Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА МОТИВАЦИЮ И ПОВЕДЕНИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА МОТИВАЦИЮ И ПОВЕДЕНИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАКЛОННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКУРСНИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дворникова Ольга Федоровна

На основе материалов тестирования студентов первокурсников, проводимых ежегодно в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, проведено исследование, направленное на выявление изменений социально-психологического портрета первокурсника, вызванных условиями пандемии. Исследование проводилось методом сравнения при ориентации на тенденции общих изменений, вскрытых в работах, посвящѐнных влиянию COVID-19 на социально-психологическое состояние общества. Результаты исследования показали, что мотивационные моменты, определяющие прерогативы выбора у первокурсников, в целом не изменились. Однако при этом наблюдается усиление прагматической составляющей выбора, акцент на опыт и мнение профессорско-преподавательского состава. При этом, несмотря на пандемию, отмечается сохранение общего положительного настроя и оптимистических взглядов на жизнь, что коррелирует с результатами исследования О.П. Цариценцевой и Я.В. Дидковской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE MOTIVATION AND BEHAVIOR OF FRESHMEN

Based on the testing materials of freshmen students, held annually at the Saint- Petersburg state university of telecommunications prof. M.A. Bonch-Bruevich conducted a study aimed at identifying changes in the socio-psychological portrait of a freshman caused by the conditions of the pandemic. The study was carried out by comparison methods while focusing on the trends of general changes revealed in works devoted to the impact of COVID-19 on the socio-psychological state of society. The results of the study showed that the motivational aspects that determine the prerogatives of choice among freshmen as a whole did not change. However, at the same time, there is an increase in the pragmatic component of the choice, an emphasis on the experience and opinion of the teaching staff. At the same time, despite the pandemic, there is a preservation of the general positive attitude and optimistic outlooks on life, which correlates with the results of the research by O.P. Tsaritsentseva and Ya.V. Didkovskaya.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА МОТИВАЦИЮ И ПОВЕДЕНИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ»

УДК 519.71; 159.9

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА МОТИВАЦИЮ И ПОВЕДЕНИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Ольга Федоровна Дворникова13.

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург, Россия вolga.dvornikova.68@mail.ru

Аннотация. На основе материалов тестирования студентов первокурсников, проводимых ежегодно в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, проведено исследование, направленное на выявление изменений социально-психологического портрета первокурсника, вызванных условиями пандемии. Исследование проводилось методом сравнения при ориентации на тенденции общих изменений, вскрытых в работах, посвященных влиянию COVID-19 на социально-психологическое состояние общества. Результаты исследования показали, что мотивационные моменты, определяющие прерогативы выбора у первокурсников, в целом не изменились. Однако при этом наблюдается усиление прагматической составляющей выбора, акцент на опыт и мнение профессорско-преподавательского состава. При этом, несмотря на пандемию, отмечается сохранение общего положительного настроя и оптимистических взглядов на жизнь, что коррелирует с результатами исследования О.П. Цариценцевой и Я.В. Дидковской.

Ключевые слова: тестирование, мотивация поведения, определение наклонностей и интересов студентов, социально-психологический портрет первокурсника

Для цитирования: Дворникова О.Ф. Влияние пандемии на мотивацию и поведение первокурсников // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 1. С.174-181.

IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE MOTIVATION AND BEHAVIOR OF FRESHMEN

Olga F. DvornikovaH.

Saint-Petersburg state university of telecommunications of prof. M.A. Bonch-Bruevich, Saint-Petersburg, Russia Bolga.dvornikova.68@mail.ru

Abstract. Based on the testing materials of freshmen students, held annually at the Saint-Petersburg state university of telecommunications prof. M.A. Bonch-Bruevich conducted a study aimed at identifying changes in the socio-psychological portrait of a freshman caused by the conditions of the pandemic. The study was carried out by comparison methods while focusing on the trends of general changes revealed in works devoted to the impact of COVID-19 on the socio-psychological state of society. The results of the study showed that the motivational aspects that determine the prerogatives of choice among freshmen as a whole did not change. However, at the same time, there is an increase in the pragmatic component of the choice, an emphasis on the experience and opinion of the teaching staff. At the same time, despite the pandemic, there is a preservation of the general positive attitude and optimistic outlooks on life, which correlates with the results of the research by O.P. Tsaritsentseva and Ya.V. Didkovskaya.

Keywords: testing, motivation of behavior, determination of inclinations and interests of students, socio-psychological portrait of a freshman

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2022

For citation: Dvornikova O.F. Impact of the pandemic on the motivation and behavior of freshmen // Nauch.-analit. journ. «Vestnik Saint-Petersburg university of State fire Service of EMERCOM of Russia». 2022. № 1. P. 174-181.

Введение

Для современного высокотехнологичного общества пандемия, вызванная COVID-19, явилась серьезным испытанием. Заболевание затронуло все сферы жизни человека, включая работу, занятия спортом, организацию досуга [1]. Вынужденная изоляция внесла существенные изменения в модус поведения людей, профессия которых связана с активным социальным общением. Необходимость защитного поведения в условиях пандемии наложила свой отпечаток не только на характере индивидуумов, но и на их психологическом здоровье [2]. В результате в обществе существенно возросла суицидологическая ситуация [3].

Особенно сильный психологический удар пандемия нанесла на подростков, лишив их привычной сферы общения, перешедшей в виртуальное пространство. Это вопрос усиленно исследуется. При этом анализ работ по данному направлению указывает на возрастание потенциального риска возникновения негативных психологических последствий, возникающих ввиду вынужденной изоляции [4].

Но, несмотря на сложность ситуации, как говорится, жизнь продолжается. Государственный механизм, адаптируясь в сложившихся условиях, определяет новые направления для развития общества, в том числе и в сфере образования. Очевидно, что переход на дистанционное обучение неоднозначно был воспринят в педагогическом сообществе. Дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор. В частности, «... пока не ясно, пойдет ли на пользу цифровизация образования» [5]. При том, что даже министр науки и высшего образования В.Н. Фальков признал, что в результате перехода на дистанционное обучение существенно снизилось качество образования в вузах и в школах [6]. Однако в настоящий момент это является единственной альтернативой получения знаний для абитуриента.

В результате в вузы приходит контингент, который проходил дистанционное обучения, и в период его подросткового становления перед поступлением в вуз большую часть времени вынужден был общаться со сверстниками онлайн. Очевидно, все это наложило определенный отпечаток на его мировосприятии и отношении к учебе в целом.

С учетом указанных обстоятельств, предлагаются результаты исследования, проведенного в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ), по выявлению изменений социально-психологического портрета первокурсника, вызванных условиями пандемии.

Организация и методы исследования

В основе исследования лежат результаты ежегодного тестирования первокурсников СПбГУТ, проводимого по переработанным тестам [7, 8].

Целью ежегодно проводимого тестирования является определение способностей, наклонностей и интересов студентов для последующей ориентации вектора работы психолога СПбГУТ. В результате такого тестирования составляется обобщенный «портрет» среднестатистического первокурсника.

Подобная работа ведется во многих вузах, о чем свидетельствуют публикации [9-11].

Тестирование проводится по пяти направлениям:

- определение проблем учебной и социальной адаптации первокурсников;

- получение информации об оценке студентами как потребителями качества образования в СПбГУТ;

- установление степени удовлетворенности студентов процессом обучения в университете;

- изучение ценностного содержания мотивов поступления в выбранный вуз;

- выявление предпочтений студентов при выборе будущей сферы деятельности и др.

Тестирование проводится анонимно онлайн по 37 опросным анкетам, вопросы

которых частично перекликаются по смыслу, для исключения ответов в режиме «автомат». Как правило, общее количество студентов первого курса очной формы обучения колеблется от 1 700 до 2 036 человек. При этом в анкетировании принимает участие от 800 до 1 000 человек, что указывает на высокую репрезентативность результатов. Для исследования были отобраны результаты тестирования за 2019 и 2020 гг., которые как раз и позволят охарактеризовать изменения во взглядах студентов, обусловленных социальными процессами, вызванных пандемией. Способ тестирования определялся в соответствии с работами [12-14].

Следует отметить высокую конкордацию результатов тестирования, полученных в 2019 г. по отношению к предыдущему периоду, что указывает на корректность и сбалансированность подобранных вопросов тестирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В тестировании 2019 г. участие приняло 1 030 студентов первого курса. А в 2020 г. -848 студентов. Следует отметить, что по сравнению с 2019 г. в 2020 г. изменилась гендерная составляющая респондентов в сторону увеличения представителей женского пола в 1,22 раза, то есть с 29,1 % до 35,5 %, при том, что общее соотношение юношей и девочек, поступивших в СПбГУТ, осталось примерно на прежнем уровне.

Нестабильность экономики, вызванная необходимостью перехода на так называемую «удаленку» способствовала тому, что в 2020 г. почти в 1,5 раза увеличилась доля студентов-первокурсников, уже имеющих среднее профессиональное и высшее образование. При том, что согласно тестированию, финансовое состояние семей респондентов фактически не изменилось.

Следует отметить повысившийся интерес петербуржцев к СПбГУТ, доля которых возросла на 6,5 % и составила 37,5 % от общего числа тестируемых.

На рис. 1 представлена география поступивших в СПбГУТ по федеральным округам.

17 (2%)

Рис. 1. Распределение поступивших в СПбГУТ по федеральным округам (ФО)

Однако с учетом увеличения доли мест для поступающих, в 2020 г. в 1,4 раза увеличилось число иногородних студентов (достигло 60 %), то есть, которые не могут ежедневно возвращаться после занятий домой.

В блоке вопросов «Профессиональная мотивация к поступлению в университет» интересным моментом явилось то, что сохраняется общая тенденция престижности конкретной профессии у поступающих. Только у 6 % респондентов выбор СПбГУТ был связан с необходимостью учебы в Санкт-Петербурге. Это подтверждают заключения Я.В. Дидковской, которая утверждала, что у молодежи получение образование, прежде всего, выражается в «... удовлетворенности индивидами достигнутым в профессии» [15]. При этом доминирующим фактором явилось соответствие профиля будущей специальности собственным наклонностям респондентов и наличие советов со стороны родителей. Данный показатель составил 77,2 %, что почти на 6 % превысило показатель 2019 г.

Следует отметить, что ответы респондентов представлялись едиными Google-form, пример которой показан на рис. 2 при ответе на вопрос «Вы считаете что, выбранная специальность (профессия):».

11. Вы считаете следующее, что, выбранная специальность (профессия):

::":-:т-:: в 2019 г.

:i-li оте т": е в 2020г.

Ф Повысит ваш статус в

обществе ф Обеспечит будущее

трудоус1ройство Ф Позволит получать высокую

заработную плату Ф Предоставит возможность получить бесплатное обр... Ф Обеспечит интересную работу

Рис. 2. Пример представления результатов обработки вопросов теста

Достаточно неожиданным явился ответ на вопрос об удовлетворенности студенческой жизнью. Поскольку в условиях социальных ограничений, вызванных пандемией, 84,1 % опрошенных устраивает студенческая жизнь в СПбГУТ, что даже на 1,1 % превысил показатель 2019 г. При этом 69,7 % (68,4 % в 2019 г.) заняты только учебой. Совмещают работу с учебой только 11,6 % (10,8 % в 2019 г.), причем порядка у 40 % работающих студентов специфика труда связана с получаемой профессией.

Другой приятной неожиданностью явилось сохранение высокой адаптивности респондентов, несмотря на социальные ограничения, обусловленные пандемией, к новым условиям жизни, то есть жизни в студенческом коллективе. Так 86,1 % (84,3 % в 2019 г.) вполне довольны новым коллективом, несмотря на достаточно широкую географию респондентов. Полученные результаты хорошо коррелируют с вопросами из другого блока, где оценивалась морально-психологическая атмосфера в вузе и коллективе. Только 1,6 % оценили ее как негативную, по сравнению с 2 % в 2019 г. Примерно такая же картина просматривается и при ответе на вопрос «Насколько психологический климат в нашем вузе благоприятен для творчества студентов?». Так, в 2019 г. только 2,7 % студентов считали, что психологическая обстановка в университете тяжелая. А в 2020 г. такого мнения придерживалось всего 2 % респондентов. И в четвертом блоке тестовых вопросов также затрагивалась данная тематика в контексте взаимоотношений с преподавателями и студентами. Согласно ответам респондентов более 80 % считают, что у них нормальные отношения с преподавателями. Причем 84,5 % полагают, что в университете создан

благоприятный климат для творчества студентов. И только около 4,4 % негативно воспринимают администрацию университета. При этом 20,2 % затруднились с ответом на указанный вопрос.

Заметим, что неопределенность, обусловленная непониманием ситуации, вызванной пандемией, является серьезным ударом по психике. «Человеческая психика имеет наибольшую уязвимость именно перед неопределенностью» [16]. В такой ситуации человек интуитивно ищет защиты. Поэтому в тесты был помещен вопрос «Когда возникают какие-то проблемы, к кому Вы обращаетесь за помощью?». И если в 2019 г. за помощью к педагогам обращалось не более 6,7 % респондентов, то в 2020 г. таких обращений возросло в 1,72 раза, что еще раз подчеркивает о наличии здорового климата в СПбГУТ, поскольку студенты доверяют преподавателям и идут на контакт.

Это особенно важно с позиций недопущения стрессовых состояний в коллективе, вызванных нагнетанием психоза со стороны отдельных индивидуумов [14]. В табл. 1 представлена полная раскладка, характеризующая выбор респондента по вопросам поиска поддержки и помощи при возникновении проблем.

Таблица 1. Субъекты, к которым респонденты обращались за помощью

Субъект обращения 2019 г. 2020 г.

Родители и родственники 61,2 % 61,2 %

Друзья и однокурсники 72 % 73,1 %

Студенческий совет 4,6 % 3,6 %

Куратор группы 32,9 % 40,2 %

Профессорско-преподавательский состав 6,7 % 11,5 %

Администрация университета 3,6 % 4,9 %

Не указанные выше категории 16,4 % 14,4 %

Переход к дистанционному обучению сказался и на отношении респондентов к качеству организации учебного процесса. Если в 2019 г. 77,7 % были полностью им удовлетворены, 13,0 % не удовлетворены, а 9,3 % затруднились с выбором ответа, то в 2020 г. ситуация изменилась. Соответственно: 70,4 %; 17,0 %; 12,6 %. Данное мнение подтверждается и другой группой ответов, представленных в табл. 2.

Таблица 2. Ответы на вопрос «Интересно ли вам учиться в вузе?»

Варианты ответа 2019 г. 2020 г.

Проявляют полный интерес к учебе 44,1 % 50,4 %

Учебный процесс скорее нравится, чем нет 41,2 % 39,1 %

Считают, что организация учебного процесса не вызывает положительных эмоций по разным причинам 7,5 % 7,5 %

Негативно воспринимают учебу в вузе 4 % 3,7 %

Затрудняются ответить на данный вопрос 3,2 % 3,4 %

В рамках проводимого исследования особый интерес вызвал последний блок вопросов, связанных с выявлением предпочтений студентов и их выбором будущей сферы деятельности.

Казалось бы, депрессивная обстановка, обусловленная пандемией, должна негативно сказываться на отношении к будущему - а нет, все как раз наоборот. В подтверждение, в табл. 3 , 4 представлены результаты ответов на вопросы: «Что даст вам высшее образование?»; «Чем планируете заниматься после окончания учебы в университете?».

Таблица 3. Ответы на вопрос «Что даст вам высшее образование?»

Варианты ответа 2019 г. 2020 г.

Возможность заниматься интеллектуальным трудом 34,8 % 36,5 %

Высшее образование престижно 22,5 % 22,1 %

Возможность получить отсрочку от армии 15,7 % 13,0 %

Высокий уровень благосостояния 27,0 % 28,4 %

Таблица 4. Ответы на вопрос «Чем планируете заниматься после окончания учебы в вузе?»

Варианты ответа 2019 г. 2020 г.

Продолжить учебу в магистратуре 35,7 % 38,3 %

Работать по специальности в государственной структуре 15,3 % 9,9 %

Работать по специальности на частном предприятии 13,2 % 19,8 %

Организовать собственное предприятие 9,0 % 10,1 %

Работать в зарубежной компании 10,0 % 10 %

Отдохнуть от учебы 4,9 % 3,1 %

Не определились с ответом 11,9 % 8,8 %

Полученные данные коррелируют с результатами исследования О.П. Цариценцевой, которая сделала заключение «Обращает на себя внимание то, что в целом по факторам, описывающим отношение к будущему, не было получено отрицательных результатов» [17].

Выводы

Пандемия внесла свои коррективы как в мотивацию, так и в поведение первокурсников. Однако в целом их психологический настрой является положительным. При этом можно выделить следующие общие черты первокурсников СПбГУТ. Они аполитичны и социально пассивны, в меру спортивны, но в целом придерживаются здорового образа жизни (свыше 61 %).

Они преимущественно живут на доходы родителей (свыше 92 %) и мечтают, что полученное ими образование позволит занять высокое положение в обществе и заниматься интеллектуальным трудом (свыше 66 %).

Но при этом более 51 % полагает, что в будущем полученная специальность обеспечит им высокий уровень благосостояния. В основном они планирует продолжить учебу в магистратуре (свыше 38 %), а по ее окончанию остаться жить и работать в Санкт-Петербурге (более 51 %).

Дальнейшие исследования будут направлены на выявление характера изменения их мотивации и поведения по окончанию обучения в СПбГУТ.

Список источников

1. Stankovska G., Memedi I., Dimitrovski D. Coronavirus COVID-19 disease, mental health and psychosocial support // Society Register. 2020. Vol. 4. № 2. P. 33-48. https://doi.org/10.14746/sr.2020.4.2.03.

2. Abdulkareem S.A., Augustijn E.-W., Filatova T., Musial K., Mustafa Y.T. Risk perception and behavioral change during epidemics: comparing models of individual and collective learning // PloS One. 2020. V. 1. № 15. Article e0226483, 10.1371/journal.pone.0226483.

3. Любов Е.Б., Зотов П.Б., Положий Б.С. Пандемии и суицид: идеальный шторм и момент истины // Суицидология. 2020. Т. 11. № 1 (38). С. 3-38.

4. Oosterhoff. B., Palmer C.A., Wilson J., Shook N. Adolescents, motivations to engage in social distancing during the COVID-19 pandemic: associations with mental and social health //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J. Adol Health May 2020. V. 67. № 2. P. 179-185. DOI: https://doi.org/10.1016/ j .jadohealth.2020.05.004.

5. Юшаева П.А., Эльсанукаев А.Т. В чем проблема дистанционного обучения? дистанционное обучение // Информационные технологии в образовании: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Махачкала, 2020. С. 253-257.

6. Ведомости: газ. от 28 дек. 2020. URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/ 2020/12/28/852686-minobrnauki-priznali-snizhenie-kachestva (дата обращения: 06.11.2021).

7. Сборник психологических тестов. Часть I: пособие / сост. Е.Е. Миронова. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. 155 с.

8. Худяков А.И. Экспериментальная психология. Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2016. 408 с.

9. Рохманийко А.А., Портнова К.А. Исследование психологической адаптации студентов первокурсников к условиям вузовской среды // Актуальные исследования в сфере гуманитарного знания: сб. науч. трудов V Студ. науч.-практ. конф. по гуманитар. дисциплинам. Кинель, 2019. С. 3-5.

10. Бартеньева В.Г., Кутырева А.Д. Анализ адаптации студента в процессе профессиональной подготовки // Технолого-экономическое образование. 2019. № 12. С. 73-76.

11. Шкирман Р.С. Особенности социально-психологической адаптация студентов первого курса, обучающихся в интернациональных группах // Развитие современного образования: от теории к практике: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С.103-105.

12. Способ проведения экспресс-тестирования знаний обучаемых и обработки его результатов / Л.В. Гордиенко [и др.]: пат. 2748301 C1 Рос. Федерация. 21.05.2021; заяв. № 2020122971 от 06.07.2020.

13. Способ обработки результатов экспресс-тестирования знаний обучаемых / СВ. Дворников [и др.]: пат. 2689208 C1 Рос. Федерация. 24.05.2019; заяв. № 2018144042 от 12.12.2018.

14. Дворникова О.Ф., Дворников С.В., Худяков А.И. Вероятностная модель оценки стрессовых состояний // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2021. Т. 37. С. 88-103.

15. Дидковская Я.В. Успешность профессиональной карьеры молодежи в трансформирующемся обществе // Дискуссия. 2015. № 9 (61). С. 64-69.

16. Kuzina N.V. Information security in the context of pandemic: consequences for the individual and state. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2020. № 1. ISSN: 2658-7734. Media Safety & Security. Doi: https://doi.org/10.46539/gmd.v3i1.119.

17. Цариценцева О.П. Отношение к будущему людей, перенесших COVID-19 // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2021. Т. 37. С. 57-68.

References

1. Stankovska G., Memedi I., Dimitrovski D. Coronavirus COVID-19 disease, mental health and psychosocial support // Society Register. 2020. Vol. 4. № 2. P. 33-48. https://doi.org/10.14746/sr.2020A2.03.

2. Abdulkareem S.A., Augustijn E.-W., Filatova T., Musial K., Mustafa Y.T. Risk perception and behavioral change during epidemics: comparing models of individual and collective learning // PloS One. 2020. V. 1. № 15. Article e0226483, 10.1371/joumal.pone.0226483.

3. Lyubov E.B., Zotov P.B., Polozhij B.S. Pandemii i suicid: ideal'nyj shtorm i moment istiny // Suicidologiya. 2020. T. 11. № 1 (38). S. 3-38.

4. Oosterhoff. B., Palmer C.A., Wilson J., Shook N. Adolescents, motivations to engage in social distancing during the COVID-19 pandemic: associations with mental and social health //

J. Adol Health May 2020. V. 67. № 2. P. 179-185. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.jadohealth.2020.05.004.

5. Yushaeva P.A., El'sanukaev A.T. V chem problema distancionnogo obucheniya? distancionnoe obuchenie // Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. Mahachkala, 2020. S. 253-257.

6. Vedomosti: gaz. ot 28 dek. 2020. URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/ 2020/12/28/852686-minobrnauki-priznali-snizhenie-kachestva (data obrashcheniya: 06.11.2021).

7. Sbornik psihologicheskih testov. Chast' I: posobie / cost. E.E. Mironova. Mn.: Zhenskij institut ENVILA, 2005. 155 s.

8. Hudyakov A.I. Eksperimental'naya psihologiya. H.: Izd-vo «Gumanitarnyj Centr», 2016.

408 s.

9. Rohmanijko A.A., Portnova K.A. Issledovanie psihologicheskoj adaptacii studentov pervokursnikov k usloviyam vuzovskoj sredy // Aktual'nye issledovaniya v sfere gumanitarnogo znaniya: sb. nauch. trudov V Stud. nauch.-prakt. konf. po gumanitar. disciplinam. Kinel', 2019. S. 3-5.

10. Barten'eva V.G., Kutyreva A.D. Analiz adaptacii studenta v processe professional'noj podgotovki // Tekhnologo-ekonomicheskoe obrazovanie. 2019. № 12. S. 73-76.

11. Shkirman R.S. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptaciya studentov pervogo kursa, obuchayushchihsya v internacional'nyh gruppah // Razvitie sovremennogo obrazovaniya: ot teorii k praktike: sb. materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2017. S. 103-105.

12. Sposob provedeniya ekspress-testirovaniya znanij obuchaemyh i obrabotki ego rezul'tatov / L.V. Gordienko [i dr.]: pat. 2748301 C1 Ros. Federaciya. 21.05.2021; zayav. № 2020122971 ot 06.07.2020.

13. Sposob obrabotki rezul'tatov ekspress-testirovaniya znanij obuchaemyh / S.V. Dvornikov [i dr.]: pat. 2689208 C1 Ros. Federaciya. 24.05.2019; zayav. № 2018144042 ot 12.12.2018.

14. Dvornikova O.F., Dvornikov S.V., Hudyakov A.I. Veroyatnostnaya model' ocenki stressovyh sostoyanij // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Psihologiya. 2021. T. 37. S. 88-103.

15. Didkovskaya Ya.V. Uspeshnost' professional'noj kar'ery molodezhi v transformiruyushchemsya obshchestve // Diskussiya. 2015. № 9 (61). S. 64-69.

16. Kuzina N.V. Information security in the context of pandemic: consequences for the individual and state. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2020. № 1. ISSN: 2658-7734. Media Safety & Security. Doi: https://doi.org/10.46539/gmd.v3i1.119.

17. Caricenceva O.P. Otnoshenie k budushchemu lyudej, perenesshih COVID-19 // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Psihologiya. 2021. T. 37. S. 57-68.

Информация о статье:

Статья поступила в редакцию: 15.12.2021; одобрена после рецензирования: 10.02.2022; принята к публикации: 28.02.2022

The information about article:

The article was submitted to the editorial office: 15.12.2021; approved after review: 10.02.2022; accepted for publication: 28.02.2022

Информация об авторах:

Ольга Федоровна Дворникова, психолог Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (193232, Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 22, к. 1), e-mail: olga.dvornikova.68@mail.ru

Information about the authors:

Olga F. Dvornikova, psychologist St. Petersburg State University of Telecommunications named after prof. M.A. Bonch-Bruevich (193232, St. Petersburg, Bolshevikov Ave, 22, building 1), e-mail: olga.dvornikova.68@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.