Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ: НА ПРИМЕРЕ АБИТУРИЕНТОВ МГТУ ИМ. БАУМАНА'

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ: НА ПРИМЕРЕ АБИТУРИЕНТОВ МГТУ ИМ. БАУМАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ / ТРАЕКТОРИИ И СТРАТЕГИИ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ / ВЫБОР ВУЗА И СПЕЦИАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ АБИТУРИЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красниковский Владимир Ярославович, Оплетина Надежда Витальевна, Субочева Оксана Николаевна

Статья посвящена социальных характеристик будущих студентов на основе стратегий поступления абитуриентов в вуз в условиях пандемии. Анализируются результаты разведывательного социологического исследования, проведенного среди первокурсников МГТУ им. Н. Э. Баумана методом Интернет-опроса. Рассматриваются условия, которыми руководствовались первокурсники при выборе вуза и специальности, поступившие на бюджетную, целевую и платную формы обучения. Установлено, что такие характеристики вуза, представленные во внешней среде, как исторические традиции университета, его престиж, вариативность образовательных программ обучения, многообразие направлений подготовки оказались значимыми для принятия решения о поступлении, а инновационность, актуальность, востребованность профессии на рынке труда - при выборе специальности. Делается вывод о том, что значимость таких факторов, как государственный статус вуза и наличие военной кафедры имеют тенденцию к снижению, а современный выбор абитуриентов смещается в сторону оценки «полезности» и «интересности» будущей специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE SOCIAL CHARACTERISTICS OF FUTURE STUDENTS: THE EXAMPLE OF APPLICANTS FROM THE MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY BAUMAN

The article is devoted to the identification of strategies for the admission of applicants to the university in the conditions of a pandemic. The results of an intelligence sociological study conducted among the first-year students of the Bauman Moscow State Technical University by the method of an Internet survey are analyzed. The conditions that guided the first-year students in choosing a university and specialty, who entered the budget, target and paid forms of education, are considered. It is established that such characteristics of the university presented in the external environment as the historical traditions of the university, its prestige, the variability of educational training programs, the variety of training areas proved to be significant for making a decision on admission, and innovation, relevance, demand for a profession in the labor market - when choosing a specialty. It is concluded that the importance of such factors as the state status of the university and the presence of a military department tend to decrease, and the modern choice of applicants is increasingly shifting towards assessing the “usefulness” and “interest” of the future specialty.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ: НА ПРИМЕРЕ АБИТУРИЕНТОВ МГТУ ИМ. БАУМАНА»

Оценка социальных характеристик будущих студентов: на примере абитуриентов МГТУ им. Баумана

Красниковский Владимир Ярославович,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Социология и культурология», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана E-mail: krvl2007@yandex.ru

Оплетина Надежда Витальевна,

кандидат социологических наук, доцент, кафедра «Социология и культурология», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана E-mail: opletinanv@mail.ru

Субочева Оксана Николаевна,

доктор социологических наук, профессор, кафедра «Социология и культурология», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана E-mail: subochevaon@mail.ru

Статья посвящена социальных характеристик будущих студентов на основе стратегий поступления абитуриентов в вуз в условиях пандемии. Анализируются результаты разведывательного социологического исследования, проведенного среди первокурсников МГТУ им. Н.Э. Баумана методом Интернет-опроса. Рассматриваются условия, которыми руководствовались первокурсники при выборе вуза и специальности, поступившие на бюджетную, целевую и платную формы обучения. Установлено, что такие характеристики вуза, представленные во внешней среде, как исторические традиции университета, его престиж, вариативность образовательных программ обучения, многообразие направлений подготовки оказались значимыми для принятия решения о поступлении, а инноваци-онность, актуальность, востребованность профессии на рынке труда - при выборе специальности. Делается вывод о том, что значимость таких факторов, как государственный статус вуза и наличие военной кафедры имеют тенденцию к снижению, а современный выбор абитуриентов смещается в сторону оценки «полезности» и «интересности» будущей специальности.

Ключевые слова: новые требования к образовательной системе, траектории и стратегии поступления в вуз, выбор вуза и специальности в условиях пандемии, качество образования, мотивационный профиль абитуриента

Проблемы образования вызывают особый интерес в современном мире. Усиливающееся воздействие Четвертой промышленной революции, базирующаяся на использовании информационных технологий, автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта, создает новый технологический уклад, предполагающий изменение сознания людей. Данные обстоятельства предъявляют и новые требования к образовательной системе, как институции, оказывающей существенное влияние на все процессы, происходящие в обществе. В этой связи политики, чиновники, общественность возлагают огромные надежды на университеты и научные сообщества в подготовке специалистов, отвечающих вызовам современного общества.

Сегодня высшая школа так же осознает неизбежность смены своих стратегических целей и функциональных характеристик. Проблемы, встающие перед вузами в ходе выполнения институциональных обязанностей, связаны как с внедрением информационно-коммуникационных технологий, так и с созданием в учебных заведениях принципиально иной культурно-образовательной среды, способствующей новой социализационной миссии университетов [6].

В этой связи огромное значение имеет изменение социальных характеристик студенчества, начиная от их мотивированности к учебе и заканчивая проявлениями принципиально новых личностных качеств, не свойственных студентам предшествующих поколений [2,7].

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в разворачивающийся процесс трансформации образовательной системы, а стратегии циф-ровизации образования, которые были рассчитаны на пять - десять лет, оказались востребованы здесь и сейчас. Пандемия, спровоцировав, по сути, экстренный переход в цифровую образовательную среду, выявила вызовы и породила определенные страхи, поставив всю систему образования в тяжелые условия, вынуждая в кратчайшие условия адаптироваться к происходящим событиям, решать множество актуальных задач. Это не могло не отразиться и на практике организации и проведения приемной компании в вузах, в процессе которой были объективированы новые стратегии поступления абитуриентов и выявлены новые мотивации при поступлении. Обозначенные выше обстоятельства и определили тематику и проблематику социологического исследования.

В декабре 2020 года преподаватели кафедры «Социология и культурология» и студенты-

сз о

о Л о

о сз о в

социологи в рамках проекта «От абитуриента к первокурснику» провели Интернет-опрос учащихся первого курса МГТУ им. Н.Э. Баумана. Исследование имело поисковую направленность и во многом было направлено на закрепление навыков, полученных студентами при изучении таких дисциплин как «Основы социологии (введение в специальность)» и «Методология и методы социологического исследования». Данная позиция определила не строгое отношение к формированию выборки, характерное для поисковых, разведывательных исследований. Всего в анкетировании приняли участие 798 студентов первого курса различных факультетов, из них 375 человек обучались по программам бакалавриата, а 423 -специалитета. 73% респондентов - юноши, 27% -девушки. 57% опрошенных обучались на бюджетной основе, 11% - на платной, 32% - студенты целевой формы обучения.

В процессе исследования предполагалось:

1) выявить стратегии поступления абитуриентов в МГТУ им Н.Э. Баумана в условиях пандемии;

2) выяснить, чем руководствуются абитуриенты, ориентированные на бюджетную, целевую и платную формы обучения, при выборе вуза и специальности; 3) описать образ вуза во внешней среде с позиции абитуриента; 4) обозначить особенности мотивации абитуриентов при поступлении в МГТУ им. Н.Э. Баумана

В целом, студенты-первокурсники удовлетворены поступлением в МГТУ им. Н.Э. Баумана и 95% обучающихся из числа опрошенных заявляют, что им нравится учиться в этом вузе. Об этом же говорят и данные, полученные при анализе ответов на открытый вопрос анкеты «Если не нравиться учиться в МГТУ, то почему?». Среди полученных ответов - подавляющее большинство - указывают на то, что учиться им нравиться. При этом студенты демонстрировали довольно широкий диапазон положительных ответов: «нравиться», «всем доволен», «все отлично», «очень интересная и разносторонняя специальность», «очень нравится, интересный и разнообразный учебный план, возможность изучать не только технические, но и гуманитарные дисциплины», «интересно и перспективно», «интересна сфера, чувствую перспективы» и др.

Но если мы посмотрим, как изменилось мнение студентов-первокурсников после начала освоения учебных дисциплин и включения в учебный процесс, то картина несколько иная. На вопрос анкеты «Как изменилось ваше мнение с начала учебы?» 28% респондентов ответили, что мнение изменилось в лучшую сторону, 58% опрошенных ответили, что мнение осталось прежним, а 16% опрошенных заявили, что мнение изменилось в худшую сторону. Можно предположить, что это е связано, прежде всего, с особенностями обучения е первокурсников - пандемии и дистанционного об-^ учения, создавшими, по сути, экстремальные ре° жимы работы всей образовательной системы, что ав фиксируется и в других исследованиях [8].

Особенно это отразилось на инженерных специальностях, преподавание в которых не рассчитано на дистанционный формат, да и инфраструктура и опыт работы с цифровыми технологиями поначалу оказались недостаточными для эффективного проведения образовательного процесса. Так, доля ответивших «стало хуже», превышающая средневыборочное значение, наблюдались на факультетах ИУ (18,7%), РКТ (20,9%), Энерго (21%). Не высказали недовольства обучением студенты-первокурсники ИБМ и Военного института. Но в целом, данная проблематика требует комплексного исследования.

Исследование обозначило позиции, которые привлекают абитуриентов в МГТУ им Н.Э. Баумана. В табл. 1 приведены процентные распределения ответов респондентов, позволяющие оценить состояние элементов, характеризующих условия обучения в университете.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «В какой мере перечисленные ниже условия обучения относятся к МГТУ им. Н.Э. Баумана?»

Условия обучения Относится в полной мере Относится частично Совсем не относится

1. Большой выбор специальностей 78,1% 20,2% 1,8%

2. Престижный университет 80,8% 18,8% 0,4%

3. Вуз с историей 84,6% 12,5% 2,9%

4. Высокий уровень (качество) образования 63,2% 35,2% 1,6%

5. Технологическая оснащенность процесса обучения, отвечающая современным требованиям 35,8% 55,8% 8,4%

6. В ходе обучения в вузе есть возможности для саморазвития 56,5% 37,6% 5,9%

Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее важными для будущих студентов оказались такие характеристики вуза, представленные во внешней среде, как исторические традиции МГТУ как старейшего российского инженерного вуза - об этом заявили 84,6% респондентов; престижность университета - этот вариант ответа отметило 80,8% опрошенных; вариативность образовательных программ обучения, большой выбор направлений подготовки оказались значимыми для 78,1%, участвовавших в анкетировании.

В то же время, такие позиции, как качество образования в вузе, технологическая оснащенность процесса обучения, образовательная среда для саморазвития - не заняли в имиджевом рейтинге вуза высшие позиции. Большинство опрошенных частично удовлетворены данными элементами образовательного процесса. Представляется, что выявленная особенность в распределении отве-

тов во многом так же объясняется переводом обучения в дистанционный формат, который не позволил первокурсникам познакомиться с возможностями университета и реализовать свои интересы в полной мере в учебной и досуговой деятельности. Дистанционный вариант знакомства абитуриентов с вузом, характерный для периода пандемии, также повлиял и на выбор стратегии поступления, что подтверждается данными других исследований [1].

Выбор вуза - важнейшая составляющая стратегии поступления абитуриентов. При принятии решений о выборе МГТУ им. Н.Э. Баумана в качестве вуза для обучения, предпочтения респондентов распределились следующим образом. Востребованность выпускников университета на рынке труда отметили 75,9% опрошенных, на лидерство вуза в рейтингах обратили внимание 73,2% респондентов, наличие желаемой специальности -68,3%. Можно сделать вывод о том, что абитуриенты воспринимают МГТУ им. Н.Э. Баумана как вуз с большим историческим опытом и сложившимися традициями, дающим качественное инженерное образование и позволяющий обеспечить хорошие начальные карьерные старты выпускникам.

Следующая группа факторов, которая так же способствовала выбору МГТу им. Н.Э. Баумана как вуза для обучения - это качество преподавания - (50,4%), государственный статус вуза -(49,6%) и наличие военной кафедры - (45,7%). Сравнение с аналогичными исследованиями прошлых лет показывает, что значимость таких факторов, как государственный статус вуза и наличие военной кафедры имеют тенденцию к снижению, а современный выбор абитуриентов все больше смещается в сторону оценки «полезности» и «ин-тересности» будущей специальности [3].

Для 57,3% респондентов такой фактор, как возможность учиться в Москве, так же оказался серьезным аргументов в пользу выбора вуза для обучения. Среди тех, кто отметил в анкете именно эту позицию, оказалось много ребят-целевиков из регионов, воспользовавшихся возможностью целевого набора в качестве социального лифта для получения образования в столичном университете. Этот факт подтверждает ценность целевого набора как инструмента социальной мобильности.

Исследование также выявило тот факт, что для одной трети поступающих на первый курс университета значимым моментом являлось территориальное расположение вуза. 31,3% опрошенных отметили, - что хорошая транспортная доступность университета учитывались ими при выборе вуза. Кстати, значимость данного фактора в последнее время фиксирует большинство исследователей, что связано в наши дни с двумя актуализировавшимися обстоятельствами - увеличением доли расходов на общественный транспорт в месячном бюджете значительного количества домохозяйств и повышение уязвимости от коронавирусной инфекции среди тех, кто пользуется общественным транспортом [4,5]. Хорошая транспортная доступ-

ность места учебы позволит минимизировать риски заражения.

В целом, исследование не зафиксировало серьезных различий в стратегиях выбора МГТУ у студентов, обучающихся на платной, целевой и бюджетной основах. При анализе ответов в данных группах большинство факторов в показателях не отличаются от средних по выборке.

Тем не менее, представляется интересным проанализировать некоторые ответы респондентов. Так, выбор варианта ответа «всегда хотелось учиться здесь», характеризует, прежде всего, осознанность выбора студентом вуза, указывает на сформировавшуюся мотивацию. В среднем по выборке данный фактор стал значимым для 28,3% опрошенных, что является не плохим качественным показателем поступивших на первый курс. 31,9% первокурсников-целевиков указали на важность данного фактора, этот показатель чуть выше среднего по выборке; среди певокурсников-бюджетников этот показатель несколько ниже -26, 8%, среди студентов-платников - 26,1%.

Интересным так же представляется значимость такого фактора при выборе вуза как «наличие желаемой специальности». Опрос зафиксировал, что студенты платной формы обучения придают больше значения данному фактору, о его важности при выборе вуза заявили - 78,4% опрошенных студентов-платников, в то время, как средние по выборке эти значения - 68,2%. Таким образом, мы можем наблюдать изменение настроений среди данной группы студентов, их целевую ориентацию на получение актуального и качественного профессионального образования.

Обращает внимание распределение ответов респондентов на вопрос о том, «Насколько важными при поступлении в МГТУ им. Н.Э. Баумана были для Вас следующие условия?» Наиболее важными моментами при поступлении оказалось: наличие большого числа бюджетных мест - 58,6%; учет индивидуальных достижений при поступлении - 56%. А вот возможность целевого обучения стала решающим для 31,7% первокурсников, отсутствие дополнительных внутренних экзаменов -для 55,2% респондентов.

В целом, исследование не зафиксировало серьезных различий в стратегиях выбора МГТУ как вуза для обучения у студентов, обучающихся на разных основах: платная, целевая, бюджетная. Можно говорить о том, что в большинстве случаев решения о поступлении абитуриентами принималось ситуативно и для них, прежде всего, имели значение условия, способствующие прохождению конкурса.

В то же время опрос позволил зафиксировать различия в ответах студентов-бюджетников, плат-ников и целевиков при выборе будущей профессии, направления подготовки или специальности. При ответе на вопрос о том, что определило их поступление на соответствующие направление подготовки и специальность, они демонстрировали различные мотивационные профили.

сз о

о Л о

о сз о в

Так, для бюджетной формы обучения при выборе будущей специальности для студентов важны были следующие характеристики:

• «Междисциплинарная специальность, есть возможность для дальнейшего обучения по другим направлениям подготовки» - 44,9%

• «Хороший уровень преподавания» - 47,3%

• «Возможность работы за рубежом и востребованность данных специалистов за рубежом» -40,7%,

• «Есть возможность стажировок и практик по специальности в ходе обучения» - 39,2%

• «Возможность дальнейшего продолжения образования по профилю (наличие магистратуры)» - 31,4%

В группе «целевиков» склонны больше обращать внимание на следующие характеристики будущей специальности:

• «Есть возможность стажировок и практик по специальности в ходе обучения»,- 48,8%

• «Хороший уровень преподавания» - 45,7%,

• «Актуальный учебный план, интересные и полезные предметы» - 40,9%,

• «Уникальная специальность, больше нигде не готовят таких специалистов» - 39,4%. Среди представителей платной формы обучения наиболее востребованы следующие характеристики будущей профессии:

• «Популярная специальность, владея которой, легко устроиться на работу» - 59,1%,

• «Междисциплинарная специальность, есть возможность для дальнейшего обучения по другим направлениям подготовки» - 46,6%,

• «Возможность работы за рубежом и востребованность данных специалистов за рубежом» -40,9%,

• «Актуальный учебный план, интересные и полезные предметы» - 37,5%, и

• «Возможность дальнейшего продолжения образования по профилю (наличие магистратуры)» - 31,8%.

Важные позиции были выявлены в ответах респондентов и при ответе на уточняющий вопрос о том, что способствовало поступлению именно на конкретную специальность/направление подготовки («Как случилось, что Вы поступили на данную специальность именно в МГТУ им. Баумана?»). Сравним ответы студентов бюджетной, платной и целевой форм обучения. Ответ «мне интересна данная специальность» лидирует во всех подгруппах: бюджетники - 71%, целевики - 54% и студенты-платники - 73,9%. Для студентов, поступивших на платную форму обучения, этот фактор оказался более значимым, чем приемлемая цена за образование. В то же время достаточно большое количество респондентов выбрали ответ: «Можно сказать, что это получилось случай-е но, «спонтанно». Таких в целом по выборке ока-М залось - 26,4%. Среди бюджетников выбрали дан-^ ный ответ - 31% опрошенных, на целевой форме еЗ обучения - 16,9%, а среди студентов-платников та-

ких оказалось 26%. Выявленный феномен требует более внимательного и корректного изучения.

Общая ситуация с пандемией коронавируса, переход на дистанционное обучение как в школе, так и в вузе, изменения условий приема в вузы в 2020 году нашли свое отражение в общей оценке респондентов приемной кампании при ответе на вопрос: «Какие факторы, с Вашей точки зрения, в условиях режима Covid-карантина оказали влияние на приемную компанию 2020 в МГТУ им. Н.Э. Баумана?».

В процессе исследования не ставилась задача оценки влияния изменений в правилах приема в вузы в 2020 году на выбор стратегии абитуриентов при поступлении. Однако распределение ответов респондентов на этот вопрос позволяет выявить некоторые особенности. Так, новая дистанционная форма подачи документов оказалась для абитуриентов более привлекательной, удобной и, самое главное, безопасной, расширила масштаб и географию, предоставив возможности участия в конкурсе большему количеству абитуриентов. А возможность отслеживать рейтинг в режиме реального времени позволило увидеть реальную картину и лучше ориентироваться в конкурсных делах.

По результатам проведенного опроса можно сделать следующие выводы. В условиях кризиса, вызванного пандемией и динамично меняющейся внешней среды, абитуриенты демонстрируют разнообразие траекторий и стратегий поступления. Интернет-пространство наполнено разнообразными предложениями по выработке стратегии и тактики поступления в вуз, что так же способствует диверсификации траекторий поступления и является определенным вызовом для вуза в условиях высоких требований к качеству обучения среди абитуртентов. Активная профориентационная работа школ приводит к изменению в профессиональных предпочтениях абитуриентов и индивидуализирует их выбор. Данные изменения требуют дополнительной работы с абитуриентами как со стороны выпускающих кафедр, так и со стороны самого вуза.

Приемная комиссия в настоящее время не обладает ведущими позициями при получении абитуриентами начальной информации о вузе. Лидирующее место заняли Интернет, паблики вуза, кафедр и студентов. Решающими условиями выбора вуза выступают его лидерство в рейтингах, большой выбор бюджетных мест, наличие интересных или популярных специальностей. Важным фактором выбора специальности является инноваци-онность, актуальность, востребованность на рынке труда, что, по мнению абитуриентов, позволит обеспечить эффективные карьерные старты.

Данное исследование представляет собой лишь описание общих тенденций и закономерностей в стратегиях поступления, мотивацион-ных профилях, ожиданиях и степени удовлетворенности от обучения студентов-первокурсников. Несмотря на достаточно большое количество

опрошенных, более точные измерения сделать не представляется возможным, в виду его разведывательного характера. Наиболее информативной и прогностически ценной для вуза могут оказаться данные, которые нужно регулярно получать в процессе проведения не точечных, одноразовых, а трендовых исследований.

Представляется, что наиболее продуктивной организационно-технологической формой является мониторинговое исследование, осуществляемое в соответствии со стандартизированными методическими принципами при соблюдении равных промежутков фиксации первичных данных. Проведенное исследование может стать основой для создания регулярно функционирующей в университете системы мониторинга качества образования и проблем социального развития среды вуза в целом.

Литература

1. Брусянин В.Е Основные мотивы студентов при выборе образовательной программы в условиях пандемии // Научный журнал «GLOBUS»: Психология и педагогика Том 7, № 1 (41), 2021, С. 6-9.

2. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Проблемы реализации «третьей миссии» в условиях трансформирующейся роли университетов // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - № 3. - С. 2958-2967.

3. Лызь Н.А., Лобынцева И.С. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе. //Проблемы современного образования - 2020 - № 5. С. 96-105

4. Лызь Н. А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно -ориентированного обучения // Вестник ЮУрГУ. Сер.: «Образование. Педагогические науки» -2018. - Т. 10, № 1. - С. 13-19. 8

5. Оплетина Н.В. Модернизационные риски отечественной системы высшего образования// Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015 - Т 7, № 4. С. 178-181

6. Оплетина Н.В. Социализационные риски профессионального самоопределения молодых специалистов//Человек. Общество. Инклюзия-2017. - № 2(30) - С. 23-26

7. Субочева О.Н., Яковлева Е.А. Цифровые технологии как фактор формирования компетенций современного работника //Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. -№ 12. - С. 36-39

8. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии [Авт. коллектив: А.В. Клягин и др.] // НИУ ВШЭ, Современная аналитика образования -2020 - № 6 (36), 112 с.

ASSESSMENT OF THE SOCIAL CHARACTERISTICS OF FUTURE STUDENTS: THE EXAMPLE OF APPLICANTS FROM THE MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY BAUMAN

Krasnovsky V. Ya., Opletina N.V., Subocheva O.N.

Bauman Moscow State Technical University

The article is devoted to the identification of strategies for the admission of applicants to the university in the conditions of a pandemic. The results of an intelligence sociological study conducted among the first-year students of the Bauman Moscow State Technical University by the method of an Internet survey are analyzed. The conditions that guided the first-year students in choosing a university and specialty, who entered the budget, target and paid forms of education, are considered. It is established that such characteristics of the university presented in the external environment as the historical traditions of the university, its prestige, the variability of educational training programs, the variety of training areas proved to be significant for making a decision on admission, and innovation, relevance, demand for a profession in the labor market - when choosing a specialty. It is concluded that the importance of such factors as the state status of the university and the presence of a military department tend to decrease, and the modern choice of applicants is increasingly shifting towards assessing the "usefulness" and "interest" of the future specialty.

Keywords: new requirements for the educational system, trajectories and strategies of admission to university, choice of university and specialty in a pandemic, quality of education, motivational profile of the applicant.

References

1. Brusyanin V.E. The main motives of students when choosing an educational program in a pandemic //Scientific journal "GLOBUS": Psychology and Pedagogy Volume 7, № 1 (41), 2021, P. 6-9.

2. Kudryashova E.V., Sorokin S.E. Problems of the implementation of the "third mission" in the conditions of the transforming role of universities // Vocational education in the modern world. -2019. -№ 3. - Р. 2958-2967.

3. Lyz N.A., Lobyntseva I.S. Motives for choosing an educational and professional trajectory and expectations of first-year students from studying at a university. // Problems of modern education - 2020 - № 5- Р. 96-105.

4. Lyz N. A., Neshadim I.O. Motivation of admission to university as a factor of competence- based learning // Bulletin of SU-SU. Ser.: "Education. Pedagogical Sciences" - 2018- Vol. 10, № 1. - Р. 13-19.

5. Opletina N.V. Modernization risks of the domestic higher education system//Historical and socio-educational thought. - 2015 -T 7, № 4. Р.178-181.

6. Opletina N.V. Socialization risks of professional self-determination of young specialists//Person. Society. Inclusion- 2017. -№ 2(30) - Р. 23-26.

7. Subocheva O.N., Yakovleva E.A. Digital technologies as a factor in the formation of competencies of a modern employee // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2020. - № 12. -Р. 36-39.

8. The storm of the first weeks: how higher education stepped into the reality of the pandemic [Author: A.V. Klyagin et al.] // HSE, Modern Education Analytics -2020 - № 6 (36), 112 p.

C3

о

о Л о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.