Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ЦЕПИ ПОСТАВОК'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ЦЕПИ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1321
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПЬ ПОСТАВОК / КОРОНАВИРУС / ЛОГИСТИКА / ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА / SUPPLY CHAIN / CORONAVIRUS / LOGISTICS / DEMAND CHANGING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев Антон Андреевич

Из-за пандемии весь мир оказался в сложной ситуации. Вирус повлиял на все сферы жизни, так или иначе затронул каждого, один из главных ударов пришёлся на экономики стран. Ряд компаний был вынужден приостановить работу, сократить производство, часть компаний обанкротилась. Из-за этого сильно пострадала логистика. В данной статье анализируется состояние цепи поставок в период коронавируса. В статье выявляются основные проблемы и наиболее уязвимые участки цепи поставок в условиях коронавируса. По итогу предложены меры по решению указанных проблем и уменьшению рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF CORONAVIRUS ON SUPPLY CHAIN

Because of the pandemic, the whole world was in a difficult situation. The virus affected all areas of life, one way or another affected everyone, one of the main blows fell on the economies of the countries. A number of companies were forced to suspend work, reduce production, some companies went bankrupt. Because of this, logistics has been hit hard. This article analyzes the state of the supply chain during the coronavirus period. The article identifies the main problems and the most vulnerable parts of the supply chain under the conditions of a coronavirus. As a result, measures are proposed to solve these problems and reduce risks.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ЦЕПИ ПОСТАВОК»

Влияние пандемии коронавируса на цепи поставок Impact of coronavirus on supply chain

Казанцев Антон Андреевич

Студент 4 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург e-mail: anton. kazansev. spb @gmail.com

Kazantsev Anton

4th-year student Faculty of Economics St. Petersburg State University St. Petersburg e-mail: anton. kazansev. spb @gmail.com

Аннотация.

Из-за пандемии весь мир оказался в сложной ситуации. Вирус повлиял на все сферы жизни, так или иначе затронул каждого, один из главных ударов пришёлся на экономики стран. Ряд компаний был вынужден приостановить работу, сократить производство, часть компаний обанкротилась. Из-за этого сильно пострадала логистика. В данной статье анализируется состояние цепи поставок в период коронавируса. В статье выявляются основные проблемы и наиболее уязвимые участки цепи поставок в условиях коронавируса. По итогу предложены меры по решению указанных проблем и уменьшению рисков.

Annotation.

Because of the pandemic, the whole world was in a difficult situation. The virus affected all areas of life, one way or another affected everyone, one of the main blows fell on the economies of the countries. A number of companies were forced to suspend work, reduce production, some companies went bankrupt. Because of this, logistics has been hit hard. This article analyzes the state of the supply chain during the coronavirus period. The article identifies the main problems and the most vulnerable parts of the supply chain under the conditions of a coronavirus. As a result, measures are proposed to solve these problems and reduce risks.

Ключевые слова: цепь поставок, коронавирус, логистика, изменение спроса.

Key words: supply chain, coronavirus, logistics, demand changing.

Считается, что цепь поставок - это все бизнес-процессы, которые необходимы для удовлетворения спроса на продукцию или услугу с момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю. Традиционно основными задачами цепей поставок были: оптимизация расходов между товарами и поставщиками, выделение наиболее важных контрагентов, поддержка взаимодействия с ними; минимизация складских издержек с помощью оптимизации объёмов производства и организации запасов; управление логистикой по концепции just-in-time; улучшение качества обслуживание клиентов и другие.

Что касается структуры цепи поставок, то в начале определяются поставщики, затем проводится анализ спроса, планируются запасы (исходя из возможностей поставщика и текущего спроса). Затем (если говорить о полной цепи поставок) необходимо оценить качество поставок, заключить договоры с поставщиками, выполняются все процедуры связанные с материалами. Далее идёт непосредственно производство, контроль объёма и качества производства, организация хранения. После этого осуществляется управление запасами, принятие заказов и транспортировка товаров.

Существуют следующие тенденции в области цепей поставок:

• Цифровизация логистической отрасли, изменение структуры из-за развития электронной

коммерции;

• Внедрение дронов, беспилотных автомобилей в логистической отрасли, а также автоматизация таможенных процедур;

• Использование BigData в логистике;

• Повышение значения кибербезопасности;

• При функционировании цепи поставок могут возникнуть следующие проблемы:

• Задержки поставок из-за непредвиденных ситуаций или изначально неэффективного маршрута. Неточность поставки отрицательно сказывается отношении клиентов, так как доставка в срок - это одно из главных требований при создании цепей поставок;

• Неожиданные колебания спроса могут приводить либо к излишним, либо к недостаточным запасам товара;

• Неточность в данных в имеющейся информации может привести к срыву сроков, неэффективному управлению запасами и так далее;

Одним из главных изменений в структуре потребления в начале пандемии является возросший спрос на товары первой необходимости. Это вполне объяснимо, тем, что люди стремятся в условиях неизвестности обезопасить себя. Из-за этого в условиях лёгкой паники перед вирусом с полок магазинов исчезали долгохранящиеся продукты, туалетная бумага, медикаменты, электроника и так далее. С другой стороны, из-за введения самоизоляции и карантина были закрыты торговые центы, что уменьшило спрос на одежду и косметические товары. Компании данного сектора срочно выходили на электронные площади типа Amazon, Ebay, Aliexpress, Taobao и другие. Также стоит отметить, что многие компании стали продавать ту продукцию, на которой они не специализируются. Магазин одежды мог продавать некоторые продукты питания, кафе продавали маски, ряд парфюмерных компаний перепрофилировал часть производства для изготовления антисептиков.

В продолжение предыдущего абзаца стоит отметить, что сильно изменились каналы сбыта продукции. Многие магазины, торговые центы были закрыты, да и люди выходили из дома реже, опасаясь за своё здоровье. Большая часть компаний перевела сбыт продукции в онлайн. Однако не все товары потребители склонны покупать в Интернете, например, бытовую технику. Здесь также играет важную роль то, что в кризисных условиях люди стремятся сэкономить на том, что не является необходимым. Но также при покупке бытовой техники многим клиента важно в живую разобраться с товаром. Если покупать всё стали онлайн, то нужны те механизмы, которые позволят доставить товар до клиента с минимальными рисками для здоровья. Таким способом стала бесконтактная доставка.

В результате ожиданий и падения цены нефти в следствии коронавируса курс многих валют значительно колебался. В ряде случаев для многих стран реакцией на пандемию стал рост цен на все группы импортных товаров, прежде всего, на бытовую технику, электронику и автомобили. При данной проблеме многие компании начали делать запасы, хеджироваться. Компании, производящие товары, на которые спрос вырос, увеличивали производство, расширяли складские помещения. Часть же компаний не увеличивала производство, чтобы снизить риски. Что касается снижения спроса, то тут компании сокращали производство и проводили его переориентацию на товары с высоким спросом (если производство позволяет), также были сокращены или отправлены в отпуск многие работники для уменьшения затрат.

Говоря о косвенных проблемах, связанных с пандемией, можно сказать про угрозу кибербезопасноти, это касается данных клиентов, так и данных о перевозках. Кроме того, стоит отметить, что довольно сильно пострадали от изоляции люксовые бренды, которые, как правило, приобретаются лично. При их покупке очень важна точка продажи, если канал сбыта перенесён в интернет, то это снижает спрос.

Таким образом, цепочка поставок может столкнуться с нехваткой сырья или готовой продукции. Часть офисных работников, работников транспортной системы из-за коронавируса может не работать, что влияет на скорость доставки и эффективность всей цепи поставок. Доступ к крупным логистическим узлам и их мощности могут быть ограничены. В одном месте груз может и не задержаться, а где-то его оставят на карантин. Поэтому, компании сталкиваются с проблемой поиска альтернативных маршрутов для поставки товаров. Так как в такой ситуации оказываются все, то это повлечёт за собой увеличение стоимости доставки, в дополнение к этому на цену будут влиять колебания цен на топливо. Конечные же потребители отказываются от традиционных мест покупок, так как опасаются за своё здоровье, это вынуждает компании снова менять маршруты и каналы сбыта.

Среди тех мер, которые стоит предпринимать, для решения проблем, связанных с пандемией можно выделить следующие:

• Перемещение запасов в районы, которые наименее подвержены карантину и имеют хорошую транспортную доступность.

• Своевременное пополнение запасов, особенно с учётом специфики отдельных регионов.

• Информирование всех клиентов о ситуации с доставкой товаров, а также изменение клиентской базы, так как многие клиенты могут оказаться неплатёжеспособными.

• Стимулирование спроса с помощью акций и рекламы, если есть избыточные запасы.

Так же стоит оценить ситуацию, а именно посмотреть, как количественно изменился спрос из-за пандемии, сделать прогноз на развитие ситуации. Также необходимо провести оценку рисков и возможных потерь. Стоит учитывать такие риски как макроэкономические, политические, валютные, эпидемические и прочие. Всё это позволит улучшить стабильность компании, что очень важно в условиях кризиса. Вполне возможно, что после пандемии нас ожидает изменение крупнейших цепей поставок, так как многие клиенты стали относиться с опасением к товарам из Китая, причём это связано не только со страхом перед вирусом, сколько и с угрозой торговых войн. Компании стали тщательнее выбирать себе поставщиков, чтобы даже при существующих рисках иметь возможность удовлетворять запросы своих клиентов. При этом компании будут стремиться дифференцировать поставщиков, искать альтернативные пути. Довольно востребованными будут поставщики из стран, которые вирус затронул в наименьшей степени.

Для борьбы с последствиями коронавируса компаниям стоит найти новые стратегии по управлению рисками, что должно обеспечить непрерывность бизнес-процессов. Достаточно полезным будет проведение территориальной диверсификации для снижения зависимости от поставок из конкретных стран. Помимо диверсификации важным условием эффективной работы цепи поставок является её прозрачность. Получение информации о состоянии запасов, графиках производства и состоянии отгрузки поможет прогнозировать дефицит товаров и соответствующим образом реагировать. Скорость получения и обработки информации необычайно важна, эффективные каналы информации - эффективные решения руководства. С помощью прозрачности компания может лучше управлять рисками, быстро принимать нужные операционные решения. Для этого подойдут технологии BigData. Которые позволят анализировать ситуацию с доставкой большого количества товаров, изменением спроса и так далее. Это же касается и отслеживания уровня запасов, грамотное управление которыми имеет очень важное значение.

Для этого, естественно, должны применятся ключевые показатели эффективности или КР1 — это измеримые величины, которые демонстрируют, насколько эффективно компания достигает ключевых бизнес-целей.

КР1 должен:

• соответствовать бизнес-целям компании;

• должен быть действенным, предоставлять своевременные и точные данные, которые сотрудники и руководство могут интерпретировать и использовать;

• усиливать или дополнять другие KPI;

• иметь цель, порог или предыдущее значение. Таким образом, можно устанавливать минимальный уровень эффективности и следить за динамикой;

• постоянно обновляться, так как со временем он потеряет свою актуальность.

KPI не должен:

• противоречить другим KPI;

• быть слишком детализированным, так как он должен отслеживать наиболее важные участки цепей поставок.

И при этом компаниям необходимо назначить человека или группу людей, ответственных за периодический расчёт KPI, также эта группа должна определять реакцию на его изменения.

Разумеется, нельзя делать однозначные выводы на основе изменения одного показателя эффективности цепи поставок по итогам одного квартала. Для полноценного анализа необходимо, во-первых, выделить конкретную группу показателей в соответствии с целями анализа и спецификой отрасли, а во-вторых, отслеживать эти показатели в динамике (например, рассматривать еженедельные значения переменных с целью поддержания актуальности информации).

Следует учитывать также некоторые особенности расчёта показателей, например, общий недостаток показателей, характеризующих оборачиваемость. Для расчёта показателей такого рода обычно используют выручку от продаж (она стоит в числителе). Соответственно, при условии неизменности других переменных динамика показателя будет прямо зависеть от динамики выручки и не будет иллюстрировать эффективность или неэффективность цепи поставок. В связи с этим, для оценки эффективности цепей поставок эти показатели обязательно нужно использовать в группе с другими.

Компаниям стоит изменить подход к управлению запасами и планированию, так как до эпидемии компании старались всеми силами сократить запасы, а в ситуации пандемии оказалось, что у многих нет необходимых запасов. Сложилась ситуация, когда на возросший спрос у компаний не было подходящего уровня предложения, или же предложение было сокращено в результате сбоев в цепи поставок. Но можно сказать, что у пандемии есть и некоторые плюсы. Возникшие проблемы послужили толчком для изменения структуры цепи поставок, её большей цифровизации. Как раз при внедрении цифровых технологий можно более эффективно управлять запасами. Кроме того, ряду компаний имеет смысл проработать сценарий закрытия производства. Это должен быть такой план по которому производства должны быть закрыты с минимальными издержками или же производство должно быть перепрофилировано под текущий спрос, по мимо этого нельзя исключать вариант переноса производственных мощностей.

В рамках данной статьи удалось выявить наиболее уязвимые участки цепи и определить влияние пандемии коронавируса на данный процесс. Увеличились сроки поставок, закрылись границы, стало труднее осуществлять грузоперевозки внутри страны, было введено большое количество ограничений, в том числе тех, которые ограничили передвижение людей, что привело к некоторым изменениям в структуре потребления и повысило роль онлайн покупок.

Можно видеть, что цепи поставок сильно пострадали от последствий нового вируса и не были к нему готовы. И теперь, для устранения последствий, необходимо предпринимать соответствующие меры. Компании, которые не смогли быстро адаптироваться к сложившимся условиям, скорее всего покинут рынок. Только самые гибкие и устойчивые предприятия смогли приспособиться к такому вызову. Такие предприятия стали внедрять

доставку на дом или развивать уже существующую сеть доставки, стимулировать потребителя покупать онлайн, ряд компаний переориентировался на товары, которые в текущих условиях имеют больший спрос.

Пандемия коронавируса дала понять, что компании должны всегда просчитывать свои риски, и иметь подушку безопасности в случае непредвиденных ситуаций. Теперь предприятия будут более серьезно и рационально подходить к планированию, закупкам, контролю за поставщиками и сделают акцент на создании прозрачной цепи поставок для того, чтобы иметь достоверную информацию о протекающих процессах. Это в свою очередь позволит оперативно принять решение и уменьшить возможные риски.

Список используемой литературы:

1. COVID-19: Protecting your supply chain // URL: https://www.pwc.com

2. Пол Донован Экономика страха: как коронавирус изменит бизнес и потребителей // URL: https://www.forbes.ru

3. Kevin Keegan COVID -19: Operations and supply chain disruption // URL : https://www.pwc.com

4. Supply Chain 4.0 - the next-generation digital supply chain // URL: https://www.mckinsey.com

5. Supply chain and risk management // URL: https://www.pwc.com

6. Supply-chain recovery in coronavirus times - plan for now and the future // URL: https://www.mckinsey.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.