Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ РОССИИ И БЕЛАРУСИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ РОССИИ И БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнестойкость / стресс / пандемия COVID-19 / теория сохранения ресурсов.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Радчикова Н. П., Одинцова М. А., Сорокова М. Г.

Для выявления предпосылок преодоления стресса во время пандемии COVID-19 у респондентов из России (N=397) и Беларуси (N=267) диагностировали силу переживаемого стресса, оценки различных имеющихся ресурсов и социальные верования. Исследование проводилось во время самоизоляции в России: апрель-июнь 2020 года. Результаты регрессионного анализа показали, что для обеих выборок жизнестойкость и вера в опасный мир имеют важное значение, при этом роль других ресурсов (материальных, социальных и энергетических) невелика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ РОССИИ И БЕЛАРУСИ»

обучения соответствует низкий уровень развития данного признака, в свою очередь, старшеклассникам, вошедшим в группу с низким уровнем успешности обучения, соответствует низкий уровень способности к преобразованию цифровой информации. Это позволяет предположить, что задания, предполагающие арифметические вычисления, вызывает у старшеклассников наибольшие затруднения.

6. В результате исследования функции логического мышления среди старшеклассников с разным уровнем успешности обучения было выявлено, что группе старшеклассников с высокой успешностью обучения соответствует высокий показатель логичности мышления, соответствующий высокому уровню. Также было выявлено, что группе старшеклассников с средним уровнем успешности обучения соответствует средний уровень развития данного признака, в свою очередь, старшеклассникам, вошедшим в группу с низким уровнем успешности обучения, соответствует низкий уровень выраженности логичности мышления.

7. В результате сравнительного анализа исследуемых характеристик между группами старшеклассников с разным уровнем успешности обучения, были выявлены следующие статистически значимые различия:

8. В результате проведения корреляционного анализа было выявлено, что существует статистически значимая взаимосвязь между направленностью мотивации обучения и уровнем успешности обучения (r=0,712, при p<0,05), также уровнем развития логичности мышления (r=0,688, при p<0,05) и уровнем успешности обучения.

Литература

1. Сулейменова А.С., Булатова З.Р., Качалова И.Н. Успешность как показатель эффективности учебной деятельности // Профессиональная ориентация. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnost-kak-pokazatel-effektivnosti-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.10.2021).

2. Хомко Л.Н. Учебная успешность как условие оптимального развития школьников // Проблемы педагогики. 2015. №10 (11). URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/uchebnaya-uspeshnost-kak-uslovie-optimalnogo-razvitiya-shkolnikov (дата обращения: 21.10.2021).

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Радчикова Н. П., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет, nataly.radchikova@gmail.com

Одинцова М. А., Москва (Россия), кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ, mari505@mail.ru

Сорокова М. Г., Москва (Россия), доктор педагогических наук, доцент, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, профессор кафедры прикладной математики МГППУ, sorokovamg@mgppu.ru

DOI:

Для выявления предпосылок преодоления стресса во время пандемии COVID-19 у респондентов из России (N=397) и Беларуси (N=267) диагностировали силу переживаемого стресса, оценки различных имеющихся ресурсов и социальные верования. Исследование проводилось во время самоизоляции в России: апрель-июнь 2020 года. Результаты регрессионного анализа показали, что для обеих выборок жизнестойкость и вера в опасный мир имеют важное значение, при этом роль других ресурсов (материальных, социальных и энергетических) невелика.

Ключевые слова: жизнестойкость, стресс, пандемия COVID-19, теория сохранения ресурсов.

PREREQUISITES FOR OVERCOMING STRESS IN COVID-19 PANDEMIC SITUATION:

THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND BELARUS

Radchikova N. P., Moscow (Russia),PhD in Psychology, Docent, Leading Researcher of Scientific and Practical Center for Comprehensive Support of Psychological Research PsyDATA Moscow State University of Psychology & Education, е-mail: nataly.radchikova@gmail.com

Odintsova M. A., Moscow (Russia), PhD in Psychology, Docent, Head of the Department of Psychology and Pedagogy of Distance Learning, Faculty of Distance Learning Moscow State University of Psychology & Education, е-mail: mari505@mail.ru

Sorokova M. G., Moscow (Russia), Doctor of Sciences in Education, Docent, Head of Scientific and Practical Center for Comprehensive Support of Psychological Research PsyDATA, Professor of the Department of Applied Mathematics, Moscow State University of Psychology & Education, е-mail: sorokovamg@mgppu.ru

To identify the prerequisites for overcoming stress during the COVID-19 pandemic, respondents from Russia (N = 397) and Belarus (N = 267) were diagnosed with the severity of stress, the assessment of various resources, and social beliefs. The study was conducted during self-isolation in Russia: April-June 2020. The results of the regression analysis showed that for both samples, hardiness and belief in a dangerous world are important, while the role of other resources (material, social and energy) is insignificant.

Keywords: hardiness, stress, COVID-19 pandemic, Conservation of Resources (COR) Theory.

Ситуация пандемии COVID-19 может рассматриваться как нетипичная жизненная ситуация, которая сопровождается существенной трансформацией во всех сферах жизни и может восприниматься как угрожающая. Действительно, некоторые данные свидетельствуют о том, что ситуация пандемии оценивается как достаточно стрессовая [3, 5, 7]. Целью данного исследования было определить, какие именно предпосылки позволяют считать ее менее стрессовой и помочь преодолеть стресс. В качестве таких предпосылок предлагается рассмотреть различные ресурсы (личностные, объективные (материальные), социальные и энергетические) и социальные верования. Согласно теории сохранения ресурсов Стивена Хобфолла под ресурсами понимаются все те «ценности, которые индивидуумы и сообщества стремятся приобретать, сохранять, преумножать и накапливать. В психологической литературе ресурсы рассматриваются как значимые предикторы благополучия и качества жизни» [2, с. 121]. Социальные верования как «представления человека о том, какова сущность

380

других людей, как они ведут себя по отношению к окружающим и как надо отвечать на их действия» [1, c. 69], оказывают влияние на выбор жизненных целей (например, стремление к безопасности, социальное доминирование и др.) и способов их достижения.

Для исследования была разработана специальная анкета, в которой респонденты оценивали как саму ситуацию пандемии COVID-19, так и различные виды имеющихся у них ресурсов (объективных (материальных), социальных, энергетических и личностных). Дополнительно были определены жизнестойкость как один из основных личностных ресурсов [4] и социальные верования [1]. Анкета включала оценки влияния ситуации COVID-19 на разные стороны жизни респондентов, оценки различных страхов и оценки различных сторон ситуации COVID-19 по 11-балльной шкале Лайкерта. Все эти оценки были использованы для определения общего уровня испытываемого стресса, который вычислялся как среднее арифметическое всех оценок. Анкета также включала 8 оценок всевозможных ресурсов для преодоления ситуации (физические, психологические, интеллектуальные, духовные, временные, творческие, материальные, социальные) и вопросы о социо-демографических характеристиках (пол, возраст, и т.д.). Полный текст анкеты и полученные данные можно найти на русском и английском языках в репозитории Mendeley: https://data.mendeley. com/datasets/k72nh7xj 5c/2.

Участники исследования. Для анализа были отобраны данные 664 человека: 397 граждан Российской Федерации (81% женского пола) от 18 до 76 лет (средний возраст 40 ± 12 лет, медиана = 41 год) и 267 граждан Республики Беларусь (81% женского пола) от 18 до 62 лет (средний возраст 28 ± 10 лет, медиана = 25 лет).

Процедура. Исследование проводилось с 11 апреля по 4 июня 2020 года в период самоизоляции в России. Респондентам было предложено заполнить гугл-форму опросника, включающего анкету и психодиагностические методики, ссылка на которые была размещена на сайте факультета дистанционного обучения МГППУ и в социальных сетях (комбинация стихийной выборки и метода снежного кома).

Результаты и обсуждение. Сравнение полных выборок РФ и РБ по всем измеренным показателям было проведено в [7]. Результаты сравнения показали, что практически все страхи были выражены гораздо сильнее у респондентов из Республики Беларусь, где в тот период не принимались меры на государственном уровне по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Граждане Беларуси также воспринимали мир как более опасный и угрожающий. Россияне дали более высокие оценки влияния пандемии на уровень своих доходов, физическую активность и психологическое состояние. Не было обнаружено различий в жизнестойкости, однако россияне выше оценили практически все ресурсы (психические, интеллектуальные, моральные, креативные, временные). Тем не менее, выборки не были сбалансированы по возрасту и некоторым другим характеристикам, поэтому дополнительно была предпринята попытка сравнить респондентов разных стран после выравнивания. Результаты такого сравнения с учетом возраста респондентов приведены в [3].

Для определения того, наличие каких именно ресурсов позволяют считать ситуацию пандемии наименее стрессовой, был проведен множественный линейный регрессионный анализ, в котором в качестве зависимой переменной использовалась сила испытываемого респондентом стресса, а в качестве независимых переменных (предикторов) выступали оценки ресурсов (физические, психологические, интеллектуальные, духовные, временные,

творческие, материальные, социальные), жизнестойкость и социальные верования. Прямой пошаговый метод регрессионного анализа позволили выделить статистически значимые предикторы переживаемого стресса. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты регрессионного анализа для прогнозирования силы испытываемого во время пандемии СОУГО-19 стресса на основании личностных ресурсов и социальных верований

Предикторы в яе(Р) Ь БЕ(Ь) Р

Выборка РФ (И = 3 9 )

R2=0,24; скоррект. R2=0,23; F(3,393)=40,44 р<0,0001; статистика Дарбина-Уотсона = 2,03

Свободный член 5,74 0,55 <0,0001

Жизнестойкость -0,30 0,05 -0,04 0,01 <0,0001

Опасность мира 0,21 0,05 0,04 0,01 <0,0001

Психические ресурсы -0,11 0,05 -0,07 0,03 0,0183

Выборка РБ (И [=297)

R2=0,16; скоррект. R2=0,15; F(3,263)=17,04 р<,0001; статистика Дарбина-Уотсона = 1,87

Свободный член 5,44 0,72 <0,0001

Жизнестойкость -0,35 0,06 -0,05 0,01 <0,0001

Опасность мира 0,12 0,06 0,03 0,01 0,0322

Физические ресурсы 0,15 0,06 0,10 0,04 0,0072

Примечание: в - стандартизованные регрессионные коэффициенты; ЯЕ(Р) - стандартные ошибки стандартизованных регрессионных коэффициентов; Ь - регрессионные коэффициенты; SE(b) - стандартные ошибки регрессионных коэффициентов; р - уровень статистической значимости

Результаты показывают, что регрессионные модели приемлемы: статистики Дарбина-Уотсона равны двум, а распределение остатков подчиняется нормальному закону (критерий Шапиро-Уилка W=0,99; р=0,82 для российской выборки и W=0,99; р=0,92 для белорусской выборки).

Несмотря на многочисленные различия в оценках ситуации пандемии и личностных ресурсов для двух групп респондентов из разных стран, результаты регрессионного анализа получились похожими: коэффициенты детерминации примерно одинаковы - и для одной, и для другой выборки социальные верования и ресурсы объясняют около 20% вариативности испытываемого стресса. Интересно, что жизнестойкость и для одной, и для другой выборки имеет самое важное значение (стандартизированные регрессионные коэффициенты максимальны по абсолютной величине), а вера в опасный мир попала в число отобранных в модель предикторов. Различия обнаружены только по виду ресурсов, которые вносят вклад в преодоление стресса: для россиян оказались важнее психические ресурсы, а для граждан Беларуси - физические. Результаты также показывают, что практически никакие объективные (материальные), социальные и энергетические ресурсы оказались не связаны с оценкой силы испытываемого стресса. Такие результаты могут объясняться достаточным уровнем владения различными ресурсами на момент заполнения анкеты (действительно, наличие всех ресурсов было оценено на среднем и выше среднего уровне для обеих выборок), а также не самым высоким уровнем испытываемого стресса (эустресс) [7]. Полученные результаты согласуются с результатами других исследований, подтверждающих ведущую роль личностных ресурсов в преодолении эустресса (см., например, [6]).

Литература

1. Гулевич О.А., Аникеенок О.А., Безменова И.К. Социальные верования: адаптация методик Дж. Даккита // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 11(2). С. 68-89.

2. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. No 3. С. 119-135.

3. Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Янчук В.А. Оценка ситуации пандемии COVID-19 жителями России и Беларуси // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 2. C. 56-77. DOI:10.17759/sps.2021120204

4. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 147-165.

5. Цариценцева О. П., Елфимова М. М. Особенности переживания жизненной ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, в контексте жизнестойкости личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. No 1. С. 191-201. DOI:10.21603/2078-8975-2021-23-1-191-201.

6. Merino M.D., Vallellano M.D., Oliver C., Mateo-Rodríguez I. What makes one feel eustress or distress in quarantine? An analysis from conservation of resources (COR) theory // British Journal of Health Psychology. 2021. No. 26. P. 606-623. DOI:10.1111/bjhp.12501.

7. Radchikova Nataly P, Odintsova Maria A. Assessment of the COVID-19 pandemic situation: Data from two countries with different security measures taken by authorities (Belarus and Russia) // Data in Brief, Vol. 35, 2021, 106917, ISSN 2352-3409, DOI:10.1016/j.dib.2021.106917.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Ревякина Е. Г., Ужгород (Украина), кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики, Ужгородский национальный университет, revelina@ya.ru

Цьока С. А., Ужгород (Украина), старший преподаватель кафедры госпитальной терапии, Ужгородский национальный университет, stanislav.tsoka@gmail.ru

DOI:

Функциональное назначение психофизиологического скрининга направлено на обнаружение ресурсных сторон личности студентов, раскрытие их личностного потенциала; на прогноз личностного и профессионального развития; на проектирование дальнейшей деятельности преподавателей и психологов в рамках психолого-педагогического сопровождения студенческой молодежи. Целью скрининга является дифференциация абитуриентов по индивидуально-типологическим качествам, по степени умственного развития, по уровню развития невербального, вербального и социального компонентов интеллекта, необходимых для усвоения учебной программы подготовки специалистов.

Ключевые слова: психофизиологический скриннинг, первокурсники, индивидуально-личностные особенности, адаптивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.