Научная статья на тему 'САМООРГАНИЗАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ СТУДЕНТОВ НА САМОИЗОЛЯЦИИ'

САМООРГАНИЗАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ СТУДЕНТОВ НА САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоорганизация / самоизоляция / COVID-19 / совладание / студенты / self-organization / self-isolation / COVID-19 / coping / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синельникова Е.С.

Самоизоляция и переход на дистанционное обучение в начальный период пандемии COVID-19 не только стали причиной стресса у студентов в разных регионах мира, но и предъявили повышенные требования к самоорганизации студентов. Большинство исследователей сосредотачивались на проблемах психологических последствий самоизоляции, совладания со стрессом, эмоционального состояния студентов, и практически не уделяли внимания проблеме самоорганизации. Исследования Ю.П.Зинченко, В.И.Моросановой и др. показали, что студенты, в целом, испытывали большие трудности с самоорганизацией по сравнению с более старшими респондентами в связи с более низким уровнем саморегуляции. Целью настоящего исследования было изучение особенностей совладания с ситуацией самоизоляции у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью. В исследовании приняли участие 100 студентов ПГУПС, г. Санкт-Петербург, Россия (59% девушек, 41% юношей) в возрасте от 17 до 27 лет (M=19,4, SD=1,48). Применялась авторская анкета. Студенты оценивали уровень субъективной удовлетворенности жизнью по 7-бальной шкале Ликерта, а также отвечали на вопросы о том, что изменилось в их жизни, чего им не хватает на самоизоляции, и что они делают, чтобы компенсировать эту нехватку. Результаты исследования показали, что самоорганизация была относительно редким способом совладания с ситуацией самоизоляции, применялась 18% студентов. Вместе с тем практически все студенты, применявшие самоорганизацию как способ совладания, имели высокий уровень удовлетворенности своей жизнью. Студенты отмечали, что самоорганизация позволила им распределять внимание между различными видами деятельности, быть успешными в учебной деятельности, обрести контроль над своей жизнью несмотря на внешние ограничения. На эмоциональном уровне самоорганизация сопровождалась переживанием радости и свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синельникова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION AND LIFE SATISFACTION AMONG STUDENTS ON SELF-ISOLATION

Self-isolation and transfer to distance learning were not only stress-factors for students, but also a source of increased demands towards studentsself-organization. Research was mostly focused on psychological outcomes of COVID-19 and self-isolation. Little attention has been paid to self-organization. Y.P.Zinchenko, V.I.Morosanova et al have shown that students experienced more difficulties with self-organization compared to elder groups due to lower level of self-regulation. The purpose of the current study was to investigate coping with self-isolation among students with different levels of situational life satisfaction. 100 students (59% female, 41% male) aged 17 to 27 (M =19.4, SD=1.48) from Saint-Petersburg State Transport University, Russia participated in the qualitative study. Authors’ questionnaire was applied. Participants were asked questions what has changed in their lives due to self-isolation, what they lack on self-isolation and what did they do to compensate for this lack. Participants rated their situational life satisfaction level on 7-point Likert scale. Research has shown that self-organization was comparatively rare strategy of coping with self-isolation and transfer to distance learning. It was applied by 18% participants. However almost all students who reported that they organized their live on self-isolation reported a high level of situational life satisfaction. Participants pointed out that self-organization allowed them to allocate attention between different activities, to be successful and effective in studying, take control over their lives despite external constraints. Self-organization was accompanied by feeling of freedom and joy at emotional level.

Текст научной работы на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ СТУДЕНТОВ НА САМОИЗОЛЯЦИИ»

10. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. -2020. - Том 28. - № 2. - С. 90-108.

11. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл. 2002. - 287 с.

12. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Том 28. - № 2. - С. 70-89.

13. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ленинград: ЛНИИТЕК, 1976. - 61 с.

14. Ялтонский В.М., Ялтонская А.В., Сирота Н.А., Московченко Д.В. Психометрические характеристики русскоязычной версии краткого опросника восприятия болезни [Электронный ресурс] // Психологические исследования. -2017. -Том 10. - № 51. - С. 1.

15. Baker E., Clark L. Biopsychopharmacosocial approach to assess impact of social distancing and isolation on mental health in older adults // British Journal of Community Nursing. -2020. - V.25. -№5. - P. 231-238.

16. Kuhl J., Fuhrmann A. Decomposing self-regulation and self-control: The volitional components inventory. / Heckhausen J., Dweck C. Motivation and self-regulation across the life-span. Cambridge: Cambridge University Press. 1998 - P. 15-49)

17. Kuhl J. Motivational and functional helplessness: The moderating effect of action vs. state orientation // Journal Personal Social Psychology. - 1981. - Vol. 40. - P. 155-170.

18. Kuhl J., Quirin M., Koole S.L. The functional architecture of human motivation: Personality Systems Interactions Theory. / A. J. Elliot. Advances in Motivation Science. - 2020. - Vol. 8. - P. 535-555.

19. Kuhl J. Wille und Freiheitserleben: Formen der Selbststeuerung // Enziklopaedie der Psychologie. Motivation und Emotion. Bd. 4 / J. Kuhl, H. Heckhausen (Hrsg.). Göttingen: Hogrefe, 1994.

20. Leventhal H., Bodnar-Deren H.S., Breland J.Y., et al. Modeling Health and Illness Behavior: The Approach of the Commonsense Model / In A. Baum, Т. Revenson, J. Singer, Handbook of psychology and health. 2nd ed. London: Psychology Press, 2012. - P. 3-36.

21. Wang J., Wang J.-X., Yang G-S. The Psychological Impact of COVID-19 on Chinese Individuals // Yonsei Medical Journal. - 2020. - Vol. 61. - №5. - P. 438-440.

УДК 159.9

САМООРГАНИЗАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ СТУДЕНТОВ НА

САМОИЗОЛЯЦИИ

Синельникова Е.С.

г. Санкт-Петербург, Россия, Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I elena.sinelni@yandex.ru

Аннотация. Самоизоляция и переход на дистанционное обучение в начальный период пандемии СОУГО-19 не только стали причиной стресса у студентов в разных регионах мира, но и предъявили повышенные требования к самоорганизации студентов. Большинство исследователей сосредотачивались на проблемах психологических последствий самоизоляции, совладания со стрессом, эмоционального состояния студентов, и практически не уделяли внимания проблеме самоорганизации. Исследования Ю.П.Зинченко, В.И.Моросановой и др. показали, что студенты, в целом, испытывали большие трудности с

самоорганизацией по сравнению с более старшими респондентами в связи с более низким уровнем саморегуляции. Целью настоящего исследования было изучение особенностей совладания с ситуацией самоизоляции у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью. В исследовании приняли участие 100 студентов ПГУПС, г. Санкт-Петербург, Россия (59% девушек, 41% юношей) в возрасте от 17 до 27 лет ^=19,4, SD=1,48). Применялась авторская анкета. Студенты оценивали уровень субъективной удовлетворенности жизнью по 7-бальной шкале Ликерта, а также отвечали на вопросы о том, что изменилось в их жизни, чего им не хватает на самоизоляции, и что они делают, чтобы компенсировать эту нехватку. Результаты исследования показали, что самоорганизация была относительно редким способом совладания с ситуацией самоизоляции, применялась 18% студентов. Вместе с тем практически все студенты, применявшие самоорганизацию как способ совладания, имели высокий уровень удовлетворенности своей жизнью. Студенты отмечали, что самоорганизация позволила им распределять внимание между различными видами деятельности, быть успешными в учебной деятельности, обрести контроль над своей жизнью несмотря на внешние ограничения. На эмоциональном уровне самоорганизация сопровождалась переживанием радости и свободы.

Ключевые слова: самоорганизация, самоизоляция, COVID-19, совладание, студенты.

SELF-ORGANIZATION AND LIFE SATISFACTION AMONG STUDENTS ON SELF-

ISOLATION

Sinelnikova Elena Semenovna Saint-Petersburg, Russia, Emperor Alexander I Saint-Petersburg State Transport University

elena.sinelni@yandex.ru

Abstract. Self-isolation and transfer to distance learning were not only stress-factors for students, but also a source of increased demands towards students' self-organization. Research was mostly focused on psychological outcomes of COVID-19 and self-isolation. Little attention has been paid to self-organization. Y.P.Zinchenko, V.I.Morosanova et al have shown that students experienced more difficulties with self-organization compared to elder groups due to lower level of self-regulation. The purpose of the current study was to investigate coping with self-isolation among students with different levels of situational life satisfaction. 100 students (59% female, 41% male) aged 17 to 27 (M =19.4, SD=1.48) from Saint-Petersburg State Transport University, Russia participated in the qualitative study. Authors' questionnaire was applied. Participants were asked questions what has changed in their lives due to self-isolation, what they lack on self-isolation and what did they do to compensate for this lack. Participants rated their situational life satisfaction level on 7-point Likert scale. Research has shown that self-organization was comparatively rare strategy of coping with self-isolation and transfer to distance learning. It was applied by 18% participants. However almost all students who reported that they organized their live on self-isolation reported a high level of situational life satisfaction. Participants pointed out that self-organization allowed them to allocate attention between different activities, to be successful and effective in studying, take control over their lives despite external constraints. Self-organization was accompanied by feeling of freedom and joy at emotional level.

Keywords: self-organization, self-isolation, COVID-19, coping, students

Введение

Во время пандемии коронавирусной инфекции во всем мире были введены исключительные меры, которые оказали влияние как на образ жизни людей, так и на их

психологическое здоровье и эмоциональное состояние. Большая часть психологических исследований была сосредоточена на изучении влияния пандемии и карантина на психологическое здоровье людей, их эмоциональное состояние. Результаты исследований свидетельствуют о повышенном уровне переживаемого стресса (Gill et al., 2021; Kavcic, Kocjan, 2020; Szabo et al, 2020) и о снижении удовлетворенности жизнью в период пандемии (Talevi et al.,2020). Исследователями были выявлены личностные ресурсы адаптации и совладания с ситуацией. Было показано, что жизнестойкость является личностным ресурсом, снижающим переживание тревожности и депрессии, а осмысленность жизни снижает переживание депрессии в период пандемии (Epishin et al., 2020). Способность к гибкой адаптации к трудной ситуации снижала переживание стресса и депрессии у респондентов, жестко ограничивавших себя (Kubo et al, 2021). Стратегии активного совладания способствовали снижению уровня переживаемого дистресса (Margetic et al, 2021) Респонденты, ежедневно переживавшие положительные эмоции, в меньшей степени испытывали дистресс во время карантина (Losada-Baltar et al, 2020). Самосострадание способствовало большей удовлетворенности жизнью в период пандемии (Li et al, 2021). А удовлетворённость жизнью в период пандемии способствовала посттравматическому росту у респондентов, переживающих дистресс (Tomaszek, Muchacka-Cymerman, 2020). В целом результаты исследований свидетельствуют о том, что активность и гибкость совладания с ситуацией, в сочетании с состраданием к себе способствовали большему психологическому благополучию людей в ситуации пандемии и карантина.

Относительно небольшое внимание уделялось проблеме организации людьми своей деятельности на самоизоляции. Вместе с тем, продолжение учебной или профессиональной деятельности в условиях самоизоляции требовало реорганизации своей деятельности, овладения новыми навыками, предъявляло повышенные требования к самоорганизации. В исследовании Poluektova et al (Poluektova et al, 2020) было показано, что при дистанционном обучении на самоизоляции возросла учебная нагрузка и количество времени, которое студенты посвящали учебной деятельности, адаптация к дистанционному обучению вызвала трудности у 46% студентов. Среди главных преимуществ дистанционного обучения студенты называли возможность самостоятельной организации своего времени (Poluektova et al, 2020). В то же время, в исследовании Ю.П.Зинченко, В.И.Моросановой и др. (Zinchenko et al., 2020) было показано, что по сравнению с другими исследуемыми группами студенты испытывали большие трудности в организации своего времени, что было связано с более низким уровнем саморегуляции. Результаты исследований позволяют предположить, что самоорганизация в условиях самоизоляции и дистанционного обучения является важным ресурсом адаптации к ситуации и совладания с нем, и в то же время вызывает трудности у студентов.

Методы исследования

Исследование проводилось дистанционно в период с 21 апреля 2020 по 11 мая 2020. В исследовании приняли участие 100 студентов ПГУПС императора Александра I г. Санкт-Петербург (59% девушек, 41% юношей) очной формы обучения в возрасте от 17 до 27 лет (M=19,4, SD=1,48). 42% респондентов после перехода на дистанционное обучение уехали из Санкт-Петербурга и проживали в различных регионах России.

В исследовании применялась авторская анкета, разработанная для этого исследования. Авторская анкета включала открытые и закрытые вопросы о том, какие изменения произошли в жизни студентов после введения режима самоизоляции, каким из произошедших изменений они рады, чего им больше всего не хватает в сегодняшней ситуации, что они делают, чтобы это компенсировать. Студенты оценивали по 7-бальной шкале Ликерта актуальный уровень удовлетворенности своей жизнью. Согласно данным, полученным в результате ответов студентов на вопрос о ситуативной удовлетворенности жизнью, студенты были разделены на три группы: с высоким (5-7 баллов), средним (4 балла) и низким (2-3 балла) уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью.

Результаты

На основе качественного анализа ответов респондентов были выделены наиболее распространенные способы совладания с ситуацией самоизоляции. По каждому из способов подсчитывалась частота представленности в ответах респондентов (таблица 1).

Таблица 1. Способы совладания у студентов с различным уровнем удовлетворенности

жизнью (частота упоминания)

Способы совладания Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Вся выборка

Общение с родными 37.5% 21.7% 37.7 % 34%

дома

Общение с друзьями и 46.9% 47.8% 35.5% 42%

родными с помощью

средств электронной

связи

Забота о своем 34.3% 39.1% 37.7% 37%

физическом

состоянии,

физическое развитие

Интеллектуальное 21.9% 52.2% 42.2% 38%

развитие, творческая

деятельность, новые

навыки

Забота о доме: 3.1% 17.4% 24.4% 16%

организация

пространства дома,

приготовление пищи.

Самоорганизация - 4% 38% 18%

Обсуждение

Самоорганизация, как и забота о доме были относительно редкими способами совладания с ситуацией самоизоляции. Эти способы, связанные с организацией своей жизни в условиях самоизоляции, практически не встречались в ответах студентов с низким уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью, что свидетельствует об их значительном вкладе в удовлетворенность своей жизнью на самоизоляции. Среди студентов, сообщавших о том, что они организуют свою жизнь на самоизоляции практически все имели высокий уровень ситуативной удовлетворенности жизнью, одна студентка имела средний уровень ситуативной удовлетворенности жизнью. Некоторые студенты, применявшие самоорганизацию как способ совладания, сообщали о том, что сформировали навыки самоорганизации (ведение ежедневника, составление плана), находясь на самоизоляции. В некоторых случаях самоорганизация требовала определенного времени.

Самоорганизация позволяла студентам использовать преимущества ситуации, которую они не могли изменить, и в какой-то степени компенсировать ее негативные стороны. Студенты, применявшие самоорганизацию как способ совладания, не только имели преимущественно высокий уровень ситуативной удовлетворенности жизнью по шкале, но и сообщали о переживаемых ими чувствах радости и свободы, что, согласно данным Losada-Вакаг et al (Losada-Baltar et а1, 2020), снижало уровень переживаемого дистресса. Студенты отмечали, что благодаря самоорганизации и дистанционному обучению у них теперь почти

нет бессмысленной траты времени, что делало их жизнь более осмысленной, что, по данным Epishin et al. (Epishin et al., 2020), снижало переживание депрессии.

Если неудовлетворенные своей жизнью студенты сообщали о переутомлении и перегруженности в связи с дистанционным обучением, то удовлетворенные своей жизнью студенты отмечали, что у них появилось время для того, чтобы заняться тем, чтобы было важно для них (общение с близкими людьми, саморазвитие в различных сферах, занятия спортом). Самоорганизация позволяла студентам быть успешными в учебной деятельности и избегать переутомления. Студенты отмечали, что организация времени и дистанционное обучение дают им чувство контроля и позволяют самостоятельно принимать решения («самостоятельно распределяю время на задания (любые)»). Студенты, применяющие самоорганизацию, не отрицают трудности и негативные стороны дистанционного обучения («обилие заданий, далеко не всегда оправданное»), но находят возможности использовать его преимущества, принимая решения в своей зоне ответственности («временем мы всецело распоряжаемся сами»). В то же время самоорганизация, как способ совладания, применялась только 38% студентов, удовлетворенных своей жизнью, что свидетельствует о том, что она являлась не обязательным условием удовлетворенности жизнью в стрессовой ситуации самоизоляции и перехода на дистанционное обучением, а одной из стратегий ее достижения.

Заключение

Результаты исследования показали, что самоорганизация как способ совладания с ситуацией самоизоляции была наиболее тесно связана с удовлетворенностью жизнью на самоизоляции. Этот способ совладания встречался почти исключительно в группе студентов с высоким уровнем удовлетворенности своей жизнью. Анализ ответов респондентов позволил выявить, что самоорганизация позволяла им успешно справляться с учебной деятельностью в непростых условиях дистанционно обучения, распределять время и силы между различными значимыми для них сферами жизни, уделяя внимание не только учебной деятельности, но и досугу, саморазвитию, общению с близкими людьми. На эмоциональном уровне самоорганизация сопровождалась переживанием радости и свободы, основой которых было обретение чувства контроля над своей жизнью, осуществление самостоятельного выбора в заданных обстоятельствах, ощущение успешности своей деятельности и осмысленности своей жизни на самоизоляции.

Литература

1. Epishin V. E. et al. Mental Health and the COVID-19 Pandemic: Hardiness and Meaningfulness Reduce Negative Effects on Psychological Well-Being //Psychology in Russia. State of the Art. - 2020. - Т. 13. - №. 4.

2. Gill P. K. et al. The psychological effects of COVID-19 spread in young Canadian adults //International Journal of Social Psychiatry. - 2021. - С. 0020764020988878. DOI:10.1177/0020764020988878.

3. Kavcic T., Avsec A., Kocjan G. Z. Psychological functioning of Slovene adults during the COVID-19 pandemic: does resilience matter? //Psychiatric Quarterly. - 2021. - Т. 92. - №. 1. - С. 207-216.

4. Kubo T., Sugawara D., Masuyama A. The effect of ego-resiliency and COVID-19-related stress on mental health among the Japanese population //Personality and Individual Differences. - 2021. - Т. 175. - С. 110702. DOI: 10.1016/j.paid.2021.110702.

5. Losada-Baltar A. Jime nez-Gonzalo L, Gallego-Alberto L, Pedroso-Chaparro MDS, Fernandes-Pires J, Ma rquez-Gonza lez M.'We're staying at home'. Association of self-perceptions of aging, personal and family resources and loneliness with psychological distress

during the lock-down period of COVID-19 //J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. - 2020. - C 10-16. D01:10.1093/geronb/gbaa048

6. Li A. et al. Self-compassion and life-satisfaction among Chinese self-quarantined residents during COVID-19 pandemic: A moderated mediation model of positive coping and gender //Personality and individual differences. - 2021. - T. 170. - C. 110457. DOI: 10.1016/j.paid.2020.110457

7. Margetic B. et al. Predictors of emotional distress during the COVID-19 pandemic; a Croatian study //Personality and Individual Differences. - 2021. - T. 175. - C. 110691. DOI: 10.1016/j paid.2021.110691.

8. Poluekhtova, I.A., Vikhrova, O.Yu., Vartanova, E.L. Effectiveness of Online Education for the Professional Training of Journalists: Students' Distance Learning During the COVID-19 Pandemic //Psychology in Russia: State of the art. - 2020. - T. 13. - №. 4. - C. 26-37. DOI: 10.11621/pir.2020.040

9. Szabo C., Pukanszky J., Kemeny L. Psychological effects of the COVID-19 pandemic on Hungarian adults //International journal of environmental research and public health. - 2020.

- T. 17. - №. 24. - C. 9565. DOI: 10.3390/ijerph17249565.

10. Talevi D., Socci V., Carai M., Carnaghi G., Faleri S., Trebbi E., Di Bernardo, Capelli F., Pacitti F. Mental health outcomes of the CoViD-19 pandemic //Rivista di psichiatria. - 2020.

- T. 55. - №. 3. - C. 137-144. DOI:10.1708/3382.33569

11. Tomaszek K., Muchacka-Cymerman A. Thinking about my existence during COVID-19, I feel anxiety and awe—The mediating role of existential anxiety and life satisfaction on the relationship between PTSD symptoms and post-traumatic growth //International journal of environmental research and public health. - 2020. - T. 17. - №. 19. - C. 7062. DOI: 10.3390/ijerph17197062

12. Zinchenko Y. P. et al. Conscious self-regulation and self-organization of life during the COVID-19 pandemic //Psychology in Russia: State of the Art. - 2020. - T. 13. - №. 4. - C. 168-182. DOI: 10.11621/pir.2020.041

УДК: 159.92

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Суннатова Р.И., Мдивани М. О., Лидская Э.В Москва, Россия, ФГБНУ «Психологический институт РАО» sunrano@mail.ru; mdivanim@gmail.com; elidskaya@gmail.com

Аннотация. Широкая цифровизация образовательной среды и социальной жизни вносит новые факторы, обусловливающие особые требования к современному школьнику, в частности важности сформированности навыков самоорганизации учебной и вне учебной деятельности. Исследование личностного ресурса школьников, как условия становления субъектности старшеклассников, включающего активность и умение самоорганизации осуществляется в соответствии с экопсихологической моделью становления субъектности от субъекта восприятия до субъекта продуктивного развития (Панов, 2018). Для эмпирического подтверждения теоретического конструкта, для расширения и углубления понимания условий, предопределяющих становление субъектности старших школьников, были созданы и апробированы две методики, одна - направленная на изучение личностного ресурса в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.