает не "утонуть" в деталях и порой выглядит достаточно необычно» [Курдюмов,

Малинецкий].

Мы полагаем, что полнота описания специфики лексикона может быть

обеспечена только при условии оперирования данными из области различных наук: физиологии высшей нервной деятельности, психологии памяти, мышления и речи, что ведет к междисциплинарному характеру исследования. В отечественной науке в русле деятельностной психолингвистики существует трактовка лексикона человека как «функциональной динамической системы, как средства доступа к единой информационной базе индивида, в которой слиты продукты переработки

перцептивного, когнитивного и эмоционально-оценочного опыта (вербального и невербального), полученного в процессах познания и общения по закономерностям психической деятельности и под контролем принятых в социуме норм и оценок» [Залевская 2007 : 275]

Представляется возможным рассматривать лексикон индивида как

динамическую сущность, развитие которой носит спонтанный непрерывный характер и самоорганизуется по определенным законам. Один из таких законов - закон синонимической аттракции, который С Ульман определил следующим образом: «объекты, обладающие наибольшей важностью для общества, привлекают большее количество синонимов» [Ullman 1975: 15]. С. В. Лебедева определяет аттракцию в «индивидуальном сознании как реализацию одной и той же смысловой программы с

помощью различных языковых средств в процессе многоэтапной развертки образа речемыслительной деятельности» [Лебедева 2008: 466].

Синонимические отношения позволяют изучить реализацию принципа самоорганизации в ментальном лексиконе на примере синонимических рядов, полученных в результате направленного ассоциативного эксперимента с привлечением испытуемых разных возрастов.

Одним из ключевых понятий теории хаоса является наследственная непредсказуемость развития системы. Данный принцип может также быть присущ синонимической системе, образующейся в сознании индивида при попадании в ментальный лексикон слова-стимула. Система синонимов характеризуется открытостью, это означает, что она обменивается информацией с окружающей средой. В нашем случае изменение системы обусловливается воздействием экстралингвистических, лингвистических, личностных факторов и т.д.

Под самоорганизацией понимается способность элементов неравновесной системы с течением времени приходить к упорядочиванию своей внутренней структуры. Применительно к системе синонимов в сознании индивида процесс самоорганизации может отражаться в том, что испытуемые разных возрастов на одно и то же слово-стимул дают одинаковые реакции, не сильно отличающиеся в процентном соотношении. Это показывает, что, несмотря на разницу в возрасте, в социальном положении, существуют факторы, которые влияют на самоорганизацию синонимических рядов таким образом, что они оказываются схожими.

Например, в ходе направленного ассоциативного эксперимента мы наблюдали следующую картину: испытуемые разных возрастных групп (18-22 года - группа №1, 23-30 лет - группа №2 , 30-50 лет - группа №3) дали наибольшее количество совпадающих реакций на слова-стимулы СТРАНА, АКТЕР, КОШМАР (см. рис. 1, 2, 3).

Можно говорить о том, что образ страны закладывается в каждом человеке с детства, усваивается вместе с ключевыми понятиями дома, семьи, Родины. Поэтому, несмотря на то что для каждого индивида страна имеет собственную интерпретацию, существуют общие моменты, отражающие состояние общества и человека в частности в данный конкретный момент существования.

Проведенный эксперимент позволил нам выделить следующие группы реакций на данное слово-стимул:

- социокультурно обусловленные реакции: Россия, государство, территория;

- реакции, выражающие когнитивное состояние: сюда можно отнести названия стран, например, США, Франция, Канада;

- эмоционально-аффективные реакции - отечество (см. рис. 1).

Слово-стимул "страна"

4Б%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

1

п

1 .

1 . 1 1 ■

1и11 Ь

^ ^

& ъ<Г Л

V

&

18-23

23-30

30-50

ис. 1

Слово АКТЕР часто фигурирует в СМИ, звучит с экранов телевидения и находится «на слуху». А так как средства массовой информации занимают важное место в жизни современного человека, тем более с развитием информационных технологий, оказывается очевидным, что они оказывают влияние на развитие личности, кругозора, мышления, на становление взглядов и позиций, что в конечном итоге формирует ментальный лексикон человека. Слово АКТЕР соотносится в сознании индивида в большей степени со сферой развлечений, культурного отдыха, что выражается в социокультурных реакциях - театр, кино, зрители, игра, пьеса, костюм.

Когнитивное состояние отражается в реакциях: Антонио Бандерас, Мэл Гибсон, Евгений Гришковец, режиссер, аплодисменты, репертуар, профессия (см. рис. 2).

40% 35 Л ?.П% ^ % 20% 1Ъ% 10%

э%

о л

Слово-стимул "актер"

О?

Ж

4?

.<?

Г

I 13-22 I 13-30 I ЗГ) 50

Рис. 2

Слово-стимул КОШМАР вызвало наибольшее количество реакций с ярко-выраженной эмоциональной окраской: ужас, страх, одиночество;

индивидуальный опыт отразился в следующих реакциях: сессия, работа, кризис; когнитивное состояние испытуемых проявилось следующим образом: сон, фильм, ночь (см. рис. 3).

Рис. 3

Приведенные данные показывают, что самоорганизация системы синонимов может происходить по схожему сценарию вне зависимости от возрастного фактора. Следует также отметить, что наличие на выходе одного и того же результата не говорит о том, что человек использовал один и тот же способ его достижения, наоборот, испытуемые могут получить идентичный результат различными способами, задействовав совершенно разные принципы и стратегии поиска слова, близкого по значению.

В сознании индивида процесс аттракции обусловливается внутренними и внешними факторами. К одним из таких факторов относится внутренний контекст. Мы разделяем мнение С. В. Лебедевой, которая считает, что «посредством внутреннего контекста индивид интегрирует и организует новую информацию, заполняет пробелы в случае поступления недостаточной или искаженной информации, осуществляет доступ к конкретным аспектам имеющейся у него картины мира, вне которой идентификация слова как такового, в единстве его формы и значения, в принципе невозможна» (цит. по: [Лебедева 2002: 9]).

Взаимодействие внутренних и внешних факторов отражается например в реакциях на слово-стимул ДЕНЬГИ:

Деньги, являясь неотъемлемой частью жизни современного человека, всегда порождают массу разных впечатлений и ассоциаций. Как правило, с даным понятием у индивида связано большое количество жизненных ситуаций, событий, что вызывает массу личностных реакций. Слово-стимул ДЕНЬГИ вызвало достаточно большое количество ассоциаций, 50 % из которых оказались единичными, что подтверждает вышесказанное. Кроме того, нет четко выраженных превалирующих реакций среди частотных, что указывает на «размытость» данного понятия.

Среди реакций на данное слово-стимул можно выделить следующие группы:

- реакции, обусловленные когнитивным состоянием индивида: банк, рубли, евро, цена, курс, монеты, копейки, валюта;

- реакции, выявляющие ситуационные связи, обусловленные ситуацией использования данного объекта: продажа, обмен, сделка, работа;

- аффективные реакции:

положительные - хочется, хватает, свобода, независимость,

отрицательные - зло, долг, ужас, бедность, не хватает

- специфично- индивидуальные реакции: солярий, одежда, роскошь, карьера

- социокультурно обусловленные реакции: Америка, золото, богатство, работа.

По нашему мнению, синонимическую аттракцию можно рассматривать как процесс, в ходе которого к аттрактору притягиваются синонимы, характеризующие наиболее актуальные в данный момент времени для определенного круга лиц понятия. В свою очередь аттрактор может быть представлен в виде фрактального множества или объединения и включать в себя большое количество характеристик данного явления.

Продуцирование и восприятие слова в речемыслительной деятельности происходит под влиянием не самих интра- и экстралингвистических факторов, а их психических образов, дискретных элементов знания, сформированных у коммуникантов в процессе деятельности и зависящих от избирательности и направленности их познавательных процессов, определяющихся, в свою очередь, целями, установками, потребностями, эмоциями субъекта [Каминская].

Точкой аттракции могут стать самые разнообразные явления, например социальная обстановка в стране, сфера деятельности индивида, образование, возраст, пол, что и будет влиять на набор синонимизирующихся слов. Существенным параметром самоорганизации является нелинейность развития системы, то есть ситуация, при которой состояние системы на каждом последующем этапе зависит не столько от начального состояния, сколько от непосредственно предшествующего, и развитие совершается через случайность выбора пути.

Также можно говорить о влиянии эффекта прайминга на формирование синонимических рядов в сознании индивида. Данный эффект возникает при обращении человека к предшествующей ситуации общения, в процессе которой индивид взаимодействует с воспринимаемым объектом, в результате чего в момент продуцирования реакции в сознании индивида происходит отражение испытанных в тот момент в прошлом впечатлений на данное слово-стимул.

В процессе анализа данных направленного ассоциативного эксперимента нами выявлены следующие основания для сходства стимула и полученных на него реакций:

• социокультураная обусловленность;

• эмоционально аффективное состояние индивида;

• когнитивное состояние индивида;

• ситуационная связь;

• специфично-индивидуальный опыт;

• характеристики объекта:

- по внешнему виду (визуальный образ);

- цвет;

- качество и т.д.;

• стереотипная ситуация;

• экспликация;

• противопоставление;

• предикативная связь;

• атрибутивная связь.

Процесс аттракции, вероятно, можно представить следующим образом: выбирая синоним для данного слова, индивид пребывает в неопределенности ( в точке бифуркации). Это критическое состояние, когда человек находится в поиске решения поставленной задачи. Будущее состояние системы в момент прохождения «порогового» значения (точки бифуркации) представлено целым веером возможностей. В данной точке система находится в неравновесном состоянии, из которого ее могут вывести малые воздействия - флуктуации.

Н.Ф. Алефиренко полагает, что в сознании индивида «происходит выбор речевой стратегии, определение одного из потенциально возможных векторов дискурсообразования, то есть того упорядочивающего средства, которое бы позволило преодолеть энтропийные тенденции (дезорганизацию) и привести к порождению нового речемыслительного феномена» [Алефиренко 2009: 7]. Именно в этот момент появляется аттрактор, например социальная обстановка в стране, сфера деятельности индивида, образование, возраст, пол, который повлияет на дальнейшее развитие всей системы синонимов. Удачно завершившийся поиск аттрактора (равновесного состояния) и бифуркаций (выбора) приводит дискурсивное сознание в диссипативное состояние [Там же: 9]. «В точках бифуркации, т.е. критических пороговых точках, поведение системы становится неустойчивым и может эволюционировать к нескольким альтернативным состояниям, соответствующим различным устойчивым модам. В этом случае мы можем иметь дело только с вероятностями, и никакое "приращение знания" не позволит детерминистически предсказать, какую именно моду изберет система» (Пригожин, Стенгерс 1994: 70)

Экстраполируя теорию самоорганизации на процесс синонимической аттракции, можно заметить, что аттракторы как бы структурируют, организуют систему синонимов в сознании индивида, детерминируют стабильные и нестабильные состояния всей системы ментального лексикона, и, несмотря на то что выбранные решения (синонимы) могут быть одинаковыми у разных людей, пути решения поставленной задачи у каждого из них различны. Это подтверждает отсутствие системности в процессе выбора лексических средств.

Это можно объяснить тем, что естественные процессы мышления в большей мере являются алогичными, человеку достаточно сложно объяснить почему он выбрал тот или иной синоним слову, так как в моменты выбора включаются подсознательные процессы, неосознаваемые, которые базируются на ассоциациях, алогичном и метафорическом мышлении. Процесс выбора синонимов связан с репрезентацией знаний у индивида, с организацией знаний и особенностями их хранения и извлечения, а также с такими личностными характеристиками, как эмоциональное состояние, скрытые мотивы, мировоззренческие ценности и т. п.

Функционируя в лексиконе человека, слово выступает «как средство доступа к единой информационной базе индивида, в которой слиты продукты переработки перцептивного, когнитивного и эмоционально-оценочного опыта (вербального и невербального), полученного в процессах познания и общения по закономерностям психической деятельности и под контролем принятых в социуме (и культуре) норм и оценок» [Залевская 2007: 275]. Можно предположить, что при синонимизации слов в сознании человека, при существовании альтернативности развития происходит спонтанное формирование порядка, то есть процесс самоорганизации смысла. Восприятие вербальных стимулов является процессом решения неопределенности [Самигулина 2008: 384]. Аттракторы в некоторой степени упорядочивают хаотичную структуру синонимов и поддерживают ее в равновесном состоянии в рамках одной концептуальной системы. Синонимический аттрактор, являясь точкой притяжения, как бы «залавливает» определенные слова, являющиеся синонимами по тому или иному критерию для индивида, соответственно сохраняя систему в равновесии, формируя в сознании поля синонимов, которые будут конструировать целые разветвленные (пересекающиеся) системы фреймов.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АлефиренкоН. Ф. Спорные проблемы семантики. М.: Гнозис, 2005. 326 с.

Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихолоии. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2006. 512 с.

Залевская А. А. Введение в психолингвистику: учебник. 2 изд., испр. и доп. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. 560 с.

Каминская Э. Е. Внутренние контексты интерпретации: психолингвистический подход // Вестник Нов ГУ: научно-теоретический и прикладной журнал. 1998. №4. URL: http://admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/All/1A18E423E6625AB1C3256727002E7B52 (дата обращения: 25.02.2010).

Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и системный синтез. URL: http://www.keldysh.ru/book/sinpr.html (дата обращения: 25.02.2010).

Лебедева С. В. Синонимическая аттракция в индивидуальном лексиконе // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. мат-лов / отв.ред. Н. Н. Болдырев; Федеральное агентство по образованию, Ин-т языкознания Рос. Академии наук, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. 822 с. С. 464-466.

Лебедева С. В. Близость значения слов в индивидуальном сознании: дис. ... д-ра филол. наук. Тверь, 2002. 311 с.

Пригожин И., СтенгерсИ. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994. 273 с.

Самигулина Ф. Г. О возможности применения синергетического подхода при исследовании механизма восприятия бистабильных концептуальных структур // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. мат-лов / отв. ред. Н. Н. Болдырев; Федеральное агентство по образованию, Ин-т языкознания Рос. Академии наук, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. 822 с. С. 383-385.

Ullman S. Semantic Universals. Л.: Просвещение, 1975. 279 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.